Научная статья на тему 'Меры в области подготовки и развития научных и инженерно-технических кадров'

Меры в области подготовки и развития научных и инженерно-технических кадров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
34
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Меры в области подготовки и развития научных и инженерно-технических кадров»

УДК 331.545 https://doi.org/10.24412/2617-149X-2020-2-56-61

Меры в области подготовки и развития научных и инженерно-технических кадров

Т.А. Федорова3, И.И. Гисматуллинаb

ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университет»,

Российская Федерация E-mail: at.fedorova50@mail.ru, bgismatullina.iluza95@mail.ru

Аннотация. В статье рассмотрены возможности подготовки квалифицированного специалиста, соответствующего требованиям работодателей. Разработка программы для повышения квалификации инженерного и преподавательского состава, которые готовят кадры для бизнеса текстильной и легкой промышленности.

Ключевые слова: текстильная и легкая промышленность; транспрофессиональные компетенции; новое поколение; бизнес; единое информационное пространство.

Measures in the Area of Training and Development of Scientific, Engineering and Technical Personnel

T. Fedorovaa, I. Gismatullinab FSBEI of Higher Education «Kazan National Research Technological University», Russian Federation E-mail: at.fedorova50@mail.ru, bgismatullina.iluza95@mail.ru

Annotation. The article discusses the possibility of training a qualified specialist who meets the requirements of employers. Development of a program for advanced training of engineering and teaching staff who train personnel for the business of textile and light industry.

Key words: textile and light industry, transprofessional competencies, new generation, business, common information space.

Главной целью профессионального образования является подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

Решение этого вопроса входит в сферу подготовки кадров на уровне среднего профессионального и высшего образования через реализацию образовательных стандартов. В первую очередь для организации подготовки и развития научных и инженерно-технических кадров необходимо соблюдать требования федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования в части профессиональных компетенций и приведение их в соответствие с современными требованиями профессиональных стандартов.

Правительством Российской Федерации поставлены задачи по развитию инженерного образования:

- «Между инженерными вузами и работодателями должна быть абсолютная гармония. Без нее не будет ни эффективного инженерного образования, ни нормальных инженеров»;

- «Надо предметно заняться разработкой профессиональных стандартов и их последующей синхронизацией с образовательными стандартами»;

- «Необходимо стремиться к тому, чтобы углублённая производственная практика была у всех»

- «Тем, кто способен и хочет стать инженером, нужно обеспечить достойные условия обучения»;

- «Необходимо реализовать программу информационной поддержки инженерных специальностей»;

- «Необходимо повышать уровень технического и методологического обеспечения вузов, которые выпускают инженеров»;

- «Повышение нормативов финансирования подготовки студентов инженерных специальностей».

В рамках работы совета по предпринимательству при президенте Республики Татарстан был приведен аналитический отчет «Индекс делового климата в районах Республики Татарстан», где был показан срез деловой активности малого и среднего бизнеса

(рис. 1). Данный отчет наделал много шума в муниципальных образованиях и вызвал интерес у бизнеса. Наши отрасли, в которых работает легкая промышленность, на 80 % состоят из предприятий малого и среднего бизнеса.

Несовершенство законодательства Проблемы с получением фннансировання Административные барьеры Проблемы сбыта продукции п услуг Недостаток кадров Неразвитая деловая инфраструктура Проблемы с поставщиками и партнерами Шохая экономическая ситуация

Высокие налоги |Ш 1% Конкуренция I 1°/Ь Нет проблем ■ 1°/Ь Другие проблемы Затрудняюсь ответить

4%

■ 34% 32%

I 29% 28%

24%

15%

14%

0%

10%

20%

30%

40%

Рисунок 1 - Анализ основных проблем бизнеса

В анализе основных проблем, на вопросы которых ответил бизнес всех 43 трех муниципальных образований, самый высокий показатель «Несовершенство законодательства» - 34 % и «Недостаток кадров» - 24 %. Что касается проблем деловой инфраструктуры, наглядно представлено на рисунке 2.

26 % бизнесменов поставили вопрос о недостатке образовательных программ для бизнеса и 46 % сложности в получении финансовой поддержки бизнеса. Данные цифры с различным небольшим отклонением повторяются из года в год.

Рисунок 2 - Ткань хлопчатобумажная, кустарная, набивка печатными штампами

Основные противоречия в подготовке кадров для легкой промышленности заключаются в том, что:

- работодатели критикуют систему профессионального образования в том, что ее «продукция» часто не соответствует требованиям предприятий;

- власть критикует работодателей за то, что на многих предприятиях отсутствует стратегия по обеспечению потребностей производства кадрами и предлагает им самим решать свои проблемы путем заключения прямых договоров с системой СПО и ВО.

Образовательные учреждения критикуют:

- работодателей за то, что те «не вкладывают» средств в систему профессионального образования;

- власть - за отсутствие четкого сформулированного заказа (кого, сколько и к какому времени нужно подготовить).

Все сетуют на то, что действующее законодательство не позволяет строго «закреплять» кадры на предприятиях после окончания образовательных учреждений.

Безусловно, система подготовки специалистов должна учитывать требования работодателей и в новых условиях трансформироваться, видоизменяться в рамках общепринятых стандартов. Новые условия хозяйствования требуют комплексного подхода к формированию компетенций и профессионально важных качеств специалиста в рамках реформирования системы образования с учетом последних разработок, замечаний и пожеланий бизнеса. Компетенциями, позволяющими решить требования работодателей, являются

транспрофессиональные компетенции (рис. 3).

Рисунок 3 - Механизм конструирования междисциплинарных компетенций

Транспрофессиональные компетенции

необходимы для успешного выполнения профессиональных задач специалистами родственных профессий.

Механизм конструирования междисциплинарных компетенций, так называемые

транспрофессиональные компетенции, которые подразделяются на технологические,

информационные, нормативно-правовые компетенции и межотраслевая коммуникация.

К технологическим транспрофессиональным компетенциям относятся:

- способность работать с техническими устройствами профессиональной отрасли и смежных отраслей;

- участие в ремонте, монтаже оборудования в своей профессиональной отрасли и в смежных отраслях;

- проведение контроля работ по монтажу и ремонту оборудования профессиональной отрасли и в смежных отраслях с использованием КИП.

К информационным транспрофессиональным компетенциям относятся:

- разработка документации по решению типовых задач пакетного характера;

- сбор и обработка информации для решения типовых задач по родственным и смежным профессиям;

- принятие решений и обмен информацией при решении типовых задач по родственным и смежным профессиям.

К нормативно-правовым транспрофессиональным компетенциям относятся:

- знание и соблюдение законодательных нормативных документов по вопросам выполняемых работ в смежных отраслях;

- знание и соблюдение основных вопросов трудового законодательства;

- знание и соблюдение основ экологического, экономического законодательства.

К межотраслевой коммуникации относятся:

- использование профессионального тезариуса смежных и родственных областей;

- соблюдение правил работы в группах;

- использование правил при коммуникации в смежных и родственных профессиональных областях.

Подготовка таких специалистов предполагает создание системы непрерывного образования, которая позволит не только обеспечить научные и производственные организации и предприятия легкой промышленности необходимыми кадрами, но и осуществлять их постоянное совершенствование, добиваясь требуемого уровня. Очевидным вкладом в формирование этой системы может стать дополнительное профессиональное образование, которое сыграет важную роль, прежде всего, в переподготовке выпускников, имеющих образование по сопутствующим направлениям и специальностям и способных успешно работать в различных отраслях промышленности при условии получения дополнительных компетенций. Это предполагает также создание системы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава,

обеспечивающего учебный процесс, построенный на активном использовании в процессе обучения современного оборудования и НИОКР.

Данная работа должна будет вестись на стыке образовательного учреждения, науки и предприятия. На основе выявленных кадровых потребностей компаний осуществляется конкурсный отбор образовательных учреждений системы

профессионального образования и других организаций, которые готовы разрабатывать и реализовывать при поддержке предприятий, региональных властей практико-ориентированные программы переподготовки и технологические тренинги для сотрудников этих компаний: инженеров, техников, квалифицированных рабочих. Программы подготовки (уровень не ниже магистратуры) и программы переподготовки (в основном - программы профессиональной переподготовки) разрабатываются в соответствии с прямым заказом, сформулированным работодателем и включающим в себя требуемые практические знания, навыки и умения, необходимые для работы на конкретных предприятиях. Оперативность изменения программ достигается соответствующим мониторингом - как внутренним, так и внешним, причем необходимость создания системы внутреннего мониторинга закладывается еще на уровне технического задания, а также путем построения индивидуальных образовательных траекторий и большим набором интерактивных курсов и курсов по выбору. Программы переподготовки должны иметь модульную структуру, с одной стороны, способную обеспечить академическую мобильность обучающихся, а с другой - возможность дальнейшего использования отдельных модулей в

«наборных» программах для подготовки кадров. Данные программы должны учитывать также межуниверситетские образовательные программы, консолидирующих ресурсы не только различных факультетов одного университета, но и других образовательных учреждений, что позволит оптимизировать затраты на содержание уникального дорогостоящего оборудования и тем самым снизит стоимость обучения. Это даст возможность готовить специалистов, способных быстро воспринимать достижения науки и переводить их в плоскость конкретных технологий.

Повышение квалификации инженерного и преподавательского состава, который готовит кадры для бизнеса текстильной и легкой промышленности, должно рассматриваться в качестве важнейшего критерия при оценке деятельности вуза и деловой карьеры инженера и осуществляться в течение всей его трудовой деятельности на непрерывной основе. Системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки в вузах РФ и зарубежных странах, в ведущих Российских научных и производственных организациях путем обучения на различных курсах, прохождения стажировки, в том числе зарубежной, участия в работе специализированных конференций, заседаний учебно-методических центров и семинаров, а также через другие формы повышения квалификации.

Внедрение ФГОС ВО нового поколения - это важный и ответственный момент для всего Российского высшего профессионального образования. Реализации образовательных программ нового поколения предопределяет необходимость изменения не только содержания подготовки кадров, но и подходов к поиску форм организации учебного процесса, в которых предусматривается усиление роли и оптимизация самостоятельной работы студентов, увеличение академической активности и мобильности. Новые условия диктуют необходимость модернизации технологий обучения, что существенно меняет подходы к учебно-методическому и организационно -техническому обеспечению учебного процесса.

- НИОКР вузов в интересах работодателя -необходимый инструмент повышения качества образования;

- Программы инновационного развития компаний;

- Технологические платформы;

- Кооперация вузов и организаций по созданию высокотехнологичного производства (Постановление Правительства РФ № 218);

- Хоздоговора;

- Развитие инновационной инфраструктуры вузов (Постановление Правительства РФ № 219);

- Развитие университетских технопарков;

- Создание молодежных инновационных центров;

- Создание малых предприятий (Федеральный закон № 217-ФЗ).

К разработке программ могут быть привлечены ведущие зарубежные специалисты в области

фундаментальных и прикладных исследований в сфере легкой промышленности, инновационного менеджмента и коммерциализации технологий. Разработчики программ должны иметь доступ к лучшему отечественному и мировому опыту обучения в области легкой промышленности. Для этого должны быть организованы внутрироссийские и зарубежные стажировки, отобраны и переведены зарубежные учебные пособия. На базе университетов должно осуществляться очное, дистанционное и очно-дистанционное обучение педагогов, но и индивидуальные образовательные программы накопительной системы повышения квалификации

исходя из системного анализа результатов ежегодных социальных опросов педагогов, обучающихся и специалистов бизнеса. В режиме дистанционного обучения педагогам разных уровней образования должны предоставляться электронные курсы, включающие различные тематические модули, а также интерактивное методическое сопровождение по всем актуальным проблемам педагогического образования через систему видеоконференцсвязи, Skype и т. д. Для этого необходимо создание единого информационного пространства научно-

образовательных центров ННС (рис. 4).

Рисунок 4 - Ориентировочная схема функционирования информационной сети

Создание системы подготовки и переподготовки кадров не возможна без формирования механизмов мониторинга кадрового обеспечения предприятий, а также уровня подготовки их научных и инженерно-технических кадров. Предусматривается развитие инфраструктуры и технологий проведения количественного и качественного прогноза актуального и перспективного спроса на квалификации специалистов в различных отраслях промышленности.

В связи с вышесказанным нам совместно предстоит решить следующие задачи:

- разработка стратегии подготовки специалистов с опережением существующих технологий, обновление методических механизмов по подготовке специалистов;

- развитие инфраструктуры и технологий проведения количественного и качественного прогноза актуального и перспективного спроса на квалификации;

- развитие учебно-методической и материально-технической базы для подготовки кадров;

- обеспечить системность мероприятий по повышению квалификации специалистов в соответствии с заявленными приоритетами;

- реализовать эффективные модели повышения квалификации специалистов, основанные на запросах промышленного сектора с использованием современных образовательных технологий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Хамматова, В. В. Стратегическая программа исследований технологической платформы «Текстильная и легкая промышленность» : монография / В. В. Хамматова, Т. А. Федорова, Л. Н. Абуталипова ; Минобрнауки России. - Казань : Изд-во КНИТУ, 2015. - 120 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Федорова, Т. А. Текущее состояние и перспективы развития легкой промышленности в Республики Татарстан : монография / Т. А. Федорова, А. И. Шинкевич, С. С. Кудрявцева ; Минобрнауки России, Казанский национальный исследовательский технологический университет. - Казань : Изд-во КНИТУ, 2017. - 88 с.

3. Абуталипова, Л. Н. "Стратегия 2030" Республики Татарстан - условие становления конкурентспособной экономики на микро- и макроуровне / Л. Н. Абуталипова, И. А. Гришанова, Т. А. Федорова // Техническое регулирование базовая основа качества материалов, товаров и услуг : Международный сборник научных трудов. - Шахты : ФГБОУ ВПО «ЮРГУЭС», 2017. - С. 306-313.

4. Федорова, Т. А. Взаимодействие российских и евразийских технологических платформ в вопросах инноваций / Т. А. Федорова, Л. Н. Абатулипова // Научно-производственное партнерство: взаимодействие науки и текстильных предприятий и новые сферы применения технического текстиля : сборник докладов участников Третьего международного научно-практического симпозиума, Москва, 21 марта 2018 г. - Москва : БОС, 2018. -С. 40-47.

REFERENCES

1. Khammatova, V. V. Strategic research program for the technological platform "Textile and light industry": monograph / V. V. Khammatova, T. A. Fedorova, L. N. Abutalipova ; Ministry of Education and Science of Russia. -Kazan : Publishing House of KNRTU, 2015. - 120 p.

2. Fedorova, T. A. Current state and prospects for the development of light industry in the Republic of Tatarstan : monograph / T. A. Fedorova, A. I. Shinkevich, S. S. Kudryavtseva ; Ministry of Education and Science of Russia, Kazan National Research Technological University. - Kazan : Publishing House of KNRTU, 2017. - 88 p.

3. Abutalipova, L. N. "Strategy 2030" of the Republic of Tatarstan - a condition for the formation of a competitive economy at the micro and macro levels / L. N. Abutalipova, I. A. Grishanova, T. A. Fedorova // Technical regulation is the basic basis for the quality of materials , goods and services : International collection of scientific papers. - Mines : FGBOU VPO "YURGUES", 2017. - P. 306-313.

4. Fedorova, T. A. Interaction of Russian and Eurasian technological platforms in matters of innovation / T. A. Fedorova, L. N. Abatulipova // Research and production partnership: interaction of science and textile enterprises and new areas of application of technical textiles : collection of reports participants of the Third International Scientific and Practical Symposium, Moscow, March 21, 2018. - Moscow : BOS, 2018. - P. 40-47.

SPISOK LITERATURY

1. Hammatova, V. V. Strategicheskaja programma issledovanij tehnologicheskoj platformy «Tekstil'naja i legkaja promyshlennost'» : monografja / V. V. Hammatova, T. A. Fedorova, L. N. Abutalipova ; Minobrnauki Rossii,. - Kazan' : Izd-vo KNITU, 2015. - 120 s.

2. Fedorova, T. A. Tekushhee sostojanie i perspektivy razvitija legkoj promyshlennosti v Respubliki Tatarstan : monografija / T. A. Fedorova, A. I. Shinkevich, S. S. Kudrjavceva ; Minobrnauki Rossii, Kazanskij nacional'nyj issledovatel'skij tehnologicheskij universitet. - Kazan' : Izd-vo KNITU, 2017. - 88 s.

3. Abutalipova, L. N. "Strategija 2030" Respubliki Tatarstan - uslovie stanovlenija konkurentsposobnoj jekonomiki na mikro- i makrourovne / L. N. Abutalipova, I. A. Grishanova, T. A. Fedorova // Tehnicheskoe regulirovanie bazovaja osnova kachestva materialov, tovarov i uslug : Mezhdunarodnyj sbornik nauchnyh trudov. - Shahty : FGBOU VPO «JuRGUJeS», 2017. - S. 306-313.

4. Fedorova, T. A. Vzaimodejstvie rossijskih i evrazijskih tehnologicheskih platform v voprosah innovacij / T. A. Fedorova, L. N. Abatulipova // Nauchno-proizvodstvennoe partnerstvo: vzaimodejstvie nauki i tekstil'nyh predprijatij i novye sfery primenenija tehnicheskogo tekstilja : sbornik dokladov uchastnikov Tret'ego mezhdunarodnogo nauchno-prakticheskogo simpoziuma, Moskva, 21 marta 2018 g. - Moskva : BOS, 2018. - S. 40-47.

Статья поступила в редакцию 25.01.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.