МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРОИЗВОДСТВУ И ОБОРОТУ ФАЛЬСИФИЦИРОВАННЫХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ
MEASURES CONTRIVING TO THE PRODUCTION OF FALSIFIED MEDICINES
УДК 343.347
А.В. ЕРОХИНА,
адъюнкт (Казанский юридический институт МВД России)
A.V. EROCHINA,
post-graduate Kazan law institute
Аннотация: В данной статье предупреждение производства и оборота фальсифицированных лекарственных средств в РФ рассматривается как радикальный путь противодействия преступности, в связи с чем автором предлагается комплекс мер, носящих профилактически - предупредительный характер.
Ключевые слова: фальсификация лекарственных средств, предупреждение, противодействие, преступность.
Abstract: The problem of pretention and illicit turnover of counterfeited medicines in Russian Federation is given in the article. It is studied as a radical way of counteraction to crime. So the author of the article recommends a complex of measures, which are preventive.
Key words: counterfeited medicines, prevention, counteraction, criminality.
В процессе своего исторического развития человечество использовало два основных способа противодействия преступным посягательствам на права и законные интересы личности, общества, государства: наказание за совершенные преступления и предупреждение преступности. Но, несмотря на неоспоримое значение справедливого, своевременного и неотвратимого наказания преступника для сдерживания преступности и обеспечения общественного спокойствия, по мере развития человеческой цивилизации все более укреплялось осознание того, что именно предупреждение преступности
- наиболее перспективный способ борьбы с данным явлением, многократно умножающий «издержки» общественного прогресса.
По мнению многих исследователей, система предупреждения представляет собой наиболее радикальный путь противодействия преступности, так как данный подход обеспечивает выявление и устранение корней и
истоков любых видов и форм отклоняющегося поведения, тем самым в значительной мере достигается упреждение самой возможности совершения преступлений [1].
Отметим существенное различие позиций относительно компонентного состава системы предупреждения преступлений.
П.П. Осипов включает в данную систему криминологическое предупреждение, уголовно-судебную борьбу и исправительно-трудовое воздействие на осужденных [2, с. 68].
По мнению В.Н. Кудрявцева, которое мы поддерживаем, институт предупреждения преступлений представляет систему, в соответствии с которой борьба с преступностью состоит из ряда стратегий, используемых государством в разное время, для разных целей и при разных обстоятельствах [3, с. 299]. Таким образом, учитывая не только объективные, но и субъективные составляющие, в результате получаем универсальную базу предупреждения.
Сравнивая законотворческую и правоприменительную практику стран с различными моделями государственного устройства, выделим следующие стратегии борьбы с фальсификацией лекарственных средств: контроль, противодействие и нейтрализация.
О стратегии контроля можно говорить, когда имеется система мер, включающая необходимые ресурсы и возможности и позволяющая удерживать явление в определенных рамках при помощи быстрого реагирования на появление новых форм фальсификации лекарственных средств путем изменения законодательства в рамках усиления мер безопасности. Поэтому стратегия контроля
- это прерогатива высокоразвитых стран, где реализуется модель правового государства, которая в рамках борьбы с преступностью руководствуется принципом наступатель-ности и имеет место развитая непротиворечивая система права, высок авторитет суда, действует принцип уважения прав и свобод человека и гражданина, а в качестве скрытого контроля за преступностью предусмотрена активная оперативно-розыскная деятельность, заключающаяся в:
- выявлении и постановке на оперативный учет лиц, склонных к совершению этого вида деяний;
- проведении индивидуальной воспитательной работы с ними в целях склонения их к отказу от преступных намерений;
- осуществлении в отношении таких лиц комплекса оперативно-розыскных мероприятий гласного и негласного характера по документированию и своевременному пресечению их преступного поведения.
Таким образом, использование государством стратегии контроля для выявления производства и оборота фальсифицированных лекарственных средств позволит эффективно применять специальные экономические и бухгалтерские познания в юридической практике (в оперативно-розыскной деятельности, уголовном и гражданском процессе), тем самым пресекая изготовление лекарственных подделок на раннем этапе.
Стратегия нейтрализации характерна для модели полицейского государства. В этом случае реальные возможности преступности фактически равны потенциалу правоохранительных органов. То есть правоохранительные органы не могут в полной мере контролировать преступность, но у них имеется реальная возможность сдерживать ее путем принятия адекватных и своевременных мер. Однако данная стратегия для пресечения производства и
оборота фальсифицированных лекарственных средств практически не применяется на практике по причине низкого профессионализма сотрудников оперативных служб.
Стратегия противодействия проявляется в достаточно пассивной (по сравнению со стратегией контроля) деятельности правоохранительных органов, что обусловлено, в частности, отсутствием возможности своевременного получения необходимой разведывательной информации. В законодательном плане имеет место запаздывание в разработке системных мер, необходимых для борьбы с преступностью; действующее законодательство не в полной мере систематизировано, что создает условия для противоречивой судебной практики.
Учитывая масштабы производства и оборота фальсифицированной лекарственной продукции, по мере развития новой государственности в стране в рамках борьбы с производством и оборотом фальсифицированной лекарственной продукции, необходим переход от стратегии противодействия к стратегии контроля, так как эффективность профилактики преступлений находится в прямой зависимости от использования максимума возможностей, которыми располагают общество и государство, а последние не ограничиваются лишь областью специально направляемых на решение данной задачи усилий, что, в свою очередь, означает переход к активному использованию приемов и методов оперативно-розыскной деятельности, изменению законодательства в этой сфере, повышению качества подготовки кадров и улучшению самой технологии раскрытия и расследования такого рода преступлений. Поэтому переход от стратегии противодействия к стратегии контроля предполагает изменения в следующих направлениях:
- общественном - принятие системы правовых актов, где будут закреплены направления борьбы с фальсифицированными лекарственными средствами;
- количественном - оптимизация количества сотрудников правоохранительных органов, техники и ресурсов, необходимых для этой борьбы, включая, возможно, и создание самостоятельных структур;
- технологическом - повышение эффективности и совершенствование технических средств, включая разработку технологий на основе действующего законодательства по предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию такого рода преступных деяний, включая профессиональную подготовку
следователей и оперативных работников;
- организационном - усиление дисциплины и слаженности в действиях правоохранительных органов путем адекватных изменений в системе профессиональной подготовки и переподготовки кадров, обеспечение высокого морального духа следователей и оперативных сотрудников, которые должны работать на судебную перспективу.
К. Ю. Коваленко предлагает три сценария реализации организационно-правовых мер, направленных на противодействие незаконному обороту фальсифицированных лекарственных средств:
- административный - нейтрализация теневого сектора преимущественно посредством усиления администрирования и карательных мер;
- либеральный - нейтрализация негативного влияния теневого сектора путем либерализации налоговой системы, снятия административных барьеров;
- комплексный - нейтрализация негативного влияния теневой экономики посредством комплексного воздействия на субъекты хозяйствования [4, с. 110-115].
Однако сделать выбор в пользу реализации одного из сценариев, на наш взгляд, не представляется возможным, так как принятие сбалансированного решения затруднено дефицитом объективно достоверной информации о масштабах и структуре теневого сегмента фармрынка, поэтому можно говорить только о выборе целевых установок и о «планировании от достигнутых результатов» [5, с. 38-48].
Для нейтрализации негативных последствий в изучаемой плоскости предусмотрен
и действует гражданско-правовой механизм защиты прав потребителей лекарственных средств, который включает административный порядок (посредством обращения граждан в уполномоченный государством компетентный орган государственного контроля (надзора) в сфере обращения лекарственных средств) и судебный порядок защиты (посредством обращения в судебные инстанции).
Однако результаты социологического исследования [6] показывают, что для конструирования эффективной модели пресечения производства и оборота фальсифицированных лекарственных средств необходимо обратиться к профилактическим средствам воздействия, которые, как свидетельствует практика, являются более выгодными [7]. Респонденты (63%) отмечают, что неуголовно-правовые меры являются более эффективными, так как при таком подходе значительно экономится административный ресурс государства, то есть в данном случае обществу нет необходимости затрачивать миллиардные средства на поимку преступника и его наказание (включая средства, необходимые на уголовно-процессуальные процедуры, расходы на содержание «армии» государственных служащих правоохранительных органов и органов уголовной юстиции).
Для определения эффективности различных криминологических мер противодействия производству и обороту фальсифицированных лекарственных средств респондентами по каждому из возможных вариантов давались соответствующие оценки. (Результаты представлены в таблице №1).
Таблица 1. Эффективность отдельных профилактических мер (в %о от числа опрошенных)
Меры предупреждения Мнение сотрудников правоохранительных органов Мнение граждан
1. Оздоровительные меры социально-экономического характера 71 23
2. Широкомасштабные меры, направленные на привитие культуры потребления медикаментов 62 14
3. Публикации, программы в средствах массовой информации 14 12
4. Привлечение к административной либо уголовной ответственности фальсификаторов лекарственных средств 35 46
5. Запретительные меры, направленные на недопущение продажи фальсифицированных лекарственных средств 6 4
Как видно из таблицы, мнения сотрудников правоохранительных органов и граждан на меры предупреждения распространения фармацевтических подделок расходятся, однако в целом прослеживается определенная тенденция в отношении приоритетных направлений (меры под номерами 1, 2, 5). Представляется, что выводы о криминологической, уголовно-правовой и социальной сущности производства и оборота фальсифицированных лекарственных средств, полученные в ходе настоящего исследования, подводят основание для выработки наиболее приемлемых предупредительных средств борьбы с данным видом преступления.
Например, К. Миннекеева, директор контроля качества и сертификации лекарственных средств Республики Татарстан, предлагает следующие меры противодействия производству и обороту фальсифицированных лекарственных средств:
1. Введение в КоАП РФ и Уголовный кодекс РФ обособленной нормы, предусматривающей ответственность за оборот фальсифицированных лекарственных средств.
2. Пересмотр порядка оформления и выдачи лицензий в части исключения возможности стать лицензиатами для недобросовестных участников фармрынка.
3. В сети Интернет на сайте Росздрав-надзор вести систематически пополняемый список:
- фирм, торгующих фальсифицированными лекарственными препаратами;
- фирм, которые ведут свою деятельность по поддельным лицензиям;
- фирм, замеченных в сбыте фальсифицированных медикаментов;
- фирм, получивших лицензии на оптовую торговлю лекарствами.
4. Информацию о лжефирмах, торгующих фальсифицированными медикаментами, необходимо направлять:
- в органы внутренних дел для проведения соответствующих мероприятий по розыску лиц, представляющих эти лжефирмы, и принятия к ним мер в соответствии с действующим уголовным законодательством;
- в Федеральную таможенную службу, что исключит возможность ввоза фальсифицированных лекарственных средств в Россию, а также распространения подделок в странах СНГ.
5. Производителям лекарственных средств в случае обнаружения ими в торговой сети фальсифицированной (поддельной) серии лекарств следует подтвердить подделку лабораторным исследованием, а акт приобщить к заявлению в органы внутренних дел
- в подразделения экономической безопасности. При этом производитель должен указать примерную сумму и расчет предполагаемого ущерба. Именно такой порядок будет способствовать своевременному выявлению нарушителя и возможности взыскать с него причиненный производителю ущерб. Дело в том, что установленный Росздравнадзором порядок выявления нарушителей и изъятия фальсифицированных лекарственных средств из обращения несовершенен, т.к. с момента выявления фальсификатов и до момента установления нарушителя проходит несколько месяцев, что позволяет нарушителю реализовать подделку и прекратить деятельность своей фирмы [8, с. 2-7].
Согласимся с комплексом предложенных мер, так как все вышеизложенное, на наш взгляд, позволит оздоровить обстановку в сфере обращения лекарственных средств, в том числе и путем выработки и осуществления субъектами противодействия совместных мер, направленных на искоренение обращения фальсифицированных медикаментов.
Резюмируя вышеизложенное, приходим к выводу, что концепция развития государственной системы предупреждения фальсификации лекарственных средств, по нашему мнению, должна представлять собой комплекс идей, взглядов и положений об основных принципах, целях и задачах этой системы, а также содержании, направлениях и формах такой деятельности и основываться на действующем законодательстве Российской Федерации и международных соглашениях.
Литература —
1. К числу работ, в которых рассматриваются проблемы противодействия преступности, относятся работы
Ю.М. Антонина, Г.М. Бурчанинова, И.Г. Филановского, А.С. Шляпочникова.
2. Преступность: стратегия борьбы / под ред. проф. А.И. Долговой. - М.: Криминологическая ассоциация, 1997. С. 68.
3. Кудрявцев В.Н. Закон, поступок, ответственность. - М., 1986. С. 299.
4. Коваленко К.Ю. Противодействие преступлениям, совершаемым на объектах фармацевтического рынка: уголовно-правовые и криминологические меры: дис... канд. юрид. наук. - Н. Новгород, 2007.
5. Егорова Е.Н, Петров Ю.А. Оценка полной ставки налогообложения добавленной стоимости в России и зару-
бежных странах // Экономика и математические методы. - М., 1996. Т. 32. Вып. 2. С. 38-48.
6. Социологический опрос практических работников (в количестве 500 человек) различных правоохранительных ведомств (прокуратуры, ФСБ, МВД), проведенный Ерохиной А.В. в декабре 2010 г.
7. Макаркина О. С фармрынка хотят спороть фальшивки / Фармацевтический вестник. 20.05.2008. //http://www. pharmvestnik.ru/cgi-bin/statya.pl?sid=13122 Дата обращения 11.01.2011.
8. Миннекеева К. Некачественное медицинское обслуживание как источник повышенной опасности для окружающих // Современное право. 2004. № 10. С. 2 - 7.
References
1. The problems of counteraction to criminality is considered in the work of Y.M. Antonin, G. M. Burcharirov, I.G. Prilonovskiy, A.S. Shlyapochnikov.
2. The criminology: the strategy of fight / prof. A.I.Dolgova. - M. Criminological association, 1997, P. 68.
3. Kudryavtsev V.N. The law, Misdemeanor, responsibility/ V.N. Kudryavtsev. - M., 1986. P. 299.
4. Kovalenko K.Y. The counteraction of crimes committed at the objects of pharmaceutical market criminal-legal and criminological measures. Dissertation. P. 100-115.
5. Egorova E.N. Y.A. Petrov The valuation of the total taxation rate in Russia and abroad // Economics and mathematical methods. P. 38-48.
6. He sociological questioning of the different lawerforcement practical workers / 500 in number), which was held by Erohina A.V. in December of 2010.
7. Makarkina O.S. Faked documents are to rip of form pharmaceutical market. Pharmaceutical bulletin.
8. Minnekaeva K. Unqualified medical service as a source of height and danger for surroundings. K. Minnekaeva // The modern law. P. 2-7
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СИСТЕМЫ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СНАБЖЕНИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ
PROVIDING ECONOMIC SECURITY OF THE SYSTEM OF LOGISTICS OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN
FEDERATION
УДК 339.188.4:351.74(470)
В.И. ДОЛИНКО,
адъюнкт (Академия управления МВД России)
V.I. DOLINKO,
Academy of management of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Аннотация: В статье рассмотрены вопросы деятельности органов внутренних дел по обеспечению экономической безопасности. Социально-экономическая обстановка в стране непосредственным образом влияет на состояние криминогенной ситуации в России. Это должно учитываться при обеспечении экономической безопасности системы материальнотехнического снабжения органов внутренних дел России.
Ключевые слова: социально-экономическая обстановка, система материально-технического снабжения, органы внутренних дел, экономическая безопасность, экономические преступления.
Abstract: The article is devoted to aspects of law enforcement bodies to ensure economic security in special circumstances. Socio-economic situation in the Russian Federation directly affects the status of the crime situation. This should be consid-ered in ensuring the economic