Научная статья на тему 'Меры, принимаемые сотрудниками органов внутренних дел по противодействию административным правонарушениям, посягающим на здоровье граждан'

Меры, принимаемые сотрудниками органов внутренних дел по противодействию административным правонарушениям, посягающим на здоровье граждан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
324
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сотрудник полиции / безопасность дорожного движения / наркотические средства / психотропные вещества / противодействие / административная ответственность / police officer / road safety / narcotic drugs / psychotropic substances / counteraction / administrative responsibility

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Камиль Арифович Султанов, Рустам Абдулкадирович Шихнабиев

Статья посвящается мерам, принимаемым сотрудниками подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения по противодействию административным правонарушениям, предусмотренным ст. 6.8, 6.9 (ч. 2 ст. 20.20) КоАП РФ. В статье раскрывается порядок действия при обнаружении признаком данного вида административных правонарушений, а также порядок взаимодействия сотрудник подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения с другими подразделениями полиции по привлечению граждан к административной ответственности за совершенные правонарушения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Камиль Арифович Султанов, Рустам Абдулкадирович Шихнабиев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Measures taken by employees of the internal affairs bodies to counteract administrative offenses that infringe on the health of citizens

The article is devoted to measures taken by employees of road safety departments to counteract administrative offenses under article 6.9 (part 2 of article 20.20), article 6.8 of the administrative Code of the Russian Federation. The article describes the procedure for detecting this type of administrative offenses, as well as the procedure for interaction of employees of road safety units with other police units to bring citizens to administrative responsibility for committed offenses.

Текст научной работы на тему «Меры, принимаемые сотрудниками органов внутренних дел по противодействию административным правонарушениям, посягающим на здоровье граждан»

JURISPRUDENCE

Научная статья УДК 342.92

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2021-6-285-288 NIION: 2003-0059-6/21-117 MOSURED: 77/27-003-2021-06-316

Меры, принимаемые сотрудниками органов внутренних дел по противодействию административным правонарушениям, посягающим на здоровье граждан

Камиль Арифович Султанов1, Рустам Абдулкадирович Шихнабиев2

1 Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя, Москва, Россия, mpkr@mail.ru

2 Всероссийский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, Домодедово,

Московская область, Россия, rustamkaluga@yandex.ru

Аннотация. Статья посвящается мерам, принимаемым сотрудниками подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения по противодействию административным правонарушениям, предусмотренным ст. 6.8, 6.9 (ч. 2 ст. 20.20) КоАП РФ. В статье раскрывается порядок действия при обнаружении признаком данного вида административных правонарушений, а также порядок взаимодействия сотрудник подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения с другими подразделениями полиции по привлечению граждан к административной ответственности за совершенные правонарушения.

Ключевые слова: сотрудник полиции, безопасность дорожного движения, наркотические средства, психотропные вещества, противодействие, административная ответственность

Для цитирования: Султанов К. А., Шихнабиев Р. А. Меры, принимаемые сотрудниками органов внутренних дел по противодействию административным правонарушениям, посягающим на здоровье граждан // Вестник Московского университета МВД России. 2021. № 6. С. 285-288. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2021-6-285-288.

Original article

Measures taken by employees of the internal affairs bodies to counteract administrative offenses that infringe on the health of citizens

Kamil A. Sultanov1, Rustam A. Shikhnabiev2

1 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot', Moscow, Russia,

mpkr@mail.ru

2 All-Russian Advanced Training Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Domodedovo,

Moscow region, Russia, rustamkaluga@yandex.ru

Abstract. The article is devoted to measures taken by employees of road safety departments to counteract administrative offenses under article 6.9 (part 2 of article 20.20), article 6.8 of the administrative Code of the Russian Federation. The article describes the procedure for detecting this type of administrative offenses, as well as the procedure for interaction of employees of road safety units with other police units to bring citizens to administrative responsibility for committed offenses.

Keywords: police officer, road safety, narcotic drugs, psychotropic substances, counteraction, administrative responsibility

For citation: Sultanov K. A., Shikhnabiev R. A. Measures taken by employees of the internal affairs bodies to counteract administrative offenses that infringe on the health of citizens. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2021;(6):285-288. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2021-6-285-288.

Вопрос обеспечения безопасности дорожного движения является весьма актуальным. Как следует из постановления Правительства РФ от 3 октября 2013 г. «О федеральной целевой программе «Повышение без© Султанов К. А., Шихнабиев Р. А., 2021

опасности дорожного движения в 2013-2020 годах», «...ежегодно в Российской Федерации в результате дорожно-транспортных происшествий погибают или получают ранения свыше 275 тыс. человек. За 9 лет в

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

дорожно-транспортных происшествиях погибло 9 852 ребенка в возрасте до 16 лет, было травмировано 209 223 детей. Демографический ущерб от дорожно-транспортных происшествий и их последствий за 2004-2011 годы составил 571 407 человек» [1].

Пьяная езда является одной из основных причин ДТП с тяжкими последствиями [2].

По данным судебной статистики по административным правонарушениям, предусмотренным ст. 12.8 КоАП РФ за 2019 год было подвергнуто административному наказанию 251 534 граждан [3].

Сотрудники подразделений полиции по обеспечению безопасности дорожного движения при несении службы руководствуются Приказом МВД России от 23.08.2017 N 664 (ред. от 21.12.2017) «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопас-

ности дорожного движения» [4] (далее — Приказ). В пункте 6.9 Приказа предусмотрено, что должностные лица при осуществлении федерального государственного надзора имеют право направлять и (или) доставлять на медицинское освидетельствование в соответствующие медицинские организации граждан для определения наличия в организме алкоголя или наркотических средств, а также проводить освидетельствование указанных граждан на состояние опьянения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Данная норма не означает, что все граждане, управляющие транспортными средствами, могут быть направлены на медицинское освидетельствование. Для этого должны быть основания полагать, что гражданин находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. К признакам алкогольного опьянения относятся: резкий запах алкоголя изо рта, несвязанная речь, шаткая походка, эмоциональная неустойчивость, неадекватность поведения, в том числе сопровождающаяся нарушением общественных норм, демонстративными реакциями (таблица 1).

Общие признаки употребления наркотиков [5]

Таблица 1

Внешние признаки: Поведенческие признаки: Признаки — улики:

-бледность кожи; -расширенные или суженные зрачки; -покрасневшие или мутные глаза; -замедленная речь; -плохая координация движений -увеличивающееся безразличие к происходящему рядом; -уходы из дома и прогулы в школе; -трудность в сосредоточении, ухудшение памяти; -неадекватная реакция на критику; -частая и неожиданная смена настроения; -необычные просьбы дать денег; -пропажа из дома ценностей, одежды и др. вещей; -частые необъяснимые телефонные звонки; -появление новых подозрительных друзей; -потеря аппетита, похудение, иногда чрезмерное потребление пищи; -хронический кашель - следы от уколов, порезы, синяки; - свёрнутые в трубочку бумажки, маленькие ложечки, капсулы, бутылки, пузырьки

После прохождения медицинского освидетельствования и подтверждения, что лицо находится в состоянии опьянения, на гражданина составляется протокол об административном правонарушении по ст. 12.8 КоАП РФ и направляется для рассмотрения мировому судье по подсудности, на основании ст. 23.1 КоАП РФ [6].

При наличии признаков — улик употребления наркотиков, сотрудники подразделений полиции по обеспечению безопасности дорожного движения вправе произвести личный досмотр граждан находящихся в транспортном средстве, а также самого транспортного средства и при обнаружении предметов, предназначенных для хранения или употребления наркотических средств или похожих на наркотические средства, должны сообщить в ближайшее подразделение полиции, где сотрудники следственно- оперативной группы должны изъять данные предметы и вещества и направить на ис-

следование. Также сотрудники полиции, должны опросить граждан, на предмет нахождения изъятых предметов и веществ в транспортном средстве.

В случае, если по результатам исследования вес изъятых наркотических средств или психотропных веществ откажется значительным, крупных или особо крупным размером, согласно таблице размеров наркотических средств, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2012 № 1002 [7] (далее — Таблица), то возбуждается уголовное дело по статье 228 УК РФ [8]. Если вес вещества ниже значительного размер, который указан в Таблице, то в это случае по материалу проверки проводится административное расследование по статье 6.8 КоАП РФ.

В случае, когда сотрудники подразделений полиции по обеспечению безопасности дорожного движения выявляют граждан, управляющих транспортными средствами в состоянии наркотического опьянения, то

JURISPRUDENCE

они обнаруживают сразу несколько административным правонарушений, предусмотренных ст. 12.8 и ст. 6.9 (ч. 2 ст. 20.20) КоАП РФ. Гражданин, который сел за руль в состоянии наркотического опьянения где-то употребил наркотическое средство, в общественном или не в общественном месте. Согласно Приказу МВД России от 30 августа 2017 г. N 685 «О должностных лицах системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание» [9], сотрудники подразделений полиции по обеспечению безопасности дорожного движения имеются право составлять любые протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 28.3 КоАП РФ, в том числе предусмотренных ст. 6.8, ст. 6.9, ч.2 ст. 20.20 КоАП РФ.

В настоящее время сложилась такая практика, что сотрудники полиции по обеспечению безопасности дорожного движения при выявлении гражданина, управляющего транспортным средством в состоянии наркотического опьянения, составляют в отношении только протокол об административном правонарушении по ст. 12.8 КоАП РФ, а по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.8, ст. 6.9 (ч. 2 ст. 20.20) КоАП РФ, копирует материал проверки и направляют в территориальный отдел полиции для составления в отношении граждан протоколов по соответствующим статьям за употребление и хранение наркотических средств и психотропных веществ, хотя по всем этим правонарушениями административное дело рассматривает мировой судья. В этом случае проводится «двойная работа». Сотрудник полиции охраны общественного порядка получив рапорт сотрудника подразделения полиции обеспечения безопасности дорожного движения, об обнаружении признаков административных правонарушений, предусмотренных ст. 6.8, ст. 6.9 (ч.2 ст. 20.20), КоАП РФ, начинает искать правонарушителя, который довольно часто выключает свой номер телефона, отсутствует по месту жительства или просто скрывается от сотрудников полиции. При этом в материале проверки по факту употребления и хранения наркотических средств, гражданин не опрошен. Также к моменту получения соответствующего административного материала сотрудником полиции охраны общественного порядка, могут истечь сроки давности привлечения к административной ответственности. В таком случает лицо, совершившее правонарушение избегает административной ответственности.

Таким образом, законодательная база по взаимодействию сотрудников подразделений полиции по обеспечению безопасности дорожного движения с другими службами и подразделениями полиции, по выявлению и пресечению административных правонарушений, требует дальнейшего совершенствования.

Список источников

1. Постановление Правительства РФ от 3 октября 2013 г. N 864 «О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. // [Режим доступа]: https://base. garant.ru/70467076/

2. Пьяная езда является одной из основных причин ДТП с тяжкими последствиями [Электронный ресурс] // [Режим доступа]: https://59.мвд.рф/news/ кет/13112551/

3. Судебная статистика РФ [Электронный ресурс] // [Режим доступа]: Ыйр://судебнаястатистика.рф/ stats/adm/t/31/s/1.

4. Приказ МВД России от 23.08.2017 N 664 (ред. от 21.12.2017) «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения» [Электронный ресурс] // [Режим доступа]: Ыйр:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_280037/

5. Симптомы наркотического опьянения [Электронный ресурс] // [Режим доступа]: Ы^://мвд.рф/ mvd/structure1/Glavnie_upravleшja/gunk/родителям-и-детям/это-должен-знать-каждый/симптомы-наркоти-ческого-опьянения.

6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс] // [Режим доступа]: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/

7. Постановление Правительства РФ от 01.10.2012 N 1002 (ред. от 29.07.2020) «Об утверждении значительного, крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ, а также значительного, крупного и особо крупного размеров для растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, для целей статей 228, 228.1, 229 и 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации» [Электронный ресурс] // [Режим доступа]: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_136206//

8. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 31.07.2020) [Электронный ресурс] // [Режим доступа]: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_10699/

9. Приказ МВД России от 30 августа 2017 г. № 685 «О должностных лицах системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

правонарушениях и осуществлять административное задержание» [Электронный ресурс]// [Режим доступа]: https://base.garant.ru/71792502/

References

1. Resolution of the Government of the Russian Federation of October 3, 2013 N 864 "On the federal target program" Improving road safety in 2013-2020" (with amendments and additions) [Electronic resource] // [Access mode]: https://base.garant.ru/70467076/

2. Drunk driving is one of the main causes of road accidents with serious consequences [Electronic resource] // [Access mode]: https://59.мвд.рф/news/item/13112551/

3. Judicial statistics of the Russian Federation [Electronic resource] // [Access mode]: Ы1р://судебнаяста-тистика.rf/stats/adm/t/31/s/1.

4. Order of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation of 23.08.2017 J№ 664 (ed. of 21.12.2017) "On approval of the Administrative Regulations for the execution by the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation of the state function for the implementation of the federal state supervision over the observance by road users of the requirements of the legislation of the Russian Federation in the field of road safety" [Electronic resource] // [Access mode]: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_280037/

5. Symptoms of narcotic intoxication [Electronic resource] // [Access mode]: https://мвд.рф/mvd/structure1/ Glavnie_upravlenija/gunk/родителям-и-детям/это-

g0n®eH-3HaTb-Ka®gbm/cHMnT0Mbi-HapK0THHecK0r0-onbAHeHHA.

6. Code of the Russian Federation on Administrative Offenses of December 30, 2001 № 195-FZ (with amendments and additions). [Electronic resource] // [Access mode]: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_34661/

7. Resolution of the Government of the Russian Federation of 01.10.2012 № 1002 (ed. of 29.07.2020) "On Approval of Significant, Large and Especially Large Sizes of Narcotic Drugs and Psychotropic Substances, as Well as Significant, Large and Especially Large Sizes for Plants containing Narcotic Drugs or psychotropic Substances, or Their Parts containing Narcotic Drugs or psychotropic Substances, for the purposes of Articles 228, 228.1, 229 and 229.1 of the Criminal Code of the Russian Federation" [Electronic resource] // [Access mode]: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_136206//

8. Criminal Code of the Russian Federation of 13.06.1996 № 63-FZ (ed. of 31.07.2020) [Electronic resource] // [Access mode]: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_10699/

9. Order of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation of August 30, 2017 № 685 "On officials of the system of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation authorized to draw up protocols on administrative offenses and carry out administrative detention" [Electronic resource] // [Access mode]: https:// base.garant.ru/71792502.

Информация об авторах

К. А. Султанов - доцент кафедры гражданского и трудового права, гражданского процесса Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя, кандидат экономических наук, доцент;

Р. А. Шихнабиев - адъюнкт кафедры подготовки сотрудников полиции для подразделений для охраны общественного порядка и подразделений по вопросам миграции Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России.

Information about the authors

K. A. Sultanov - Associate Professor of the Department of Civil and Labor Law, Civil Procedure of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Economic Sciences, Associate Professor;

R. A. Shikhnabiev - Adjunct of the Department of Training of Police Officers for Public Order Unitsand Migration Units of the All-Russian Advanced Training Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 22.04.2021; одобрена после рецензирования 01.10.2021; принята к публикации 25.10.2021.

The article was submitted 22.04.2021; approved after reviewing 01.10.2021; accepted for publication 25.10.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.