С. С. Вопиловский
МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА СЕВЕРО-ЗАПАДА РОССИИ
Работа представлена кафедрой экономики предприятия и производственного менеджмента
Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов.
Научный руководитель - доктор экономических наук, профессор Е. В. Шатрова
Статья раскрывает систему механизмов и методов государственного управления экономическими процессами в отрасли. Актуальность статьи определяется необходимостью разработки стратегических направлений экономического развития рыбохозяйственного комплекса России, а также мер государственного регулирования, способствующих осуществлению экономических преобразований.
8 0
The article presents the system of mechanisms and methods for the state administration of economic processes in the fish industry. The urgency of the article is determined by the necessity of elaboration of strategic orientations in the economic development of the Russian fish complex as well as government regulation measures furthering the economic conversion.
Главные направления государственной стратегии определяются его Конституцией1, которая провозглашает, что целями государства являются государственное единство, демократическая основа, благополучие и процветание России, а также другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
Усиление роли государства через систему мер государственного регулирования в рыбохозяйственном комплексе во многом зависит от действующей нормативно-правовой базы. Одним из первых федеральных законов, который подвел законодательную базу по проблеме изучения и использования живых ресурсов Мирового океана, в частности континентального шельфа, стал Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации». Статус, суверенные права и юрисдикция Российской Федерации на своем континентальном шельфе определяются в соответствии с данным Федеральным законом, Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Континентальный шельф Российской Федерации включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря Российской Федерации на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка.
Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» определил порядок и виды использования живых ресурсов в этой зоне. Исключительная экономическая зона Российской Федерации представляет собою морской район, приле-
гающий к территориальному морю Российской Федерации и находящийся за его пределами.
Правовое регулирование использования внутренних морских вод, территориального моря и прилежащей зоны Российской Федерации осуществляется на основе Федерального закона от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации». Законом устанавливаются права Российской Федерации в ее внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации исходя из их статуса и правового режима и в полном соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и федеральными законами.
Для совершенствования государственного регулирования использования водных биологических ресурсов Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 20 ноября 2003 г. № 704 «О квотах на вылов (добычу) водных биологических ресурсов».
Вступивший в силу 3 января 2005 г. Федеральный закон «О рыболовстве и сохра-нении водных биологических ресурсов» от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ впервые в практике новой России создал основное правовое поле для легальной деятельности предпринимателей в области промышленного морского рыболовства2. Его позитивные стороны и особенно долгосрочное наделение пользователей долями - квотами на вылов морских живых ресурсов, порядок распределения по основным направлениям и целый ряд других положений уже сказываются положительно на практической де-
ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ятельности рыбохозяйственного комплекса как регионов, так и в целом по России.
Меры государственной поддержки в регулировании рыболовства связывается прежде всего с такими очевидными формами поддержки производства, как налоговые льготы, льготные кредиты, выкуп излишних промысловых мощностей, выплата пособий по безработице, субсидирование, восстановление прибрежного рыболовства и прибрежных поселений, адекватная система реагирования на ситуацию в рыболовстве и т. п.
По нашему мнению, одним из важнейших направлений государственного регулирования является контроль над качеством продукции. Государство принимает активное участие в контроле над качеством продукции, устанавливая стандарты качества, выдавая лицензии на производство определенных видов товаров.
Сегодня в странах Запада в поиске путей устойчивого развития происходит все больший дрейф в сторону разнообразных форм социально ориентированной экономики с планированием на уровне корпора-
ций и ужесточением форм государственного вмешательства. Роль государства усиливается и в связи с появлением в мире новых черт постиндустриальной экономики, основанной на знаниях и небывалом расцвете научно-технического прогресса в сфере создания высокотехнологичных товаров, которые все больше завоевывают мировой рынок и приносят дивиденды несравненно более высокие, чем торговля сырьем. Таким образом, международный опыт показывает состоятельность и эффективность работы, хоть и в рыночных условиях, предприятий с откровенным государственным участием. Сейчас в развитых странах упрочилась тенденция к тому, что государство «прибирает к рукам» все больше предприятий и стоит на их защите.
Управленческая деятельность Минсель-хоза России и Федерального агентства по рыболовству носит многофункциональный характер.
Развитие управления рыбохозяйствен-ным комплексом можно представить на примере европейского Севера страны (рис. 1).
Рис. 1. Управление рыбохозяйственным комплексом на примере европейского Севера России.
В современных условиях государственным управлением водными биологическими ресурсами фактически обладают:
1. Министерство природных ресурсов РФ, которое проводит независимую экологическую экспертизу объемов и состава ОДУ, представляемых Агентством по рыболовству в Федеральное правительство для принятия последним соответствующих постановлений.
2. Минэкономразвития России, занимающееся регулированием использования водных биоресурсов.
3. Федеральная пограничная служба РФ, осуществляющая охрану и контроль использования водных биоресурсов в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе.
4. Министерство сельского хозяйства РФ, в ведении которого находится управление биоресурсами внутренних пресноводных водоемов РФ.
Контроль отрасли возлагается на такие ведомства, как:
1. Федеральное агентство по рыболовству.
2. Федеральное агентство по сельскому хозяйству, которое управляет имуществом, находящимся в госсобственности и используемым для ловли и переработки рыбы.
3. Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, занимающаяся контролем использования биологических ресурсов во внутренних водоемах России.
4. Федеральное агентство морского и речного транспорта, которое управляет частью государственного портового иму-
щества и отвечает за безопасность плавания судов, в том числе и рыболовецких.
Таким образом, ситуация, которая сложилась в рыбохозяйственном комплексе России к началу XXI в., может быть стабилизирована на основе государственного регулирования использования водных биологических ресурсов (ВБР).
Мы считаем, что первоочередные шаги на пути к возрождению рыбохозяйственного комплекса Северного бассейна могут быть следующими: государственную поддержку необходимо направлять прежде всего на стимулирование увеличения поставок рыбы - сырца и полуфабриката рыбоперерабатывающим предприятиям, для этого необходимо внести изменения в Закон о рыболовстве, введя понятие «береговые квоты», что является главной гарантией стабильности поставок сырья; необходимо создать в регионе сырьевую биржу с прозрачными и разумными процедурами продаж.
Подводя итог, отметим, что в Концепции развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 г. государство провозгласило основной целью своей экономической политики обеспечение устойчивой работы предприятий рыбохозяйственного комплекса, который состоит из следующих рыбохозяйственных организаций: предприятия по добыче, транспортировке, хранению и переработке всех видов ВБР, предприятия оптовой и розничной торговли, рыбные порты, судоремонтные и судостроительные предприятия, научно-исследовательские и учебные организации.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Конституция Российской Федерации.
2 Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ.