Научная статья на тему 'МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРОНИКНОВЕНИЮ ЗАПРЕЩЕННЫХ ПРЕДМЕТОВ В УЧРЕЖДЕНИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ'

МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРОНИКНОВЕНИЮ ЗАПРЕЩЕННЫХ ПРЕДМЕТОВ В УЧРЕЖДЕНИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
112
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ЗАПРЕЩЕННЫЕ ПРЕДМЕТЫ / КАНАЛЫ ДОСТАВКИ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дазмарова Татьяна Николаевна

В статье исследованы меры административного противодействия проникновению запрещенных предметов в учреждения уголовно-исполнительной системы. Акцентируется внимание на проблеме нелегальной доставки осужденным средств мобильной связи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Дазмарова Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATIVE COUNTERACTION MEASURES PENETRATION OF PROHIBITED ITEMS INTO INSTITUTIONS OF THE PENAL SYSTEM

The article examines the measures of administrative counteraction to the penetration of prohibited items into the institutions of the penal system. Attention is focused on the problem of illegal delivery of mobile communication means to convicts.

Текст научной работы на тему «МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРОНИКНОВЕНИЮ ЗАПРЕЩЕННЫХ ПРЕДМЕТОВ В УЧРЕЖДЕНИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ»

Государственная служба и кадры. 2022. № 2. С. 179—181. State service and personnel. 2022;(2): 1 79— 181.

Научная статья

УДК 343.827 NIION: 2012-0061-02/22-109

https://doi.org/10.24412/2312-0444-2022-2-179-181. MOSURED: 77/27-008-2022-02-309

Меры административного противодействия проникновению запрещенных предметов в учреждения уголовно-исполнительной системы

Татьяна Николаевна Дазмарова

Академия ФСИН России, Рязань, Россия, dazmar@yandex.ru

Аннотация. В статье исследованы меры административного противодействия проникновению запрещенных предметов в учреждения уголовно-исполнительной системы. Акцентируется внимание на проблеме нелегальной доставки осужденным средств мобильной связи.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, запрещенные предметы, каналы доставки, административное правонарушение.

Для цитирования: Дазмарова Т.Н. Меры административного противодействия проникновению запрещенных предметов в учреждения уголовно-исполнительной системы // Государственная служба и кадры. 2022. № 2. С. 179—181. https://doi.org/10.24412/2312-0444-2022-2-179-181.

Original article

Administrative counteraction measures penetration of prohibited items into institutions of the penal system

Tatiana N. Dazmarova

Academy of the Federal penitentiary service of Russia, Ryazan, Russia, dazmar@yandex.ru

Abstract. The article examines the measures of administrative counteraction to the penetration of prohibited items into the institutions of the penal system. Attention is focused on the problem of illegal delivery of mobile communication means to convicts.

Keywords: penal enforcement system, prohibited items, delivery channels, administrative offense.

For citation: Dazmarova T.N. Administrative counteraction measures penetration of prohibited items into institutions of the penal system // State service and personnel. 2022;(2):179—181. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2312-0444-2022-2-179-181.

Я условиях реформирования пенитенциарной системы России важное значение имеет обес-^^^печение правопорядка в исправительных учреждениях. Одной из ключевых составляющих в обеспечении правопорядка является администра-тивно-юрисдикционная деятельность органов и учреждений уголовно-исполнительной системы. Четкая и отработанная система предупреждения и пресечения административных проступков, надлежащая организация производства по делам об административных правонарушениях, как следствие, неотвратимость наказания за их совершение являются неотъемлемой частью работы, направленной на предупреждение поступления запрещенных предметов лицам, содержащимся в местах лишения свободы.

© Дазмарова Т.Н. М., 2022.

Административное правонарушение, предусмотренное ст. 19.12 КоАП РФ «Передача или попытка передачи запрещенных предметов лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы или изоляторах временного содержания», является одним из типичных административных правонарушений, которое совершается в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

Производство по делам об административных правонарушениях — это институт административного права, объединяющий правовые нормы, регламентирующие деятельность компетентных субъектов по разрешению дел об административных правонарушениях и применению к виновным лицам мер административного наказания.

Основным источником данных норм выступает КоАП РФ, закрепляющий общие положения,

№ 2/2022

Государственная служба и кадры

которыми призваны руководствоваться соответствующие должностные лица, в том числе сотрудники учреждений уголовно-исполнительной системы. В соответствии с нормами КоАП РФ учреждения уголовно-исполнительной системы, их должностные лица являются субъектами производства по делам об административных правонарушениях и наделены соответствующими властными полномочиями.

Анализ данных полномочий позволяет разделить их на три группы:

■ составление протоколов за отдельные правонарушения (ч. 1, п. 5, ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ);

■ применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (п. 11 ч. 1 ст. 27.2, п. 7 ч. 1 ст. 27.3, статьи 27.7, 27.10, 27.15 КоАП РФ);

■ рассмотрение дел об административных правонарушениях (ст. 23.4 КоАП РФ) [1].

Особенностью производства по делам об административных правонарушениях как вида административной деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы является то, что правовое регулирование данного вида производства осуществляется не только КоАП РФ, но и УИК РФ, а также ведомственными правовыми актами: приказом ФСИН России от 19 декабря 2013 г. № 780 «Об утверждении перечня должностных лиц учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, и перечня должностных лиц учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, уполномоченных осуществлять административное задержание».

Перечень запрещенных к передаче предметов лицам, содержащимся в местах лишения свободы, определен Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденными приказом Минюста России от 16 декабря 2016 г. № 295, в следственных изоляторах — приказом Минюста России от 14 октября 2005 г. № 189 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы».

Согласно статистическим данным ФСИН России, за последние годы в учреждениях УИС выявляются факты наличия в обращении лиц, содержащихся в них, большого количества запрещенных предметов и веществ. К наиболее распространенным из них следует отнести: деньги, мобильные средства связи, наркотические вещества, алкогольные напитки и иные изделия на спиртовой основе промышленного производства, колюще-режущие предметы.

В 2021 г. оперативная обстановка, связанная с проникновением запрещенных предметов на территории учреждений УИС, по-прежнему оставалась сложной.

В результате проведенных в I полугодии 2021 г. обыскных и досмотровых мероприятий в учреждениях УИС при доставке изъято:

■ денежных средств — 1323,8 руб.;

■ алкогольных напитков и иных изделий на спиртовой основе промышленного изготовления — 476 л.;

■ средств мобильной связи — 10 765 ед.

За передачу либо попытку передачи подозреваемым, обвиняемым и осужденным, содержащимся в учреждениях УИС, запрещенных предметов задержано 1540 граждан.

В настоящее время наиболее остро стоит проблема нелегальной доставки осужденным средств мобильной связи.

Федеральной службой исполнения наказаний ведется анализ профилактики поступления средств мобильной связи в учреждения УИС. Реализуется Комплексная программа профилактики поступления в учреждения уголовно-исполнительной системы Российской Федерации средств мобильной связи на 2021 — 2022 годы, утвержденная директором ФСИН России 25 января 2021 г.

Всего по итогам первого полугодия 2021 г. в учреждениях УИС изъято 36 092 мобильных телефона, в том числе:

■ в ИУ — 33 369 ед., из них при доставке 9483 ед., или 28,4% (снижение на 21,9%);

■ в СИЗО — 2723 ед., из них при доставке 1282 ед., или 47,1% (снижение на 13,3%).

Показатель изъятия мобильных телефонов при попытке доставки на территории учреждений УИС составил 29,8%, или 10 765 ед.

Отметим, что основные каналы доставки мобильных средств связи на территории учреждений УИС отличаются исходя из их специфики. Так, в исправительных учреждениях в 45,7% случаев мобильные телефоны изымаются на режимной территории, прилегающей к учреждению, при перебросе через основное ограждение (в том числе обнаруженные на внутренней запретной зоне и 15-метровой полосе — 39%).

Кроме того, в ИУ средства пытались доставить:

■ с использованием транспортных средств — 656 ед.,

■ при проведении свиданий — 89 ед.,

■ в почтовых отправлениях — 262 ед.,

■ в передачах — 188 ед.

Очевидно, что средства связи могут быть использованы подозреваемыми и обвиняемыми в целях воспрепятствования ходу расследования уголовного дела, в том числе для сокрытия предметов и вещей, добытых преступным путем. Более того, средства мобильной связи позволяют лицам, содержащимся в учреждениях УИС, поддерживать связь с членами преступного сообщества, а также совершать новые преступления.

№ 2/2022

По итогам анализа Федеральной службой исполнения наказаний установлено, что основным каналом доставки средств связи остается переброс через основное ограждение; в учреждениях УИС обеспечиваются выявление, учет и контроль мест, наиболее уязвимых в перебросовом отношении.

Среди недостатков, выявленных в ходе итогового анализа, можно выделить слабую организацию контроля со стороны аппаратов управлений территориальных органов ФСИН России за работой по перекрытию каналов поступления средств мобильной связи.

В связи с вышеизложенным необходимо продолжить обеспечение исполнения мероприятий, предусмотренных Комплексной программой профилактики поступления в учреждения уголовно-исполнительной системы Российской Федерации

средств мобильной связи на 2021 — 2022 годы, а также принять меры по повышению эффективности плановых обысков в учреждениях УИС.

Список источников

1. Мельникова НА. Полномочия сотрудников исправительных учреждений в рамках производства по делам об административных правонарушениях // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2017. № 8. С. 23—26.

References

1. Melnikova NA. Powers of correctional officers in the framework of proceedings on administrative offenses / / Sheets of the penal enforcement system. 2017. № 8. Pp. 23—26.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Адвокатская этика

0

ssnrs

Адвокатская этика. Учебник. Гриф УМЦ " Профессиональный учебник. Гриф НИИ образования и науки / Под ред. Г.Б. Мирзоева, Н.Д. Эриашвили. 303 с.

Раскрываются содержание и социальная ценность профессиональной этики адвоката. Всесторонне рассматриваются этико-психологические особенности личности и деятельности адвоката, морально-психологические аспекты оказания им консультационных услуг, защиты прав и интересов граждан в суде. Даются практические рекомендации по формированию профессионального имиджа, преодолению профессиональной деформации, использованию методов правомерного психологического воздействия на участников уголовного и гражданского процесса. Освещаются вопросы истории этических установок в адвокатской деятельности и отношения к адвокатской профессии.

Для студентов и аспирантов, преподавателей юридических вузов, практикующих адвокатов, стажеров и помощников адвокатов, слушателей курсов повышения квалификации.

Информация об авторе Дазмарова Т.Н. — кандидат юридических наук, доцент

Information about the author йаЕтагоуа T.N. — candidate of law, associate professor

Статья поступила в редакцию 28.02.2022; одобрена после рецензирования 08.05.2022; принята к публикации 14.05.2022.

The article was submitted 28.02.2022; approved after reviewing 08.05.2022; accepted for publication 14.05.2022.

№ 2/2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.