26. Kornilova A. G. Moi vospominaniya o brate L. G. Kornilove [My memories about my brother L. G. Kornilov] // Irtysh (Omsk). Irtysh (Omsk). 1919. No. 35. (In Russ.).
27. Kornilova A. G. Moi vospominaniya o brate L. G. Kornilove [My memories about my brother L. G. Kornilov] // Irtysh (Omsk). Irtysh (Omsk). 1919. No. 36. (In Russ.).
28. Berezovskiy E. P. L. G. Kornilov [L. G. Kornilov] // Vestnik kazach'yey vystavki v Harbine v 1943 g. Sbornik statey o kazakakh i kazachestve. Herald of the Cossack Exhibition in Harbin in 1943. Collected articles on Cossacks / Ed. E. P. Berezovskiy. Harbin, 1943. 252 p. (In Russ.).
29. Gosudarstvennyy istoricheskiy arkhiv Omskoy oblasti (GIAOO). [State Historical Archive of Omsk Region (SHAOR) ]. File: 16/2/201. (In Russ.).
30. GIAOO [SHAOR]. File: 3/6/9515. (In Russ.).
31. GIAOO [SHAOR]. File: 3/6/12619. (In Russ.).
32. Pis'mo L. G. Kornilova k A. G. Kornilovoy ot 1 noyabrya 1916 g. [A letter from L. G. Kornilov to A. G. Kornilova dated November 1, 1916.] // Irtysh (Omsk). Irtysh (Omsk). 1919. 3 November. (In Russ.).
33. GIAOO [SHAOR]. File: 19/1/243. (In Russ.).
34. GIAOO [SHAOR]. File: 19/1/264. (In Russ.).
35. GIAOO [SHAOR]. File: 19/1/469. (In Russ.).
36. GIAOO [SHAOR]. File: 67/2/3088. (In Russ.).
37. Irtysh (Omsk). Irtysh (Omsk). 1919. 23 October. (In Russ.).
38. Pravitel'stvennyy vestnik (Omsk). The Government Bulletin (Omsk). 1919. 14 May. [In Russ.].
39. GIAOO [SHAOR]. File: R-2200/2/1004. (In Russ.).
OGORODNIKOVA Lyudmila Ivanovna, Chief Archivist of Use and Publication of Documents Department, Historical Archives of the Omsk Region. Address for correspondence: [email protected] LOSUNOV Aleksandr Matveyevich, Independent Researcher.
Address for correspondence: [email protected] For citation
Ogorodnikova L. I., Losunov A. M. Kornilov from the Kornilov's family (according to documents of Historical archives of Omsk region) // Omsk Scientific Bulletin. Series Society. History. Modernity. 2018. No. 1. P. 22-28. DOI: 10.25206/25420488-2018-1-22-28.
Received 29 January 2018. © L. I. Ogorodnikovа, A. M. Losunov
УДК 94(47).084.3
DOI: 10.25206/2542-0488-2018-1-28-31
В. И. ТЕТЕРИН
Пермский государственный аграрно-технологический университет,
г. Пермь
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО ПЕРМСКОЙ ГУБЕРНИИ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
Работа представляет собой исследование деятельности органов местного самоуправления Пермской губернии по землеустройству в рамках Столыпинских реформ. На основе архивных источников и материалов периодической печати автор исследует отношение гласных земства к реформам, их просветительскую работу в области землеустройства, проводившуюся среди крестьян Пермской губернии. В условиях Первой мировой войны и особенно революции 1917 г. гласные предполагали расширить свое участие в землеустройстве. Однако достигнутые результаты полностью устраивают центральные органы власти, поэтому планы земских деятелей не были реализованы.
Ключевые слова: земство, землеустройство, местное самоуправление, Первая мировая война, революция 1917 г.
Одной из самых актуальных проблем на современном этапе является землеустройство, и в связи с этим обращение к историческому опыту разрешения этого вопроса. Землеустройство всегда было и остаётся краеугольным камнем сельского хозяйства. Земля, являясь неоднородной по качеству плодородия и ландшафту, часто приводила к столкновениям внутри общества. В каждой стране земельный вопрос ставился и решался по-своему, но без его разрешения не смогло обойтись ещё ни одно общество и государство. Для России этот вопрос всегда являлся одним из ключевых. До сих пор наша страна, являясь крупнейшей по площади
в мире, ищет для себя наиболее эффективный способ распределения земли. Под землеустройством в начале ХХ века понималось законодательно оформленное добровольное расселение крестьянских дворов на округлённые хуторские участки с последующим комплексным типом ведения сельского хозяйства. Столыпинское землеустроительное законодательство явилось результатом подробного изучения землеустроительных техник различных европейских государств.
Вопросы, связанные с землёй, обсуждались не только на общегосударственном уровне. Зачастую их передавали для решения на места. В связи
с этим интересно обращение к опыту решения аграрного вопроса земством. Местное самоуправление давно находится под пристальным вниманием современных учёных. Однако едва ли не все исследования посвящены той части истории, которая приходится на довоенный период; крайне ответственный период 1914—1917 гг. до сих пор остаётся практически не изученным. Между тем в период Первой мировой войны и особенно революции земства являлись серьёзной политической силой, и чем острее становился накал борьбы, тем острее становилась борьба за власть на местах. Мы не знаем ни одной губернии или даже уезда, где бы земские учреждения оказались в стороне от этой борьбы [1, с. 4]. Несомненно, что одним из важнейших вопросов, которые стояли перед земством, был аграрный вопрос, напрямую связанный с землеустройством.
Известно, что земство накануне революции находилось в острой оппозиции к правительству по вопросу о Столыпинской аграрной реформе [2, с. 86]. Органы местного самоуправления полагали, что нельзя ограничиваться помощью лишь хуторским и отрубным крестьянам. Земцы ставили свои задачи гораздо шире. При этом гласные проводили всю возможную работу по разъяснению крестьянам уже существующих и принятых норм, способствуя тем самым реализации землеустроительной политики.
И крестьяне на местах по земельным вопросам (землеустройство, благоустройство) обращались именно в органы земского самоуправления. Ярким примером этому будет служить прошение в Пермскую губернскую земскую управу от доверенного общества мастеровых Полазнинского завода Пермского уезда Степана Ивановича Раева от 19 февраля 1917 г. [3, л. 2]. Раев пишет: «В день 56 годовщины существования Земства покорнейше прошу сделать доклад первому будущему чрезвычайному Губернскому Земскому собранию о том, что ... Правительство ничего не делает по отношении народной массы целых заводских округов, чтобы обеспечить их благосостояние путём наделения землёй, сенокосами, лесами и усадьбами. Губернская управа может представить себе, что делается на месте, в Полазнинском заводе, где население находится на положении крепостных».
Земство, обоснованно считая себя выразителями крестьянских чаяний и надежд, отзывались на эти просьбы и решения. Даже в условиях несогласия с проводимой политикой в области землеустройства гласные и служащие управ делали все для обеспечения тех положительных начинаний, которые были заложены в Столыпинской реформе.
Анализ судебных дел, отраженных в фонде № 65 «Канцелярия Пермского Губернатора» Государственного архива Пермского края [4], связанных с крестьянскими выступлениями в Пермской губернии против землеустроительных норм, показывает, что все дела были заведены в первые годы после начала проведения Столыпинской реформы. Следует особо выделить административный характер всех взыскательных мер со стороны властей по отношению к незаконным действиям крестьянства. В некоторых делах прямо говорится об отсутствии каких-либо компрометирующих сведений касательно подследственного, вследствие чего предлагается подвергнуть его «административному взысканию в силу обязательных постановлений» [5]. Такое внимательное и аккуратное отношение делопроизводства свидетельствует о заинтересованности администрации в сохранении правопорядка на территории
губернии наряду с исполнением землеустроительного законодательства. Большинство дел заведено ещё до 1911 г., то есть до момента введения землеустройства. За время Первой мировой войны, с 1914 по 1917 гг., в фонде следственных материалов нет.
Отсутствие таких дел в годы Первой мировой войны в том числе можно объяснить политикой земства. Все следственные дела показывают, что главной причиной недовольства было элементарное незнание крестьянами землеустроительной реформы. Земство, взяв на себя задачу по реализации реформы на местах, разъяснению основных положений крестьянам, смогло решить эту проблему к 1914 г.
В результате совместной слаженной работы администрации Пермской губернии и органов местного самоуправления в годы Первой мировой войны были достигнуты блестящие результаты. По статистике Всероссийской сельскохозяйственной переписи 1916 г. [6] можно увидеть следующую по-уездную картину.
Наибольшее количество на одно хозяйство распаханной земли по переписи 1916 г. было в Зауралье в Шадринском уезде — 5,16 десятины, в Пред-уралье в Осинском уезде — 5,11 десятины посевов. Далее идут в Предуралье в Оханском уезде на одно хозяйство посевов — 4,77 десятины, в Крас-ноуфимском уезде — 4,32 десятины, чуть больше в Зауралье в Камышловском уезде — 4,34 десятины посевов. Далее близкими по распаханности земель под посевы оказываются в Зауралье Ирбитский уезд — 4,27 десятины, а в Предуралье — Кунгур-ский уезд — 4,19 десятины.
Можно говорить о том, что распаханность земель под посевы, в среднем на одно хозяйство, в трех уездах Пермской губернии: Шадрин-ском (5,16 дес.), Осинском (5,11 дес.) и Оханском (4,77дес.) — была больше, чем в Бессарабии на более плодородных землях и в более благоприятном климате. В Бессарабии на одно хозяйство приходилось 4,46 десятины посевной площади. Близкими к Бессарабии по площадям посевов были также Камышловский уезд — 4,34 десятины и Красно-уфимский уезд — 4,32 десятины, а также Ирбит-ский уезд — 4,27 десятины и Кунгурский уезд — 4,19 десятины. Таким образом, семь уездов Пермской губернии по распаханности земель в крестьянских хозяйствах превосходили или были близки Бессарабии, наиболее выгодной территории в сельскохозяйственном отношении, т.е. в почвенном и климатическом. В целом это подтверждает вывод землеустроителей еще в 1915 г. о том, что в Пермской губернии культура сельскохозяйственного производства была значительно выше, чем в тех центральных районах России, которые всегда считались житницами страны.
Распаханность земель под посевы на одно хозяйство в северных уездах Предуралья Пермской губернии: в Чердынском — 2,72 десятины и в Соликамском — 2,51 десятины, была выше, чем в более южном и с более плодородными почвами Екатеринбургском уезде — 2,26 десятины посевов.
В отчете губернатора М. А. Лозина-Лозинского за 1914—1915 гг. содержится информация о том, что уровень жизнь крестьян в Пермской губернии даже вырос в годы войны. Такие выводы губернатор в своём докладе делает на основе роста сумм денежных вкладов, которые были сделаны в этот период в кредитных учреждениях. Эта сумма с начала войны к 1916 г. выросла в два раза — до 10 161 160 руб.
Кроме того, губернатор отмечает значительное увеличение денежной массы в руках крестьян. Этот факт он объясняет высокой урожайностью зерновых культур, ограничением продажи алкогольной продукции, и т. д. Определённую роль сыграла государственная поддержка семей призванных на службу крестьян. Отдельно в этом отчете отмечалось, что рост урожайности прошёл даже в условиях сокращения распаханной земли [4, л. 25]. Таким образом, видно, что сбор хлебов поднялся за счет крестьянских хозяйств. Это возможно было лишь благодаря интенсификации крестьянского хозяйства, а это результат всего комплекса землеустроительных работ, важную роль в котором играли органы местного самоуправления.
Однако одной работы по ознакомлению крестьян с положениями реформы для гласных было мало. Земство Пермской губернии неоднократно выступало с инициативой по расширению своих полномочий. Однако правительство не шло на это.
Даже после Февраля 1917 г. земства не получают право решения важнейших вопросов, связанных с землёй. В их ведении находится просвещение крестьянства, агрономическое образование, начатое землеустроительной Столыпинской реформой. В губернии ещё до революции была налажена система помощи крестьянам по вопросам обработки земли. Непосредственно после революции эта работа активно продолжается.
Первоочередной задачей для органов местного самоуправления стало создание рациональной, эффективной системы организации сельского хозяйства [7, с. 46]. Для решения этой задачи гласные прилагали немало сил и средств. Земскими собраниями с этой целью принимались программы работ по улучшению сельского хозяйства в уездах. Они реализовывались имеющимися в распоряжении земских управ средствами. Для этого специально действовала агрономическая служба. При губернских и уездных управах предусматривалось обязательное создание агрономических и ветеринарных отделов, целью которых было не только осуществлять контроль, но и оказывать непосредственную практическую помощь крестьянам в ведении сельского хозяйства. При непосредственном участии органов местного самоуправления была создана многоуровневая структура экономических органов, которые могли гибко реагировать на постоянно меняющиеся нужды населения, а значит, и содействовать развитию крестьянских хозяйств.
Основу агрономического отдела составляли агрономы различных уровней: губернский агроном — уездный — участковый агроном с помощником. Для решения насущных проблем они ежегодно собирались на агрономические съезды, по мере необходимости созывались агрономические совещания. Второй уровень агрономического отдела составляли узкие специалисты: мастера и инструкторы по различным отраслям сельского хозяйства. Они занимались созданием и развитием опытных показательных участков, полей, организацией и проведением выставок. Кроме того, мастера устраивали сельскохозяйственные курсы, содержали склады для хранения семенных материалов и их дальнейшего распространения среди крестьянства и др. По аналогичной схеме создавалась ветеринарная служба, главным предназначением которой являлось оказа-
ние содействия крестьянству в развитии перспективных пород молочного и мясного крупного рогатого скота, лошадей, овец [8, с. 151 — 152].
На уездные земские управы была возложена обязанность по выработке такс возмещения ущерба крестьянам за потравы их полей. В земских документах подобные факты назывались «вознаграждениями за убытки», причиняемые потравами и другими повреждениями земельных угодий [3, л. 11, 20].
Таким образом, статистические данные показывают, что, несмотря на войну, благосостояние крестьян значительно возросло. В этот период в области сельского хозяйства органами местного самоуправления решался широкий спектр проблем. Сюда включались аграрное просвещение, ветеринарная служба, поддержка крестьян, заготовка семенного фонда, и т. д. Одной из главных задач была подготовка высококвалифицированных кадров, которые могли бы работать с крестьянами. Однако решения самых важных вопросов, связанных с землей и землеустройством, гласные земства не смогли добиться даже в условиях революции 1917 г.
Библиографический список
1. Герасименко Г. А. Земское самоуправление в России. М., 1990. 262 с.
2. Ефременко А. В. Земство и реформы П. А. Столыпина // Земское самоуправление в России, 1864 — 1918: в 2 кн. М., 2005. Кн. 2. С. 47-86.
3. Государственный архив Пермского края (ГАПК) Ф. 44. Оп. 1. Д. 29.
4. ГАПК Ф. 65. Оп. 1. Д. 62.
5. ГАПК Ф. 65. Оп. 1. Д. 566.
6. Предварительные итоги Всероссийской сельскохозяйственной переписи (по подсчётам, произведённым местными переписными учреждениями). Вып. 1. Европейская Россия. Петроград, 1916 // Управление делами Особого совещания для обсуждения и объединения мероприятий по продовольственному делу. XLII, 642, XVIII с. URL: https://search.rsl.ru/ru/ record/01004176433 (дата обращения: 22.12.2017).
7. Семенченко И. В. Социально-экономическая жизнь земства на Урале в 1917-1918 гг. // Вестник Томского государственного университета. История. 2010. № 4 (12). С. 45-52.
8. Тетерин В. И. Трансформация системы местного самоуправления Пермской губернии в условиях революции: март 1917 — апрель 1918 г.: дис. ... канд. ист. наук. Тюмень, 2016. 253 с.
ТЕТЕРИН Вадим Игоревич, кандидат исторических
наук, старший преподаватель кафедры «История,
социология и право».
БРНЧ-код: 3547-0880
ЛиШогГО (РИНЦ): 677585
Адрес для переписки: [email protected]
Для цитирования
Тетерин В. И. Местное самоуправление и землеустройство Пермской губернии в годы Первой мировой войны // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. 2018. № 1. С. 28-31. БОН 10.25206/2542-0488-2018-1-28-31.
Статья поступила в редакцию 15.01.2018 г. © В. И. Тетерин
UDC 94(47).084.3
DOI: 10.25206/2542-0488-2018-1-28-31
V. I. TETERIN
Perm State Agro-Technological University, Perm, Russia
LOCAL SELF-GOVERNMENT
AND LAND MANAGEMENT
OF THE PERM REGION
UNDER WORLD WAR I_
This study examines local self-government institutions of the Perm region carrying out land management under the Stolypin's reforms. The author studies the attitude of the Zemstvo members to the reforms, their educational activities concerning land management aimed at the peasants of the Perm region with the help of archives and periodical publications. Under World War I and especially 1917 revolution the Zemstvo members supposed to expand their participation in land management. However, the central authorities were fully satisfied with the achieved results, so the plans of the Zemstvo members were never realized.
Keywords: zemstvo, land management, World War I, 1917 Russian Revolution.
References
1. Gerasimenko G. A. Zemskoye samoupravleniye v Rossii [Zemstvo's self-government in Russia]. Moscow, 1990. 262 p. (In Russ.).
2. Efremenko A. V. Zemstvo i reformy P. A. Stolypina [Zemstvo and the reforms of P. A. Stolypin] // Zemskoye samoupravleniye v Rossii, 1864—1918: v 2 kn. Zemstvo's self-government in Russia, 1864-1918: in 2 books. Moscow, 2005. Book 2. P. 47-86. (In Russ.).
3. Gosudarstvennyy arkhiv Permskogo kraya (GAPK) [State Archive of Perm Krai (SAPK)]. File: 44/1/29. (In Russ.).
4. GAPK [SAPK]. File: 65/1/62. (In Russ.).
5. GAPK [SAPK]. File: 65/1/566. (In Russ.).
6. Predvaritel'nyye itogi Vserossiyskoy sel'skokhozyayst-vennoy perepisi (po podschAtam, proizvedAnnym mestnymi perepisnymi uchrezhdeniyami). Vyp. 1. Evropeyskaya Rossiya. Petrograd, 1916. [Preliminary results of the All-Russian Agricultural Census (According to calculations made by local census agencies). Issue 1. European Russia. Petrograd, 1916] // Upravleniye delami Osobogo soveshchaniya dlya obsuzhdeniya i ob"yedineniya meropriyatiy po prodovol'stvennomu delu Managing the affairs of the Special Meeting to discuss and integrate food activities. XLII, 642, XVIII p.] URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01004176433 (accessed: 22.12.2017). (In Russ.).
7. Semenchenko I. V. Sotsial'no-ekonomicheskaya zhizn' zemstva na Urale v 1917-1918 gg. [The socio-economic life of
the Zemstvo in the Urals in 1917 — 1918] // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Istoriya. Tomsk State University Journal of History. 2010. No. 4 (12). P. 45-52. (In Russ.).
8. Teterin V. I. Transformatsiya sistemy mestnogo samoupravleniya Permskoy gubernii v usloviyakh revolyutsii: mart 1917 — aprel' 1918 g. [Transformation of the local government system of the Perm Governorate in the conditions of the revolution: March 1917 — April 1918]. Tyumen', 2016. 253 p. (In Russ.).
TETERIN Vadim Igorevich, Candidate of Historical Sciences, Senior Lecturer of History, Sociology and Law Department. SPIN-code: 3547-0880 AuthorID (RSCI): 677585
Address for correspondence: [email protected] For citation
Teterin V. I. Local self-government and land management of the Perm region under World War I // Omsk Scientific Bulletin. Series Society. History. Modernity. 2018. No. 1. P. 28-31. DOI: 10.25206/2542-0488-2018-1-28-31.
Received 15 January 2018. © V. I. Teterin