Научная статья на тему 'МЕРЫ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОДДЕРЖАНИЕ МСП В ПЕРИОД САНКЦИЙ'

МЕРЫ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОДДЕРЖАНИЕ МСП В ПЕРИОД САНКЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
75
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
санкции / антикризисное управление / малый и средний бизнес / амнистия / штрафы / фискальная политика / поддержка МСП / sanctions / crisis management / small and medium-sized businesses / amnesty / fines / fiscal policy / support for SMEs

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — М.А. Рублев

Малый бизнес является наиболее уязвимым в условиях кризиса. Экономические последствия пандемии COVID-19 были сложным испытанием для сектора малого и среднего бизнеса. В то же время 2020 год стал переломным моментом для установления позитивных взаимоотношений между государством и предпринимательским сектором. Этому поспособствовали примененные экономические меры, такие как введение моратория на проверки и банкротство, сокращение контрольно-надзорной нагрузки, запуск программы ФОТ 2:0, а также постепенный переход к снижению страховых взносов. Вызвал позитивную реакцию со стороны предпринимательского сообщества и тот факт, что «МСП Лизинг», в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство» предоставит в 2024 году малому производственному бизнесу льготное финансирование на лизинг оборудования на сумму 4,5 млрд рублей. В статье автором проводится оценка действий правительства по противодействию кризиса в отношении малого и среднего бизнеса, а также приводится краткий обзор текущей ситуации в предпринимательском секторе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — М.А. Рублев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTI-CRISIS MANAGEMENT MEASURES AIMED AT SUPPORTING SMES DURING THE SANCTIONS PERIOD

Small businesses are the most vulnerable in a crisis. The economic impact of the COVID-19 pandemic has been challenging for the SME sector. At the same time, 2020 was a turning point for establishing positive relationships between the state and the business sector. This was facilitated by the applied economic measures, such as the introduction of a moratorium on inspections and bankruptcy, a reduction in the control and supervisory burden, the launch of the 2:0 payroll program, as well as a gradual transition to reducing insurance premiums. The fact that SME Leasing, within the framework of the national project “Small and Medium Enterprises”, will provide small manufacturing businesses with preferential financing for equipment leasing in the amount of 4.5 billion rubles in 2024 also evoked a positive reaction from the business community. In the article, the author assesses the government's actions to counter the crisis in relation to small and medium-sized businesses, and also provides a brief overview of the current situation in the business sector.

Текст научной работы на тему «МЕРЫ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОДДЕРЖАНИЕ МСП В ПЕРИОД САНКЦИЙ»

МЕРЫ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОДДЕРЖАНИЕ МСП В ПЕРИОД САНКЦИЙ

М.А. Рублев, аспирант

Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI:10.24412/2411-0450-2024-3-2-82-85

Аннотация. Малый бизнес является наиболее уязвимым в условиях кризиса. Экономические последствия пандемии COVID-19 были сложным испытанием для сектора малого и среднего бизнеса. В то же время 2020 год стал переломным моментом для установления позитивных взаимоотношений между государством и предпринимательским сектором. Этому поспособствовали примененные экономические меры, такие как введение моратория на проверки и банкротство, сокращение контрольно-надзорной нагрузки, запуск программы ФОТ 2:0, а также постепенный переход к снижению страховых взносов. Вызвал позитивную реакцию со стороны предпринимательского сообщества и тот факт, что «МСП Лизинг», в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство» предоставит в 2024 году малому производственному бизнесу льготное финансирование на лизинг оборудования на сумму 4,5 млрд рублей.

В статье автором проводится оценка действий правительства по противодействию кризиса в отношении малого и среднего бизнеса, а также приводится краткий обзор текущей ситуации в предпринимательском секторе.

Ключевые слова: санкции, антикризисное управление, малый и средний бизнес, амнистия, штрафы, фискальная политика, поддержка МСП.

Минэкономразвития разработал и разместил на официальном портале законопроект, который направлен на продление антикризисных мер для бизнеса на 2024 г. В Правительстве полагают, что меры позволят адаптировать экономику РФ под общие условия. Среди предложенных инструментов это сокращение контрольно-надзорной нагрузки на компании [1]. Эти меры по мнению государства позволят адаптировать экономику России под общие условия. Антикризисные меры, как и прежде, касаются различных сфер [3]. Рассмотрим те, что касаются малого бизнеса.

При амнистии для МСП не будет никаких штрафов, санкций и пересчета налогов за предыдущие периоды для нарушителей, однако есть условия - компании должны будут отказаться от искусственного дробления бизнеса и должны будут перейти к цивилизованной работе «в белую» [4]. Вклад малого и среднего бизнеса в экономику растет - сегодня доля МСП в таких отраслях, как обрабатывающая промышленность, туризм и 1Т, превышает 20% от ВВП (рис. 1).

Рис. 1. Вклад малого и среднего бизнеса в экономику России по годам (в %) [2]

Эта доля значительно ниже плановых показателей, запланированных для развития МСП Правительством РФ. По планам властей, число работающих в малом и среднем предпринимательстве в России должно увеличиться с 19 млн до 25 млн человек. Указанный план и поставленные задачи свидетельствуют о стремлении правительства к стимулированию и увеличению активности бизнес-сектора для достижения более стабильного и диверсифицированного экономического роста. Важно

отметить, что достижение таких показателей требует комплексных мер по поддержке предпринимательства, содействию в развитии инфраструктуры для МСП, улучшению инвестиционного климата и снижению административных барьеров для предпринимателей [6].

Для примера, сегодня в странах Западной Европы доля вклада малого и среднего бизнеса в экономику гораздо выше, чем в России (43% в Германии, 51% в Великобритании) (рис. 2).

0,0 10,0 20,0 30,0 40,0 50,0 60,0

Рис. 2. МСП В России и в мире на 2022 год (в %) Источник: Росстат, сайты национальных регуляторов

На рисунке 2 видно, что показатели МСП в России традиционно ниже, чем в других крупнейших или активно развивающихся экономиках мира [5]. Часто Российским компаниям невыгодно «набирать обороты», потому что при переходе с упрощенного налогового режима на общий - сборы резко возрастают. Таким образом, государство подталкивает бизнес к дроблению и другим схемам оптимизации фискальной нагрузки.

Чтобы мотивировать компании отказаться от практики дробления бизнеса, Правительство должно предусмотреть механизм плавного увеличения налоговой нагрузки для организаций, переходящих с упрощенки на общий порядок налогообложения [7]. Кроме того, Президент В.В. Путин выступил за смягчение налогового режима для производственных пред-

приятий сектора МСП и попросил правительство предоставить на этот счет конкретные предложения. По его словам, такие инициативы уже «созрели».

На сегодняшний день негативно состояние российской экономики оценивают 45,6% опрошенных предпринимателей. В дополнение к этому большинство участников опроса (63%) зафиксировали ухудшение экономической обстановки в своем регионе за прошедший год и только 1,5% оценили ситуацию в экономике - как очень хорошее.

Такой пессимизм у предпринимателей может быть обусловлен различными факторами, от последствий постпандемийного периода, роста инфляции, изменение налоговой политики до различных экономических и социальных аспектов (рис. 3).

Рис. 3. Ответ на вопрос: как вы оцениваете состояние российской экономики в целом? (в % от общего количества опрошенных предпринимателей) [5]

Предприниматели в целом выделяют следующие ключевые проблемы, такие как:

- высокая административная нагрузка, которая по мнению предпринимателей отнимает много времени и ресурсов для соблюдения различных требований и нормативов;

- несправедливость налоговой системы - многие предприниматели считают, что налоговая нагрузка неравномерно распределена, и создает дополнительную нагрузку при расширении бизнеса;

- отсутствие стимулов для роста из малого бизнеса в средний - что также ограничивает потенциал для дальнейшего расширения;

- избыточная отчетность и документооборот - увеличивает бюрократическую нагрузку на малый бизнес и усложняет его взаимодействие с государственными органами;

- ограниченные возможности для получения беззалогового кредитования снижает финансовые возможности малых предприятий для расширения своей деятельности.

Таким образом, для достижения прогнозных объемов вклада МСП именно в постпандемийный период, опираясь на приведенные выше решения, необходимы

системные изменения в отношениях между бизнесом и властью, способные создать благоприятные условия для развития и восстановления сектора предпринимательства и экономики в целом. Изменения необходимы для превращения сектора малого и среднего предпринимательства в двигатель экономического роста национальной экономики.

Выводы

В заключении можно сделать выводы, что перед лицом любых экзогенных шо-ков, малый и средний бизнес оказываются наиболее уязвимыми. Однако благодаря примененным антикризисным мерам, в том числе мораторию на проверки и банкротство, уменьшению контрольной нагрузки, запуску программы ФОТ 2.0 и снижению страховых взносов, удалось частично смягчить негативные последствия и поддержать предпринимательский сектор. Важно отметить, что в свете снятия ограничений, правительство продолжает работу по продлению антикризисных мер на 2024 год, что позволит дальше обеспечивать поддержку и стимулировать развитие малого и среднего бизнеса. Это свидетельствует о продолжающемся внимании к сектору МСП и стремлении создать благоприятные условия для его развития в России.

Библиографический список

1. Антикризисное регулирование в сфере КУ может быть продлено на 2024 год. Консалтинговая группа «Альпийский ветер». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://alpwind.ru/media/business-

news/antikrizisnoe_regulirovanie_v_sfere_ku_mozhet_byt_prodleno_na_2024_god/ (дата обращения 18.03.2024).

2. Больше от меньших: вклад МСП в экономику России вырос до 21% / Экономика. (17 января 2024) Известия. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://iz.ru/1635167/mariia-stroiteleva/bolshe-ot-menshikh-vklad-msp-v-ekonomiku-rossii-vyros-do-21 (дата обращения 24.03.2024).

3. Современные проблемы менеджмента и развития государственного и муниципального управления. Монография / Е.А. Горбашко, Н.Р. Камынина, И.Г. Головцова и др. - СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2023. - 159 с.

4. Кого может коснуться объявленная Путиным амнистия за дробление бизнеса. Ведомости. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/economics/artides/2024/02/29/1023044-kogo-mozhet-kosnutsya-obyavlennaya (дата обращения 29.02.2024).

5. МСП/Постковид. Время для системных решений. Специальный доклад Президенту Российской Федерации, 2021 год. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://doklad.ombudsmanbiz.ru/2021/7.pdf (дата обращения 26.03.2024).

6. Росстат впервые раскрыл долю малого и среднего бизнеса в экономике. Forbes. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.forbes.ru/biznes/372025-rosstat-vpervye-raskryl-dolyu-malogo-i-srednego-biznesa-v-ekonomike (дата обращения 26.03.2024).

7. Харламов А.В., Пашковская Е.Г. Обеспечение устойчивого развития на основе прио-ритизации национальных экономических интересов // Экономика и управление. - 2024. -Т. 30, № 2. - С. 149-160.

ANTI-CRISIS MANAGEMENT MEASURES AIMED AT SUPPORTING SMES DURING THE SANCTIONS PERIOD

M.A. Rublev, Postgraduate Student

St. Petersburg University of Management Technologies and Economics (Russia, St. Petersburg)

Abstract. Small businesses are the most vulnerable in a crisis. The economic impact of the COVID-19 pandemic has been challenging for the SME sector. At the same time, 2020 was a turning point for establishing positive relationships between the state and the business sector. This was facilitated by the applied economic measures, such as the introduction of a moratorium on inspections and bankruptcy, a reduction in the control and supervisory burden, the launch of the 2:0 payroll program, as well as a gradual transition to reducing insurance premiums. The fact that SME Leasing, within the framework of the national project "Small and Medium Enterprises", will provide small manufacturing businesses with preferential financing for equipment leasing in the amount of 4.5 billion rubles in 2024 also evoked a positive reaction from the business community.

In the article, the author assesses the government's actions to counter the crisis in relation to small and medium-sized businesses, and also provides a brief overview of the current situation in the business sector.

Keywords: sanctions, crisis management, small and medium-sized businesses, amnesty, fines, fiscal policy, support for SMEs.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.