Научная статья на тему 'Зарубежный опыт обеспечения безопасности несовершеннолетних свидетелей и жертв преступлений и его интеграция в российском уголовном судопроизводстве'

Зарубежный опыт обеспечения безопасности несовершеннолетних свидетелей и жертв преступлений и его интеграция в российском уголовном судопроизводстве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1251
243
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС / МЕРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАЩИТЫ / ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / THE CRIMINAL PROCESS / THE MEASURES OF THE PROVIDING DEFENDS / A PERSONAL SECURITY OF MINORS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Малахова Ю. В.

Статья раскрывает положения об обеспечении функционирования систем мер безопасности участников уголовного судопроизводства, в том числе и несовершеннолетних, в некоторых странах мира. Рассматриваются проблемы обеспечения безопасности несовершеннолетних потерпевших и свидетелей при их участии в следственных действиях уголовного судопроизводства Казахстана, Украины, США и других стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Малахова Ю. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN EXPERIENCE OF SAFETY OF MINOR WITNESSES AND VICTIMS OF CRIMES AND ITS INTEGRATION IN THE RUSSIAN CRIMINAL LEGAL PROCEEDINGS

Article opens positions about maintenance of system of security measures of participants of criminal legal proceedings, including minors, in some countries of the world. Problems of safety of minor victims and witnesses in investigatory actions of criminal legal proceedings of Kazakhstan, Ukraine, the USA and other countries are considered.

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт обеспечения безопасности несовершеннолетних свидетелей и жертв преступлений и его интеграция в российском уголовном судопроизводстве»

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ СВИДЕТЕЛЕЙ И ЖЕРТВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ЕГО ИНТЕГРАЦИЯ В РОССИЙСКОМ УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ

Ю. В. МАЛАХОВА

Статья раскрывает положения об обеспечении функционирования систем мер безопасности участников уголовного судопроизводства, в том числе и несовершеннолетних, в некоторых странах мира. Рассматриваются проблемы обеспечения безопасности несовершеннолетних потерпевших и свидетелей при их участии в следственных действиях уголовного судопроизводства Казахстана, Украины, США и других стран.

Ключевые слова: уголовный процесс, меры обеспечения защиты, личная безопасность несовершеннолетних.

Вступление Российской Федерации в Совет Европы, ее ориентация на построение правового государства потребовали приведения отечественного законодательства в соответствие с общепризнанными международно-правовыми положениями и установками. Поэтому при подготовке УПК РФ законодателем были приняты меры, направленные на совершенствование правового регулирования производства по указанным делам. В результате в настоящее время уголовно-процессуальное законодательство в части, касающейся судопроизводства по уголовным делам с участием несовершеннолетних, в подавляющем большинстве отвечает положениям, сформулированным в Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г., в Пекинских правилах, в Своде принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, 1988 г., в других международных актах.

Согласно проведенному нами исследованию, 57,7 % респондентов из 300 несовершеннолетних считают, что в нашей стране в достаточной мере не обеспечивается безопасность лиц, сотрудничающих с правоохранительными органами, 23,3 % затруднились ответить и лишь 19 % опрошенных посчитали меры по обеспечению безопасности участников уголовного судопроизводства достаточными.

Но при этом остается и ряд вопросов, которые недостаточно эффективно урегулированы законодателем. Так, в УПК РФ не решен в полной мере вопрос об особенностях применения к несо-

вершеннолетним системы мер безопасности в уголовном судопроизводстве. В связи с этим представляет интерес ознакомление с применением мер безопасности в уголовном судопроизводстве зарубежных стран, в том числе в странах ближнего зарубежья [6].

Вопросу обеспечения безопасности в уголовном процессе Республики Казахстана выделена отдельная глава 12 в Уголовно-процессуальном кодексе данного государства. Закон предусматривает применение мер безопасности в отношении судей, прокуроров, следователей, дознавателей, защитников, экспертов, специалистов, судебных приставов, а также потерпевших, свидетелей, обвиняемых и других лиц.

Заявления лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве, членов их семей и их близких родственников о принятии мер их безопасности должны рассматриваться органом, ведущим уголовный процесс, не позднее 24 часов с момента их получения.

При этом заявитель вправе обжаловать прокурору или в суд отказ в удовлетворении ходатайства о принятии данных мер.

В качестве процессуальных мер безопасности применяются:

1) вынесение органом, ведущим уголовный процесс, официального предостережения лицу, от которого исходит угроза насилия или других запрещенных уголовным законом деяний, о возможном привлечении его к уголовной ответственности;

2) ограничение доступа к сведениям о защищаемом лице;

3) обеспечение его личной безопасности;

4) избрание в отношении обвиняемого (подозреваемого) меры пресечения, исключающей возможность применения (организации применения) в отношении участников уголовного процесса насилия или совершения (организации совершения) иных преступных деяний.

В данном случае интерес для российского уголовного судопроизводства представляет вынесения официального предостережения лицу, от которого исходит угроза насилия или других запрещенных уголовным законом деяний, о возможном привлечении его к уголовной ответственности.

Обращает на себя внимание ст. 25.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», в которой предусмотрено, что в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона. Однако данная норма направлена на корреляцию поведения только должностных лиц. Более привлекательна в этом плане ст. 25.1 Закон «О прокуратуре СССР», предусматривающая возможность письменного объявления прокурором предостережение о недопустимости нарушения закона должностным лицам и гражданам в целях предупреждения правонарушении при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях. О предостережении прокурор вправе был сообщить администрации или общественным организациям по месту работы, учебы или жительства лица, которому вынесено предостережение. В случае неисполнения требований, изложенных в предостережении, лицо, которому оно было объявлено, могло быть привлечено к ответственности [4].

Независимо от принятия мер безопасности, орган уголовного преследования Республики Казахстан обязан при наличии к тому основания возбудить уголовное дело в связи с обнаружившейся угрозой совершения запрещенного уголовным законом деяния в отношении потерпевшего, свидетеля, обвиняемого или другого участника уголовного судопроизводства.

По ходатайству свидетеля, стороны обвинения, а также по собственной инициативе суд вправе вынести постановление о допросе свидетеля:

1) без оглашения данных о его личности с использованием псевдонима;

2) в условиях, исключающих его узнавание;

3) без визуального наблюдения его другими участниками судебного разбирательства.

При этом представляется, что указанные меры могут применяться как по раздельности, так и комплексно.

Кроме того, согласно ч. 3 ст. 101 УПК Республики Казахстан председательствующий вправе запретить производство видео-, звукозаписи и иных способов запечатления допроса, удалить из зала судебного заседания обвиняемого, представителей сторон защиты.

Ограничение доступа широкого круга лиц к сведениям о личности защищаемого несовершеннолетнего лица является одним из способов его безопасности. Очевидно, что при установлении реальных гарантий безопасности следует установить наименьшее, возможное количество участников процесса, имеющих доступ к конфиденциальным сведениям [2]. По нашему мнению, это должны быть люди, надзирающие за проведением предварительного расследования (и осуществляющие его), а так же судья, председательствующий в судебном заседании.

Достаточно широко развит институт осуществления мер безопасности лиц, принимающих участие в уголовном судопроизводстве Украины. Их перечень строго определен в ст. 52-1 УПК Украины. Стоит заметить, что лица, взятые по защиту, выполняют ряд обязательств:

1) выполнять условия осуществления мер безопасности и законные требования органов, осуществляющих меры безопасности;

2) незамедлительно информировать указанные органы о каждом случае угрозы или противоправных деяний в отношении их;

3) обращаться с имуществом и документами, выданными им во временное пользование органом, обеспечивающим безопасность.

В Российской Федерации сходные требования содержатся в Федеральном законе «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства». Согласно ст. 23 данного закона защищаемые лица обязаны:

1) выполнять условия применения в отношении их мер безопасности и законные требования

органов, обеспечивающих государственную защиту;

2) немедленно информировать органы, обеспечивающие государственную защиту, о каждом случае угрозы или противоправных действий в отношении их;

3) при обращении с имуществом и выданным им органами, осуществляющими меры безопасности, в пользование для обеспечения их безопасности, соблюдать требования федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ;

4) не разглашать сведения о применяемых в отношении их мерах государственной защиты без разрешения органа, обеспечивающего государственную защиту [5].

Таким образом, данный вопрос в достаточной степени урегулирован в законодательстве России, хотя и не в УПК.

Вместе с тем, некоторые меры безопасности Украины, а в частности в отношении несовершеннолетних, привлекают внимание разумной законодательной регламентаций. Так, например, при присвоении лицу псевдонима, постановление (определение) о замене анкетных данных к материалам дела не прилагается, а хранится отдельно в органе, в производстве которого, находится уголовное дело. В случае замены фамилии лица, взятого под защиту, псевдонимом из материалов дела изымаются протоколы следственных действий и другие документы, в которых указаны достоверные сведения об этом лице, и хранятся отдельно, а к материалам дела прилагаются копии этих документов с заменой настоящей фамилии псевдонимом.

Изъятие таких протоколов законом Российской Федерации не предусмотрено, что автоматически дает возможность ознакомиться с их содержанием обвиняемому и защитнику при выполнении требований ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела (ст. 217 УПК РФ). В целях гарантированного обеспечения безопасности несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего) в указанном случае целесообразно предусмотреть изъятие из уголовного дела подлинника протокола следственного действия, с приложением копии данного документа, в котором подлинные данные соответствующего лица будут заменены псевдонимом [3].

Мы поддерживаем предложение о хранении документов, содержащих информацию о личности использующего псевдоним участника уголовного процесса, в том числе и несовершеннолетнего, с соблюдением режима секретности. Именно

такой порядок хранения указанных документов применяется, например, в Республике Беларусь (ч. 1 ст. 67 УПК РБ). Жестокие требования к порядку хранения и условиям ознакомления с документами, содержащими подлинные данные о личности анонимного свидетеля, предъявляются в Эстонии.

Сведения о мерах безопасности и лицах, взятых под защиту, являются информацией ограниченного доступа (ст. 52-3 УПК Украины). Согласно ст. 69 УПК Украины не может быть допрошено в качестве свидетеля лицо, которое дает свои показания под псевдонимом в отношении действительных данных о своей личности.

В законе также прописан порядок отмены мер безопасности при следующих основаниях: истечение срока конкретной меры безопасности; устранение угрозы жизни, здоровью и имуществу лиц, взятых под защиту; систематическое невыполнение лицом, взятым по защиту, законных требований органов, осуществляющих меры безопасности, если лицо письменно было предупреждено о возможности такой отмены. Для принятия решения об отмене мер безопасности выносится мотивированное постановление или определение.

Меры безопасности могут применяться и к лицу, сообщившему о преступлении, а также членов его семьи и близких родственников при наличии оснований, свидетельствующих о реальной угрозы жизни и здоровью этих лиц (97 УПК Украины). При наличии соответствующих оснований понятые также имеют право на обеспечение безопасности путем применения мер, предусмотренных законами Украины.

При наличии угрозы совершения насилия или других противоправных действий в отношении взятых под защиту несовершеннолетних лиц по письменному заявлению законных представителей или с их письменного согласия может проводиться визуальное наблюдение с применением или без применения звуко-, видеозаписи, фото- и киносъемки (ст. 14-1 УПК Украины).

Для обеспечения безопасности несовершеннолетнего свидетеля, подлежащего допросу в суде, суд (судья) по собственной инициативе или по ходатайству прокурора, адвоката или законного представителя свидетеля выносит постановление о проведении допроса свидетеля с использованием технических средств из другого помещения, в том числе за пределами помещения суда, и предоставлении права участникам процесса слушать его показания, задавать вопросы и слушать ответы на них.

В случае, если существует угроза идентификации свидетеля по голосу, допрос может сопровождаться созданием акустических помех. Если допросить свидетеля с использованием технических средств невозможно, суд (судья) допрашивает его в отсутствие подсудимого. Допрошенный свидетель удаляется из зала судебного заседания.

Такая подробная регламентация данного вопроса заслуживает только положительной оценки и вполне может быть интегрирована в российскую систему уголовного судопроизводства.

Применение сложной системы защиты свидетелей, осведомителей, сотрудников правоохранительных органов, судей характерно для стран с развитой экономикой и инфраструктурой. К таким странам можно причислить Большинство стран Европы, Канаду, США.

По имеющимся данным в США под действие программы по защите свидетелей попадает до 20000 свидетелей и членов их семей, в ФРГ - до 1000 граждан, оказывающих содействие уголовному процессу, в Канаде - 150-200 чел. Безусловно, впечатляют цифры относительно защиты свидетелей в США. Учитывая масштабы преступности и количество проживаемых граждан на территории России именно это и должно быть ориентиром для развития правозащитной системы Российской Федерации [6].

Для защиты свидетелей в указанных странах активно применяются следующие меры безопасности:

- оглашение показаний свидетелей без явки в суд, без обнародования их имен;

- изменение фамилий, внешности;

- выезд для жительства за пределы страны;

- усиленный режим охраны в период следствия и судебного разбирательства, вплоть до сокрытия в специальных охраняемых бункерах;

- применение судейской специализации;

- использование Федеральных программ защиты свидетелей.

Такая программа действует в США, Канаде, ФРГ, Италии, других странах и позволяет финансировать защиту свидетелей, выступающих в судах с показаниями против опасных преступников. В ФРГ официальные сотрудники Ведомства по охране Конституции и полиции могут давать показания от своего имени на основании показаний, полученных от агентурного источника, без разглашений сведений о нем [1];

- ограничение прав стороны защиты.

В соответствии с § 147 УПК ФРГ, если в материалах дела еще не сделана отметка об окон-

чании расследования, то защитнику может быть отказано в ознакомлении с материалами дела, содержащими сведения о личности свидетеля, при наличии серьезных опасений, что на него может быть оказано давление не в интересах следствия;

- законодательное закрепление мер по защите лиц, сотрудничающих с оперативно-розыскными ведомствами.

В США действует так называемый иммунитет «использования» и иммунитет «сделки» Показания, данные свидетелем, не могут быть в дальнейшем использованы против него в каких-либо процессуальных действиях, они также не могут быть использованы для возбуждения уголовного дела. Иммунитет сделки предоставляет такому лицу полное освобождение от судебного преследования в связи с конкретным преступлением.

Достаточно оригинальное решение нашли судебные органы в Колумбии, где применяется практика рассмотрения дел организованной преступности «судьей без лица», который ведет процесс с помощью телевизионных устройств так, что его никто из подсудимых не видит. Имя судьи в этом случае известно только Президенту Колумбии.

Институт обеспечения безопасности во всех странах требует постоянного совершенствования. Это связано, прежде всего, с развитием преступности, ее профессионализма, дерзости и изощренности. Благодаря современным технических и финансовым средствам, правильной организации работы должностных лиц, правоохранительных органов, становится возможным успешно защищать участников уголовного судопроизводства, в том числе несовершеннолетних, и привлекать к уголовной ответственности лиц, нарушивших закон. Нам представляется, что в современном уголовно-процессуальном законодательстве Российской Федерации приоритеты в направлении защиты прав и законных интересов лиц, оказывающих содействие правосудию, должны быть выражены более четко. Многое из того, что используется за рубежом, могло бы найти свое применение в национальном законодательстве, для чего необходимо вносить соответствующие изменения и дополнения в действующее законодательство.

Литература

1. Гуценко К. Ф., Головко Л. В., Филимонов Б. А. Уголовный процесс западных государств. Изд. 2-е, доп. и испр. М., 2002. С. 238.

2. Епихин А. Ю. Обеспечение безопасности личности в уголовном судопроизводстве. СПб., 2004.

3. Захарихин С. А. Обеспечение безопасности потерпевшего и свидетеля в уголовно-процессуальном аспекте: монография. Хабаровск, 2008.

4. Зуев С. В. Обеспечение безопасности участников уголовного процесса: проблемы теории и практики: учеб.-практ. пособие. Челябинск, 2008.

5. О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства: Федер. закон от 20.08.2004 № 119-ФЗ, принят Гос. Думой 31.07.2004 г., одобрен Советом Федерации 08.08.2004 г.

6. Проблемы производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних: метод. рекомендации. Ростов н/Д, 2008.

* * *

FOREIGN EXPERIENCE OF SAFETY OF

MINOR WITNESSES AND VICTIMS OF CRIMES AND ITS INTEGRATION IN THE RUSSIAN CRIMINAL LEGAL PROCEEDINGS

Yu. V. Malakhova

Article opens positions about maintenance of system of security measures of participants of criminal legal proceedings, including minors, in some countries of the world. Problems of safety of minor victims and witnesses in investigatory actions of criminal legal proceedings of Kazakhstan, Ukraine, the USA and other countries are considered.

Key words: the criminal process, the measures of the providing defends, a personal security of minors.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.