(25)
где l - длина активной зоны очистки (зона стабильного существования пузырьков пены), м; П2 -коэффициент, характеризующий соотношение фактического и критического для пенных пузырьков разм2еров частиц ЗВ; S, SKp - соответственно средняя фактическая и критическая толщина пленки пузырьков пены, м; qo - удельный электрический заряд пены, Кл/кг; - энергоемкостного показателя:
19liy P 1и ri"F h
Е**>= o,5v3 (1 -C0S&l"hA) | ' ItiкJ0 "A
^ ' " DlhA^e PnDnD„n PnTPDn„
Е ( ГД) . F
Еэф(ПО) Fn
Qn H - Hnm ) + (HpQp + H.Q. ) + Nun '
где Fn - площадь сечения пенообразования (подачи пены), м2; i - количество однотипных пеногенераторов, необходимое для полного перекрытия поперечного сечения активной зоны очистки, шт; R - среднее расстояние между пузырьками пены и частицами ЗВ в активной зоне очистки, м; По - удельное количество частиц ЗВ, входящих в активную зону очистки, 1/м3; n' - удельное количество частиц ЗВ, столкнувшихся с пузырьками пены и вступивших в межмолекулярное взаимодействие, 1/м3; n" - удельное количество частиц ЗВ, на поверхности которых происходит процесс смачивания пенными пузырьками, 1/м3; П''' - удельное количество частиц ЗВ, которые задерживаются на поверхности пузырьков пены за счет действия электрических сил, 1/м3.
Список использованной литературы:
1. Беспалов В.И., Данельянц Д.С., Мишнер Й. Теория и практика обеспыливания воздуха. -Киев: Наук. думка, 2000. - 190 с.
2. В.И. Беспалов, С.В. Мещеряков, О.С. Гурова. Оценка процессов и расчет аппаратов защиты окружающей среды: Учебное пособие.- Ростов-на-Дону: ООО «Мини Тайп», 2007.-192 с.
© В.И. Беспалов, О.С. Гурова, 2015
УДК 332.14
Богомолова Любовь Леонидовна
к. э. н., профессор кафедры экономики Институт менеджмента и экономики Югорский государственный университет г. Ханты-Мансийск, РФ L_Bogomolova@ugrasu.ru
МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В
УСЛОВИЯХ КРИЗИСА
Аннотация
В статье рассмотрены актуальные проблемы развития малого и среднего бизнеса в условиях кризиса и раскрывается современное состояние и стратегические направления государственной поддержки в Ханты-Мансийском автономном округе - Югра. В исследовании проведена оценка мер государственной поддержки развития малого и среднего бизнеса и механизма государственной поддержки на среднесрочную
перспективу. Цель исследования: провести оценку развития предприятий малого бизнеса за последний период в условиях кризисного развития региональной экономики и обосновать меры государственной поддержки малого и среднего бизнеса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Ключевые слова государственная поддержка, меры, малый бизнес, регион, кризис.
В Ханты-Мансийском автономном округе - Югра в сфере малого и среднего бизнеса за последний 2014 год действуют свыше 24,2 тысячи малых и средних предприятий. В малом и среднем бизнесе занято 138,8 тысячи человек. Вклад малых предприятий, включая микропредприятия в валовой региональный продукт, составляет 454,6 млрд. рублей. Базовые показатели развития малого бизнеса в округе имеют тенденцию к росту, так, число малых предприятий увеличилось по сравнению с 2013 годом на 747едениц, или на 3,2 %. Среднесписочная численность работников малых и средних предприятий, включая микропредприятия (без внешних совместителей) за этот же период увеличилась 15860 человек, или на 12,9%, оборот малых и средних предприятий, включая микропредприятия, увеличился с 412,28 млрд. руб. до 454,60 млрд. руб. или на 42,32 млрд. руб. Темп роста составил 12,9%. Оборот малых и средних предприятий в расчете на 1 предприятие и в расчете на 1 работника по уровню 2014 года увеличился до 18,785 млн.руб. соответственно на одно предприятие и свыше 3,27 млн. руб. на работника.
Развитие малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, как и в России, приобретает все большее политическое, социальное и экономическое значение и это главная забота Правительства автономного округа, поскольку формирование среднего класса собственников способствует созданию основы для развития устойчивости региональной экономики в целом, созданию новых рабочих мест, расширению налогооблагаемой базы и в конечном итоге повышению качества жизни населения региона.
Меры, направляемые на развитие малого и среднего предпринимательства, предпринимаемые органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, стали одним из факторов, позволивших предпринимателям Ханты-Мансийского автономного округа - Югры существенно минимизировать потери, вызванные финансово-экономическим кризисом. Организациями инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства на начало 2015 г. предоставлена поддержка 2193 субъектам предпринимательства, в том числе: финансовую поддержку получили 81 субъект малого и среднего предпринимательства; имущественную поддержку - 119 субъектов малого и среднего предпринимательства; в области обучения - 1013 человек; информационно-консультационную - 644 человек; 336 представителей предпринимательского сообщества приняли участие в мероприятиях, направленных на популяризацию и пропаганду предпринимательской деятельности. Субъектами, получившими поддержку создано 37 рабочих мест и 8 малых предприятий.
Современный малый бизнес в округе активно проявляется в строительстве, торговле, операциях с недвижимостью, в оказании услуг и только отчасти в промышленности. Существует ряд проблем, связанных с недостаточным развитием наукоемкого малого бизнеса в ключевых отраслях окружной экономики. В нефтедобыче, глубокой лесопереработке, производственных услугах для нефтегазовых, лесозаготовительных и лесоперерабатывающих компаний, агросервисе его присутствие незначительно. Предприятия малого и среднего бизнеса, зарегистрированные на территории автономного округа, оказывающие интеллектуальные услуги для отраслей базового сектора экономики автономного округа, а именно, проектные работы, консалтинговые услуги, обеспечивающие автоматизацию бизнес-процессов, мало вовлечены во внешнеэкономическую деятельность.
В целях создания благоприятных условий для реализации национальной предпринимательской инициативы развития малого и среднего предпринимательства в прогнозный период государственная поддержка Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры будет продолжена.
Основной инструмент реализации государственной политики по развитию малого и среднего предпринимательства - подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы «Социально-экономическое развитие, инвестиции и инновации Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2014-2020 годы», который был разработан и принят с учетом кризисных явлений в экономике региона. В условиях нестабильности, санкций и геополитической ситуации
государственная поддержка малого и среднего предпринимательства осуществляется в Югре через комплекс мер, предусматривающих предоставление финансовой, имущественной, информационно-консультационной помощи.
В соответствии с мероприятиями программы предусматривается выделение средств из окружного бюджета с привлечением средств федерального бюджета, частных инвесторов на создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства (бизнес-инкубаторы, технопарк, центр кластерного развития, центр прототипирования). Эта инфраструктура содействует внедрению новых технологий и создает инструменты включения малых компаний в производственные процессы крупных предприятий, расширяя возможности для сбыта собственной продукции.
В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре сегмент малого и среднего бизнеса не рассматривается отдельно от структурных преобразований в экономике.
Поставленная в прогнозе 2015-2017 годов задача по увеличению численности занятых в секторе малого и среднего предпринимательства к 2017 году до 19,8% (2013 год - 15,9%) и доли малого и среднего бизнеса в валовом региональном продукте Югры к 2017 году до 17,5% (2013 год - 14,6%) не может быть решена отдельными точечными мерами.
В Югре проведена перестройка всей экономической парадигмы, где главным драйвером экономики на уровне целеполагающих программных документов региона - Стратегии Югры - 2030, Прогноза социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2030 года и других государственных программ определён малый и средний бизнес.
Соответственно, в прогнозном периоде одной из ключевых задач экономики лидерства и инноваций будет являться создание конкурентной среды и благоприятного предпринимательского климата. В 2014 -2017 годах, за период в три года, планируется реализовать мероприятия, направленные на повышение эффективности мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства:
- по доступности финансовых ресурсов;
- совершенствованию специальных налоговых режимов;
- в организации продвижения товаров и услуг на внешний и внутренний рынок автономного округа.
В Югре реализуется национальная предпринимательская инициатива - это принципиально новый подход к формированию делового климата, когда его главный потребитель предъявляет требования к участникам процесса.
Малое и среднее предпринимательство окажет свое влияние в прогнозном периоде в создании современных производств, высокоэффективного сельского хозяйства, в жилищном строительстве, в секторе услуг.
В целях поиска новых форм и возможностей привлечения активных молодых людей округа к самореализации, предоставления им инструментов для ускорения роста (становления) бизнеса в прогнозном периоде планируется продолжить реализацию проекта «Академия бизнеса». В соответствии с мероприятиями проекта в Югре проводятся тренинги, направленные на получение углубленных знаний и навыков в области стратегического и тактического менеджмента, на развитие лидерских качеств и предпринимательских компетенций руководителей бизнеса и их сотрудников. Одна из форм привлечения населения к организации собственного бизнеса - создание на территории Югры коммуникационной площадки для обсуждения основных трендов и перспектив развития рынка франчайзинга в России, расширение географии сотрудничества малого и среднего бизнеса округа в формате Всероссийского форума-выставки «Франчайзинг. Регионы», которая пройдёт в 6 центральных городах Уральского федерального округа: Екатеринбург, Тюмень, Челябинск, Курган, Сургут, Новый Уренгой.
В прогнозном периоде акцент в развитии малого и среднего предпринимательства будет сделан на инновационное производство, крестьянско-фермерские хозяйства, внутренний туризм, ремесленническую деятельность, оказание социальных услуг, а также повышение инициативности молодежи в целях вовлечения в предпринимательскую деятельность.
Список использованной литературы:
1. Распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югра № 555-рп «О прогнозе социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».
2. Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 октября 2010 г. № 241-п О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года».
3. Официальный веб-сайт органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры: http://www.admhmao.ru/people/frame.htm (дата обращения 3.03.2015 года).
4. Богомолова Л.Л., Милевский Р.А. К вопросу о региональных особенностях: влияние малого бизнеса на развитие экономики региона. Научный журнал «Вестник ЮГУ», №4 (35) / 2014.
5. Богомолова Л.Л. Система государственной поддержки малого бизнеса. Сборник статей Международной научно-практической конференции «Тенденции социально-экономического развития регионов» 12 мая 2014г., г. Уфа. - Уфа: Аэтерна, 2014. - 162 с.
© Л.Л. Богомолова, 2015
УДК 33
Герасимова Лариса Николаевна, Глушко Дарья Александровна
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации,
г. Москва, РФ, 22969@mail.ru
СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ
В ОТЧЕТНОСТИ КОМПАНИИ
Аннотация
Настоящая статья посвящена проблемам отражения учета социальной ответственности бизнеса в отчетности компании и развитию такой новой формы отчетности как корпоративная социальная отчетность. Выделены основания для ответственности бизнес-единиц в социальной сфере. Рассмотрены основные категории показателей стандартов GRI, суть социального отчета и государственное регулирование социальной ответственности бизнес-единиц.
Ключевые слова
социальная ответственность, бизнес-единица, стандарты GRI, бизнес-сфера, корпоративная
социальная отчетность.
В последнее время, в связи с тенденцией более интенсивного участия компаний в сферах социального характера, все большую актуальность приобретает проблема отражения в системе бухгалтерского учета социальной ответственности. Все чаще поднимается вопрос о том, что государственное регулирование социально-экономических и общественных процессов неэффективно и необходим поиск новых активных субъектов регулирования.
Причинами возникновения социальной ответственности бизнеса являются различные факторы: возрастание негативного отношения общества к бизнесу, что связано с нарушением корпорациями экологии, использованием детского труда, коррупцией; сокращение в ряде стран государственных расходов в социальной сфере. В условиях глобализации произошло увеличение доли компаний, участвующих в деятельности социального характера.
Однако проблема остается актуальной. Это подтверждают такие факты, как нарушение со стороны работодателей международных прав человека и трудовых стандартов; несоблюдение законодательно установленных социально-трудовых прав сотрудников предприятий; низкий уровень заработной платы; длительная задолженность по выплате заработной платы; неоправданная экономия на инвестициях в охрану труда и здоровье работников.