Научная статья на тему 'Меры противодействия интеллектуальному пиратству и распространению контрафактной продукции. Проблемы экспертно-криминалистического исследования контрафактной аудиовидеопродукции'

Меры противодействия интеллектуальному пиратству и распространению контрафактной продукции. Проблемы экспертно-криминалистического исследования контрафактной аудиовидеопродукции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
374
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Меры противодействия интеллектуальному пиратству и распространению контрафактной продукции. Проблемы экспертно-криминалистического исследования контрафактной аудиовидеопродукции»

Отмеченные обстоятельства обусловливают особое значение проблемы своевременного совершенствования нормативно-правовых актов, регулирующих права субъектов оперативно-розыскной деятельности, с учетом специфики функционирования хозяйствующих субъектов в различных сферах экономики, т.к. именно своевременное их приведение в соответствие с реалиями сегодняшнего дня в максимальной степени влияет на эффективность деятельности не только оперативных подразделений МВД, но и иных служб и ведомств, ведущих борьбу с экономической преступностью.

1 См.: Балиев А. Добычу сократили, а цены продолжают падать // Российская газета. 2001. 14 ноября.

2 См.: Лужков Ю. Сегодня съедим, так завтра поглядим // Нефть России. 2003. № 1. С. 11.

3 См.: Путин В.В. Минерально-сырьевые ресурсы в стратегии развития Российской экономики // Использование и охрана природных ресурсов. 2000. № 3. С. 2-9.

4 См., напр.: Симонова И.Ф. Проблемы стратегического управления развитием нефтегазового комплекса: Дис. ... докт. экономич. наук. М, 1997. С. 275, 288, 289.

С.В. Мещеряков*

Меры противодействия интеллектуальному пиратству и распространению контрафактной продукции.

Проблемы экспертно-криминалистического исследования контрафактной аудиовидеопродукции

15-17 июля 2006 г. в Санкт-Петербурге прошел ежегодный саммит глав государств и правительств «Группы восьми». Участниками саммита обсуждались вопросы:

- глобальной энергетической безопасности;

- развития современных, эффективных образовательных систем для глобального инновационного общества;

- борьбы с инфекционными заболеваниями;

- прочие вопросы.

В рамках прочих вопросов участниками саммита были обсуждены вопросы по борьбе с интеллектуальным пиратством и контрафактной продукцией.

Совокупность расцвета интеллектуального пиратства и повсеместной массовой торговли на территории России контрафактной продукцией (аудио видеопродукция, программное обеспечение), распространенности в сети Internet пиратских сайтов, разработанных и поддерживающихся в России, стали одним из препятствий для принятия решения о вступлении России во Всемирную торговую организацию при проведении переговоров президентов: России - В.В. Путина и США - Джорджа Буша по данному вопросу.

16 июля 2006 г. участниками саммита «Группы восьми» было принято заявление под названием «Борьба с интеллектуальным пиратством и контрафактной продукцией»1, опубликованное на «Официальный сайте Председательства Российской Федерации в “Группе восьми” в 2006 году»2 и на официальном сайте «Президент России»3, в котором намечены конкретные меры по уменьшению пиратства и контрафактной торговли в области интеллектуальной собственности:

1) подтверждена приверженность наращиванию индивидуальных и совместных усилий государств-участников с целью борьбы с интеллектуальным пиратством и распространением контрафактной продукции, особенно в торговле пиратской и

* Старший эксперт ГУ Северо-Западный региональный центр судебной экспертизы МЮ РФ.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (32) 2006

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (32) 2006

контрафактной продукцией, и отмечено, что эти усилия будут способствовать устойчивому развитию мировой экономики;

2) указано, что проблема борьбы с торговлей пиратской и контрафактной продукцией носит комплексный и, в условиях глобализации мировых экономических связей, трансграничный характер. Ее решение возможно лишь путем индивидуальных и совместных усилий всех стран и соответствующих международных организаций;

3) признано необходимым усилить взаимодействие в этой области стран «Группы восьми» с другими государствами, а также с соответствующими международными организациями, в первую очередь с такими, как Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), Всемирная торговая организация (ВТО), Всемирная таможенная организация, Интерпол, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Совет Европы в целях продолжения начатой работы по противодействию интеллектуальному пиратству и распространению контрафактной продукции;

4) уделено приоритетное внимание совершенствованию и принятию законов, правил и/или процедур в целях усиления обеспечения соблюдения прав интеллектуальной собственности, повышения информированности гражданского общества и деловых кругов о правовых способах защиты и обеспечения соблюдения прав интеллектуальной собственности, опасности интеллектуального пиратства и контрафактной продукции, а также оказанию технического содействия развивающимся странам в данной области. Отмечено большое значение тесного сотрудничества между правоохранительными органами стран, включая таможенные органы;

5) предложено принять в ближайшей перспективе следующие конкретные меры, которые составят основу плана работы «Группы восьми» по борьбе с интеллектуальным пиратством и контрафактной продукцией:

- создать в каждой стране «Группы восьми» интернет-сайт, который содержал бы информацию для деловых кругов и частных лиц о существующих механизмах и процедурах, необходимых для защиты и обеспечения соблюдения их прав интеллектуальной собственности в этой стране, об угрозах, которые несет пиратство и распространение контрафактной продукции общественному здоровью, безопасности, национальным интересам стран, потребителям и деловым кругам, а также о мерах, принимаемых на национальном и международном уровнях с целью борьбы с нарушениями в сфере интеллектуальной собственности, о соответствующем законодательстве и правоприменительной практике;

- поручить ОЭСР подготовить доклад, целью которого является оценка экономических последствий интеллектуального пиратства и распространения контрафактной продукции для национальных экономик и обладателей прав на интеллектуальную собственность, а также для общественного здоровья и безопасности;

- в сотрудничестве с ВОИС, ВТО, ОЭСР, Интерполом и Всемирной таможенной организацией разработать и начать осуществлять пилотные проекты по оказанию технического содействия в рамках «Группы восьми» в заинтересованных развивающихся странах с целью создания необходимых условий для борьбы с торговлей контрафактной и пиратской продукцией;

- улучшить применение правоохранительных мер, принимаемых на границе, путем повышения координации действий таможенных служб и обмена информацией об обеспечении правоприменения и о наилучшей практике для более целенаправленной борьбы с торговлей контрафактной продукцией и преступностью в области интеллектуальной собственности на границах, включая изучение эффективных подходов, осуществляемых таможенными органами стран «Группы восьми» в качестве моделей для более широкого сотрудничества;

- подготовить рекомендации, направленные на улучшение совместных действий стран «Группы восьми» для борьбы с тяжкими преступлениями и организованной преступностью в области прав интеллектуальной собственности.

6) поставлена цель существенно сократить мировую торговлю пиратской и контрафактной продукцией, а также эффективно бороться против транснациональных сетей, способствующих данной торговле, учитывая значительные объемы мировой торговли пиратской и контрафактной продукцией, которая зачастую связана с организованной преступностью.

17 июля 2006 г. в итоговом «Заявлении Председателя»4 президент РФ В.В. Путин подвел его итоги, кратко осветив итоги обсуждения каждого из вопросов, и подтвердил приверженность наращиванию индивидуальных и совместных усилий участников саммита по борьбе с пиратством и контрафактной продукцией.

С целью существенного сокращения мировой торговли пиратской и контрафактной продукцией, а также эффективного усиления борьбы против транснациональных сетей, способствующих данной торговле, правоохранительные органы Российской Федерации с 2000 г. постоянно реализуют программы по борьбе с торговлей контрафактной продукцией.

В сентябре 2005 г. на пресс-конференции в Москве начальник департамента экономической безопасности МВД России сообщил, что ежегодно федеральный бюджет РФ от действий «дисковых» пиратов недополучает десятки миллиардов рублей. По данным МВД, только в первом полугодии 2005 г. выявлено полторы тысячи преступлений, предусмотренных ст. 146 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ) «Нарушение авторских и смежных прав»5, предусматривающей ответственность за присвоение авторства (плагиат), если это деяние причинило крупный ущерб автору или иному правообладателю и за незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а равно приобретение, хранение, перевозку контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта, совершенных в крупном размере.

Для эффективной борьбы с этими преступлениями МВД РФ еще в 2005 г. предлагало запретить продажу CD- и DVD-дисков с лотков, ужесточить выдачу лицензий, лицензировать производство программной продукции и запретить изготовление полиграфической продукции без разрешения правообладателя.

Осенью 2005 г. на территории РФ действовало 42 предприятия, которые легально изготавливали и тиражировали носители с аудиовизуальными произведениями, фонограммами и программным обеспечением. До конца 2005 г. прогнозировалось открытие еще десяти подобных предприятий. При этом производство одного пиратского CD в 2005 г. обходилось в 6 руб., тогда как стоимость одного экземпляра лицензионной продукции исчислялась сотнями рублей. Вместе с тем известно, что большинство контрафактных дисков производится на легальных предприятиях на высокотехнологичном оборудовании, которое ввозится из-за рубежа.

Реализуя программы по борьбе с торговлей контрафактной продукцией, правоохранительные органы сталкиваются с рядом проблем, которые целесообразно разделить на внешние и внутренние. Основная внешняя проблема - нежелание иностранных правообладателей размещать заказы на производство своей продукции непосредственно в России, а также нежелание иностранных и российских производителей высокотехнологичной продукции предоставлять информацию о покупателях российским правоохранительным органам. Внутренними проблемами являются: разветвленная система немагазинной торговли, а также законодательные барьеры, устанавливаемые властями субъектов РФ. Кроме того, по действующему Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (УПК РФ) предварительное следствие по уголовным делам, возбужденным по факту нарушения авторских и смежных прав, производится следователями прокуратуры (ст. 149 УПК РФ «Направление уголовного дела»6), что существенно сдерживает расследование дел. Министр внутренних дел России Рашид Нургалиев в конце 2005 г. предлагал внести поправку, введя альтернативную подсудность. Тогда предварительное следствие по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 146 УК РФ, осуществлялось бы не только следователями прокуратуры, но и следователями органов внутренних дел.

В настоящее время основным орудием правоохранительных органов по борьбе с торговлей контрафактной продукцией являются квартальные и ежемесячные проверки финансово-хозяйственной деятельности и осмотры предприятий розничной торговли, в которых осуществляется реализация контрафактной продукции (аудиовизуальные произведения [фильмы], аудио- произведениями [фонограммы], программные продукты) в различных форматах на различных видах носителей. Осуществляются проверочные закупки продукции с признаками контрафактности. Проверяются склады, прекращается деятельность подпольных производств, занимающихся тиражированием экземпляров контрафактной продукции. В рамках проверок возбуждаются дела об административном правонарушении по ст. 7.12 «Нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав»7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). Данная статья предусматривает административную ответственность за ввоз, продажу, сдачу в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными в соответствии с законодательством Российской Федерации об авторском праве и смежных правах, либо на экземплярах произведений или фонограмм указана ложная информация об их изготовителях, о местах их производства, а также об обладателях авторских

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (32) 2006

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (32) 2006

и смежных прав, а равно за иное нарушение авторских и смежных прав в целях извлечения дохода. Также правоохранительными органами РФ возбуждаются уголовные дела по ст. 146 УК РФ. Реализуемая и обнаруженная на складах продукция изымается с целью ее дальнейшего исследования на предмет наличия признаков контрафактности.

В ходе данных мероприятий правоохранительные органы постоянно сталкиваются с еще одной проблемой. Для вынесения обоснованного судебного решения по данной категории дел необходимо проводить объективное экспертное исследования изъятой продукции с целью определения наличия в ней признаков контрафактности в установленные законом сроки. Данная проблема поднимает целый ряд вопросов, требующих на сегодняшний день скорейшего решения.

Первый вопрос - вопрос выбора экспертного учреждения. В настоящее время экспертизы интеллектуальной собственности (контрафактной продукции) проводят судебноэкспертные учреждения (СЭУ) Министерства юстиции РФ и экспертно-криминалистические учреждения МВД РФ (ЭКЦ, ЭКУ, ЭКО). Остальные вопросы у представителей правоохранительных органов возникают уже после назначения экспертного исследования в конкретное учреждение.

Проводя исследование интеллектуальной собственности в экспертнокриминалистических учреждениях МВД РФ, сотрудники УБЭП ГУВД и следователи прокуратуры сталкиваются с отсутствием:

- опыта всестороннего исследования подобных объектов;

- методик проведения подобных исследований;

- прямых абсолютных и косвенных признаков контрафактности в заключениях перечня;

- с поверхностностью исследования представленных объектов;

- с ориентированностью на товароведческую, а не информационно-технологическую составляющую исследования.

Все перечисленные причины зачастую приводят к признанию в судебном заседании выводов эксперта необоснованными, что приводит к невынесению обвинительного приговора.

При назначении сотрудниками правоохранительных органов экспертиз интеллектуальной собственности в судебно-экспертные учреждения Министерства юстиции Российской Федерации они также сталкиваются с рядом проблем.

Сегодня из всех СЭУ МЮ РФ только Северо-Западный региональный центр судебной экспертизы (СЗ РЦСЭ) МЮ РФ8 (Санкт-Петербург) обладает многолетним опытом всестороннего исследования подобных объектов. В нем наработан богатый экспертный опыт исследования контрафактной продукции. Первый запрос на проведение исследования контрафактной продукции (CD-диска с фонограммами) по уголовному делу поступил от правоохранительных органов в Северо-Западный региональный центр судебной экспертизы МЮ РФ в марте 1999 г. По этому запросу в инициативном порядке впервые в системе судебно-экспертных учреждений МЮ РФ была проведена первая экспертиза контрафактной аудиопродукции. Это произошло еще до официального признания экспертизы информационных технологий как направления государственной судебно-экспертной деятельности на федеральном уровне

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации № 257 от 2 сентября 1999 г. был утвержден Устав Северо-Западного РЦСЭ и Перечень видов экспертиз, обязательных для производства в Северо-Западном РЦСЭ9. В Перечень видов была включена информационно-технологическая экспертиза10, в рамках которой стали проводиться экспертизы интеллектуальной собственности. В ноябре 2000 г. экспертиза информационных технологий была официально признана на федеральном уровне и включена в Примерный перечень видов экспертиз, выполняемых в судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации11. Однако в мае 2003 г. информационно-технологическая экспертиза была исключена из Перечня родов (видов) экспертиз, выполняемых в судебноэкспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации и Перечня экспертных специальностей, по которым предоставляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в государственных СЭУ МЮ РФ12, и заменена на более узкое направление - «Компьютерно-техническая экспертиза. Исследование информационных компьютерных средств», в рамках которой сегодня и приходится проводить экспертизы контрафактной продукции, что приводит к попыткам отвода экспертных заключений по этому основанию в качестве доказательств при их рассмотрении в судах.

В апреле 2005 г. Министерством юстиции РФ был принят новый Устав государственного учреждения Северо-Западного регионального центра судебной экспертизы

МЮ РФ13, из которого по сравнению с предыдущим Уставом также было исключено право проводить в центре информационно-технологические экспертизы.

Экспертизы контрафактной аудиовидеопродукции проводятся в ГУ СЗ РЦСЭ имеющейся штатной численностью (4 аттестованных штатных эксперта!). Кроме этих экспертиз те же эксперты исполняют все компьютерно-технические экспертизы, поступающие со всего Северо-Запада Российской Федерации и также требующие для их проведения длительных и объемных исследований. Данная ситуация приводит к очереди на производство экспертных исследований и, как следствие, к крайне длительным срокам производства экспертиз, что зачастую неприемлемо при проведении экспертиз в данной категории дел. Также до сих пор не решены вопросы финансирования экспертиз контрафактной продукции по делам об административном правонарушении по ст. 7.12 КоАП РФ.

Еще 22 октября 1999 г. Правительством Российской Федерации было принято распоряжение № 1701-р об усилении борьбы с преступлениями в сфере высоких технологий и реализации международных договоренностей и обязательств Российской Федерации, предусматривающее, в частности, решение вопроса о создании региональных межведомственных центров для проведения информационно-технологических исследований. К сожалению, на федеральном уровне эти решения так и не были реализованы.

Для решения проблем экспертного исследования объектов интеллектуальной собственности (в т.ч. контрафактной аудиовидеопродукции) необходимо разработать и осуществить долгосрочную государственную программу, в рамках которой:

- создать в экспертных учреждениях МЮ РФ и МВД экспертные отделы либо региональные межведомственные центры по исследованию интеллектуальной собственности;

- в перечень экспертных специальностей, выполняемых в данных учреждениях включить экспертизу интеллектуальной собственности;

- создать соответствующие экспертно-квалификационные комиссии для аттестации экспертов данной специальности;

- назначить головное судебно-экспертное учреждение в каждом из ведомств по экспертизе интеллектуальной собственности;

- поручить головному судебно-экспертному учреждению разработку методик и подготовку экспертных кадров для других судебно-экспертных учреждений;

- разработать и опубликовать методическое пособие по исследованию контрафактной продукции;

- предоставить помещения для экспертных исследований контрафактной продукции, обеспечить привлечение дополнительных штатов экспертов и специалистов, оплату их труда, приобретение аппаратуры.

Штат отдела по исследованию интеллектуальной собственности должен состоять из 512 человек, куда должны входить эксперты, уже проводившие экспертизы интеллектуальной собственности (2-5 человек), и эксперты-стажеры с высшим образованием в различных областях знания (компьютерно-техническое, искусствоведческое, юридическое), не имеющие опыта коммерческой экспертной деятельности. Последнее требование продиктовано современной ситуацией на рынке коммерческой экспертной деятельности. Эксперты, имевшие опыт работы в коммерческих организациях, зачастую бывают предвзяты и проводят исследование объектов авторских, смежных прав, интеллектуальной собственности в интересах одной из сторон.

1 См.: http://www.g8russia.ru/docs/15.html.

2 См.: http://g8russia.ru/.

3 См.: http://www.kremlm.ra/mterdocs/2006/07/16/1830_type72067_108827.shtml?type=72067.

4 См.: http://g8russia.ru/docs/25.html.

5 Уголовный кодекс Российской Федерации // № 63-ФЗ от 13 июня1996 г. Принят ГД ФС РФ 24 мая 1996 г., ред. от 27 июля 2006 г.

6 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации // № 174-ФЗ от 18 декабря 2001 г. Принят ГД ФС РФ 22 ноября 2001 г., ред. от 27 июля 2006 г.

7 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях // № 195-ФЗ от 30 декабря 2001 г. Принят ГД ФС РФ 20 декабря 2001 г., ред. от 27 июля 2006 г.

8 Ранее - Центральная Санкт-Петербургская научно-исследовательская лаборатория судебной экспертизы.

9 См.: Смирнова С.А., Вараксин В.И., Семенов Н.В. Судебная информационно-технологическая (кибернетическая) экспертиза. Этапы становления // Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. 2002. № 4. С. 121-124.

10 См.: Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. 1999. № 10.

11 Утвержден приказом Министерства юстиции Российской Федерации № 363 от 30 ноября 2000 г.

12 Утверждены приказом Министерства юстиции Российской Федерации № 114 от 14 мая 2003 г.

13 Утвержден приказом Министерства юстиции Российской Федерации № 101 от 5 апреля 2005 г.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (32) 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.