УДК: 338.27:338.43 DOI: 10.22394/2071-2367-2019-14-3-193-208
МЕРЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
Мананникова О.Н., Саяпин А.В., Бурмистрова А.А.1
Цель статьи — рассмотреть современное состояние продовольственной безопасности России, оказывающее существенное воздействие на развитие агропромышленного комплекса и обеспечивающее доступность основных продуктов питания населению. Изложенные материалы показывают особую роль продовольственного обеспечения государственных нужд. Мировой агропромышленный сектор -это особая сфера производства, деятельность которой ориентирована на удовлетворение важнейших физиологических потребностей человека. Поэтому вопросы, связанные с обеспечением продовольственной безопасности, имеют первостепенное значение для становления экономической основы функционирования Российского государства и сохранения и приумножения здоровья населения мира. Предложены перспективные направления, и разработаны необходимые меры по обеспечению продовольственной безопасности России, способствующие повышению благосостояния населения и достижению идеального состояния экономики в целом. Среди них поддержка потребительского спроса, увеличение эффективности производства, снижение экономических барьеров доступа к безопасному продовольствию, повышение уровня продовольственной безопасности по плодоовощной продукции, поддержание бизнеса на селе и так далее.
Ключевые слова: продовольственная безопасность, импортозамещение, сельскохозяйственное производство, продукты питания, агропромышленный комплекс, экономика, государство.
Мананникова Оксана Николаевна — кандидат экономических наук, доцент кафедры политической экономии и современных бизнес-процессов, Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, адрес: 392000, Россия, г. Тамбов, ул. Интернациональная, д.33, e-mail: [email protected]
Саяпин Алексей Викторович — кандидат экономических наук, доцент кафедры политической экономии и современных бизнес-процессов, Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, адрес: 392000, Россия, г. Тамбов, ул. Интернациональная, д.33, e-mail: [email protected]
Бурмистрова Алевтина Анатольевна — кандидат экономических наук, доцент кафедры политической экономии и современных бизнес-процессов, Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, адрес: 392000, Россия, г. Тамбов, ул. Интернациональная, д.33, e-mail: [email protected]
MEASURES TO ENSURE FOOD SECURITY IN RUSSIA
MANANNIKOVA O. N. — Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Political Economy and Modern Business Processes, Institute of Economics, Management and Service, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, [email protected]
SAYAPIN A. V. — Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Political Economy and Modern Business Processes, Institute of Economics, Management and Service, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, [email protected]
BURMISTROVA A. A. Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Political Economy and Modern Business Processes, Institute of Economics, Management and Service, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, e-mail: [email protected]
The article considers the current state of food security in Russia, which has a significant impact on the development of the agro-industrial complex and ensures the availability of basic foodstuffs to the population. The presented materials show the special role of food supply of state needs. The global agro-industrial sector is a special sphere of production whose activity is focused on meeting the most important physiological needs of a person. Therefore, issues related to ensuring food security are of paramount importance for establishing the economic basis for the functioning of the Russian state and preserving and enhancing the health of the world population. Prospective directions are proposed, and the necessary measures are developed to ensure the food security of Russia, contributing to an increase in the well-being of the population and the achievement of the ideal state of the economy as a whole. Among them, support for consumer demand, increasing production efficiency, reducing economic barriers to accessing safe food, increasing food security for fruits and vegetables, maintaining rural business and so on.
Keywords: food security, import substitution, agricultural production, food, agro-industrial complex, economy, state.
Введение
В современном мире обеспечение продовольственной безопасности играет важнейшую роль в экономике любой страны, формируя вектор движения национальной продовольственной системы к идеальному состоянию. Доступность
и качество продуктов питания являются неоспоримо главнейшими факторами повышения благосостояния населения и необходимым условием его здоровой жизни.
Обеспечение экономической безопасности России является весьма серьезной проблемой и требует особого внимания, ввиду чего на основе анализа состояния продовольственной безопасности предложены практические рекомендации и конкретные меры создания ее прочной базы, способствующие развитию сельского хозяйства в целом1.
Высокая степень значимости данной проблемы в нашей стране определяет многочисленность трудов отечественных и зарубежных ученых, посвященных вопросам обеспечения продовольственной безопасности. Сущность и проблемы в сфере обеспечения продовольственной безопасности были затронуты в работах Климовой Н.В., Кочиевой Ю.С., Лысенко Е.Г., Безугловой М.Н., Ситдикова А.З., Тихомировой В.А., Газизова И.Ф., Сибаевой Г.Р., Намятовой Л.Е. Однако недостаточно широко рассмотрены и предложены конкретные меры и приоритетные направления развития данной сферы. Специфика разрабатываемой проблемы обусловила использование материалов Федеральной службы государственной статистики и Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, послуживших основой для анализа динамики продовольственной обеспеченности российского рынка отечественными продуктами питания.
Цель: разработка и обоснование мер по обеспечению продовольственной безопасности с учетом изменившихся условий функционирования экономики.
Метод и методология проведения работы: в статье использовались современные теории развития рыночной экономики, методы структурно-функционального анализа и системного подхода, а также статистические методы анализа.
Результаты: определено состояние продовольственной безопасности России, и предложены приоритетные направления и конкретные меры ее обеспечения.
Область применения результатов: полученные результаты целесообразно применять для повышения обеспеченности продовольственной безопасности как в стране в целом, так и в отдельных регионах.
Сегодня предлагается развернуть аграрный сектор лицом к населению, нынешний официальный приоритет наращивания экспорта снижает доступность для граждан важных продуктов питания. Продовольственное эмбарго спровоцировало рост цен на отечественное продовольствие, которое оказалось дороже импортных аналогов. Ученые советуют смягчить продуктовое эмбарго,
1 Безуглова М.Н., Ли И.Е. Государственная политика по обеспечению продовольственной безопасности России в условиях международных санкций // Экономика и предпринимательство. -2017. - № 5 - 1 (82). - С. 39 - 41.
которое отсекает население РФ от более дешевых продуктов питания с мировых рынков.
Выбран новый стратегический вектор развития отечественного сельского хозяйства - наращивание экспорта продовольствия и сельскохозяйственного сырья. В качестве новой цели в последнем майском Указе Президента Владимира Путина поставлена задача удвоения экспорта продовольствия за шесть лет до 45 млрд. долларов в год. Данная цель возникла после объявления о скором достижении достаточного уровня самообеспечения страны продовольствием. Однако цели и критерии в доктрине продовольственной безопасности 2010 года были назначены не вполне адекватные, в частности, они не учитывают доступность продовольствия для всего населения страны. Продовольственная безопасность -это не только обеспечение высоких темпов развития сельского хозяйства. Это обеспечение физического и экономического доступа к безопасному продовольствию всех граждан страны, независимо от доходов.
Стандартные подходы к оценке продовольственной безопасности в России базируются на оценке объемов производства, потребления и продовольственной независимости. Однако это противоречит общепринятому мировому подходу, когда продовольственная безопасность - это обеспечение физического и экономического доступа к безопасному продовольствию для полноценной жизни каждого жителя.
Пока животрепещущие вопросы о том, будут ли в РФ менять подходы к пониманию продовольственной безопасности, делая упор не на объемы производства и экспорта, а на обеспечение физического и экономического доступа к продовольствию всех граждан независимо от уровня дохода, остаются подвешенными. И, конечно, остается вопрос о смягчении эмбарго. Если количественные показатели, закладывавшиеся в доктрину продовольственной безопасности, выполнены, получается, что отечественные аграрники сполна воспользовались форой для занятия искомой доли на рынке. Так, может быть, действительно пора приоткрыть занавес, чтобы теперь ценовую фору получил и простой потребитель?
Результаты и обсуждение
В 2010 году Президентом РФ была утверждена доктрина продовольственной безопасности, являющаяся одним из главных документов в отечественном агропромышленном комплексе (АПК). Основной критерий оценки состояния продовольственной безопасности в ней - удельный вес отечественного продовольствия в общем потреблении.
Продовольственная безопасность Российской Федерации - состояние экономики страны, при котором обеспечивается продовольственная независимость Российской Федерации, гарантируется физическая и экономическая доступность для каждого гражданина страны пищевых продуктов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации о техническом
регулировании, в объемах не меньше рациональных норм потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни.
Следовательно, обеспечение внутренних потребностей страны в продовольствии, наращивание экспортного потенциала России во многом связано с наращиванием объемов производства аграрной продукции, повышением урожайности по отдельным видам сельскохозяйственных культур.
В этой связи перейдем к анализу. В 2017 году был собран рекордный объём зерновых и зернобобовых культур - 134,1 млн. тонн, что на 11,2% больше, чем в
2016 году, и на 35,3% больше среднегодового производства в 2012-2016 годах1.
Пшеницы, являющейся основной экспортной культурой, в 2017 году собрано 85,8
млн. тонн, это на 17,1% превысило показатели 2016 года и на 50,4% - показатели среднегодового производства в 2012-2016 годах. Такого урожая пшеницы в стране не было за всю историю страны2.
В 2017 году собрано и рекордное количество гречихи - 1,5 млн. тонн (в 2016 году - 1,2 млн. тонн) и рапса - 1,5 млн. тонн (в 2016 году - 998,9 тыс. тонн)3.
Также в 2017 году валовой сбор маслосемян сои составил 3,6 млн. тонн, что в 1,6 раза превысило средние показатели 2012-2016 годов (2,3 млн. тонн) и на 14,1% больше, чем в 2016 году (3,1 млн. тонн).
В 2016-2017 годах получены наивысшие сборы овощей, их валовой сбор в 2017 году составил 16,33 млн. тонн, что выше рекордного показателя 2016 года на 0,3%, или 50 тыс. тонн, и на 16,6% выше уровня 2012 года.
Устойчивая динамика роста отмечается в овощеводстве защищённого грунта. В
2017 году валовой сбор тепличных овощей составил 938,3 тыс. тонн, что на 15,3% выше объёмов 2016 года и на 62,5% превышает уровень 2012 года.
Что же касается 2018 года, то, по данным Минсельхоза, собрано 105 млн. тонн зерновых. В данном году в итоге получен один миллион тонн тепличных овощей и такое же количество плодов и ягод, прирост составляет более 24 процентов. Для дальнейшего развития отрасли правительство планирует расширять сельскохозяйственный экспорт и создавать собственную научно-исследовательскую базу в АПК.
За 2018 год зерновые и зернобобовые культуры обмолочены с площади 42,6 млн. га, или 95% к уборочной площади (в 2017 г. - 43,7 млн. га). Намолочено 108,7
1 Мананникова О.Н., Потокина С.А., Климова Д.Н. К вопросу о необходимости государственного регулирования АПК региона // Проблемы экономики, организации и управления в России и мире: Материалы XVII международной научно-практической конференции. - 2018. - С. 142 - 144.
2 Газизов И.Ф., Сибаева Г.Р., Еремина И.И. О производстве новой продукции в пищевой промышленности в целях импортозамещения // Экономика и предпринимательство. - 2018. -№ 9 (98). - С. 362 - 367.
3 Намятова Л.Е., Крыжняя А.Н. Продовольственная безопасность России в санкционных условиях // Агропродовольственная политика России. - 2017. - № 2 (62). - С. 46 - 52.
млн. тонн зерна в первоначально-оприходованном весе (в 2017 г. - 130,3 млн. тонн), при урожайности 25,5 ц/га, что на 4,3 ц/га меньше, чем на аналогичную дату прошлого года (в 2017 г. - 29,8 ц/га). Из них пшеница озимая и яровая обмолочена с площади 25,9 млн. га, или 97,7% к уборочной площади (в 2017 г. - 26,7 млн. га), намолочено 72,3 млн. тонн зерна (в 2017 г. - 86,7 млн. тонн) при урожайности 27,9 ц/га (в 2017 г. - 32,4 ц/га). Ячмень озимый и яровой обмолочен с площади 7,8 млн. га, или 97,7% к уборочной площади (в 2017 г. - 7,6 млн. га), намолочено 17,4 млн. тонн (в 2017 г. - 21,3 млн. тонн) при урожайности 22,4 ц/га (в 2017 г. - 28 ц/га).
Особая значимость отводится работе по развитию экспорта продукции растениеводства, которая обладает значительным потенциалом в этом направлении. Полученный в 2018 году урожай зерновых позволяет обеспечить внутренние потребности на пищевые, кормовые цели и глубокую переработку зерна. При этом вопрос качества продукции является одним из ключевых для повышения ее конкурентоспособности на мировом рынке.
Таким образом, российское сельское хозяйство в нынешних условиях существенно повысило свою значимость для экономики страны и стало четвертой отраслью (после нефтегазовой, металлургической и химической промышленности) в валютных поступлениях страны. В 2016 г. экспорт АПК превысил экспорт машиностроительных отраслей и военно-промышленного комплекса и практически сравнялся с экспортом удобрений и химической промышленности.
«Сегодня Правительство Российской Федерации ставит перед нами новые серьезные задачи. Речь идет о наращивании экспорта к 2025 году до 45 млрд. долларов США - это увеличение более чем в два раза за 6 лет. Мы должны серьезно пересмотреть меры по продвижению нашей сельхозпродукции на мировой рынок», - сообщил Джамбулат Хатуов1.
Чтобы обеспечить выполнение майского Указа Президента, к 2024 году мы должны выйти на цифру как минимум 137,5 млн. тонн стабильного производства зерна и 35 млн. тонн масличных культур. Для этого в том числе мы будем работать над вводом неиспользуемых земель в сельскохозяйственный оборот, важно рассчитать объем средств, который будет необходим для выполнения этой задачи, включая все технологические этапы.
Благодаря проекту «Экспорт продукции АПК» заложена основа государственной поддержки внешней торговли сельхозпродукцией, объем которой превысил плановый индикатив на 2,8 млрд. долларов, составив 20,7 млрд. Самые динамично растущие позиции - зерно, рыба и морепродукты, масложировая продукция.
1 Гордиенко Д.В., Гордиенко Ю.Д. Стратегия экономического пояса шелкового пути и обеспечение экономической безопасности России // Вестник Московского финансово-юридического университета. - 2018. - № 1. - С. 26 - 52.
Для дальнейшего роста необходимы повышение качества, степени переработки и объема выпускаемой продукции, расширение финансовых и нефинансовых инструментов поддержки, а также проведение анализа перспективных рынков и совершенствование нормативно-правовой базы в области ветеринарии и контрольно-надзорной деятельности1.
В текущем году Россельхознадзор продолжает работу по обеспечению доступа российской продукции АПК на перспективные рынки, а также по совершенствованию нормативно-правовой базы для ее соответствия нормам и требованиям стран-импортеров.
Что же касается Тамбовской области, то регион традиционно лидирует по производству зерновых культур, в особенности ячменя. Он всегда находится в пятерке лидеров по урожаю этой культуры. Помимо него местные аграрии находятся в топ-5 по производству сахарной свеклы и зернобобовых, в особенности гороха. Пользуются популярностью кукуруза, зерно и, конечно, пшеница и подсолнечник.
По молочной отрасли Тамбовская область в лидеры не входит и находится на 55-м месте среди российских регионов по производству товарного молока. Производство молока падает с 90-х годов непрерывно, и только в последние годы наблюдается выход на плато.
Задача, поставленная перед аграриями на 2019 год и последующие годы, -сохранить позитивную динамику, которую отрасль демонстрирует в растениеводстве на протяжении последних лет.
Необходимы изменения и в системе государственной поддержки агропромышленного комплекса в 2019 году. Требуется изменить подходы к предоставлению единой субсидии и субсидии на компенсацию части прямых понесенных затрат, а также механизм страхования с господдержкой, что будет способствовать росту экспорта продукции агропромышленного комплекса до 45 млрд. долларов к 2024 году и расширению малого и среднего предпринимательства в отрасли.
Кроме того, новацией стало включение в список поддерживаемых направлений создание мощностей по производству сухих молочных продуктов для детского питания и компонентов для них (размер возмещения 20%). Компенсация 20% затрат с 2019 года предусмотрена и для овцеводческих комплексов мясного направления. Также эта мера господдержки продолжит действовать для инвестиционных проектов в семеноводстве, селекции и строительстве хранилищ. Оптимальным является и льготное кредитование, доля которого в направлении поддержки экспорта к 2020 году превысит 50%. При этом основная проблема российского
1 Зайцева А.С., Сергеев А.Ю. Продовольственная безопасность Российской Федерации: состояние и перспективы развития // Проблемы и перспективы развития Российской экономики. - 2017. - С. 63 - 66.
экспорта в том, что зарубежные страны не ассоциируют Россию с производством качественных и вкусных продуктов питания, в отличие от Италии, Франции, Нидерландов, Бельгии, Швейцарии. Однако на создание национального бренда и продвижение продукции АПК на внешние рынки запланировано выделить лишь 274 млн. рублей в 2019 и 335 млн. рублей в 2020 годах. Кроме того, планируется расширить перечень опасных природных явлений и дополнить список сельскохозяйственных рисков. По словам президента Национального союза агростраховщиков Корнея Биждова, поддержка агрострахования в следующем году еще будет входить в единую субсидию, однако средства будут «обособлены» в ее составе для целевого использования только на страхование.
В целом, по данным Минсельхоза, с учетом предварительных решений в 2019 году объем средств федерального бюджета на реализацию государственной программы агропромышленного комплекса составит 302,2 млрд. рублей1.
Ученые отдают должное отечественным аграриям, которые после введения в 2014 году запрета на импорт продовольствия из ЕС и других стран нарастили производство, однако если смотреть с позиции именно гражданина, стоящего у полок продуктового магазина, то не все так однозначно. Данные бюджетных обследований о потреблении слабо коррелируют с данными о розничных продажах продовольствия. Замеры балансов продуктов, бюджетные обследования показывают, что после сильного снижения потребления в 2014 - 2015 годах оно вроде бы восстановилось в 2016 году. Но данные о розничных продажах продовольствия в постоянных ценах противоречат этому. Продажи снижались с августа 2014-го до июня 2017 года, упав на 13%. Однако и в 2018 году уровень покупок не превысил уровня 2015 года и был ниже уровня 2014 и 2013 годов.
Так, может, стоит отходить от оценки средних показателей и больше внимания уделять наименее обеспеченным людям, многие из которых находятся на грани голода? Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН ФАО устанавливает границу голода в интервале 1,6-2 тыс. ккал в день, а аналогичная американская организация USDA - 2,1 тыс. ккал. Чтобы недоедающих из первой децильной группы довести до уровня потребления хотя бы второй группы, потребуется 144 млрд. рублей по программам продовольственной помощи.
С учетом изменившихся условий функционирования агропромышленного комплекса, в том числе введением санкций, важно укреплять продовольственную безопасность страны и повышать самообеспеченность России основными видами пищевых продуктов.
Необходим существенный пересмотр целей и задач доктрины и основных направлений их реализации с учетом новых вызовов и изменившихся условий.
1 Дулепинских Л.Н. Совершенствование системы обеспечения продовольственной безопасности государства // Экономика АПК Предуралья. -2017. - №S2. - С. 35 - 40.
Одним из ее основных принципов должна стать ответственность государства за обеспечение гарантированного уровня продовольственного благополучия населения1. Нужно скорректировать национальные нормы потребления пищевых продуктов. Особое внимание необходимо уделить наиболее бедным слоям населения, так как последствия их некачественного питания станут серьезной угрозой для страны, решением которой может быть организация внутренней продовольственной помощи.
Адресная продовольственная помощь социально не защищенному населению является хорошим инструментом роста внутреннего потребления, комментирует исполнительный директор компании «Ринкон менеджмент» Константин Корнеев. В этом случае люди могли бы тратить субсидии на покупку отечественных продуктов питания. В то же время, по его словам, чтобы продукцию чаще покупали, также нужно держать доступную цену, а это возможно только при грамотном управлении себестоимостью. Поскольку платежеспособный спрос упал, производители должны ориентироваться на доходы населения и на то, что люди могут себе позволить купить2.
Другим важным принципом новой доктрины должно стать развитие доверия и сотрудничества между участниками продовольственного рынка страны, а также с партнерами из других стран. Основой государственного регулирования должно стать обеспечение устойчивости бизнес-моделей и гарантии предпринимательской свободы. Доктрина должна содержать ключевые направления дерегулирования для обеспечения максимальной эффективности и конкуренции по всей цепочке. Одновременно следует выработать механизмы выявления и устранения «узких мест», сдерживающих развитие сектора, в том числе в смежных отраслях. Основой решения задачи продовольственной безопасности в будущем станут наиболее эффективные компоненты производственной и распределительной инфраструктуры.
Необходимо отразить высокую импортозависимость российского агропромышленного комплекса по материально-техническим ресурсам, в том числе в области селекции, генетики, средств защиты растений, кормовых добавок, технологического оборудования3. Уже сегодня импортозависимость российской экономики по ресурсам для агропромышленного комплекса гораздо выше, чем по продуктам питания.
1 Wegren, S.K. (2014) The Russian food embargo and food security: can household production / fill the void? // Eurasian geography and economics. - № 5. - P. 491 - 513.
2 Brooks, J. (2014) Policy coherence and food security: The effects of OECD countries' agricultural policies. Food Policy. - № 44. - P. 88 - 94. doi: 10.1016/j.foodpol.2013.10.006
3 Горбунова О.Н., Астафьева О.А. Продовольственная проблема как глобальная проблема человечества // Глобальные проблемы модернизации национальной экономики. - 2014. - С. 32 - 36.
В соответствии с положениями Стратегии национальной безопасности Российской Федерации национальные интересы государства на долгосрочную перспективу заключаются в том числе в повышении качества жизни российских граждан за счет обеспечения продовольственной безопасности путем:
- достижения продовольственной независимости Российской Федерации;
- ускоренного развития и модернизации агропромышленного комплекса;
- повышения эффективности государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- развития племенного дела, селекции, семеноводства и аквакультуры (рыбоводства);
- восстановления и повышения плодородия почв, земель сельскохозяйственного назначения;
- совершенствования системы технического регулирования, санитарного и фитосанитарного надзора, контроля в области обеспечения безопасности пищевых продуктов для здоровья человека;
- подготовки научных работников и высококвалифицированных специалистов в области сельского хозяйства.
Заключение
В России в современных условиях крайне необходимо укрепить продовольственную безопасность, для чего нужны именно прорывные открытия и разработки, позволяющие создать отечественную продукцию мирового уровня, а также сформировать мощную технологическую и производственную базу. Такие разработки должны улучшить состояние окружающей среды и сферы здравоохранения, включая независимость в ключевых сегментах фарминдустрии, а также укрепить продовольственную безопасность страны, в частности, за счёт собственных посевных и племенных материалов1.
Как сообщает ТАСС, президент также назвал вопросом выживания обеспечение технологического лидерства России и участие страны на равных в глобальном научном процессе. Он, в частности, указал на важность привлечения к данной работе молодых научных кадров, так как знания, технологии, компетенции и кадры - это основа для реализации национальных проектов и достижения стратегических целей.
Требуется максимально оперативно запустить механизм координации Минобрнауки и исполнительной власти при реализации нацпроектов. Российские вузы должны оказать полное интеллектуальное и научное содействие нацпроектам и программам развития, подготовить профессионалов для сложных исследований и производственных задач. Образование и технологии должны сквозной линией
1 Намятова Л.Е., Крыжняя А.Н. Продовольственная безопасность России в санкционных условиях // Агропродовольственная политика России. - 2017. - № 2 (62). - С. 46 - 52.
проходить через все национальные проекты и программы, но в чистом виде эта работа должна вестись в рамках специального нацпроекта «Наука». Президент отметил, что на реализацию этого проекта в ближайшие шесть лет дополнительно направят более 300 миллиардов рублей, а всего -635 миллиардов рублей из всех источников. По словам Путина, принципиально важно то, как этими ресурсами распорядятся.
Исходя из вышеизложенного, для обеспечения продовольственной безопасности страны, создания ее прочной базы сегодня крайне необходимо принять следующие меры:
1. Стимулировать не рост производства, а поддержание потребительского спроса с помощью продовольственных пособий или аналога американской программы льготной покупки продуктов.
2. Увеличивать эффективность производства, развивать собственную генетику и селекцию, экспорт.
3. Развивать производство материально-технических ресурсов для агропромышленного комплекса, поскольку сейчас он зависит от импорта: семенного материала, средств защиты растений, технологического оборудования и сельскохозяйственной техники1.
4. Снижать экономические барьеры доступа к безопасному продовольствию, поскольку продовольственная безопасность - это понятие гораздо более широкое, чем просто обеспеченность собственной продукцией.
5. Учитывать «изменившиеся внешние и внутренние условия»: санкции и контрсанкции, переориентацию внешнеэкономических связей на Восток, ускорение роста сельского хозяйства, рост экспорта сельскохозяйственной продукции, снижение курса рубля и реальных доходов населения.
6. Компенсировать запрет на торговлю с одними странами торговлей с другими, тем не менее необходимо самообеспечение2.
7. Стимулировать развитие экспорта, повышение качества пищевой продукции, формирование производственных кластеров, развитие сельскохозяйственной кооперации и сети оптово-распределительных центров3.
8. Учитывать современные реалии, более ориентироваться на внутренние цели и потребности экспорта.
9. Повышать уровень продовольственной безопасности по плодоовощной продукции.
1 Бочарова О.Н. К вопросу о повышении конкурентоспособности предприятий АПК // Международный журнал. Социально-экономические явления и процессы. - 2013. - № 7 (53). - С. 19 - 23.
2 Barclay, K., Epstein, C. (2013) Securing fish for the nation: food security and governmentality in Japan // Asian Studies Review. - № 2. - P. 215 - 233.
3 Зейналов И. Продовольственная безопасность в системе национальной безопасности России // Международный сельскохозяйственный журнал. - 2014. - № 6. - С. 65 - 67.
10. Поддерживать малый и средний бизнес на селе.
11. Создавать современное сельское хозяйство и конкурентоспособную систему торговли.
12. Контролировать все цепочки управления земельными ресурсами.
13. Осуществлять мониторинг, прогнозирование и контроль состояния продовольственной безопасности.
14. Регулировать государством агропродовольственный рынок путем эффективной таможенно-тарифной политики для правильной оценки уровня продовольственной безопасности.
15. Эффективно поддерживать бедных в натуральной форме (программы «продовольственных талонов», «школьного питания», «матери и ребенка», «летнего питания»).
16. Совершенствовать нормативную правовую базу функционирования агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов.
17. Оценивать устойчивость экономики страны к изменениям на мировых рынках продовольствия и изменениям природно-климатического характера.
18. Формировать государственные информационные ресурсы в сфере обеспечения продовольственной безопасности.
19. Развивать межрегиональную интеграцию в сфере продовольственных рынков и продовольственного обеспечения.
20. Совершенствовать систему организации контроля безопасности пищевых продуктов, включая создание современной технической и методической базы.
21. Развивать систему подготовки и повышения квалификации кадров, способных реализовать задачи инновационной модели развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов с учетом требований продовольственной безопасности.
22. Проводить активную политику по продвижению пищевых продуктов из России в другие страны.
23. Формировать внешнеэкономическую политику с соблюдением критериев продовольственной безопасности.
24. Повышать урожайность сельскохозяйственных культур, рационально использовать земли сельскохозяйственного назначения, расширять посевы сельскохозяйственных культур за счет используемых пахотных земель, реконструкции и строительства мелиоративных систем1.
25. Увеличивать темпы структурно-технологической модернизации агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов.
1 Lal, R. (2013) Food security in a changing climate. Ecohydrology & Hydrobiology. - № 13 (1). -P. 8 - 21. doi: 10.1016/j.ecohyd.2013.03.006
26. Создавать высокотехнологичные рабочие места в АПК, повышать занятость в сельской местности.
27. Обеспечивать доступ российской продукции АПК на перспективные рынки, а также совершенствовать нормативно-правовую базу для ее соответствия нормам и требованиям стран-импортеров.
28. Уделять особое внимание вопросу повышения качества продукции, являющемуся одним из ключевых и наиважнейших для поддержания здоровья населения и поддержания ее конкурентоспособности на мировом рынке.
29. Обеспечивать продовольственную безопасность на основе комплексного подхода, при этом необходимо закрепить базовые составляющие на законодательном уровне.
Также приоритетными направлениями, определяющими развитие сельского хозяйства России на ближайшие годы, на которых нужно концентрировать усилия в сфере обеспечения продовольственной безопасности, являются развитие племенного дела, селекции и семеноводства. В области внешнеэкономической деятельности важно проводить активную политику по продвижению пищевых продуктов из России в другие страны1. Было бы разумным развитие производства материально-технических ресурсов, в том числе машин и оборудования, пестицидов, лекарственных средств и кормовых добавок для животных.
Таким образом, при существующем разнообразии проблем с учетом современного состояния продовольственной безопасности выявлено много направлений и мер ее обеспечения, но все-таки, на наш взгляд, более острой проблемой продовольственной безопасности остается проблема качества потребляемой продукции (продовольствия), безопасности питания. Здесь стоит учесть и ту немалую долю некачественной продукции, ввозимой из - за границы. Хотя по качеству продовольствия в стране есть большие успехи, опубликованное на днях исследование по ожирению говорит о том, что доля людей с этим заболеванием в России выросла за последние пять лет на 30%, по некоторым регионам - зашкаливает за 60%. Растет также заболеваемость сердечнососудистыми заболеваниями, диабетом - все эти болезни связаны с качеством питания.
В первую очередь необходимо контролировать именно качественную составляющую сельскохозяйственной продукции, при этом особую роль в этом вопросе должно играть государство, вводя усовершенствованные меры по сертификации и стимулированию высококачественной и экологически чистой продукции, закрепленные на законодательном уровне и направленные на улучшение благосостояния населения уже в новых условиях хозяйствования. Таким
1 Климова Н.В., Кочиева Ю.С. Продовольственная безопасность России: глобальный и национальный аспект // Аудит и финансовый анализ. - 2014. - № 3. - С. 352 - 356.
образом, должны быть утверждены основы государственной политики в области здорового питания.
Библиография/References:
1. Безуглова М.Н., Ли И.Е. Государственная политика по обеспечению продовольственной безопасности России в условиях международных санкций // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 5 - 1 (82). - С. 39 - 41.
2. Бочарова О.Н. К вопросу о повышении конкурентоспособности предприятий АПК // Международный журнал. Социально-экономические явления и процессы. -2013. - № 7 (53). - С. 19 - 23.
3. Газизов И.Ф., Сибаева Г.Р., Еремина И.И. О производстве новой продукции в пищевой промышленности в целях импортозамещения // Экономика и предпринимательство. - 2018. - № 9 (98). - С. 362 - 367.
4. Горбунова О.Н., Астафьева О.А. Продовольственная проблема как глобальная проблема человечества // Глобальные проблемы модернизации национальной экономики. - 2014. - С. 32 - 36.
5. Гордиенко Д.В., Гордиенко Ю.Д. Стратегия экономического пояса шелкового пути и обеспечение экономической безопасности России // Вестник Московского финансово-юридического университета. - 2018. - № 1. С. 26 - 52.
6. Дулепинских Л.Н. Совершенствование системы обеспечения продовольственной безопасности государства // Экономика АПК Предуралья. -2017. - № S2. - С. 35 - 40.
7. Зайцева А.С., Сергеев А.Ю. Продовольственная безопасность Российской Федерации: состояние и перспективы развития // Проблемы и перспективы развития Российской экономики. - 2017. - С. 63 - 66.
8. Зейналов И. Продовольственная безопасность в системе национальной безопасности России // Международный сельскохозяйственный журнал. - 2014. -№ 6. - С. 65 - 67.
9. Климова Н.В., Кочиева Ю.С. Продовольственная безопасность России: глобальный и национальный аспект // Аудит и финансовый анализ. - 2014. - № 3. -С. 352 - 356.
10.Мананникова О.Н., Потокина С.А., Климова Д.Н. К вопросу о необходимости государственного регулирования АПК региона // Проблемы экономики, организации и управления в России и мире: Материалы XVII международной научно-практической конференции. - 2018. - С. 142 - 144.
11.Намятова Л.Е., Крыжняя А.Н. Продовольственная безопасность России в санкционных условиях // Агропродовольственная политика России. - 2017. -№ 2 (62). - С. 46 - 52.
12.Ситдиков А.З. Тенденции и перспективы обеспечения продовольственной безопасности на международном уровне II Наука Красноярья. - 2015. - Т. 4. - № 4.
-C. 87-97.
13.Barclay, K., Epstein, C. (2013) Securing fish for the nation: food security and governmentality in Japan // Asian Studies Review. - № 2. - P. 215 - 233.
14.Brooks, J. (2014) Policy coherence and food security: The effects of OECD countries' agricultural policies. Food Policy. - № 44. - P. 88 - 94. doi: 10.1016/j.foodpol.2013.10.006
15. Lal, R. (2013) Food security in a changing climate. Ecohydrology & Hydrobiology. - № 13 (1). - P. 8 - 21. doi: 10.1016/j.ecohyd.2013.03.006
16.Wegren, S.K. (2014) The Russian food embargo and food security: can household production / fill the void? // Eurasian geography and economics. - № 5. -P. 491 - 513.
1. Bezuglova, M.N., Li, I.E. (2017) Gosudarstvennaia politika po obespecheniiu prodovol'stvennoi bezopasnosti Rossii v usloviiakh mezhdunarodnykh sanktsii [State policy to ensure food security in Russia under international sanctions] // Ekonomika i predprinimatel'stvo [Economics and entrepreneurship]. - № 5 - 1 (82). - P. 39 - 41. (In Russ.)
2. Bocharova, O.N. (2013) K voprosu o povyshenii konkurentosposobnosti predpriiatii APK [On the issue of improving the competitiveness of agricultural enterprises] // Mezhdunarodnyi zhurnal. Sotsial'no-ekonomicheskie iavleniia i protsessy [International journal. Socio-economic phenomena and processes]. - № 7(53). -P.19 - 23. (In Russ.)
3. Gazizov, I.F., Sibaeva, G.R., Eremina, I.I. (2018) O proizvodstve novoi pro-duktsii v pishchevoi promyshlennosti v tseliakh importozameshcheniia [On the production of new products in the food industry for import substitution] // Ekonomika i predprinimatel'stvo [Economics and entrepreneurship]. - № 9 (98). - P. 362 - 367. (In Russ.)
4. Gorbunova, O.N., Astafeva, O.A. (2014) Prodovol'stvennaia problema kak global'naia problema chelovechestva [Food problem as a global problem of mankind] // Global'nye problemy modernizatsii natsional'noi ekonomiki [Global problems of modernization of the national economy]. - P. 32 - 36. (In Russ.)
5. Gordienko, D.V., Gordienko, Iu.D. (2018) Strategiia ekonomicheskogo poiasa shelkovogo puti i obespechenie ekonomicheskoi bezopasnosti Rossii [Strategy of the silk road economic belt and ensuring economic security of Russia] // Vestnik Moskovskogo finansovo-iuridicheskogo universiteta [Bulletin of the Moscow University of Finance and law]. - № 1. P. 26 - 52. (In Russ.)
6. Dulepinskikh, L.N. (2017) Sovershenstvovanie sistemy obespecheniia prodovol'stvennoi bezopasnosti gosudarstva [Improving the system of food security of the state] // Ekonomika APK Predural'ia [The Economy of agriculture of the Urals]. -
№ S2. - P. 35 - 40. (In Russ.)
7. Zaitseva, A.S., Sergeev, A.Iu. (2017) Prodovol'stvennaia bezopasnost' Rossiiskoi Federatsii: sostoianie i perspektivy razvitiia [Food security of the Russian Federation: state and prospects of development] // Problemy i perspektivy razvitiia Rossiiskoi ekonomiki [Problems and prospects of development of the Russian economy]. -P. 63 - 66. (In Russ.)
8. Zeinalov, I. (2014) Prodovol'stvennaia bezopasnost' v sisteme natsional'-noi bezopasnosti Rossii [Food security in the national security system of Russia] // Mezhdunarodnyi sel'skokhoziaistvennyi zhurnal [International agricultural journal]. -№ 6. - P. 65 - 67. (In Russ.)
9. Klimova, N.V., Kochieva, Iu.S. (2014) Prodovol'stvennaia bezopasnost' Rossii: global'nyi i natsional'nyi aspekt [Food security of Russia: global and national aspects] // Audit i finansovyi analiz [Audit and financial analysis]. - № 3. - P. 352 - 356. (In Russ.)
10.Manannikova, O.N., Potokina, S.A., Klimova, D.N. (2018) K voprosu o neobkhodimosti gosudarstvennogo regulirovaniia APK regiona [On the need for state regulation of agriculture in the region] // Problemy eko-nomiki, organizatsii i upravleniia v Rossii i mire: Materialy XVII mezh-dunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Problems of economy, organization and management in Russia and the world: Proceedings of the XVII international scientific and practical conference]. - P. 142 - 144. (In Russ.)
11.Namiatova, L.E., Kryzhniaia, A.N. (2017) Prodovol'stvennaia bezopasnost' Rossii v sanktsionnykh usloviiakh [Food security of Russia under sanctions] // Agroprodovol'stvennaia politika Rossii [Agro-Food policy of Russia]. - № 2 (62). -P. 46 - 52. (In Russ.)
12.Sitdikov, A.Z. (2015) Tendentsii i perspektivy obespecheniia prodovol'st-vennoi bezopasnosti na mezhdunarodnom urovne [Trends and prospects of food security at the international level] // Nauka Krasnoiar'ia [Science of Krasnoyarsk]. - T. 4. - № 4.-P. 87 - 97. (In Russ.)