Научная статья на тему 'Подготовка специалиста в соответствии с требованиями современного производства'

Подготовка специалиста в соответствии с требованиями современного производства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
344
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КЛАСТЕРА / ЗАДАЧИ ПАКЕТНОГО ТИПА / ТРАНСПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / СПЕЦИАЛИСТЫ СРЕДНЕГО ЗВЕНА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Габитова Э.М.

В статье раскрывается значение особенностей подготовки специалиста, способного проблемы современного производства, возникающие на предприятии и особенностям формирования транспрофессиональных компетенций, необходимых работникам смежных отраслей промышленности. Раскрывается сущность транспрофессиональных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Габитова Э.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка специалиста в соответствии с требованиями современного производства»

ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ СОВРЕМЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

© Габитова Э.М.*

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, г. Уфа

В статье раскрывается значение особенностей подготовки специалиста, способного проблемы современного производства, возникающие на предприятии и особенностям формирования транспрофессиональных компетенций, необходимых работникам смежных отраслей промышленности. Раскрывается сущность транспрофессиональных компетенций.

Ключевые слова: проблемы производственного кластера, задачи пакетного типа, транспрофессиональные компетенции, специалисты среднего звена.

На современном этапе социально-экономического развития страны перед системой образования стоят приоритетные задачи построения содержания образования в соответствии с необходимостью повышения качества общей и профессиональной подготовки, являющейся основой для формирования у студентов учреждений среднего профессионального образования необходимых профессиональных качеств; подготовки квалифицированных специалистов соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособных на рынке труда, компетентных в своей профессии и ориентирующихся в смежных областях деятельности, готовых к постоянному профессионально-творческому саморазвитию. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года в качестве одного из направлений развития называется структурная диверсификация экономики на основе инновационного технологического развития, которая предполагает обеспечение отраслей экономики высокопрофессиональными кадрами менеджеров, инженеров и рабочей силой. Для реализации данного направления необходимы высококвалифицированные специалисты, способные выполнять требования современного производства.

С целью определения требований работодателей проведен анализ результативности работы предприятий машиностроительной и химической отраслей промышленности Республики Башкортостан по итогам 2010-2014 годов. В результате были выявлены основные проблемы производственного кластера, тормозящие эффективное развитие промышленности региона:

Преподаватель.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

61

- необходимость внедрения энергоэффективного оборудования;

- потребность в постоянном обучении персонала;

- снижение инвестиций в связи с тяжелой экономической ситуацией;

- нехватка квалифицированных рабочих кадров;

- низкая производительность труда;

- необходимость обновления оборудования;

- низкая конкурентоспособность продукции;

- сложности при обеспечении предприятия сырьем;

- трудности при внедрении энергосберегающих технологий.

Данные проблемы мы проранжировали по частоте проявления на предприятиях и по степени влияния на экономическое развитие организации; результаты ранжирования представлены в матрице (рис. 1).

Рис. 1. Матрица проблем производственных предприятий Республики Башкортостан

Анализ показал, что наиболее остро стоят проблемы необходимости внедрения энергоэффективного оборудования, обновления оборудования, а также внедрения энергосберегающих технологий на предприятиях химической промышленности и в машиностроении. Причины - отсутствие инвестиций, высокая стоимость покупки и транспортировки оборудования. Средней степенью частоты проявления характеризуются следующие проблемы: необходимость постоянного обучения персонала, нехватка квалифицированных рабочих кадров, трудности в обеспечении сырьем. Трудности подобного рода остро проявляются на следующих предприятиях:

62

новый взгляд. международный научный вестник

Наиболее редко встречающаяся группа проблем, возникающих у работодателей региона, - низкая производительность труда, низкая конкурентоспособность продукции, снижение инвестиций. Проблематика производственного кластера не только тесно связывает между собой специалистов смежных отраслей, но и сказывается на деятельности профессиональных образовательных учреждений и преподавателей, реализующих ее в процессе подготовки кадров. Только при взаимодействии всех этих субъектов возможно преодоление вышеизложенных трудностей. Проблематика производственного кластера наталкивает нас на использование подхода, исходящего от предприятия, который определяется производственно-ориентированной идеологией.

Подготовка специалистов среднего звена осуществляется в профессиональных образовательных учреждениях в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО). Во ФГОС СПО, кроме квалификационных требований, характеризующих специальность СПО и регламентирующих сроки и формы обучения, а также направленность и содержательные параметры профессиональной деятельности работника, включены общие и профессиональные компетенции, которыми должен обладать будущий специалист среднего звена. ФГОС СПО составлен в соответствии с требованиями профессионального стандарта по специальности. Содержание профессионального стандарта не привносится извне и не возникает в результате обсуждения работодателями, это содержание заложено в самой профессиональной деятельности специалиста. Однако в ФГОС СПО перечень компетенций ввиду их универсальности не отражает реальной профессиональной деятельности специалиста среднего звена, ее инструментальной основы.

Работодателей при приеме выпускника на работу в первую очередь интересует не соответствие его подготовки требованиям ФГОС СПО, а профессиональная компетентность, способность ориентироваться в производственной обстановке, решать нестандартные задачи и в команде с коллегами преодолевать производственные проблемы, возникающие на предприятии, то есть решать задачи пакетного типа. Под задачами пакетного типа мы будем понимать производственные типовые и нетиповые ситуации, порождаемые проблематикой производственного кластера, охватывающие все стороны функционирования современного предприятия.

В условиях современного производства быть просто профессионалом, то есть человеком, обладающим глубокими знаниями в каком-либо деле, уже отнюдь недостаточно. Специалисту необходимо ориентироваться в нескольких профессиональных сферах и уметь осуществлять между ними взаимосвязь. Современный специалист на производстве должен владеть, кроме своей специальности, еще и смежной рабочей профессией. Для того чтобы легко обучаться новым профессиям, необходимо обладать особыми качествами и способностями или дополнительными профессиональными компе-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

63

тенциями - транспрофессиональными компетенциями. Под транспрофессиональными компетенциями мы будем понимать профессиональные способности специалиста, отвечающие требованиям ФГОС, профессиональных стандартов и запросам производственного кластера, позволяющие ему участвовать в решении задач пакетного типа.

Для успешного формирования транспрофессиональных компетенций специалистов среднего звена необходимо определить те педагогические условия, которые будут содействовать этому процессу и, тем самым, обеспечивать повышение качества их профессиональной подготовки. Специалист со сформированными транспрофессиональными компетенциями, кроме выполнения своих профессиональных функций, должен также совместно с коллегами решать задачи пакетного типа, возникающие на производстве. Поэтому профессиональному образовательному учреждению необходимо создавать педагогические условия для формирования транспрофессиональных компетенций в соответствии с проблематикой производственного кластера, то есть условия должны быть производственно-ориентированными.

Выделим производственно-ориентированные педагогические условия формирования транспрофессиональных компетенций:

- разработка и реализация организационной модели контекстно-средового обеспечения в среднем профессиональном образовательном учреждении;

- сформированное^ ключевых компетенций у студентов и их дальнейшая акцентуация в системе подготовки специалистов среднего звена;

- подготовка педагогических кадров к реализации требований ФГОС СПО и профессиональных стандартов технических специальностей;

- наличие научно-методического обеспечения учебного процесса, способствующего формированию транспрофессиональных компетенций будущих специалистов среднего звена.

Подробнее остановимся на каждом из педагогических условий. Педагогическое условие - разработка и реализация организационной модели кон-текстно-средового обеспечения в среднем профессиональном образовательном учреждении, подразумевает создание контекстной среды обучения. В контекстном обучении моделируются предметное и социальное содержание профессионального труда, тем самым обеспечиваются условия трансформации учебной деятельности студента в профессиональную деятельность специалиста. Основное противоречие профессионального обучения состоит в том, что овладение деятельностью специалиста должно быть обеспечено в рамках и средствами качественно иной - учебной деятельности. Это противоречие преодолевается в контекстном обучении, представляющем собой реализацию динамической модели движения деятельности студентов: от собственно учебной деятельности через квазипрофессиональную и учебно-профессиональную к профессиональной деятельности. В формах собственно

64

новый взгляд. международный научный вестник

учебной деятельности реализуются главным образом процедуры передачи и усвоения студентами знаковой информации; в квазипрофессиональной деятельности в аудиторных условиях и на языке наук воссоздается предметное и социальное содержание усваиваемой деятельности. В учебно-профессиональной деятельности студенты, оставаясь в позиции обучающихся, выполняют профессиональные действия - формы организации такой деятельности практически воспроизводят формы реальной профессиональной деятельности. Построение учебного процесса на базе технологии контекстного обучения позволяет максимально приблизить содержание и процесс учебной деятельности студентов к их дальнейшей профессии. В разнообразных формах учебной деятельности постепенно как бы прорисовывается содержание будущей специальности, что позволяет эффективно осуществлять общее и профессиональное развитие будущих выпускников.

Актуальным на сегодняшний день является реализация контекстного обучения в особой - персонифицированной информационно-образовательной среде (ПИОС). Ее феномен заключается в изменении субъекта вследствие создания педагогических условий, которые инициируют механизм формирования профессиональных и личностных компетенций, в том числе транспрофессиональных. Переход субъекта образовательного процесса из начального состояния в последующее (приближенное к заданным государством образу современного и компетентного специалиста, готового к профессиональной деятельности в рамках подготавливаемого профиля) заключается в интенсификации взаимодействия, благодаря аутодиалогу, триадного внешнего и триадного внутреннего планов [1, с. 81]. Для этого необходимо создать педагогические условия, запускающие механизм нужной трансформации субъекта: во-первых, организацию особым образом структуры деятельности, детерминированной концептуальной педагогической технологией; а, во-вторых, поставить перед субъектом задачу моделирования и проектирования [5, с. 275]. Механизмами персонифицированной информационнообразовательной среды являются логико-смысловые модели; когнитивная визуализация знаний; активация трех механизмов отражения - чувственнообразного, вербально-логического, и моделирующего. Реализация модели контекстно-средового обеспечения осуществляется в процессе применения методов активного обучения, таких как дискуссия, анализ конкретных ситуаций, «конструктор задач», ролевые игры, проекты [4, с. 56].

Следующее педагогическое условие - сформированность ключевых компетенций у студентов и их дальнейшая акцентуация в системе подготовки специалистов среднего звена - предъявляет требования к абитуриентам, поступающим в профессиональное образовательное учреждение. При отсутствии сформированных ключевых компетенций у студентов невозможно формирование других видов компетенций. Студентами колледжей являются подростки со средним уровнем школьных знаний; не у всех из них сформи-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

65

рованы способности к самостоятельному получению знаний, умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее; способности создавать различные тексты (сочинения, сообщения); способности к публичному выступлению и диалогам; способности к продуктивной групповой коммуникации и работе в группах.

Наличие сформированных ключевых компетенций у студентов и их дальнейшая акцентуация в системе подготовки специалистов среднего звена позволяют выпускнику решать на предприятии такие типовые задачи пакетного характера, как потребности в постоянном обучении персонала, нехватка квалифицированных рабочих кадров, низкая конкурентоспособность продукции, сложности при обеспечении сырьем.

Процесс формирования транспрофессиональных компетенций у студентов невозможен при отсутствии названных компетенций у преподавателей общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей, поэтому одним из педагогических условий является подготовка педагогических кадров, осуществляющих свою деятельность в соответствии с требованиями ФГОС СПО и профессиональных стандартов. Для реализации данного условия профессиональному образовательному учреждению необходимо проводить курсы повышения квалификации, стажировки преподавателей профессиональных дисциплин на предприятиях-базах практик, готовить лучших выпускников к будущей преподавательской деятельности в колледже.

Одним из выделенных нами в рамках исследования производственноориентированных педагогических условий является наличие в профессиональном образовательном учреждении соответствующего требованиям ФГОС СПО научно-методического обеспечения, способствующего формированию транспрофессиональных компетенций.

Проблемы научно-методического обеспечения развития системы среднего профессионального образования имеют принципиальное значение для решения задачи его опережающего развития. В решении данной задачи важнейшую роль играет преподаватель. Как показывают мировая практика и научные исследования, в современной педагогической практике наблюдается изменение роли преподавателя, который из транслятора знаний превращается в организатора обучения, создающего необходимую среду и осуществляющего поддержку обучающегося в поиске наиболее оптимального пути и способов освоения компетенций, требуемых на рынке труда и необходимых для продолжения образования в будущем.

Разработка научно-методического обеспечения по дисциплинам и профессиональным модулям программы подготовки специалистов среднего звена предполагает использование производственно-ориентированных материалов. Это, в свою очередь, подразумевает необходимость регулярного взаимодействия профессионального образовательного учреждения и пред-

66

новый взгляд. международный научный вестник

приятий, на которых будут работать выпускники. Формирование актуальных программ общепрофессиональных дисциплин, профессиональных модулей, программ учебных и производственных практик может осуществляться только при совместной работе преподавателей и руководителей производственных практик от предприятий.

Модернизация профессионального образования, направленная на повышение качества подготовки специалистов всех уровней, невозможна без создания единого образовательного пространства; без кардинальных изменений в отношениях между производителями и потребителями образовательных услуг; без социального партнерства в данной области. Как показывает опыт европейских стран, социальное партнерство - важнейшее условие обеспечения качественного профессионального образования и обучения [2, с. 87].

Проанализируем, каким образом выделенные нами в исследовании, производственно-ориентированные педагогические условия способствуют решению задач пакетного типа, возникающих на производстве.

Педагогическое условие - разработка и реализация организационной модели контекстно-средового обеспечения в колледже - способствует формированию следующих транспрофессиональных компетенций:

- способность работать с техническими устройствами в смежных профессиональных отраслях;

- проведение контроля за работами работ по монтажу и ремонту оборудования в смежных профессиональных отраслях с использованием контрольно-измерительных приборов;

- разработка документации по решению типовых задач пакетного характера;

- соблюдение правил работы в группах;

- знание и соблюдение законодательных нормативных документов по вопросам выполняемых работ в смежных профессиональных отраслях.

Перечисленные компетенции способствуют решению следующих задач пакетного типа:

- необходимость внедрения энергоэффективного оборудования;

- потребность в постоянном обучении персонала;

- снижение инвестиций, в связи с тяжелой экономической ситуацией;

- низкая конкурентоспособность продукции;

- трудности при внедрении энергосберегающих технологий.

Следующее производственно-ориентированное педагогическое условие -

сформированность ключевых компетенций у студентов и их дальнейшая акцентуация в системе подготовки специалистов среднего звена способствуют формированию способности работать с техническими устройствами в смежных профессиональных отраслях; разрабатывать документацию по решению типовых задач пакетного характера; собирать и обрабатывать инфор-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

67

мацию для решения типовых задач по родственным профессиям; использовать профессиональный тезаурус родственных профессий и смежных профессиональных областей; соблюдать правила работы в группах. Перечисленные транспрофессиональные компетенции позволяют специалисту среднего звена решать следующие задачи пакетного типа:

- потребность в постоянном обучении персонала;

- низкая производительность труда;

- нехватка квалифицированных рабочих кадров;

- сложности при обеспечении предприятия сырьем.

Подготовка педагогических кадров, осуществляющих свою деятельность в соответствии с требованиями ФГОС СПО и профессиональных стандартов, способствует формированию у студентов таких транспрофессиональных компетенций, как способность работать с техническими устройствами в смежных профессиональных отраслях, участвовать в ремонте, монтаже оборудования в смежных профессиональных отраслях, сбирать и обрабатывать информацию для решения типовых задач по родственным профессиям, знать и соблюдать законодательные нормативные документы по вопросам выполняемых работ в смежных профессиональных отраслях и основ экологического, экономического законодательства. Данное педагогическое условие позволяет решать на предприятии следующие задачи: необходимость внедрения энергоэффективного оборудования; потребности в постоянном обучении персонала; снижение инвестиций, в связи с тяжелой экономической ситуацией; необходимость обновления оборудования; низкая конкурентоспособность продукции; трудности при внедрении энергосберегающих технологий.

Последнее, выделенное нами производственно-ориентированное педагогическое условие позволяет сформировать у студентов среднего профессионального образования следующие компетенции:

- способность работать с техническими устройствами в смежных профессиональных отраслях;

- использование профессионального тезауруса родственных профессий и смежных профессиональных областей;

- соблюдение правил работы в группах;

- использование правил при коммуникации в смежных профессиональных областях.

- знание и соблюдение законодательных нормативных документов по вопросам выполняемых работ в смежных профессиональных отраслях;

- знание и соблюдение основ экологического, экономического законодательства.

Сформированные транспрофессиональные компетенции способствуют решению следующих задач пакетного типа, возникающих на производстве:

68

новый взгляд. международный научный вестник

- необходимость внедрения энергоэффективного оборудования;

- снижение инвестиций, в связи с тяжелой экономической ситуацией;

- необходимость обновления оборудования;

- низкая конкурентоспособность продукции;

- сложности при обеспечении предприятия сырьем;

- трудности при внедрении энергосберегающих технологий.

Таким образом, выделенные в исследовании производственно-ориентированные педагогические условия позволяют решать все задачи пакетного типа, возникающие на предприятиях машиностроительного и химического отраслей производства и формировать различные группы компетенций.

Список литературы:

1. Вахидова Л.В. Персонифицированная информационно-образовательная среда: концепция подготовки компетентного специалиста средствами обучающей программы // Педагогический журнал Башкортостана. - 2014. -№ 2 (51). - С. 77-83.

2. Вахидова Л.В. Подготовка учащихся профессиональных училищ к творческой деятельности в процессе изучения основ наук: монография. -Уфа: Издательство БГПУ - 2009. - 125 с.

3. Габитова Э.М., Вахидова Л.В. Транспрофессиональные компетенции: сущность, специфика, условия подготовки специалистов среднего звена // Педагогический журнал Башкортостана. - 2015. - № 4 (59). - С. 92-97.

4. Иванов В.Г. Междисциплинарная интеграция общего и специальнотехнического образования в средней профессиональной школе (на примере изучения физики и специально-технических дисциплин): дисс. ... кандидата педагогических наук: 13.00.08. - Уфа, 1999. - 216 с.

5. Штейнберг В.Э., Вахидова Л.В., Давлетов О.Б. Концептуально-детерминированные информационно-образовательные среды и их реализационная основа // Профессиональная педагогика: категории, понятия, дефиниции: сб. науч. тр. / Под науч. ред. Г.Д. Бухаровой, О.Н. Арефьевой, Г.Н. Жукова. - Екатеринбург: OOO «УИПЦ», 2013. - Вып. 7. - С. 271-278.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.