ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ А.,
Актуальные проблемы криминалистики
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ
А.В. ТАИРОВ,
адъюнкт факультета подготовки научных и научно-педагогических кадров Московского университета МВД России
Научная специальность: 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность;
оперативно-розыскная деятельность E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье исследованы некоторые аспекты правового регулирования противодействия коррупции, освещены нормы международных договоров и соглашений Российской Федерации, составляющих правовую основу противодействия коррупции, рассмотрены Федеральные законы, имеющие основополагающее значение с точки зрения решения задач, стоящих перед правоохранительными органами, в борьбе с коррупцией.
Ключевые слова: правовое регулирование, коррупция, коррупционные преступления, подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции.
SOME ASPECTS OF LEGAL REGULATION OF COUNTERACTION OF CORRUPTION
A.V. TAIROV,
graduated in a military academy of faculty of preparation of scientific and scientific and pedagogical shots
of the Ministry of Internal Affairs Moscow University of Russia
Annotation. The article is devoted to some aspects of legal regulation of anti-corruption, lit the norms of international treaties and agreements of the Russian Federation, forming the legal basis for countering corruption, considered by the Federal laws that are of fundamental importance in terms of addressing the challenges facing law enforcement agencies in combating corruption. Keywords: legal regulation, corruption, crimes of corruption, a division of economic security and combating corruption.
В условиях переходного периода в российской истории и экономике одной из наиболее негативных тенденций является рост коррупции. В любой области человеческой деятельности, в том числе в сфере борьбы с коррупцией важнейшую роль играет правовое обеспечение.
Борьба с коррупцией ведется в России более 20 лет. Начиная с 1992 г., принят ряд нормативных правовых актов. Первым антикоррупционным актом в новой истории России был Указ Президента Российской Федерации от 4 апреля 1992 г. № 361 «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы». Все усилия не могли повлиять на улучшение ситуации в стране, связанной с коррупцией, так как, по нашему мнению, не было четко выраженной и последовательно осуществляемой верховной политической воли. В таких условиях Россия вступила в XXI в.
С учетом важности проблемы борьбы с коррупцией в марте 2000 г. была создана Комиссия Государственной Думы Федерального Собрания Российс-
кой Федерации по борьбе с коррупцией с целью анализа причин и условий, способствующих коррупции и подготовке предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации в сфере правового обеспечения противодействию коррупции.
В настоящее время начат новый этап борьбы с коррупцией, в Российской Федерации, в основном сформированы и функционируют правовая и организационная основы противодействия коррупции. Однако, по мнению А.В. Гордина1 анализ законодательства по противодействию коррупции свидетельствует о некоторой недостаточности оперативно-разыскных мер в рамках применения мер по предупреждению коррупции и борьбы с ней. Так в действительности отражены только меры по профилактике коррупции. Анализ текста ФЗ № 273 «О противодей-
1 Гордин А.В. О необходимости законодательного усиления оперативно-розыскной деятельности в противодействии коррупции // Оперативник (сыщик). 2011. № 4(29). С. 13, 14.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы криминалистики
ствии коррупции» показывает, что по содержанию в нем практически ничего не говорится о мерах направленных на борьбу с коррупцией. Ведь по смыслу и содержанию меры борьбы предполагают наличие и применение более строгих мер, чем меры по профилактике коррупции.
Р.А. Журавлев2 подчеркивает, что в законодательстве Российской Федерации нет четко определенного понятия должностного лица. Существует беспрецедентная система иммунитетов ответственных должностных лиц — депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации, судей, прокурорских работников, адвокатов. Иммунитет этой категории лиц — практически непреодолимая трудность для своевременного разоблачения коррупционных проявлений с их стороны.
С учетом анализа различных точек зрения на проблему правового регулирования борьбы с коррупцией в Российской Федерации можно констатировать, что у нас в стране сложилась система правовых актов, относящихся к данному вопросу.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» правовую основу противодействия коррупции составляют: Конституция РФ; международные договора и соглашения; федеральные законы; указы Президента РФ; постановления и распоряжения Правительства РФ; нормативно-правовые документы министерств и ведомств РФ; нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации.
Отдельное внимание следует уделить нормам международных договоров и соглашений Российской Федерации, составляющих правовую основу противодействия коррупции.
Присоединение к международным правовым актам обязывает Российскую Федерацию привести свое законодательство в соответствие с международным, в частности, разрабатывать и осуществлять эффективную и скоординированную политику противодействия коррупции. К таким международно-правовым средствам относятся универсальные (единые для всех или большинства государств) договоры, определяющие общепризнанные стандарты, общий инструментарий борьбы с коррупцией, а также согласованные с ними региональные и двусторонние договоры.
В современной России противодействие коррупции приобретает последовательное политическое и правовое обеспечение. За последние годы ратифици-
рован ряд международных антикоррупционных конвенций. Так, в соответствии с Федеральными законами от 8 марта 2006 г. № 40-ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции», Российская Федерация присоединилась к Конвенции ООН против коррупции; от 25 июля 2006 г. № 125-ФЗ «О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию», Российская Федерация присоединилась к Конвенции ООН об уголовной ответственности за коррупцию, на основании чего Россия вступила в Группу государств против коррупции (ГРЕКО), что содействует принятию и укреплению мер, направленных на более эффективное предупреждение коррупции и деяний, непосредственно связанных с ней, и борьбу с ними.
Не менее важную роль призваны сыграть неправительственные международные организации, в частности, Транспаренси Интернэшнл (Transparency International), межправительственная организация мониторинга коррупционности, созданная пол эгидой ООН в 1984 г. Главной задачей данной организации остается формирование антикоррупционной среды, которая исключала бы возможность существования и распространения этого, кажется, «непобедимого» коррупционного зла.
Приоритетным направлением по реализации этой идеи является формирование антикоррупционных коалиций, которые должны не только принимать международные акты, противостоящие взяточничеству, но и воплощать в жизнь их содержание, а также норм, иных документов в этой сфере, устанавливая критерии законного и нравственного поведения, ценность которого всегда чрезвычайно высока.
Практически каждый житель планеты уверен в том, что ситуация с коррупцией в его родной стране за последний год ухудшилась, свидетельствуют итоги исследования «Барометр мировой коррупции-2013», проведенного организацией Transparency Internatio-nal3. В глобальном опросе участвовали 114 тыс. человек из 107 государств. Коррупция остается актуальной проблемой по всему миру. 27% респондентов за 12 месяцев хотя бы раз давали взятку за доступ к государственным услугам и институтам. Этот показа-
2 Журавлев Р.А. Наиболее опасным видом коррупции в России является элитно-властная коррупция // Борьба с коррупцией: актуальные проблемы законодательного обеспечения: Сб. ст. и док. М., 2002. С. 65—68.
3 URL://http ://www.insiderblog.info/barometr-mirovoj -кошрси
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы криминалистики
тель не улучшился в сравнении с предыдущим «барометром», обнародованным в 2011 г.
Россияне, как следует из материалов данного исследования, сталкиваются с проблемой практически повсеместно. О том, что уровень коррупции в стране в той или иной степени снизился, ответили всего 12% отечественных участников опроса, 37% показалось, что показатель сильно вырос, 13% — что вырос, но не значительно. А 39% россиян не заметили никаких перемен в сфере борьбы с коррупцией. Серьезной проблемой для страны «взятничество» назвали почти 80% жителей, еще 13% ограничились менее категорическим определением «проблема», 7% считают коррупцию «незначительной проблемой» для российской повестки и лишь 1% — «по сути, не проблемой». Характерно, что вариант «коррупция не проблема вовсе» в стране не выбрал никто из респондентов. Последние антикоррупционные инициативы властей, похоже, остались без внимания россиян. Очень неэффективными или просто неэффективными усилия государства в противостоянии проблеме считают 77% респондентов, 18% — не видят в борьбе с коррупцией ни положительных, ни отрицательных сдвигов, и лишь 5% согласились с тем, что власти действуют эффективно. При этом вариант ответа «очень эффективно» не выбрал никто из отечественных участников опроса.
Россияне, в отличие от жителей других стран, в целом пессимистично оценивают возможность лично повлиять на противостояние коррупции. 56% респондентов не согласны с утверждением, что обычные граждане в состоянии улучшить антикоррупционную атмосферу. Поэтому, несмотря на всю позитивность изложенных в вышеуказанных международных документах положений, необходим глобальный подход для правовой регламентации обширной совокупности средств, направленных на преодоление столь многогранного явления, как коррупция.
Наряду с международными договорами и соглашениями Российской Федерации, Федеральные законы имеют основополагающие значение с точки зрения решения задач, стоящих перед правоохранительными органами, в борьбе с коррупцией. Важная роль принадлежит гражданскому законодательству.
В соответствии со ст. 1 ГК РФ оно основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходи-
мости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Детализируя положения Конституции, гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.
Анализ работы подразделений ГУЭБиПК МВД России показывает, что должностные лица из корыстных побуждений чаще всего нарушают нормы гражданского законодательства при регистрации юридических лиц, при сдаче помещений в аренду, при поставках и реализации продукции для государственных нужд (государственные заказы), при заключении договоров и решении многих других вопросов. Поэтому крайне негативное значение для борьбы с коррупцией имеет закрепленная в ст. 575 ГК РФ возможность дарить государственным служащим и служащим органов муниципальных образований в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей обычных подарков, стоимость которых не превышает пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда, которая фактически используется коррумпированными чиновниками по своему усмотрению и в своих преступных целях.
Существенная роль в регулировании предпринимательской деятельности, а также во влиянии на организацию работы подразделений ГУЭБиПК принадлежит налоговому законодательству, которое развивает положения ст. 57 Конституции РФ.
В соответствии со ст. 2 Налогового кодекса законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения4.
4 Налоговый кодекс РФ. Ч. 1, от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (с изм.); ч. 2, от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (с изм.).
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы криминалистики
В ст. 3, 9, 23, 35 НК РФ указано, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы, определены участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, закреплены обязанности налогоплательщиков, установлена ответственность налоговых органов за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц указанных органов при исполнении ими своих служебных обязанностей, что является одним из направлений по документированию коррупционной деятельности вышеуказанных лиц сотрудниками оперативных подразделений органов внутренних дел.
Теперь немного остановимся еще на нескольких федеральных законах имеющих косвенное отношение к коррупции и коррупционным преступлениям и регулирующих таможенную и административную отрасль права.
Таможенное законодательство Российской Федерации5, регулирует отношения в области таможенного дела, а также отношения по установлению и применению таможенных режимов, установлению, введению и взиманию таможенных платежей.
В связи с вышеуказанным, нарушения таможенных правил в процессе таможенного оформления и контроля (контрабанда, создание преступных сообществ и т.д.), совершенные должностными лицами таможенных органов, в том числе за взятку либо вымогательство последней, являются коррупционными преступлениями и документируются сотрудниками подразделений ГУЭБиПК МВД России.
Административное законодательство6 устанавливает виды административных правонарушений, наказаний за них и правил их применения, а также порядок производства по делам об административных правонарушениях и порядок исполнения постановлений о назначении административных наказаний.
С учетом нашего понимания коррупционного преступления к коррупционным мы относим лишь действия должностного лица, которое должно было принять предусмотренные КоАП РФ меры к лицам, допустившим административные правонарушения, но за взятку либо иные блага лицо не приняло их (не составило протокол об административном правонарушении, уничтожило составленный протокол и т.п.), документированием таких видов преступлений занимаются подразделения ГУСБ МВД России.
Основным законом прямого действия, регулирующим общественные отношения в рассматриваемой нами сфере, является ФЗ от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Принятие этого Закона явилось важным и одним из самых значительных этапов развития отечественного законодательства, направленного на предупреждение и пресечение коррупции в системе государственной службы. В ст. 17 Закона закреплены запреты, связанные с государственной службой. Большинство из них носит антикоррупционный характер, их назначение состоит в том, чтобы обеспечить эффективную профессиональную деятельность по исполнению полномочий государственных органов, установить препятствия возможному злоупотреблению государственных служащих, создать условия для независимости служебной деятельности и вместе с тем гарантировать осуществление государственными служащими гражданских прав. Важное положение указано в п. 6.7 ст. 17, где говорится, что запрещено:
♦ получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных ГК РФ;
♦ выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы РФ за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и государственными органами других государств, международными и иностранными организациями.
5 Таможенный кодекс РФ от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ (с изм. от 23 декабря 2003 г., 29 июня 2004 г.).
6 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. ФЗ от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с изм. и доп.).