Научная статья на тему 'МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ИНФОРМАЦИИ ЗАПРЕЩЕННОЙ К РАСПРОСТРАНЕНИЮ В СЕТИ «ИНТЕРНЕТ»'

МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ИНФОРМАЦИИ ЗАПРЕЩЕННОЙ К РАСПРОСТРАНЕНИЮ В СЕТИ «ИНТЕРНЕТ» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
21
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
запрет / распространение информации / цифровые процессы / государственное регулирование / защита прав и свобод личности / административная ответственность / административное судопроизводство. / prohibition / dissemination of information / digital processes / state regulation / protection of personal rights and freedoms / administrative responsibility / administrative proceedings.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ломаченко Елена Владимировна

В данной статье предметом исследования являются меры государственного регулирования различных видов информации запрещенной к распространению в сети «Интернет». В связи тем, что современное информационное пространство развивается с молниеносной скоростью, появляются новые виды информацим. При этом многие цифровые процессы не успевают должным образом устояться в российском обществе. Тем более, с учетом сложной специфики государственного регулирования общественных отношений в сети «Интернет», внимание к рассматриваемой теме должно быть максимальным со стороны как законодателя, так и правоприменителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEASURES OF STATE REGULATION OF VARIOUS TYPES OF INFORMATION PROHIBITED FOR DISTRIBUTION ON THE INTERNET

In this article, the subject of the study is the measures of state regulation of various types of information prohibited for distribution on the Internet. Due to the fact that the modern information space is developing at lightning speed, new types of information are emerging. At the same time, many digital processes do not have time to properly settle in Russian society. Moreover, taking into account the complex specifics of state regulation of public relations on the Internet, attention to the topic under consideration should be maximized by both the legislator and the law enforcement officer.

Текст научной работы на тему «МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ИНФОРМАЦИИ ЗАПРЕЩЕННОЙ К РАСПРОСТРАНЕНИЮ В СЕТИ «ИНТЕРНЕТ»»

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

ЛОМАЧЕНКО Елена Владимировна,

преподаватель, кафедра социально-экономических и правовых дисциплин, Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Институт социального образования», e-mail.mail@law-books.ru

МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ИНФОРМАЦИИ ЗАПРЕЩЕННОЙ К РАСПРОСТРАНЕНИЮ

В СЕТИ «ИНТЕРНЕТ»

Аннотация. В данной статье предметом исследования являются меры государственного регулирования различных видов информации запрещенной к распространению в сети «Интернет». В связи тем, что современное информационное пространство развивается с молниеносной скоростью, появляются новые виды информацим. При этом многие цифровые процессы не успевают должным образом устояться в российском обществе. Тем более, с учетом сложной специфики государственного регулирования общественных отношений в сети «Интернет», внимание к рассматриваемой теме должно быть максимальным со стороны как законодателя, так и правоприменителя.

Ключевые слова: запрет, распространение информации, цифровые процессы, государственное регулирование, защита прав и свобод личности, административная ответственность, административное судопроизводство.

LOMACHENKO Elena Vladimirovna,

Lecturer, Department of Socio-Economic and Legal Disciplines, Autonomous Non-Commercial Educational Organization of Higher Education "Institute of Social Education"

MEASURES OF STATE REGULATION OF VARIOUS TYPES OF INFORMATION PROHIBITED FOR DISTRIBUTION ON THE INTERNET

Annotation. In this article, the subject of the study is the measures of state regulation of various types of information prohibited for distribution on the Internet. Due to the fact that the modern information space is developing at lightning speed, new types of information are emerging. At the same time, many digital processes do not have time to properly settle in Russian society. Moreover, taking into account the complex specifics of state regulation of public relations on the Internet, attention to the topic under consideration should be maximized by both the legislator and the law enforcement officer.

Key words: prohibition, dissemination of information, digital processes, state regulation, protection of personal rights and freedoms, administrative responsibility, administrative proceedings.

Информация играет значимую роль в развитии человечества. Люди ее накапливают, дополняют, систематизируют и передают будущему поколению, являясь фундаментом для получения новых знаний, она содействует изучению новых явлений и событий, что способствует научно-техническому прогрессу.

Так, практически ежедневно, появляются различные виды общественных отношений, которые потенциально могут нанести вред как государству, так и личности.

Для того чтобы исследовать в полной мере сферу государственного регулирования информации в интерне-пространстве, нельзя не отметить

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023

две базовые разновидности такой информации, содержащиеся в Законе об информации [1]:

а) непосредственно информация, запрещенная к распространению, которая согласно части 6 статьи 6 Закона об информации обозначена как информация, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность. При этом в соответствие со статьей 15.1 этого же закона Интернет-ресурсы, содержащие запрещенную к распространению информацию, включаются в соответствующий Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее - Единый реестр);

б) информация, распространение которой ограничено. Как уже отмечалось в предыдущем параграфе, Закон об информации не раскрывает сущность этой разновидности, определяя лишь, что существуют специальные процедуры ограничения доступа к информации, распространяемой в нарушении действующего закона. Также информация, распространение которой ограничено, не включается в Единый реестр.

Также по вопросу выделения разновидности информации запрещенной к распространению сети Интернет можно обозначить несколько классификаций.

Первую видовую характеристику можно с учетом содержания различных видов информации запрещенной к распространению сети Интернет в действующем законодательстве. В данном случае информация может быть запрещена к распространению, если: 1) она составляет государственную тайну; 2) она направлена на разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной ненависти и вражды, пропаганду войны, за распространение такой информации предусмотрена административная и уголовная ответственность (статьи 20.3 и 20.3.1 КоАП РФ, статья 282 УК РФ); 3) она содержит порнографические материалы или предметы и распространяется среди несовершеннолетних, в этом случае предусмотрена уголовная ответственность согласно части 2 статьи 242 УК РФ; 4) она содержит публичное оскорбление, в том числе размещенное в сети Интернет (социальных сетях, информационных источниках и т.д.), в этом случае предусмотрена административная ответственность в соответствие с частью 2 статьи 5.61 КоАП РФ; 5) она содержит данные о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), которые получили незаконное распространение, в том числе в сети Интернет либо же нарушены

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023

предусмотренных федеральными законами требования к распространению такого рода информации, но при условии, что если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, в этом случае предусмотрена административная ответственность в рамках части 3 статьи 13.15 КоАП РФ; 6) она содержит данные о розничной продаже дистанционным способом алкогольной продукции, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, и (или) этилового спирта, и (или) спиртосодержащей непищевой продукции, розничная продажа которой ограничена или запрещена, в этом случае предусмотрена административная ответственность в рамках части 8 статьи 13.15 КоАП РФ; 7) она содержит недостоверные данные под видом достоверных сообщений об обстоятельствах, которые могут представлять угрозу жизни и безопасности граждан, и (или) о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты от указанных обстоятельств, например об эпидемии коронавирусной инфекции, в этом случае предусмотрена административная ответственность в рамках части 10.1 ст. 13.15 КоАП РФ; 8) она направленна на пропаганду наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров; 9) она способна причинить вред здоровью (физическому и психологическому) и развитию детей; 10) она представляет собой сообщения и материалы иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента и (или) учрежденного им российского юридического лица без указания на то, что эти сообщения и материалы созданы и (или) распространены такими лицами.

Запрет на распространение такой информации в данном случае предусмотрен частью 7 статьи 10 Закона о защите информации, а также частью 3 статьи 9 Федерального закона «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» (далее - Закон об иностранном влиянии) [2].

Признаки, которые характеризуют иностранного агента содержаться в статье 1 Закона об иностранном влиянии, при этом данный статус сохраняют или приобретают лица, которые по состоянию на 01 декабря 2022 включены в реестр, предусмотренный статьей 5 Закона об иностранном влиянии.

В соответствии с Законом о защите информации, информация разделяется на: а) общедоступную и б) ограниченную в аспекте доступа к ней.

Статья 7 данного Закона законодатель к общедоступной информации относит общеизвестные сведения и иную информацию, доступ к

которой не ограничен и она может быть использована любыми лицами по их усмотрению при соблюдении требований действующего законодательства.

Обладатель информации, размещаемой в сети «Интернет» в формате, который допускает автоматизированную обработку без каких-либо изменений в целях повторного ее использования, является общедоступной информацией, размещаемой в форме открытых данных [3].

Информации с ограниченным доступом посвящена статья 9 Закона о защите информации. Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.

В плане правового регулирования негативный контент в законодательстве во многих странах подразделяется на две категории: а) незаконный и б) вредный, правовые режимы оборота которых отличаются.

На сегодняшний день в деструктивные течения в сети Интернет вовлечены порядка 5-ти миллионов аккаунтов российских подростков (35% от общего числа подростков в России), и это число продолжает расти. За период с января 2020 г. по март 2021 г. обнаружен стабильно высокий, растущий деструктивный фон, особую опасность представляют следующие темы: наркомания, ультрадвижение, анархия. Особенно в этом плане выделяются социальные сети, контент в которых генерируется самими пользователями [4].

В связи с этим предлагается включить в ст. 265.1. пункт, содержащий отсылочную норму на нормативный правовой акт, содержащий конкретный перечень видов информации, размещенной в сети Интернет и запрещенной к распространению в современной России.

Следующая важная классификация информации запрещенной к распространению сети Интернет имеет в большей степени практический аспект - подразделение ее в зависимости от степени открытости источника ее размещения:

- в источниках с высокой степенью открытости, которые доступные для всех пользователей сети «Интернет» (например, в социальных сетях, на сайтах государственных органов власти, информационных порталах и т.д.). В данном случае информации присущи идентификационные данные об ее владельце, авторе отправителе и т.д., по таким данным как: регистрационные данные; персональные данные, размещенные на

странице в социальной сети; IP-адрес; доменное имя; имя веб-сервера. В таких источниках можно сразу обнаружить информацию, запрещенную к распространению, а также в большинстве случаев установить ее отправителя;

- в источниках со средней степенью открытости, в которых поиск информации доступен только для ограниченного числа пользователей сети Интернет, ими могут быть базы данных или специальные сайты, посещение которых ограничено и требует введение специального логина и пароля (например, базы данных клиентов банка, ГАС «Правосудие» и др.). Такие источники создаются для защиты информации от преступного посягательства со стороны третьих лиц. Однако их создание не исключает такой возможности, что информация может подвергнуться определенной хакерской атаке, влекущей утрату данных;

- в анонимном сегменте сети Интернет -«даркнете» (скрытой сети), который недоступен для общеприменимых поисковых систем.

«Даркнет» представляет собой децентрализованную информационную систему данных, доступ к которой осуществляется через специальные браузеры, например, The Onion Router - луковый маршрутизатор (TOR), который был разработан в военных целях разработчиками США и в результате утечки данных был размещен в сети Интернет [5].

TOR получил массовое распространение из-за возможности размещать информацию анонимно, направляя зашифрованные данные через специальные информационные системы по всему миру, тем самым не позволяя обнаружить место отправление информации и его отправителя[6]. В своем большинстве информация, содержащаяся в браузере - TOR имеет противоправный характер и ее распространение запрещено российским законом. Через обозначенную систему продаются товары, услуги, оборот которых в Российской Федерации запрещен, а информация, имеет криминальную характеристику.

Опасность анонимной сети заключается в том, что правоохранительные органы технически не способны идентифицировать пользователей, контролировать законность информации, а также запретить или ограничить деятельность ее участников. В результате, в данном сегменте безопасность личности, равно как и национальная безопасность государства не может быть обеспечена, в виду отсутствия возможности регулировать и контролировать незаконную деятельность в дар-кнете.

Таким образом, считаем данную область общественных отношений в сети «Интернет» одной из самых проблематичных для государ-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023

ственного регулирования, что требует принятия соответствующих мер реагирования с учетом технических особенностей скрытой сети.

Скрытая сеть - даркнет, содержит в себе все возможные виды информации запрещенной к распространению сети Интернет, в том числе и обозначенные нами в первой классификации. Неуправляемое распространение запрещенной законом информации в этой сети не исключает возможности использования, полученной преступным путем информации о «цифровой личности» (персональных данных, паспортных данных, банковских данных и др.) в преступных, экстремистских и радикальных целях, угрожая не только гражданам РФ, но и государственной безопасности.

Пользователи это сети уверены в своей безнаказанности и способны совершать всевозможные противоправные действия в отношении «цифровой личности», подрывая конституционные основы обеспечения безопасности личности в РФ. Поэтому по данному направлению необходимо сформировать соответствующий механизм обеспечения безопасности личности в современном цифровом пространстве, который может включать в себя следующие меры государственного регулирования:

- провести анализ и мониторинг информации о даркнете на предмет установления связи с информацией из открытого сегмента (рекламы в социальных сетях, рассылки приглашений посетить даркнет и т.д.);

- на законодательном уровне признать информацию, размещённую в скрытой сети - даркнет, информацией запрещенной к распространению сети Интернет;

- ввести на законодательном уровне четкий запрет пользования скрытыми сетями даркнет;

- предусмотреть отдельные составы административной ответственности за пользование скрытой сетью даркнет;

- разработать технические механизмы блокирования и уничтожения запрещенной к распространению информации из сети Интернет;

- выработать меры, направленные на идентификацию лиц, пользующихся даркнетом в противоправных целях, а также являющихся операторами скрытой сети;

- ввести информирование пользователей сети Интернет о запрете пользования скрытой сетью - даркнет;

- определить ответственный орган государственный власти за выработку механизма обеспечения безопасности личности в сети Интернет и провести качественную переподготовку его сотрудников на предмет функционирования скрытой сети - даркнет и выработки мер реагирования по ее блокировки;

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023

- осуществить подготовку экспертов в сфере работы, функционирования и уязвимости скрытой сети-даркнет;

- разработать соответствующий классификатор запрещенной к распространению информации в скрытой сети-даркнет по степени ее опасности и возможности блокировки.

Представляется, что предусмотренные в действующем законодательстве виды информации, запрещенной к распространению в сети Интерне не являются исчерпывающими, так не определяют таковой информацию, размещаемую в скрытой сети-даркнет, которая представляет большую опасность как для обеспечения безопасности «цифровой личности», так и национальной безопасности РФ.

В результате чего считаем рациональным: предусмотреть в новом законе - данную разновидность запрещенной к распространению информации; ввести соответствующие составы в КоАП РФ предусматривающие ответственность за пользование скрытой сетью - дарктнет; создать классификатор запрещенной к распространению информации в скрытой сети-даркнет по степени ее опасности и возможности блокировки; определить ответственный компетентный орган государственный власти за выработку механизма обеспечения безопасности личности в сети Интернет и выработки мер реагирования по блокировки скрытой сети-даркнет; принять меры по подготовке или переподготовки экспертного сообщества, способного дать оценку работе, функционированию и уязвимости скрытой сети-даркнет.

Также считаем рациональным, отдельно рассмотреть следующий вид информации, который на наш взгляд, должен быть признан законодателем в качестве запрещённой информации в сети «Интернет».

В настоящее время, среди подростков набирает популярность «треш-стримы» в сети «Интернет», которые представляют собой определенный видео-материал (видео-ролик), который содержит определенный развлекательный режиссёрский контент [7].

Среди «треш-стримов» особую популярность набирают сцены издевательства в форме унижения, побоев, применения иного не наказуемого в уголовном порядке насилия к жертве. Внешнее проявление насильственных, противоправных признаков поведения являются постановочными и тщательно срежиссированными, что затрудняет определение реальной картины происходящего в видео-ролике, что не позволяет обнаружить в подобных действиях оснований привлечения к юридической ответственности. В таких сценах, их участники, являются обоюдно заинтересованными выгодоприобретателями,

которые не обращаются в правоохранительные органы в определенной коммерческой заинтересованности, окупающей демонстрирующее «унижение».

Вместе с тем к записи «треш-стримов» могут привлекаться маргинальные слои населения, инвалиды, лица, страдающим психическими расстройствами, малолетние, а также иные лица, находящиеся в уязвимом состоянии, что, безусловно, должно быть пресечено уполномоченными компетентными органами. Однако препятствием на пути установления режиссёров таких роликов является анонимность в сети «Интернет», так как участники съемки используют различные псевдонимы.

Поэтому, на наш взгляд, основами защиты личности в сети «Интернет» должно стать введение эффективных инструментов деанонимизации пользователей сети «Интернет», а также введение в КоАП РФ дополнительного состава административной ответственности за посягательство на общественную нравственность в сети «Интернет», в силу очевидного преступного характера совершаемых действий при съемки «треш-стри-мов», оборота видеоматериалов, запечатлевающих преступления, а также объявления, связанных с трансляцией их совершения.

Также представляется рациональным включить в ст. 265.1. КАС РФ пункт, содержащий отсылочную норму на статью 10 Закона о защите информации, в которой следует законодателю предусмотреть конкретный перечень видов информации, размещенной в сети «Интернет».

Список литературы:

[1] Об информации, информационных технологиях и о защите информации: федер. закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ (с изм. и доп.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 31 (часть I). Ст. 3448; Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www. pravo.gov.ru (дата обращения: 20.11.2023).

[2] О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием: федер. закон от 14 июля 2022 № 255-ФЗ (последняя редакция). - Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. -Режим доступа : http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 20.11.2023).

[3] Жмуров Д.В. Даркнет как ускользающая сфера правового регулирования // Сибирские уголовно-процессуальные и криминалистические чтения. 2020. № 1. С. 89-98

[4] Бронников И.А. Самоорганизация граждан в эпоху цифровых коммуникаций // Контуры

глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2020. № 2. Т. 13. С. 269-285.

[5] Пучков О.А. Мотивация действий хакеров в современной цифровой среде: междисциплинарный подход // Проблемы современного педагогического образования. 2020. Т. 67, № 3. С. 306309.

[6] Али М.З. Ограничение доступа к информационным ресурсам в сети Интернет (практические проблемы признания информации, запрещенной к распространению) // Право в сфере Интернета: Сборник статей / Отв. ред. М.А. Рож-кова. М., 2018. С. 59.

[7] Стахов А.И. Автономизация административного процесса в Российской Федерации как ключ к познанию его границ и структуры // Административное право и процесс. - 2020. - № 11. - С. 8-15. 20.

Spisok literatury:

[1] Ob informacii, informacionnyh tekhnologi-yah i o zashchite informacii: feder. zakon ot 27 iyulya 2006 g. № 149-FZ (s izm. i dop.) // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 2006. № 31 (chast' I). St. 3448; Oficial'nyj internet-portal pra-vovoj informacii [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : http://www.pravo.gov.ru (data obrash-cheniya: 20.11.2023).

[2] O kontrole za deyatel'nost'yu lic, nahodyas-hchihsya pod inostrannym vliyaniem: feder. zakon ot 14 iyulya 2022 № 255-FZ (poslednyaya redakciya). - Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : http://www.pravo. gov.ru (data obrashcheniya: 20.11.2023).

[3] ZHmurov D.V. Darknet kak uskol'zayush-chaya sfera pravovogo regulirovaniya // Sibirskie ugolovno-processual'nye i kriminalisticheskie cht-eniya. 2020. № 1. S. 89-98

[4] Bronnikov I.A. Samoorganizaciya grazhdan v epohu cifrovyh kommunikacij // Kontury global'nyh transformacij: politika, ekonomika, pravo. 2020. № 2. T. 13. S. 269-285.

[5] Puchkov O.A. Motivaciya dejstvij hakerov v sovremennoj cifrovoj srede: mezhdisciplinarnyj pod-hod // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2020. T. 67, № 3. S. 306-309.

[6] Ali M.Z. Ogranichenie dostupa k informa-cionnym resursam v seti Internet (prakticheskie problemy priznaniya informacii, zapreshchennoj k ras-prostraneniyu) // Pravo v sfere Interneta: Sbornik statej / Otv. red. M.A. Rozhkova. M., 2018. S. 59.

[7] Stahov A.I. Avtonomizaciya administra-tivnogo processa v Rossijskoj Federacii kak klyuch k poznaniyu ego granic i struktury // Administrativnoe pravo i process. - 2020. - № 11. - S. 8-15. 20.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.