Меры налоговой поддержки по реализации концессионных соглашений и пути их усовершенствования
Каманин В. И.
Каманин Виталий Игоревич /Kamanin Vitaly Igorevich - студент, направление подготовки «Юриспруденция»,
Московский городской университет управления Правительства Москвы, г. Москва.
Аннотация: в данной статье рассматривается существующий в современном законодательстве РФ механизм налоговой поддержки при реализации ведущей формы государственно-частного партнерства - концессионных соглашений. Предлагаются пути усовершенствования механизма на основе накопленного на федеральном и региональном уровнях опыта.
Abstract: the existing in Russian contemporary legislation mechanism of tax support in the implementation of the leading form of public-private partnership - concessional agreement - is discussed in this article. The ways to improve the mechanism are proposed, based on the federal and regional practice.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, концессионное соглашение, налоговые льготы.
Keywords: public-private partnership, concessional agreement, tax concession.
Проекты на основе механизмов государственно-частного партнерства имеют существенные преимущества: возможность реализации сложных проектов в инфраструктурных отраслях экономики с привлечением наиболее квалифицированных частных организаций, совместное разделение рисков по проектам с частным партнером, создание долгосрочной модели эксплуатации значимых для экономики и населения объектов и возможность дополнить финансирование затратного проекта за счет государственного бюджета частными средствами, и т. д.
В российской практике применения ГЧП проектов наибольшее распространение получила форма концессионных соглашений -договора между государственной (концедент) и частной (концессионер) стороной, в котором право распоряжения создаваемым либо реконструируемым объектом принадлежит или перейдет в будущем концеденту, а концессионер наделяется правом владения и пользования объектом в обмен на совершение платежей концеденту (Ст. 3 ФЗ «О концессионных соглашениях») [3].
Представляется целесообразным предоставление различных мер финансовой поддержки прежде всего концессионерам, как участникам наиболее урегулированной на данный момент в российском законодательстве формы осуществления государственно-частного партнерства. Такими мерами финансового стимулирования могут выступать государственные субсидии на проект ГЧП, государственные займы, софинансирование из государственного фонда, государственная гарантия, налоговые и таможенные льготы и т. д.
Существенной частью расходов концессионера выступает уплата налогов, поэтому меры налоговой поддержки концессионных проектов являются важным шагом для обеспечения притока инвестиций, создания выгодных условий реализации.
Налоговый кодекс РФ [1, 2] устанавливает особые правила налогообложения концессионных соглашений НДС, налогом на прибыль и налогом на имущество организаций.
Особенностью налога на добавленную стоимость в отношении концессионера является предоставление следующих льгот:
1. Передача имущества по концессионному соглашению не является объектом налогообложения по НДС в соответствии со ст. 39 НК
РФ.
2. Концессионер имеет право на налоговый вычет в указанных в статье 171.1 НК РФ случаях.
3. В соответствии со статьей 146 НК РФ не облагается налогом плата, взымаемая концессионером за пользование платными автомобильными дорогами.
При уплате налога на прибыль организаций применяются следующие специальные нормы:
1. В налоговую базу не включается переданное концессионеру имущество (статья 251 НК РФ).
2. Статьи 256 и 264 относят амортизируемое имущество концессионера и концессионную плату соответственно к прочим расходам.
Особенностью налога на имущество организаций в соответствии со статьей 378.1 НК РФ является установление обязанности уплаты
налога с имущества во владении и пользовании концессионера.
Несмотря на существование определенных льгот, затруднительно назвать их полноценным комплексом мер налоговой поддержки. На данное обстоятельство неоднократно обращали внимание различные авторы и предлагали различные меры по развитию.
Так, в числе возможных мер называется введение существенно сниженной или нулевой ставки налога на прибыль, взымаемого с иностранных работников на объекте концессии налога на доходы физических лиц, налога на имущество организаций [8].
Заслуживают внимания и такие предложения, как предоставление льгот по таможенным пошлинам, право на инвестиционный налоговый кредит, на отсрочку по уплате налогов, закрепление специального налогового режима налогообложения при выполнении соглашений о ГЧП [6].
На наш взгляд, целесообразным является применение накопленного на федеральном и региональном уровнях опыта по предоставлению мер налоговой поддержки.
На уровне субъекта РФ в соответствии со ст. 284 и ст. 380 НК РФ существует возможность по предоставлению льготных ставок по налогам на прибыль и имущество организаций соответственно. В качестве примера можно привести уменьшение ставки по налогу на прибыль от 1,25 до 4 % и ставки по налогу на имущество организаций в размере 0,5 % на срок окупаемости проекта для концессионера в Пензенской области [4].
Федеральный опыт по предоставлению налоговых преференций в области соглашений по разделу продукции (глава 26.4 НК РФ) может быть использован для имеющих схожую природу концессионных соглашений. Налогообложение во время выполнения соглашений о разделе продукции имеет свои особенности, однако преследуемая данным специальным режимом цель - привлечение инвестиций, является схожей с концессионным соглашением [5].
Таким образом, инструментом стимулирования участия частных партнеров в концессионных соглашениях могут служить налоговые льготы. Законодательство РФ о налогах и сборах предусматривает определенные преференции для концессионеров при уплате налога на добавленную стоимость, налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, но данные льготы нельзя признать достаточными. Для дальнейшего стимулирования участия в проектах на основе государственно-частного партнерства представляется возможным использовать опыт субъектов РФ по снижению налоговых ставок на срок реализации концессионных соглашений и закрепленного в Налоговом кодексе РФ специального налогового режима, применяемого при выполнении соглашений о разделе продукции.
Литература
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 02.05.2015).
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 06.04.2015).
3. Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ (ред. от 29.12.2014) «О концессионных соглашениях».
4. Закон Пензенской области от 30.06.2009 N 1755-ЗПО (ред. от 04.07.2014) «Об инвестициях и государственно-частном партнерстве в Пензенской области».
5. Курочкина Н. В. Значение и сущность специальных налоговых режимов в современной экономике. Международный бухгалтерский учет. 2013. № 43. С. 44-56.
6. Методические рекомендации по развитию институциональной среды в сфере государственно-частного партнерства в субъектах РФ
«Региональный ГЧП-стандарт». М.: Центр развития государственно-частного партнерства, 2014. Режим доступа:
http://pppcenter.ru/assets/docs/ppp.pdf.
7. Практика применения концессионных соглашений для развития региональной инфраструктуры в России. М.: Центр развития государственно-частного партнерства, 2014. Режим доступа: http://pppcenter.ru/assets/docs/ppp+.pdf.
8. Чернышова О. Н., Тер-Акопов С. Г. Исследование мировой практики применения механизма партнерских взаимодействий государства и частного бизнеса в отраслях материального производства. Социально-экономические явления и процессы. - 2014. - Т. 9. - № 10. - С. 154-159.