Научная статья на тему 'Месседжи российских политических партий в предвыборных кампаниях 2020 – 2021 годов'

Месседжи российских политических партий в предвыборных кампаниях 2020 – 2021 годов Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
163
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Миссия конфессий
ВАК
Ключевые слова
политические партии / выборы / предвыборная кампания / избирательная система / месседжи / Государственная Дума Российской Федерации / «ЕДИНАЯ РОССИЯ» / «КПРФ» / «ЛДПР» / «НОВЫЕ ЛЮДИ» / «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ» / political parties / elections / election campaign / electoral system / messaging / State Duma of the Russian Federation / «UNITED RUSSIA» / «CPRF» / «LDPR» / «NEW PEOPLE» / «A JUST RUSSIA – FOR TRUTH»

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Гуреев Я. В., Гаврилюк Н. П.

В статье проанализированы как общетеоретические подходы к пониманию месседжа, так и практическая составляющая, выраженная в использовании правильной информации с целью налаживания конструктивного диалога между различными политическими институтами и общественностью. Отдельного внимания заслуживают месседжи периода предвыборных кампаний и развития самой избирательной системы в условиях широкого распространения информационно-коммуникационных технологий. Хронологические рамки исследования охватывают период 2020 – 2021 годов и обоснованы несколькими факторами, среди которых использование новых инструментов и технологий при подготовке и проведении избирательных кампаний, появления новых политических партий и движений. Исследование построено на детальном анализе Программ партий, предвыборных программ и агитационного материала. Результаты исследования могут быть широко использованы для дальнейшей работы как Избирательных комиссий, так и самих партий при подготовке к очередным выборам и организации своей деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Гуреев Я. В., Гаврилюк Н. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Messages of Russian political parties in the 2020-2021 election campaign

The article analyzes both general theoretical approaches to understanding the message and the practical component, expressed in the use of correct information in order to establish a constructive dialogue between various political institutions and the public. The messages of the period of pre-election campaigns and the development of the electoral system itself in the context of the widespread dissemination of information and communication technologies deserve special attention. The chronological framework of the study covers the period of 2020-2021 and is justified by several factors, including the use of new tools and technologies in the preparation and conduct of election campaigns, the emergence of new political parties and movements. The study is based on a detailed analysis of party programs, election programs and campaign material. The results of the study can be widely used for further work of both the Electoral Commissions and the parties themselves in preparing for the next elections and organizing their activities.

Текст научной работы на тему «Месседжи российских политических партий в предвыборных кампаниях 2020 – 2021 годов»

Гуреев Я.В.

Студент I курса магистерской программы «Региональная история межнациональных отношений» Института истории и права Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского.

Гаврилюк Н.П.

Кандидат исторических наук. Доцент кафедры истории Института истории и права Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского.

Месседжи российских политических партий в предвыборных кампаниях 2020 - 2021 годов*

Аннотация. В статье проанализированы как общетеоретические подходы к пониманию месседжа, так и практическая составляющая, выраженная в использовании правильной информации с целью налаживания конструктивного диалога между различными политическими институтами и общественностью. Отдельного внимания заслуживают месседжи периода предвыборных кампаний и развития самой избирательной системы в условиях широкого распространения информационно-коммуникационных технологий. Хронологические рамки исследования охватывают период 2020 - 2021 годов и обоснованы несколькими факторами, среди которых использование новых инструментов и технологий при подготовке и проведении избирательных кампаний, появления новых политических партий и движений. Исследование построено на детальном анализе Программ партий, предвыборных программ и агитационного материала. Результаты исследования могут быть широко использованы для дальнейшей работы как избирательных комиссий, так и самих партий при подготовке к очередным выборам и организации своей деятельности.

Ключевые слова: политические партии, выборы, предвыборная кампания, избирательная система, месседжи, Государственная Дума Российской Федерации, «ЕДИНАЯ РОССИЯ», «КПРФ», «ЛДПР», «НОВЫЕ ЛЮДИ», «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ПАТРИОТЫ - ЗА ПРАВДУ».

Gureev Y.V.

Student of the 1st course of the master's program "Regional history of interethnic relations" of the Institute of History and Law of the Kaluga State University.

Gavrilyuk N.P.

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of History of the Institute of History and Law, Kaluga State University.

Messages of Russian political parties in the 2020-2021 election campaign

* © Гуреев Я.В., Гаврилюк Н.П., 2023.

Месседжи российских политических партий в предвыборных кампаниях 2020 - 2021 годов

Abstract. The article analyzes both general theoretical approaches to understanding the message and the practical component, expressed in the use of correct information in order to establish a constructive dialogue between various political institutions and the public. The messages of the period of pre-election campaigns and the development of the electoral system itself in the context of the widespread dissemination of information and communication technologies deserve special attention. The chronological framework of the study covers the period of2020-2021 and is justified by several factors, including the use of new tools and technologies in the preparation and conduct of election campaigns, the emergence of new political parties and movements. The study is based on a detailed analysis of party programs, election programs and campaign material. The results of the study can be widely used for further work of both the Electoral Commissions and the parties themselves in preparing for the next elections and organizing their activities.

Key words: political parties, elections, election campaign, electoral system, messaging, State Duma of the Russian Federation, «UNITED RUSSIA», «CPRF», «LDPR», «NEW PEOPLE», «A JUST RUSSIA - FOR TRUTH».

Понятие «месседж» в политологической науке, чаще всего, рассматривается как основная идея коммуникации с избирателями, отражающая ценности, установки и позицию политического субъекта по какому-либо вопросу. Мес-седжи, при помощи которых обеспечивается эффективная коммуникация между политической силой и группами электоральной поддержки, являются составляющей успешного результата любой политической кампании. Для того, чтобы выборная и предвыборная деятельность политических сил достигла ожидаемого результата, их месседжи должны отражать основные тренды и запросы в обществе, кроме того, мессед-жи должны четко раскрывать позицию по конкретному вопросу, отличающуюся от мнений политических конкурентов и демонстрирующую независимую точку зрения. Месседжи составляют фундамент всей политической агитации. Анализ месседжей современных партий позволяет политологам исследовать основные тенденции, происходящие в обществе, а также основные тренды политической деятельности. Такой анализ позволяет дать характеристику тем проблемам, которые актуальны для современного общества.

В 2020 году в России проводились региональные и муниципальные выборы, а уже в 2021 году в России проходили выборы в Государственную Думу 8 созыва, в которых приняло участие 14 политических партий. Оценивая итоги деятельности российских политических сил в период предвыборных и выборных кампаний в 2020 - 2021 годах, следует отметить, что в обозначенное время партиями использовались как традиционные, так и совершенно новые политические месседжи, отражающие динамику и основные тенденции развития российского общества. Для проведения анализа политических мес-седжей в исследовании были отобраны 5 основных партий, которые прошли 5% барьер на выборах 2021 года в Государственную Думу Российской Федерации: «ЕДИНАЯ РОССИЯ», «КПРФ», «ЛДПР», «НОВЫЕ ЛЮДИ», «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ПАТРИОТЫ -ЗА ПРАВДУ».

Главным месседжем партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» перед выборами в 2021 году стало само название предвыборной программы «За благополучие и достойную жизнь людей. За сильную и успешную Россию»[4]. Программа формировалась на основе предложений граждан,

поэтому её характеризовали как народ-ную[3]. В названии партия сделала посыл на 2 важнейших для российского общества вопроса: уровень жизни граждан и государственное развитие. В основном, Программа содержит два раздела: «Благополучие людей» и «Сильная Россия» что подтверждает упор партии на вышеобозначенные блоки. Далее в разделах содержится ряд подпунктов, раскрывающих позицию «ЕДИНОЙ РОССИИ» по данным направлениям, к примеру: «Хорошая работа - достаток в семье», «Крепкая семья», «Экономика развития», «Развитие регионов и транспортной инфраструктуры» и т. д. [4] «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в своей предвыборной политической повестке 2021 года не отличалась новаторством. Большинство партийных месседжей несли позицию, что деятельность партии направлена на решение вопросов путем совершенствования существующих систем здравоохранения, образования, науки, политики, экономики и др., но не путем введения чего-то совершенно нового и коренного реформирования. Это позволяет сделать вывод, что партия строила свою агитацию на идее поступательного развития и стабильности. «ЕДИНАЯ РОССИЯ» позиционировала себя как народная сила, главной целью которой является реализация интересов граждан [4]. Поэтому основным политическим трендом, на котором партия выстраивала свою агитацию в период 2020 - 2021 годов, был тренд сближения с народом, что подтверждается и тезисами предвыборной программы «ЕДИНОЙ РОССИИ» 2021 [4]. Не менее важным трендом в агитации «ЕДИНОЙ РОССИИ» был тренд повышения уровня жизни граждан.

Партия «КПРФ» на выборах 2021 года также не отличилась новаторством. В большинстве её идеи и ценности,

отображенные в предвыборной программе 2021 года содержали те же идеи и ценности, что и в предвыборной программе 2016 года. Программа 2021 года носила название «Десять шагов к власти народа», а программа 2016 называлась «Десять шагов к достойной жизни». Главным политическим трендом «КПРФ», как и у «ЕДИНОЙ РОССИИ» было позиционирование себя с народной силой: «На выборах 2021 года вместе с союзниками и сторонниками мы предлагаем план мирного и демократичного возвращения власти и собственности народу» [7]. Однако, мессед-жи «КПРф» отличались тем, что носили прежде всего идеологический характер. Они затрагивали такие вопросы, как: национализация, прогрессивная шкала налогообложения, индустриализация, демократизация, строительство социального государства и т. д. [7]. Кроме того, месседжи «КПРф» были направлены на реформирование и обновление власти, что диктовалось политическим трендом демократизации общества. Таким образом, тренды сближения с народом и повышения уровня жизни людей совпадали с трендами «Единой России», но в корне отличались в идеях, ценностях и методах достижения целей. Кроме того, политическим трендом «КПРф» в агитации стала демократизация российского общества.

Что касается партии «ЛДПР», в своей предвыборной программе партия указала 100 тезисов, которые содержались в 10 программных пунктах. Первым пунктом «ЛДПР» обозначила «Политику и власть». В данном программном пункте «ЛДПР» не делала упор на какие-то определенные тренды, обозначив отдельные решения, такие как: «формирование 30 губерний, создание специальных мест для беспрепятственного собрания граждан, подчинение Цен-

тробанка Госдуме» и т.д. В некоторых программных пунктах «ЛДПР» прослеживалось конкретное противоречие между разными тезисами, например между тезисом 19 «Осудить политику большевиков, Горбачева и Ельцина, как антинародную» и тезисом 20 «Принять Акт исторического примерения. Взять все лучшее, что было в Российской империи, СССР и новой России». Больше всего тезисов содержалось в пунктах «Социальная политика» и «Экономика». Анализируя данные тезисы, стоит сказать, что они были направлены не на решение конкретных важных вопросов, а содержали лишь набор отдельных несвязанных между собой мер. Таким образом, месседжи предвыборной программы «ЛДПР» не следовали каким-то определенным политическим трендам, а сама программа была слишком размытой и обширной.

«НОВЫЕ ЛЮДИ» - партия, явившаяся феноменом российской политической системы. Один из главных трендов политической работы, на который ориентировалась партия, можно проследить в ее предвыборной программе 2021 года и Уставе, а также в агитационно-пропагандистских мероприятиях - это ориентация на всё «новое», а также на молодежь, предпринимателей и средний класс. Выбором своего названия партия отразила общественный запрос на обновление, чем заложила на первых этапах деятельности весьма удачный месседж, ставший фоном ее текущей деятельности. Название «НОВЫЕ ЛЮДИ» как нельзя кстати отобразило запросы весомой части российских избирателей на политическую новизну, на перемены во многих областях общественной жизни, на обновление различных социальных и политических институтов.

В своей деятельности партия дела-

ла упор на работу по решению различных местных и региональных проблем: высоких коммунальных тарифов при низком качестве услуг, нехватке врачей и учителей из-за низкого престижа профессии, проблемы экологического загрязнения, разбитых дорог, ветхого жилья и т.д. Эти месседжи легли в основу конкретной партийной работы, а также тезиса о необходимости перераспределения ресурсов между столицей и регионами в пользу последних. По мнению лидеров партии, в России, как и во многих других странах, существует проблема сверхцентрализации ресурсов в столицах [2], как экономических, так и властных. Федеральным бюджетом и политикой управляют из Москвы. При этом, как показывает практика, зачастую отследить реальную ситуацию в регионах не представляется возможным. Кроме того, это усугубляется и несопоставимой разницей в бюджетных доходах субъектов Российской федерации.

Партия активно использовала региональные проблемы в своей общественно-политической работе и программных положениях. «НОВЫЕ ЛЮДИ» искали специфические проблемы конкретного региона, на которые делали упор при проведении различных массовых мероприятий или публикациях в СМИ. Таким образом, можно выделить следующий политический тренд - «регионализация» партийной политической работы. Делегирование политической работы партийным отделениям доказало свою эффективность на примере избирательных кампаний «новых людей» на выборах 2020 - 2021 годов. Если ранее крупнейшие российские политические силы делали упор в своей политической работе и партийных документах на федеральную повестку и обустрой-

ство страны в целом, то «НОВЫЕ ЛЮДИ» впервые взяли за основу проблемы «на местах».

Партия старалась формировать образ «народной силы», что характеризует ещё один главный месседж «НОВЫХ ЛЮДЕЙ» - «близость к народу». «НОВЫЕ ЛЮДИ» выступают за большую открытость власти, за децентрализацию, за выделение больших полномочий регионам, за демократизацию российского общества. Это в том числе можно проследить и в их программе, в которой главной ценностью заявлена поддержка гражданского общества, а также в девизе «Люди важнее». Данный месседж проявляется и в способах ведения агитации и пропаганды, в деятельности самой партии и её активистов. Это подтверждают и следующие партийные лозунги: «привести во власть НОВЫХ ЛЮДЕЙ»; «новые больницы вместо дворцов элиты»; «новые школы вместо нового оружия»; «молодёжи -работу и жильё» и т. д. Проекты «НОВЫХ ЛЮДЕЙ» направлены на обычных граждан, что в свою очередь помогает обеспечивать популярность и поднимает партийный рейтинг среди избирателей. Некоторые из таких проектов: Расселение жильцов аварийного общежития в Калуге [5], помощь врачам из Мариинской больницы в Санкт-Петербурге [6], а также адресная помощь малоимущим семьям в г. Самара[1].

«СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ПАТРИОТЫ - ЗА ПРАВДУ» в своих политических месседжах использовала два основных тренда политики на выборах 2021 года: близость к народу и патриотизм. Эти же тренды можно было проследить и в агитационной работе других партий, однако у «СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ» месседжи, через которые доносилась позиция партии по ним, базировались на идеях соци-

ализма и на независимом видении ситуации со стороны партии. Программа партии содержала стандартные, характерные для социалистических партий, наборы месседжей: социальный сектор, справедливость, борьба с бедностью и т. д. Программа не характеризовалась отсутствием новых идей и методов реализации поставленных целей [8]. Перед выборами «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» объединилась с двумя другими партиями: «ПАТРИОТЫ» и «ЗА ПРАВДУ». Данное событие в некоторой степени показывало готовность партии к обновлениям, однако в своей агитации и пропаганде «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» не ставила это целью.

Таким образом, главными политическими трендами, на которых строились месседжи российских партий на выборах 2021 года, стали: запрос на обновление и все новое, близость к народу, повышение уровня жизни, демократизация. Данные выборы охарактеризовались и совершенно новыми, нехарактерными для российских парламентских выборов, трендами: регионализацией партийной политической работы и активной поддержкой молодежи. Настроения российских избирателей в период выборов 2021 года показали, что общество нуждается в переменах и обновлении. Выборы показали, что российские партии способны найти новые подходы и способы к решению политических целей и задач, что было положительно встречено избирателями. По итогам выборов избирательная явка показала рост, а партии, которые успешно использовали политические тренды российского общества, показали успешный результат на выборах.

Стоит также отметить, что запрос на социально-политическое обновление не исчез даже после различных из-

менений российского партийного пространства в преддверие парламентских выборов 2021 года. Появление новых или преобразование традиционных партий (как например объединение ряда политических сил вокруг партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ») существенно не изменило мнений избирателей о необходимости реформирования различных сторон общественной жизни. Большинство граждан не перестали поддерживать вектор перемен, что подтверждается результатами социологических исследований. Из этого следует, что политический тренд новизны будет оставаться актуальным и на следующих выборах в Государственную Думу Российской Федерации.

References

[1] Targeted assistance to low-income families, Vkontakte. // URL: https://vk.com/wall-194507457_501?w = wall-194507457_501 (02.26.2023)

[2] Borusyak L., Levinson A., Moscow is not Russia: why our compatriots do not like their own capital, FORBES. // URL: https://www.forbes.ru/ obshchestvo/401957-moskva-ne-rossiya-za-ch-to-nashi-sootechestvenniki-ne-lyubyat-sobst-vennuyu-stolicu (02.26.2023)

[3] United Russia published its electoral popular pro-

gram. // URL: https://tass.ru/politika/12235291 (02.26.2023)

[4] People's program of the party "United Russia" "For the well-being and decent life of people. For a strong and successful Russia." // URL: https:// er.ru/media/documents/August2021/L4Sk-4t74UXKF1MG1oFjh.pdf. (02.26.2023)

[5] The New People party took control of the resettlement of an emergency hostel in Kaluga, Ytro.ru. // URL: https://ytro.news/news/ life/2021/06/15/1484576.shtm (02.26.2023)

[6] The New People Party helped doctors from the "red zone" of the Mariinsky Hospital, MKRU. // URL: https://spb.mk.ru/social/2021/06/30/ partiya-novye-lyudi-pomogla-vracham-iz-kras-noy-zony-mariinskoy-bolnicy.html (02.26.2023)

[7] The election program of the Communist Party of the Russian Federation in the elections to the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation of the VIII convocation. // URL: https://kprf.ru/party-live/cknews/203630.html (02.24.2023)

[8] The election program of the Socialist political par-

ty "A JUST RUSSIA - PATRIOTS - FOR THE TRUTH". // URL: https://obj.spravedlivo.ru/ sr73/113269b.pdf (02.22.2023)

[9] Program of the New People party. // URL: https:// newpeople.ru/program_newpeople (02.26.2023)

Список литературы

[1] Адресная помощь малоимущим семьям, Вконтакте. // URL: https://vk.com/wall-194507457_501?w=wall-194507457_501 (Дата обращения: 26.02.2023)

[2] Борусяк Л., Левинсон А., Москва - не Россия:

за что наши соотечественники не любят собственную столицу, FORBES. // URL: https:// www.forbes.ru/obshchestvo/401957-moskva-ne-rossiya-za-chto-nashi-sootechestvenniki-ne-lyubyat-sobstvennuyu-stolicu (Дата обращения: 26.02.2023)

[3] «Единая Россия» опубликовала свою предвыборную народную программу. // URL: https:// tass.ru/politika/12235291 (Дата обращения: 26.02.2023)

[4] Народная программа партии «Единая Россия»

«За благополучие и достойную жизнь людей. За сильную и успешную Россию». // URL: https://er.ru/media/documents/August2021/ L4Sk4t74UXKF1MG1oFjh.pdf. (Дата обращения: 26.02.2023)

[5] Партия «НОВЫЕ ЛЮДИ» взяла под контроль

расселение аварийного общежития в Калуге, Утро.ру. // URL: https://ytro.news/news/ life/2021/06/15/1484576.shtm (дата обращения: 26.02.2023)

[6] Партия «НОВЫЕ ЛЮДИ» помогла врачам из «красной зоны» Мариинской больницы, MKRU. // URL: https://spb.mk.ru/ social/2021/06/3 0/partiya-novye-lyu-di-pomogla-vracham-iz-krasnoy-zony-ma-riinskoy-bolnicy.html (Дата обращения: 26.02.2023)

[7] Предвыборная программа Коммунистической

партии Российской Федерации на выборах в Государственную думу ФС РФ VIII созыва. // URL: https://kprf.ru/party-live/cknews/203630. html(Дата обращения: 24.02.2023)

[8] Предвыборная программа социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ПАТРИОТЫ - ЗА ПРАВДУ». // URL: https://obj.spravedlivo.ru/sr73/113269b. pdf (Дата обращения: 22.02.2023)

[9] Программа партии «НОВЫЕ ЛЮДИ». // URL:

https://newpeople.ru/program_newpeople (Дата обращения: 26.02.2023)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.