Научная статья на тему 'Меры по противодействию коррупционных преступлений'

Меры по противодействию коррупционных преступлений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
633
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / CORRUPTION / ПРЕСТУПЛЕНИЯ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / COUNTERACTION TO CORRUPTION / ПРЕСТУПНОСТЬ / CRIMINALITY / CORRUPTION-RELATED CRIMES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зеленцов А. А., Коломийченко Е. В.

В настоящей статье авторы рассматривают вопросы, связанные с предупреждением коррупции, способами борьбы с ней, а также анализируют применяемый комплекс мер по антикоррупционной деятельности. В данной работе предпринята попытка по совершенствованию комплекса мероприятий по противодействию коррупции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEASURES FOR CORRUPTION CRIMES COUNTERACTION

In this article the authors consider the questions related to the prevention of corruption and ways to combat it, as well as analyse applied a complex of measures for anti-corruption activities. In this work an attempt to improve a complex of measures on counteraction of corruption is made.

Текст научной работы на тему «Меры по противодействию коррупционных преступлений»

ш

судопроизводства как осуществление публичного судебного разбирательства в разумный срок, содействует укреплению законности в целом, направлено на защиту

прав и законных интересов участников процесса от возможных злоупотреблений, а также формирование уважения к судебной власти.

А.А. Зеленцов., Е.В. Коломийченко

МЕРЫ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

В настоящей статье авторы рассматривают вопросы, связанные с предупреждением коррупции, способами борьбы с ней, а также анализируют применяемый комплекс мер по антикоррупционной деятельности. В данной работе предпринята попытка по совершенствованию комплекса мероприятий по противодействию коррупции.

Ключевые слова: коррупция, преступления коррупционной направленности, преступность, противодействие коррупции.

А.А. Zelentsov., Ye. V. Kolomiychenko

MEASURES FOR CORRUPTION CRIMES COUNTERACTION

In this article the authors consider the questions related to the prevention of corruption and ways to combat it, as well as analyse applied a complex of measures for anti-corruption activities. In this work an attempt to improve a complex of measures on counteraction of corruption is made. Key words: corruption, corruption-related crimes, criminality, counteraction to corruption.

Распространение коррупции и ее рост остаются серьезной угрозой национальной безопасности России. Коррупционные проявления становятся частью жизни населения. Воздействия на коррупционные проявления должны быть немаловажным элементом

внутригосударственной политики, а также антикоррупционное поведение должно стать нормой жизнедеятельности человека.

Противодействие коррупции

должно отвечать всем требованиям противодействия преступности в целом. Организацию противодействия

коррупционной преступности следует базировать на:

- постоянном анализе изменений коррупции и ее причин;

- определении стратегии и тактики борьбы с ней с учетом реальных социально-экономических, политических

условий, состояния общественного сознания, правоохранительной системы;

- основе закона, а не подзаконных актов, так как, во-первых, неизбежные ограничения ряда прав служащих (при представлении декларации о доходах, ограничении совместительства и т. п.) могут в соответствии со ст. 5 5 Конституции РФ осуществляться только на основе федерального закона; во-вторых, доказательствами в уголовном

судопроизводстве признаются только данные, полученные в предусмотренном законом порядке. При этом обеспечивать развитие антикоррупционного

законодательства с использованием средств разных отраслей права, комплексного подхода;

разработке целевых

взаимосвязанных программ борьбы с коррупцией в Российской Федерации и ее субъектах, причем реально обеспеченных в

материальном, кадровом, правовом отношениях;

- координации деятельности всех органов государственной власти Президентом России;

- специализированной подготовке кадров и проведении повышения квалификации сотрудников специализированных подразделений в правоохранительных органах;

- использовании помощи разных институтов гражданского общества, населения, юридических лиц (включая сотрудничество банков);

систематической оценке результатов работы и корректировке мер1.

Имеется необходимость в отборе из кандидатов на службу в ОВД профессионально подготовленных лиц. Чем ниже профессиональный уровень сотрудника, тем сильнее у него стремление к «левым» доходам.

Превентивное значение имеют и оперативно-профилактические меры,

проводимые различными службами органов внутренних дел, а также тщательный ведомственный и

подведомственный контроль,

прокурорский надзор за точным соблюдением норм и правил, регламентирующих все виды

государственной службы. А также в предупреждении коррупционных

преступлений можно добиться результатов в своевременном, полном и соразмерном реагировании на коррупционные правонарушения непреступного характера (административные, дисциплинарные проступки и т.д.).

В противодействии коррупции в органах внутренних дел значительную роль играют службы собственной безопасности. Результативность

эффективности деятельности этих подразделений по выявлению, пресечению и профилактике, среди сотрудников органов внутренних дел преступлений коррупционной направленности напрямую

1 Корзун И.Г. Коррупция и как ей противодействовать // Государственная власть и местное самоуправление. -2012. №2. С.16-17.

зависит от совершенствования

нормативно-правового регулирования оперативно-служебной деятельности

органов внутренних дел, поиска и создания новых способов противодействия проникновению коррупционных процессов в систему служебных отношений.

Для просвещения и формирования правосознания сотрудников

правоохранительных органов необходимо показывать несостоятельность взглядов о моральной допустимости подкупа сотрудника в целях решения стоящих перед людьми проблем.

В решении вопросов

предупреждения и пресечения коррупции нельзя недооценивать этические нормы. Сотрудники ОВД должны подчиняться не только дисциплинарным, но и жестко контролируемым этическим нормам. Обеспечение соблюдения требований к служебному поведению следует связывать с ранней профилактикой детерминант, которые способствуют их коррупционному поведению.

Выполнению таких задач должен способствовать антикоррупционный

потенциал комиссий по служебной дисциплине и профессиональной этике2. Комиссия в ходе своей деятельности выполняет следующие функции: вырабатывает предложения и

рекомендации для руководства органа, подразделения, учреждения системы МВД России по укреплению служебной дисциплины и законности,

предотвращению и урегулированию конфликта интересов, профилактике правонарушений, обеспечению

благоприятного социально-

психологического климата в служебном коллективе; изучает, анализирует и обобщает поступающие в комиссию документы и иные материалы о фактах нарушения служебной дисциплины и законности, коррупции, информацию по

2 См.: Федеральный закон от 07.02.2011 № З-ФЗ «О полиции» // Российская газета. №25. 08.02.2011; Приказ МВД РФ от 24.12.2008 №1138 «Об утверждении Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации». <КонсультантПлюс> (последнее посещение: 15 марта 2013 г.).

противодействию коррупции.

Информирует руководителей и сотрудников органов внутренних дел о результатах этой работы; информирует руководителя органа, подразделения, учреждения системы МВД России о состоянии социально-психологического климата в служебном коллективе, морально-психологическом состоянии личного состава, состоянии служебной дисциплины и законности; организует проведение членами комиссии

профилактических бесед с сотрудниками органов внутренних дел; рассматривает информацию о возникновении ситуаций, при которых личная заинтересованность сотрудников может повлиять на объективное исполнение ими служебных обязанностей, вырабатывает предложения по их предотвращению и урегулированию; осуществляет работу по разъяснению сотрудникам органов внутренних дел основных положений законодательства по противодействию коррупции, требований к служебному поведению сотрудников органов внутренних дел3.

Проблема коррупционно-опасного поведения сотрудников реальна и её в обязательном плане следует учитывать как в постоянной функциональной

деятельности органов внутренних дел, в кадровой работе, так и в профессиональной подготовке и воспитании личного состава. Следует особо отметить, что никакие знания, умения и навыки не могут быть гарантом предупреждения коррупционных действий без профессионального и этического отношения к правовым принципам и нормам поведения сотрудника ОВД. Сотрудник, получивший определённый опыт игнорирования требований закона и научившийся обходить эти требования, при достаточно глубокой степени нравственной деформации может начать осознанно нарушать закон, уже из

3 Приказ МВД РФ от 27.07.2009 №579 «Об утверждении Типового положения о комиссии органа, подразделения, учреждения системы Министерства внутренних дел Российской Федерации по служебной дисциплине и профессиональной этике». <КонсультантПлюс> (последнее посещение: 15 марта 2013 г.).

корыстных соображений, злоупотребляя властными полномочиями. Поэтому, одним из способов борьбы с коррупцией, на практике подтвердившим свою эффективность, является ротация кадров во всех подразделениях органов внутренних дел. Также, на сегодняшний день, в рамках антикоррупционной политики усилен контроль за сведениями о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, хотя, на наш взгляд целесообразнее было бы рассматривать расходы сотрудников и членов их семей не сопоставимые с заявленными доходами.

В рамках общего предупреждения, прежде всего, деятельность

правоохранительных органов должна быть направлена на исключение использования коррупции как средства становления и укрепления новых общественных отношений в России, создания на их основе рыночных отношений, пресечение и недопущение отмывания капиталов криминального происхождения.

При специальном предупреждении коррупционных преступлений

деятельность правоохранительных органов должна быть направлена на:

повышенный контроль за доходами и расходами служащих;

- использование с определенной периодичностью ротации кадров;

- обеспечение безопасности лиц, осуществляющих противодействие коррупции, преступности, а также их семей;

- устранение фактов расхождения закрепленных законом задач, полномочий разных субъектов и правовых средств их обеспечения (например, когда негосударственным службам безопасности государственные правоохранительные органы не обязаны предоставлять необходимую информацию);

создание банков данных о функционирующих в стране

хозяйствующих субъектах;

декларирование доходов (расходов), имущественного положения

физических и юридических лиц, в том числе тех, кто участвовал в приватизации;

- снижение числа чиновников;

контроль за передвижением денежных средств за пределы Российской Федерации;

- опубликование информации о расходах и имущественном положении бюджетных организаций, органов государственной власти в официальных источниках и на официальных сайтах;

разъяснение населению содержания примечания к ст. 291 УК РФ (Дача взятки) об освобождении от уголовной ответственности лиц, давших взятку, если они активно способствовали раскрытию и (или) расследованию преступления и либо имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лица после совершения преступления добровольно сообщили о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело;

обеспечение публичности, прозрачности объявления и проведения различных конкурсов для юридических лиц, коммерческих организаций на предоставление им разрешений на экономическую деятельность в рамках государственных заказов;

- снижение инфляции, сужение сектора теневой экономики и на повышение уровня собираемости налогов и иных обязательных платежей;

- уменьшение наличного оборота, расширение современных электронных средств расчета, внедрение современных форм отчетности;

передача решения части социальных задач общественным организациям на условиях конкурса и под госконтролем за расходованием средств;

упрощение процедуры

привлечения лиц, обладающих статусом неприкосновенности, к уголовной ответственности за преступления коррупционной направленности;

- необходимость систематического прохождения курсов (семинаров) повышения квалификации сотрудников;

нормативную регламентацию ограничения административного давления в экономике, в правоохранительной деятельности, финансах, сфере услуг со стороны представителей власти;

ротацию чиновников

(перемещение их внутри структуры). Ротация позволяет разбить круговую поруку, разрывает сложившиеся связи, но, при этом важно не превращать ее в способ избавления от неугодных или принципиальных работников.

Правоохранительная деятельность должна неуклонно осуществляться только в рамках и на основе закона, при соблюдении презумпции невиновности, индивидуализации уголовной

ответственности, наказания и с использованием всего арсенала правовых средств (дисциплинарных,

административных, гражданских,

уголовно-правовых).

В Республике Башкортостан антикоррупционной политики придаётся большое значение (в свое время в 1994 году в Республике был принят (первый в России) закон «О борьбе с коррупцией»4). В соответствии с гл. 15.4 Регламента Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан5

антикоррупционная экспертиза проводится на основании письменного обращения субъекта права законодательной инициативы практически на каждый проект нормативных правовых актов. С 1 января по 19 июня 2012 года Управлением проведена правовая и антикоррупционная экспертиза 90 проектов нормативных правовых актов Республики Башкортостан: - 84 законопроектов; - 6 проектов

4 Закон Республики Башкортостан от 13.10.94 №ВС-25/36 «О борьбе с коррупцией» (документ утратил силу в связи с принятием Закона РБ от 13.07.2009 №145-з) // Ведомости Верховного Совета и Правительства Республики Башкортостан. - 1995. №2(32). Ст.37.

5 Постановление Государственного Собрания - Курултая - РБ от 06.03.2003 №ГС-875 (ред. от 24.05.2012) «О Регламенте Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан». Официальный Интернет-портал правовой информации Республики Башкортостан <Шр: //www.npa.baslikortostan.ra> (последнее посещение 14 марта 2013 г.).

постановлений Правительства республики. Замечания и предложения были высказаны Управлением Минюста России по Республике Башкортостан по 12 рассмотренным проектам законов Республики Башкортостан и 4 актам Правительства республики, по 6 проектам указанные замечания устранены (5 законопроектов, 1 проект постановления). Коррупциогенные факторы выявлены в 2 проектах постановлений Правительства Республики Башкортостан, которые

устранены в ходе дальнейшей работы над

б

проектом .

Совокупность различных

нормативных правовых актов должна решать следующие задачи: по организации предупреждения и контроля коррупции во всех праворегулируемых сферах; по нейтрализации детерминантов,

способствующих коррупции; по недопустимости выгод служебного положения всех участников коррупции; неизбежности уголовного наказания и увеличения вероятности выявления коррупционных проявлений; влияния на мотивацию коррупционного поведения «дающих» и «берущих»; формирования общественного мнения, нетерпимости к коррупции во всех ее проявлениях.

Как указывают некоторые авторы, формирование правовой культуры как наиболее эффективной

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

антикоррупционной меры представляет собой длительный по времени и многоаспектный социальный процесс, тесно связанный с формированием политической культуры российского общества7. Проблема правового воспитания граждан непосредственно взаимосвязана с проблемами

образовательной политики и культуры общества.

Как отмечалось выше, в структуре антикоррупционных мер важное место

занимают информационно-

воспитательные, пропагандистские меры, формирующие общественное мнение об антикоррупционной политике, проводимой государством, стереотипы поведения населения, психологический настрой общества в целом. Поэтому средствам массовой информации отводится специальное место в антикоррупционной политике.

Говоря в целом о системе мер по пресечению, предотвращению и профилактике преступлений

коррупционной направленности,

необходимо осознать, что положительный результат зависит, прежде всего, с самих себя.

Завершая рассмотрение ряда проблем, связанных с противодействием коррупции в России, необходимо отметить, что для совершенствования мероприятий, направленных на

предупреждение и пресечение этого явления, необходимо учесть и соответствующий позитивный зарубежный опыт. Конечно, наши рекомендации не исключают возможности иных

направлений противодействия коррупции как социальному явлению при условии объединения усилий всего общества и государства в целом.

0 Информация о проведении правовой и антикоррупционной экспертиз за истекший период 2012 года. <http://to03.mmjust.rii/node/2867> (последнее посещение 14 марта 2013 г.).

7 Кабанов П.А., Газимзянов P.P. Коррупция в России: понятие, сущность, причины, противодействие. Набережные Челны, 2003. С.76-77.

Пристатейный библиографический список:

1. Корзун И.Г. Коррупция и как ей противодействовать // Государственная власть и местное самоуправление. 2012. №2.

2. Информация о проведении правовой и антикоррупционной экспертиз за истекший период 2012 года. <http://to03.minjust.rn/node/2867> (последнее посещение 14 марта 2013 г.).

3. Кабанов П. А., Газимзянов P.P. Коррупция в России: понятие, сущность, причины, противодействие. - Набережные Челны, 2003.

4. Закон Республики Башкортостан от 13.10.94 №ВС-25/36 «О борьбе с коррупцией» (документ утратил силу в связи с принятием Закона РБ от 13.07.2009 №145-з) // Ведомости Верховного Совета и Правительства Республики Башкортостан. 1995. №2(32). Ст.37.

5. Постановление Государственного Собрания Курултая РБ от 06.03.2003 №ГС-875 (ред. от 24.05.2012) «О Регламенте Государственного Собрания -

Курултая Республики Башкортостан». Официальный Интернет-портал правовой информации Республики Башкортостан <Ьйр: //www.npa.bashkortostan.ru>

(последнее посещение 14 марта 2013 г.).

6. Приказ МВД РФ от 27.07.2009 №579 «Об утверждении Типового положения о комиссии органа, подразделения, учреждения системы Министерства внутренних дел Российской Федерации по служебной дисциплине и профессиональной этике». <КонсультантПлюс> (последнее посещение: 15 марта 2013 г.).

7. Федеральный закон от 07.02.2011 №3-ФЗ «О полиции» // Российская газета. №25. 08.02.2011; Приказ МВД РФ от 24.12.2008 №1138 «Об утверждении Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации». <КонсультантПлюс> (последнее посещение: 15 марта 2013 г.).

P.P. Каримов., Г.Ю. Каримова

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ПРИРОДЫ В РАМКАХ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

В статье освещаются вопросы формирования правовой основы охраны природы в рамках Европейского союза. Рассматриваются основные правовые источники обеспечения охраны окружающей среды на территории европейских государств.

Ключевые слова: экология, Европейский союз, охрана природы, окружающая среда.

R.R. Karimov, G. Yu. Karimova

LEGAL GROUNDWORK OF NATURE PROTECTION WITHIN THE

EUROPEAN UNION

The article brings to the light the issues of legal basis formation of nature protection within the European Union. The main sources of law on environment protection in the territory of European countries are reviewed.

Key words: ecology, European Union, nature protection, environment.

Региональные организации играют среды и обеспечения экологической

особую роль в сфере охраны окружающей безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.