Научная статья на тему 'МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ПРОБЛЕМЫ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ'

МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ПРОБЛЕМЫ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
283
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
административное право / административное правонарушение / административное принуждение / administrative law / administrative offense / administrative coercion

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Махортова А.Р.

В данной работе определяется понятия мер административного принуждения, даётся характеристика видам и изучаются проблемы реализации мер административного принуждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATIVE COERCIVE MEASURES: CONCEPT, TYPES AND PROBLEMS OF THEIR IMPLEMENTATION

This work defines the concepts of administrative coercive measures, the types are characterized and the problems of implementing administrative coercive measures are studied.

Текст научной работы на тему «МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ПРОБЛЕМЫ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ»

УДК 342

Махортова Л.Р. студентка 1-го курса магистратуры

Московский финансово-промышленный университет «Синергия»

(г. Москва, Россия)

МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ:

ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ПРОБЛЕМЫ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ

Аннотация: в данной работе определяется понятия мер административного принуждения, даётся характеристика видам и изучаются проблемы реализации мер административного принуждения.

Ключевые слова: административное право, административное правонарушение, административное принуждение.

В понимании административно-правового принуждения существует проблема в её определении. Долгие годы ученые выясняют вопросы о том, является ли оно определенно административным, или же является совокупностью административно-правовых норм. По этому поводу следует обозначить, что административное принуждение не будет связано лишь с административным правом, поскольку могут быть ситуации применения других правовых инструментов присущих, бюджетному или налоговому законо дател ь ству.

Следующая дискуссионная ситуация связывается с определением возникновения административного принуждения, одна группа авторов поддерживает точку зрения, что оно связывается конкретно с административным правонарушением, другие же признают возможность её существования без совершения противоправных деяний.

Считаю, что применение мер административного принуждения, в первую очередь будет непосредственно связано с самим правонарушением, которое

должно непосредственно быть предусмотрено нормами КоАП РФ или законодательства субъектов РФ об административных правонарушениях. В связи с этим для их применения будет необходимо наличие деяния, которое несет в себе общественную вредность (опасность) и предусматривает ответственность в рамках существующего законодательства.

Так, по мнению Д. В. Осинцева, методы административно-правового принуждения - это применяемые во внешневластных отношениях представителями государственной администрации на основе административно-правовых норм и в соответствии с ними индивидуальных административных актов средства воздействия, направленные на выявление угроз безопасности, своевременную их ликвидацию, установление обстоятельств происшедшего, устранение нарушений и привлечение виновных в их совершении к ответственности в целях предупреждения наступления и развития негативных последствий таких угроз.

П. И. Кононов отмечает, что меры административно-правового принуждения «представляют собой предусмотренные материальными и процессуальными нормами административного права способы властного воздействия, применяемые административно-властными органами, их должностными лицами, а в некоторых случаях и судами в отношении физических лиц и организаций (юридических лиц) или принадлежащего им (находящегося в их пользовании) имущества, направленные на выявление в деятельности или действиях названных лиц нарушений действующего законодательства, пресечение таких нарушений, обеспечение полного и объективного разбирательства по выявленным правонарушениям, привлечение лиц, их совершивших, к административной и иным видам публично-правовой ответственности, а также на обеспечение исполнения не исполненных указанными лицами юридических обязанностей, возложенных на них в установленном законом порядке».

Все меры административного принуждения можно подразделить на три

вида:

1) меры наказания (административные взыскания);

2) меры пресечения, применяемые в целях прекращения гражданами противоправного поведения;

3) административно-восстановительные меры, направленные на принудительную реализацию невыполненной обязанности, восстановление нарушенных прав, устранение вредных последствий правонарушения.

С помощью мер административного принуждения есть возможность установить личность правонарушителя, предупредить несоблюдение закона и составить соответствующий акт. Это предусматривает адекватное и заблаговременное рассмотрение дела о правонарушении в суде; исполнение постановления по делу.

Исходя из самой сути административного принуждения, можно проследить, что оно символизирует вмешательство в сферу личностных прав и свобод. Это является более значимым приемом управления государством для жителей страны.

Кроме обеспечения права на жизнь, достоинство и свободу личности, сотрудники органов внутренних дел имеют основание прибегать к мерам принуждения к правонарушителям, призывать их к соблюдению законности. Также, в случае возникновения ситуаций чрезвычайного характера, применение мер административного принуждения будет усиливаться. Органы, которые осуществляют контроль в этих условиях, наделены полномочиями, требуемыми для быстрого восстановления правопорядка, законности, нормализации обстановки и устранения условий, которые представляют угрозу для безопасности и жизни граждан.

Виды мер административно-правового принуждения, применяемого сотрудниками ОВД в отношении гражданских лиц.

1. Профилактические административно-правовые меры принудительного характера применяются для ликвидации возможных преступлений в области государственного управления, профилактики других явлений, причиняющих вред системе общественной безопасности.

2. В качестве меры борьбы с преступностью применяются меры административного принуждения. Под мерами административной репрессии понимаются методы и средства принуждения, используемые уполномоченными государственными органами (должностными лицами) в целях прекращения административного проступка и предупреждения пагубных результатов. Их можно связать в следующие группы:

1) мероприятия пресечения, примененные конкретно к личности законопреступника (арест, физическое воздействие, принудительное лечение, использование специальных средств и оружия и т.п.);

2) меры пресечения имущественного характера (экспроприация имущества, нелегальных средств охоты, рыболовства, снос самовольных строений и т.п.);

3) профилактические меры санитарно-эпидемиологического характера (увольнение инфекционных больных с работы, запрет труда организаций торговли либо общепита с нарушением норм санитарии и др.);

4) предупредительные меры финансово-правового характера (изъятие в бюджетный актив сумм, полученных предприятиями, учреждениями, организациями с нарушением финансовой дисциплины, приостановление расчетов юридических и физ. лиц в случае непредставления (или отказ в представлении) отчетов в государственные учреждения по налогам, деклараций и т.п.)».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 04.08.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.10.2023) // «Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.

2. Административное право: учебник для вузов / А. В. Зубач [и др.] ; под общей редакцией А. В. Зубача. - Москва: Юрайт, 2021. - 530 с.

3. Административное право России: учебник и практикум для вузов / А. И. Стахов [и др.]; под редакцией А. И. Стахова, П. И. Кононова. 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юрайт, 2022. - 484 с.

4. Гришин, Д.А. О соотношении категорий «форма», «вид» и «мера» административного принуждения / Д.А. Гришин // Административное право и процесс.-2021.-№ 12.-С. 16-20.

5. Запрутин, Д. Г. Меры административного принуждения, применяемые полицией в отношении граждан / Д.Г. Запрутин // Вестник Омского университета. Серия «Право». - 2019. - С. 34-39.

6. Кононов, П. И. Этюды по административному праву и процессу. - Киров, 2021.-290 с.

7. Осинцев, Д. В. Методы административно-правового воздействия. - Санкт-Петербург, 2020.-340 с.

8. Семыкин, И.Е. О мерах административного принуждения // В сборнике: В мире научных открытий. Материалы VII Международной студенческой научной конференции. Редколлегия: Богданов И.И. [и др.]. - Ульяновск, 2023. - С. 12921296.

Makhortova A.R.

Moscow University for Industry and Finance Synergy (Moscow, Russia)

ADMINISTRATIVE COERCIVE MEASURES: CONCEPT, TYPES AND PROBLEMS OF THEIR IMPLEMENTATION

Abstract: this work defines the concepts of administrative coercive measures, the types are characterized and the problems of implementing administrative coercive measures are studied.

Keywords: administrative law, administrative offense, administrative coercion.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.