Научная статья на тему 'Меры борьбы с преступностью по торговле людьми: проблемы криминологического измерения и оптимального законодательного инструментария противодействия (на примере Республики Казахстан)'

Меры борьбы с преступностью по торговле людьми: проблемы криминологического измерения и оптимального законодательного инструментария противодействия (на примере Республики Казахстан) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
339
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОРГОВЛЯ ЛЮДЬМИ / ПРАВОВАЯ ПРИРОДА / ПОЛИТИКА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ / БАЗОВЫЙ ЗАКОН / HUMAN TRAFFICKING / THE LEGAL NATURE OF THE POLICY COUNTERMEASURES BASIC LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бекмагамбетов Алимжан Бауржанович

В статье рассматриваются вопросы изучения природы многопланового феномена, криминологического измерения его параметров, выработки наиболее оптимальных законодательных формул. Акцентируется внимание на том, что в отношении аналогичных сложных социально-правовых явлений (организованная преступность, терроризм, наркотизм, коррупция) в национальной правовой системе имеются соответствующие базовые законы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бекмагамбетов Алимжан Бауржанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Related crime, trafficking in human beings: the problems of criminological measurement and design an optimal legal tools to counter (for example, the Republic of Kazakhstan)

This article deals with the study of the nature of a multi-faceted phenomenon, criminological measure its parameters to determine the most optimal legal formulas. Attention is drawn to the fact that for similar complex socio-legal phenomena (organized crime, terrorism, drug addiction, corruption) in the national legal system has appropriate basic laws.

Текст научной работы на тему «Меры борьбы с преступностью по торговле людьми: проблемы криминологического измерения и оптимального законодательного инструментария противодействия (на примере Республики Казахстан)»

№1 2015

Меры борьбы с преступностью по торговле людьми: проблемы криминологического измерения и оптимального законодательного инструментария противодействия (на примере Республики Казахстан)

БЕКМАГАМБЕТОВ АЛИМЖАН БАУРЖАНОВИЧ

заведующий сектором НИР, профессор кафедры права Костанайского филиала ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет», кандидат юридических наук (г. Костанай, Республика Казахстан)

В статье рассматриваются вопросы изучения природы многопланового феномена, криминологического измерения его параметров, выработки наиболее оптимальных законодательных формул. Акцентируется внимание на том, что в отношении аналогичных сложных социально-правовых явлений (организованная преступность, терроризм, наркотизм, коррупция) в национальной правовой системе имеются соответствующие базовые законы.

Ключевые слова: торговля людьми, правовая природа, политика противодействия, базовый закон.

Related crime, trafficking in human beings: the problems of criminological measurement and design an optimal legal tools to counter (for example, the Republic of Kazakhstan)

BEKMAGOMETOV ALIMGAN BAURGANOVICH

Head of the chair of scientific research, Professor chair of law candidate of legal sciences Kostanayskiy department of Cheliabinskiy State University Kostanaiy, Kazachstan Republic

Abstract: This article deals with the study of the nature of a multi-faceted phenomenon, criminological measure its parameters to determine the most optimal legal formulas. Attention is drawn to the fact that for similar complex socio-legal phenomena (organized crime, terrorism, drug addiction, corruption) in the national legal system has appropriate basic laws.

Key words: human trafficking, the legal nature of the policy countermeasures basic law.

45

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО

С момента обретения независимости Республика Казахстан следует курсом построения светского, социального, правового, демократического государства, что свидетельствует о диалектике и релевантности самобытности развития и учета международных стандартов. Немалую роль в этом играют и определенные успехи и достижения, включая инновации и инициативы, амбициозные планы и разносторонний опыт (отказ от ядерного оружия, традиционный съезд мировых религиозных лидеров, председательство в ОБСЕ, право на проведение EXPO 2017 и др.). В то же время Республика Казахстан сталкивается с новыми проблемами борьбы с преступностью.

В число новых проблем борьбы с преступностью входит проблематика противодействия торговле людьми, которая обусловливает необходимость теоретической проработки таких вопросов, как доктринальный анализ этого типа преступности, к которому относятся социологический, экономический, географический, криминологический, уголовно-правовой, уголовно-процессуальный, криминалистический и другие наиболее значимые методы анализа. Основой анализа данной проблемы послужила совокупность разнообразных успешно апроби-

Страна Всего Рост/ снижение

1 Российская Федерация 764 -14,3

2 Республика Узбекистан 498 9,2

3 Республика Казахстан 416 108,0

4 Республика Украина 387 15,9

5 Республика Азербайджан 153 10,9

6 Республика Молдова 130 -12,8

7 Республика Армения 48 33,3

8 Республика Таджикистан 44 144,4

9 Киргизская республика 39 -15,2

10 Республика Беларусь 35 169,2

рованных специально-научных и практических методов.

Многие специалисты акцентируют внимание на сложном многоаспектном характере данного феномена. Проблематика противодействия торговле людьми более 10 лет является предметом специальных совместных исследований в России и Казахстане не только по уголовному праву и криминологии, но и по уголовному процессу и криминалистике, политологии, социологии и даже географии.

Сидхарт Кара (Siddharth Kara) в своей книге справедливо пишет о том, что ни для кого не является секретом, что рабство в форме принудительного труда не только все еще существует, продолжает процветать в каждом углу земного шара.

На международном уровне евразийского сотрудничества отмечено, что мы живем в век беспрецедентной мобильности людей. Сегодня, как никогда за всю историю человечества, огромное количество людей находится в движении, и в этой связи миграция рассматривается как одна из основных глобальных проблем XXI века. Центральная Азия со времен Великого шелкового пути находилась на рубеже между Западом и Востоком и передвижения товаров и людей. Сегодня сотни тысяч человек ежедневно пересекают международные границы в поисках работы и лучших возможностей. Миллионы людей из Центральной Азии работают за пределами своих стран и обеспечивают свои семьи.

По данным Генерального прокурора Республики Казахстан А. Даулбаева за последние пять лет в Казахстане выявлено около 600 жертв торговли людьми. Правоохранительными органами выявлено почти 1,5 тыс. преступлений, связанных с торговлей людьми, осуждено более 800 лиц. Ежегодно регистрируется около 300 преступлений данной категории. Кроме того, только за трехлетний период (начиная с 2010 года) из общего количества (820) находившихся в производстве уголовных дел, связанных с торговлей людьми, по 453 окончено рассле-

46

№1 2015

дование, в суд направлено 360 уголовных дел, прекращено по нереабилитирующим основаниям 93 уголовных дела. И наконец, небезынтересным является сопоставительный анализ статданных о преступлениях, связанных с торговлей людьми за 9 месяцев 2013 года, в сравнении с показателями по данному виду преступлений в странах СНГ.

Статистические данные в абсолютных цифрах выглядят следующим образом (похищение человека, незаконное лишение свободы, торговля людьми, использование рабского труда).

Вышеприведенная информация свидетельствует, что в стране нарабатывается определенная правоприменительная практика по данной категории дел, которая нуждается в дальнейшем совершенствовании, в том числе с учетом такого фактора, как латентность преступлений, связанных с торговлей людьми.

Она только становится предметом аналитических материалов надзорной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РК. Ознакомление с содержанием Бюллетеней Верховного Суда РК за период с 2009 по 2014 год (56 выпусков) позволило найти только один материал по интересующей проблематике. Это - Обзор судебной практики (в том числе практики назначения наказаний) по уголовным делам о преступлениях против семьи и несовершеннолетних. В нем не содержится сведений по проблематике торговли людьми, за исключением двух примеров о вовлечении несовершеннолетних в занятие проституцией (статья 133-2 УК РК).

Большая часть уголовных дел, возбуждаемых в связи с выявлением случаев торговли людьми, квалифицируется не по статье 128 УК РК «Торговля людьми» и статье 133 УК РК «Торговля несовершеннолетними», а по статье 271 Уголовного кодекса Республики Казахстан (УК РК) «Организация или содержание притонов для занятия проституцией и сводничество».

Это подтверждается аналитическими материалами Генеральной прокуратуры РК, Междуна-

родной организацией по миграции в Казахстане, многочисленными публикациями в СМИ и др. Можно спрогнозировать, что этот момент также обнаружится в будущем в соответствующих обзорах Верховного Суда РК.

Относительно объективного криминологического измерения, а значит, и правильной идентификации торговли людьми, в конечном счете, торжества законности и справедливости важным является совершенствование мер по преодолению или хотя бы минимизации такого фактора, как латентность.

В этой связи актуальным является рекомендация, содержащаяся в Needs Assessment Toolkit on the Criminal Justice Response to Human Trafficking - Пособии по оценке потребностей в отношении уголовно-правовых мер борьбы с торговлей людьми - разработанном с участием Интерпола. Это подтверждает необходимость всестороннего анализа торговли людьми как преступного деяния международного значения ввиду сложной трансграничной природы и латентности торговли людьми.

Таким образом, на первоначальном этапе результаты комплексного мультидисциплинарного исследования в виде оптимальной концептуальной квинтэссенции, релевантной к истинной фактической сути изучаемого явления, должна получить отражение в правотворческом, правопри-

47

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО

менительном и правозащитном процессах. При этом должна быть решена двуединая задача -учет международных стандартов ООН и локальных особенностей (политика, право, менталитет).

Особая роль в применении международных и национальных стандартов торговли людьми отводится Типовому закону о борьбе с торговлей людьми (Model Law against Trafficking in Persons), где во введении записано, что Типовой закон будет содействовать систематизированному предоставлению помощи со стороны ЮНОДК в законодательной области и облегчать эту работу, а также способствовать пересмотру действующего законодательства и внесению в него поправок, а также принятию новых законов самими государствами. Предполагается, что его будет легко адаптировать к потребностям каждого государства независимо от правовых традиций и социальных, экономических, культурных и географических условий.

В целях соответствия стандартам ООН, и в частности ее Конвенции против транснациональной организованной преступности, сегодня мировым сообществом наработан бесценный опыт в сфере противодействия торговле людьми, который распространен во многих государствах. Главным «законодателем мод» в данном процессе является ООН, в которой, как представляется, учтены и продуктивные наработки исследователей транснациональной организованной преступности.

Отметим сразу, что необходимо смоделировать бинарную (двухуровневую) систему законодательного инструментария в сфере противодействия торговле людьми. Криминализация деяний, связанных с торговлей людьми, как известно, осуществляется в рамках уголовно-правового регулирования путем фиксации в соответствующих нормах-запретах Уголовного кодекса РК. Все другие вопросы, а это весьма обширный пласт, должны быть отражены в специальном базовом законе о противодействии торговле людьми. В настоящее время имеют место следующие подходы к уголовно-правовой регламентации.

Во-первых, это нормы УК РК собственно о торговле людьми и деяниях, связанных с ней. Во-вторых, это План мероприятий Правительства РК по борьбе, предотвращению и профилактике преступлений, связанных с торговлей людьми на 2012-2014 годы (утвержден Постановлением №1347 от 24.10.2012), включающий 40 пунктов. В-третьих, это постановление №7 Верховного Суда РК от 29 декабря 2012 г. «О практике применения законодательства, устанавливающего ответственность за торговлю людьми».

В УК Казахстана изначально существовали две нормы: статья 128 «Вербовка людей для эксплуатации», статья 133 «Торговля несовершеннолетними», в отношении которых в правоприменительной и правозащитной практике ныне активно применяются формулировки «преступления (преступность), связанные (связанная) с торговлей».

Формулировка «преступления, преступность, связанные с торговлей людьми» в национальном уголовном законодательстве Казахстана появилась относительно недавно и получила лишь схематичное (преимущественно языком цифр) обозначение.

Так, в примечании к статье 128 УК РК закреплено, что преступлениями, связанными с торговлей людьми, признаются преступления, предусмотренные статьей 113 УК РК (принуждение к изъятию или незаконное изъятие органов и тканей человека), пунктом б) части третьей статьи 125 УК РК (похищение человека с целью эксплуатации) а) пунктом б) части третьей статьи 126 УК РК (незаконное лишение свободы с целью эксплуатации), статьями 128 (торговля людьми), 132-1 УК РК (вовлечение несовершеннолетнего в занятие проституцией), 133 УК РК (торговля несовершеннолетними), 270 (вовлечение в занятие проституцией) и 271 (организация или содержание притонов для занятия проституцией и сводничество).

В связи с этим резонно возникает вопрос о толковании такого понятия. На этот счет в УК РК не содержится развернутой дефиниции (аутентич-

48

№1 2015

ного толкования). Простое перечисление статей без объяснения логики их группировки не в счет.

Целесообразной является законодательная регламентация формулы торговли людьми, обеспечивающая точную юридическую оценку реализованного общественно опасного противоправного деяния, предусмотренного уголовным законом. Наиболее приемлемым представляется предложение о совершенствовании нормы с учетом этимологического значения используемых терминов.

Значение нормативного постановления №7 Верховного Суда РК от 29 декабря 2012 г. «О практике применения законодательства, устанавливающего ответственность за торговлю людьми» трудно переоценить, тем более что это событие составляет единую цепь активно и последовательно проводимых на протяжении последних лет процессов совершенствования норм уголовного законодательства и формирования единообразной судебно-следственной практики.

Очевидно, что в ближайшее время начнется работа по переформатированию нормативных постановлений Верховного Суда на предмет соответствия новой редакции Уголовного кодекса. И в этой связи актуальным являются разъяснения относительно квалификации преступлений, связанных с торговлей людьми, и разграничения их между собой. Как на это было указано и в Замечаниях по нормативному постановлению Верховного Суда Республики Казахстан о применении судами уголовного законодательства по торговле людьми, торговлю людьми необходимо отличать от иных преступлений, посягающих на личную свободу и неприкосновенность достоинства человека, предусмотренных статьями 113, 125, 126, 132-1, 133 и 270 УК РК.

Вопросы разграничения смежных составов должны получить более четкие разъяснения в соответствующем нормативном постановлении. Вообще данный документ, в условиях отсутствия полноценного базового закона и соответственно, несущего его функциональную нагрузку, должен быть трансформирован в акт развернутого судеб-

ного толкования. Хотя объективности ради следует заметить, что это должно быть временной мерой, а по большому счету нужен все же специальный базовый закон.

При этом интересные и полезные положения содержатся в ряде документов ЮНОДК ООН, а именно в Combating traffiCking in Persons A Handbook for Parliamentarians (Борьба с торговлей людьми. Руководство для парламентариев); Needs Assessment Toolkit on the Criminal Justice Response to Human Trafficking United Nations Office on Drugs and Crime Vienna United Nations, New York, 2010 (Пособие по оценке потребностей в отношении уголовно-правовых мер борьбы с торговлей людьми); Model Law against Trafficking in Persons UNITED NATIONS OFFICE ON DRUGS AND CRIME UNITED NATIONS Vienna, 2009 (Типовой закон о борьбе с торговлей людьми).

Актуальной является следующая рекомендация ООН о том, что парламентариям необходимо иметь четкое представление о понятии торговли людьми, для того чтобы эффективно вырабатывать и осуществлять национальное законодательство по борьбе с этим явлением.

В завершение хотелось бы сфокусировать внимание на ряде моментов, связанных с необходимостью дальнейшего совершенствования уголовного законодательства об ответственности за торговлю людьми. Так, в современных условиях торговлю людьми условно подразделяют на внутреннюю (в пределах одного государства) и внешнюю (поставка «живого товара» в зарубежные страны). Последняя форма является составной часть транснациональной организованной преступности. И это обстоятельство никак не отражено в вышеназванном нормативном постановлении Верховного Суда, хотя надо заметить что это, является, прежде всего, законодательным пробелом, так как в ни в статье 128 УК РК, ни в статье 133 УК РК нет соответствующего квалифицирующего признака.

Целесообразно было бы предусмотреть меры компромисса, а именно включить положение о возможности освобождения от ответственности

49

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО

вследствие позитивного посткриминального поведения виновного.

Еще одним пробелом следует считать отсутствие нормы об использовании рабского труда, и это при том, что имеются все основания для криминализации деяния.

О базовом законе РК в сфере противодействия торговле людьми можно сказать следующее. Сегодня после принятия Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности 2000 года прошло практически 15 лет, и следующим этапом после ратификации вышеуказанного документа является принятие отдельного законодательного акта о противодействии торговле людьми. Подчеркиваю, что необходим не закон о внесении изменений в различные нормативно-правовые акты, в том числе в УК, а именно специальный базовый закон о противодействии торговле людьми. В качестве примера можно привести антикриминальные базовые законы в сфере борьбы с терроризмом и экстремизмом, наркотизмом, коррупцией, то есть теми направлениями, которые давно стали взаимосвязанными компонентами организованной и даже транснациональной преступности. Всех их также объединяет тот факт, что предметом их регулирования является определенная система преступных деяний, в криминологической науке обозначаемая как разновидность преступности.

Закономерным является тот факт, что сложная группа - конгломерат «торговля людьми» едва ли умещается в одну простую законодательную формулу в рамках диспозиции уголовно-правовой нормы. Тем более в Казахстане их две - статья 128 и статья 133 УК РК. Доказано практикой, у специалистов различных сфер, да и у рядового обывателя, в том числе не без помощи средств массмедиа, торговля людьми ассоциируется не только с куплей-продажей, вербовкой и так далее по списку соответствующего протокола Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности.

Все острее становится вопрос обеспечения должного уровня криминологической безопасности общества, в рамках которой актуализируется выработка оптимальной гарантии и защиты прав жертв торговли людьми. Актуальными в связи с этим являются слова о том, что концептуально введение понятия криминологической безопасности связано с необходимостью смещения центра тяжести в борьбе с преступностью с воздействия на саму преступность, личность преступника и порождающие ее причины - на обеспечение защиты личности, общества, государства от преступных посягательств, когда цель всей этой деятельности - обеспечение социально приемлемого уровня криминологической безопасности, то есть когда государство и общество способны контролировать преступность, минимизировать последствия ее проявлений, а преступность «адекватно» реагирует на оказываемые на нее антикриминогенные воздействия.

Исходя из совокупности аргументов, в числе ближайших приоритетов должны стать разработка и скорейшее принятие комплексного закона о противодействии торговле людьми, роль которого сегодня выполняют подзаконные акты. Последние, в свою очередь, не обладают такими важнейшими качествами, как универсальность и системность, а также необходимой юридической силой по иерархии нормативных прав.

50

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.