ф
СУДЕБНАЯ ПСИХИАТРИЯ
© С.В. Полубинская, О.А. Макушкина, 2013 УДК 615.866:34
Для корреспонденции
Макушкина Оксана Анатольевна - доктор медицинских наук, руководитель Отдела судебно-психиатрической профилактики ФГБУ «Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского» Минздрава России Адрес: 119991, г. Москва, Кропоткинский пер., д. 23 Телефон: (495) 637-34-10 Е-таИ: [email protected]
С.В. Полубинская, О.А. Макушкина
Принудительные меры медицинского характера, назначенные наряду с наказанием: правовая регламентация и организация исполнения
Compulsory measures of medical nature combined with punishment: legal regulation and enforcement
S.V. Polubinskaya, O.A. Makushkina
The paper provides a focus on the compulsory outpatient observation and treatment by a psychiatrist administered along with punishment. Data is adduced on the number and nosological profile of persons with mental disorders confined in penal institutions as well as the medical constraints imposed on them. The current legislation on compulsory measures of medical nature combined with punishment is reviewed. Special emphasis is laid on drawbacks in legal regulation in this area, including the absence of legal instruments for interdepartmental interaction between health authorities, law enforcement agencies and penal inspectorates involved in the enforcement of compulsory medical measures.
Key words: social danger, mental disorders, forensic psychiatric prevention, compulsory measures of medical nature, compulsory outpatient observation and treatment by a psychiatrist; non-custodial penalties; penal inspectorates
ФГБУ «Государственный научный центр социальной и судебной
психиатрии им. В.П. Сербского» Минздрава России, Москва
The Serbsky State Research Centre of Social and Forensic Psychiatry, Moscow
Статья посвящена амбулаторному принудительному наблюдению и лечению у психиатра, назначаемому вместе с наказанием. Приводятся данные о количестве и нозологической структуре лиц, страдающих психическими расстройствами, находящихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, о применяемых в отношении них медицинских мерах. Дается анализ действующего законодательства, регламентирующего назначение принудительных мер медицинского характера наряду с наказанием. Особое внимание обращается на недостатки правового регулирования в этой области, включая отсутствие правовых документов по межведомственному взаимодействию органов здравоохранения, органов внутренних дел и уголовно-исполнительных инспекций, участвующих в исполнении этой принудительной медицинской меры.
Ключевые слова: общественная опасность, психические
расстройства, судебно-психиатрическая профилактика, принудительные меры медицинского характера, амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра; наказания, не связанные с лишением свободы; уголовно-исполнительные инспекции
Проблема профилактики общественной опасности лиц, страдающих психическими расстройствами, является многоплановой и носит межведомственный характер. Важным ее звеном является исполнение принудительных мер медицинского характера (ПММХ), назначенных наряду с наказанием. В этой деятельности органы и учреждения здравоохранения тесно взаимодействуют с уголовно-исполнительной системой (УИС) Российской Федерации.
В соответствии с данными ведомственного Отчета о больных психическими и наркологическими расстройствами (форма Пин-6), в учреждениях УИС России на конец 2012 г. состояли под наблюдением 129 839 лиц с психическими расстройствами и расстройствами поведения, что составляло 18,2% общей численности содержа-
18
С.В. Полубинская, О.А. Макушкина
щихся в учреждениях УИС. Большая часть из них (58,06%) - больные психическими расстройствами и расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ. На втором месте по распространенности находились органические, включая симптоматические, психические расстройства (14,7%). Удельный вес расстройств личности и поведения в зрелом возрасте составлял 10,3%; умственной отсталости - 8,7%; невротических, связанных со стрессом, и соматоформ-ных расстройств - 3,3%. Больных шизофренией, шизотипическими и бредовыми расстройствами было 1319 (1,01%) человек.
В отношении 8577 больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией в 2012 г. в учреждениях УИС России применялось обязательное лечение. Общее число осужденных к лишению свободы лиц, страдающих психическими расстройствами, проходивших недобровольное лечение у психиатра, составило в 2012 г. 1004 человека, в том числе 557 из них находились на принудительном лечении в соответствии со ст. 22 УК РФ.
Обращает на себя внимания значительное расхождение последнего показателя с количеством лиц, в отношении которых экспертными комиссиями были вынесены заключения о применении ст. 22 УК РФ с рекомендациями о назначении ПММХ. Так, по данным Государственной отчетности психиатрических учреждений (отчетная форма № 38), в 2012 г. в России таких заключений было 3285 [5]. В большей части случаев подобные решения были вынесены в отношении больных умственной отсталостью (41,6%) и органическими психическими расстройствами (39,5%). Удельный вес иных видов психической патологии был незначителен: расстройства личности и поведения в зрелом возрасте - 6,3%, шизофрения -5,2%, психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ, - лишь 1,5%.
Расхождение в статистических показателях между числом заключений экспертных комиссий с рекомендациями о назначении ПММХ и числом осужденных к лишению свободы, находящихся на принудительном лечении по решению суда, отчасти можно объяснить тем, что суды реже принимают решения о назначении ПММХ наряду с наказанием, нежели им рекомендуют судебные психиатры-эксперты. Кроме того, такие меры могут назначаться и в сочетании с наказаниями, не связанными с лишением свободы, а статистические данные о таких осужденных отсутствуют. Однако данный вопрос требует специального изучения.
В научном анализе и совершенствовании нуждается также правовая регламентация исполнения ПММХ, назначенных наряду с наказанием. В этой связи необходимо отметить, что российское уголовное законодательство традиционно позволяло назначать принудительные меры медицинского характера лицам с психическими расстройствами, совершившим уголовно наказуемые общественно опасные деяния в состоянии невменяемости, а также совершившим преступления и заболевшим после этого психическим расстройством, делающим невозможным назначение или исполнение наказания. И только в действующем УК РФ впервые появились предписания о возможности применения ПММХ к лицам, признанным виновными в совершении преступлений, вместе с наказанием* [3, 13].
В основе этой законодательной новеллы лежит признание уголовно-правового значения психических расстройств, не исключающих вменяемости лиц, совершивших преступления (ст. 22 УК РФ). Согласно ч. 2 ст. 22 УК РФ, такие психические расстройства или психические аномалии, как их нередко называют в юридической литературе [1], во-первых, учитываются судом при назначении наказания и, во-вторых, могут служить в качестве медицинского основания для назначения страдающим ими лицам ПММХ. В постановлении Пленума Верховного суда РФ от 07.04.2011 № 6 «О практике Ф
применения судами принудительных мер медицинского характера» подчеркивается, что этим лицам принудительные медицинские меры могут быть назначены наряду с наказанием, если они нуждаются в лечении психических расстройств, а само решение об их назначении должно содержаться в резолютивной части приговора [2].
Закон рассматривает лиц, которым ПММХ назначены наряду с наказанием, как вменяемых, хотя и страдающих психическими расстройствами, ограничивающими их способность к осознанию фактического характера и общественной опасности своего поведения или к его волевой регуляции. Поэтому, например, уклонение от исполнения ПММХ рассматривается как злостное нарушение установленного порядка отбывания наказания осужденными к лишению свободы, что влечет применение мер взыскания (ст. 116 УИК РФ).
В первоначальной редакции УК РФ принудительное лечение могло сопровождать наказание не только для совершивших преступления лиц с психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, но и для признанных нуждающимися в лечении от алкоголизма или наркомании (п. «г» ч. 1 ст. 97 УК РФ). Однако в соот-
* В судебно-психиатрической и юридической литературе указывается на принципиальные различия этих вариантов назначения принудительных медицинских мер, обусловленные характером психических расстройств лиц, к которым они применяются, и предлагается считать их разными типами принудительных мер медицинского характера.
Российский психиатрический журнал № 6, 2013 19
ф
СУДЕБНАЯ ПСИХИАТРИЯ
ветствии с Федеральным законом от 08.12.2003 № 162-ФЗ указанная норма утратила силу, и в настоящее время к осужденным, больным алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, можно применять обязательное лечение на основании ч. 3 ст. 18 УИК РФ. Основанием для назначения обязательного лечения является комиссионное заключение врачей-специалистов, работающих в УИС. Решение о его прекращении также принимается комиссионно [7].
В 2012 г. ч. 1 ст. 97 УК РФ была дополнена п. «д», предусматривающим возможность назначения наряду с наказанием ПММХ лицам, совершившим преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних и страдающим расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости [12]. Такое решение может быть принято, если виновный совершил хотя бы одно из преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, перечень которых содержится в примечании 1 к ст. 73 УК РФ. К указанным преступлениям относятся деяния, предусмотренные ст. 131-135, 240, 241, 242-1 и 242-2 Уголовного кодекса. Кроме того, возраст виновного должен быть более 18 лет, а потерпевший не должен достичь 14-летнего возраста. Диагноз «педофилия» указывается в заключении судебно-психиатрической экспертизы, где также формулируется вывод о нуждаемости виновного в применении к нему ПММХ [11].
Примечательно, что в соответствии с Федеральным законом от 29.02.2012 № 14-ФЗ принудительное лечение лиц, указанных в п. «д» ч. 1 ст. 97 УК РФ, возможно и после отбытия ими наказания, а также в период условно-досрочного освобождения или в период отбывания более мягкого вида наказания. Общий порядок назначения ПММХ в этих случаях регламентируется ч. 2.1 ст. 102 УК РФ. Для этого ст. 102 УК РФ была дополнена ч. 2.1, в соответствии с которой вне зависимости от времени последнего освидетельствования и от принятого решения о прекращении применения ПММХ суд на основании внесенного не позднее чем за 6 мес до истечения срока исполнения наказания ходатайства администрации учреждения, исполняющего наказание, назначает судебно-психиатрическую экспертизу в отношении лица, указанного в п. «д» ч. 1 ст. 97 УК РФ. Целью такой экспертизы является решение вопроса о необходимости применения к нему ПММХ в период условно-досрочного освобождения или в период отбывания более мягкого вида наказания, а также после отбытия наказания. На основании заключения судебно-психиат-рической экспертизы суд может назначить ПММХ в виде амбулаторного принудительного наблюдения и лечения у психиатра или прекратить ее применение.
При этом действие ч. 2.1 ст. 102 УК РФ распространяется на осужденных к лишению свободы за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, не достигших 14-летнего возраста, совершенные до дня вступления в силу указанного ФЗ. Лица, страдающие расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости, за уклонение от применения ПММХ подлежат уголовной ответственности по ч. 3 ст.314 УК РФ.
Порядок применения ПММХ, соединенных с отбыванием наказания, определяется в ст. 104 УК РФ. Особенностью применения принудительного лечения, соединенного с отбыванием наказания, является то, что оно возможно только в виде амбулаторного принудительного наблюдения и лечения у психиатра и не может быть изменено на стационарную принудительную меру (ч. 2 ст. 99 УК РФ). Если психическое состояние осужденного изменяется и ему требуется оказание стационарной психиатрической помощи, в том числе и без его согласия, то его помещение в больницу возможно только в порядке, установленном Законом РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (ч. 2 ст. 104 УК РФ, п. 32 постановления Пленума Верховного суда РФ от 07.04.2011 № 6).
В соответствии с ч. 1 ст. 104 УК РФ принудительные меры медицинского характера исполняются по месту отбывания лишения свободы, а в отношении осужденных к иным видам наказания -в учреждениях органов здравоохранения, оказывающих амбулаторную психиатрическую помощь.
Таким образом, УК РФ устанавливает лишь общие правила, касающиеся применения принудительного лечения, соединенного с отбыванием наказания, давая в ч. 3 ст. 97 отсылку к уголовно-исполнительному законодательству и иным федеральным законам, где должен содержаться порядок исполнения всех ПММХ.
При этом действующий Уголовно-исполнительный кодекс РФ (УИК РФ) такого порядка не содержит и, более того, его положения расходятся с предписаниями уголовного закона. Например, в ч. 1 ст. 18 УИК РФ, регламентирующей применение к осужденным мер медицинского характера, указывается, что учреждения, исполняющие наказания, применяют ПММХ, назначенные по решению суда осужденным, лишь к 3 видам наказаний -принудительным работам, аресту и лишению свободы. Тем самым по сути УИК РФ ограничивает назначение принудительных мер лишь тремя видами наказаний, что противоречит уголовному закону, где подобных ограничений для назначения ПММХ не содержится. Не отражено в ч. 1 ст. 18 и положение, закрепленное в ч. 1 ст. 104 УК РФ, об исполнении ПММХ в отношении осужденных
20
С.В. Полубинская, О.А. Макушкина
к иным наказаниям помимо уже указанных в этой норме в учреждениях органов здравоохранения, оказывающих амбулаторную психиатрическую помощь.
На учреждения органов здравоохранения, оказывающие амбулаторную психиатрическую помощь (психоневрологические диспансеры, кабинеты психиатров), также возложено исполнение амбулаторного принудительного наблюдения и лечения у психиатра, назначенного осужденному за преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетних и страдающего педофилией после отбытия наказания, включая периоды условно-досрочного освобождения или отбывания более мягкого наказания.
В процессе этой деятельности психиатрическим учреждениям необходимо взаимодействовать с уголовно-исполнительными инспекциями, уполномоченными в этих случаях осуществлять контроль за применением ПММХ. Это новое полномочие уголовно-исполнительных инспекций было введено в ч. 13 ст. 16 УИК РФ в связи с Федеральным законом от 29.02.2012 № 14-ФЗ. Были также расширены полномочия уголовно-исполнительных инспекций в части получения материалов от учреждений, исполняющих наказание, о таком осужденном (ч. 5 ст. 180 УИК РФ). Кроме того, уголовно-исполнительные инспекции получили право направлять в суд представление о продлении и прекращении применения ПММХ в отношении тех же лиц (ч. 2.1 ст. 102 УК РФ) [6].
Однако взаимодействие психиатрических учреждений и уголовно-исполнительных инспекций в описываемых случаях может оказаться практически невозможным в связи с коллизией действующих законов. Если УК РФ и УИК РФ наделили уголовно-исполнительные инспекции полномочиями по применению ПММХ, что невозможно без получения сведений, составляющих врачебную тайну, то в ст. 13 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан» [10] эти органы перечислены среди тех, кому могут быть предоставлены такие сведения без согласия гражданина или его законного представителя, не указаны.
Закон позволяет предоставлять такие сведения «по запросу органа уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением уголовного наказания и осуществлением контроля за поведением условно осужденного, осужденного, в отношении которого отбывание наказания отсрочено, и лица, освобожденного условно-досрочно» (п. 3 ч. 4 ст. 13). Помимо отсутствия в этой норме указания на лиц, которым назначены ПММХ, в соответствии с ч. 14 ст. 16 УИК РФ уголовно-исполнительные инспекции являются не органами, а учреждениями уголовно-исполнительной системы и, следовательно, ни в каких случаях не вправе получать
сведения, составляющие врачебную тайну, без письменного согласия гражданина или его законного представителя (ч. 3 ст. 13 указанного Федерального закона).
Кроме того, если в отношении исполнения ПММХ лицам, страдающим педофилией, уголовно-исполнительные инспекции получили контрольные полномочия, то исполнение ПММХ, соединенных с наказаниями, не связанными с лишением свободы, в отношении иных лиц в сферу их контроля не попадает.
Таким образом, для эффективной организации исполнения амбулаторного принудительного лечения и наблюдения у психиатра, назначенного наряду с наказаниями, не связанными с лишением свободы, а также в порядке, предусмотренном ч. 2.1 ст. 102 УК РФ, требуется прежде всего внесение изменений в действующее законодательство. Кроме того, целесообразно разработать и принять межведомственный нормативный правовой акт, регламентирующий взаимодействие при осуществлении этой деятельности между органами и учреждениями здравоохранения, уголовно-исполнительными инспекциями, а также органами внутренних дел, которые также наделены определенными полномочиями в этой области.
Так, согласно п.12 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» [9], полиция обязана осуществлять розыск лиц, уклоняющихся от исполнения назначенных им судом ПММХ. Сотрудники полиции также обязаны участвовать совместно с органами здравоохранения «в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в наблюдении за лицами, страдающими психическими расстройствами... и представляющими опасность для окружающих, в целях предупреждения совершения ими преступлений и административных правонарушений» (п. 35 ч. 1 ст. 12 того же Федерального закона). Кроме того, как установлено в ч. 1 ст. 17 названного Федерального закона, полиция имеет право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах, среди которых в п. 3 ч. 3 той же статьи указаны лица, «которые совершили преступление или общественно опасное деяние и в отношении которых судом применены принудительные меры медицинского характера».
На сегодняшний день единственным документом, регламентирующим взаимодействие между органами здравоохранения и органами внутренних дел при исполнении ПММХ, остается приказ Минздрава РФ и МВД РФ от 30.04.1997 № 133/269 «О мерах по предупреждению общественно опасных действий лиц, страдающих
Ф
СУДЕБНАЯ ПСИХИАТРИЯ
психическими расстройствами» [4], где предусматривается, в частности, выделение в психоневрологических диспансерах (отделениях, кабинетах) группы пациентов, подлежащих активному диспансерному наблюдению. В эту группу помимо больных, страдающих хроническими и затяжными психическими расстройствами с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями, склонных к общественно опасным действиям, включаются все лица, направленные судом на амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра. В отношении этих пациентов также определено взаимодействие психоневрологических диспансеров с органами внутренних дел в части обмена информацией об изменении места жительства, совершении общественно опасных деяний, возбуждении уголовного дела, задержании и в некоторых других случаях.
По смыслу указанного приказа он распространяется на всех лиц, которые находятся на амбулаторном принудительном наблюдении и лечении у психиатра, включая новую категорию - осужденных за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних и страдающих педофилией после отбытия ими наказания, в том числе в периоды условно-досрочного освобождения или отбывания более мягкого наказания. Поэтому при исполнении этой ПММХ органам внутренних дел надо будет взаимодействовать не
только с органами здравоохранения, но и с уголовно-исполнительными инспекциями. Однако в Регламенте взаимодействия ФСИН России и МВД России по предупреждению совершения лицами, состоящими на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, преступлений и других правонарушений [8] такое взаимодействие не предусмотрено, что делает разработку межведомственного правового документа по взаимодействию всех трех ведомств, участвующих в исполнении амбулаторного принудительного лечения, чрезвычайно актуальной.
В данной статье рассмотрены лишь основные, наиболее очевидные недостатки действующего законодательства, регламентирующего исполнение амбулаторного принудительного наблюдения и лечения у психиатра, назначенного наряду с наказанием. Несовершенство правового регулирования способно негативно влиять на эффективность работы психиатрической службы по предупреждению противоправного поведения лиц с психическими расстройствами. В свою очередь отсутствие полноты статистического наблюдения в отношении находящихся на таком лечении лиц не позволяет оценить качество этой деятельности и сформировать систему мер по повышению ее эффективности. Тем самым совершенствование законодательства, форм статистического учета и проведение научных исследований рассматриваемого вида ПММХ являются необходимыми направлениями судебно-пси-хиатрической профилактики.
Сведения об авторах
Полубинская Светлана Вениаминовна - кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник отделения профилактики общественно опасных действий психически больных Отдела судебно-психиатрической профилактики ФГБУ «Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского» Минздрава России (Москва) E-mail: [email protected]
Макушкина Оксана Анатольевна - доктор медицинских наук, руководитель Отдела судебно-психиат-рической профилактики ФГБУ «Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского» Минздрава России (Москва) E-mail: [email protected]
Литература
Антонян Ю.М., Бородин С.В. Преступное поведение и психические аномалии. - М.: СПАРК, 1998. Бюллетень Верховного Суда РФ. 2011. № 7. Котов В.П. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. Ю.И. Скуратова, В.М. Лебедева. -М.: ИНФРА- М-НОРМА, 1996. - С. 210-211. Медицинская газета, 19 сентября 1997 г. № 73. Мохонько А.Р., Муганцева Л.А. Основные показатели деятельности судебно-психиатрической экспертной службы Российской Федерации в 2012 году: Аналитический
обзор. - М.: ФГБУ «ГНЦССП им. В.П. Сербского» Минздрава России, 2013. - Вып. 21.
Полубинская С.В., Макушкина О.А. Нормативно-правовые аспекты организации амбулаторного принудительного наблюдения и лечения у психиатра лиц, совершивших преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетних и страдающих расстройством сексуального предпочтения (педофилией): Информационное письмо. -М.: ФГБУ «ГНЦССП им. В.П. Сербского» Минздрава России, 2013.
22
С.В. Полубинская, О.А. Макушкина
7. Приказ Минздравсоцразвития РФ № 640, Минюста РФ № 190 от 17 октября 2005 г. «О Порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2005. - № 46.
8. Приказ Минюста РФ № 190, МВД РФ № 912 от 4 октября 2012 г. «Об утверждении Регламента взаимодействия ФСИН России и МВД России по предупреждению совершения лицами, состоящими на учете уголовно-исполнительных инспекций, преступлений и других правонарушений» // Российская газета, 26 октября 2012. - № 248.
9. Собрание законодательства РФ. 2011. № 7. Ст. 900.
10. Собрание законодательства РФ. 2011. № 48. Ст. 6724.
11. Ткаченко А.А., Шишков С.Н. Судебно-психиатрическая экспертиза по определению расстройств сексуальных предпочтений в свете Федерального закона от 29.02.2012
№ 14-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности за преступления сексуального характера, совершенные в отношении несовершеннолетних». - М.: ГНЦССП им. В.П. Сербского, 2012.
12. Федеральный закон от 29 февраля 2012 г. № 14-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российский Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности за преступления сексуального характера, совершенные в отношении несовершеннолетних» // Собрание законодательства РФ. -2012. - № 10. - Ст. 1162.
13. Шишков С.Н. Комментарий к главе 15 Уголовного кодекса Российской Федерации и предложения по ее совершенствованию: Практическое пособие. - М.: ГНЦССП им. В.П. Сербского, 2010. - С. 4-10.
Ф
23