Научная статья на тему '«Рио+20»: безопасность граждан глобального общества'

«Рио+20»: безопасность граждан глобального общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
141
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Век глобализации
ВАК
Ключевые слова
НООСФЕРНЫЙ СТАТУС / ДЕПОПУЛЯЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА / НООСФЕРНАЯ ФУТУРОЛОГИЯ / HUMAN DEPOPULATION / CITIZEN IN GLOBAL SOCIETY / NOOSPHERIC FUTUROLOGY / NOOSPHERIC STATUS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Василенко Василий Николаевич

Главное дело: сохранение и размножение российского народа, в чем состоит величество, могущество и богатство всякого государства, а не в обширности, тщетной без обитателей. М. В. Ломоносов, 1761 г. Для меня ноосфера – не фикция, не создание веры, а эмпирическое обобщение. Ноосфера, в которой мы живем, – является основным результатом моего понимания окружающего. Демократия – это свобода мысли и свобода веры. В. И. Вернадский, 1941 г. Наше дело правое и сейчас стихийно совпадает с наступлением ноосферы – нового состояния области жизни, биосферы – основы исторического процесса, когда ум человека становится огромной геологической силой. Из телеграммы В. И. Вернадского И. В. Сталину, 1943 г. Повестка глобального саммита по устойчивому развитию «Рио+20» (Бразилия, июнь 2012 г.) выражает не только необходимость преодоления кризисной модели жизнеустройства государств в регионах Земли, низкую эффективность планетарных и национальных инструментов, механизмов перехода на модель устойчивого развития, но и необходимость ноосферологической ревизии (интерпретации) процесса «Рио+20». Это подтверждается нарастающими угрозами депопуляции в России и развитых странах глобального общества, обострившимися в первом десятилетии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

XXI в.The agenda of World Summit on Sustainable Development ‘Rio+20’ (Brazil, June 2012) reflects not only the necessity to overcome crisis models of state structures in different world regions, low efficiency of planetary and national instruments and mechanisms of transition to the model of sustainable development, but also the need for a noospheric revision (interpretation) of ‘Rio+20’ process. This is evidenced by the growing threat of depopulation sharpened in the first decade of the 21 st century.

Текст научной работы на тему ««Рио+20»: безопасность граждан глобального общества»

«РИО+20»: БЕЗОПАСНОСТЬ ГРАЖДАН ГЛОБАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА

Василенко В. Н.

д. ф. н., профессор кафедры истории и философии Волжского гуманитарного института (филиала) Волгоградского государственного университета, главный научный редактор электронного альманаха «Ноосфера XXI века». E-mail: [email protected]

Главное дело: сохранение и размножение российского народа, в чем состоит величество, могущество и богатство всякого государства, а не в обширности, тщетной без обитателей.

М. В. Ломоносов, 1761 г.

Для меня ноосфера - не фикция, не создание веры, а эмпирическое обобщение. Ноосфера, в которой мы живем, - является основным результатом моего понимания окружающего. Демократия - это свобода мысли и свобода веры.

В. И. Вернадский, 1941 г.

Наше дело правое и сейчас стихийно совпадает с наступлением ноосферы - нового состояния области жизни, биосферы - основы исторического процесса, когда ум человека становится огромной геологической силой.

Из телеграммы В. И. Вернадского И. В. Сталину, 1943 г.

Повестка глобального саммита по устойчивому развитию «Рио+20» (Бразилия, июнь 2012 г.) выражает не только необходимость преодоления кризисной модели жизнеустройства государств в регионах Земли, низкую эффективность планетарных и национальных инструментов, механизмов перехода на модель устойчивого развития, но и необходимость ноосфероло-гической ревизии (интерпретации) процесса «Рио+20». Это подтверждается нарастающими угрозами депопуляции в России и развитых странах глобального общества, обострившимися в первом десятилетии XXI в.

Ключевые слова: депопуляция человечества, учение об эволюции биосферы в ноосферу, ноосферная футурология, ноосферный статус Человека, Личности, Гражданина в глобальном обществе, ноосферная миссия науки и системы образования, ноосферная функция институтов власти, ноосферная декларация глобальной безопасности граждан, ноосферный мониторинг устойчивого развития субъектов геоцивилизации.

The agenda of World Summit on Sustainable Development 'Rio+20' (Brazil, June 2012) reflects not only the necessity to overcome crisis models of state structures in different world regions, low efficiency of planetary and national instru-

Век глобализации 2/2012 128-144

128

ments and mechanisms of transition to the model of sustainable development, but also the need for a noospheric revision (interpretation) of 'Rio+20' process. This is evidenced by the growing threat of depopulation sharpened in the first decade of the 21st century.

Keywords: human depopulation, theory of biosphere evolving into noosphere, noospheric futurology, noospheric status of a Human, person, citizen in global society, noospheric mission of science and education system; noosperic function of government institutions, noospheric declaration of global security; noospheric monitoring of sustainable development of the subjects of geocivilization.

Депопуляция, процесс «Рио+» и учение о ноосфере

Информация о рождении семимиллиардного жителя планеты (ноябрь 2011 г.) совпала с прогнозами о странах - кандидатах на вымирание, в десятку которых вошла и Россия (см. на рис. 1 кривую снижения рождений и депопуляции).

160

100 -I------------

оьооюоюоюоюоюо о>озооооооооооо

Рис. 1. Демографическое состояние и прогнозы развития России в 2010-2050 гг.

Численность населения России с 2010 по 2050 г. по различным прогнозам: 1 - фактическая численность; 2 - ИДЕМ ГУ ВШЭ (2007, нормативный прогноз); 3 - ИДЕМ ГУ ВШЭ (2007, аналитический прогноз); 4 - Росстат (2007, средний вариант); 5 - Бюро цензов США (2003); 6 - ИДЕМ ГУ ВШЭ (2007, прогноз с нулевой миграцией); 7 - ООН (2006, средний вариант) Источник: [Демографический...]

Острота эколого-демографических проблем государств в регионах глобального сообщества подчеркивается как новая угроза в докладах ООН о развитии человека и национальных обзорах за последние 20 лет, подтверждая тенденцию убывания воспроизводства народонаселения в называющих себя «развитыми» странах, в России и ее регионах (см. рис. 2-5).

1900 1920 1940 1960 1980 2000 2020

Для графиков ОПЖ до 50-х гг. при отсутствии данных сделана линейная интерполяция

Рис. 2. Динамика жизнеспособности народов России в XX и начале XXI в.

[Сулакшин 2006]

Рис. 3. Демографический переход 1750-2100 гг. Прирост населения за декады лет: 1 - в развитых, 2 - в развивающихся странах [Капица 2006]

Рис. 4. Коэффициент суммарной рождаемости (см. сверху вниз) сельского, общего и городского народонаселения России, 1959-2007 гг. [Вишневский и др. 2009: 29]

Рис. 5. Рождаемость и смертность народонаселения Волгоградской области [Стратегия... 2008: 33]

Модели показывают планетарные и региональные аспекты эколого-демогра-фического состояния территории в биосфере Земли, но причины депопуляции не отражены в демографической статистике, докладах ООН о развитии человека и национальных отчетах о развитии человеческого потенциала государств. Остаточный подход органов власти и институтов глобального сообщества к эколого-демографическим проблемам оборачивается угрозами убывания нынешних и будущих поколений народов в общем Доме человечества - биосфере Земли. В России в ХХ в. воспроизводство народонаселения снизилось с 7,5 в 1900 г. до 1-1,2 детей в 2000 г. и 1,4 в 2010 г. [Доклад ООН. 2009: 192]. В Европе, США, Японии рождаемость упала с 3,5-2 до 1,5-2 детей [Доклад о развитии. 2001: 181-184]. Депопуляция начинается при индексе рождения на семью меньше 2,3-2,5 ребенка. В эколого-демографической реальности России начала XXI в. среднее воспроизводство народонаселения составляет 70-85 %, то есть поколение детей не замещает поколения родителей.

Угроза убывания народонаселения Земли становится футурологически неотвратимой, так как в развитых странах и депрессивных поселениях России критически превышен порог бесплодия родителей (15 %), приближаясь к 20 % [Гундаров 2006]; в России бесплодны не менее 40 % мужчин [Иванова 2011]. Депопуляция в регионах планеты - следствие пренебрежения в глобальном взаимодействии общества с природой экологическим императивом учения о биосфере - презумпцией экологической опасности хозяйственной, политической, научной, образовательной, законотворческой, иной деятельности граждан общества в регионах планеты. Это главная причина необходимости ноосферного подхода, особенно к анализу наиболее опасных угроз, вызовов глобализации бытию этносов человечества в регионах природного Дома.

Необходимость ноосферного подхода [Василенко 2003; Василенко, Иманов 2010] к процессам и проблемам глобализации взаимодействия человечества с природой в Доме бытия (биосфере Земли) заложена в анализе В. И. Вернадским (1863-1945) гражданского подвига М. В. Ломоносова - «не только великого русского ученого, но и одного из передовых творцов человеческой мысли» [Вернадский 1986: 59]. В статье «Памяти М. В. Ломоносова», посвященной 200-летию первого русского академика, сделан вывод (1911 г.): «Он все время стоял за при-

ложение науки к жизни, он искал в науке сил для улучшения положения человечества. Наряду с философскими обобщениями его все время привлекало прикладное естествознание. Не чуждаясь широких обобщений, он неуклонно имел в виду возможную "пользу", он стоял непрерывно в соприкосновении с жизнью». Член юбилейной комиссии Императорской Академии наук в «Общественном значении Ломоносовского дня» подчеркнул: «В частности, в Ломоносове мы имеем создателя русского научного языка: едва ли мы до сих пор достаточно полно оцениваем все, чем мы ему в этом отношении обязаны. Этот язык, которым мы пишем и мыслим, выковывался М. В. Ломоносовым, прозревшим в своих научных концепциях научные поколения и века... (выделено мной. - В. В.)» [Вернадский 1986: 60].

Продолжая и развивая традицию Ломоносова на новом уровне научных знаний, Вернадский делает выводы, имеющие ноосферологическое значение в эпоху глобализации взаимодействия этносов человечества с природой планеты:

«Только тот народ может сейчас выжить свободным и сильным в мировой жизни, который является творческим народом в научной работе человечества. Нет идеи, нет научной мысли, нет научной работы, научного открытия без человеческой личности» (1911 г.) [Там же];

«Революция не должна привести к распаду России. Многие не принимают в расчет, что есть общность более могучая, чем государственность, - есть научное единство территории. Сохранение единого государства и национальное возрождение - не противоречат друг другу, если решаются научным путем. . Наука больше всего способствует международному пониманию. Ненасильственно и самым прочным способом она связывает людей и народы. Она выявляет огромные преимущества страны-континента. Пока мы этим преимуществом не пользуемся. . ..Огромная сплошная территория, добытая кровью и страданиями нашей истории, должна нами охраняться, как общечеловеческое достояние, делающее более доступным, более исполнимым наступление единой мировой организации человечества» [Аксенов 2001: 201].

В «Вопросе о естественных производительных силах в России с XVIII по ХХ в.» он выделил особую роль научных знаний, свободного научного творчества личности в использовании сил природы. В этом смысле качество, уровень жизни народонаселения регионов является критерием научного единства территории государства:

«Нет идеи, нет научной мысли, нет научной работы, научного открытия без человеческой личности. .Богатство страны или народа может быть разложено на две хотя и связанные, но во многом независимые друг от друга части: 1) силы природы той территории, которая находится в распоряжении страны, и 2) силы народа, который эту территорию занимает.

Естественные производительные силы страны - это потенциальная энергия, использованная или неиспользованная данной страной или данным народом, которая определяет его возможные действия. Духовные силы человечества - его мысль, его воля, его нравственная сила, - несомненно, являются основным, определяющим условием национального богатства. Обладая ими, народ в сложных условиях исторической жизни приобретет и добудет себе необходимые для их проявления силы природы.

... Организация научной творческой работы является основной задачей государства. Организация распределения богатств является второстепенной перед ор-

ганизацией их интенсивного и быстрого создания. Ибо самое правильное, самое равномерное распределение, самое коммунистическое не даст ничего серьезного и прочного, если нет в достаточной мере того, что надо распределять: без науки его не создаст ни труд, ни любая форма организации жизни...» [Вернадский 1986: 334, 337, 340-341].

Последователи В. И. Вернадского делают выводы, актуальнейшие для оценки причин угроз глобализации народам России, особенно во взаимодействии общества с природой Земли. В соответствии с указом президента, утвердившим концепцию перехода России к устойчивому развитию, они разработали научную стратегию реформ. В ней выделен главный критерий учета угроз глобализации: «В своем развитии человечество перешло допустимые экологические пределы, определяемые естественной емкостью биосферы. Закончился длительный период условной независимости человечества от законов биосферы. Теперь человек зависим от этих законов» [Стратегия... 2002: 26].

Ноосферные императивы устойчивого развития глобального общества

Ноосфера (с греч. ноос - разум; сфера - шар) - понимание субъектами жизни общества сферы разума, функциональной частью которого является человечество (социальный вид природы Homo sapiens в биоразнообразии планеты). Толкование ноосферы с позиций здравого смысла живущих выражает:

а) происхождение (генезис) понятия сферы разума от именования (онтологического и научного признания) человека разумным, способным понимать свою природу, миссию, роль в бытии поколений человечества;

б) функциональную взаимосвязь поколений человека разумного (ноосферы человечества) с биосферой - средой жизни, мысли, деятельности субъектов социального вида в природном Доме планеты Земля;

в) уровень реализации разумного потенциала интеллекта поколений народов и семей (ноосферы отечеств человечества) в биосфере планеты;

г) уровень реализации разумного (ноосферного) потенциала интеллекта Человека, Личности, Гражданина в институтах науки, системы образования, сферах жизни, мысли, деятельности субъектов глобального общества.

Толкование ноосферы в «пирамиде» Жизни предложено автором термина Э. Леруа [1928]: «Если мы хотим включить Человека во всеобщую историю Жизни, не искажая его роли и не дезорганизуя ее, то совершенно необходимо поместить Человека на самом верху предшествующей пирамиды в положении, в котором он над ней господствует, но не вырывать его из нее; и это сводится к тому представлению, что биосфера животная последовательно продолжается в человеческой сфере, сфере разума, мысли, свободного и сознательного творчества, собственно мышления, короче: сфере сознания или ноосфере» [Там же].

Эдуард Леруа (1870-1954) участвовал в семинарах В. И. Вернадского в Сорбонне (Париж, 1923-1925 гг.), который читал лекции по геологии и геохимии. В это время ученый изучал роль живого вещества в биосфере Земли (книга «Биосфера» опубликована в 1926 г.). Во фрагменте «Несколько слов о ноосфере» (1943 г.) Вернадский писал: «Исторический процесс на наших глазах коренным образом меняется. Впервые в истории человечества интересы народных масс -всех и каждого - и свободной мысли личности определяют жизнь человечества, являются мерилом его представлений о справедливости. Человечество, взятое

в целом, становится мощной геологической силой. И перед ним, перед его мыслью и трудом становится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого. Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть "ноосфера". <.. .>

Ноосфера есть новое геологическое явление на нашей планете. В ней впервые человек становится крупнейшей геологической силой. Он может и должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни, перестраивать коренным образом по сравнению с тем, что было раньше. Перед ним открываются все более и более широкие творческие возможности. И может быть, поколение моей внучки уже приблизится к их расцвету» [Вернадский 2003: 480].

В понимании феномена ноосферы выражаются не только общемировоззренческие позиции ученых - их взгляд на природу вообще, человека в природе и биосфере планеты, но и оценка роли, миссии науки в бытии сообществ своего времени. Естественно-исторически доминируют две мировоззренческие позиции (концептуально противопоставляемые подходы) в понимании природы феномена человека и природы Дома его бытия в реальности:

— мифологическая (креационистская) концепция отстаивает божественное происхождение человека и феномена его разума. По постулатам институтов веры, структур Церкви человек - венец творения, поэтому он всецело зависит от воли Творца, Бога, Всевышнего. Креационистская концепция противопоставляет ценности веры основам естественно-научных и эмпирических знаний, а каноны церкви - социально-политическим законам (установлениям), политико-правовым нормам, политико-экономическим механизмам отношений в гражданском обществе;

— естественно-научная (эволюционная) концепция раскрывает социально-природное начало, биосферно-экологическую природу происхождения человека (вида Homo) в биоразнообразии планеты, рассматривая роль науки, системы образования в социально-политическом жизнеустройстве поколений народов глобального общества, в понимании этапов развития разума до Homo sapiens, в современной миссии институтов науки и веры в реальном бытии этносов человечества в биосфере Земли, переживающих региональную депопуляцию.

Мы опираемся на естественно-научную концепцию глобального развития этносов человечества в биосфере планеты, учитывающую эмпирические обобщения В. И. Вернадского о функциональной взаимосвязи человека разумного с природой: «Человек, как и все живое, не является самодовлеющим, независимым от окружающей среды природным объектом. .Философы и современная философия в подавляющей мере не учитывают эту функциональную зависимость человека как природного объекта и человечества как природного явления от среды жизни и мысли» [Там же: 242-243]. Он считал: «Современный ученый, исходящий из признания реальности своего окружения, подлежащего его изучению мира - природы, космоса или мировой реальности, - не может становиться на эту точку зрения как исходную для научной работы». Для Вернадского понятия природы и биосферы — синонимы: «Понятие природы является, если взять его в историческом аспекте, понятием сложным. Оно охватывает очень часто только биосферу, и удобнее его употреблять именно в этом смысле или даже совсем не употреблять. Исторически это будет отвечать огромному большинству употреблений этого понятия в естествознании и в литературе. Понятие "космос", может быть, удобнее приложить только к охваченной наукой части реальности, причем

в таком случае возможно философски плюралистическое представление о реальности, где для космоса не будет единого критерия» [Вернадский 2003: 243].

Толкование ноосферы с позиций здравого смысла показывает, что природа (начало), статус (роль), функция (миссия) человека разумного (Homo sapiens) в биосфере Земли приняты по самоназванию вида биоразнообразия в экосистеме планеты, выражающего высшее духовно-интеллектуальное самоопределение, ценностно-нравственную самоидентификацию поколений в жизнеустройстве этносов человечества в природном Доме (Космосе и Вселенной). Это значит, что феномен человека разумного в сфере разума поколений граждан в природе отечества есть интуитивный, потенциальный субъект ноосферы в биосфере планеты. В условиях глобализации бытия человечества в биосфере - среде жизни, мысли, деятельности субъектов общества, житейски правильнее вести речь не о ноосфере вообще, а о ноосфере поколений человечества, ноосфере личности граждан, институтов науки, органов власти и управления в государствах планеты.

Онтологически (в природной и социальной реальности) Человек, Личность, Гражданин является интуитивным, и/или потенциальным субъектом ноосферы в поколениях субъектов малой и большой родины (государства) в регионах биосферы планеты. Угрозы депопуляции в регионе месторазвития отечества «заставляют» преодолевать космополитическую обезличенность жизни граждан в реальности природы вообще и человека в природе Земли, то есть в условиях биосферы - среды жизни, мысли, деятельности поколений. Мировоззренческое «преодоление» космополитического отношения граждан сообществ к биосфере возможно посредством признания триединства ноосферной природы, ноо-сферного статуса, ноосферной функции Человека, Личности, Гражданина в ядре взаимодействия граждан с территорией, то есть бытия Homo sapiens institu-tius в эстафете поколений «вчера - сегодня - завтра» семьи и отечества.

О ноосферной миссии наук, знаний и образования граждан

Что это означает в природном и социальном бытии народов планеты? С момента рождения человек (социальный вид Homo sapiens в экосистемах биосферы Земли) включен в институты жизнеустройства отечества (принадлежность к гражданству и семье; развитость хозяйства, культуры, формы власти, школы, науки, религии, рынка и др.), реализуя статус человека разумного институционального общества, в котором конституционно выражены ипостаси Человека, Личности, Гражданина в государстве, имеющем территориально определенное социально-политическое жизнеустройство.

Но ноосферная природа (начала), ноосферный статус (роль), ноосферная функция (миссия) поколений Homo sapiens институционально не признаны ни на уровне ООН, ни в институтах власти государств, ни в нормативно-правовых актах, регулирующих природопользование граждан в регионах планеты, переживающих экологический и популяционный кризис. Угрозы глобализации показали, что пренебрежение ноосферной миссией Человека + Личности + Гражданина в регионах биосферы Земли разрушает природные основы и условия устойчивого жизнеобеспечения поколений человечества, незамещаемого потенциала жизнеспособности геоцивилизации. В ноосферном подходе принцип презумпции экологической опасности деятельности граждан выступает экологическим (с позиций экологии человека) и ноосферным императивом жизнеспособно-

сти поколений человечества. Пренебрежение властью экоограничениями территорий разрушает устойчивость воспроизводства семьи в отечестве и биосферы планеты. Это подтверждается остаточным подходом государств к Повестке дня ООН на XXI в., целям Декларации тысячелетия, вообще к процессу «Рио+».

Анализ причин «остаточного» отношения экспертов ООН и национальных обзоров по проблемам развития человека (человеческого потенциала) показывает, что в методах научных оценок эколого-демографического состояния регионов России, других субъектов сообщества (совокупного человечества в природном доме Земли) нет... самого человека — разумного(?!) субъекта, агента, актора, инструмента и поэтому — жертвы стихийной глобализации. Нарастание эко-лого-демографических угроз народам России, других государств определяет необходимость применения гражданами учения о ноосфере к анализу процессов, проблем и вызовов глобализации поколениям этносов человечества в биосфере планеты, актуальность распространения ноосферного подхода на оценку докладов ООН о развитии человека, национальных и глобальных стратегий ООН.

В гражданском понимании учения о ноосфере можно выделить следующие концепции глобального взаимодействия субъектов общества с природой, определяющие уровень экологизации природопользования на территории государств в регионах биосферы Земли [Василенко 2003; Василенко, Иманов 2010].

Физико-географическая концепция взаимодействия с природой определяет философский антропоцентризм, выраженный «покорительско-преобразователь-скими» способами природопользования в биосфере по формуле «общество - хозяйство - природа». Глобальный антропоцентризм доминирует в научной картине мира, философских основаниях науки, приоритетах развития институтов науки, системы образования граждан, определяя ресурсно-сырьевые цели, принципы регулирования природопользования в регионах планеты. Научно-мировоззренческий антропоцентризм в философии глобального хозяйства выражен экономическим детерминизмом в жизнеустройстве территории государств планеты (приоритет экономических интересов собственников над экологической безопасностью поколений) и рыночным фундаментализмом, в геополитике - глобальной стратегией стран «золотого миллиарда». Доминирование физико-географической концепции в глобализации природопользования государств является главной причиной депопуляции в кризисных регионах планеты, в том числе в России, превращая наше богатейшее отечество в сырьевую провинцию других стран.

В эколого-географическом подходе (экосистемном в регионах биосферы Земли) учитываются общие, особенные, частные экологические проблемы видов (экологии человека, биоразнообразия, территорий), но не раскрываются экологическая, генетическая, эволюционная, иные функции живого вещества, биогеохимической энергии в воспроизводстве устойчивости биосферы планеты. Экоси-стемный принцип позволяет выявлять экофобные и экофильные формы природопользования, но не предлагает адекватных угрозам человечества методов замещения неустойчивых моделей хозяйства устойчивыми.

Принцип средового подхода к природе применяется в Декларации по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.), Повестке дня на XXI в., экологических документах ООН, федеральном и региональных государственных докладах России, стран СНГ о состоянии окружающей среды и природопользования. Средовой подход рекомендует экологическую экспертизу хозяйственной,

иной деятельности граждан, но экологические принципы не являются обязательными в регулировании природопользования поселений в биосфере Земли [Свод. 1996]. Средовой подход к управлению территорией государства целостную функцию биосферы Земли «разделяет» на среды земле-, водо-, недро-, лесо-, воздухо-, космо-, иного природопользования. Средовой подход к глобализации «разделил» государства на экологически чистые (развитые) и грязные (опасные) для проживания (развивающиеся и наименее развитые) регионы, обостряя их борьбу за раздел природных ресурсов и регионов планеты.

Научной основой биосферно-экологической (биосферосовместимой, биосферо-центристской и поэтому ноосферной) концепции взаимодействия человека, общества с природой планеты является учение об эволюции биосферы в ноосферу, выражающей способность человека разумного упреждающе учитывать экологические законы (ограничения) регионов биосферы в законах жизнеустройства народонаселения планеты. С позиций ноосферной футурологии выделим доминирующие подходы аналитиков к проблемам и процессам глобализации, показывающие причины «остаточного» отношения субъектов власти к эколо-го-демографическим, иным угрозам народонаселению государств в биосфере Земли.

Космополитический подход к знаниям человечества показывает уровень учета гражданами опытных социоприродотехногенных условий бытия общества в регионах планеты в территориальном жизнеустройстве народонаселения - географически определенной среды жизни, мысли, деятельности поколений отечества в природе планеты. Космополитическая и экологическая обезличенность жизнеустройства сообществ в биосфере выражает информационно-математические методы использования знаний о процессах глобализации, статистическое накопление данных, разработку математически «слепых» моделей решения проблем человечества и государств планеты.

В синергетическом подходе (по теории самоорганизации) используются различные методы космополитически и экологически обезличенного анализа процессов глобализации, в основном количественные аспекты проблем бытия, произвольно трактующие социально-политические, экологические, ценностные и иные аспекты знаний. Синергетический взгляд на экологические оценки планеты выражают доклады ЮНЕП «Глобальная экологическая перспектива» ГЕО-3 (2002 г.) и ГЕО-4 (2009 г.), пренебрегающие депопуляцией в регионах Земли.

Главная причина пренебрежения эколого-демографическими проблемами и депопуляцией в государствах состоит в том, что в названных подходах экспертов ООН к процессам и вызовам глобализации человечества в биосфере Земли нет собственно человека — основного субъекта, агента, актора, инструмента глобализации. Так человек, называющий себя разумным (Homo sapiens), разрушая среду бытия в природе, становится заложником экофобного взаимодействия общества с природой в экосистемах биосферы Земли. Поэтому в государствах, Организации Объединенных Наций планеты не создано институтов, способных футурологически упреждать планетарные угрозы, вызовы поколениям человечества, умеющих на этой основе разумно управлять процессами глобального взаимодействия общества с природой. Поэтому убывание человека в регионах биосферы - главная угроза экологически тупиковой глобализации.

Ноосферный мониторинг безопасности граждан глобального общества

Глобализация подтвердила футурологическую актуальность вынесенных в эпиграф выводов великих граждан России - М. В. Ломоносова и В. И. Вернадского. «Книгу жизни» «Химическое строение биосферы Земли и ее окружения» [1987] В. И. Вернадский заканчивал во время борьбы народов СССР и планеты с фашизмом. В ней он сделал фундаментальные выводы о глобальной геологической силе человечества, о планетной силе научной мысли поколений, позволившие ему вывести планетарно актуальные гражданские формулы учения о ноосфере: «Для меня ноосфера - не фикция, не создание веры - а эмпирическое обобщение»; «Ноосфера, в которой мы живем, - является основным результатом моего понимания окружающего»; «Демократия - это свобода мысли и свобода веры».

Пренебрежение выводами Ломоносова и Вернадского в глобальной геополитике государств привело к нарастанию эколого-демографических угроз в депрессивных регионах России, переживающих критическую депопуляцию. Концептуальное понимание, экологическое осознание ноосферного статуса, ноосферной миссии Человека + Личности + Гражданина глобального общества должно быть конституционно признано в ноосферном статусе, ноосферной миссии гражданства народов государств планеты, суверенных субъектов ООН, чтобы ноо-сферную миссию наук, знаний, образования распространять на функции власти и управления ради повышения социоприродного потенциала жизнеспособности человечества. Это необходимо для проведения ноосферно-ориентированной реформы социально-политического жизнеустройства государств в регионах биосферы, направленной на преодоление остаточного подхода власти и управления к эколого-демографическим угрозам депопуляции, футурологически близорукого отношения органов власти к вызовам планетарной безопасности этносов.

В ноосферной парадигме глобализации жизни граждан государств, планетарной концепции ноосферизма (ноосферной организации глобального общества) [Субетто 2010] на первый план выходит ноосферная миссия науки и образования общества - ноосферного института гражданства, призванного футуроло-гически упреждать эколого-демографические вызовы глобализации человечеству.

Ноосферная парадигма наук, знаний граждан отечества диктует:

1) распространение ноосферного подхода (ноосферной функции наук, роли знаний, миссии образования поколений граждан отечества) на функции институтов власти и управления территорией государств планеты;

2) ноосферологический анализ (биосферно-экологическую экспертизу) нормативно-правовых актов общества, определяющих вектор глобализации;

3) разработку ноосферно-ориентированных нормативно-правовых актов государства, определяющих безопасность субъектов глобального общества;

4) приоритетное развитие ноосферных функций наук, знаний в системе образования; становление ноосферной социологии, педагогики, психологии;

5) распространение ноосферных функций наук, миссии знаний, системы образования граждан - институтов футурологически упреждающего учета угроз, рисков, вызовов глобализации народам - на функции власти и управления территории суверенных государств в регионах биосферы Земли.

Анализ причин обострения угроз, вызовов депопуляции гражданам государств в кризисных регионах планеты показывает необходимость:

- в функциях власти, управления территориями учитывать биосферно-экологические основы ноосферной парадигмы наук, знаний, образования поколений - критерии ноосферной организации жизнеустройства поколений граждан отечества в экосистемах регионов планеты, обязательные для управления взаимодействием субъектов глобального общества с природой;

- принятия на уровне ООН проекта ноосферной декларации безопасности граждан государств, упреждающего вызовы глобализации человечеству;

- принятия проекта ноосферной этико-экологической Конституции, включающей институциональные инструменты, механизмы ноосферизации власти и управления, экологизации жизнеустройства государств планеты.

Ноосферные подходы к упреждению эколого-демографических угроз глобализации поколениям народов отечества должны определять конституционное признание ноосферного статуса Человека, Личности, Гражданина в функциях институтов власти и управления глобализацией жизни человечества в биосфере планеты. Таким образом, планетарно универсальный ноосферный статус Человека + Личности + Гражданина, выраженный ноосферным статусом народов в отечествах человечества, необходимо признать во Всеобщей декларации прав человека ООН (принята в 1948 г.), в Декларации по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.), Декларации тысячелетия ООН (2000 г.), Йоханнесбург-ской декларации по устойчивому развитию (2002 г.), в Повестке дня ООН на XXI в., процессе «Рио+», концепциях национальной безопасности, в докладах ООН о развитии человека и экологическом состоянии регионов биосферы планеты.

В трудах Вернадского, его последователей, современных ученых-ноосферо-логов, обоснована необходимость преодоления классово-формационного подхода к социально-политической организации жизнеустройства государств планеты, показаны институты, обоснованы инструменты, предлагаются механизмы и индикаторы управления переходом народов к устойчивому развитию, упреждающие в политике рост угроз, рисков, вызовов глобализации будущему человечества. Этой проблематике и поиску сценариев стратегической стабильности посвящаются постоянно действующие международные научные конгрессы «Глобалистика-2009: пути выхода из глобального кризиса и модели нового мироустройства» [Материалы. 2009], «Глобалистика-2011: пути к стратегической стабильности и проблема глобального управления» [Материалы. 2011]; Всемирный форум духовной культуры (Астана, 2010, 2011 гг.); Мировой политический форум в Ярославле (2009, 2010, 2011 гг.); международные форум «Ноосфе-ризм: Арктический взгляд на устойчивое развитие России и человечества» (2007, 2009, 2011 гг.) [Ноосферизм. 2011], конференция «Ноосферное образование в евразийском пространстве» (2009, 2010, 2011 гг.) и другие.

Анализ принятых в России и на уровне ООН институционально обязательных для соблюдения политических актов, обеспечивающих безопасность государств в регионах биосферы Земли, показывает необходимость развития планетарных институтов, ответственных за упреждающий учет эколого-демографи-ческих угроз, рисков, вызовов глобализации народам государств в природном Доме, переживающем экологический кризис.

В Итоговой декларации по устойчивому развитию Рио-2012 «Будущее, которое мы хотим» [Будущее.], выделено более 280 задач, конкретизирующих политические приоритеты Повестки дня ООН на XXI в. Но в актах Организации Объединенных Наций упущены онтологически и футурологически главные глобальные вызовы поколениям этносов человечества в кризисных регионах биосферы Земли:

1) не названы проблемы и причины депопуляции этносов в странах;

2) не определены концептуальные и институциональные причины того, почему «модель глобального развития нерациональна» политически и футурологически;

3) какие институты, каким образом должны преодолевать нерациональную модель глобального развития этносов человечества в регионах природного Дома.

В Докладе к саммиту ООН «Рио+20» «Жизнеспособная планета жизнеспособных людей: будущее, которое мы выбираем», в «Видении Группы» сформулирована новая модель концепции устойчивого развития государств глобального общества:

1. Сегодня наша планета и наш мир переживают наилучшие и вместе с тем наихудшие времена. В мире наблюдается небывалое процветание, в то время как планета находится в состоянии беспрецедентного кризиса. Усиливается неравенство между богатыми и бедными мира, и более миллиарда человек по-прежнему живут в нищете (здесь и далее выделено мною. - В. В.). Во многих странах нарастают волны протеста, которые отражают всеобщее стремление к более благополучному, справедливому и устойчивому мироустройству.

2. Ежедневно люди, предприятия и правительства принимают миллионы решений, делая свой выбор. Наше общее будущее определяется всеми этими решениями о выборе. С учетом массы перекрывающихся задач, стоящих перед миром, сейчас, как никогда прежде, настоятельно необходимо, чтобы мы приняли меры к реализации принципов Повестки дня устойчивого развития. Пришла пора приложить поистине глобальные усилия к тому, чтобы люди, рынки и правительства имели возможность сделать свой рациональный выбор.

3. Задача по интеграции экономических, социальных и природоохранных аспектов развития в интересах достижения устойчивости была четко сформулирована четверть века назад. Сейчас настала пора реализовать ее. Возможности перемен широки. Мы не пассивные, беспомощные жертвы обезличенных детерминистских сил истории. И самое интересное - это то, что мы можем выбрать свое будущее <...>

5. Правда заключается в том, что устойчивое развитие, по существу, сводится к вопросу о возможностях людей определять свое будущее, требовать соблюдения своих прав и поднимать беспокоящие их вопросы. Демократическое правление и полное соблюдение прав человека являются ключевыми предпосылками расширения возможностей людей в части рационального выбора. Народы мира просто не потерпят продолжающейся деградации окружающей среды и сохраняющегося неравенства, которые подрывают глубоко укоренившиеся универсальные принципы социальной справедливости. Граждане более не будут считать правительства и компании, нарушающие свой общественный договор с ними, гарантами стабильного будущего для всех. В более широком смысле управление на международном, национальном и местном уровнях, повсюду в ми-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ре, равно как и гражданское общество, и частный сектор, должны в полной мере учитывать требования будущего с устойчивым развитием. В то же время необходимо поощрять местные общины к активному и последовательному участию в формировании, планировании и осуществлении политики обеспечения устойчивости. Центральным элементом этого является вовлечение молодых людей в общественную жизнь, политику и экономическую деятельность <.. .>

8. Нынешняя модель глобального развития нерациональна. Мы более не можем исходить из того, что наши коллективные действия не достигнут критической точки по мере превышения пороговых показателей состояния окружающей среды, создающего опасность причинения непоправимого ущерба экосистемам и человеческому обществу. В то же время такие пороговые показатели не должны использоваться для установления произвольных предельных параметров роста для развивающихся стран в интересах обеспечения возможности вызволить их население из нищеты. Если мы не решим дилемму устойчивого развития, мы рискуем обречь не менее 3 миллиардов членов нашей человеческой семьи на жизнь в условиях эндемической нищеты. Ни один из этих результатов неприемлем, и нам необходимо найти новый путь для продвижения вперед.

Новый путь для политической реализации актов ООН, учитывающих вектор устойчивого развития государств, выражен в ноосферном потенциале наук, знаний, образования общества, накопленном предшествующими поколениями человечества и выраженном в обобщении Вернадского: «ХХ в. - век ноосферы».

Для решения выделенных проблем необходимы интеграция ноосферной парадигмы развития цивилизации в конституции национальных государств, международные и глобальные акты ООН, институционально обязательные для органов власти, управления глобализацией на уровне ООН и в условиях регионов биосферы. Необходимы разработка и принятие пакета ноосферных актов граждан государств мирового сообщества, призванного упреждающе учитывать эколого-демографические вызовы и угрозы депопуляции в этносах планеты.

21 августа 2012 г. В. В. Путин принял указ «О праздновании 150-летия со дня рождения В. И. Вернадского»:

«Учитывая выдающийся вклад русского ученого В. И. Вернадского в развитие отечественной и мировой науки и в связи с исполняющимся в 2013 году 150-летием со дня его рождения, постановляю:

1. Принять предложение Правительства Российской Федерации о праздновании в 2013 г/ 150-летия со дня рождения В. И. Вернадского.

2. Правительству Российской Федерации в 3-месячный срок:

образовать организационный комитет по подготовке и проведению празднования 150-летия со дня рождения В. И. Вернадского и утвердить его состав;

обеспечить разработку и утверждение плана основных мероприятий по подготовке и проведению празднования 150-летия со дня рождения В. И. Вернадского.

3. Министерству иностранных дел Российской Федерации и Российской академии наук проинформировать ЮНЕСКО и заинтересованные международные научные организации о праздновании в Российской Федерации в 2013 г. 150-летия со дня рождения В. И. Вернадского.

4. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления принять участие в подготовке и проведении мероприятий, посвященных празднованию 150-летия со дня рождения В. И. Вернадского».

В официальных международных документах последней трети XX в., в Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию и экологической доктрине государства общепризнан кризис сложившейся техногенной цивилизации как способа глобального взаимодействия этносов человечества с природой в регионах планеты Земля, оценены его техногенные последствия, угрозы для выживания поколений. Первое десятилетие XXI в. обострило футурологическую опасность «отставания» политических институтов в принятии стратегически опережающих решений. По сути, Саммит ООН «Рио+20» признал классово-формационную модель глобального развития мировоззренчески, институционально и футурологически нерациональной.

На саммите АТЭС в 2000 г. президент В. В. Путин признал: «Наш соотечественник Владимир Вернадский еще в начале XX века создал учение об объединяющем человечество пространстве - ноосфере. В нем сочетаются интересы стран и народов, природы и общества, научное знание и государственная политика. Именно на фундаменте этого учения фактически строится сегодня концепция устойчивого развития». Мы считаем: юбилейный указ президента России о праздновании 150-летия академика В. И. Вернадского может быть основанием для того, чтобы учение о биосфере, эволюции биосферы в ноосферу реализовы-валось в государственной политике. Рост угроз, вызовов глобализации России и человечеству диктует, что императивы ноосферы, в которых «сочетаются интересы стран и народов, природы и общества, научное знание и государственная политика», должны определять цели принятия решений. Россия не только имеет моральное право, но и должна стать инициатором разработки и принятия ноосферной концепции Повестки дня ООН на XXI в.

Поэтому необходимы разработка и принятие ноосферной концепции Повестки дня России и человечества на XXI в., сочетающих безопасность народов, устойчивое развитие государств планеты. Политики говорят об умных власти, экономике, модернизации, подчиненных цели повышения качества, продолжительности жизни. В условиях глобализации это означает ноосферный подход к приоритетам развития науки, модернизации образования и институтов управления.

«В сущности, научная мысль при правильном ходе государственной работы не должна сталкиваться с государственной силой, ибо она является главным, основным источником народного богатства, основой силы государства» [Вернадский 1987: 103]. Выводы Вернадского остро актуальны для России: «Нет выработанных государственных форм, позволяющих быстро и удобно решать государственные вопросы, какими неизбежно является большинство вопросов создания ноосферы в бюджетном или финансовом выражении» [Он же 2003: 336].

Россия - евразийский донор глобальной безопасности, устойчивого развития человечества в биосфере Земли. Наше Отечество - родина учения о ноосфере, поэтому необходимо не только принять новую редакцию концепции перехода к устойчивому развитию, но и выступить инициатором подготовки и проведения саммита ООН по устойчивому развитию «РИО+25» в 2017 г.

С позиций ноосферной футурологии предлагается инициативный проект Ноосферной декларации безопасности граждан глобального общества, призванный выполнять функцию мониторинга безопасности нынешних и будущих поколений народов в биосфере Земли (проект обсуждался на международном форуме «Ноосферизм: Арктический взгляд на устойчивое развитие России и человечества в XXI в.», Санкт-Петербург, 1-3 марта 2011 г.).

Литература

Аксенов Г. Вернадский. Жизнь замечательных людей. М. : Молодая гвардия, 2001.

Будущее, которое мы хотим. Итоговый документ Саммита ООН по устойчивому развитию Рио-2012 г. // Электронный альманах «Ноосфера XXI века» [Электронный ресурс]. URL: http://www.socionauki.ru/almanac/noo21v/; http://vgi.volsu.ru

Василенко В. Н. Устойчивая Россия. Ноосферная концепция управления природопользованием государства: институты, инструменты, механизмы. Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2003.

Василенко В. Н., Иманов Г. М. Ноосферная футурология: уч. пособ. СПб., 2010.

Вернадский В. И. Труды по истории науки в России. М. : Наука, 1986.

Вернадский B. И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. М. : Наука, 1987.

Вернадский В. И. Биосфера и ноосфера. М. : Айрис-Пресс, 2003.

Вишневский А. Г., Захаров С. В. и др. Россия перед лицом демографических вызовов. М. : ПРООН, 2009.

Гундаров И. А. Новая стратегия повышения рождаемости // Экос. 2006. № 4. С. 20-29.

Демографический_кризис_в_России [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikipe dia.org/wiki/ Демографический_кризис_в_России

Доклад ООН о развитии человека 2009. Демографические тенденции [Электронный ресурс]. URL: http://hdr.undp.org

Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации в 2000 году / под общ. ред. проф. С. Н. Бобылева. М. : Права человека, 2001.

Жизнеспособная планета жизнеспособных людей: будущее, которое мы выбираем. Доклад экспертов ООН к саммиту по устойчивому развитию Рио+20 // Электронный альманах «Ноосфера XXI века» [Электронный ресурс]. URL: http://www.sodo-nauki. ru/almanac/noo21v/; http://vgi.volsu.ru

Иванова Л. Слабость сильных // Российская газета; Неделя. 11.08.2011.

Капица С. П. Информационное развитие общества, демографическая революция и будущее человечества. М. : Наука, 2006.

Капица С. П. Человечество переживает эпоху глобальной демографической революции // Зеленый мир. 2009. № 1-2.

Леруа Э. Происхождение человечества и эволюция разума. М. : Ноосфера, 1928.

Ломоносов М. В. О сохранении и размножении российского народа. Жажда познания // История отечества в романах, повестях, документах. Век XVIII. М. : Молодая гвардия, 1986. С. 408-423.

Материалы Международного научного конгресса «Глобалистика-2009: пути выхода из глобального кризиса и модели нового мироустройства» Москва, МГУ им. М. В. Ломоносова, 20-23 мая 2009 г.: в 2 т. / под ред. И. И. Абылгазиева, И. И. Ильина. М. : МАКС Пресс, 2009.

Материалы Международного научного конгресса «Глобалистика-2011: пути к стратегической стабильности и проблема глобального управления», Москва, МГУ им. М. В. Ломоносова, 18-22 мая 2011 г.: в 2 т. / под ред. И. И. Абылгазиева, И. И. Ильина. М. : МАКС Пресс, 2011.

Ноосферизм: Арктический взгляд на устойчивое развитие России и человечества в XXI веке. Т. 3. Роль Ноосферы Арктики и Антарктики в становлении будущей ноосферной цивилизации человечества: взгляд из России: в 2 кн. / под науч. ред. И. Су-бетто. СПб. : Астерион, 2011.

Свод правовых принципов охраны окружающей среды и устойчивого развития, принятых группой экспертов МКОСР по праву окружающей среды; Цели и принципы оценки воздействий на окружающую среду // Ноосфера. 1996. № 1.

Стратегия и проблемы устойчивого развития России в XXI веке / под ред. А. Г. Гранберга, В. И. Данилова-Данильяна, М. М. Циканова, Е. С. Шопхоева. М., 2002.

Стратегия успеха. Волгоградская область. Комитет по печати Администрации Волгоградской области. Волгоград, 2008.

Субетто А. И. Ноосферный прорыв России в будущее в XXI веке. СПб. : Астери-он, 2010.

Сулакшин С. С. Российский демографический кризис: от диагностики к преодолению // Власть. 2006. № 11. С. 7-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.