Научная статья на тему 'Меры улучшения финансового состояния фармацевтических организаций, работающих в условиях Арктики и Крайнего Севера'

Меры улучшения финансового состояния фармацевтических организаций, работающих в условиях Арктики и Крайнего Севера Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
46
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРКТИКА / ЛЕКАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ДОСТУПНОСТЬ / РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ / ТРАНСПОРТНАЯ СХЕМА / ИНФРАСТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Тарабукина Сардана Макаровна, Игнатьева Елена Петровна, Абрамова Яна Ильинична

Представлены результаты финансово-экономической деятельности фармацевтических организаций, работающих в условиях Крайнего Севера и Арктики. Выявлено наличие недостаточности оборотных средств в аптечных организациях для надлежащего выполнения функций по лекарственному обеспечению населения. Путем социологического опроса выявлены факторы, оказывающие наибольшее влияние на доступность лекарственной помощи для населения арктических и северных территорий. Обоснована необходимость разработки мер государственной поддержки фармацевтических организаций, работающих в арктических и северных территориях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Тарабукина Сардана Макаровна, Игнатьева Елена Петровна, Абрамова Яна Ильинична

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Меры улучшения финансового состояния фармацевтических организаций, работающих в условиях Арктики и Крайнего Севера»

ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 615 (571.56-37)_

МЕРЫ УЛУЧШЕНИЯ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, РАБОТАЮЩИХ В УСЛОВИЯХ

АРКТИКИ И КРАЙНЕГО СЕВЕРА

Тарабукина Сардана Макаровна

кандидат фармацевтических наук, доцент медицинского института ФГАОУ ВО «СВФУ им.

М.К.Аммосова», tcmx@mail.ru, Игнатьева Елена Петровна - старший преподователь медицинского института ФГАОУ ВО «СВФУ им.М.К.Аммосова», ignateva_elena@inbox.ru, Абрамова Яна Ильинична кандидат фармацевтических наук, доцент медицинского института ФГАОУ ВО «СВФУ им. М.К.Аммо-

сова»

АННОТАЦИЯ: Представлены результаты финансово-экономической деятельности фармацевтических организаций, работающих в условиях Крайнего Севера и Арктики. Выявлено наличие недостаточности оборотных средств в аптечных организациях для надлежащего выполнения функций по лекарственному обеспечению населения. Путем социологического опроса выявлены факторы, оказывающие наибольшее влияние на доступность лекарственной помощи для населения арктических и северных территорий. Обоснована необходимость разработки мер государственной поддержки фармацевтических организаций, работающих в арктических и северных территориях.

Ключевые слова: Арктика, лекарственное обеспечение, фармацевтические организации, доступность, рентабельность, транспортная схема, инфраструктура

Введение: Система показателей финансовых результатов хозяйствующих субъектов включает в себя абсолютные и относительные показатели. Одним из важных результатов предпринимательской деятельности является рентабельность деятельности. Рентабельность обеспечивает потребности как самой организации, так и государства в целом. Необходимым условием качественного и доступного лекарственного обеспечения (далее - ЛО) является наличие надежной системы ЛО в виде рентабельных фармацевтических организаций.

Система ЛО северных и арктических территорий испытывает на себе неблагоприятные факторы для ведения предпринимательской деятельности: низкая плотность населения, сложная транспортная схема, недостаточно развитая социальная инфраструктура и др. Результаты финансового анализа деятельности фармацевтических организаций в данных условиях, показывают, что финансовое состояние весьма неустойчивое.

В связи с этим, вопросы рентабельности фармацевтических организаций, работающих в условиях Крайнего Севера и Арктики требуют внимания и тщательного изучения.

Материалы и методы: Объектом исследования явились муниципальные аптечные организации и территориально-обособленные подразделения центральных районных больниц в 13 северных и арктических районов Республики Саха (Якутии). В процессе исследования использованы отчетные данные по финансово-хозяйственной деятельности аптечных организаций, статистические данные, законодательные документы, нормативные акты, результаты социологического опроса (анкетирование).

Результаты и обсуждение:

В основах государственной политики Российской Федерации Арктика рассматривается как северная физико-географическая область Земли, расположенная вокруг Северного ледовитого океана. В географическом смысле это в основном северная полярная область, включающая водный Арктический бассейн, окраинные моря с островами и прилегающими частями материковой суши.

Выделение Арктической зоны Российской Федерации в самостоятельный объект государственной политики обусловлено особыми национальными интересами в этом регионе и его яркой спецификой, которая определяет особенности строительства здесь инновационной экономики.[3] Обладая яркими особенностями, Арктическая зона одновременно связана с остальной Россией, является неотъемлемой частью ее национальной идентичности, легендарного прошлого наследия и будущего развития. .[3]

В соответствии с Указом Президента РФ от 2 мая 2014 года в №296 «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации» в Арктическую зону Российской Федерации из территории Республики Саха (Якутия) входят 5 районов республики: Анабарский, Аллаиховксий, Булун-ский, Нижнеколымский и Усть-Янский районы. [4] Однако в качестве объекта особого государственного регулирования и стратегического планирования для обеспечения национальных интересов Российской Федерации в Арктике, к ней отнесена несколько более широкая территория Российской Федерации, которая охватывает еще и континентальную часть суши.

Республикой Саха (Якутия) было предложно в качестве критерия определения южной границы Арктической зоны определить линию Северного

полярного круга 66°33' северной широты с учетом включения южных границ муниципальных районов данной зоны, что определит зону экономического воздействия государственного регулирования и стратегического планирования Арктической зоны.

Таким образом, к арктическим и северным районам Республики Саха (Якутия) входят 13 районов Республики Саха (Якутия): Абыйский, Аллаи-ховский, Анабарский, Булунский, Верхоянский, Верхнеколымский, Жиганский, Момский, Нижнеколымский, Оленекский, Среднеколымский, Усть-Янский, Эвено-Бытантайский улусы (районы) Республики Саха (Якутия). [2]

В состав территорий Арктической зоны Республики Саха (Якутия) в настоящей комплексной программе отнесены территории 13 районов Республики Саха (Якутия).

По данным службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия), Арктическая зона Якутии является одной из наиболее малонаселённых территорий Республики Саха (Якутия). Площадь территории Арктической зоны Республики Саха (Якутия) 1 608,8 тыс. кв. км (52,2% территории республики). Численность постоянного населения на начало 2015 года составила 68590 человек (7,3% населения республики). В сравнении с 2014 годом численность населения уменьшилась на 805 человек (2013г - 69395 чел). Данная территория имеет также наименьшую плотность заселенности. В среднем она составляет 0,05 человек на 1 кв.км.

По Республике Саха (Якутия) плотность населения составляет 0,31 человека на 1 кв.км.

Арктическая зона является одной из наиболее сложных, в транспортном обеспечении. Данная территория характеризуется отсутствием наземных круглогодичных путей сообщения, что вызывает широкое использование для перевозок грузов естественных (речных и морских) транспортных коммуникаций, а также временных дорог — автозимников. Транспортное обслуживание данных районов осуществляется предприятиями водного, автомобильного и воздушного транспорта. Помимо экстремальных и изменчивых метеоусловий, не позволяющих обеспечить регулярность и стабильность перевозок, деятельность транспорта ограничивают проблемы иного характера: не совпадение сроков действия речных и морских навигаций, большие расстояния перевозок, длительное пребывание грузов в пути с 2-4 перевалками, увеличивающими расходы по завозу грузов. [1]

Но основным из трех транспортных путей является воздушный путь, т.к. он является единственным средством круглогодичного сообщения для отдалённых районов.

Всего на территории Арктики и Крайнего Севера республики функционируют 13 организаций розничной торговли лекарствами, считая все прикрепленные филиалы, что составляет 5,2 % от общего количества аптек. По процентному соотношению 76,9% занимает государственный сегмент, 23,1% - частный сегмент.

В населенных пунктах Арктики и Крайнего Севера, где нет аптечных организаций, лекарственное обеспечение осуществляется территориально -обособленными подразделениями центральных районных больниц - участковыми больницами, врачебными амбулаториями, фельдшерско-акушерскими пунктами.

В арктических и северных районах число территориально-обособленных подразделений - 60, что составляет 18% от всего количества по республике.

Для проведения анализа факторов, оказывающих наибольшее влияние на состояние лекарственной помощи в муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия), был выбран социологический метод (анкетирование), ориентированный на сбор мнений специалистов с фармацевтическим образованием.

Всего в анкетировании подверглись 60 руководителей фармацевтических организаций. По данным анкетирования средний возраст руководителей варьировал от 45 до 55 лет - 56,7% . Стаж работы в среднем составляет 25 лет. По специальности «управление и экономика фармации» 58% провизоров имеют высшую квалификационную категорию.

Для оценивания факторов были отобраны основные показатели, по нашему мнению, влияющие на состояние лекарственной помощи в республике:

- Численность населения:;

-Естественный прирост населения;

- Плотность проживания населения;

- Численность экономически активного населения;

-Процент занятости от количества численности экономически активного населения;

- Удаленность от центра (столицы) республики;

- Сложная транспортная схема внутри района;

- Регулярность транспортного сообщения и наличие сезонности транспортного сообщения;

- Численность врачей;

- Численность коечного фонда ЛПУ;

- Другие факторы (финансовое состояние фармацевтических организаций).

Фармацевтическим специалистам было предложено оценить их значимость по десятибалльной системе, при этом на 10 баллов оценивался самый важный фактор по мнению респондентов, а фактор, оказывающий наименьшее влияние оценивался на 1 балл.

Самыми важными факторами, имеющими наибольшее влияние на состояние лекарственной помощи в Республике Саха (Якутия) (10 баллов) респонденты считают следующие факторы:

«численность населения» - 22,9% , «удаленность от центра республики» - 37,3%, «сложная транспортная схема внутри района» - 29,5%, «регулярность транспортного сообщения и наличие сезонности транспортного сообщения» - 30,0% респондентов.

«Другие факторы (финансовое состояние фармацевтических организаций) 23,3% респондентов оценили на 10 баллов.

В связи с этим, проведен анализ финансовых результатов государственных (муниципальных) фармацевтических организаций северных и арктических районов республики.

Анализ финансового состояния государственных (муниципальных) фармацевтических организаций выявил их финансовую неустойчивость. Результаты анализа финансовой структуры капитала фармацевтических организаций показывают, что наибольшую долю в структуре капитала занимает заемный капитал. Он является основным источником формирования имущества, что ведет к увеличению степени финансовых рисков.

Недостаток общей величины основных источников формирования товарных запасов и затрат фармацевтических организаций в арктических и северных районах составляет 20578,0 тысяч рублей.

Коэффициент соотношения заемных и собственных средств имеет тенденцию к снижению. В северных и арктических аптечных организациях данный показатель в среднем 2 раза ниже, чем среднереспубликанский показатель. Убыточные организации не имеют возможности привлечения кредитных ресурсов. При недостатке оборотных средств, пополнение части запасов осуществляется за счет средств, образующихся в результате замедления погашения кредиторской задолженности. Основную долю в заемном капитале фармацевтических организаций северных и арктических районов составляет кредиторская задолженность.

Коэффициент текущей ликвидности, показывающий покрытие краткосрочной задолженности предприятия в 8 аптечных организациях, расположенных в арктических и северных районах имеет значение ниже 1.

Концептуальным основанием для проведения региональной политики в части государственной

_27

поддержки аптечных организаций северных и арктических районов является наличие тесной связи между неблагополучными социально-экономическими условиями и низкими показателями финансовой устойчивости.

На сегодня одной из форм государственной поддержки является создание устойчивых систем ЛО в северных и арктических районах республики, которые формируют единую инфраструктуру, обеспечивающую доступность качественной лекарственной помощи.

При определении оптимальной потребности в оборотных средствах рассчитывается сумма денежных средств, которая необходима для безубыточной деятельности.

Таким образом, для полного и бесперебойного лекарственного обеспечения существует необходимость разработки комплексных мер по финансовому оздоровлению состояния аптечных организаций, работающих в условиях Крайнего Севера и Арктики.

Список использованной литературы:

1.Егоров Т.П. Проблемы транспортного обеспечения арктической зоны Якутии/ Т.П. Егорова, К.И. Алексеев, Константинов Н.Н.//Проблемы современной экономики. - 2014. - №4(52).

2.Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 августа 2014 г №251 «О комплексной программе Республики Саха (Якутия) «Социально-экономическое развитие арктических и северных районов Республики Саха (Якутия) на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года».

3.Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года.

4.Указ Президента РФ №296 от 2 мая 2014 года «О сухопутных территориях арктической зоны Российской Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.