УДК 343.83 ББК 67.401.041
DOI 10.24411 /2312-0444-2020-10101
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ РАБОТНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПЕРЕДАЧУ ЗАПРЕЩЕННЫХ ПРЕДМЕТОВ
В МЕСТА ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
Татьяна Николаевна ДАЗМАРОВА, доцент кафедры административного и финансового права Академии ФСИН России, кандидат юридических наук, доцент E-mail: dazmar@yandex.ru
Научная специальность: 12.00.14 — административное право; административный процесс
Аннотация. В статье исследованы некоторые аспекты привлечения работников уголовно-исполнительной системы к ответственности за передачу запрещенных предметов в места лишения свободы. Акцентируется внимание на ответственности сотрудников уголовно-исполнительной системы, имеющих специальные звания.
Ключевые слова: административное правонарушение, работники уголовно-исполнительной системы, административная ответственность, дисциплинарная ответственность, служебная проверка.
Annotation. The article investigates some aspects of bringing employees of the criminal-executive system to responsibility for the transfer of prohibited items to places of detention. Attention is focused on the responsibility of employees of the criminal-executive system who have special titles.
Keywords: administrative offense, employees of the criminal-executive system, administrative responsibility, disciplinary responsibility, internal audit.
JL дминистративное правонарушение, пре-J \ дусмотренное ст. 19.12 КоАП РФ «ПеЛ. ^-редатта или попытка передачи запрещенных предметов лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы (УИС) или изоляторах временного содержания», является одним из типичных административных правонарушений, совершаемых в учреждениях уголовно-исполнительной системы.
Производство по делам об административных правонарушениях — это институт административного права, объединяющий правовые нормы, регламентирующие деятельность компетентных субъектов по разрешению дел об административных правонарушениях и применению к виновным лицам мер административного наказания.
Количество лиц, задержанных за передачу либо попытку передачи осужденным запрещенных предметов, составило в 2017 г. в ИК, ЛИУ, ЛПУ 5888, в том числе в пределах режимных учреждений — 4808.
Из них привлечено к административной ответственности — 4202, к уголовной ответственности — 314.
В 2018 г. в ИК, ЛИУ, ЛПУ за данное деяние задержано 5064 лица, в том числе в пределах режимных учреждений — 4273.
Из них привлечено к административной ответственности — 3585, к уголовной ответственности — 2821.
Таким образом, приведенные выше статистические данные свидетельствуют о стабильно высоком уровне выявления административных правонарушений на территории исправительных учреждений.
По общему правилу, работники уголовно-исполнительной системы из числа гражданских служащих (служащие и рабочие) за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.12 КоАП РФ, привлекаются к административной ответственности, что не исключает их дисциплинарной ответственности.
В этом случае основанием привлечения указанных лиц к дисциплинарной ответственности будет не совершение административного правонарушения, а нарушение трудовой дисциплины, выразившееся, например, в невыполне-
№ 2/2020
нии работником возложенных на него трудовых обязанностей2.
Сотрудники уголовно-исполнительной системы, имеющие специальные звания, за незаконную передачу запрещенных предметов лицам, содержащимся в местах лишения свободы, несут не административную, а дисциплинарную ответственность по ч. 1 ст. 2.5 КоАП РФ, если в их действиях не содержатся признаки преступления.
В случае если правонарушителем является сотрудник уголовно-исполнительной системы, имеющий специальное звание, то, как мы отмечали выше, за незаконную передачу запрещенных предметов лицам, содержащимся в местах лишения свободы, он в силу требований ст. 2.5 КоАП РФ несет не административную, а дисциплинарную ответственность. В этих целях после выяснения всех обстоятельств совершения административного правонарушения должностное лицо, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, в соответствии со ст. 28.9 КоАП РФ выносит постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится с соблюдением требований, предусмотренных ст. 29.10 КоАП РФ.
Руководитель учреждения УИС, рассмотрев поступившие административные материалы, назначает служебную проверку в отношении виновного сотрудника УИС.
Следует иметь ввиду, что сотрудник УИС привлекается к дисциплинарной ответственности не за административное правонарушение, а по основаниям, установленным ч. 2 ст. 15 Федерального закона «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ.
При этом срок давности привлечения к дисциплинарной ответственности согласно п. 7 ст. 52 вышеуказанного Закона исчисляется в течение шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка.
Итак, поступившие административные материалы являются основанием возбуждения дисциплинарного производства в отношении сотрудника, допустившего незаконную переда-
чу запрещенных предметов лицам, содержащимся в местах лишения свободы.
Начальник учреждения, получив указанные материалы, в соответствии с п. 5 приказа ФСИН России от 12 апреля 2012 г. № 198 «Об утверждении Инструкции об организации и проведении служебных проверок в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы» назначает служебную проверку. Решение о проведении проверки оформляется в виде резолюции на документе, содержащем сведения о наличии оснований для ее проведения, т.е. на постановлении о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Приказ о проведении служебной проверки является основанием для получения объяснений по вопросам, имеющим отношение к совершенному дисциплинарному проступку, ознакомления с документами, запроса их копий (либо их изъятия в установленном порядке), а также для получения экспертных заключений по конкретным вопросам.
Окончанием проверки является дата утверждения заключения. Заключение о результатах служебной проверки должно соответствовать требованиям приказа ФСИН России от 12 апреля 2012 г. № 198 «Об утверждении Инструкции об организации и проведении служебных проверок в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы».
Заключение подписывается председателем и всеми членами комиссии, проводившими проверку. При несогласии одного из членов комиссии с выводами или содержанием отдельных положений заключения или заключения в целом он, подписав заключение, приобщает к нему рапорт, в котором излагает свое особое мнение.
Несмотря на то что реализация описанного механизма является трудоемкой задачей, тем не менее, в настоящее время практика его применения отработана и приносит свои результаты.
1 Форма СБ-1. Раздел 2. «Сведения о работе по обеспечению изоляции осужденных» за четвертый квартал 2015 г. — четвертый квартал 2018 г.
2 Дазмарова Т.Н., Закопырин В.Н., Сулейманов ТА. Ответственность работников уголовно-исполнительной системы за передачу либо попытку передачи запрещенных предметов лицам, содержащимся в местах лишения свободы: Учеб. пособие. Рязань: Академия ФСИН России, 2019. С. 67.
№ 2/2020