МЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
© Коврова И.К.*, Ефимова Н.Н.*
Институт управления при Президенте Республики Саха (Якутия),
г. Якутск
В данной статье рассмотрены меры социальной поддержки молодых семей, как на федеральном, на региональном, так и на муниципальном уровнях. На основе проведенного социологического опроса выявлены проблемы молодых семей муниципального района. Разработаны рекомендации по совершенствованию государственной социальной поддержки для молодых семей.
Ключевые слова молодая семья, социальная поддержка молодых семей, проблемы молодой семьи.
Социально-экономическое положение молодых семей определяет их готовность реализовать одну из важнейших своих функций - репродуктивную. А репродуктивное поведение молодых семей, в свою очередь, напрямую сказывается на демографической ситуации в улусе, в республике и в стране в целом. Социально-демографическая политика государства должна быть ориентирована в первую очередь именно на молодые семьи.
Поддержка молодых семей в вопросах улучшения жилищных условий является важным направлением как в Российской Федерации, так и муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия).
Сегодня население МР «Горный район» Республики Саха (Якутия) составляет 12 124 человек. Количество семей в улусе - 3 937 (2011 г. - 3 785; 2012 г. - 3842), из них молодых -1 122 (2011 г. - 974; 2012 г. - 1021). В последние годы количество молодых семей растет, в этом большую роль играет поддержка со стороны государства, республики и муниципального образования.
Молодежная жилищная политика МР «Горный район» в осуществляется через реализацию подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», «Индивидуальное жилищное строительство», «Социальное развитие села» государственной программы Республики Саха (Якутия) «Обеспечение качественным жильем на 2012-2016 годы» и федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
Реализация мероприятий подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в 2006-2010 годах продемонстрировала ежегодный рост числа моло-
* Ведущий специалист по молодежной политике Администрации МР «Горный район» Республики Саха (Якутия).
* Ассистент кафедры Государственного и муниципального управления.
дых семей, желающих стать участниками подпрограммы. Улучшили жилищные условия в районе за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета 37 молодых семей.
С 2011 по 2013 годы по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» 76 молодых семьи (2011 г. - 26 молодых семей, 2012 г. - 27; 2013 г. -23) приобрели свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья [2].
По подпрограмме «Индивидуальное жилищное строительство» получили беспроцентный кредит 79 молодых семей (2011 г. - 35; 2012 г. - 7; 2013 г. - 37).
По подпрограмме «Социальное развитие села» получили субсидию 65 молодых семей (2011 г. - 25; 2012 г. - 32; 2013 г. - 8).
На сегодня нуждаемость молодых семей в жилье составляет 31,4 % от общего числа молодых семей улуса. Всего в улусе 974 молодых семей, из них нуждаются в жилье 306 семей. В 2014 году из бюджета МР «Горный улус» выделено 6 000 000 рублей, из республиканского бюджета - 4 611 620 рублей, из федерального бюджета - 6 579 437 рублей, планируется вручение сертификатов 39 молодым семьям улуса [1].
Поддержка молодых семей при решении жилищной проблемы становится основой стабильных условий жизни для наиболее активной части населения и влияет на улучшение демографической ситуации в улусе, создает для молодежи стимул к повышению качества трудовой деятельности.
Для обеспечения жильем многодетных семей, имеющих пять и более несовершеннолетних детей, в соответствии с Постановлением Правительства РС (Я) от 30.08.2012 г. № 390 «О предоставлении единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения семьям, имеющим 5 и более несовершеннолетних детей» отделом социальной политики администрации МР «Горный улус» собраны и отправлены в Министерство по делам молодежи и семейной политики Республики Саха (Якутия) полные пакеты документов от 38 семей улуса, в 2012 году жилищный сертификат получили 5 семей, по итогам 2013 года получили также 5 семей [2].
Стратегическим направлением семейной политики является утверждение здорового образа жизни, понимаемого как формирование гармоничной личности, как духовное возрождение общества.
В целях пропаганды здорового образа жизни, поддержки семейных ценностей и инициатив молодых граждан улуса Постановлением Главы Республики Саха (Якутия) утверждено положение «О назначении единовременного денежного вознаграждения молодым семьям за организацию и проведение безалкогольных свадеб на территории МР «Горный район». Всего по району в 2013 году проведено 16 безалкогольных свадеб, предусмотрено денежное поощрение в сумме 375 000 рублей. (2008 г. - 2; 2009 г. - 3; 2010 г. - 2; 2011 г. - 5; 2012 г. - 4). Размер материальной поддержки безалкогольной
свадьбы для молодоженов с 2010 по 2012 годы составляло 10 000 рублей, а с 2012 года составляет 25 000 рублей [1].
-+6 ■
2 3 2 5 ■ 5 ■
200й 2009 2010 2011 2012 2013 Рис. 1. Организация безалкогольных свадеб
Постановлением Главы МР «Горный район» от 21 февраля 2012 года № 39/12 утверждено положение о мерах дополнительной социальной поддержки семей, в виде материальной помощи, при рождении одновременно двоих и более детей. Материальная помощь устанавливается в размере 100 000 рублей. Материальную помощь на данное время получили 6 молодых семей.
В целях поощрения за заслуги женщины-матери в воспитании детей и ее роли в укреплении семьи, выражением общественного признания заслуг матери Решением районного собрания депутатов от 12 декабря 2012 № 340 обновлено и утверждено положение об учреждении Знака высшей благодарности Матери для многодетных матерей. Вместе со Знаком также вручается единовременное денежное вознаграждение в сумме 5000 рублей. Знаком высшей благодарности Матери награждены 29 матерей района [1].
В целях достижения экономической самостоятельности, высокого уровня самообеспеченности молодых семей и поддержки их в создании личного подсобного хозяйства с 2011 года проводится районный конкурс проектов для молодых семей «Сайдам ыал». Конкурс проводится по трем направлениям: огородничество, животноводство, семейный бизнес. Победителям вручается денежные премии.
Администрация муниципального района «Горный район» придает особое значение поддержке молодых семей. В последние годы увеличиваются денежные социальные выплаты, количество получателей субсидии по обеспечению жильем молодых семей, принимаются новые меры поддержки.
В марте 2014 года отделом социальной политики администрации МР «Горный район» организовано и проведено социологическое исследование (массовый опрос) с целью выявления социальных проблем молодых семей Горного района.
Эмпирическим объектом выступали молодые семьи Горного улуса в возрасте от 18 до 35 лет. Объем выборочной совокупности составил 700 молодых семей, это составляет 62,4 % от общего количества молодых семей Горного улуса.
Всего было опрошено 618 полных семей, 82 неполные семьи. Из них 334 благополучные семьи, 226 многодетных семей, 4 семьи одиноких отцов, 78 семьи одиноких матерей, 2 семьи, в которых мать еще не достигла совершеннолетнего возраста, 7 семей, в которых отец проходит военную службу и 49 студенческих семей.
По итогам социологического опроса выявлены такие проблемы молодых семей, проживающих в МР «Горный район», как:
- самая острая проблема - материальная, обусловленная отсутствием постоянной работы или безработицей членов молодых семей и низким уровнем дохода;
- жилищная проблема. Из-за низкого уровня доходов у некоторых молодых семей нет возможности строить или приобрести жилье;
- проблема правовой неграмотности. Молодые люди зачастую не знают соответствующие законодательные акты;
- проблема трудоустройства и другие.
Для эффективности работы с молодыми семьями главам поселений, специалистам по работе с молодежью и специалистам, курирующим семейную политику в муниципальных образованиях, разработаны определенные рекомендации по совершенствованию государственной социальной поддержки для молодых семей.
На федеральном уровне:
- необходимо систематизировать государственную политику по поддержке молодых семей. Для этого целесообразным является принятие отдельного федерального закона «О молодых семьях»;
- предусмотреть субсидии для строительства или приобретения жилья для молодых семей, с низким уровнем доходов;
- следует регулировать параметры кредитного процесса: срок кредитования, процентную ставку, долю первоначального взноса от стоимости приобретаемого жилья, схему погашения кредитной задолженности. Влияние этих параметров на доступность приобретения жилья носит определяющий характер, особенно длительность кредитования и процентная ставка. Увеличение срока и снижение ставки связаны для кредитной системы определенными рисками и потерями;
- установить пособия по уходу за ребенком от 1,5 до 3 лет для женщин, находящихся по уходу за ребенком, в размере прожиточного минимума региона.
На республиканском уровне:
- рекомендовать распространение положительного опыта муниципальных образований, стимулирующих молодых семей в виде денежного поощрения за организацию и проведение безалкогольных свадеб, за рождение двоих и более детей и другие;
- необходимо разработать и внедрить республиканские программы ипотечного кредитования молодых семей с акцентом на льготные условия для семей с детьми, проживающих на селе;
- в целях психологической помощи молодым семьям необходимо открыть филиалы ГБУ «Центр социально-психологической поддержки семьи и молодежи» повсеместно;
- необходимо настойчиво укреплять общенациональную идею здорового образа жизни, как способа сохранения населения и его здоровья и здоровья будущих поколений.
На муниципальном уровне:
- обеспечить информационную поддержку муниципальных услуг, предназначенных для молодых семей;
- организовать ежеквартальную бесплатную консультацию юристов и других специалистов по наиболее актуальным вопросам молодых семей;
- необходимо изыскать дополнительные средства для увеличения размера субсидий по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» с целью решения жилищных проблем молодых семей в муниципальных образованиях.
Таким образом, необходимо рассматривать интересы молодой семьи как цель развития экономики и социальной сферы. В сфере экономики это означает, во-первых, преимущественное развитие отраслей, обеспечивающих удовлетворение материальных потребностей молодых семей; во-вторых, обеспечение сохранения социальных гарантий в труде независимо от формы собственности. В социальной сфере важно сосредоточить внимание на молодой семье, что обеспечит комплексный, всеобъемлющий подход в социальной политике.
Список литературы:
1. Аналитические отчеты по семейной и молодежной политике муниципального района «Горный район» за 2013 год.
2. Отчеты Главы МР «Горный район» Республики Саха (Якутия) с 2012 по 2014 годы.
3. Апатьева К.В. Проблемы молодой семьи в современном российском обществе [Электронный ресурс] // Культура и образование. - Январь 2014. -№ 1. - Режим доступа: http://vestnik-rzi.ru/2014/01/1223.
4. Чернова Ж., Шпаковская Л. Молодые взрослые: супружество, партнерство и родительство. Дискурсивные предписания и практики в современной России [Электронный ресурс] // Laboratorium. Журнал социальных исследований. - 2010. - № 3. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/ molodye-vzroslye-supruzhestvo-partnerstvo-i-roditelstvo-diskursivnye-predpisa-mya-i-praktiki-v-sovremennoy-rossii.