Административное право
УДК 35.08 A.S. KOROBOV*
ББК 67.401.02 К68
THE MEASURES OF MATERIAL INCENTIVE AS AN ELEMENT OF THE SYSTEM OF ADMINISTRATIVE AND LEGAL MEANS TO FIGHT CORRUPTION IN THE PENITENTIARY SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION
Аннотация: в статье рассматриваются меры материального стимулирования как элемент системы административно-правовых средств противодействиякорруп ции в пенитенциарнойсистеме РоссийскойФедерации Ключевые слова: меры материального стимула рования, средства противодействия коррупции пенитенциарная система.
АРТЕМ
СЕРГЕЕВИЧ
КОРОБОВ*
МЕРЫ МАТЕРИАЛЬНОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНО ПРАВОВЫХ СРЕДСТВ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Annotation: this article reviews the measures of material incentives as an element of the system of administrative and legal means to fight corruption in the penal system of the Russian Federation.
Keywords: measures of material incentive, means to fight corruption, the penal system.
Согласно Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года служба в УИС не считается престижной среди населения страны. Заработная плата в уголовно-исполнительной системе в крупных городах и промышленно развитых регионах Российской Федерации существенно ниже среднего дохода населения в этих регионах. Несоответствие денежного довольствия объему сложности и характеру работы является основным мотивом увольнения работников уголовно-исполнительной системы и совершения персоналом пенитенциарной системы деяний коррупционной направленности.
Несмотря на существенные изменения, произошедшие в стране в последние годы, уголовно-исполнительная система во многом сохранила черты старой пенитенциарной системы, ориентированной на другое общество. Она не учитывает нынешнее состояние экономики, интеграцию Российской Федерации в международное правовое поле, международные стандарты обращения с заключенными и развитие гражданского общества. Указанные обстоятельства обусловили необходимость подготовки Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года.
На расширенном заседании коллегии ФСИН России 9 февраля 2012 г. было заявлено: «В 2011 г. сотрудниками подразделений собственной безопасности выявлено 584 факта неслужебных связей (2010 г. - 475). В отношении 425 сотрудников уголовно-исполнительной системы (2010 год -372) возбуждено 416 уголовных дел (2010 год -356), из них 261 - коррупционной направленности (2010 год - 192)»1.
* Адъюнкт
(Академия ФСИН России) Е-mail: artem.korobov. [email protected].
По каким же причинам сотрудники уголовно-исполнительной системы совершают коррупционные преступления?
Интересные результаты показало анкетирование сотрудников проведенное УФСИН России по Камчатскому краю в 2011 году2. Основными причинами, которые способствуют коррупционным действиям в уголовно-исполнительной системе, по мнению опрошенных, являются: недостаточный уровень заработной платы сотрудников (57 %), желание извлечь и получить личную выгоду - 31 %, отсутствие социальной помощи, поддержки - 24 %. Кроме того, указывается на отсутствие патриотизма и гражданской сознательности, низкий уровень правовой культуры (недостаточный уровень осведомленности об уголовной ответственности) и неадекватность наказания за совершение противоправных действий.
Одними из основных причин совершения сотрудниками деяний коррупционной направ -ленности исходя из результатов анкетирования являются недостаточный уровень заработной платы, отсутствие социальной помощи, поддержки сотрудников.
Сотрудниками Западно-Сибирского филиала Российской академии правосудия было проведено анкетирование сотрудников пенитенциарной системы, направленных на первоначальную подготовку, переподготовкуи повышение квалификации в Томский филиал Кузбасскогоинститута Федеральной службы исполнения наказаний. Всего было опрошено 163 сотрудникаФСИН России, после чего по результатам проведенного анкетирования был составлен социальный портрет сотрудника УИС3.
Таким образом, типичный сотрудник- женатый, недавно начавший трудовую деятельность в уголовно-исполнительной системе, без юридического образования. Ему сложно, порой невозможно, разобраться в большом количестве нормативных актов, закрепляющих систему социальных прав, льгот и гарантий, предоставляемых государством, в особенностях правового регулирования, соответственно он не может в полной мере защитить себя от нарушений его прав со стороны государственных органов. Имеет семью, как правило, с одним ребенком.
Для обеспечения материальных запросов своей семьи, по мнению сотрудника ему необходимо получать зарплату в размере от 30 до 40 тыс. рублей. Размер желаемой зарплаты напрямую зависит от количества детей в семье и их возраста. Результаты анкетирования показали, что при отсутствии детей в семье 28 % (боль-
шинство в данной группе) респондентов указали, что им требуется от 20 до 30 тыс. рублей. При наличии одного ребенка- 36 % желают зарплату уже от 30 до 40 тыс. рублей. А при троих детях - 50 % опрошенных уверены в том, что зарплата должна быть никак не меньше 30-40 тыс. рублей. Налицо количественное и качественное увеличение показателей. Соответственно в идеальном варианте, когда зарплата соответствует необходимым потребностям, получается, что на одного члена семьи необходимо не меньше 10 тыс. рублей.
Для сотрудниковболее приоритетным является стабильная, ежемесячная выплата денежного довольствия. Выбор в сторону стабильности также подтверждается предпочтением стабильной заработной платы, без предоставления служебного жилья, чем нестабильная зарплата4.
Проанализировав результаты опроса и социальный потрет типичного сотрудникаУИС, сотрудники Западно-Сибирского филиала Российской академии правосудия пришли к выводу о том, что сотрудники пенитенциарной системы главной основной государственной гарантией считают денежное довольствие, при этом оно должно быть стабильным, поскольку это дает уверенность, позволяет распределить доходы и расходы, является основой семейного бюджета.
В то же время в исследовании показано, что сотрудники готовы покинуть государственную службу, уволиться из рядов уголовно-исполнительной системы, если им предложат работу с окладом, позволяющим покрывать все семейные расходы и использовать остаток для удовлетворения социальных, духовных потребностей5.
Для типичного сотрудника пенитенциарной системы денежное довольствие имеет огромное принципиальное значение. Очевидно, для него важно знать, на что он имеет право претендовать, какие выплаты обязаны ему выплачивать, сколько окладов ему положено и другие вопросы. Отсутствие информации, ответов на вопросы создает предпосылки для подозрительности, недоверия со стороны сотрудников к решениям начальника и главного бухгалтера, слухов о том, что сотрудников обделяют в выплатах, государство экономит на работниках. Все перечисленное является мотивами, способствующими коррупции в уголовно-исполнительной системе.
Одним из направлений Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, касающимся кадрового обеспечения и социального статуса персонала УИС, является увеличение доли оклада
Административное право
Административное право
денежного содержания в структуре денежного довольствия сотрудников Федеральной службы исполнения наказанийне менее чем до 50-70 %.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 1022 «Об окладах месячного денежного содержания сотрудниковуголовно-исполнительной системы»6 и Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»7 с 1 января 2013 г. ожидается повышение заработной платы сотрудникам уго-
ловно-исполнительной системы более чем в два раза.
Все мы понимаем, что повышение денежного довольствия сотрудниковУИС не приведет к абсолютной победе над коррупцией, но количество деяний коррупционной направленности все же должно сократиться.
Для полной победы над коррупцией необходимо постоянно повышать уровень правовой культуры сотрудников патриотизма и гражданской сознательности, а также предоставить сотрудникам пенитенциарной системы больше социальных гарантий в их нелегкой служебной деятельности.
1 http://pravo.ru/news/view/68426/.
2 См:http://www.ufsin41 .Мо/24/
3 См.: Состояние и перспективы борьбы с коррупцией: материалы регион. круглогостола Томск 2010.
4 См.: Там же.
5 См.: Там же.
6 См.: Российская газета. 2011. 21 июля.
7 См.: Там же. 2011. 16 дек.