УДК 343
Бондаренко Сергей Вячеславович
кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры режима и охраны в уголовно-исполнительной системе, Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e-mail: [email protected]
Sergey V. Bondarenko
Candidate of Law,
Senior Lecturer of the Department of regime and supervision in penal system,
Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Rylskaya str., 24v, Samara, Russia, 443022, e-mail: [email protected]
меры профилактики пенитенциарнои преступности, связанные с трудовой занятостью осужденных
Аннотация. Многие аспекты и проблемные вопросы борьбы с преступностью в местах лишения свободы исследовали в своих работах известные ученые. Например, проблемы выявления причин и условий преступности в исправительных учреждениях и меры противодействия раскрываются в работах А. В. Абаджяна, В. М. Анисимкова, Ю. М. Антоняна, С. Д. Белоцерковского, Е. А. Богачевской, B. C. Ишиге-ева, М. Ф. Костюка, А. В. Кудрявцева, Н. Ф. Кузнецова, В. В. Меркурьева, В. О. Миронова, А. П. Некрасова, С. В. Расторопова, И. Н. Сухомлинова, И. А. Уварова, А. В. Шеслера. Некоторые виды пенитенциарных преступлений и особенности определенных видов пенитенциарной преступности исследовались такими специалистми-криминологами, как: А. Л. Жуйкова, И. Б. Казак, A. M. Кустов, Р. А. Ромашов, С. А. Хохрин. Однако нельзя с уверенностью утверждать, что данные исследования затрагивают все современные тенденции развития пенитенциарной системы.
Данная статья посвящена поиску причин и условий совершения осужденными преступлений и правонарушений, связанных с проблемами их трудовой занятости, и соответственно выработке основных направлений правотворческой деятельности государства в области уголовно-исполнительного права по профилактике преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания в местах лишения свободы.
В результате для нейтрализации выявленных детерминант выделяются основные стратегические направления профилактической работы, связанные с трудовой занятостью осужденных. Автор предлагает комплекс мер по совершенствованию уголовно-исполнительного законодательства, направленных на решение проблем в сфере противодействия пенитенциарным преступлениям и правонарушениям.
Ключевые слова: привлечение осужденных к труду, пенитенциарные учреждения, противодействие преступности, тюрьмы, исправительные учреждения, исправительно-трудовые учреждения.
Summary. The work of a number of legal scholars and criminologists has already been devoted to the study of criminological aspects and problems of combating crime in prisons. Thus, in particular, issues of crime determinants and prevention in the penitentiary g crime through various means (criminal law) is reflected in the writings of A. V. Abajian, V. M. Anisimov, Yu. M. Antonyan, S. D., Belotserkovsky, E. A. Bogachevskaya, B. C. Ishigeev, M. F. Kostyuk, A. V. Kudryavtsev, N. F. Kuznetsov, V. V. Merkuriev, V. A. Mironov, A. P. Nekrasov, S. V. Rastoropov, I. N. Sukhomlinov, I. A. Uvarov, A. V. Shesler. Certain types of prison crime investigated in monographic and scientific articles of specialists-criminologists as: A. L. Zhuikova, I. B. Kazak, A. M. Kustov, R. A. Romashov, S. A. Khokhrin. The results of these studies are of great theoretical and practical importance, but do not cover all current trends in the transformation of the penal system and changes in the current legislation.
Article is devoted to search of the reasons and conditions of commission by convicts of the crimes and offenses connected with problems of their labor employment and, respectively, to development of the main directions of law-making activity of the state in the field of the criminal and executive right directed to prevention of crimes and violations of an established order of serving sentence in places of detention.
As a result for neutralization of the revealed determinants the main strategic directions of scheduled maintenance connected with labor employment of convicts are offered. The author offers a package of measures for improvement of the criminal and executive legislation, the problems directed to the decision in the sphere of counteraction to penitentiary crimes and offenses. Need of carrying out the further complex researches directed to development of the measures connected with labor, employment of convicts and directed to prevention of crime in places of detention is proved.
prevention measures penal crime related to the employment of convicts
© 2019 Бондаренко C. В.
Keywords: involvement of convicts in work, penitentiary institutions, crime prevention, prisons, correctional institutions, correctional labor institutions.
Профилактика представляет собой один из наиболее эффективных способов противодействия преступности в обществе в целом и в пенитенциарных учреждениях в частности. Профилактика оказывает непосредственное влияние на причины и условия, способствующие совершению преступлений, и тем самым исключает их общественно опасные последствий для общества и для уголовно-исполнительной системы. При этом профилактика предполагает использование лишь гуманных методов и средств и, учитывая специфику уголовно-исполнительной системы, значительно снижает рецидив, что, безусловно, соответствует современной политике государства.
На протяжении последних десятилетий предлагалось достаточно много мер противодействия пенитенциарной преступности, но необходимо признать, что на современном этапе преступность в местах лишения свободы невозможно искоренить в короткие сроки. Вместе с тем планомерное введение ряда профилактических мер позволит в перспективе снизить уровень и динамические показатели этого негативного явления и минимизировать общественно опасные последствия для пенитенциарной системы и общества в целом.
В данной статье будет изложено авторское видение оптимизации мер профилактики преступности в местах лишения свободы, основанное на разделении осужденных в зависимости от их отношения к труду. Отметим, что наши рассуждения носят исключительно характер научной дискуссии и направлены на формирование интереса к рассматриваемой проблеме и стимулирование ее дальнейшего комплексного исследования.
Отрадно, что современная государственная политика гибко и своевременно реагирует на проблемы уголовно-исполнительной системы. Подтверждением этому является принятие концепций развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 и до 2025 года [1, 2]. В то же время государство уделяет большое внимание борьбе с преступностью в целом [3, 4, 5]. Большинство предпринятых мер привели к позитивным результатам. Ряд дополнительных законодательных мер в сфере организации трудовой занятости осужденных будет способствовать дальнейшей положительной динамике в данной области.
Количество осужденных, привлеченных к общественно полезному труду в местах лишения свободы, оказывает непосредственное влияние на состояние преступности в них. Не секрет, что в территориальных органах ФСИН России с большим количеством пенитенциарных учреждений с высоким процентом трудоустроенных осужденных и хорошо налаженным производством уровень пенитенциарной преступности и нарушений режима содержания ниже, чем в среднем по России.
Есть основания полагать, что достаточно эффективной профилактической мерой является организация в пенитенциарных учреждениях производства с привлечением максимального количества осужденных, а в идеале - всех трудоспособных. Таким образом, отряды и бригады будут формироваться в основном в зависимости от вида производства и места работы осужденных. Следовательно, их работа и проживание будет осуществляться преимущественно в одних и тех же социальных группах, а значит, их объединение в группы будет строиться в основном на трудовых отношениях, иметь положительную направленность, что минимизирует объединение осужденных в группировки отрицательной направленности и негативное влияние лиц, пропагандирующих неформальные ценности криминальной субкультуры и уголовно-преступные традиции.
К сожалению, в современных условиях развития УИС не во всех исправительных учреждениях привлечение к труду осужденных организовано в достаточной мере эффективно. Это подтверждается и в Концепции развития УИС РФ до 2025 года, согласно которой по ряду причин не трудоустроено около 290 тыс. осужденных [2]. Таким образом, возникает ситуация, когда большинство осужденных ничем не заняты и все основное время находятся в общежитиях, где они предоставлены сами себе. Это в свою очередь создает благоприятные условия для совершения правонарушений и в том числе таких преступлений, как телефонное мошенничество, незаконный оборот наркотиков, насильственные преступления...
На сегодняшний день сложилась следующая ситуация: в местах лишения свободы в одинаковых условиях содержатся осужденные с различным отношением к труду, так как сотрудники пенитенциарных учреждений в ряде случаев не могут в достаточной степени обеспечить выполнение их обязанности трудиться согласно ст. 103 УИК РФ. В итоге одна часть осужденных выполняет обязанность трудиться, вторая не трудоустроена ввиду нехватки рабочих мест, при этом желая трудиться, а третья - не желает трудиться и не трудится, пользуясь сложившейся ситуацией.
Таким образом, труд как средство исправления на практике применим далеко не во всех случаях. Так, в настоящее время большинство осужденных проживают в одних и тех же отрядах, имеют одинаковых правовой статус, пользуются идентичными бытовыми условиями. Их медицинское, вещевое и продовольственное обеспечение не отличается. В связи с этим у осужденных возникает логичный вопрос о целесообразности работать, если это не приносит ощутимой пользы, их и без этого обеспечивают всем необходимым, что в ряде случаев порождает негативное отношение к производственной деятельности и желание уклониться от обязанности трудиться, ссылаясь на нехватку рабочих мест.
Безусловно, к третьей группе осужденных в основном относятся лица отрицательной направленности, пропагандирующие традиции и правила уголовно-преступной среды. Они не только уклоняются от обязанности трудиться, но и склоняют к этому других, вовлекая их в противоправную деятельность.
Чтобы избежать негативного влияния осужденных отрицательной направленности на основную часть спецконтингента и не допустить вовлечение лиц, вставших на путь исправления, в противоправную деятельность, представляется целесообразным разделить эти категории осужденных по разным видам учреждений.
Например, осужденных, вставших на путь исправления, можно содержать в специализированных исправительно-трудовых учреждениях, где все осужденные будут привлечены к общественно полезному труду без препятствий для процесса их исправления. При этом получение прибыли от их труда не должно вставать на первое место. Труд важен в первую очередь как средство исправления.
А осужденных, характеризующихся отрицательно и отказавшихся трудиться, имеет смысл содержать в тюрьмах. Соответственно появляется стимул к улучшению условий содержания. Вместе с тем открываются широкие возможности для дифференциации и индивидуализации воспитательной и профилактической работы.
Предложенные меры, безусловно, потребуют изменения уголовно-исполнительного закона, но виды исправительных учреждений согласно ст. 74 УИК РФ, они затронут, что не потребует значительных финансовых затрат от государства. Для организации исправительно-трудовых учреждений можно использовать действующие исправительные колонии, сосредоточив основные усилия на организации труда, способах стимуляции трудовой активности, исправительном воздействии, мерах поощрения. В тюрьмах для отрицательно характеризующихся осужденных акцент будет сделан на меры принуждения. Работу данных учреждений можно организовать на базе действующих тюрем.
Безусловно, потребуется некоторые изменения действующего уголовно-исполнительного законодательства.
Например, изменения в ч. 7 ст. 74 УИК РФ «Виды исправительных учреждений», связанные с возможностью содержания в тюрьмах осужденных, переведенных из исправительных колоний, в случае отказа трудиться в местах и на работах, определенных администрацией учреждения.
Также потребуется введение дополнительного пункта в ч. 4 ст. 78 УИК РФ «Изменение вида исправительного учреждения», связанные с возможностью перевода осужденного из исправительной колонии в тюрьму в случае отказа трудиться в местах и на работах, определенных администрацией учреждения.
Данные предложения могут показаться спорными, поскольку п. «в» ч. 4 ст. 78 УИК РФ предусматривает перевод осужденных, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, из исправительных колоний общего, строгого и особого режимов в тюрьму на срок не свыше трех лет.
Рассматриваемая уголовно-исполнительная норма предполагает возможность перевода злостных нарушителей установленного порядка отбывания наказания на тюремный режим, однако перевод злостного нарушителя в тюрьму в данном случае займет значительный временной промежуток. Для перевода в тюрьму необходима система нарушений режима содержания и коррелирующая с ними система мер взысканий: объявление выговора, водворение в штрафной изолятор, перевод в помещения камерного типа, перевод в единые помещения камерного типа. И только в случае наличия подобной системы нарушений и взысканий осужденный переводится на тюремный режим. Это сложившаяся практика судов, решающих вопрос об изменении вида исправительного учреждения. Данное требование находит свое отражение и в актах прокурорского реагирования прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях.
Получается, что перевод злостного нарушителя режима содержания в тюрьму на практике может затянуться не на один год. За это время отрицательно характеризующиеся и не желающие трудиться лица не занимаются общественно полезной деятельностью, препятствуют тем осужденным, которые привлекаются к различным видам труда, могут организовывать группировки отрицательной направленности.
Предлагаемые нормы позволят уже на начальном этапе отбывания лишения свободы оградить основную массу осужденных от негативного влияния лиц, пропагандирующих криминальные традиции, и наладить производство в исправительно-трудовых учреждениях.
Представляется логичным внести изменения и в ч. 1 ст. 116 УИК РФ, указав в качестве злостного нарушения «отказ трудиться в местах и на работах, определенных администрацией исправительных учреждений, или прекращение работы без уважительной причины».
Указанное предложение, безусловно, является дискуссионным, ведь в соответствии с ч. 1 ст. 116 УИК РФ отказ от работы или прекращение работы без уважительных причин законодатель и так относит к злостным нарушениям.
Но наше предложение изменения указанной нормы направлено в первую очередь на унификацию ст. 116 УИК РФ и ст. 103 УИК РФ. Так, ч. 1 ст. 103 УИК РФ говорит, что каждый осужденный обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений.
Согласно действующей редакции ч. 1 ст. 116 УИК РФ отказ от работы или прекращение работы без уважительных причин законодатель относит к злостным нарушениям осужденными установленного порядка отбывания наказания.
Нам представляется логичным, чтобы в ст. 103 и ст. 116 УИК РФ применялись аналогичные формулировки. Это позволит избежать двоякого толкования закона и использование этого осужденными для обжалования законных действий администрации.
Например, при распределении осужденного на работу его назначают на должность дворника в механический цех. Он заявляет, что от работы не отказывается, но предпочитает работать слесарем на том же объекте. Формально он не нарушает ст. 116 УИК РФ, а нарушение ст. 103 УИК РФ не является злостным нарушением режима содержания.
Унификации ст. ст. 103 и 116 УИК РФ в части формулировки «трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений» позволит устранить указанный пробел.
Указанная формулировка ч. 1 ст. 116 УИК РФ «Злостное нарушение установленного порядка отбывания наказания» поможет привести в соответствие предлагаемые нами изменения в ст. 78 УИК РФ с нормами ч. 7 ст. 74, ч. 1 ст. 103 и ч. 1 ст. 130 УИК РФ.
Кроме предлагаемых изменений возможно использование положительного исторического опыта, например, периода 1930-х гг., когда в местах лишения свободы ударникам труда два дня работ засчитывались за три дня лишения свободы [6].
Возможно, предлагаемый комплекс мер поможет изменить отношение большинства осужденных к труду, стимулировать их трудовую активность, будет способствовать трудоустройству осужденных после освобождения, так как наличие специальности, квалификации и трудового стажа в местах лишения свободы даст больше возможностей трудоустроиться после отбытия наказания. Важно и то, что труд как одно из основных средств исправления будет воздействовать на максимально большой круг осужденных. Помимо этого важным стимулом для осужденных будет не только заработок, но и возможность своими силами приблизить освобождение.
Библиографический список
1. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 № 1772-р // Собрание законодательства РФ. 2010. № 43. Ст. 5544.
2. Концепция федеральной целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы (2017-2025 гг.)»: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.11.2016 № 2808-р // Собрание законодательства РФ. 2017. № 2 (ч. II). Ст. 413.
3. О противодействии терроризму: Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 (ред. от 18.04.2018) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 11.09.2018).
4. О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 (ред. от 03.08.2018) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 11.09.2018).
5. О полиции: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ (ред. от 29.07.2018) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 11.09.2018).
6. Малинин В. Б. Экономическая концепция наказаний // Российский криминологический взгляд. 2009. № 1. С. 301-307.
References
1. Koncepciya razvitiya ugolovno-ispolnitel'noj sistemy Rossijskoj Federacii do 2020 goda: Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 14.10.2010 no. 1772-r [The concept of development of the penal system of the Russian Federation until 2020: The government of the Russian Federation dated 14.10.2010 no. 1772-r]. Sobranie zakonodatel'stva RF [Meeting of the legislation of the Russian Federation], 2010, no. 43, st. 5544 [in Russian].
2. Koncepciya federal'noj celevoj programmy «Razvitie ugolovno-ispolnitel'noj sistemy (2017-2025 gody)»: Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 23.11.2016 no. 2808-r [The concept of the Federal target program «Development of the penitentiary system (2017-2025)»: The government of the Russian Federation from 23.11.2016 no. 2808-r]. Sobranie zakonodatel'stva RF [Meeting of the legislation of the Russian Federation], 2017, no. 2 (ch. II), st. 413 [in Russian].
3. O protivodejstvii terrorizmu: Federal'nyj zakon ot 6.03.2006, no. 35-FZ (red. ot 18.04.2018) [On counter-terrorism: Federal law no. 35-FZ of 6 March 2006 (as amended on 18.04.2018)]. SPS «Konsul'tant Plyus» [SPS Consultant Plus] (Accessed: 11.09.2018) [in Russian].
4. O protivodejstvii korrupcii: Federal'nyj zakon ot 25.11. 2008, no. 273-FZ (red. ot 03.08.2018) [On combating corruption: Federal law no. 273-FZ of 25 December 2008 (amended on 03.08.2018)]. SPS «Konsul'tant Plyus» [SPS Consultant Plus] (Accessed: 11.09.2018) [in Russian].
5. O policii: Federal'nyj zakon ot 7.02.2011, no. 3-FZ (red. ot 29.07.2018) [About police: Federal law of 7 February 2011 no. 3-FZ (ed. from 29.07.2018)]. SPS «Konsul'tant Plyus» [SPS Consultant Plus] (Accessed: 11.09.2018) [in Russian].
6. Malinin V. B. Ehkonomicheskaya koncepciya nakazanij [Economic concept of punishment]. Rossijskij kriminologicheskij vzglyad [Russian criminological view], 2009, no. 1, pp. 301-307 [in Russian].