Научная статья на тему 'Меры государственной поддержки развития горных территорий в Республике Дагестан'

Меры государственной поддержки развития горных территорий в Республике Дагестан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
135
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРНЫЕ РАЙОНЫ / РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИЙ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ГОРНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Галбацдибирова Марина Ахмаднуровна, Муталимова Хадижат Халаповна

В статье рассматривается формирование политики комплексного развития горных территорий Республики Дагестан за постсоветский период. Анализируется законодательно-правовая база поддержки горных районов со стороны федеральных и региональных властей, изучается социально-экономический аспект реализации программ и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Меры государственной поддержки развития горных территорий в Республике Дагестан»

Общественные и гуманитарные науки

• ••

51

политике - это защита интересов населения горных районов и сохранение горных ландшафтов, ледников, родников, лесов, альпийских лугов. Дагестан не может успешно развиваться без устойчивого развития горных территорий.

В дальнейшем нужно расширить полномочия и финансовые возможности для проведения эффективной социально-экономической политики в горных районах, формировать для этого необходимые нормативно-правовую и налоговую базы. Кризисы последних лет особенно больно ударили по горным районам. Нужно создавать необходимые механизмы, чтобы в новых экономических условиях стало возможным полноценно жить и работать в горах.

Каждое муниципальное образование должно иметь ориентир социально-экономического

развития своей территории или цель, в соответствии с которой должны быть определены задачи, требующие своего решения. Развитие местного самоуправления в республике позволит повысить эффективность реализации проводимой социально-экономической политики.

Сведение государственной поддержки только к усилению и развитию трансфертной политики и финансовых вливаний тормозит развитие предпринимательских способностей, развивает потребительские и иждивенческие настроения, не настраивает и не способствует повышению ответственности за собственное дело. Поэтому, наряду с первым, более важна роль государства в создании прочной законодательной базы с решенным вопросом о собственности на землю, на имущество и природные ресурсы, четкое определение взаимоотношений государства, бизнеса и населения.

Литература

1. Абдулманапов П. Г. Роль миграции в развитии Республики Дагестан // Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 39. С. 64-68. 2. Сагидов А. К. Основные направления совершенствования здравоохранения в регионе // Вопросы структуризации экономики. 2012. № 3. С. 87-90. 3. Хаджалова Х. М. Развитие социальной ин-

фраструктуры региона в повышении качества жизни // Труд и социальные отношения. 2011. № 2. С. 100-107.

4. URL: http://www.regnum.ru/news/950078.html 5. URL: http://www.minec-rd.ru 6. URL: http://www.garant.ru

References

1. Abdulmanapov P. G. The role of migration in the development of Dagestan // Regional economic : theory and prac-tic.2012 № 39. P. 64-68 2. Sagidov A. K. The main direction of perfection in the region // The problems of the economic structure.2012 №3.P.87-90 3. Khadzhalova Kh. M. The development of social infrastructure in the region to improve quality of life // Work and social relationship. 2011 № 2. P. 100-107.

4. URL: http://www.regnum.ru/news/950078.html 5. URL:http://www.minec-rd.ru 6. URL: http://www.garant.ru

Literatura

1. Abdulmanapov P. G. Roi migracii v razvitii Respubliki Dagestan // Regionalnaya akonomika: teoriya I praktika. 2012. № 39. S. 64-68. 2. Sagidov A. K. Osnovnie napravleniya sovershenstvovaniya zdravoohraneniya v regione // Voprosi

strukturizacii akonomiki .2012. № 3. S. 87-90. 3. Hadzhalova H. V. Razvitie socialnoy infrastrukturi regiona v povishe-nii kachestva zhizni // trud I sjcialnie otnosheniya. 2011. № 2. S. 100-107. 4. URL: http://www.regnum.ru/

news/950078.html 5. URL: http://www.minec-rd.ru URL: http://www.garant.ru

Статья поступила в редакцию 14.07.2014 г.

52

• ••

Известия ДГПУ, №4, 2014

УДК 339.138: 338.439

РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЫНКА ВИНОГРАДАРСКО-ВИНОДЕЛЬЧЕСКОЙ

ПРОДУКЦИИ РОССИИ

THE DEVELOPMENT OF THE MARKET INFRASTRUCTURE

OF WINE GROWING AND WINEMAKING

PRODUCTION IN RUSSIA

© 2014 Аварский Н. Д., Гасанова М. Н.*

Всероссийский научно-исследовательский институт экономики и сельского хозяйства, * Дагестанский государственный педагогический университет

© 2014 Avarsky N. D., Gasanova М. N.* All-Russian Scientific Research Institute Of Economy and Agriculture, *Dagestan State Pedagogical University

Резюме. В статье рассматривается предлагаемый научный подход к анализу развития инфраструктуры рынка виноградарческо-винодельческой продукции на основе мониторинга состояния производственной базы виноградарства, основных элементов инфраструктуры, обеспечивающей товародвижение на рынке виноградарческо-винодельческой продукции для разработки концептуальных основ развития инфраструктуры данного рынка, даны предложения по развитию рынка виноградарсковинодельческой продукции в России.

Abstract. The authors of the article discuss the proposed scientific approach to the analysis of market infrastructure of wone-growing and wine-making production on the basis of monitoring of the the state of the production base of viticulture, basic elements of infrastructure, providing the merchandising on the market of wine-growing and wine-making productions for the development of the conceptual bases for the infrastructure development of the market. They also give proposals for the development of the wine-growing and wine-making market in Russia.

Rezjume. V stat'e rassmatrivaetsja predlagaemyj nauchnyj podhod k analizu razvitija infrastruk-tury rynka vinogradarchesko-vinodel'cheskoj produkcii na osnove monitoringa sostojanija proizvod-stvennoj bazy vinogra-darstva, osnovnyh jelementov infrastruktury, obespechivajushhej tovarodvizhenie na rynke vinogradarchesko-vinodel'cheskoj produkcii dlja razrabotki konceptual'nyh osnov razvi-tija infrastruktury dannogo rynka, dany predlozhenijapo razvitiju rynka vinogradarsko-vinodel'cheskojprodukcii v Rossii.

Ключевые слова: рынок виноградарско-винодельческой продукции, инфраструктура рынка, инфраструктурные элементы, товародвижение, государственное регулирование.

Keywords: wine-growing and winemaking production market, market infrastructure, infrastructure elements, commodity promption, government regulation.

Kljuchevye slova: rynok vinogradarsko-vinodel'cheskoj produkcii, infrastruktura rynka, infra-strukturnye je-lementy, tovarodvizhenie, gosudarstvennoe regulirovanie.

Рынок виноградарско-винодельческой продукции является сегментом агропродовольственного рынка и проявляется в виде совокупности материальных, финансовых и информационных отношений между базовой отраслью - виноградарством, переработчиками виногра-дарческой продукции, оптовыми и розничными торговыми организациями, занимающимися поставками винограда и продуктов его переработки и конечными потребителями виноградарско-винодельческой продукции.

Спрос на виноградарско-винодельческую продукцию высок практически во всех странах

мира, однако вследствие агроклиматических условий производство по всем направлениям может эффективно развиваться в ограниченном их числе. Поэтому большое значение имеет международная торговля виноградом и продуктами его переработки. Наша страна не является в этом отношении исключением, и при анализе рынка виноградарско-винодельческой продукции в России весьма важно учитывать характер связей между импортерами виноградарско-винодельческой продукции и соответствующими предприятиями оптовой и розничной торговли, а также между экспортерами

Общественные и гуманитарные науки

• ••

53

и производителями винограда и перерабатывающими предприятиями.

Более интенсивное развитие виноградарства на юге России и в Крыму может способствовать в дальнейшем мощным импортозамещающим фактором по ряду продуктов виноградарсковинодельческой отрасли.

Основными отраслевыми сегментами рынка виноградарческо-винодельческой продукции являются:

- рынок свежего (столового) винограда; -рынок виноградного вина и коньячной

продукции;

- рынок виноградного сока;

- рынок сушеного винограда (изюма).

Несмотря на то что все указанные сегменты

рынка виноградарческо-винодельческой продукции имеют, хотя и различающееся по сортам, но в принципе одно и то же сырье, их конъюнктура в то же время может быть совершенно различной, в том числе в силу различий в направлении государственного регулирования, характера потребительского спроса, неодинаковой реакции на погодные изменения, исходя из этого они во всех странах являются предметом самостоятельного изучения.

Эффективное развитие рынка виноградар-ческо-винодельческой продукции невозможно без адекватно функционирующей инфраструктуры, причем как производственной, так и опосредствованно воздействующей на товародвижение - институциональной, нормативноправовой, торговой.

Мониторинг состояния производственной базы виноградарства, основных элементов инфраструктуры, обеспечивающей товародвижение на рынке виноградарческо-винодельческой продукции, позволит разработать концептуальные основы развития инфраструктуры данного рынка [1].

Учитывая специфику рынка виноградарче-ско-винодельческой продукции, состояние его инфраструктуры следует рассматривать в двух плоскостях: через отдельные рыночные сегменты и инфраструктурные элементы.

Выделенные основные самостоятельные сегменты (рынок свежего винограда, рынок виноградного вина, рынок виноградного сока и рынок сушеного винограда) целесообразно рассматривать сквозь призму четырех групп инфраструктурных элементов:

- производственная инфраструктура, непосредственно обеспечивающая производство виноградарческо-винодельческой продукции (виноградники, техника и технологии их возделывания, перерабатывающие предприятия и обеспеченность их необходимой техникой и технологиями);

- производственная инфраструктура, обеспечивающая товародвижение на рынке виноградарческо-винодельческой продукции (хранилища для винограда и продукции его переработки, сортировальные и упаковочные комплексы, логистическо-распределительные пункты, транспортные средства);

- инфраструктура реализации виноградарческо-винодельческой продукции, включая оптовую и розничную торговлю (с учетом дифференциации в каналах реализации, розничных ценах, потребительских предпочтениях, покупательной способности населения);

- инфраструктурные элементы, воздействующие на производство и товародвижение виноградарческо-винодельческой продукции опосредствованно (нормативно-правовая база, институты управления).

Предлагаемый подход к анализу развития инфраструктуры рынка виноградарческо-винодельческой продукции целесообразен, поскольку в данном случае учитывается своеобразие каждого из сегментов данного рынка и создается полная картина товародвижения вино-градарческой продукции от производителя к конечному потребителю и эффективность функционирования обслуживающих ее инфраструктурных объектов [1].

Для всех без исключения сегментов рынка виноградарческо-винодельческой продукции необходимым фактором устойчивого их развития является адекватная нормативно-правовая база, предусматривающая государственную поддержку не только на стадии производства данной продукции, но и ее товародвижения до потребителя и стимулирования самого потребительского спроса.

Виноградарская отрасль является одной из наиболее перспективных подотраслей сельского хозяйства. Виноградник площадью 100 га создает не менее 40 рабочих мест и обеспечивает поступление в бюджет и внебюджетные фонды более 2,9 млн руб. в год. Вместе с тем, виноградарство является капиталоемкой отраслью, из-за длительного инвестиционного цикла не имеет возможности в полной мере реализовать свой потенциал без государственной поддержки. В России виноградарство включено в перечень приоритетных подотраслей сельского хозяйства, однако в настоящее время развитию отрасли препятствуют системные проблемы, решение которых требует системного подхода и участия государства.

В рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, а также ведомственных целевых программ «Развитие виноградарства и виноделия Российской Федерации на 2008-2010 годы» и «Развитие виноградарства Российской Федерации на 20112012 годы» была предусмотрена целенаправленная поддержка виноградарческой отрасли. Однако единственным успехом этих программ явился кратковременный рост производства винограда в период 2008-2011 гг. Установленные Госпрограммой индикаторы не были выполнены в течение всех пяти лет. Результаты ведомственной программы на 2011-2012 годы также показали неполный объем финансирования и нецелевое расходование выделенных средств. Всего за 2008-2012 гг. Госпрограммой было предусмотрено выделение 3,5 млрд руб.,

54

• ••

Известия ДГПУ, №4, 2014

фактически выделено 1,4 млрд руб. (39,3%), из них использовано 1,2 млрд руб. (86,1%).

Важным недостатком данных программ как федеральных, так и региональных явилось то, что они были ориентированы исключительно на поддержку производителей винограда и вообще не предусматривали поддержку переработки и реализации виноградарсковинодельческой продукции. Действующая Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы и разработанная Министерством сельского хозяйства программа развития виноградарства в России до 2020 года также ориентированы исключительно на поддержку производства свежего винограда путем субсидирования части затрат на закладку и уход за виноградниками. Необходимо отметить снижение ее целевых показателей в сравнении с Госпрограммой на 2008-2012 годы более чем в

1,5 раза.

Выделение бюджетных средств на поддержку виноградарства в рамках Госпрограммы на 2008-2012 гг.

Го- ды Объём средств, предусмотренных Госпрограммой, млн руб. Выделено средств из федерального бюджета, млн руб. Выполнение финансирования, предусмотренного Госпрограммой, %

2008 614,4 235,4 38,3

2009 621,6 464,4 74,7

2010 718,0 0,0 0

2011 754,0 300,2 39,8

2012 792,0 400,0 50,5

2008- 2012 3500 1400 40

Источник: Минсельхоз России

В основных виноградарских и винодельческих регионах России (Краснодарский и Ставропольский края, Республика Дагестан, Кабардино-Балкарская и Чеченская республики, Ростовская область) также приняты региональные целевые программы по развитию виноградарства и виноделия.

К примеру, в Дагестане приняты республиканская целевая программа «Развитие виноградарства и виноделия в Республике Дагестан на 2011-2020 годы» и Программа деятельности Комитета по виноградарству и регулированию алкогольного рынка Республики Дагестан на период до 2015 года, основной целью которых является устойчивое развитие виноградарства и виноделия в Республике Дагестан, обеспечивающее расширение площадей виноградников, восстановление питомниководческой базы, решение тактической задачи в части устойчивого роста производства и получения высококачественной, конкурентоспособной винодельческой и другой продукции [2].

К поддержке развития инфраструктуры рынка виноградарско-винодельческой продукции можно отнести только предусмотренные программами меры по

созданию условий длительного хранения свежего винограда для дальнейшей его реализации на рынках страны: строительство новых (общей мощностью более 50 тыс. т) и реконструкция имеющихся холодильных помещений; закупка необходимого количества современного оборудования для хранения и транспортировки винограда, что явно недостаточно, учитывая нынешнее состояние виноградарства Дагестана, характеризующееся существенным уменьшением площадей насаждений (за период с 1984 г. по 2010 г. площадь насаждений под виноградниками сократились на 50,4 тыс. га, или на 50,6 % и составила на конец 2010 г. всего 22,3 тыс. га), снижением их продуктивности, общим падением эффективности производства и продуктов его переработки, в том числе вследствие непродуманной политики государства, поставившей в одинаковые условия производства виноградных и нетрадиционных ароматизированных вин, себестоимость которых намного ниже.

Единственным программным документом, нацеленным на поддержку развития рынка виноградарсковинодельческой продукции, является Федеральная программа гарантии качества вин «РОСГЛАВВИНО», стартовавшая в августе 2012 г. Генеральная цель этой программы - создание эффективной цепи производства и реализации натуральных вин от исходного сырья до корзины покупателя, на каждом этапе которой обеспечивается всесторонний контроль качества.

Реализуется данная программа в рамках частногосударственного партнерства, на базе крупных винодельческих предприятий, некогда входивших в структуру РОСГЛАВВИНО СССР. Федеральная программа гарантии качества вин «РОСГЛАВВИНО» предполагает тесное сотрудничество с государственными структурами, прежде всего, с Министерством сельского хозяйства и Федеральной антимонопольной службой России. Сквозной контроль алкогольной продукции, выпускаемой в рамках программы, осуществляется сертифицированными лабораториями на базе профильных государственных институтов (СКЗ НИИСиВ и

др.) [3].

В связи с этим необходимо дополнить, учитывая специфику сегментов данного рынка, и разработать самостоятельную федеральную программу (возможно также на основе частно-государственного партнерства), регулирующую производство и реализацию безалкогольной виноградарческой продукции.

Государственное регулирование рынка виногра-дарческо-винодельческой продукции должно дополняться саморегулированием. В этой сфере большое значение будет иметь формирование действенных отраслевых союзов. В настоящее время в России функционирует Союз виноградарей и виноделов России (СВВР) - отраслевая ассоциация, объединяющая производителей винограда и виноделов, а также Некоммерческое партнерство «Винодельческий Союз», объединяющее 19 производителей винодельческой продукции Краснодарского края, Республики Адыгея и Центральной России. В целях лучшей координации этих структур, а также охвата производителей сушеного винограда и виноградных соков целесообразно соз-

Общественные и гуманитарные науки

• ••

55

дать единый отраслевой союз производителей вино-градарческо-винодельческой продукции.

Развитие отраслевых союзов на рынке виногра-дарческо-винодельческой продукции будет способствовать частичному решению еще одной растущей проблемы на данном рынке, а именно, вовлечению в хозяйственный оборот мелких производителей винограда и виноградного вина в хозяйствах населения. В период 1996-2010 гг. удельный вес таких хозяйств в структуре производства винограда в России возрос с

10 до 26 %. В то же время, как уже отмечалось выше, данные хозяйства не субсидируются государством, но, с другой стороны, им разрешено реализовывать виноградное вино. Целесообразно распространить государственную поддержку на такие хозяйства, но в то же время отраслевые союзы также могли бы параллельно оказывать существенную поддержку в реализации продукции, предоставлении рыночной информации.

Литература

1. Программа и методика научных исследований на 2014-2016 гг. «Разработать концептуальные основы развития инфраструктуры рынка виноградарско-винодельческой продукции» / Аварский Н. Д. и др. М. : ГНУ ВНИИЭСХ, 2014. 16 с. 2. Государственная программа Республики Дагестан «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2014-2020 годы»: Подпрограмма «Развитие виноградарства и виноделия в Республике Дагестан»: Утверждена постановлением Правительства Республики Дагестан от 13 декабря 2013 г. № 673 [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http://mcxrd.ru/?id=/ 139076 0426/1390763654/1393490024/1395837619.html. 3. РАР дает «добро» РОСГЛАВВИНО [Электронный ресурс].

Режим доступа: URL: http://www.alconews.ru/publicly/2012/10/22497.php; URL: http://alcogol.su/

page.php?id=4927.

References

1. The program and the methodology of scientific research in 2014-2016, "Developing a conceptual basis for the development of market infrastructure wine products" / Avarsky N. D. etc. M: SSI ARSRIEA, 2014. 6 p. 2. The state program of the Republic of Dagestan "Development of agriculture and regulation of markets of agricultural products, raw materials and food for 2014-2020": Subprogram "Development of vinegrowing and winemaking in the Republic of Dagestan": Approved by the decree of the Government of the Republic of Dagestan on December 13, 2013. # 673 [Electronic resource] Mode of access: URL: http://mcxrd.ru/?id=/1390760426/1390763654/1393490024/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1395837619.html. 3. RAR approves ROSGLAVVINO [Electronic resource]. Mode of access:

URL: http://www.alconews.ru/ publicly/2012/10/22497.php; URL: http://alcogol.su/page.php?id=4927.

Literatura

1. Programma i metodika nauchnyh issledovanij na 2014-2016 gg. «Razrabotat' konceptual'nye osnovy razvitija infra-struktury rynka vinogradarsko-vinodel'cheskoj produkcii» / Avarskij N. D. i dr. M. : GNU VNIIJeSH, 2014. 16 s.

2. Gosudarstvennaja programma Respubliki Dagestan «Razvitie sel'skogo hozjajstva i regulirovanie rynkov sel'skohoz-

jajstvennoj produkcii, syr'ja i prodovol'stvija na 2014-2020 gody»: Podprogramma «Razvitie vinogra-darstva i vinodelija v Respublike Dagestan»: Utverzhdena postanovleniem Pravitel'stva Respubliki Dagestan ot 13 dekabrja 2013 g. № 673 [Jelektronnyj resurs] Rezhim dostupa: URL: http://mcxrd.ru/?id=/1390760426/1390763654/1393490024/

1395837 619.html. 3. RAR daet «dobro» ROSGLAV-VINO [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa:

URL: http://www.alconews.ru/ publicly/2012/10/22497.php; URL: http://alcogol.su/page.php?id=4927.

Статья поступила в редакцию 03.09.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.