Научная статья на тему 'Меры по устойчивому развитию АПК'

Меры по устойчивому развитию АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
135
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Меры по устойчивому развитию АПК»

проведение иных мероприятий по вовлечению земель в сельскохозяйственный или лесохозяйственный оборот и т.д.

Существенным моментом является и то обстоятельство, что статьи 72 и 76 Кодекса Республики Беларусь о земле предусматривают использование земельных участков членами садоводческих товариществ на титулах частной собственности или пожизненного наследуемого владения. На практике значительное число садоводов использует земельные участки без соответствующих правоудостоверяющих документов, что противоречит действующему земельному и гражданскому законодательству.

Нормативно-правовое регулирование коллективного садоводства также требует существенного реформирования, о чем свидетельствуют решение Конституционного суда Республики Беларусь от 26 апреля 2000 г. № Р-97/2000 «О необходимости совершенствования земельного законодательства, касающегося прав членов садоводческих товариществ, являющихся собственниками земельных участков», а также решение Конституционного суда Республики Беларусь от 27 февраля 2001 г. № Р-108/2001 «О некоторых вопросах, касающихся правового статуса садоводческих товариществ» [3]. Решение данной и ряда иных указанных проблем

позволит упорядочить деятельность коллективных садов, а также повысить эффективность использования и охраны земельных ресурсов.

Литература

1. Кузнецов, Г.И. Реформирование земельных отношений в Республике Беларусь / Г.И. Кузнецов // Землеустройство: прошлое, настоящее, будущее: материалы междунар. науч.-произв. конф., Горки, 7-9 окт. 1999 г. / Белорус. гос. с.-х. акад. - Горки, 1999. - С. 3-8.

2. Помелов, А., Карпиевич, Л., Савченко, В. Вопросы эффективности государственного контроля за использованием и охраной земель/ А.Помелов, Л.Карпиевич, В. Савченко // Земля Беларуси. - 2005. - № 2. - С. 17-23.

3. Земельные отношения в Республике Беларусь: сборник нормативных правовых актов в области регулирования земельных отношений, использования и охраны земель, государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, геодезии и картографии / сост. А.А. Гаев и др. - Минск.: Беларуская наву-ка, 2003. - 583 с.

18.3. РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН

МЕРЫ ПО УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ АПК

А.Б.Молдашев, д.э.н., проф., дир. НИИ экономики агропромышленного комплекса и развития сельских территорий

Сегодня можно с уверенностью сказать, что итоговая оценка реализации мер, предусмотренных Государственной агропродовольственной программой на 2003-2005 гг., характеризуется позитивными тенденциями. Это прежде всего связано с усилением мер государственной поддержки, увеличением в 1,4 раза инвестиций. Одновременно сказались принятые меры по развитию семеноводства и племенного дела, увеличением использования минеральных удобрений в 2,4 раза, технического обновления материально-технической базы в 5 раз.

Валовая продукция по сравнению с 20002005 гг. возросла в 1,4 раза, производство риса возросло на 36,2%, кукурузы на зерно - на 32,2%, гречихи - на 40%, в 2 раза увеличились среднегодовые объемы производства подсолнечника. Та же тенденция распространилась на технические культуры -хлопок-сырец (25,3%), сахарную свеклу (22,1%), овощебахчевые (20,3%), картофель (15,4%), объемы производства молока увеличились на 15,2%, мяса - на 12,4%, яиц - на 25,8%.

Однако при всех позитивных сдвигах, к сожалению, современный уровень производства продовольствия, особенно животноводческой продукции, не позволяет обеспечить потребление по меди-

цинским нормам. Если мы хотим войти в число 50 экономически развитых стран, для эффективности функционирования всех производственных процессов в отраслях сельского хозяйства объем инвестиций в основной капитал по всем источникам должен составить 850 млрд тенге, в том числе для формирования машинно-тракторного парка - 65 млрд тенге, производственных сооружений и скота - 200 млрд тенге, т.е. в среднем ежегодно на десять лет - по 85 млрд тенге. Поэтому необходимо участие государственного бюджета, что позволит увеличить меры государственной поддержки к 2010 г. в 2,6 раза, в том числе прямых инвестиций - в 15,6 раза, косвенных - в 1,4 раза.

Сегодня уже очевидно, что для дальнейшего развития аграрного рынка главный акцент нужно делать на повышении конкурентоспособности экономики страны. Это особо важно в связи со вступлением в ВТО. Методы конкурентной борьбы заключаются в снижении издержек и цен, повышении качества продукции, расширении сервиса. Важно изучить каналы продвижения товара. Именно незнание конъюнктуры рынка и отсутствие возможности самим доставлять продукцию на рынок приводят к росту цен на продукцию. Огромные издержки фермеры несут из-за неналаженной транспортной инфраструктуры.

Это соответственно увеличивает стоимость продукции и делает ее неконкурентоспособной.

Повышение конкурентоспособности животноводческой продукции можно напрямую связать с ростом продуктивности скота.

Большая проблема - повышение конкурентоспособности продукции перерабатывающей промышленности.

В настоящее время низок уровень переработки сельскохозяйственной продукции. В переработанном виде мясных продуктов потребляется 14,0%, молока - 10,8%, плодоовощной продукции - 0,7%. Намеченные параметры объемов переработки сельхозпродукции не выполнены по мясным и плодоовощным продуктам. Имеющиеся мощности перерабатывающей промышленности используются недостаточно. Например, заводы по выработке круп используются только на 14,9%, мукомольные мощности - на 36,6%, мощности по переработке риса - на 23,5%, сахарной свеклы - на 60,8%. Сегодня мы должны взять курс на глубокую переработку сельскохозяйственного сырья для выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью.

Много факторов сдерживают развитие отрасли. Основная причина - нехватка сырья, несовершенство экономических взаимоотношений, расчетов между предприятиями АПК, повышение цен на энергоносители и тарифов на железнодорожные перевозки. Это привело к снижению доли переработки сельскохозяйственного сырья в общем объеме производства и незагруженности производственных мощностей перерабатывающих предприятий. Они используются всего на 20-30%.

У роизводителей, переработчиков и торговых организаций, отсутствует экономический интерес ко взаимному сотрудничеству, налицо неудовлетворенность ценами. Для сельскохозяйственных товаропроизводителей они слишком низкие, не покрывают издержек производства, а для переработчиков -высокие, не обеспечивают рентабельного производства. Поэтому перерабатывающие заводы теряют сырьевые зоны, а сельхозтоваропроизводители создают зачастую стихийно небольшие, примитивные цеха по переработке сырья, продукцию которых продают через посредников; например, в миницехах выход подсолнечного масла составил 25%, а на заводах - 40-45%, яблочного сока на малых предприятиях - 56-60%, на плодоконсервных заводах - 90%.

В последнее время крупные предприятия вкладывают средства в развитие сырьевой базы и системы закупа сырья, например, «Фуд-Мастер» организовал приемные пункты молока в различных регионах, однако в данном случае ущемляются интересы производителей сырья. Все это вынуждает сельскохозяйственных производителей организовывать своими силами совместную деятельность по закупу и сбыту произведенной продукции без посредников на кооперативной основе. На первом этапе целесообразно создание закупочно-сбытовых кооперативов, не требующих больших материальных затрат, особенно в отдаленных районах, где отсутствуют перерабатывающие предприятия и финансовые средства для их организации.

Затем, по мере укрепления экономического положения сельхозпроизводителей, эти кооперативы могут выкупить бездействующие мини-цеха, пустую-

щие базы хранения, склады, транспортные средства, организовав хранение и частичную переработку сельскохозяйственной продукции. Мы предлагаем различные модели закупочно-сбытовых кооперативов и их оптимальные параметры, в мясной, молочной, зерновой, плодоовощной отраслях, перспективные снабженческие и обслуживающие кооперативы.

Создав такие кооперативы, сельскохозяйственные производители смогут оказать противодействие перерабатывающим предприятиям в монопольном установлении закупочных цен; сэкономят на транспортных издержках. Организация кооператива выгодна и перерабатывающей промышленности, так как позволяет контролировать качество сырья, поступление его на переработку крупными партиями, строго по графику. Это, в свою очередь, будет способствовать оптимальной загрузке перерабатывающих мощностей.

Для реализации этих предложений необходима Государственная программа развития кооперации в АПК, которая обеспечит устойчивое развитие кооперативного сектора, защиту экономических интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Перед вступлением в ВТО, усилить работу по закреплению нашей продукции на рынках других стран - реальных покупателей. При этом нужно учитывать отраслевые особенности производства и потребительского спроса на рынках. Например, казахстанская пшеница конкурентоспособна на внутреннем и внешнем рынках. Кроме зерновых относительную конкурентоспособность имеют семена подсолнечника, репчатый лук, семечковые плоды, сахарный песок. В то же время экспорт мясной продукции практически опустился на уровень приграничной торговли, доля ее в мировом производстве мяса занимает всего 0,3%. Пока республика больше завозит мяса, чем вывозит.

Для укрепления позиций Казахстана на экспортных рынках и повышения конкурентоспособности отечественного мяса необходимо прежде всего формирование крупных откормочных хозяйств, совершенствование системы сбыта. Необходимость таких действий вызвана тем, что отечественная мясная продукция имеет высокие издержки производства. В этих случаях, как показывает мировой опыт, выделяются субсидии для покрытия разницы между экспортными ценами и средними издержками. Предлагается также использовать антидемпинговый тариф - это дополнительная пошлина в размере демпинговых «ножниц цен». Такие меры позволят создать здоровую конкуренцию на внешнем рынке и провести частичное импортозамещение.

Следующая проблема - организация производства. По объему валовой продукции, размерам земельной площади, поголовью скота, уровню специализации сельскохозяйственных предприятий сложились узкоспециализированные малые предприятия. В среднем по республике на 1 сельхозпредприятие приходится 38,7 млн тенге валовой продукции, из нее 85% - продукция растениеводства, в 62,2% сельхозпредприятий в расчете на одно хозяйство объем валовой продукции сельского хозяйства составляет от 9 до 30 млн тенге, в 47,3% размеры пашни в среднем составляют 110 га, в 44,8% - около 2,0 тыс. га и только около 8% имеют размеры в пределах 15-16 тыс. га; поголовье крупного рогатого скота имеют лишь 295 предприятий (1

028), из них в 54% размеры ферм составляют от 98 до 230 голов, овцеводство сосредоточено в 16% предприятий (595), из них в 61% размеры овцеводческих ферм составляют от 130 до 460 голов. Сейчас нет сомнений в том, что для восстановления рациональной специализации производства, создания конкурентоспособных и эффективных предприятий необходимо развивать средне- и крупнотоварное производство. Для этого требуется проведение комплекса организационных, разъяснительных мероприятий со стороны департаментов сельского хозяйства, акиматов по развитию производственной кооперации, добровольному объединению мелких товаропроизводителей, имеющих очень малые земельные наделы, а также расширении площадей за счет вовлечения земель запаса. Такое решение требует принятия специальной государственной программы развития сельскохозяйственных агроформирований, прежде всего касающейся повышения использования производственных ресурсов сельского хозяйства.

В последние годы в обновлении материальнотехнической базы сельского хозяйства наметились положительные тенденции. Ежегодно в сельское хозяйство поступают 1 тыс. тракторов и 2 тыс. зерноуборочных комбайнов. Однако, как показывает практика, положение в сфере материально-технического обеспечения и обслуживания сельхозтоваропроизводителей остается острым. Оно обусловлено рядом факторов, негативно отражающихся на эффективности и конкурентоспособности сельхозпроизводства. Это значительное превышение темпов выбытия сельскохозяйственной техники, машин и оборудования над сроками их обновления, разрыв составляет примерно 6-7 раз, отсутствие или ограниченность финансовых ресурсов у товаропроизводителей для обновления парка машин, неразвитость в стране сети фирменных сервисных центров и дилерских пунктов, износ основных видов техники, который достиг критической точки - 85-90%. Все это, в конечном счете, отражается на технической готовности парка машин, приводит к нарушению агротехнических требований, затягиванию сроков проведения работ и, как результат, значительному недобору и потерям сельскохозяйственных культур. Для улучшения ситуации необходимо, прежде всего, развивать рынок лизинговых услуг путем привлечения средств отече-

ственных и иностранных инвесторов, создавать машинно-технологические станции на кооперативной основе с участием государства, наладить производство необходимых типов сельхозмашин и другой техники на основе межгосударственной кооперации с участием стран ЕврАзЭС.

Реализация агропродовольственной программы оказала положительное воздействие на социальные условия жизни на селе. Производительность труда (валовая продукция сельского хозяйства в сопоставимых ценах на 1 работника) выросла на 8,6%. Среднегодовой душевой доход населения возрос в 1,6 раза, а номинальная заработная плата работников сельского хозяйства - в 1,7 раза, средний размер пенсий - в 1,9 раза. Положительная тенденция наблюдается в обеспечении сельского населения услугами социальной и инженерной инфраструктуры. Число медицинских учреждений в сельской местности увеличилось на 10,5%, постоянно функционирующих дошкольных учреждений - на 23,4%. Количество вновь построенного жилья в сельской местности увеличилось в 1,9 раза. В целом по республике 343 СНП газифицировано природным газом. Количество нетелефонизированных СНП сократилось до 1 682 единиц.

Несмотря на все это, достигнутые результаты далеко не удовлетворяют потребности сельского населения в социальных услугах. Фактически их параметры намного ниже национального социального стандарта, доходы сельского населения в 2 с лишним раза отстают от доходов городских жителей. Практически в каждой области имеются СНП, население которых пользуется питьевой водой из поверхностных водных источников. Для решения этих проблем Министерством сельского хозяйства РК принята к реализации Государственная программа развития сельских территорий на 2004-2010 гг., которая в настоящее время поэтапно выполняется.

В целом по республике для обеспечения сельского населения услугами социальной и инженерной инфраструктуры на уровне национальных социальных стандартов по сравнению с фактическим ее уровнем необходимы дополнительные финансовые средства в сумме 580 млрд тенге, из них на социально-культурные объекты - 172 млрд тенге, на инженерное обустройство сельских территорий - 408 млрд тенге.

ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ С ЕЛ ЬХОЗТОВАРОП РОИЗВОДИТЕЛЕЙ

М.И. Сигарев, д.э.н., проф., Казахский НИИ экономики АПК и развития сельских территорий

В результате реализации Государственной агропродовольственной программы Республики Казахстан на 2003-2005 гг. и других организационноэкономических мер, валовая продукция сельского хозяйства возросла в 2000-2002 гг. на 15,6%.

Сокращается доля импорта во внутреннем потреблении продуктов питания: колбасных изделий, мясных консервов, сливочного масла и т.д.

Среднегодовая прибыль в сельскохозяйственном производстве за 2001-2005 гг. составила 5,7 млрд тенге, против 18 млрд тенге убытка за 1999-2000 гг. Уровень рентабельности от реализа-

ции сельхозпродукции достиг 15,6%, зерна - 33%, молока - 21,6%.

Несмотря на позитивные результаты в развитии агропромышленного производства оно до сих пор находится в тяжелом финансовом состоянии: большинство сельскохозяйственных предприятий неплатежеспособны, значительным остается импорт продовольственных товаров.

Отечественная сельскохозяйственная продукция и продовольствие не отвечают международным стандартам качества (кроме зерна и продуктов его переработки), высокие затраты на производство не

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.