Научная статья на тему 'МЕРЫ КОНТРОЛЯ ЗА ЛИЦАМИ, СОВЕРШИВШИМИ ПРЕСТУПЛЕНИЕ И СТРАДАЮЩИМИ ПСИХИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ, НЕ ИСКЛЮЧАЮЩИМИ ВМЕНЯЕМОСТИ'

МЕРЫ КОНТРОЛЯ ЗА ЛИЦАМИ, СОВЕРШИВШИМИ ПРЕСТУПЛЕНИЕ И СТРАДАЮЩИМИ ПСИХИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ, НЕ ИСКЛЮЧАЮЩИМИ ВМЕНЯЕМОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
24
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
меры контроля / уголовная ответственность / посткрими-нальный контроль / психическое расстройство / не исключающее вменяемость / принудительные меры медицинского характера / диспансерное наблюдение / control measures / criminal liability / post-criminal control / mental dis-order that does not exclude sanity / compulsory medical measures / dispensary supervi-sion

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Александра Викторовна Васеловская

В статье рассматриваются понятие и содержание специальных мер кон-троля, применяемых в отношении лиц, совершивших преступление и страдающих психическими расстройствами, не исключающими вменяемости. Под указанными мерами предлагается понимать систему общих и специальных властно-предупредительных мер, применяемых к психически больными лицам, совершив-шим преступление, и создающих необходимые предпосылки для обеспечения наблюдения за поведением лица, состоящего под контролем, в целях профилакти-ки совершения им новых общественно опасных деяний и контроля за психическим состоянием такого лица. Меры контроля за психически больными лицами, совер-шившими преступление, рассматриваются в контексте общей концепции мер посткриминального контроля. Рассматриваемые меры, явившиеся предметом исследования в рамках настоящей статьи, разделены автором на меры кон-троля, предусмотренные уголовным законом, и меры контроля, предусмотренные законодательством в сфере оказания специализированной психиатрической по-мощи. При рассмотрении мер контроля, предусмотренных уголовным законода-тельством, обоснована целесообразность закрепления правила об обязательном назначении перед окончанием срока исполнения наказания судебно-психиатрической экспертизы в отношении всех лиц, совершивших преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних и страдающих рас-стройством сексуального предпочтения, не исключающим вменяемости (в настоящее время за рамками контроля остаются психически больные лица, со-вершившие преступления, посягающие на половую неприкосновенность несовер-шеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет). В целях повышения эффективности рассматриваемых мер обосновывается необходимость расширения возможности применения такой специальной меры контроля, как диспансерное наблюдение. В заключении обозначены некоторые проблемы правовой регламентации мер кон-троля в отношении лиц, совершивших преступление и страдающих психическими расстройствами, предложен ряд мер по повышению эффективности применения указанных мер, которые не теряют своей актуальности в связи с ростом количе-ства преступлений, совершаемых психически больными лицами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Александра Викторовна Васеловская

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTROL MEASURES FOR PERSONS WHO HAVE COMMITTED A CRIME AND SUFFER FROM MENTAL DISORDERS THAT DO NOT EXCLUDE SANITY

The article discusses the concept and content of special control measures applied to persons who have committed a crime and suffer from mental disorders that do not ex-clude sanity. Under these measures, it is proposed to understand the system of general and special power-preventive measures applied to mentally ill persons who have com-mitted a crime. These measures create the prerequisites for monitoring the behavior of a person under control in order to prevent him from committing new socially dangerous acts and monitoring the mental state of such a person. Control measures for mentally ill persons who have committed a crime are considered in the context of the general con-cept of post-criminal control measures. The measures under consideration are divided by the author into control measures provided for by criminal law and control measures provided for by legislation in the field of specialized psychiatric care. The article sub-stantiates the expediency of fixing the rule on the mandatory appointment of a forensic psychiatric examination before the end of the sentence for all persons who have commit-ted crimes against the sexual integrity of minors and suffering from a disorder of sexual preference that does not exclude sanity. Currently, mentally ill persons who have com-mitted crimes that infringe on the sexual integrity of minors aged 14 to 18 years are not included in the control system. In order to increase the effectiveness of the measures un-der consideration, the necessity of expanding the possibility of using such a special con-trol measure as dispensary observation is justified. In conclusion, the article identifies some problems of legal regulation of control measures against persons who have com-mitted a crime and suffer from mental disorders, suggests a number of measures to im-prove the effectiveness of these measures, which do not lose their relevance due to the increase in the number of crimes committed by mentally ill persons.

Текст научной работы на тему «МЕРЫ КОНТРОЛЯ ЗА ЛИЦАМИ, СОВЕРШИВШИМИ ПРЕСТУПЛЕНИЕ И СТРАДАЮЩИМИ ПСИХИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ, НЕ ИСКЛЮЧАЮЩИМИ ВМЕНЯЕМОСТИ»

УДК 343.85

https://doi.org/10.53993/2078-3914/2023/2(55)/35-50

А. В. Васеловская

МЕРЫ КОНТРОЛЯ ЗА ЛИЦАМИ, СОВЕРШИВШИМИ ПРЕСТУПЛЕНИЕ И СТРАДАЮЩИМИ ПСИХИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ, НЕ ИСКЛЮЧАЮЩИМИ ВМЕНЯЕМОСТИ

В статье рассматриваются понятие и содержание специальных мер контроля, применяемых в отношении лиц, совершивших преступление и страдающих психическими расстройствами, не исключающими вменяемости. Под указанными мерами предлагается понимать систему общих и специальных властно-предупредительных мер, применяемых к психически больными лицам, совершившим преступление, и создающих необходимые предпосылки для обеспечения наблюдения за поведением лица, состоящего под контролем, в целях профилактики совершения им новых общественно опасных деяний и контроля за психическим состоянием такого лица. Меры контроля за психически больными лицами, совершившими преступление, рассматриваются в контексте общей концепции мер посткриминального контроля. Рассматриваемые меры, явившиеся предметом исследования в рамках настоящей статьи, разделены автором на меры контроля, предусмотренные уголовным законом, и меры контроля, предусмотренные законодательством в сфере оказания специализированной психиатрической помощи. При рассмотрении мер контроля, предусмотренных уголовным законодательством, обоснована целесообразность закрепления правила об обязательном назначении перед окончанием срока исполнения наказания судебно-психиатрической экспертизы в отношении всех лиц, совершивших преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних и страдающих расстройством сексуального предпочтения, не исключающим вменяемости (в настоящее время за рамками контроля остаются психически больные лица, совершившие преступления, посягающие на половую неприкосновенность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет). В целях повышения эффективности рассматриваемых мер обосновывается необходимость расширения возможности применения такой специальной меры контроля, как диспансерное наблюдение. В заключении обозначены некоторые проблемы правовой регламентации мер контроля в отношении лиц, совершивших преступление и страдающих психическими расстройствами, предложен ряд мер по повышению эффективности применения указанных мер, которые не теряют своей актуальности в связи с ростом количества преступлений, совершаемых психически больными лицами.

© Васеловская А. В., 2023 © Vaselovskaya A. V., 2023

Ключевые слова: меры контроля; уголовная ответственность; посткриминальный контроль; психическое расстройство, не исключающее вменяемость; принудительные меры медицинского характера; диспансерное наблюдение.

Для цитирования: Васеловская А. В. Меры контроля за лицами, совершившими преступление и страдающими психическими расстройствами, не исключающими вменяемости // Вестник Кузбасского института. 2023. № 2 (55). С. 35-50. https://doi.org/10.53993/2078-3914/2023/2(55)/35-50.

A. V. Vaselovskaya

CONTROL MEASURES FOR PERSONS WHO HAVE COMMITTED A CRIME AND SUFFER FROM MENTAL DISORDERS THAT DO NOT EXCLUDE SANITY

The article discusses the concept and content of special control measures applied to persons who have committed a crime and suffer from mental disorders that do not exclude sanity. Under these measures, it is proposed to understand the system of general and special power-preventive measures applied to mentally ill persons who have committed a crime. These measures create the prerequisites for monitoring the behavior of a person under control in order to prevent him from committing new socially dangerous acts and monitoring the mental state of such a person. Control measures for mentally ill persons who have committed a crime are considered in the context of the general concept of post-criminal control measures. The measures under consideration are divided by the author into control measures provided for by criminal law and control measures provided for by legislation in the field of specialized psychiatric care. The article substantiates the expediency offixing the rule on the mandatory appointment of a forensic psychiatric examination before the end of the sentence for all persons who have committed crimes against the sexual integrity of minors and suffering from a disorder of sexual preference that does not exclude sanity. Currently, mentally ill persons who have committed crimes that infringe on the sexual integrity of minors aged 14 to 18 years are not included in the control system. In order to increase the effectiveness of the measures under consideration, the necessity of expanding the possibility of using such a special control measure as dispensary observation is justified. In conclusion, the article identifies some problems of legal regulation of control measures against persons who have committed a crime and suffer from mental disorders, suggests a number of measures to improve the effectiveness of these measures, which do not lose their relevance due to the increase in the number of crimes committed by mentally ill persons.

Keywords: control measures; criminal liability; post-criminal control; mental disorder that does not exclude sanity; compulsory medical measures; dispensary supervision.

For citation: Vaselovskaya A. V. Control measures for persons who have committed a crime and suffer from mental disorders that do not exclude sanity. Vestnik

Kuzbasskogo instituta [Bulletin of the Kuzbass Institute], 2023, no. 2 (55), p. 35-50. https://doi.org/10.53993/2078-3914/2023/2(55)/35-50.

Современные реалии и вызовы как внутригосударственного, так и международного масштабов (мировой экономический и политический кризис, усугубленный для России внешним давлением на нее в связи с присоединением в 2014 г. к Российской Федерации Крыма, проведением с февраля 2022 г. специальной военной операции и последовательным отстаиванием нашей страной своих геополитических интересов в последние годы; борьба с новой коронави-русной инфекцией и вынужденные в связи с этим длительные периоды самоизоляции; трудовая миграция; потеря определенной частью населения страны работы; перенасыщенность и многообразие информационных ресурсов; неуверенность в завтрашнем дне и другие социальные, экономические и психологические аспекты, повышающие уровень тревожности в обществе [9; 12]) приводят к возрастанию числа лиц, испытывающих проблемы психического и психологического характера, которые зачастую получают реализацию вовне в различных формах отклоняющегося поведения и противоправной деятельности. Данные обстоятельства приводят к изменению криминогенной обстановки в обществе и возрастанию уровня преступности среди лиц, имеющих ту или иную патологию психики. По официальным статистическим данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, количество дел о продлении, изменении, прекращении принудительных мер медицинского характера за первое полугодие 2022 г. по сравнению с аналогичным показателем первого полугодия 2021 г. возросло на 7,5 % (23 151 производство в первом по-

лугодии 2021 г.; 24 867 производств — в первом полугодии 2022 г.) [5; 6]. По сравнению с аналогичными показателями пятилетней давности за 2018 г. количество дел о продлении, изменении, прекращении принудительных мер медицинского характера в первом полугодии 2022 г. возросло на 13,5 % (21 917 производств в первом полугодии 2018 г.)

[4].

Согласно статистическим данным Федеральной службы исполнения наказаний, распространенность психических и наркологических заболеваний в учреждениях уголовно-исполнительной системы значительно превышает соответствующий показатель по России. Так, по данным статистики ФСИН России, более 18,5 % всех лиц, находящихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, имеют выявленную психическую патологию [1]. Представленные данные свидетельствуют о стойкой тенденции роста количества запрещенных уголовным законом общественно опасных деяний, совершаемых психически больными лицами.

Поскольку лица, страдающие психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, подлежат уголовной ответственности и к ним применяется наказание, основное внимание при реализации в отношении них мер уголовной ответственности уделяется именно исполнению назначенного судом наказания как основной формы реализации уголовной ответственности. Контроль за динамикой их психического состояния в случае, если им не назначено наряду с наказанием принудительное наблюдение и лечение у врача-психиатра в амбулаторных условиях,

практически не осуществляется либо ограничивается наблюдением за психическим состоянием лица со стороны врача-психиатра на основе так называемого консультативного учета (по обращаемости и при наличии согласия самого пациента). После отбытия наказания (особенно тех наказаний, которые связаны с изоляцией лица от общества) осужденный, как правило, вовсе пропадает из поля зрения врачей-психиатров, не принимает назначенного ему лечения, что зачастую приводит к обострению психического заболевания.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о необходимости обеспечения не только режима отбывания наказания в отношении лиц, страдающих психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, но и установления за ними последующего контроля в части осуществления обязательного наблюдения за динамикой их психического состояния. В противном случае, при отсутствии эффективного механизма посткриминального контроля за лицами, страдающими психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, повышается вероятность повторения лицом в будущем своего преступного либо иного противоправного поведения, поскольку отсутствие должного психиатрического наблюдения и лечения в абсолютном большинстве случаев приводит к ухудшению психического состояния лица с потерей критики к своему заболеванию и поведению, снижению интеллектуально-волевых способностей, а также утрате, в том числе частичной, контроля над своими действиями.

Представленные статистические данные и указанные обстоятельства свидетельствуют об особой актуальности

изучения и совершенствования мер контроля в отношении лиц, совершивших преступление и страдающих психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, после отбытия ими наказания либо при применении иных уголовно-правовых мер, которые влекут освобождение лица от наказания.

Целью настоящей статьи стало изучение специальных мер контроля, применяемых к психически больным лицам, совершившим преступление, в целях предупреждения совершения ими новых общественно опасных деяний, обусловленных наличием у них психопатологии.

Представляется, что специальные меры контроля в отношении психически больных лиц, совершивших преступление, могут быть рассмотрены в контексте общего контроля за осужденными, отбывшими наказание либо освобожденными от отбывания наказания, поскольку и те, и другие меры применяются к лицу, являющемуся субъектом преступления и подлежащему уголовной ответственности.

В отечественной уголовно-правовой доктрине получила распространение и признание концепция мер посткриминального контроля [2; 7, с. 75-76; 8, с. 69]. В соответствии с указанной концепцией, наиболее полно отраженной в трудах О. В. Филимонова, данный контроль представляет собой систему властно-предупредительных мер, применяющихся к лицам, совершившим преступление, и создающих необходимые предпосылки для их исправления [11, с. 145]. Эти меры, как отмечает В. А. Уткин, не являются карой, не носят возмездного характера, не несут в себе осуждения, порицания виновного. Они не являются мерами уголовной ответственности, хотя некоторые из них за-

креплены в уголовном законодательстве [10, с. 188]. Н. В. Щедрин подобные меры рассматривает в качестве мер безопасности [13, с. 53]. Одно из наиболее общих определений мер посткриминального контроля, применяемого к осужденными, представлено в работе А. К. Музеника, В. А. Уткина, О. В. Филимонова «Условное осуждение и отсрочка исполнения приговора». Согласно позиции авторов, под мерами контроля, реализуемого в сфере уголовно-правового предупреждения преступлений, следует понимать меры государственного принуждения, применяемые в основном в форме специальных право-ограничений, налагаемых на осужденных. Меры контроля могут также выражаться в виде определенных властных полномочий, предоставляемых компетентным органам и их представителям, направленных на обеспечение наблюдения за поведением лица, состоящего под контролем, получение о нем необходимой информации [3, с. 60].

О. В. Филимонов предлагает разделять меры посткриминального контроля на несколько групп в зависимости от их конкретной направленности:

1) меры, направленные на получение информации о поведении, образе жизни и местонахождении лица, состоящего под контролем (истребование сведений о поведении лица, выступающего объектом контроля, от него самого или от других субъектов; возложение обязанности периодически являться для регистрации и др.);

2) меры, направленные на ограничение или лишение лица, состоящего под контролем, возможности совершать новые преступления или иные правонарушения;

3) меры, направленные на создание условий, способствующих исправлению и перевоспитанию подконтрольных лиц [11, с. 104-105].

Следует отметить, что отдельные положения концепции посткриминального контроля как системы властно-предупредительных мер, применяемых в отношении осужденных, безусловно, могут быть восприняты при рассмотрении специальных мер контроля в отношении лиц, совершивших преступление и страдающих психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, поскольку и в том, и в другом случае объектом контроля выступает лицо, совершившее преступление. Вместе с тем, наличие у лица психического расстройства предопределяет специфику применяемых к нему мер контроля, которые должны быть направлены не только на предупреждение совершения этим лицом новых преступлений и иных общественно опасных деяний, но и на контроль за динамикой психического состояния лица в целях профилактики возможного обострения психического расстройства и связанного с этим девиант-ного поведения.

Таким образом, меры контроля за лицами, совершившими преступление и страдающими психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, могут быть определены как система общих и специальных властно-предупредительных мер, применяемых к психически больными лицам, совершившим преступление, и создающих необходимые предпосылки для обеспечения наблюдения за поведением лица, состоящего под контролем, в целях профилактики совершения им новых общественно опасных деяний и контроля за психическим состоянием такого лица.

Далее рассмотрим основные, на наш взгляд, меры контроля за лицами, совершившими преступление и страдающими психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, после отбытия ими наказания либо при освобождении от отбывания наказания.

1. Меры контроля, предусмотренные уголовным законодательством.

Специальные меры контроля за лицами, совершившими преступление и страдающими психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, появились в Уголовном кодексе Российской Федерации сравнительно недавно и были связаны с усилением уголовной ответственности за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних.

Федеральным законом от 29.02.2012 № 14-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности за преступления сексуального характера, совершенные в отношении несовершеннолетних» ст. 102 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ) была дополнена частью 21. В соответствии с положениями указанной нормы вне зависимости от времени последнего освидетельствования и от принятого решения о прекращении применения принудительных мер медицинского характера суд на основании внесенного не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока исполнения наказания ходатайства администрации учреждения, исполняющего наказание, назначает судебно-психиатрическую экспертизу в отношении лица, указанного в п. «д» ч. 1 ст. 97 УК РФ. Данная экспертиза назначается в целях решения вопроса о необходимости применения к

лицу принудительных мер медицинского характера в период условно-досрочного освобождения или в период отбывания более мягкого вида наказания, а также после отбытия наказания.

Суд на основании заключения су-дебно-психиатрической экспертизы может назначить принудительную меру медицинского характера в виде принудительного наблюдения и лечения у врача-психиатра в амбулаторных условиях или прекратить ее применение.

Таким образом, начиная с 2012 г., уголовным законом предусмотрена такая дополнительная мера контроля в отношении определенной категории лиц, страдающих психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, как обязательное проведение судебно-психиатрической экспертизы для решения вопроса о назначении принудительного лечения после отбытия лицом наказания.

Особенности данной меры контроля заключаются в следующем:

— распространяется только в отношении лиц, совершивших в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающих расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости;

— предполагает обязательное назначение судебно-психиатрической экспертизы (независимо от воли и желания осужденного) до истечения срока исполнения наказания;

— экспертиза проводится независимо от времени последнего освидетельствования и от принятого решения о прекращении применения ранее назна-

ченных судом принудительных мер медицинского характера;

— цель экспертизы — решение вопроса о необходимости применения к лицу принудительных мер медицинского характера в период условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, либо в период отбывания более мягкого вида наказания, либо после отбытия наказания.

Таким образом, перед истечением срока исполнения наказания либо решением вопроса об освобождении от отбывания наказания в отношении лица, страдающего психическим расстройством, не исключающим вменяемости (педофилией), решается вопрос о необходимости дальнейшего контроля и наблюдения за ним со стороны психиатрической службы.

Подобная мера контроля, безусловно, имеет положительный эффект, поскольку после отбытия наказания лица, страдающие расстройством сексуального предпочтения, остаются под контролем врачей-сексологов и психиатров, что при должном и постоянном наблюдении за динамикой расстройства позволяет корректировать терапию и предотвращать возможное повторное совершение преступлений в отношении несовершеннолетних. Выполнение контрольной функции в данном случае наиболее эффективно может быть осуществлено именно со стороны психиатрической службы, в сравнении с какими-либо иными административными органами и учреждениями, поскольку в отношении указанной категории преступников важно прежде всего медицинское (психопатологическое) наблюдение и контроль.

Однако следует отметить, что введение в действие указанной правовой нормы, предусматривающей обязатель-

ность проведения судебно-

психиатрической экспертизы перед истечением срока исполнения наказания, на практике вызывает ряд сложностей в применении:

1) Правило об обязательном проведении судебно-психиатрической экспертизы, предусмотренное ч. 21 ст. 102 УК РФ, было введено в 2012 г. Данное правило распространяется на лиц, указанных в п. «д» ч. 1 ст. 97 УК РФ, который был добавлен в уголовный закон также в 2012 г. Из буквального толкования положения указанных норм следует, что под сферу их действия не попадают лица, которые были осуждены за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, не достигших четырнадцатилетнего возраста, до введения в действие п. «д» ч. 1 ст. 97 и ч. 2 ст. 102 УК РФ, хотя объективно данные лица также нуждаются в проведении в отношении них перед окончанием срока исполнения наказания судебно-психиатрической экспертизы для определения необходимости применения принудительного лечения;

2) Вне поля зрения врачей-психиатров остаются лица, страдающие психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, и совершившие преступления против половой неприкосновенности в отношении несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, поскольку ч. 21 ст. 102 УК РФ на них не распространяется.

Согласно ч. 4 ст. 18 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее — УИК РФ) осужденному за совершение в возрасте старше 18 лет преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, отбывающему наказание в ви-

де лишения свободы, администрация учреждения, исполняющего наказание, не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока отбывания наказания, либо при получении ходатайства об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания или о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, либо до внесения представления о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания обязана предложить пройти освидетельствование комиссией врачей-психиатров для решения вопроса о наличии или об отсутствии у него расстройства сексуального предпочтения (педофилии) и определения мер медицинского характера, направленных на улучшение его психического состояния, предупреждение совершения им новых преступлений и проведение соответствующего лечения.

Основанием освидетельствования осужденного комиссией врачей-психиатров является добровольное обращение такого осужденного к администрации учреждения, исполняющего наказание, или согласие такого осужденного. Лечение может быть прекращено администрацией учреждения, исполняющего наказание, на основании ходатайства осужденного, находящегося на лечении.

Правила, предусмотренные ч. 4 ст. 18 УИК РФ, могут быть применены к лицам, страдающим психическим расстройством, не исключающим вменяемости, и совершившим преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет. Однако в указанных случаях возможные меры контроля и наблюдения со стороны психиатрической службы могут носить исключительно добровольный характер и не являются без-

условно обязательными для осужденного, чего с учетом факта совершения лицом общественно опасного деяния в отношении несовершеннолетнего и специфики имеющегося у него психического расстройства явно недостаточно для обеспечения надлежащего контроля и предупреждения совершения новых преступлений.

Таким образом, предусмотренные действующим уголовным законом специальные меры контроля в отношении лиц, совершивших преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетних и страдающих психическим расстройством, не исключающим вменяемости, не охватывают две потенциально опасные группы психически больных лиц: 1) лиц, страдающих расстройством сексуального предпочтения (педофилией) и совершивших преступление в отношении несовершеннолетних до 14 лет до введения специальных мер контроля, предусмотренных ч. 2 ст. 102 УК РФ; 2) лиц, страдающих расстройством сексуального предпочтения и совершивших преступление в отношении несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

С учетом изложенного представляется необходимым внести изменения в действующее уголовное и уголовно-исполнительное законодательство в части правовой регламентации специальных мер контроля, применяемых в отношении психически больных лиц, совершивших преступление:

— в ч. 21 ст. 102 УК РФ закрепить правило об обязательном назначении судебно-психиатрической экспертизы в отношении всех лиц, совершивших преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних и страдающих расстройством сексуального

предпочтения, не исключающим вменяемости (в настоящее время за рамками контроля остаются психически больные лица, совершившие преступления, посягающие на половую неприкосновенность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет);

— статью 18 УИК РФ привести в соответствие с предложенными изменениями в ч. 21 ст. 102 УК РФ.

Кроме рассмотренных мер контроля в отношении лиц, совершивших преступление и страдающих психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, уголовный закон также содержит ряд положений, предусматривающих элементы посткриминального контроля в отношении лиц, страдающих алкогольной, наркотической и иной зависимостью от психоактивных веществ. В соответствии с Международной классификацией болезней 10 пересмотра указанные заболевания относятся к разделу «Психические расстройства и расстройства поведения» и входят в подраздел «Б10-Р19. Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ», а потому также могут быть отнесены к числу специальных мер контроля за лицами, страдающими психическими расстройствами и совершившими преступления.

К указанным мерам контроля, в частности, относятся такие меры, как возложение на осужденного, признанного больным наркоманией, при назначении ему наказания обязанности пройти лечение от наркомании и медицинскую и (или) социальную реабилитацию (ст. 721 УК РФ), а также возложение на условно осужденного обязанности пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании (ст. 73 УК РФ).

2. Меры контроля, предусмотренные законодательством в сфере оказания специализированной психиатрической помощи.

Специальным законодательным актом, регламентирующим порядок и виды оказания специализированной психиатрической помощи на территории Российской Федерации, является Закон Российской Федерации от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

Согласно ст. 27 указанного закона специальной мерой контроля за состоянием лиц, страдающих психическими расстройствами, является диспансерное наблюдение, которое может устанавливаться за лицом, страдающим хроническим и затяжным психическим расстройством с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями.

Порядок диспансерного наблюдения установлен приказом Минздрава России от 30.06.2022 № 453н «Об утверждении Порядка диспансерного наблюдения за лицом, страдающим хроническим и затяжным психическим расстройством с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями». Названный приказ вступил в силу с 1 марта 2023 г.

Анализ указанных нормативных правовых актов позволяет выделить следующие особенности диспансерного наблюдения, как специальной меры контроля в отношении лиц, страдающих психическими расстройствами:

— устанавливается в отношении лиц, страдающих хроническим и затяжным психическим расстройством с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями;

— устанавливается независимо от согласия лица или его законного представителя на основании решения комиссии врачей-психиатров;

— предусматривает пять групп (подгрупп) диспансерного наблюдения (Д1 -Д5) в зависимости от нозологической единицы, особенностей клинической картины заболевания и склонности к совершению ауто- и гетероагрессивных действий.

В качестве специальной меры контроля за лицами, страдающими психическим расстройством и совершившими преступление, может быть установлено активное диспансерное наблюдение (подгруппа Д-5).

Согласно приказу Минздрава России от 30.06.2022 № 453н активное диспансерное наблюдение устанавливается при наличии следующих фактов:

1) совершение лицом общественно опасных действий (в том числе по данным анамнеза);

2) назначение судом лицу принудительного наблюдения и лечения у врача-психиатра в амбулаторных условиях;

3) назначение судом лицу других видов принудительных мер медицинского характера (в том числе по данным анамнеза);

4) наличие у лица в структуре психического расстройства симптомов, обусловливающих склонность к совершению общественно опасных действий (императивные галлюцинации, некоторые формы бреда, психопатоподобные состояния с повышенной поведенческой активностью и патологией влечений и прочее) (в том числе по данным анамнеза).

Кроме того, следует отметить, что отдельные вопросы осуществления активного диспансерного наблюдения в

отношении лиц, страдающих психическими расстройствами и склонных к совершению (совершивших) общественно опасное деяние, регламентируются также совместным приказом Минздрава России, МВД России № 133/269 от 30.04.1997 «О мерах по предупреждению общественно опасных действий лиц, страдающих психическими расстройствами» (вместе с Инструкцией об организации взаимодействия органов здравоохранения и органов внутренних дел Российской Федерации по предупреждению общественно опасных действий лиц, страдающих психическими расстройствами», далее также — Инструкция).

Согласно п. 1.3 Инструкции для решения вопроса о постановке на активное диспансерное наблюдение направляются лица:

1) совершившие в прошлом общественно опасные деяния, предусмотренные уголовным законодательством, с освобождением от уголовной ответственности или наказания и применением к ним принудительных мер медицинского характера;

2) отбывшие наказание за преступления, совершенные до установления у них психического расстройства;

3) в структуру психических расстройств которых входят симптомы, обусловливающие склонность к совершению общественно опасных действий (императивные галлюцинации, некоторые формы бреда, психопатоподобные состояния с повышенной поведенческой активностью и патологией влечений и т. п.), в том числе приводившие в прошлом к недобровольной госпитализации;

4) страдающие пограничными формами психических расстройств, совер-

шившие в прошлом общественно опасные деяния, в отношении которых они признавались невменяемыми в связи с развившимся на этой почве психозом.

Приказ Минздрава России, МВД России № 133/269 от 30.04.1997 содержит в себе ряд конкретных мер, направленных на обеспечение контроля за психически больными лицами, совершившими общественно опасные деяния или склонными к их совершению, а именно:

— обязательное обследование врачом-психиатром не реже одного раза в месяц (п. 1.4 Инструкции);

— обязательный информационный обмен между медицинскими организациями. При переводе лица под диспансерное наблюдение в другое медицинское учреждение направляющее учреждение в обязательном порядке извещает принимающую медицинскую организацию о склонности к совершению общественно опасных деяний или нахождении лица на амбулаторном принудительном наблюдении и лечении у врача-психиатра. В дополнение к сведениям, включаемым в медицинскую документацию, сообщаются также следующие данные о больном: ведущий синдром; тип течения заболевания; психопатологический механизм, характер и кратность общественно опасных деяний; личностные и ситуационные факторы, способствующие или препятствующие их осуществлению; проведенные на данном этапе лечебно-реабилитационные мероприятия и их эффективность; рекомендуемые меры по предотвращению общественно опасных деяний;

— обязательное взаимодействие на постоянной основе между органами внутренних дел и медицинскими организациями, осуществляющими активное

диспансерное наблюдение. В рамках информационного обмена за медицинской организацией (психоневрологическим диспансером) закреплена обязанность по ежегодному предоставлению в органы внутренних дел списка лиц, находящихся на активном диспансерном наблюдении; передаче сведений об изменении места жительства указанной категорией лиц, а также сведений о лицах, вновь включенных в список активного диспансерного наблюдения. Орган внутренних дел, в свою очередь, направляет в медицинскую организацию информацию о лицах с психическими расстройствами, находящихся под активным диспансерным отделением, в случаях совершения ими общественно опасных деяний, возбуждения уголовного дела, задержания, заключения под стражу; совершения ими административных правонарушений; появления у них особенностей поведения, свидетельствующих о реальной возможности совершения ими общественно опасных деяний, и необходимости их освидетельствования; перемены ими места жительства (аналогичное сообщение направляется в орган внутренних дел по новому месту проживания больных).

Диспансерное наблюдение за лицами, страдающими психическими расстройствами и склонными к совершению (совершившими) общественно опасное деяние, — действенная мера контроля, поскольку она позволяет на постоянной основе (не реже раза в месяц) отслеживать динамику психического состояния лица и при необходимости корректировать лечение и определять необходимый вид психиатрической помощи (в том числе необходимость госпитализации в стационар). Повышает эффективность данной меры контроля возможность ее

применения независимо от воли самого лица, в отношении которого осуществляется диспансерное наблюдение, поскольку у лиц, страдающих психическим расстройством, зачастую отсутствует критика к своему болезненному состоянию и (или) совершенному общественно опасному деяния, в силу чего они не понимают (а в ряде случаев сознательно уклоняются) от прохождения лечения.

Однако несмотря на высокую эффективность указанной специальной меры наблюдения и контроля за лицами, страдающими психическими расстройствами, применение данной меры все же не всегда возможно реализовать на практике в отношении рассматриваемой в настоящей статье категории лиц — тех, кто совершил преступление и страдает психическим расстройством, не исключающим вменяемости. Указанная проблема обусловлена следующим.

Ни ст. 27 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», ни принятые в его развитие подзаконные нормативные правовые акты, устанавливающие порядок диспансерного наблюдения, не предусматривают напрямую возможность установления диспансерного наблюдения в отношении лиц, совершивших преступление и страдающих психическими расстройствами, не исключающими вменяемости. Диспансерное наблюдение может быть установлено только при хроническом и затяжном психическом расстройстве с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями. Однако в большинстве случаев в отношении психически больных лиц, имеющих криминальный опыт, данный критерий не может быть применен, а потому они не подлежат активному диспансерному

наблюдению (например, это касается абсолютного большинства лиц, у которых диагностировано расстройство сексуального предпочтения). Вместе с тем, с учетом наличия у лица не просто склонности к совершению общественно опасных деяний, а определенного криминального опыта в прошлом, обусловленного в том числе наличием патологии психики, представляется, что лица, страдающие психическим расстройством, не исключающим вменяемости, должны подлежать диспансерному наблюдению.

Возможность установления диспансерного наблюдения в отношении психически больных лиц, совершивших преступление, повысит эффективность уголовной и общесоциальной политики в сфере борьбы с преступностью среди лиц, страдающих психическими расстройствами либо имеющих иные отклонения в психической сфере.

Подводя итог сформулируем следующие основные выводы.

1) Меры контроля за лицами, совершившими преступление и страдающими психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, могут быть определены как система общих и специальных властно-

предупредительных мер, применяемых к психически больными лицам, совершившим преступление, и создающих необходимые предпосылки для обеспечения наблюдения за поведением лица, состоящего под контролем, в целях предупреждения совершения им новых общественно опасных деяний и контроля за психическим состоянием такого лица. Указанные меры контроля могут быть отнесены к мерам посткриминального контроля за лицами, совершившими

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

преступление и отбывшими или освобожденными от наказания.

2) Учитывая специфику лиц, выступающих объектом контроля, меры контроля за лицами, совершившими преступление и страдающими психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, могут быть разделены на меры, предусмотренные уголовным законом, и меры, предусмотренные законодательством в сфере оказания специализированной психиатрической помощи.

3) К предусмотренным уголовным законом мерам контроля за лицами, страдающими психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, и совершившими преступления, могут быть отнесены: обязанность пройти лечение от наркомании и медицинскую и (или) социальную реабилитацию (ст. 721 УК РФ); обязанность условно осужденного пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании (ст. 73 УК РФ); обязательность проведения су-дебно-психиатрической экспертизы перед окончанием срока исполнения наказания в отношении лиц, совершивших в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающих расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости.

4) В рамках уголовно-правовых мер контроля целесообразно закрепление правила об обязательном назначении су-дебно-психиатрической экспертизы в отношении всех лиц, совершивших преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних и страдающих расстройством сексуального предпочтения, не исключающим вменяемости (в настоящее время за рамками

контроля и наблюдения остаются психически больные лица, совершившие преступления, посягающие на половую неприкосновенность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет).

5) К специальным мерам контроля, предусмотренным законодательством о психиатрической помощи, отнесено диспансерное наблюдение, в том числе специальный его вид (подгруппа) — активное диспансерное наблюдение, устанавливаемое в отношении психически больных лиц, склонных к совершению (совершивших) общественно опасные деяния. Данная мера контроля предполагает обязательное (не зависимо от воли лица) посещение врача-психиатра не реже одного раза в месяц с целью наблюдения за динамикой психического расстройства. В рамках указанной меры представляется целесообразным включение лиц, совершивших преступление и страдающих психическим расстройством, не исключающим вменяемости, в категории лиц, подлежащих диспансерному наблюдению.

6) В качестве информационной меры контроля за лицами, страдающими психическими расстройствами и совершившими преступление, с учетом высокого процента миграции и частой смены жительства психически больными лицами, целесообразно рассмотрение вопроса о создании единого информационного ресурса, содержащего в себе сведения о лицах, страдающих психическими расстройствами, склонных к совершению общественно опасных деяний или имевших в прошлом криминальный опыт. В настоящее время врач-психиатр располагает только сведениями, имеющимися в отношении гражданина в данной конкретной медицинской организации. Данные о гражданине (в том числе

нахождении его на диспансерном наблюдении в другом регионе) у врача-психиатра отсутствуют, что снижает возможность более качественного выявления психически больных лиц, подлежащих особому контролю в силу наличия у них криминального опыта либо склонности к совершению общественно опасных деяний. Создание единой информационной базы в этой области позволит решить указанную проблему.

В заключение следует отметить, что изложенные в настоящей статье предло-

жения и выводы не являются исчерпывающими в данном направлении исследования, однако представляется, что они могли бы стать отправной точкой в решении вопроса повышения эффективности специальных мер контроля, применяемых в отношении лиц, совершивших преступление и страдающих психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, что в условиях роста преступности среди психически больных лиц приобретает особую значимость и актуальность.

Литература

1. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Федеральной службы исполнения наказаний на 2015-2017 годы // Федеральная служба исполнения наказаний. Информационно-аналитический отдел. — URL: http://fsin.su/structure/inspector/iao/Doklad/DROND %202015-2017.pdf (дата обращения: 12.02.2023).

2. Михайлов, К. В. Какой государственный орган должен осуществлять посткриминальный контроль за поведением лиц, освобожденных условно-досрочно? / К. В. Михайлов // Уголовное право. — 2010. — № 5. — С. 119-122.

3. Музеник, А. К., Уткин, В. А., Филимонов, О. В. Условное осуждение и отсрочка исполнения приговора / А. К. Музеник, В. А. Уткин, О. В. Филимонов. — Томск: Издательство Томского университета, 1990. — 176 с.

4. Сводные статистические сведения о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей за первое полугодие 2018 года // Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации. Судебная статистика. Электрон. дан. [Б. м.], 2009-2023. URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=4758 (дата обращения: 23.02.2023).

5. Сводные статистические сведения о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей за первое полугодие 2021 года // Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации. Судебная статистика. Электрон. дан. [Б. м.], 2009-2023. URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=5896 (дата обращения: 23.02.2023).

6. Сводные статистические сведения о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей за первое полугодие 2022 года // Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации. Судебная статистика. Электрон. дан. [Б. м.], 2009-2023. URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=7096 (дата обращения: 23.02.2023).

7. Смирнов, А. Н. Меры уголовно-правового воздействия как средство осуществления непенитенциарного контроля / А. Н. Смирнов // Правовые проблемы укрепления российской государственности: сборник статей. — Томск: Издательство Томского государственного университета, 2012. — Ч. 54. — С. 75-76.

8. Смирнов, А. Н. Меры контроля за лицами, освобожденными от наказания в виде лишения свободы: проблемы применения / А. Н. Смирнов // Вестник Кузбасского института. — 2011. — № 5 (8). — С. 67-72.

9. Стариков, Н., Беляев, Д. Россия. Крым. История / Н. Стариков, Д. Беляев. — Санкт-Петербург: Питер, 2015. — 256 с.

10. Уткин, В. А. О правовой природе воспитательных мер, применяемых к осужденным за преступления / В. А. Уткин // Актуальные проблемы государства и права в современный период: сборник статей. — Томск. — 1981. — С. 188-189.

11. Филимонов, О. В. Посткриминальный контроль: теоретические основы правового регулирования / О. В. Филимонов. — Томск: Издательство Томского университета, 1991. — 180 с.

12. Шеслер, А. В. Уголовно-правовая политика: учебное пособие / А. В. Шеслер. — Новокузнецк: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России, 2017. — 64 с.

13. Щедрин, Н. В. Введение в правовую теорию мер безопасности / Н. В. Щедрин. — Красноярск: Красноярский государственный университет, 1999. — 180 с.

References

1. Doklad o rezul'tatah i osnovnyh napravleniyah deyatel'nosti Federal'noj sluzhby ispolneniya nakazanij na 2015-2017 gody [Report on the results and main activities of the Federal Penitentiary Service for 2015-2017]. In: Federal'naya sluzhba ispolneniya nakazanij. Informacionno-analiticheskij otdel [Federal Penitentiary Service. Information and Analytical Department]. URL: http://fsin.su/structure/inspector/iao/ Doklad/DR0ND%202015-2017.pdf (accessed 2/12/2023).

2. Mihajlov K. V. Kakoj gosudarstvennyj organ dolzhen osushchestvlyat' postkriminal'nyj kontrol' za povedeniem lic, osvobozhdennyh uslovno-dosrochno? [Which state body should carry out post-criminal control over the behavior of persons released on parole?]. Ugolovnoepravo [CriminalLaw], 2010, no. 5, p. 119-122.

3. Muzenik A. K., Utkin V. A., Filimonov 0. V. Uslovnoe osuzhdenie i otsrochka ispolneniya prigovora [Probation and suspension of execution]. Tomsk, Tomsk State University Publishing House. 176 p.

4. Svodnye statisticheskie svedeniya o deyatel'nosti federal'nyh sudov obshchej yurisdikcii i mirovyh sudej za pervoe polugodie 2018 goda [Summary statistical data on the activities of federal courts of general jurisdiction for the first half of 2018]. Sudebnyj departament pri Verhovnom Sude Rossijskoj Federacii. Sudebnaya statistika [Judicial Department at the Supreme Court of the Russian Federation. Judicial Statistics]. URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=4758 (accessed 2/23/2023).

5. Svodnye statisticheskie svedeniya o deyatel'nosti federal'nyh sudov obshchej yurisdikcii i mirovyh sudej za pervoe polugodie 2021 goda [Summary statistical data on the activities of federal courts of general jurisdiction for the first half of 2021]. Sudebnyj departament pri Verhovnom Sude Rossijskoj Federacii. Sudebnaya statistika [Judicial Department at the Supreme Court of the Russian Federation. Judicial Statistics]. URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=4758 (accessed 2/23/2023).

6. Svodnye statisticheskie svedeniya o deyatel'nosti federal'nyh sudov obshchej yurisdikcii i mirovyh sudej za pervoe polugodie 2022 goda [Summary statistical data on the activities of federal courts of general jurisdiction for the first half of 2022].

Sudebnyj departament pri Verhovnom Sude Rossijskoj Federacii. Sudebnaya statistika [Judicial Department at the Supreme Court of the Russian Federation. Judicial Statistics]. URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=4758 (accessed 2/23/2023).

7. Smirnov A. N. Mery ugolovno-pravovogo vozdejstviya kak sredstvo osushchestvleniya nepenitenciarnogo kontrolya [Measures of criminal legal impact as a means of implementing non-penitentiary control]. In: Pravovye problemy ukrepleniya rossijskoj gosu-darstvennosti [Legal problems of strengthening Russian statehood]. Collection of articles]. Tomsk, Tomsk State University Publishing House, 2012. Vol. 54. P. 75-76.

8. Smirnov A. N. Mery kontrolya za licami, osvobozhdennymi ot nakazaniya v vide lisheniya svobody: problemy primeneniya [Measures of control over persons released from punishment in the form of imprisonment: problems of application]. Vestnik Kuzbasskogo instituta /Bulletin of the Kuzbass Institutey, 2011, no. 5 (8), p. 67-72.

9. Starikov N., Belyaev D. Rossiya. Krym. Istoriya [Russia. Crimea. History]. St. Petersburg, Piter, 2015. 256 p.

10. Utkin V.A. O pravovoj prirode vospitatel'nyh mer, primenyaemyh k osuzhdennym za prestupleniya [On the legal nature of the educational measures applied to those convicted of crimes]. In: Aktual'nye problemy gosudarstva i prava v sovremennyj period: [Actual problems of state and law in the modern period]. A collection of articles. Tomsk, 1981. P. 188-189.

11. Filimonov O. V. Postkriminal'nyj kontrol': teoreticheskie osnovy pravovogo reguliro-vaniya [Post-criminal control: theoretical foundations of legal regulation]. Tomsk, Tomsk State University Publishing House, 1991. 180 p.

12. Shesler A. V. Ugolovno-pravovaya politika [Criminal law policy]. Textbook. Novo-kuzneck, Kuzbass institute of the FPS of Russia, 2017. 64 p.

13. Shchedrin N. V. Vvedenie v pravovuyu teoriyu mer bezopasnosti [Introduction to the legal theory of security measures]. Krasnoyarsk, Krasnoyarsk State University, 1999. 180 p.

Сведения об авторе

Александра Викторовна Васеловская: Национальный исследовательский Томский государственный университет (г. Томск, Российская Федерация), доцент кафедры уголовного права, кандидат юридических наук. E-mail: vaselovskaya.a@mail.ru

Information about the author

Aleksandra V. Vaselovskaya: National Research Tomsk State University(Tomsk, Russia), associate professor of the Chair of Criminal Law, candidate of law. E-mail: vaselovskaya.a@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.