Научная статья на тему 'Административные правонарушения, совершаемые в информационном пространстве, относящиеся к компетенции полиции'

Административные правонарушения, совершаемые в информационном пространстве, относящиеся к компетенции полиции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
36
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
административная ответственность / цифровизация / информационное пространство / средства массовой информации / Интернет / компетенция / полиция / administrative responsibility / digitalization / information space / mass media / Internet / competence / police

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Игорь Алексеевич Зайцев

Введение. В сложной социально-политической ситуации в стране недопустимо использование средств массовой информации и информационно-коммуникационных сетей, включая сеть «Интернет», в навязывании искаженного взгляда на исторические факты, политические, экономические и социальные события, происходящие в стране и мире. Важным регулятором общественных отношений в данной сфере выступают охранительные функции Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ. Периодическое дополнение Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях новыми видами административных деликтов, в которых самостоятельными квалифицирующими признаками являются использование средств массовой информации и сети «Интернет»1, возложение на полицию Федеральным законом от 21 декабря 2021 года № 424-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О полиции” обязанности выявлять административные правонарушения определили необходимость анализа складывающейся судебной практики по рассмотрению дел по существу. Цели исследования: рассмотреть особенности квалификации административных правонарушений, совершаемых с использованием средств массовой информации и сети «Интернет», относящихся к компетенции полиции. Эмпирической основой выступили отдельные результаты научных исследований автора, а также анализ практики деятельности территориальных органов МВД России по выявлению, сбору и процессуальному закреплению доказательств по делам об административных правонарушениях, совершаемых в информационном пространстве сети «Интернет». Выводы. Отдельные административные правонарушения, совершаемые в информационном пространстве, относящиеся к непосредственной компетенции полиции по составлению протоколов об административных правонарушениях, имеют альтернативную компетенцию, что позволяет утверждать о наличии несвойственных (дублирующих) функций полиции с иными субъектами административной юрисдикции, а следовательно, перераспределить полномочия по возбуждению дел об административных правонарушениях между другими федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Administrative offenses, performed in the information space, related to the competence of the police

Introduction. In a difficult socio-political situation in the country, it is unacceptable to use the media and information and communication networks, including the Internet, in imposing a distorted view of historical facts, political, economic and social events, occurring in the country and the world. An important regulator of public relations in this area is the protective functions of the Code of Administrative Offenses of the Russian Federation of December 30, 2001 No. 195-FZ (hereinafter referred to as the Code of Administrative Offenses of the Russian Federation). Periodic supplementation of the Code of Administrative Offenses of the Russian Federation with new types of administrative torts, in which independent qualifying features are the use of the media and the Internet, the imposition on the police by the Federal Law of December 21, 2021 No. 424-FZ «On Amendments to the Federal Law „On Police” to identify administrative offenses, determined the need to analyze the emerging judicial practice in considering cases on the merits that fall within the competence of the police. The objectives of the study are to consider the features of the qualification of administrative offenses committed using the media and the Internet, which are within the competence of the police. The empirical basis was the individual results of the author's scientific research, as well as an analysis of the practice of the activities of the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia in identifying, collecting and procedurally securing evidence in cases of administrative offenses committed in the information space of the Internet. Conclusions. Certain administrative offenses committed in the information space, related to the direct competence of the police in drawing up protocols on administrative offenses, have an alternative competence, which allows us to assert the presence of unusual (duplicate) functions of the police with other subjects of administrative jurisdiction, and, consequently, to redistribute the powers to initiate cases of administrative offenses between other federal executive bodies in accordance with their competence.

Текст научной работы на тему «Административные правонарушения, совершаемые в информационном пространстве, относящиеся к компетенции полиции»

научный портал мвд России № 4 (60) 2022

scientific portal of the russia ministry of the interior " М '

Административное право

Научная статья УДК 342.951

Административные правонарушения, совершаемые в информационном пространстве, относящиеся к компетенции полиции

Игорь Алексеевич Зайцев

ВНИИ МВД России, Москва, Россия,

zi1978@mail.ru

АННОТАЦИЯ. Введение. В сложной социально-политической ситуации в стране недопустимо использование средств массовой информации и информационно-коммуникационных сетей, включая сеть «Интернет», в навязывании искаженного взгляда на исторические факты, политические, экономические и социальные события, происходящие в стране и мире. Важным регулятором общественных отношений в данной сфере выступают охранительные функции Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ.

Периодическое дополнение Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях новыми видами административных деликтов, в которых самостоятельными квалифицирующими признаками являются использование средств массовой информации и сети «Интернет»1, возложение на полицию Федеральным законом от 21 декабря 2021 года № 424-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О полиции" обязанности выявлять административные правонарушения определили необходимость анализа складывающейся судебной практики по рассмотрению дел по существу.

Цели исследования: рассмотреть особенности квалификации административных правонарушений, совершаемых с использованием средств массовой информации и сети «Интернет», относящихся к компетенции полиции.

Эмпирической основой выступили отдельные результаты научных исследований автора, а также анализ практики деятельности территориальных органов МВД России по выявлению, сбору и процессуальному закреплению доказательств по делам об административных правонарушениях, совершаемых в информационном пространстве сети «Интернет».

Выводы. Отдельные административные правонарушения, совершаемые в информационном пространстве, относящиеся к непосредственной компетенции полиции по составлению протоколов об административных правонарушениях, имеют альтернативную компетенцию, что позволяет утверждать о наличии несвойственных (дублирующих) функций полиции с иными субъектами административной юрисдикции, а следовательно, перераспределить полномочия по возбуждению дел об административных правонарушениях между другими федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: административная ответственность, цифровизация, информационное пространство, средства массовой информации, Интернет, компетенция, полиция

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Зайцев И. А. Административные правонарушения, совершаемые в информационном пространстве, относящиеся к компетенции полиции // Научный портал МВД России. 2022. № 4 (60). С. 13-19.

Administrative Law

Original article

Administrative offenses, performed in the information space, related to the competence of the police

Igor A. Zaitsev

NRI of the Ministry of Interior of the Russian, Moscow, Russia zi1978@mail.ru

ABSTRACT. Introduction. In a difficult socio-political situation in the country, it is unacceptable to use the media and information and communication networks, including the Internet, in imposing a distorted view of historical facts, political, economic and social events, occurring in the country and the world. An important regulator of public relations in this area is the protective functions of the Code of Administrative Offenses of the Russian Federation of December 30, 2001 No. 195-FZ (hereinafter referred to as the Code of Administrative Offenses of the Russian Federation).

© Зайцев И. А., 2022

Periodic supplementation of the Code of Administrative Offenses of the Russian Federation with new types of administrative torts, in which independent qualifying features are the use of the media and the Internet, the imposition on the police by the Federal Law of December 21, 2021 No. 424-FZ «On Amendments to the Federal Law „On Police" to identify administrative offenses, determined the need to analyze the emerging judicial practice in considering cases on the merits that fall within the competence of the police.

The objectives of the study are to consider the features of the qualification of administrative offenses committed using the media and the Internet, which are within the competence of the police.

The empirical basis was the individual results of the author's scientific research, as well as an analysis of the practice of the activities of the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia in identifying, collecting and procedurally securing evidence in cases of administrative offenses committed in the information space of the Internet.

Conclusions. Certain administrative offenses committed in the information space, related to the direct competence of the police in drawing up protocols on administrative offenses, have an alternative competence, which allows us to assert the presence of unusual (duplicate) functions of the police with other subjects of administrative jurisdiction, and, consequently, to redistribute the powers to initiate cases of administrative offenses between other federal executive bodies in accordance with their competence.

KEYWORDS: administrative responsibility, digitalization, information space, mass media, Internet, competence, police

FOR CITATION: Zaitsev I. A. Administrative offenses committed in the information space related to the competence of the police // Scientific portal of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022. № 4 (60). P. 13-19. (In Russ.).

В науке административного права одним из первых, обративших внимание на изменение компетенции органов советского государственного управления под влиянием технического прогресса, является известный ученый-административист Борис Михайлович Лазарев. Аргументируя в 1973 г. перспективы внедрения электронно-вычислительных машин (далее - ЭВМ) в управленческий процесс, ученый утверждал о положительном эффекте их использования при поиске альтернативных способов принятия управленческих решений и рассматривал ЭВМ как один из элементов, позволяющих улучшить работу аппарата органов управления [1, с. 28].

За прошедшие чуть меньше полвека активное развитие научно-технического прогресса позволило применять новые информационно-телекоммуникационные технологии не только в органах государственной власти различных уровней, но и в повседневной жизни граждан нашей страны, используя прежде всего сеть «Интернет».

В современном российском обществе сеть «Интернет» представляет собой особый вид информационной среды, внутри которой происходят различные социальные, экономические и политические процессы, в том числе распространяется заведомо недостоверная информация, искажающая исторические факты и события, происходящие в стране и в мире, что в условиях проведения специальной военной операции на Украине недопустимо.

Изменившаяся социально-политическая ситуация в стране, периодическое дополнение Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г.

№ 195-ФЗ1 (далее - КоАП РФ) новыми видами административных правонарушений, в которых самостоятельными квалифицирующими признаками выступают использование средства массовой информации (далее - СМИ) и сети «Интернет»2, расширение предметной компетенции полиции, а также возложение Федеральным законом от 21 декабря 2021 г. № 424-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О полиции" обязанности выявлять административные правонарушения актуализировали вопросы правильной квалификации административных деликтов, прежде всего в сфере связи и распространения информации (глава 13 КоАП РФ).

К непосредственной компетенции должностных лиц полиции по возбуждению дел об административных правонарушениях, содержащихся в данной главе, отнесено пять статьей, включающих в себя пятнадцать различных по объективным признакам составов3:

1 См.: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ : ред. от 24 сент. 2022 г. // СПС КонсультантПлюс.

2 Например, только за 10 месяцев 2022 г. федеральными законами от 4 марта 2022 г. № 31-ФЗ и от 16 апреля 2022 г. № 103-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» КоАП РФ дополнен тремя статьями, предусматривающими административную ответственность за публичные действия (призывы), направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации (ст. 20.3.3 КоАП РФ), введение мер ограничительного характера в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (ст. 20.3.4 КоАП РФ) и за отождествление целей, решений и действий руководства СССР, командования и военнослужащих СССР с целями, решениями и действиями руководства нацистской Германии (ст. 13.48 КоАП РФ) // СПС КонсультантПлюс.

3 См.: Кодекс Российской Федерации об административ-

ных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ : ред. от 24 сент. 2022 г., ст. 28.3, п. 1, ч. 2 // СПС КонсультантПлюс.

«злоупотребление свободой массовой информации» (чч. 5, 9, 10, 10.1, 10.2 и 11 ст. 13.15 КоАП РФ);

«воспрепятствование работе сайтов в сети „Интернет"» (ч. 2 ст. 13.18 КоАП РФ);

«нарушение порядка изготовления или распространения продукции средств массовой информации» (чч. 1, 2, 2.1 и 3 ст. 13.21 КоАП РФ);

«неисполнение обязанностей организатором распространения информации в сети „Интернет"» (чч. 2 и 2.2 ст. 13.31 КоАП РФ);

«нарушение установленного федеральным законом запрета публичного отождествления целей, решений и действий руководства СССР, командования и военнослужащих СССР с целями, решениями и действиями руководства нацистской Германии...» (чч. 1 и 2 ст. 13.48 КоАП РФ).

Необходимо обратить внимание на наличие альтернативной подведомственности по возбуждению дел об административных правонарушениях, совершаемых в области связи и информации. Такими полномочиями наделены должностные лица органов исполнительной власти по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по ст. 13.15, 13.21, 13.48 КоАП РФ (п. 58 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ), в сфере образования и науки и в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ч. 2 ст. 13.21 КоАП РФ (п. 96 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

Следует отметить, что в 2021 г. в суды общей юрисдикции для рассмотрения по существу поступило дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 13.15 КоАП РФ, -2 055 (за аналогичный период прошлого года (далее - АППГ) - 1 740), ч. 2 ст. 13.18 КоАП РФ - 3 230 (АППГ - 3 294), ст. 13.21 КоАП РФ - 1 776 (АППГ

- 1 698), ч. 2 и 3 ст. 13.31 КоАП РФ - 1 (АППГ - 2)4.

Из них возращены для устранения недостатков, которые не могут быть восполнены при рассмотрении, по ст. 13.15 КоАП РФ - 242 (АППГ -319), по ч. 2 ст. 13.18 - 88 (АППГ - 119), по ст. 13.21 КоАП РФ - 235 (АППГ - 242), а в отношении 141 (АППГ- 165), 81 (АППГ - 102), 323 (АППГ

- 344) соответственно производство по делу прекращено в связи с освобождением от административной ответственности, что составляет 6,8 %

(АППГ - 9,4 %), 2,4 % (АППГ - 3,1 %) и 18,1 % (ААПГ - 20,2 %) от общего количества поступивших в суды дел.

Субъектами административных деликтов, предусмотренных ст. 13.15, 13.18, 13.21 и 13.48 КоАП РФ, являются граждане Российской Федерации, индивидуальные предприниматели (ч. 5 ст. 13.15 КоАП РФ), должностные лица или только юридические лица (чч. 10.1 и 10.2 ст. 13.15 КоАП РФ).

Субъективная сторона, как правило, предполагает наличие умышленной формы вины.

Объектами являются общественные отношения в сфере связи, информации и деятельности СМИ.

Объективная сторона административных правонарушений, предусмотренных чч. 5, 9, 10, 10.1, 10.2 и 11 ст. 13.15 КоАП РФ, направлена на недопустимость согласно требованиям ст. 4 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации»5 в СМИ и сети «Интернет»:

1) распространения сведений, содержащих инструкции по самодельному изготовлению взрывчатых веществ и взрывных устройств, незаконному изготовлению или переделке оружия, основных частей огнестрельного оружия (ч. 5 ст. 13.15 КоАП РФ). К таким сведениям судебная практика относит, например, размещение видеофайла с инструкцией и химическими формулами о создании взрывчатого вещества или информации о способах самодельного изготовления легко воспламеняющегося взрывчатого вещества «Коктейль Молотова», используемого в качестве зажигательного оружия, способах его наиболее эффективного применения для поражения живой силы противника, уничтожения имущества, в том числе при совершении террористических актов6. При сборе доказательств по данному деликту следует учитывать новые, утвержденные приказом МВД России, ФСБ России, Росгвардии от 27 июня 2022 г. № 463/319/206, критерии оценки информации по методам самостоятельного изготовления взрывчатых веществ и взрывных устройств.7;

4 См.: Форма 1-АП «Отчет о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению дел об административных правонарушениях» // Официальный сайт Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. URL : http:// www.cdep.ru/index.php?id=79&item=5258 (дата обращения : 02.09.2022).

5 См.: О средствах массовой информации : Закон Рос. Федерации от 27 дек. 1991 г. № 2124-1 : ред. от 14 июля 2022 г. // СПС КонсультантПлюс.

6 См.: Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 24 июня 2016 г. по делу № 12-422/2016; Решение Уметского районного суда Тамбовской области от 8 июня 2021 г. по делу № 2а-61/2021 «О защите прав и законных интересов неопределенного круга лиц» // СПС КонсультантПлюс.

7 См.: Об утверждении Критериев оценки информации о способах, методах самодельного изготовления взрывчатых

веществ и взрывных устройств, незаконного изготовления или переделки оружия, основных частей огнестрельного оружия, необходимой для принятия Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопас-

2) распространения заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений:

создавшего угрозы для безопасности граждан и имущества, массового нарушения общественного порядка и общественной безопасности, а также препятствующего работе объектов жизнеобеспечения, транспортной (социальной) инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности (далее - объекты жизнеобеспечения) и связи (ч. 9 ст. 13.15 КоАП РФ). Такие действия, согласно судебной практике, могут выражаться в размещении на личной странице социальной сети призывов против проведения вакцинации от заболевания новой коронавирусной инфекцией (СОVID-19) и о необходимости проведения одиночных пикетов8;

создавшего препятствия для работы объектов жизнеобеспечения и связи или условия для совершения повторного административного деликта, предусмотренного ч. 9 ст. 13.15 КоАП РФ (ч. 10 ст. 13.15 КоАП РФ). В судебной практике к нему, как правило, относится повторное размещение на персональных страницах групп, общедоступныхдля неограниченного круга пользователей, публикаций, способствующих формированию искаженного представления о какой-либо деятельности, например о проводимых государством профилактических мерах по сохранению здоровья граждан9;

ности Российской Федерации, Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации решений, являющихся основаниями для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию, в единую автоматизированную информационную систему "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено : приказ МВД России № 463, ФСБ России № 319, Росгвардии № 206 от 27 июня 2022 г. : зарегистрировано в Минюсте России 29 июня 2022 г. № 69070 // СПС КонсультантПлюс.

8 См.: Об отмене актов о привлечении к ответственности, предусмотренной частью 9 статьи 13.15 КоАП РФ, за распространение в СМИ заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверного сообщения, создавшей угрозу нарушения общественного порядка и общественной безопасности : постановление Верховного Суда Рос. Федерации от 4 июля 2022 г. № 8-АД22-2-К2 // СПС Кон-сультантПлюс.

9 См.: Об отмене актов о привлечении к административной ответственности по статье 13.15 КоАП РФ (злоупотребление свободой массовой информации) : решение Центрального районного суда г. Читы от 24 марта 2022 г. по делам № 12-155/2022, № 5-1778/2021; О назначении администра-

повлекшего смерть человека, причинение вреда здоровью человека или имуществу, массовое нарушение общественного порядка и (или) общественной безопасности, прекращение функционирования объектов жизнеобеспечения или связи (ч. 10.2 ст. 13.15 КоАП РФ). Например, размещение в сети «Интернет» информации, не соответствующей действительности, о наличии десятков случаев заболевших, летальных исходах и причинении вреда здоровью от вакцинации, а также утверждений о неэффективности применяемой вакцины10.

кроме того, распространение в СМИ и сети «Интернет» под видом достоверных сообщений заведомо недостоверной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, а также о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты от указанных обстоятельств квалифицируются по ч. 10.1 ст. 13.15 КоАП РФ. Например, размещение на сайте сетевого издания статьи с недостоверной информацией о количестве больных11.

Часть 11 ст. 13.15 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за повторное совершение административных правонарушений, предусмотренных чч. 10, 10.1 или 10.2 рассматриваемой статьи.

В отличии от иных административных деликтов при возбуждении дел данной категории (чч. 9-11 ст. 13.15 КоАП РФ) необходимо в течение 24 ч сообщить об этом в органы прокуратуры.

Объективную сторону ч. 2 ст. 13.18 КоАП РФ составляют действия по воспрепятствованию работе сайтов в сети «Интернет», в том числе официальных сайтов органов государственной власти или органов местного самоуправления, за исключением случаев ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет» на основании решения суда или решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, либо совершение действий, направленных на заведомо незаконное ограничение доступа к таким сайтам.

К таким действиям принято относить, например, атаки сайта запросами, препятствующие

тивного наказания по части 9 статьи 13.15 КоАП РФ : постановление мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 60 // СПС КонсультантПлюс.

10 См.: Об ограничении доступа к информации : решение Центрального районного суда г. Сочи от 21 окт. 2021 г. № 2а-6121/2021~М-6699/2021 // СПС КонсультантПлюс.

11 См.: Об ограничении доступа к информации : реше-

ние Центрального районного суда г. Сочи от 21 окт. 2021 г.

№ 2а-6121/2021~М-6699/2021 // СПС КонсультантПлюс.

обслуживанию пользователей сайта, или необоснованный отказ в обслуживании сайта12.

Объективная сторона чч. 1, 2, 2.1 и 3 ст. 13.21 КоАП РФ направлена на реализацию положений:

статей 8 и 11 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» в части недопустимости изготовления и распространения незарегистрированного СМИ, а равно продукции СМИ, в запись о регистрации которого не внесены изменения, касающиеся смены учредителя, изменения состава соучредителей, наименования (названия), языка (языков), примерной тематики и (или) специализации СМИ, территории распространения продукции СМИ, доменного имени сайта в сети «Интернет» (для сетевого издания), а также формы и (или) вида периодического распространения массовой информации, либо распространения продукции зарубежного периодического печатного издания без разрешения на ее распространение на территории Российской Федерации, либо изготовления или распространения такой продукции после решения о прекращении или приостановлении выпуска СМИ в установленном порядке (ч. 1 ст. 13.21 КоАП РФ). Например, издание и распространение газеты с измененным названием без внесения соответствующих записей о регистрации СМИ или использование иностранного языка для распространения информации без внесения соответствующих дополнений в запись о регистрации СМИ13;

статьи 5, ч. 6 ст. 11 и ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»14, определяющих виды информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, и порядок распространения такой информации среди детей (ч. 2 ст. 13.21 КоАП РФ). Например, размещение сетевым изданием редакционного материала, содержащего афи-

12 См.: Постатейный комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. Ч. 1 (т. 2) / под общ. ред. Л. В. Чистяковой. 2019 // СПС Консуль-тантПлюс.

13 См.: Об отмене актов о привлечении к административной ответственности по статье 13.21 КоАП РФ (нарушение порядка изготовления или распространения продукции СМИ) : постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции от 3 апр. 2020 г. № 16-1353/2020 // СПС Консуль-тантПлюс; Об отмене постановления о привлечении к ответственности по части 1 статьи 13.21 КоАП РФ за нарушение порядка изготовления или распространения продукции СМИ : постановление Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 11 июня 2021 № 16-6767/2020 // СПС КонсультантПлюс.

14 См.: О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию : Федер. закон от 29 дек. 2010 г. № 436-ФЗ : последняя редакция // СПС КонсультантПлюс.

шу и объявление о проведении зрелищного мероприятия без указания знака информационной продукции к нему15;

статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» об опубликовании в СМИ программ теле- и (или) радиопередач, перечней и (или) каталогов информационной продукции размещения знака информационной продукции либо со знаком информационной продукции, не соответствующим категории информационной продукции (ч. 2.1 ст. 13.21 КоАП РФ). Например, отсутствие знака информационной продукции в эфире телепередачи регионального или федерального телеканала16;

статьи 4 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» о запрете использования нецензурной брани при изготовлении и распространении СМИ, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 13.21 КоАП РФ (ч. 3 ст. 13.21 КоАП РФ)17. Например, опубликование в еженедельной газете материала, содержащего (по заключению эксперта) нецензурную брань18.

Объективную сторону ч. 2 ст. 13.31 КоАП РФ составляют установленные подп. 1 ч. 3 ст. 10.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»19 требования по исполнению организатором распространения информации в сети «Интернет» обязанностей предоставлять информацию государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, сохраненную голосовую информацию, письменные тексты, изображения,

15 См.: О привлечении к ответственности по части 2 статьи 13.21 КоАП РФ за нарушение порядка изготовления или распространения продукции СМИ : постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции от 1 дек. 2021 г. № 16-6925/2021 // СПС КонсультантПлюс.

16 См.: О привлечении к ответственности по части 2 статьи 13.21 КоАП РФ за нарушение порядка изготовления или распространения продукции СМИ : постановление Второго кассационного суда общей юрисдикции от 28 июня 2022 г. № 16-3536/2022 // СПС КонсультантПлюс.

17 За исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 13.21 и ч. 3 ст. 13.15 КоАП РФ, устанавливающими запрет на распространение такой продукции среди детей.

18 См.: О привлечении к ответственности по части 3 статьи 13.21 КоАП РФ за нарушение порядка изготовления или распространения продукции СМИ : постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции от 24 дек. 2020 г. № 16-7807/2020 // СПС КонсультантПлюс.

19 См.: Об информации, информационных технологиях

и о защите информации : Федер. закон от 27 июля 2006 г.

№ 149-ФЗ : последняя редакция // СПС КонсультантПлюс.

звуки или иные электронные сообщения пользователей сети «Интернет», а также информацию о пользователях.

Частью 2.2 ст. 13.31 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за повторное совершение рассматриваемого административного правонарушения.

Судебная практика по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 13.31 КоАП РФ, весьма незначительная и в 2021 г. составила всего 1 дело20.

Объективная сторона ч. 1 ст. 13.48 КоАП РФ направлена на соблюдение установленного ст. 6.1 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 80-ФЗ «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 19411945 годов»21 запрета публичного выступления и демонстрации произведений, использования СМИ или сети «Интернет» и выражается:

в отождествлении целей, решений и действий руководства СССР, командования и военнослужащих СССР с целями, решениями и действиями руководства нацистской Германии, командования и военнослужащих нацистской Германии и европейских стран оси, установленными приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала), либо приговорами национальных, военных или оккупационных трибуналов, основанными на приговоре Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала), либо вынесенными в период Великой Отечественной войны, Второй мировой войны;

в отрицании решающей роли советского народа в разгроме нацистской Германии и гуманитарной миссии СССР при освобождении стран Европы.

За повторное совершение данного административного правонарушения установлена административная ответственность по ч. 2 ст. 13.48 КоАП РФ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Судебная практика по рассмотрению дел об

20 См.: Отчет о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению дел об административных правонарушениях. Форма 1-АП // Официальный сайт Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. URL : http:// www.cdep.ru/index.php?id=79&item=5258 (дата обращения : 02.09.2022).

21 См.: Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов : Федер. закон от 19 мая 1995 г. № 80-ФЗ : последняя редакция // СПС КонсультантПлюс.

административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 13.48 КоАП РФ, находится на стадии формирования. Вместе с тем к данному виду административных деликтов относятся действия по размещению информации в сети «Интернет» или совершенные публично в присутствии разной категории граждан. Например, размещение в социальной сети фотоизображения транспаранта (средства наглядной агитации) с надписью «Долой КПСС», где в аббревиатуре КПСС после сочетания букв КП имеется рисунок в виде двух сдвоенных «молний» (символ сдвоенной руны «зиг», являющийся эмблемой подразделений СС нацистской Германии с 1933 г., признанной виновной в совершении военных преступлений в соответствии с приговором военного трибунала (Нюрнбергского)); фотоизображения пропагандистской листовки экстремистской организации «Украинская повстанческая армия», являющейся символикой экстремистской организации, деятельность которой запрещена на территории Российской Федерации, а также текстовых публикаций, сопровождающихся указанными фотоизображениями, где называется прошлое и нынешнее поколение поколением «истуканов», объявляя Российскую Федерацию как приемника СССР фашистским государством, а коммунистические взгляды, господствующие в СССР, приравнены к фашистским22;

в произнесении публично слова «нацисты» с использованием ненормативной лексики, обращенного к участникам репетиции военного парада, приуроченного к празднованию Дня Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.23

Анализ рассмотренных административных деликтов, совершаемых в информационном пространстве, относящихся к компетенции полиции, позволяет сделать следующие выводы.

Во-первых, в связи с развитием информационных технологий и формированием новой цифровой среды, внутри которой происходят различные социально-экономические и политические процессы, в том числе распространяется заведомо недостоверная информация, искажающая исторические факты и события, происходящие в нашей стране и в мире, расширяется ком-

22 См.: Об отмене актов о привлечении к административной ответственности : решение Московского городского суда от 29 июля 2022 г. по делу № 7-12871/2022 // СПС Консуль-тантПлюс.

23 См.: О привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 13.48 КоАП РФ : постановление судьи Ленинского суда г. Ульяновска от 29 апр. 2022 г. № 5-1531/2022 // СПС КонсультантПлюс.

петенция полиции по выявлению и пресечению новых видов административных правонарушений в сфере СМИ и сети «Интернет» (ст. 13.15 и ст. 13.48 КоАП РФ).

Во-вторых, в главе 13 КоАП РФ по трем статьям (13.15, 13.21 и 13.48 КоАП РФ) предусмотрена альтернативная компетенция. Полномочиями по возбуждению дел об административных правонарушениях наделены должностные лица органов исполнительной власти по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, образования и науки, а также защиты прав потребителей и благополучия человека (п. 58 и п. 96 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

При данных обстоятельствах возможно утверждать о наличии несвойственных (дублирующих) функций полиции с иными субъектами административной юрисдикции, что в перспективе предоставит возможность перераспределить

полномочия по возбуждению дел об административных правонарушениях между другими федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией [2].

В-третьих, при сборе доказательств по делам об административных правонарушениях, совершаемых в информационном пространстве, должностные лица полиции обязаны обладать дополнительными профессиональными компетенциями по определению информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей, установлению способов распространения массовой информации и использования информационных технологий, что предполагает введение в образовательных организациях высшего образования системы МВД России новой дисциплины, направленной на изучение порядка доказывания административных деликтов, совершаемых в условиях цифровизации.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

1. Лазарев Б. М. Теоретические вопросы компетенции органов советского государственного управления : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. - М., 1973. -40 с.

2. Шевцов А. В. К вопросу о полномочиях должностных лиц полиции при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях // Административное право и процесс. 2022. № 7. С. 23-28.

REFERENCES

1. Lazarev B. M. Teoreticheskie voprosy kompetentsii organov sovetskogo gosudarstvennogo upravleniya : avtoref. dis. ... d-ra yurid. nauk (Theoretical questions of the competence of the bodies of the Soviet state administration: Extended abstract of doctor's thesis), Moscow, 1973, 40 p.

2. Shevtsov A. V. Administrativnoe pravo i protsess (Administrative law and process), 2022, No. 7, pp. 23-28.

И. А. Зайцев - кандидат юридических наук, докторант центра организационного обеспечения научной деятельности федерального государственного казенного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» (Российская Федерация, 121069, г. Москва, ул. Поварская, д. 25, стр. 1).

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

I. A. Zaitsev - Candidate of Legal Sciences, Doctoral Student of the Center for Organizational Support of Scientific Activities of Internal Affairs Bodies of the Federal public establishment «National Research Institute of the Ministry of Interior of the Russian Federation» (Povarskaya Str., 25, b. 1, Moscow, 121069, Russian Federation).

Рукопись поступила в редакцию 03.10.2022; одобрена после рецензирования 28.10.2022; принята к публикации 14.11.2022.

The article was submitted 03.10.2022; approved after reviewing 28.10.2022; accepted for publication 14.11.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.