АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО
Вестник Омского университета. Серия «Право». 2019. Т. 16, № 2. С. 34-39. УДК 342
Б01 10.25513/1990-5173.2019.16(2).34-39
МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПОЛИЦИЕЙ
В ОТНОШЕНИИ ГРАЖДАН
Д. Г. Запрутин
Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Россия Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Челябинск, Россия
Введение. Предмет исследования - теоретические положения и нормативные правовые акты, определяющие понятие, признаки, виды мер административного принуждения, применяемых полицией в отношении граждан. Цель. Автор поставил перед собой цель проанализировать отличительные свойства административного принуждения, осуществляемого полицией во взаимоотношениях с гражданами. Методология. Наряду с общенаучными методами исследования (анализом, синтезом, индукцией, дедукцией, сравнением), использован метод формально-юридического анализа положений действующего законодательства Российской Федерации. Результаты. На основании проведённого анализа сформулированы существенные признаки понятия административного принуждения, осуществляемого полицией в отношении граждан. Сделан вывод о допустимости установления административных принудительных мер, оснований, порядка и пределов их осуществления исключительно федеральным законом. Заключение. Теоретическая значимость работы состоит в том, что в ней сформулировано определение понятия «административное принуждение полиции в отношении граждан». Также впервые в научной литературе предложена система классификаций мер административного принуждения, применяемых полицией в отношении граждан.
Ключевые слова: полиция; административное право; административное принуждение; граждане.
1. Введение
Полиция является ключевым звеном правоохранительной системы Российской Федерации. Именно сотрудники органов внутренних дел в своей текущей, повседневной работе, во взаимоотношениях с гражданами реализуют основной комплекс мер административного принуждения, предусмотренный российским законодательством.
Меры административного принуждения, в свою очередь, исходя из самой их сути, предполагают вторжение в сферу прав и свобод личности, т. е. являются наиболее «чувствительным» для граждан методом государственного управления. Степень эффективности и законности его реализации в значительной мере определяет отношение общества к власти в целом и в конечном итоге - легитимность последней.
Именно этим обусловлено важнейшее значение точного определения понятия, признаков, видов административного принуждения, а также условий, пределов и порядка его осуществления органами полиции в отношении граждан.
2. Методология
Методологию исследования составили общенаучные методы - анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение. Также использован метод формально-юридического анализа положений действующего законодательства Российской Федерации.
3. Понятие и признаки административного принуждения, применяемого полицией в отношении граждан
Применительно к деятельности полиции термин «принуждение» использовался и рассматривался с научных позиций ещё в доре-
волюционной литературе. Так, И. Тарасов выделял принуждение, состоящее из переходных моментов: приказание, приказание с угрозой исполнения приказываемого на счёт обязанного, приказание с угрозой наказания и приказание с угрозой физического принуждения . В. В. Ивановский выделил принуждение как метод полицейской (административной) деятельности. Автором рассматриваются «виды полицейского принуждения»: отобрание вида на жительство, стеснение свободы передвижения, полицейский надзор, ограничения, налагаемые на труд, полицейский арест, употребление оружия и некоторые другие .
В отечественной административно-правовой науке и учебной литературе советского и современного периодов учение о понятии и видах административного принуждения стало если не центральным, то одним из основных разделов. Его теоретические основы были заложены такими виднейшими учёными, как Ц. А. Ямпольская, М. И. Еропкин, и в дальнейшем получили развитие в трудах А. П. Алехина, А. А. Кармолицкого, Ю. М. Козлова, Л. Л. Попова, Д. Н. Бахраха, А. П. Ко -ренева, Б. В. Россинского, Ю. Н. Старилова, К. С. Бельского, Ю. П. Соловья и др. (см., например: [1-4]). Существует большое количество монографий и других работ, содержащих обзоры и сравнительный анализ исследований по этой теме и изложенных точек зрения, которые, безусловно, различаются.
Не претендуя на истину в последней инстанции, выскажем свои соображения по данному вопросу, с учётом специфики административного принуждения, осуществляемого полицией в отношении граждан.
1. Административное принуждение есть деятельность уполномоченных органов исполнительной власти в лице их должностных лиц. Сотрудники полиции, наделённые правом применения мер административного принуждения, являются должностными лицами органов внутренних дел и действуют в качестве представителей власти в том смысле, который заложен в это понятие в ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Административное принуждение заключается в обязании субъекта действовать определённым образом или, наоборот, воз-
держаться от определённых действий, независимо от его воли и желания.
3. Административное принуждение имеет своими целями предупреждение, пресечение нарушений законодательства, причинения вреда охраняемым законом интересам событиями, не связанными с совершением правонарушений (например, эпидемиями, эпизоотиями, стихийными бедствиями, чрезвычайными происшествиями и т. п.), а также привлечение лиц, виновных в совершении административных правонарушений, к административной ответственности и восстановление нарушенных прав.
Этот признак (целевая направленность) обычно кладётся в основу классификации видов административного принуждения. Изначально М. И. Еропкиным была предложена трёхзвенная классификация мер административного принуждения: меры административного предупреждения, меры административного пресечения и административные взыскания [2]. Эта классификация и в настоящее время является базовой и, за редкими исключениями, не ставится под сомнение. Впоследствии она была дополнена ещё двумя видами мер - обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и административного восстановления. Однако такой подход разделяется не всеми. Так, Ю. М. Козлов отмечает отсутствие в этих мерах самостоятельного юридического значения, так как они полностью поглощаются вышеназванными мерами трёхэлементной системы или регулируются нормами других отраслей права [3, с. 278].
Деятельность полиции направлена в первую очередь на предупреждение и пресечение противоправной деятельности, причём не только административно, но и уголовно наказуемой. Кроме того, должностные лица полиции наделены правом рассмотрения дел и привлечения виновных лиц к административной ответственности в соответствии с подведомственностью, определённой Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Нередко полицией предотвращается или пресекается не противоправная деятельность, а возможность причинения вреда, не связанная с нарушением закона. Менее очевиден вопрос о применении полицией административно-восстанови-
тельных мер. Те меры, которые можно обоснованно отнести к данной категории (например, принудительное взыскание налога и пеней, изъятие бюджетных средств, использованных не по целевому назначению), к полномочиям полиции не относятся.
4. Меры административного принуждения носят адресный характер, они индивидуально направлены. По мнению некоторых авторов, административное принуждение может применяться к неограниченному кругу лиц [5, с. 49]. С такой точкой зрения сложно согласиться. На неограниченный круг лиц распространяются правовые нормы, устанавливающие основания и порядок применения мер административного принуждения, а их реализация всегда направлена на конкретного субъекта.
5. Административное принуждение должно осуществляться на основаниях, в порядке и пределах, установленных исключительно федеральным законом. На практике сегодня ситуация иная. Федеральные законы, в частности Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (далее - закон о полиции), в данной части нередко содержат отсылки к подзаконным, в том числе ведомственным, нормативным актам. Например, на основании п. 14 ч. 1 ст. 13 закона о полиции подзаконными актами регулируется направление и (или) доставление на медицинское освидетельствование в соответствующие медицинские организации граждан для определения наличия в организме алкоголя или наркотических средств, если результат освидетельствования необходим для подтверждения либо опровержения факта совершения преступления или административного правонарушения, для расследования по уголовному делу, для объективного рассмотрения дела об административном правонарушении. В том числе критерии, при наличии которых имеются достаточные основания полагать, что лицо находится в состоянии опьянения и подлежит направлению на медицинское освидетельствование, установлены подзаконным актом - приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации.
По мнению некоторых авторов, осуществление мер административного принуждения на основании подзаконных актов
вполне допустимая ситуация [6, с. 291], с чем согласиться нельзя. Любое ограничение прав и свобод граждан в соответствии со ст. 55 Конституции Российской Федерации допустимо только по основаниям федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Таким образом, можно сформулировать следующее определение, содержащее все существенные признаки рассматриваемого понятия: «Административное принуждение полиции в отношении граждан - это применяемые должностными лицами органов внутренних дел на основании и в порядке, установленных федеральным законом, меры индивидуального характера, которые заключаются в обязании субъекта действовать определённым образом или, наоборот, воздержаться от определённых действий, независимо от его воли и желания, в целях предупреждения, пресечение нарушений законодательства, причинения вреда охраняемым законом интересам, а также привлечения лиц, виновных в совершении административных правонарушений, к административной ответственности».
4. Виды мер административного принуждения, применяемого полицией в отношении граждан
По принципу дихотомического деления меры административного принуждения, применяемые полицией в отношении граждан, можно классифицировать по нескольким основаниям.
1. Меры, которые могут быть применены в отношении любого физического лица, и меры, применяемые к субъектам со специальным правовым статусом (эти меры также иногда именуются специальными мерами административного принуждения). К таким субъектам, в частности, относятся иностранные граждане и лица без гражданства, должностные лица, индивидуальные предприниматели, несовершеннолетние.
В науке достаточно глубоко не исследован вопрос, с какого возраста к несовершеннолетнему могут применяться отдельные меры административного принуждения. Неко-
Вестник Омского университета. Серия «Право». 2019. Т. 16, № 2. С. 34-39.
торые возрастные ограничения установлены Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», гл. III которого регулирует помещение несовершеннолетних с де-виантным (общественно опасным) поведением в возрасте от одиннадцати до восемнадцати лет в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа. Но данный закон содержит также нормы, которые предусматривают административные принудительные меры, возможность применения которых к несовершеннолетним не ограничена каким-либо минимальным допустимым возрастным порогом. Так, п. 1 ч. 2 ст. 21 закона предусмотрено полномочие должностных лиц подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел «доставлять в подразделения органов внутренних дел несовершеннолетних, совершивших... антиобщественные действия, а также безнадзорных и беспризорных». В научной литературе данную меру обоснованно относят к специальным административно-предупредительным мерам принуждения, применяемым только к несовершеннолетним [7, с. 55].
2. Меры административного принуждения, не связанные с оказанием непосредственного физического воздействия на граждан, и меры, связанные с оказанием такого воздействия, в том числе с применением оружия и специальных средств. Именно полиция наделена максимально широким спектром полномочий по применению мер административного принуждения с использованием физической силы, оружия и специальных средств. В соответствии с ч. 1 ст. 18 закона о полиции сотрудник полиции имеет право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия лично или в составе подразделения (группы) в случаях и порядке, предусмотренных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. В частности, сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу, в том числе боевые приёмы борьбы, если несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей, в следующих случаях:
- для пресечения преступлений и административных правонарушений;
- для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц;
- для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции.
3. Процессуальные и внепроцессуаль-ные меры административного принуждения. Процессуальные меры осуществляются полицией в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, вне-процессуальные - иными нормативными правовыми актами.
4. Меры административного принуждения, применяемые полицией самостоятельно, без предварительной санкции суда, и меры, санкционируемые судом. Так, в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», «проведение оперативно-розыскных мероприятий (включая получение компьютерной информации), которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается только на основании судебного решения».
5. Заключение
Подводя итог вышеизложенному, можно отметить следующее. Сущность административного принуждения полиции в отношении граждан заключается в применении должностными лицами органов внутренних дел на основании и в порядке, установленных федеральным законом, мер индивидуального, обязывающего характера в целях предупреждения, пресечения нарушений законодательства, причинения вреда охраняемым законом интересам, а также привлечения лиц, виновных в совершении административных правонарушений, к административной ответственности. Помимо целевой направленности,
данные меры могут быть классифицированы также по таким критериям, как правовой статус принуждаемого субъекта, наличие физического воздействия, процессуальная форма, санкционирование судебными органами.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Российское полицейское (административное) право. Конец XIX - начало XX века : хрестоматия / Ю.Н. Старилов. - Воронеж : Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1999. - С. 177-179.
2 Там же. - С. 352-367.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ямпольская Ц. А. Об убеждении и принуждении в советском административном праве // Вопросы советского административного и финансового права : [сб.]. - М. : Изд-во АН СССР, 1952. - С. 175-181.
2. Еропкин М. И. О классификации мер административного принуждения // Вопросы административного права на современном этапе : [сб.]. - М. : Юриздат, 1963. - С. 60-69.
3. Алехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации : учебник. - М. : Зерцало, 1997. - 478 с.
4. Соловей Ю. П. Правовое регулирование применения сотрудниками полиции физической силы // Административное право и процесс. - 2012. - № 7. - С. 2-9.
5. Фиалковская И. Д. Значение административного принуждения как метода государственного управления // Административное право и процесс. - 2018. - № 4. - С. 47-52.
6. Фиалковская И. Д. Сущность метода принуждения в теории административного права // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. - 2014. - № 2-1. - С. 290-294.
7. Буторина Л. С. Принудительные меры административного предупреждения, применяемые к несовершеннолетним: их виды и место в системе административного принуждения // Административное право и процесс. - 2013. - № 9. - С. 54-56.
Информация об авторе
Запрутин Денис Григорьевич - кандидат педагогических наук, доцент кафедры правоохранительной деятельности и обеспечения национальной безопасности Юридического института Южно-Уральского государственного университета; доцент кафедры теории права и уголовно-правовых дисциплин Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Челябинский филиал)
Адрес для корреспонденции: 454080, Россия, Челябинск, пр. Ленина, 76
Информация о статье
Дата поступления - 15 марта 2019 г. Дата принятия в печать - 25 мая 2019 г.
Для цитирования
Запрутин Д. Г. Меры административного принуждения, применяемые полицией в отношении граждан // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2019. Т. 16, № 2. С. 34-39. й01: 10.25513/1990-5173.2019.16(2).34-39.
E-mail: [email protected]
MEASURES OF ADMINISTRATIVE COERCION APPLIED BY THE POLICE AGAINST CITIZENS
D.G. Zaprutin
South Ural State University, Chelyabinsk, Russia
Introduction. The subject of the research is theoretical provisions and normative legal acts defining the concept, features and types of administrative coercion measures applied by the police against citizens. Purpose. The purpose of the study is to analyze the distinctive features of administrative coercion carried out by the police in relations with citizens. Methodology. The methods used include general scientific methods such as analysis, synthesis, induction, deduction, comparison. The method of formal legal analysis of the provisions of the current legislation of the Russian Federation is used as well. Results. Based on the analysis, the essential features of the concept of administrative coercion carried out by the police against citizens are formulated. The author comes to the conclusion that it is permissible to establish administrative coercive measures, grounds, procedure and limits of their implementation exclusively by Federal law. Conclusion. The academic value of the research is that it made it possible to formulate the definition of the concept "administrative coer-
Вестник Омского университета. Серия «Право». 2019. Т. 16, № 2. С. 34-39.
cion of the police against citizens". The system of classifications of administrative coercion measures used by the police against citizens is proposed.
Keywords: police; administrative law; administrative coercion; citizens.
REFERENCES
1. Yampolskaya Ts.A. On persuasion and coercion in Soviet administrative law, in: Questions of Soviet administrative and financial law. Moscow, The USSR Sciense Academy Publishing House, 1952, pp. 175— 181. (In Russ.).
2. Eropkin M.I. Classification of measures of administrative coercion, in: Questions of administrative law at the present stage. Moscow, Yurizdat Publ., 1963, pp. 60-69. (In Russ.).
3. Alekhin A.P., Karmolitsky A.A., Kozlov Yu.M. Administrative law of the Russian Federation, textbook. Moscow, Zertsalo Publ., 1997. 478 p. (In Russ.).
4. Solovey Yu.P. Legal regulation of the use of physical force by police officers. Administrativnoe pravo i protsess = Administrative law and procedure, 2012, no. 7, pp. 2-9. (In Russ.).
5. Fialkovskaya I.D. The value of administrative coercion as a method of public administration. Administrativnoe pravo i protsess = Administrative law and process, 2018, no. 4, pp. 47-52. (In Russ.).
6. Fialkovskaya I.D. The Essence of the method of coercion in the theory of administrative law. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo = Vestnik of Lobachevsky University of Nizhni Novgorod, 2014, no. 2-1, pp. 290-294. (In Russ.).
7. Butorina L.S. Compulsory measures of administrative warning applied to minors: their types and place in the system of administrative coercion. Administrativnoe pravo i protsess = Administrative law and procedure, 2013, no. 9, pp. 54-56. (In Russ.).
About the author
Zaprutin Denis - Ph.D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Law Enforcement and National Security, Law Institute, South Ural State University; Associate Professor of the Department of Theory of Law and Criminal Law Disciplines, Chelyabinsk branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
Postal address: 76, Lenina pr., Chelyabinsk, 454080, Russia E-mail: [email protected]
Article info
Received - March 15, 2019 Accepted - May 25, 2019
For citation
Zaprutin D.G. Measures of Administrative Coercion Applied by the Police Against Citizens. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya "Pravo" = Herald of Omsk University. Series "Law", 2019, vol. 16, no. 2, pp. 34-39. DOI: 10.25513/1990-5173.2019.16(2).34-39. (In Russ.).