Научная статья на тему 'МЕСТА И ЛЮДИ ПАМЯТИ ОЙРОТИИ'

МЕСТА И ЛЮДИ ПАМЯТИ ОЙРОТИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
30
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ойроты / алтайцы / калмыки / Горный Алтай / Ойротия / «места памяти» / Гуркин / Кульджин / «человек памяти» / Oirots / Altaians / Kalmyks / Gorny Altai / Oirotia / “places of memory” / Gurkin / Kuldzhin / “man of memory”

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тюхтенева Светлана Петровна

Каждые пять лет в Республике Алтай проводятся различные мероприятия официального характера, посвященные очередным годовщинам добровольного вхождения предков современных алтайцев в состав Русского государства и образования республики. 11 июня 2021 г., к примеру, в здании Государственного собрания-Эл Курултай в г. Горно-Алтайске состоялось торжественное заседание, посвященное 265-летию вхождения алтайского народа в состав Российского государства и 30-летию образования Республики Алтай. Помимо торжественных заседаний, к этим датам бывают приурочены научно-практические конференции, издание архивных материалов, музейные выставки. Вне всякого сомнения, эти мероприятия имеют целью коммеморацию двух важных событий из истории региона. В статье с опорой на переведенные труды Пьера Нора предпринята попытка представить обозначенные исторические события с точки зрения концепта «места памяти». Помимо этого, вторая задача этой работы состоит в представлении двух известных людей – Григория Ивановича Чорос-Гуркина и Аргымая Кульджиновича Кульджина – как «человека памяти», поскольку их имена сегодня предстают как символические предтечи современной республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLACES OF MEMORY AND PEOPLE OF MEMORY OF OIROTIA

Every fi ve years, various offi cial events are held in the Altai Republic, dedicated to the next anniversary of the voluntary entry of the ancestors of modern Altaians into the Russian state and the formation of the republic. On June 11, 2021, for example, in the building of the State Assembly-El Kurultai in Gorno-Altaisk, a ceremonial meeting was held dedicated to the 265th anniversary of the entry of the Altai people into the Russian state and the 30th anniversary of the formation of the Altai Republic. In addition to ceremonial meetings, scientifi c and practical conferences, publication of archival materials, and museum exhibitions are timed to coincide with these dates. Without a doubt, these events are aimed at commemorating two important events in the history of the region. The article, based on the translated works of Pierre Nora, attempts to present the designated historical events from the point of view of the concept of “place of memory”. In addition, the second objective of this work is to present two famous people – Grigory Ivanovich Choros-Gurkin and Argymay Kuldzhinovich Kuldzhin – as “man of memory”, since their names today appear as symbolic forerunners of the modern republic.

Текст научной работы на тему «МЕСТА И ЛЮДИ ПАМЯТИ ОЙРОТИИ»

УДК 39 ББК 63

DOI: 10.53315/1995-0713-2023-60-4-182-191

С.П. Тюхтенева

Самарский национальный исследовательский университет им. академика С.П. Королева

МЕСТА И ЛЮДИ ПАМЯТИ ОЙРОТИИ

Каждые пять лет в Республике Алтай проводятся различные мероприятия официального характера, посвященные очередным годовщинам добровольного вхождения предков современных алтайцев в состав Русского государства и образования республики. 11 июня 2021 г., к примеру, в здании Государственного собрания-Эл Курултай в г. Горно-Алтайске состоялось торжественное заседание, посвященное 265-летию вхождения алтайского народа в состав Российского государства и 30-летию образования Республики Алтай. Помимо торжественных заседаний, к этим датам бывают приурочены научно-практические конференции, издание архивных материалов, музейные выставки. Вне всякого сомнения, эти мероприятия имеют целью коммеморацию двух важных событий из истории региона.

В статье с опорой на переведенные труды Пьера Нора предпринята попытка представить обозначенные исторические события с точки зрения концепта «места памяти». Помимо этого, вторая задача этой работы состоит в представлении двух известных людей - Григория Ивановича Чорос-Гуркина и Аргымая Кульджиновича Кульджина - как «человека памяти», поскольку их имена сегодня предстают как символические предтечи современной республики.

Ключевые слова: ойроты, алтайцы, калмыки, Горный Алтай, Ойротия, «места памяти», Гуркин, Кульджин, «человек памяти».

Благодарности: Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-28-01767 (рук. Четырова Л.Б.), https://rscf.ru/project/22-28-01767/

Фотография А.К. Кульджина предоставлена Музеем антропологии и этнографии им. П. Великого (Кунсткамера) РАН.

S.P. Tyukhteneva

Samara National Research University named after S.Korolev

PLACES OF MEMORY AND PEOPLE OF MEMORY OF OIROTIA

Every five years, various official events are held in the Altai Republic, dedicated to the next anniversary of the voluntary entry of the ancestors of modern Altaians into the Russian state and the formation of the republic. On June 11, 2021, for example, in the building of the State Assembly-El Kurultai in Gorno-Altaisk, a ceremonial meeting was held dedicated to the 265th anniversary of the entry of the Altai people into the Russian state and the 30th anniversary of the formation of the Altai Republic. In addition to ceremonial meetings, scientific and practical conferences, publication of archival materials, and museum exhibitions are timed to coincide with these dates. Without a doubt, these events are aimed at commemorating two important events in the history of the region.

The article, based on the translated works of Pierre Nora, attempts to present the designated historical events from the point of view of the concept of "place of memory". In addition, the second objective of this work is to present two famous people - Grigory Ivanovich Choros-Gurkin and Argymay Kuldzhinovich Kuldzhin - as "man of memory", since their names today appear as symbolic forerunners of the modern republic.

Key words: Oirots, Altaians, Kalmyks, Gorny Altai, Oirotia, "places of memory", Gurkin, Kuldzhin, "man of memory"

Acknowledgements: The study was carried out due to a grant from the Russian Scientific Fund 22-28-01767(head L.Khetyreva), .), https://rscf.ru/project/22-28-01767/

Photo of A.K. Kuldzin is provided by the Museum of Anthropology and Ethnography named after P. Great(Kunstkamera) of the Russian Scientific Fund

Введение. Почему Ойротия?

Дизайн современной культуры алтайцев был заложен в конце XIX -первой трети XX вв. Большинство имеющихся культурных институций Республики Алтай - а это национальные музей, библиотека, художественные школы - были основаны в краткий период деятельности в 1918-1919 гг. Каракорум-Алтайской управы. Основа фондов музея и библиотеки - это приобретенные в октябре 1918 г. Каракорум-Алтайской окружной управой по инициативе ее председателя художника Г.И. Чорос-Гуркина у известного сибирского краеведа, одного из учредителей Общества любителей исследования Алтая Н.С. Гуляева палеонтологической, археологической, минералогической коллекций, научной библиотеки и архива, которые начал собирать его отец С.И. Гуляев. Для создания музея-библиотеки по 25 спискам было передано: 1311 книг, архив из 74 папок, 113 предметов по археологии, минералогии и 12 таблиц, которые были доставлены в с. Улалу в начале января 1919 г. [1]. Не все книги и предметы сохранились в связи с революциями и гражданской войной.

В результате февральской революции 1917 года был свергнут царь Николай II, к власти пришло Временное правительство. Широкое областное самоуправление, автономия Сибири в рамках России - эти идеи сибирского областничества являлись фундаментом социально-политических умонастроений общества. Еще в 1862 г. идеолог областничества Г.Н. Потанин пишет: «Мы хотим жить и развиваться самостоятельно, иметь свои нравы и законы, читать и писать, что нам хочется, а не что прикажут из России, воспитывать детей по своему желанию, по-своему собирать налоги и тратить их только на себя же. ... Областничество включает в себя сепаратизм не только в области культуры, но и в области политики, за исключением только самого крайнего акта (покушение на целость государства), который на обычном общепринятом языке называется политическим сепаратизмом; последний недопустим с государственной точки зрения; но областнический сепаратизм не угрожает целости государства, хотя может заходить очень и очень далеко» [2, 1987, с.59; 1983, с.210].

Авторы областнических идей - известные в отечественной истории и науке люди: ак. Г.Н. Потанин, Н.М. Ядринцев, А.В. Адрианов, М.Б. Шатилов, В.С. Сизиков, и др., объединенные единомыслием в сибирском областничестве. Просвещение, взаимное познание культур посредством приобщения к искусству, социально-экономическое равенство территорий и автономное развитие аборигенных народов Сибири - эти идеи разделял Григорий Иванович Чорос-Гуркин, их он воплощал в жизнь до конца своего бытия.

Идея создать республику Ойрат возникла в смутный период между двумя революциями и гражданской войной. Вполне понятно, что в то сложное время, когда рушилась империя, каждый народ должен был позаботиться о себе сам. Их дальнейшая судьба зависела от них самих. Г.И. Чорос-Гуркин в сентябре 1917 г. стал членом оргкомитета по подготовке в октябре т.н. всесибирского съезда общественных организаций, на котором должны были принять решение об автономии Сибири и учреждении Сибирской областной Думы. Одним из важных вопросов съезда был актуальный лозунг времени - самоопределение. На Учредительном съезде инородческих и крестьянских депутатов в марте 1918 г. было принято решение о выделении в качестве

самостоятельного субъекта Каракорум-Алтайского округа, а в числе дальнейших планов - создание республики из входивших некогда в состав Государства Ойрат земель, а именно: Русский Алтай, земли Минусинских туземцев, Урянхай, Монгольский Алтай и Джунгарию в составе Общероссийской федерации [3, с.75-78; с.47-48].

Позже, после установления советской власти, 1 июня 1922 г. постановлением ВЦИК из части Алтайской губернии была выделена Ойротская автономная область с центром в с. Улала [4, с.52-54]. Хотя в местных документах название области везде указывается как Ойротская и лишь в части исполненных в г. Новониколаевске (ныне Новосибирск) область именуется как Ойратская [5, с.74]. Спустя десять лет 2 марта 1932 г. Ойротская АО была переименована в Ойротскую автономную область.

Идея создания административно-территориального образования на территории проживания алтайцев впервые была озвучена в начале 1900-х годов бурханистами: в 1904 г. алтайцы ожидали «прихода» хана Ойрота и создания им «государства Ойрот» [6, с.12, 53, 59-78]. Выбор наименования для собственной автономии - Ойротии - алтайцы выбрали не случайно. Это был понятный выбор, ведь последнее государство, в которое входили племена юга современного Горного Алтая, была Джунгария. Джун-гарскими ханами, согласно мифологизированной исторической памяти алтайцев, были ханы из дома Ойротов. Таким образом, алтайцы считали себя народом Ойрот-хана. Исторически ойратами именуется монголоязычный народ, потомки которого проживают ныне в России - калмыки, в Китае и в Монголии. Так, на территории Советского Союза с 1922 по 1948 гг. существовала Ойротия как национально-территориальное образование тюркоязычного коренного населения Алтая алтайцев.

Но 7 декабря 1947 г. на заседании бюро Ойротского областного комитета ВКП(б) совместно с областным исполнительным комитетом было принято решение переименовать Ойротскую автономную область в Горно-Алтайскую автономную область [7, с. 89-91]. В обосновании решения приведены четыре аргумента. Во втором сказано: «ОЙРОТ - это алтайское произношение термина «ОЙРАТ». Последний же является названием волжских калмыков, говорящих на монгольском наречии, входивших до Великой отечественной войны в Калмыцкую АССР. Термин «ОЙРОТ» является синонимом терминов «калмык» или «западный монгол» и совершенно чужд алтайцам» [8, с.90]. И, наконец, в четвертом пункте указывается, что «термин «ОЙРОТ» в Горном Алтае был знаменем объединения реакционных сил» [9].

Исходя из вышесказанного логично предположить, что Ойротская автономная область была переименована в Горно-Алтайскую с целью стирания памяти об исторических связях предков калмыков и алтайцев. Калмыки были депортированы 28.12.1943 г. Более 20 тысяч человек было расселено на территории степного Алтайского края, но в Горный Алтай попали единицы. Вероятно, переименование Ойротии было превентивной мерой, позволяющей пресечь возможность переселения калмыков к алтайцам и потенциально возможную консолидацию ойратов и ойротов. Указ о переименовании был подписан спустя месяц, 7 января 1948 года, а Указ «Об уголовной ответственности за побеги из мест обязательного и постоянного поселения лиц, выселенных в отдаленные районы Советского Союза в период Отечественной войны» -26 ноября 1948 г. [10, с. 36].

Областники и Чорос-Гуркин - создатели мест памяти Алтая

Григорий Иванович Гуркин из телеутского сеока чорос (1870-1937) первый алтайский художник, владевший тончайшими гранями русской и, шире, европейской школы живописи, основоположник профессионального искусства, является и основоположником воплощения эстетических, этических и философских ценностей этнической

культуры алтайцев в новых для скотоводческого социума институтах - музее, художественной школе, издательстве, художественной галерее.

Фото 1. Григорий Иванович Чорос-Гуркин в мастерской.

Из кн.: Эдоков В.И. Возвращение Мастера. - Горно-Алтайск. 2021.

Он воплотил в своих живописных работах народную идею о сакральности Алтая. Он открыл миру посредством живописи представления и веру алтайцев в то, что Алтай - это, прежде всего, одухотворенное начало. Поклонение Алтаю не только как родине, но и как старшему родственнику, как отцу и матери, то есть предку, лежит в основе мировоззрения алтайцев. И это обожествление сумел показать в своих работах Г.И. Чорос-Гуркин: в живописи, в графике, в стихотворениях в прозе и кратких эссе, написанных им для каталогов выставок, в письмах, в газетных заметках. В письме дочери Гале от 10 апреля 1937 г. он пишет: «Алтай не просто горы, леса, реки, водопады, как понимает их культурный буржуй, видящий в них сырье, средство наживы и эксплуатации. Для алтайцев язычников Алтай - Живой дух, щедрый, богатый исполин-великан» [11, с.209]. Мифопоэтические представления алтайцев о живом духе Алтая вместе с выставками картин Гуркина стали известны вначале в Сибири (в 1907 году состоялась первая персональная выставка работ художника в г. Томск), потом в Москве и Санкт-Петербурге и далее по всей России и миру.

Становление Гуркина как профессионального художника и как общественного деятеля, политика связано с именами великих русских художников, ученых и общественных деятелей: его учителя живописца И.И. Шишкина, исследователей и идеологов областничества Г.Н. Потанина, Н.М. Ядринцева, А.В. Адрианова. Подобно каждому

из этой плеяды людей, сделавших невероятно много для сохранения и развития культуры России, Г.И. Гуркин сумел сделать многое для культуры алтайцев. Он стоял у истоков новой эпохи развития культуры алтайцев, иллюстрировал первые алтайские (советского периода) буквари, сборники сказок и эпоса, записывал образцы фольклора.

Неслучайно все исследователи искусства Гуркина отмечают особую роль в его творчестве картины «Хан-Алтай», первый вариант которой был написан в 1907 году, а последний - в 1936 году. «Земля. Вода. Хан-Алтай» - это был лозунг Алтайской Гор -ной Думы. В различных жанрах фольклора алтайцев имеется клише называть Алтай «с тремя углами Хан Алтай, с четырьмя сторонами Хан Алтай». Содержание лозунга 1ер-суу, каан Алтай (на алт.яз.) метонимично и метафорично: ]ер-суу в алтайском языке буквально означает «земля-вода», но вместе с тем это и название одного из высших божеств, известных из средневековых орхоно-енисейских памятников тюрков, ыдык Йер-суб «священный Йер-суб» [12, с.274-284]. Словосочетание используется современными алтайцами в обыденной речи как обозначение территории, страны, родины так же, как и у древних тюрков. Более того, согласно полевым записям начала ХХ века проф. Потапова, тогда алтайцы ещё помнили о совпадении значений теонимических категорий Йерсу и Алтай и о замене первого вторым [13].

Во второй части гуркинского лозунга говорится о царе или хане Алтай. Этот образ можно истолковать как собирательный образ божества, возвышающегося над всем Алтаем, с его реками и землей, локальными духами-хозяевами этих объектов природы, объемлющего религиозно-мифологические представления алтайцев о равнозначных божествах Йерсу и Алтай.

Таким образом, в кратком лозунге 1ер-суу, каан Алтай сплелось множество значений: мифологических, религиозных, географических, символических, совокупно обозначающих главное место памяти этнической культуры алтайцев - Алтай. Современные алтайцы употребляют слово «алтай» в значении «юрта», «жилище», «село», «район», «город», «страна», «страна умерших», «мир», «вся земля» [14, с.173-179]. В эпосе под словом Алтай имеются в виду также горы, окружающие место проживания главного героя [15].

В мае 1917 г. на первой сессии Томского губернского народного собрания «алтайцы утверждают на эстраде свое национальное революционное знамя. По красному фону его с левой стороны - треугольник, символизирующий собой голубой солнечный Алтай, под треугольником - извивающаяся полоска молочно-зеленоватого цвета - это река Катунь, над треугольником - восходящее солнце. Все три фигуры символизируют собой землю, солнце и воду, которые являются основой религиозного верования алтайцев» [16, с.123-124].

Совокупно концепт «земля-вода» выступает как один из параметров, определяющих локальную идентичность. Его можно рассматривать в качестве специфического этнокультурного алтайского феномена. Свои земля и река - это и малая родина и место памяти. Локальная идентичность алтайцев определяется принадлежностью индивида к определенному семейно-родственному объединению, сеоку, почитающему различных духов-хозяев именно этой местности. «Признание», «легитимация» духами-хозяевами местности индивида как потомка определённого человека, предка, жившего здесь ранее или как нового члена семьи, в случае замужества женщины, определяет его счастливую жизнь на данной территории. В основе привязанности к локальному Алтаю, своей «земле-воде» лежит, помимо чувства любви, вполне практическая легитимная возможность доступа к ресурсам этого локуса - к пастбищам, охоте, кедровому промыслу, подтверждающаяся сезонными календарными и религиозными обрядами и

ритуалами. Гуркин тремя словами выделил главную этнокультурную ценность своего народа - его Алтай, объединяющий всю совокупность гор, земель и вод, более в сакральном смысле, чем в географическом, а потому - Хан Алтай.

Таким образом, Чорос-Гуркин своими картинами и литературными эссе, ак. Потанин и Адрианов А.В., писатель Гребенщиков Г. Д., художник Базанова Л. и другие, поддерживавшие художника областники, своими публикациями в прессе коллективно создали для массового сибирского зрителя новые символы Алтая в виде мест памяти: самая высокая гора Белуха, самая протяженная и полноводная река Катунь, самое большое и глубокое Телецкое озеро [17, с.46-119]. Согласно мнению П. Нора, для характеристики объекта как «места памяти» необходимо наличие трех критериев: материального, символического, сакрального [18, с.17-50]. Указанные природные объекты в традиционной алтайской онтологии занимают, безусловно, важное место. Однако как сакральные объекты они почитаются так же, как все и остальные горы, реки, озера Алтая: нет более и нет менее почитаемых.

Аргымай Кульджин — имя памяти

Аргымай Кульджинович Кульджин (1865-1936/41?), младший сын Куща (Кулдьа, Кульджа) из сеока майман / найман, родился в 1865 г. в долине реки Урсул. В 1931 г. был осужден по ст.58-10 ч.2 и приговорен к десятилетней ссылке с конфискацией имущества. В 1995 году был реабилитирован [19].

Фото 2. Аргымай Кульджинович Кульджин с семьей. Музейный номер МАЭ № 4122-13. ©МАЭ 2023.

В истории алтайцев начала ХХ в. известен как ревнитель интересов народа, как конезаводчик и селекционер новой породы лошадей, которых сам он называл «Кузнецкими», а его земляки «Аргымайскими». Современные специалисты называют эту самостоятельную породу лошадей новоалтайской. А.К. Кульджин известен как скотовод, применявший новые методы хозяйствования. Немногочисленные архивные и литературные данные об этом уникальном человеке сохранились благодаря его встречам, а позже - сотрудничеству почти со всеми бывавшими на Алтае исследователями и путешественниками.

Если Гуркин в Аносе притягивал гостей, исследователей, путешественников, художников и писателей своим талантом художника, посредством работ которого они могли воспринимать красоту и величие пейзажа боготворимого мастером Алтая, то к Кульджину они тянулись как к скотоводу-капиталисту, сумевшему выстроить на основе традиционной экономики современное хозяйство.

Это был богач, ничем не отличавшийся от остальных, менее состоятельных сородичей. Такое впечатление он произвел на чету С.П. и М.В. Шевцовых, прибывших в экспедицию в Горный Алтай летом 1897 г. из г. Барнаула для проведения статистико-экономического исследования. По описанию М.В. Шевцовой, «Аргамай представляет вообще крайне любопытный тип. Молодой человек 26 лет, богач, владеющий вместе с братом несколькими тысячами голов скота и имеющий 60 тысяч капитала, он живет в бедной калмыцкой обстановке, ни в одежде, ни в образе жизни ничем не выделяясь из остальных калмыков» [20, с.31-32].

Через три десятилетия с А. Кульджиным встретились супруги-этнографы из Ленинграда Л.Э. Каруновская и А.Г. Данилин, описав его так: «Сам Аргымай отличался от всех алтайцев своей видной фигурой, чуть ли не на голову выше всех - черная гладкая борода, бритая голова, маленькие, хитрые, умные глаза, во рту сохранились лишь два длинных клыка. Собирается вставить челюсть. Я обратила внимание на плоскость верхней части головы, он, видимо, польщен, что я заметила, что у Чин-гис-хана был такой же череп» [21, с.17-18]. Эти слова из экспедиционного дневника Каруновской. Из дневника Данилина: «останавливались ... у Аргымая, он был в свое время зайсаном, ездил неоднократно в Томск и Петербург ... Он оказался очень развитым и разговорчивым человеком. Сообщил о своих встречах с известными путешественниками В.В. Радловым, Г.Н. Потаниным, Н.Я. Ядринцевым» [22, с.18]. Аргымай собрал и отправил по просьбе Д. А. Клеменца три коллекции традиционной алтайской одежды для Русского императорского музея: «преподнесены Аргымаем Кульджиным . в дар ЭО, в знак благодарности Клеменцу за его участие в судьбе своих соотечественников и единомышленников. Первая коллекция включает элементы костюмов замужней женщины и мужчины: верхнюю и нижнюю праздничную и повседневную одежду, обувь, украшения и аксессуары» [23, с.242. ЭО - этнографический отдел современного Российского этнографического музея].

В народной памяти его имя сохранилось благодаря его делам. Аргымай Кульжин был баем, богачом, в полной мере осознававшим и реализовавшим свою социальную ответственность. В 1897 г. он построил первую светскую школу для детей алтайцев, проживавших в окрестностях села Кеньга (ныне Теньга) Онгудайского района. На протяжении трех лет на собственные средства оснастил всем необходимым, потом нашел учителя, алтайца, знавшего кириллицу. В 1901 г. безвозмездно передал эту школу Алтайской духовной миссии, оставив за собой обязанность обеспечивать школу всем необходимым. С целью отблагодарить дарителя и спонсора онгудайский протоиерей К. Соколов в рапорте просит начальника миссии епископа Макария наградить А. К. Кульджина «серебряной медалью для ношения на груди» [24, с.19]. Аргымай выстроил также в этом же селе церковь и тоже передал миссии.

Помимо всего перечисленного, Аргымай и Манди Кульжины вошли в историю Республики Алтай как первые предприниматели капиталистического типа, наладившие производство войлока при помощи конной тяги, производство на экспорт сливочного масла и маральих пантов. Оба брата имели конные заводы, при этом Аргымай целенаправленно вел селекционную работу, чтобы поставлять лошадей в армию. Согласно

исследованиям О.П. Игнатьевой, «фактом является использование лошадей кульджи-новской селекции в советской племенной работе в первой половине XX в. Во время Великой Отечественной войны алтайские колхозы поставляли для нужд Красной армии животных вполне пригодных для ремонта» [25, с.354].

По семейным преданиям, Аргымай был рациональным, рачительным и щедрым хозяином. По воспоминаниям его дочери Таны, «по праздникам непременно полагалось пойти всем детям с мачехою Кудей туда. Пройти и выбрать себе, что нужно. .Отец всегда повелевал приказчикам все посчитать и записать в книгу. ... Сам отец никогда при себе не держал ключей. У него всегда были ответственные люди» [26, с.41-42].

Рациональное ведение хозяйства и щедрость отличали Кульджина от других баев. Алтайцы различали просто богатых людей, богатых среднего уровня и очень богатых. Имелась следующая классификация богатых: укту бай - «родовитый бай», быйанду бай - «щедрый бай», карыс бай - «бай ростовщик», ]ыду бай - «бай скряга», ]имекчи бай - «бай мироед». Очень богатый бай назывался ил^ирт бай - «обильный бай». «Родовитые» и «щедрые» баи - это люди, владеющие богатством заслуженно и праведно. Баи этих двух категорий строго придерживались религиозных и обычно-правовых норм, соблюдая свод правил, определяемых как бай / байлу в смысле «сакральный».

Именно такого рода баями были братья Кульджины - Аргымай и его старший брат Манди. Общество вменяло им в обязанность заботиться о сиротах одного с ними рода-сеока, либо детях, рожденных матерями из сеока найман, исполняя роль приемных отцов. Они должны были не только воспитывать приемных детей, но и женить их, наделив всем: жильем, имуществом и скотом. Богатые люди имели множество других обязанностей перед обществом, в т.ч. спонсирование общественных празднеств не только едой и питьем, но и живым скотом для награждения победителей. Эта повинность считалась моральной заслугой, возвращаясь к богачам в виде благодарности общества, которое, в свою очередь, вело к увеличению их богатства.

В 1931 г. А.К. Кульджин был осужден за антисоветскую агитацию и пропаганду по ст. 58-10 к лишению свободы, но в связи с возрастом, 66 лет, к ссылке на десять лет. Перед этим описали и конфисковали имущество на 932 рубля 80 копеек. В описи значится 212 наименований. По словам дочери Аргымая, ее отца видели спустя четыре или пять лет возвращающимся из мест ссылки, на костылях без одной ноги, старым и больным. На отрезке пути между городами Бийск и Ойрот-Тура Аргымай пропал. Возможно, был ограблен и убит - он носил вставную челюсть из золота.

В начале 1990-х гг. Алтай, как и всю страну, как весь «мир, затопила нахлынувшая волна вспоминания, прочно соединив верность прошлому - действительному или воображаемому - с чувством принадлежности, с коллективным сознанием и индивидуальным самосознанием, с памятью и идентичностью», говоря словами П. Нора [27]. Волна воспоминаний вернула к жизни имя памяти - имя Аргымая Кульджина - в честь которого стали проводить с 1993 г. конные скачки [28].

Заключение

Созданные в первой трети двадцатого века места памяти актуальны до сих пор, прирастая новыми: помимо горы Белухи, Телецкого озера и бирюзовой Катуни, туристов в 21 веке интересуют такие места, как Марс-1 и Марс-2, Каракольские озера и Гейзерово озеро. Все эти природные территории служат узнаваемыми символами Горного Алтая, одновременно являясь сакральными объектами.

Другим широко тиражированным символом Республики Алтай предстают лошади. Событийный туризм, связанный с проводимыми здесь конными скачками в честь Аргымая, игрой козлодрания Кок-Бору, объездкой неуков на празднике Эл Ойын, привлекает много гостей.

Для жителей республики в последние три десятилетия стали широко известны имена художника и политика Гуркина и скотовода и мецената Кульджина. Оба имени были тщательно стерты из общественной памяти, но жили в семейно-родовой. Спустя век можно сказать, что возвращенные имена двух великих сыновей алтайского народа стали неотъемлемой частью их идентичности.

Список литературы

1. Гуляевская коллекция. Официальный сайт Национальной библиотеки Республики Алтай им. М.В. Чевалкова. https://nbra.ru/elektronnaya-biblioteka/63-gulyaevskaya-коИеЙшуа.

2. Письма Г. Н. Потанина. Иркутск, 1987. Т. 1. С. 59; Потанин Г. Н. Воспоминания// Литературное наследство Сибири.- Новосибирск, 1983. Т. 6. - С. 210.

3. Майдурова Н.А. Горный Алтай в 1917 - первой половине 1918 гг. (От Горной Думы к Каракоруму). - Горно-Алтайск: РИО Универ-Принт ГАГУ 2002. 188 с.; История Республики Алтай. Горный Алтай в советский период (1917-1991). Т.3. - БНУ РА Институт алтаистики.- Горно-Алтайск, 2023. - 972 с.

4. От уезда к республике. Сборник архивных документов 1917-2001 гг. - Горно-Алтайск. 2001. - 275 с.

5. От уезда к республике. Сборник архивных документов 1917-2001 гг. - Горно-Алтайск. 2001. - 275 с.

6. Данилин А.Г. Бурханизм (из истории национально-освободительного движения в Горном Алтае). - Горно-Алтайск. 1993. - 208 с.

7. От уезда к республике. Сборник архивных документов 1917-2001 гг. - Горно-Алтайск.2001. - 275 с.

8. От уезда к республике. Сборник архивных документов 1917-2001 гг. - Горно-Алтайск.2001. - 275 с.

9. От уезда к республике. Сборник архивных документов 1917-2001 гг. - Горно-Алтайск. 2001. - 275 с.

10. Лиджиева И. В. Правовой статус спецпереселенцев в 40-50-е гг. XX в // Вестник КИГИ РАН. - 2013. - №3.- С.34-39.

11. Эдоков В.И. Возвращение Мастера. АУ РА Лит.-изд. Дом «Алтын Туу». -Горно-Алтайск, 2021. - 264 с.

12. Потапов Л.П. Алтайский шаманизм. - Л., - 1991. - 21 стр.

13. Потапов Л.П. Алтайский шаманизм. - Л., - 1991. - 321 стр.

14. Тюхтенева С.П. О культе гор на Алтае // Шаманизм и иные ранние религиозные верования и практики. Сборник статей, посвященных 90-летию д.и.н., профессора Л.П. Потапова. - М., 1995. - С.173-179.

15. Никифоров Н.Я. Аносский сборник. Собрание сказок алтайцев. Записки западно-сибирского отдела Императорского русского географического общества. Том 37. С примечаниями Потанина Г.Н. Омск. Типография штаба Омского военного округа. 1915 г. 293с. - Репринт. Горно-Алтайск, 1995. - 264 с.

16. Эдоков В.И. Возвращение Мастера. АУ РА Лит.-изд. Дом «Алтын Туу». -Горно-Алтайск, 2021. - 264 с.

17. Г.И. Гуркин и Горный Алтай - гений и место: антология. / Под ред. Шастиной Т.П. -Горно-Алтайск, АУ РА Лит.-изд.дом «Алтын Туу». 2019. -192 с.

18. Нора П. Проблематика мест памяти // Франция-память / П. Нора, М. Озуф, Ж. де Пюимеж, М. Винок. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999. - С. 17-50.

19. Из жизни Аргымая и Манди Кульджиных. Сост. Муйтуева В.А. - Горно-Алтайск. РИО «Универ-Принт» ГАГУ 1995. - 122 с.

20. Швецова М. Алтайские калмыки. Записки Зап-.Сиб. Отд. Имп. Географич. Общ. - Кн. 23. - 1898. - Омск. - С.31.

21. Из жизни Аргымая и Манди Кульджиных. Сост. Муйтуева В.А. - Горно-Ал-тайск.РИО «Универ-Принт» ГАГУ1995. - 122 с.

22. Из жизни Аргымая и Манди Кульджиных. Сост. Муйтуева В. А. - Горно-Алтайск. РИО «Универ-Принт» ГАГУ 1995. - 122 с.

23. Романова С.В. Бурханизм в коллекциях Российского этнографического музея // Этнос и конфессия: Материалы Восемнадцатых Международных Санкт-Петербургских этнографических чтений. - СПб.: ИПЦ СПГУТД, 2019. - 260 с.

24. Из жизни Аргымая и Манди Кульджиных. Сост. Муйтуева В. А. - Горно-Алтайск. РИО «Универ-Принт» ГАГУ 1995. - 122 с.

25. Игнатьева О.П. Некоторые аспекты современного алтайского коневодства // Мир Большого Алтая. Восточно-Казахстанский государственный университет имени С. Аманжолова. Т. 5. №3. 2019. - С. 351-372.

26. Элемова Г. Потомок кёгёл наймана. - Горно-Алтайск. ГУ книжное издательство «Юч Сумер-Белуха». - 2007. - 128 с.

27. Нора П. Всемирное торжество памяти // Неприкосновенный запас. - 2005, -№2-3 - (40-41). https://web.archive.Org/web/20160305020924/http:28.//magazines.russ.ru/ пт/2005/2/пога22.Ыш1.

29. Лучшие наездники боролись за приз Аргымая / Газета Онгудайского района «Ажуда». 26.07.2019. http://ажуда.рф/лучшие-наездники-боролись-за-приз-арг/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.