Научная статья на тему 'МЕРЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ПРИНУЖДЕНИЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОВД В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

МЕРЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ПРИНУЖДЕНИЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОВД В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
68
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ЗАКОН / ПРЕСЕЧЕНИЕ / СИЛОВОЙ АППАРАТ / МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / ПРАВОНАРУШЕНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ СИЛА / СПЕЦИАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА / ОГНЕСТРЕЛЬНОЕ ОРУЖИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кулеш Елена Александровна, Какуткин Павел Юрьевич, Бондаренко Дина Максимовна

На современном этапе развития общества и государства, одним из важных аспектов является совершенствование законодательных норм, направленных на обеспечение законности, правопорядка, а также защиту прав и свобод человека и гражданина. Для достижения данных целей, особое место в правоохранительной системе занимают меры непосредственного принуждения, представляющие особый силовой инструмент, служащий для пресечения противоправных и преступных деяний. В статье рассматриваются проблемные вопросы, связанные с использованием сотрудниками полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия при осуществлении профессиональной деятельности, представлены теоретические положения ученых-административистов, проводится анализ статических данных, выдвинуты предложения по совершенствованию законодательства в рассматриваемой области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кулеш Елена Александровна, Какуткин Павел Юрьевич, Бондаренко Дина Максимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEASURES OF DIRECT COERCION IN THE PRACTICE OF ATS IN MODERN CONDITIONS

At the present stage of development of society and the state, one of the important aspects is the improvement of legislative norms aimed at ensuring the rule of law, law and order, as well as protecting the rights and freedoms of man and citizen. To achieve these goals, a special place in the law enforcement system is occupied by measures of direct coercion, which are a special power tool that serves to suppress illegal and criminal acts. The article deals with problematic issues related to the use of physical force, special means and firearms by police officers in the course of their professional activities, presents the theoretical provisions of administrative scientists, analyzes static data, and puts forward proposals for improving legislation in this area.

Текст научной работы на тему «МЕРЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ПРИНУЖДЕНИЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОВД В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

DOI 10.47643/1815-1337_2022_12_167 УДК 342.951

МЕРЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ПРИНУЖДЕНИЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОВД В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Measures of direct coercion in the practice of ats in modern conditions

КУЛЕШ Елена Александровна,

кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры уголовного процесса ФГКОУ ВО «Уфимский юридический институт МВД России». 450103, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Муксинова, 2. E-mail: eakulesh@mail.ru;

КАКУТКИН Павел Юрьевич,

преподаватель кафедры уголовного процесса

ФГКОУ ВО «Ростовский юридический институт МВД России».

344015, Россия, Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, ул. Еременко, 83.

E-mail: pavel-kakutkin@mail.ru;

БОНДАРЕНКО Дина Максимовна,

курсант ФГКОУ ВО «Дальневосточный юридический институт МВД России». 680020, Россия, г. Хабаровск, пер. Казарменный, 15. E-mail: dina.bondarenko.2001@bk.ru;

Kulesh Elena Alexandrovna,

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor,

Federal State Governmental Educational Institution of Higher Education (FSGEI HE)

Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs (MIA) of Russia,

Head of the Department of Criminal Procedure.

450103, Republic of Bashkortostan, Ufa, Muksinova str, 2.

E-mail: eakulesh@mail.ru;

Kakutkin Pavel Yur'yevich,

Federal State Governmental Educational Institution of Higher Education (FSGEI HE) Rostovskiy Law Institute of the Ministry of Internal Affairs (MIA) of Russia Lecturer at the Department of Criminal Procedure. 344015, Rostov region, Rostov-on-Don, st. Eremenko, 83. E-mail: pavel-kakutkin@mail.ru;

Bondarenko Dina Maksimovna,

Federal State Governmental Educational Institution of Higher Education (FSGEI HE) Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs (MIA) of Russia 2nd year cadet of the Faculty of Jurisprudence. 680020, Khabarovsk, Kazarmennyy per 15. E-mail: dina.bondarenko.2001@bk.ru

Краткая аннотация: На современном этапе развития общества и государства, одним из важных аспектов является совершенствование законодательных норм, направленных на обеспечение законности, правопорядка, а также защиту прав и свобод человека и гражданина. Для достижения данных целей, особое место в правоохранительной системе занимают меры непосредственного принуждения, представляющие особый силовой инструмент, служащий для пресечения противоправных и преступных деяний. В статье рассматриваются проблемные вопросы, связанные с использованием сотрудниками полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия при осуществлении профессиональной деятельности, представлены теоретические положения ученых-административистов, проводится анализ статических данных, выдвинуты предложения по совершенствованию законодательства в рассматриваемой области.

Abstract: At the present stage of development of society and the state, one of the important aspects is the improvement of legislative norms aimed at ensuring the rule of law, law and order, as well as protecting the rights and freedoms of man and citizen. To achieve these goals, a special place in the law enforcement system is occupied by measures of direct coercion, which are a special power tool that serves to suppress illegal and criminal acts. The article deals with problematic issues related to the use of physical force, special means and firearms by police officers in the course of their professional activities, presents the theoretical provisions of administrative scientists, analyzes static data, and puts forward proposals for improving legislation in this area.

Ключевые слова: государство, закон, пресечение, силовой аппарат, Министерство внутренних дел, преступление, правонарушение, физическая сила, специальные средства, огнестрельное оружие.

Keywords: state, law, suppression, power apparatus, Ministry of Internal Affairs, crime, offense, physical force, special means, firearms.

Для цитирования: Кулеш Е.А., Какуткин П.Ю., Бондаренко Д.М. Меры непосредственного принуждения в практической деятельности ОВД в современных условиях // Право и государство: теория и практика. 2022. № 12(216). С. 167-170. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_12_167.

For citation: Kulesh E.A., Kakutkin P.Yu., Bondarenko D.M. Measures of direct coercion in the practice of ats in modern conditions // Law and state: theory and practice. 2022. No. 12(216). pp. 167-170. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_12_167.

Статья поступила в редакцию: 12.10.2022

Вопросы научного изучения применения мер непосредственного принуждения находятся, в большей степени, в области теоретических исследований. Практику применения этих мер в каких-либо разрезах, статистика и анализ использования, встречается в меньшей степени. При этом необходимо учитывать, что теоретические инструкции действий полиции в тех или иных условиях, исходящие из нормативных документов, и прежде всего из норм ФЗ «О полиции», должны в своем логическом развитии исходить из анализа результатов практики. Для исследователя имеет важное значение обратная связь от практических работников, чаще других сталкивающихся с пресечением преступной деятельности, а

также развивающийся в последние годы мониторинг общественного мнения о деятельности органов МВД России, с целью оценки социальной результативности деятельности сотрудников полиции и развития партнерских отношений с институтами гражданского общества [1]. В нашей стране, вопрос о совершенствовании практики применения сотрудниками ОВД силовых методов пресечения правонарушений, поднимался неоднократно. Яркими примерами здесь могут служить работы П.П. Михеева [2], Б.В. Иванова [3] и др.

При этом многолетней нерешенной проблемой остается отсутствие единой методологии и ограниченная эмпирическая база исследования, что затрудняет проведение сравнительного анализа с подведением наиболее достоверных выводов.

Официальные данные статистики позволяют нам судить о росте случаев оказания сопротивления представителям власти при выполнении своего служебного долга, среди которых порядка 35 % пресекаемых деяний связаны с нахождением лиц в состоянии опьянения, что накладывает своего рода определенный отпечаток на возможность выполнения законных требований представителей власти.

По данным средств массовой информации [4, 5] уровень смертности и причинения вреда здоровью самих сотрудников правопорядка в данных случаях остается в нашей стране достаточно высоким и подвержено росту. Динамика противоправных деяний в рассматриваемом контексте за последние 5 лет (2017-2021 гг.) показывает рост в среднем на 2 % [6, 7].

Проводимые исследования данной области свидетельствуют, что в 78,4% случаев оказание сопротивления сотрудникам правопорядка выражается, как правило, в игнорировании, пассивном неповиновении, активном сопротивлении или же в противодействии (защищаясь). Активное противодействие и вооруженное (групповое) нападения выражены в меньшей степени случаев.

А.Н. Волков и С.В. Кузнецов в своем исследовании отразили основные приоритеты оказания сопротивления [8], среди которых стоит выделить следующие:

Убегает ======================= 1

Не предъявляет документов ===================== 0,86

Оказывает силовое сопротивление ==================== 0,83

Не выполняет требований сотрудника ================== 0,66

Не двигается по указанию ================= 0,6

Контратакует - убегает ================ 0,56

Неожиданно атакует на поражение =============== 0,47

Неожиданно атакует с целью завл. оруж. ========== 0,26

Пытается достать оружие или подручный ========= 0,22

Ведет встречный рукопашный бой ======== 0,21

Массовые беспорядки ======= 0,2

Активное сопротивление задержанию ======= 0,18

Неожиданно атакует холодным оружием ====== 0,17

Угрожает в упор пистолетом, ружьем, нож ====== 0,17

Групповое нападение ===== 0,16

Атакует с применением подручных средств ==== 0,13 Огневой контакт === 0,06

Проведенное ранее Д.В. Литвиным [9] исследование показало, что чаще всего с противодействием в своей профессиональной деятельности сталкиваются представители таких подразделений ОВД как: ППСП (40%), УУП (20%), ДПС (12%) и ОУР (8%).

Выборочный разбор случаев оказания сопротивления показал, что в более чем 80% случаях данное сопротивление было выражено в форме активных силовых действий, в результате которых в 8% случаях сотрудникам правопорядка потребовалась медицинская помощь. Чаще всего применение рассматриваемой группы мер принуждения потребовалось для пресечения правонарушений в сфере охраны общественного порядка (50% случаев). При этом огнестрельное оружие применялось для пресечения правонарушения (49%), задержания лица (30%), обезвреживание животного (18%), иное (3%).

Стоит отметить, что количественный показатель применения мер непосредственного принуждения напрямую зависит от уровня преступности в целом. Так, за период 2020-2021 гг. данный показатель увеличился в таких регионах как г. Санкт-Петербург, Краснодарский край, Самарская и Свердловская области с учетом роста числа зарегистрированных противоправных деяний в указанных субъектах [11]. При этом во всех случаях отмечался рост преступлений особой тяжести.

В 99% случаев применение мер непосредственного принуждения признается обоснованным. Однако имеющиеся факты неправомерного применения рассматриваемых мер позволяют выделить следующие обстоятельства, при которых это допускается: разбирательство с лицом в ТО МВД России, доставление (задержание) лица, составление процессуального документа, проведение оперативно-розыскных мероприятий, небрежное обращение с оружием [12].

Анализ служебных проверок по фактам неправомерного применения мер непосредственного принуждения показывает, что основными причинами чрезвычайных происшествий являются пренебрежение требованиям действующего законодательства, личная недисциплинированность, недостаточный уровень морально-психологической устойчивости, недостаточный уровень профессиональной подготовленности, ненадлежащая организация индивидуально-воспитательной работы и отсутствие должного контроля за служебной деятельностью подчиненных со сторо-

ны руководителей подразделений [11].

Наличие серьезных кадровых задач напрямую влияют на подготовку личного состава и неоднократно отмечались Министром внутренних дел России [5].

На примере Хабаровского края можно отметить, что за первое полугодие 2021 года с учетом проводимых профилактических мероприятий не было зарегистрирован ни одного случая неправомерного применения огнестрельного оружия. Среди прочих к таковым мероприятиям относятся:

- размещение в комнатах хранения оружия памяток, содержащих действия сотрудников по порядку разряжения и заряжания оружия;

- проведение зачетов по мерам безопасности при обращении с оружием перед началом каждого учебного года;

- проведение инструктажей нарядов в строевых подразделениях при заступлении на службу с отработкой действия сотрудников по применению огнестрельного оружия.

Вместе с тем в целях повышения уровня профессиональной подготовки, предотвращения гибели и ранений сотрудников, а также случаев неправомерного применения силы видится целесообразность в проведении следующей группы мероприятий:

1. Детальный анализ случаев гибели и ранений сотрудников в процессе служебной деятельности: физического и огневого контакта с правонарушителями, неумелого обращения с оружием. В результате должен быть выработан комплекс мер по улучшению профессиональной подготовки сотрудников. Это касается изучения правовых оснований и условий применения силовых методов, физической и огневой подготовки, формирования морально-психологической устойчивости.

2. Проведение проверок по фактам применения сотрудниками физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия при наличии оснований полагать их неправомерное применение.

3. Повышение качества контроля за проведением инструктажей нарядов, заступающих на службу, соблюдение оперативными дежурными требований инструкции по осуществлению контроля за выполнением личным составом своих обязанностей по заряжанию и разряжа-нию оружия, его чистке и смазке.

4. Развитие практики моделирования ситуаций, приближенных к реальным (с учетом имеющегося практического опыта) при организации образовательного процесса в образовательных организациях системы МВД России в целях формирования психологической и тактической готовности к применению силовых методов пресечения противоправных деяний у подготавливаемых специалистов путем выработки соответствующих практических навыков.

5. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в процессе подготовки обучающихсяй в образовательных организациях МВД России, как в тренировочном процессе, так и в системе контроля обучения для повышения уровня профессиональной подготовки.

Проведенные анализ сферы применения мер непосредственного принуждения позволяет заключить вывод о том, что рассматриваемый вопрос тесно объединяет в себе теоретические основы и практическую реализацию. Это, прежде всего, обусловлено тем, что силовые методы воздействия на личность стоят на отдельной ступени взаимоотношений гражданина и государства. Всегда остается открытым вопрос о правомерности их применения в тех или иных обстоятельствах. Основной закон нашего государства гарантирует соблюдение прав и свобод личности. В то же время, имеются гарантии других участников правоотношений преступных посягательств против них.

В процессе реализации прав, возникает потребность пресечения деяний лиц, выходящих своими действиями из правового поля и несущих для окружающих общественную опасность.

В разных государствах данные вопросы решаются по своему. Во всех случаях возможность или необходимость применения насилия в отношении гражданина должна быть:

- во-первых четко и однозначно сформулирована на уровне законодательных актов;

- и, во-вторых, доведена в доступной форме до всех участников правоотношений.

Не должна быть нормой формулировка: «Незнание не освобождает от ответственности!». Таким образом, системе образования государства необходимо вменить задачу прививания правовой культуры населения в рассматриваемой области жизнедеятельности.

В нашей стране в процессе реформирования законодательства образовался ряд моментов, нуждающихся в дальнейшей доработке. Одним из них является взаимосвязь ФЗ «О полиции» с нормами УК РФ, КоАП РФ и другими законодательными актами. Рассматриваемые нами меры принуждения являются универсальными и могут применяться при исполнении норм различных кодексов и законов, где предусмотрена возможность применения силовых методов пресечения противоправных деяний. Соответственно, применение этих мер должно иметь однозначное, непротиворечащее друг другу отображение во всех законодательных актах.

В связи с этим видятся следующие варианта развития российского законодательства в данном направлении:

1. Предложенное рядом авторов принятие отдельного Федерального закона, регламентирующего применение мер непосредственного принуждения, что могло бы заполнить имеющиеся пробелы в этой области.

2. Доработка и приведение к единым формулировкам во всех законодательных актах соответствующих правовых норм, регулирующих применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Библиогра фия:

1. Латов Ю.В. Методология независимой оценки деятельности сотрудников правоохранительных органов (на примере участковых уполномоченных полиции) // Труды Академии управления МВД России. 2014. № 2 (26).

2. Михеев П.П. Физическая подготовка сотрудников милиции с применением специальных и подручных средств // Брянск. 1997.

3. Иванов Б.В. Личная безопасность сотрудников органов внутренних дел: нападения на сотрудников ОВД. Случаи ранений и гибели: аналитический обзор // Челябинск: ЧЮИ МВД России. 2006.

4. РИА Новости. 23.05.2019 / МВД уточнило количество сотрудников, погибших при исполнении в прошлом году // [электронный ресурс] URL: ria.ru/2019023/1554855465.html (дата обращения: 29.09.2022 г.).

5. Выступление Владимира Колокольцева на расширенном заседании коллегии МВД России 03.03.2020 // [электронный ресурс] URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/news/item/23305248/ (дата обращения: 30.09.2022 г.).

6. Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь-декабрь 2018 года // [электронный ресурс] URL: https://xn--b1aew.xn--p1 ai/reports/item/16053092/ (дата обращения: 29.09.2022 г.).

7. Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь-декабрь 2019 года // [электронный ресурс] URL: https://xn--b1aew.xn--p1 ai/reports/item/19412450/ (дата обращения: 30.09.2022 г.).

8. Волков А.Н., Кузнецов С.В. Практика применения сотрудниками полиции силы // Вестник Нижегородской академии МВД России. 2018. № 3 (43).

9. Литвин Д.В., Лупырь В.Г. Особенности профессиональной компетенции сотрудников полиции в области применения мер непосредственного принуждения // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2016. № 1 (64).

10. Новости Хабаровска и Хабаровского края // [электронный ресурс] URL: https://amurmedia.ru/news/320788/ (дата обращения: 29.09.2022 г.).

11. Генеральная Прокуратура Российской Федерации // [электронный ресурс] URL: http://www.crimestat.ru/regions_chart_total (дата обращения: 30.09.2022 г.).

12. ДГСК МВД России. Обзор о практике применения сотрудниками территориальных органов внутренних дел физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия при выполнении задач по охране общественного порядка. М.: 2021.

References:

1. Latov Yu.V. Methodology of independent evaluation of the activities of law enforcement officers (on the example of district police commissioners) // Proceedings of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2014. № 2 (26).

2. Mikheev P.P. Physical training of police officers with the use of special and improvised means // Bryansk. 1997.

3. Ivanov B.V. Personal security of employees of internal affairs bodies: attacks on police officers. Cases of injuries and deaths: an analytical review // Chelyabinsk: CHUI of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2006.

4. RlA Novosti. 23.05.2019 / The Ministry of Internal Affairs clarified the number of employees killed in the line of duty last year // [electronic resource] URL: ria.ru/2019023/1554855465.html (date of address: 09/29/2022).

5. Vladimir Kolokoltsev's speech at the extended meeting of the Board of the Ministry of Internal Affairs of Russia 03.03.2020 // [electronic resource] URL: https://xn--b1aew.xn--p1 ai/news/item/23305248 / (accessed: 30.09.2022).

6. Brief description of the state of crime in the Russian Federation for January-December 2018 // [electronic resource] URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/reports/item/16053092 / (accessed 29.09.2022).

7. Brief description of the state of crime in the Russian Federation for January-December 2019 // [electronic resource] URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/reports/item/19412450 / (date appeals: 30.09.2022).

8. Volkov A.N., Kuznetsov S.V. The practice of using force by police officers // Bulletin of the Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2018. № 3 (43).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Litvin D.V., Lupyr V.G. Features of professional competence of police officers in the field of application of measures of direct coercion // Psychopedagogy in law enforcement agencies. 2016. № 1 (64).

10. Khabarovsk and Khabarovsk Krai news // [electronic resource] URL: https://amurmedia.ru/news/320788 / (date of appeal: 29.09.2022).

11. Prosecutor General's Office of the Russian Federation // [electronic resource] URL: http://www.crimestat.ru/regions_chart_total (accessed: 30.09.2022).

12. DGSK of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Review of the practice of the use of physical force, special means and firearms by employees of territorial internal affairs bodies when performing tasks to protect public order. Moscow: 2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.