Б01 10.24412/с1-37234-2024-1-167-176
МЕРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ УЧАСТНИКОВ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА ПО УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ
В.О. Сукиасян, А. Хачатрян
Российско-Армянский (Славянский) университет Институт права и политики (ИПП) [email protected], [email protected]
АННОТАЦИЯ
В данной статье речь идет о том, что применение меры обеспечения безопасности - это обязанность государства обеспечить состояние защищенности личности, собственности участников уголовного процесса от внутренних или внешних угроз; обеспечение права безопасной жизни человека включает в себя не только создание уголовного законодательства и его эффективное применение, а также обеспечение реальных мер, которые обеспечат безопасности жизни. Ключевые слова: меры безопасности участников уголовного судопроизводства, Уголовно-процессуальный кодекс.
Введение
Актуальность обеспечения меры безопасности участников уголовного судопроизводства связано с эффективными действием органа, осуществляющего уголовное производство, который выбирает самые целесообразные меры для обеспечения безопасности участников процесса. Наличие угроз напрямую связано с дальнейшим развитием и раскрытием уголовного дела. Воздействие на участников процесса может преследовать цель изменить показания, дачу ложных показаний или отказ от дачи показаний, скрытие или уничтожение доказательств, которые имеют значение для раскрытия уголовного дела и др. цели. Реализация угроз безопасности участников уголовного процесса намного велика и проявляется в основном в таких преступлений, которые связаны с организованной преступностью и соучастием. В странах, где эффективно действует меры обеспечения безопасности участников уголовного процесса, раскрываемость преступления намного велика. Актуальность обеспечения меры безопасности также связано и с тем обстоятельством, что в Республике Армении был принят новый Уголовно-процессуальный кодекс, в котором было внесено много изменений, которые могут повлиять на применение меры безопасности, основания и порядок его применения, а также изменение порядка осуществлении процессуальных действий.
Целью исследования является изучения мер безопасности участников уголовного процесса, а также разъяснение прав лиц, подлежащих государственной защите за участие в уголовном процессе. Для достижения цели были поставлены несколько задач: выявить проблемы применения мер безопасности; раскрывать понятие безопасности лиц, участвующих в осуществлении правосу-дия;раскрывать ту группу лиц, которые подлежат к государственной защите; исследовать те части законодательства, которые регулируют вопросы о защите участников уголовного судопроизводства; рассмотреть виды государственной защиты, раскрыть основания и порядок применения мер государственной безопасности участников уголовного судопроизводства.
Методологическую основу составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие: общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридически методы, сравнительно-правовой методы, анализ, синтез, системный, комплексный, нормативный и другие методы.
Материалы и методы
Защита прав человека на жизни, в уголовном судопроизводстве имеет наиболее значимость, которая связанна с недостаточным их обеспечением1. В законодательстве отсутствует понятие обеспечения безопасности, однако ученые дают достаточно четкое определение, что из себя представляет безопасность. А.Ю. Епихин представляет безопасность как комплекс условий, обеспечивающих состояние защищенности защищаемого лица от угрозы нападения, либо фактического противоправного воздействия на него со стороны кого бы то ни было, направленных на оборону от имеющейся опасности или угрозы ее появления. А.Ф. Галузин определяет безопасность уголовного судопроизводства как наличие и использование системы организационных, правовых и других средств защиты от внешних и внутренних попыток противоправных воздействий, направленных на применение правил производства следственных и процессуальных действий, принципов, закрепленных в уголовно-процессуальном законодательстве, для достижения предназначения процесса на стадии выработки правовых средств защиты, поскольку система запретов, санкций и принуждения, содержащаяся в уголовно-процессуальном законе,
1 В Российской Федерации ежегодно более несколько миллионов человек выступают в качестве потерпевших и свидетелей в ходе расследования уголовных дел по особо тяжким преступлениям. Из них каждый пятый получает угрозы, большинство из жертв или свидетелей преступлений не обращаются в правоохранительные органы, боясь мести со стороны преступников либо не веря в эффективность государственной защиты.
направлена на ограждение лица, от разных угроз его безопасности. В.И. Яроч-кин и Я.В. Бузанов рассматривают понятие «безопасность» как «состояние защищенности личности, общества, государства от внешних и внутренних опасностей и угроз, базирующееся на деятельности людей, общества, государства, мирового сообщества народов по изучению, предупреждению, ослаблению, ликвидации и отражению опасностей и угроз, способных погубить их, лишить фундаментальных, материальных и духовных ценностей, нанести непоправимый ущерб и пр.
Из определения, которое дают ученые, можно выявить несколько основных понятий «безопасности участников уголовного судопроизводства» и «безопасности состояния защищенности»:
• безопасность участников уголовного судопроизводства рассматривается как выживание и развитие;
• толкование терминов позволяет считать, что защита является средством для обеспечения безопасности;
• обоснование, что основным объектом обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства, выражающихся в безопасности их жизни, здоровья и имущественных интересов, которые подвергались посягательству в связи с их участием в уголовном судопроизводстве;
• безопасность понимается как состояние, которое должно достигается с помощью средств защиты от существующих угроз;
• наиболее точное представление о безопасности участников судопроизводства в той или иной сфере дают выявленные источники угрозы безопасности.
В странах, где человек и его права являются важнейшими конституционными ценностями, в этом случае функция государств по обеспечению безопасности человека приобретает особое значение, и это означает, что физическая, социальная, психическая защищенность человека, обеспечивающая сохранность жизни, здоровье и его имущество и отдельные, жизненно важные законные интересы, имеет приоритетное направление в процессе осуществления своих функций государством.
Обеспечение безопасности субъектов, участвующих в уголовном судопроизводстве, является обязанностью государства и органов осуществлять производство. Для эффективности осуществления правосудия необходимо предоставить гарантии реальной безопасности участникам процесса - таких гарантий, как: возможность деятельности, не опасаясь нападения, угроз в отношении его личности, убийств, преследований и в отношении его близких,
кражи или уничтожения имущества и др. противоправных действий. Во-вторых, люди должны иметь возможность полагаться на органы предварительного следствия и государства, знать, что те выполнят все возможные действия, чтобы обеспечить его безопасность. Было бы более эффективно, если законодатель Республики Армении разработал и принял отдельный закон об обеспечении безопасности мерами участников уголовного судопроизводства. В УПК РА меры обеспечении безопасности участников уголовного процесса принимается редко - из-за того, что субъекты, которые имеют информацию, имеющие существенное значение для раскрытия дела, предпочитают умалчивать, чем обращаться к органам, осуществляющим производство и требовать применения мер безопасности.
В международном праве государство обязано защитить жизнь и здоровье, а также имущество лиц, находящихся в его ведении. Если правоохранительные органы имеют информацию об угрозе жизни, или могут знать и не предпринимают действий, направленных на обеспечение безопасности жизни, то в этом случае налицо нарушение Европейской конвенции «О защите прав человека и основных свобод». Европейский суд по правам человека в деле Осман против Соединенного Королевства коснулся вопросов обеспечения безопасности. Европейский суд по правам человека установил, что обеспечение права безопасной жизни человека включает в себя не только создание уголовного законодательства и его эффективное применение, а также обеспечение мер по безопасности жизни. Оно создает позитивные обязанности государства обеспечить безопасность участников уголовного судопроизводства, когда государство знает или должно знать о реальных или возможных угрозах жизни человека, которые связаны с преступными действиями иных лиц. В этих случаях заявитель должен только доказать, что государство не предприняло достаточных мер для обеспечения безопасности.
В некоторых случаях государство обязывает очевидцев преступлений под угрозой привлечения к уголовному наказанию, давать показания, даже несмотря на наличие угроз жизни очевидцев или их близких. Если государство не может обеспечить безопасность участников уголовного процесса, то требования органов, осуществляющих предварительное расследование исполнения уголовно-процессуальных обязанностей, являются неправомерными.
Согласно УПК РА, государственной защите подлежит любое лицо, участвующее в уголовном процессе или сообщившее о преступлении, которое может предоставить информацию, имеющую значение для раскрытия преступления и которая может создать угрозу жизни, здоровью или имуществу его или членам его семьи, близкого родственника или родственного лица. Имеет
право на защиту лицо, о защите которого подано письменное заявление в орган, ведущий уголовный процесс. Согласно Федеральному закону РФ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», государственной защите подлежат следующие участники уголовного судопроизводства: потерпевший, свидетель, частный обвинитель, подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, их защитники и законные представители, осужденный, оправданный, а также лицо, в отношении которого уголовное дело, либо уголовное преследование было прекращено, эксперт, специалист, переводчик, понятой, а также участвующие в уголовном судопроизводстве педагог и психолог, гражданский истец, гражданский ответчик, законные представители, представители потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и частного обвинителя. Государственной защите подлежат также близкие родственники; согласно УПК РФ, - это супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки. Близкие лица - это лица, жизнь, здоровье и благополучие которых дороги участникам уголовного судопроизводства.
Основаниями применения мер безопасности являются данные о наличии реальной угрозы безопасности защищаемого лица, уничтожения или повреждения его имущества в связи с участием в уголовном судопроизводстве, установленные органом, принимающим решение об осуществлении государственной защиты; меры безопасности применяются на основании письменного заявления защищаемого лица или с его согласия, выраженного в письменной форме, а в отношении несовершеннолетних лиц - на основании письменного заявления их родителей или лиц, их заменяющих, а также уполномоченных представителей органов опеки и попечительства или с их согласия, выраженного в письменной форме, если применение мер безопасности затрагивает интересы совершеннолетних членов семьи защищаемого лица и иных проживающих совместно с ним лиц, необходимо также их согласие, выраженное в письменной форме, на применение мер безопасности.
Для примирения меры безопасности, предусмотренные пунктами 3 и 4 ч. 1 ст. 74 Уголовно-процессуального кодекса Республики Армения2, согласие лица при вынесении решения о применении мер защиты подзащитному лицу необязательно, если орган, осуществляющий уголовное производство, счи-
2 Контроль за охраняемым лицом, его квартирой и имуществом, предоставление подзащитному лицу средства индивидуальной защиты.
тает, что последний нуждается в защите. В Законе № 119-ФЗ ст. 16, закрепляют три повода: 1) письменное заявление защищаемого лица; 2) его согласие, выраженное в письменной форме; 3) в отношении несовершеннолетних -письменное заявление его родителей или лиц, их заменяющих, а также уполномоченных представителей органов опеки и попечительства.
В качестве основания применения мер безопасности в ч. 1 ст. 16 Закона № 119-ФЗ указаны данные о наличии реальной угрозы убийства защищаемого лица, насилия над ним, уничтожения или повреждения его имущества в связи с участием в уголовном судопроизводстве, установленные органом, принимающим решение об осуществлении государственной защиты.
Основание применения мер безопасности, по мнению Г.А. Скрипилева, должно отвечать определенным требованиям: 1) реальность угрозы; 2) вероятностное суждение принимающего решение полномочного лица о перспективной возможности оказания противоправного воздействия; 3) возможность оказания воздействия должно быть связано с обязательным содействием защищаемым лицом уголовному правосудию. То есть реальность как фактическое основание применения мер безопасности.
Для принятия мер защиты, согласия лица при выборе некоторых мер безопасности требуется: использование технических средства контроля и прослушивание телефонных переговоров или других сообщений (ст. 98 УПК 1998г. РА), перемещение в другое место проживания (ст. 98 УПК РА, ст. 79 нового УПК РА), замена документов, удостоверяющих личность защищаемого лица или изменение его внешности (ст. 98 УПК РА, ст. 80 УПК РА), изменение места работы, службы или учебы (ст. 98 УПК РА, ст.81 УПК РА), контроль за охраняемым лицом, его квартирой, имуществом (ст. 77 УПК РА). Орган, осуществляющий меры безопасности в РФ, для избрания мер безопасности использует: личную охрану, охрану жилища и имущества; выдачу специальных средств индивидуальной защиты, связь и оповещения об опасности; обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице; переселение на другое место жительства; замена документов; изменение внешности; изменение места работы или учебы; временное помещение в безопасное место, заключает с защищаемым лицом договор в письменной форме, а также определяются условия применения избираемой меры безопасности, а также права и обязанности органа, осуществляющего меры безопасности, и защищаемого
3
лица3.
Согласно ч. 3 ст. 98 УПК 1998г. РА и ч. 2 ст. 73 УПК РА, уголовный орган, который осуществляет производство, обнаружив, что лицо нуждается в защите на основании письменного заявления этого лица, или по своей инициативе, принимает решение о принятии мер обеспечения безопасности, которые подлежат немедленному исполнению. Решение о принятии меры безопасности выносит орган, осуществляющий производство, органом, осуществляющим уголовное производство, считается суд, а при досудебном уголовном производстве: дознаватель, следователь, прокурор. В ч. 2 ст. 98 УПК 1998г. РА и ч. 2 ст. 73 нового УПК РА указанно, что защиту лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве, а также членов их семьи, близкого родственника или близких осуществляет орган, осуществляющий производство4.
Л.Б. Брусницын расширил классификацию мер безопасности участников уголовного процесса: они могут успешно применяться на практике. Ученый посчитал целесообразным сгруппировать меры безопасности следующим образом: 1) универсальные меры безопасности; 2) меры безопасности, применяемые при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, поскольку содействие граждан ОРД является первым этапом их содействия правосудию; 3) меры безопасности, применяемые субъектами, осуществляющими уголовно-процессуальную деятельность на стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования; 4) меры безопасности на стадии судебного разбирательства; 5) меры безопасности, связанные с ограничением на места работы, проживания, передвижения и иные ограничения; 6) меры безопасности в местах содержания под стражей и исправительных учреждениях (субъектами защиты являются подозреваемые, обвиняемые, подсудимые, осужденные, изобличившие соучастников и иных лиц в совершении преступлений).
Можно существенно повысить эффективность данного института, изучив положительный опыт зарубежных стран. Европейский суд по правам человека
3 В договоре могут отражаться сведения о семейном положении защищаемого лица, находящемся в его собственности имуществе. Порядок заключения договора с защищаемым лицом определяется нормативными правовыми актами органов, осуществляющих меры безопасности.
4 С точки зрения эффективности средств государственной защиты важно соответствующее сотрудничество государственных органов и органов местного самоуправления. Меры защиты принимаются как по инициативе органа, осуществляющего производство, так и на основании заявления нуждающегося в защите лица. Для принятия меры безопасности в отношении близкого лица, участвующего в уголовном процессе, в орган, осуществляющий уголовное производство, письменно обращается лицо, участвующее в уголовном судопроизводстве.
установил, что обеспечение права безопасной жизни человека включает в себя не только создание уголовного законодательства и его эффективное применение, а также обеспечение мер по безопасности жизни. Оно создает позитивные обязанности государства обеспечить безопасность участников уголовного судопроизводства, когда государство знает или должно знать о реальных или возможных угрозах жизни человека, которые связаны с преступными действиями иных лиц, и не предпринимают действий, направленных на обеспечение безопасности жизни, то в этом случае налицо нарушения Европейской конвенции «О защите прав человека и основных свобод». В Австралии Верховный суд штата Виктория вынес тщательное рассмотрение ситуаций, когда обвинение может скрыть от обвиняемого личность своих свидетелей, это касалось заявления об анонимности сотрудников полиции под прикрытием. Судья Брукинг из Верховного суда штата Виктория учел ряд соответствующих факторов: существовала ли реальная опасность причинения вреда здоровью или смерти свидетеля; существовала ли серьезная угроза физической расправы; и неэффективность программ защиты свидетелей. Хотя дело касалось агентов полиции под прикрытием, судья подчеркнул, что его вывод не ограничивается оперативниками полиции. Оно «распространяется на других свидетелей, личная безопасность которых может быть поставлена под угрозу в результате раскрытия их личности». В Соединенных Штатах, где 6-ая поправка к Конституции защищает право обвиняемого на очную ставку со свидетелями против него, Верховный суд признал некоторые исключения. В деле Делавэр против Ван Арсдалла (475 U.S. 673, 679 (1986)) Суд постановил, что право обвиняемого на полную конфронтацию должно время от времени уступать место конкурирующим интересам правительства, включая предотвращение преследований потерпевших, предубеждений присяжных, путаницы вопросов или опасности для свидетелей. В более раннем деле United States v. Rich (262 F.2d 415 (2d Cir. 1959)) признавалось, что существуют ограничения на право допроса в ходе перекрестного допроса, и поддерживалось утаивание адреса свидетеля на основании личных опасность для свидетеля. В деле Р. Против Хьюза председатель Апелляционного суда Новой Зеландии Кук (несогласный) и в деле Джарви судья Брукинг Верховного суда штата Виктория перечислили некоторые дела в США, в которых свидетель, вызванный обвинением, чья личная безопасность была сочтена находящейся под угрозой, имел возможность давать показания, не раскрывая ответчику факты, касающиеся личности, прошлого или настоящего, или местонахождения свидетеля, не нарушая права ответчика, в соответствии с 6-ой поправкой.
Европейская комиссия по правам человека рассмотрела и другие дела, которые не были переданы в Суд. Особенно важным является дело Куруп против Дании (Приложение № 11219/84). Заявитель утверждал о нарушении Конвенции в том, что ему не были раскрыты личности свидетелей, что он не присутствовал в суде первой инстанции, когда свидетели давали показания и что он был исключен из той части заключения прокурора, которая касалась дела. Обвиняемый был проинформирован о содержании показания свидетелей, но без каких-либо документов, удостоверяющих личность. Дело касалось преступлений, связанных с наркотиками. Комиссия особо рассмотрела роль адвоката защиты. Защитник был обязан не обсуждать с заявителем те части доказательств, которые могли привести к раскрытию личности свидетелей. Это ограничение не мешало заявителю тщательно подготовить свою защиту способом, не противоречащим статье 6 (3)^). Комиссия также приняла, что в исключительных обстоятельствах могут быть причины для заслушивания свидетеля в отсутствие обвиняемого при условии присутствия защитника. Право на справедливое судебное разбирательство не гарантирует обвиняемому право лично присутствовать при любых обстоятельствах. Заявление было признано неприемлемым. Это дело свидетельствует о том, что право на справедливое судебное разбирательство может быть удовлетворено путем предоставления защитнику доступа к информации о личности свидетелей и разрешения присутствия защитника на протяжении всего допроса. Слова «допрашивать или допрашивали» в статье 6 (3)^) поддерживают это толкование, то есть позволяют проводить допрос от имени обвиняемого.
ЛИТЕРАТУРА
1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. От 01.04.2019) // «Российская газета», 2001, 22 декабря; Справочная правовая система «Консультант Плюс: Законодательство».
2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994, N 51-ФЗ (ред. от 25.02.2022)
3. £ш]шитшЬ^ ¿шЬрш^ЬтпърлшЬ £рЬш^шЬ ^штш^шрпърлшЬ ophhuqpp 1 hnLL^-
и^ 1998р. (25.02.2022 ^UpшqpпLp]шUp) / Уголовно-процессуальный кодекс Республики Армении от 1июля 1998 года в (редакции 25.02.2022).
4. £ш]шитшЬ^ ¿шЬрш^ЬтпърлшЬ £рЬш^шЬ ^шшш^шрп1р]шЬ орЬЬ^рр рЬ^пШ-
30.06.2021р. (т^ итЬЬ]р 01.07.2022) / Уголовно-процессуальный кодекс Республики Армении от 30.06.2021 (вступил в силу 01.07.2022).
5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 01.04.2019, № 46-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 2001. № 52. Ст. 4921; Справочная правовая система «Консультант Плюс: Законодательство».
6. Федеральный закон РФ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» от 20.08.2004 № 119-ФЗ (ред. От
07.02.2017, №7-ФЗ); Собрание законодательства РФ, 2004. № 34. Ст. 3534; Справочная правовая система «Консультант Плюс: Законодательство».
7. Федеральный закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» от 20 апреля 1995г. № 45-ФЗ (в ред. От 01.07.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации, 1995. № 17. Ст. 1455.
8. Епихин А.Ю. Обеспечение безопасности личности в уголовном судопроизводстве, Изд-во Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2004.
9. Зайцев О.А. Концепция государственной защиты участников уголовного судопроизводства в Российской Федерации: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-gosudar-stvennoy-zaschity-uchastnikov-ugolovnogo-sudoproizvodstva-v-rossiyskoy-federatsii
10. ГалузинА.Ф. О теории безопасности уголовного процесса // «Уголовное право», 2004. № 1. СС. 61-63.
MEASURES TO ENSURE THE SAFETY OF PARTICIPANTS IN CRIMINAL PROCEEDINGS UNDER CRIMINAL PROCEDURE LEGISLATION
V. Suqiasyan, A. Khachatryan
Russian-Armenian (Slavonic) University Institute of Law and Politics (ILP)
ABSTRACT
Security measures are the duty of the state to ensure the state of protection of the person, property of the participants in the criminal process from internal or external threats, ensuring the right to a safe life of a person includes not only the creation of criminal legislation and its effective application, but also the provision of real measures that will ensure the safety of life
Keywords: Protection measures, Criminal Procedure Code.