Научная статья на тему 'МЕРЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ИНТЕРЕСОВ РОССИИ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ В ЧАСТИ ВЫДАЧИ ОБВИНЯЕМЫХ И ОСУЖДЕННЫХ'

МЕРЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ИНТЕРЕСОВ РОССИИ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ В ЧАСТИ ВЫДАЧИ ОБВИНЯЕМЫХ И ОСУЖДЕННЫХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
20
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ПЕРЕДАЧА ОСУЖДЕННЫХ / ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ / ГОСУДАРСТВО ГРАЖДАНСТВА / ИСПОЛНЕНИЕ ПРИГОВОРА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бидова Бэла Бертовна, Дакаев Рохман Рамазанович

Статья посвящена исследованию процессуально-пенитенциарных проблем, связанных с регулированием перевода осужденных для отбывания наказания в государстве гражданства. На сегодняшний день одним из приоритетных направлений развития отечественной пенитенциарной системы является совершенствование международного сотрудничества с пенитенциарными системами иностранных государств. В условиях роста транснациональной преступности, глобализации, интеграции, миграции населения вопросы перевода осужденных приобретают особую государственную и социальную значимость. В условиях роста трансграничной преступности, глобализации, интеграции и миграции населения вопрос перевода осужденных приобретает особое значение для государства и общества. На национальном уровне процедура перевода осужденных впервые подробно регламентирована в главе 55 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации 2001 года. В то же время вне поля зрения законодателя остался вопрос о переводе осужденных к лишению свободы на сроки, не связанные с лишением свободы, несовершеннолетних, а также особенности перевода осужденных к лишению свободы на условное осуждение, за определенный период и на протяжении всей жизни они не учитывались.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бидова Бэла Бертовна, Дакаев Рохман Рамазанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEASURES TO ENSURE THE INTERESTS OF RUSSIA IN INTERNATIONAL LAW REGARDING THE EXTRADITION OF ACCUSED AND CONVICTED PERSONS

The article is devoted to the study of procedural and penitentiary problems related to the regulation of the transfer of convicts to serve their sentences in the state of citizenship. To date, one of the priorities of the development of the domestic penitentiary system is the improvement of international cooperation with the penitentiary systems of foreign states. In the context of the growth of transnational crime, globalization, integration, migration of the population, the issues of transfer of convicts acquire special state and social significance. In the context of the growth of cross-border crime, globalization, integration and migration of the population, the issue of transferring convicts is of particular importance for the State and society. At the national level, the procedure for transferring convicts is regulated in detail for the first time in chapter 55 of the Criminal Procedure Code of the Russian Federation of 2001. At the same time, the issue of transferring minors sentenced to imprisonment for non-custodial terms remained out of the legislator's field of view, as well as the specifics of transferring those sentenced to imprisonment to probation, for a certain period and throughout their lives they were not taken into account.

Текст научной работы на тему «МЕРЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ИНТЕРЕСОВ РОССИИ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ В ЧАСТИ ВЫДАЧИ ОБВИНЯЕМЫХ И ОСУЖДЕННЫХ»

Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

DOI 10.47643/1815-1329_2022_6_99 УДК 343.2

МЕРЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ИНТЕРЕСОВ РОССИИ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ В ЧАСТИ ВЫДАЧИ ОБВИНЯЕМЫХ И ОСУЖДЕННЫХ MEASURES TO ENSURE THE INTERESTS OF RUSSIA IN INTERNATIONAL LAW REGARDING THE EXTRADITION OF ACCUSED AND CONVICTED PERSONS

БИДОВА Бэла Бертовна,

доктор юридических наук, доцент, заведующий кафедрой уголовного права, криминологии и национальной безопасности ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет им. А.А. Кадырова». Чеченская республика, г. Грозный, ул. А. Шерипова, д. 32. E-mail: bela_007@bk.ru;

ДАКАЕВ Рохман Рамазанович,

студент ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет им. А.А. Кадырова». Чеченская республика, г. Грозный, ул. А. Шерипова, д. 32. E-mail: dakaevrokhman@mail.ru;

BIDOVA Bela Bertovna,

Doctor of Law, Associate Professor, Head of the Department of Criminal Law, Criminology and National Security FGBOU HE "Chechen State University named after A.A. Kadyrov". Chechen Republic, Grozny, ul. A. Sheripova, 32. E-mail: bela_007@bk.ru ;

DAKAEV Roman Ramazanovich,

a student of the Kadyrov Chechen State University. Chechen Republic, Grozny, ul. A. Sheripova, 32. E-mail: dakaevrokhman@mail.ru

Краткая аннотация: статья посвящена исследованию процессуально-пенитенциарных проблем, связанных с регулированием перевода осужденных для отбывания наказания в государстве гражданства. На сегодняшний день одним из приоритетных направлений развития отечественной пенитенциарной системы является совершенствование международного сотрудничества с пенитенциарными системами иностранных государств. В условиях роста транснациональной преступности, глобализации, интеграции, миграции населения вопросы перевода осужденных приобретают особую государственную и социальную значимость. В условиях роста трансграничной преступности, глобализации, интеграции и миграции населения вопрос перевода осужденных приобретает особое значение для государства и общества. На национальном уровне процедура перевода осужденных впервые подробно регламентирована в главе 55 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации 2001 года. В то же время вне поля зрения законодателя остался вопрос о переводе осужденных к лишению свободы на сроки, не связанные с лишением свободы, несовершеннолетних, а также особенности перевода осужденных к лишению свободы на условное осуждение, за определенный период и на протяжении всей жизни они не учитывались.

Abstract: the article is devoted to the study of procedural and penitentiary problems related to the regulation of the transfer of convicts to serve their sentences in the state of citizenship. To date, one of the priorities of the development of the domestic penitentiary system is the improvement of international cooperation with the penitentiary systems of foreign states. In the context of the growth of transnational crime, globalization, integration, migration of the population, the issues of transfer of convicts acquire special state and social significance. In the context of the growth of cross-border crime, globalization, integration and migration of the population, the issue of transferring convicts is of particular importance for the State and society. At the national level, the procedure for transferring convicts is regulated in detail for the first time in chapter 55 of the Criminal Procedure Code of the Russian Federation of 2001. At the same time, the issue of transferring minors sentenced to imprisonment for non-custodial terms remained out of the legislator's field of view, as well as the specifics of transferring those sentenced to imprisonment to probation, for a certain period and throughout their lives they were not taken into account.

Ключевые слова: международное сотрудничество; передача осужденных; лишение свободы; государство гражданства; исполнение

приговора.

Keywords: international cooperation; transfer of convicts; deprivation of liberty; State of citizenship; execution of sentence.

Статья поступила в редакцию: 15.03.2022

Преступность, особенно на нынешнем этапе своего развития, не знает территориальных границ, все больше преступников, совершивших преступление, меняют страну проживания в надежде избежать правосудия, и зачастую они продолжают свою преступную деятельность, принося вред обществу и гражданам страны своего пребывания. Эти реалии диктуют необходимость все более тесного сотрудничества государств в борьбе с ней, обеспечивая должный баланс между интересами государств при решении вопросов экстрадиции. Однако, какими международными договорами и нормами международного права не связывало нашу страну, в приоритете должны быть интересы Российской Федерации и ее многонационального народа [1,с.70]. Нормы международного права и международные договоренности могут быть использованы международным сообществом в корыстных целях по отношению к России, используя лазейки и недоработки в законодательстве нашей страны, в частности норм статей: 15,16, и 63 Конституции РФ, а также норм некоторых статей Уголовно-Процессуального Кодекса РФ. Нормы международного могут быть использованы международным сообществом в целях покрывательства преступников, выводя их из правового поля юрисдикции РФ [2,с.205]. Это может выражаться как в выведении преступника и его активов из РФ, так и в выведении из юрисдикции РФ лица, подозреваемого или осужденного в совершении преступления против основ конституционного строя и безопасности государства, санкционируемого главой 29 Уголовного Кодекса РФ. В целях защиты интересов Российской Федерации, предлагается для рассмотрения ряд процессуальных действий и законотворческих инициатив [3,с.131].

В части 4 статьи 15 Конституции РФ, говорится, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы, и если международным договором РФ установлены иные правила чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. В ходе внесения поправок в Конституцию РФ, говорилось о внесении поправки, которая подразумевала, что если международный договор противоречит Конституции РФ, то применяются нормы Конституции РФ. Однако в обновленной Конституции РФ, которая вступила в силу 04.07.2020 года, статья 15 Конституции РФ осталась неизменной, а свое выражение вышесказанная норма, в своеобразной формулировке, получила в пункте б, части 5.1 статьи 125 Конституции РФ. Для внесения поправок в статью 15 Конституции РФ, нужно соблюсти процессуальные действия, предусмотренные в частях 2 и 3 статьи 135 Конституции РФ, что подразумевает под собой разработка проекта и принятие новой Конституции, что сделано не было. Поправки вносились в главах 3 по 8 Конституции РФ, в соответствии со статьей 136 Конституции РФ, которая не требовала проведения Всенародного голосования, однако оно было проведено, чтобы учесть мнение граждан РФ.

Для соблюдения должным образом интересов РФ, необходимо преобладание Конституции РФ над международными договорами, для этого на данном этапе

АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2022. № 6(210)

можно лишь вдаваться в формулировки, а именно в формулировку части 4 статьи 15 Конституции РФ. В ней сказано, что международный договор преобладает над законом, однако не уточнено над каким именно законом, и вопрос о том, преобладает ли международный договор над Федеральным Конституционным Законом остается дискуссионным, что дает основание Конституционному Суду РФ, дать толкование данной нормы, в котором может изложить, что в статье 15 Конституции РФ, речь идет о Федеральном законе. Основанием такого толкования также служит уже принятая в поправках от 04.07.2020г норма, предусмотренная в пункте б, части 5.1, статьи 125 Конституции РФ. Данный шаг является единственным решением данной проблемы без разработки и принятия новой Конституции, так как обходные пути, через принятие поправок в главы 3 по 8, блокируются статьей 16, главы 1 Конституции РФ, в которой говорится, что положения главы 1 Конституции РФ, составляют основу конституционного строя РФ, и никакие другие положения Конституции РФ, не могут противоречить основам конституционного строя РФ.

Следующим шагом необходимо, чтобы Конституционный Суд РФ, дал толкование статьи 63 Конституции РФ. В части 2, данной статьи сказано, что передача осужденных для отбывания наказания в других государствах, осуществляются на основе федерального закона «или» международного договора РФ. Загвоздка заключается в формулировке «или». На данный момент, эта статья означает, что даже если выдача осужденного противоречит Федеральным Законам РФ, то в соответствии с международными договорами, его необходимо выдать. Если Конституционный Суд РФ, даст толкование, что в соответствии со статьей 63, Конституции РФ, выдача лиц, совершивших преступление, должно соответствовать Федеральным Законам РФ «и» Международным договорам, это станет весомым шагом на пути защиты интересов РФ, и еще одним обходным путем статьи 15 Конституции РФ.

Далее предлагаются к рассмотрению законотворческие инициативы в уголовно-процессуальный кодекс РФ.

Особое внимание для начала следует уделить формулировке пункта 2, части 2, статьи 464 УПК РФ, которая гласит, что в выдаче лица может быть отказано, если деяние, в связи с которым направлен запрос о выдаче, совершено на территории РФ или против интересов РФ за пределами ее территории. Это один из немногих статей части 5 УПК, которая на данный момент времени, без внесения поправок в относительно полной мере защищает интересы РФ.

Следует дополнить часть 2, статьи 465 УПК РФ: «Отсрочка в выдаче лица и выдача лица на время», добавив к части 2 оговорку: «за исключением случаев, когда лицо подозревается или привлечено к ответственности на территории РФ за преступления, предусмотренные Главой 29 УК РФ.

Также следует дополнить статью 468 УПК: «Передача предметов», а именно часть 1: «если на территории РФ, в отношении физически или юридических лиц, а также в отношении граждан РФ находящихся за пределами РФ, у выдаваемого лица есть задолженность или иные финансовые обязательства, а также если за выдаваемым лицом числится невыплаченные налоги, штрафы, пошлины по отношению к РФ, в счет погашения этих обязательств будет конфисковано имущество, в том числе и добытое преступным путем, за исключением орудия преступления». Данная поправка является логическим дополнением части 11, статьи 475.5 УПК РФ, в котором сказано, что признание и принудительное исполнение приговора суда иностранного государства в части конфискации находящегося на территории РФ имущества может быть отказано, если на имущество, о конфискации которого поступил запрос компетентного органа иностранного государства, взыскание обращено приговором или решением суда РФ по уголовному, гражданскому делам, или делу об административном правонарушении.

Необходимо дополнить 471 УПК: «Основание отказа в передаче лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является», а именно добавить часть 6, в которой будет указано, что в передаче лица может быть отказано, если осужденный привлечен к ответственности за преступления, предусмотренные Главой 29 УК РФ.

Следует также дополнить часть 3, статьи 462 УПК РФ: «Исполнение запроса о выдаче лица, находящегося на территории РФ», добавив пункт 4, в котором будет сказано, что выдача лица может быть произведена в случаях если лицо, в отношении которого направлен запрос о выдаче, не подозревается и не привлечен к ответственности за совершение на территории РФ преступлений, санкционируемых Главой 29 УК РФ «преступления против основ конституционного строя и безопасности государства».

Также предлагается дополнить часть 3, статьи 462 УПК РФ: «Исполнение запроса о выдаче лица, находящегося на территории РФ», добавив пункт 5, в котором будет сказано, что выдача лица может быть произведена в случаях, если сторона запросившее выдачу лица осужденного на территории РФ к обязательным, исправительным, принудительным работам, являющегося гражданином иностранного государства или лицом без гражданства, обязуется выплатить РФ компенсацию, равную выгоде которое должна была получить РФ посредством данных работ, в денежном эквиваленте национальной валюты РФ.

Представленные законотворческие инициативы и процессуальные действия, в должной мере послужат эффективными мерами в обеспечении государственных и национальных интересов РФ в международных отношениях.

Библиогра фия:

1. Шаталов А.С., Санташова Л.Л. Международное сотрудничество пенитенциарных систем в сфере передачи осужденных для отбывания наказания и исполнения приговора суда // Журнал прикладных исследований. 2020. №1. С. 62-78.

2. Санташова Л.Л. Организационно-правовые проблемы передачи лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государство их гражданства // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2016. №4 (38). С. 203-206.

3. Шаталов А.С. Правовой механизм международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2015. №1. С. 126-139.

References:

1. Shatalov A.S., Santashova L.L. International cooperation of penitentiary systems in the field of transfer of convicts for serving a sentence and execution of a court sentence // Journal of Applied Research. 2020. No. 1. pp. 62-78.

2. Santashova L.L. Organizational and legal problems of transferring persons sentenced to imprisonment to serve their sentence to their state of citizenship // Legal science and law enforcement practice. 2016. No.4 (38). pp. 203-206.

3. Shatalov A.S. Legal mechanism of international cooperation in the field of criminal proceedings // Right. Journal of the Higher School of Economics. 2015. No. 1. pp.

126-139.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.