С. М. Рукавишников,
старший преподаватель кафедры административного и муниципального права имени профессора Василия Михайловича Манохина Саратовской государственной юридической академии, соискатель ученой степени
S. M. Rukavishnikov,
Senior Lecturer of the Department of Administrative and Municipal Law named after Professor Vasily Mikhailovich Manohin, Applicant of science degree of the Saratov State Law Academy s.rukavishnikov2013@yandex.ru
DOI: 10.24412/1608-8794-2023-4-55-60
МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОБЛЮДЕНИЯ g
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ГОСУДАРСТВЕННОМ О f
ОБОРОННОМ ЗАКАЗЕ fg
зэ м
ф 3
Аннотация: в статье проводится исследование мер административного при- § s
нуждения, направленных на обеспечение соблюдения законодательства РФ о госу- g -3
дарственном оборонном заказе. Актуальность вопроса обусловлена необходимостью ф 3
изучения изменений, вносимых в систему мер принуждения, в связи с особенностью ;§ О
поставок продукции для оснащения и обеспечения Вооруженных Сил РФ в условиях g 3
проведения специальной военной операции. Административная ответственность s 3
за нарушение законодательства о государственном оборонном заказе установлена 3 ^
в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях в специ- о ^
альных составах. Однако меры административного воздействия, применяемые к по- ° 3
ставщику за нарушение условий государственного контракта, им не ограничиваются. g Ф
Мерами административного принуждения, которые направлены на обеспечение о а
соблюдения законодательства о государственном оборонном заказе, являются меры jg g
административной ответственности и административно-предупредительные меры. | Ф
Ключевые слова: государственный оборонный заказ, поставка продукции, ° f
государственный контракт, административно-предупредительные меры, админи- 3 g
стративная ответственность. ф о
о s
ADMINISTRATIVE ENFORCEMENT MEASURES AIMED j j AT ENSURING COMPLIANCE WITH THE LEGISLATION
ON THE STATE DEFENSE ORDER 55
Abstract: the article examines the measures of administrative coercion aimed at P
ensuring compliance with the legislation of the Russian Federation on the state defense 0
order. The urgency of the issue is due to the need to study the changes made to the system %
ofcoercive measures in connection with the specifics of the supply ofproductsfor equipping 3
and providing the Armed Forces of the Russian Federation in the conditions of a .special ф
military operation. Administrative responsibility for violation of the legislation on the state %
defense order is established in the Code of Administrative Offences ofthe Russian Federation g in special formations. However, the administrative measures applied to the supplier for
violating the terms of the .state contract are not limited to this. Administrative enforcement measures aimed at ensuring compliance with the legislation on the State Defense Order are measures of administrative responsibility and administrative preventive measures.
Keywords: State Defense Order, supply of products, state contract, administrative and preventive measures, administrative responsibility.
Меры административного принуждения подробно исследовали ученые Саратовской научной школы административного права. Ими отмечено установление государством мер административного принуждения как связанных, так и не связанных с правонарушением, а также обосновано разделение указанных мер на несколько самостоятельных групп [1, с. 98-101; 2, с. 155-157; 3, с. 31-38]. Так, в зависимости от целевого назначения, к связанной с правонарушением группе относятся меры административного пресечения, обеспечения произ-„о водства по делам об административных правонарушениях, административной ответственности, административно-восстановительные меры; к не связанной с правонарушением группе - административно-пред-№ упредительные меры, включающие меры, применяемые в силу госу-§ дарственной необходимости, а также контрольно-предупредительные § меры [4, с. 7]. Установление и применение административно-преду-2 предительных мер может быть обусловлено различными факторами,
например, введением особого правового режима контртеррористиче-
5 „ „
— ской операции, чрезвычайного положения, военного положения. § Федеральным законом от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» 25 (далее - Закон об обороне) организация оснащения и обеспечения § Вооруженных Сил РФ, а также других войск, воинских формиро-
ваний и органов вооружением, военной техникой, материальными средствами и другими ресурсами возложена на Правительство РФ [5].
СО
о Реализация вышеуказанных мероприятий осуществляется в рамках 2 государственного оборонного заказа (далее - Гособоронзаказ). За нару-С шение законодательства о Гособоронзаказе предусмотрены различные виды ответственности - дисциплинарная, гражданско-правовая, ад-56 министративная, уголовная (ст. 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе») [6]. Таким СЧ образом, административная ответственность включена в систему мер, ® обеспечивающих соблюдение законодательства о Гособоронзаказе. ^ 24 февраля 2022 г. Вооруженные Силы РФ начали проведение специальной военной операции. С 20 октября 2022 г. на некоторых территориях введено военное положение [7]. В условиях ведения боевых действий возникает необходимость дополнительного приобретения военной техники, оружия, боеприпасов, другого военного
имущества, создания запасов материалов и запасных частей, предназначенных для ремонта военной техники.
Необходимо отметить, что закупки в рамках Гособоронзаказа являются частью закупок для государственных и муниципальных нужд (далее также - законодательство о контрактной системе). Вопросам привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе уделяли внимание многие авторы [8-11].
В Федеральной антимонопольной службе, являющейся как уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных ^ нужд, так и уполномоченным федеральным органом исполнительной 8 власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере | ё Гособоронзаказа, вышеперечисленные контроль и надзор обеспе- £ | чивают разные структурные подразделения. В случае нарушения * 0 поставщиками по Гособоронзаказу норм, устанавливающих запреты | £ и ограничения в рамках законодательства о контрактной системе, ё 1 антимонопольного и другого законодательства, указанные лица при- | ° влекаются к ответственности за нарушение законодательства РФ о | на общих основаниях. Например, при осуществлении закупок в рамках £ ё Гособоронзаказа был доказан факт заключения картеля, участники 3 £ которого были привлечены к административной ответственности Ш | по ч. 2 ст. 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных О Ц правонарушениях (далее - КоАП РФ) [12] на общую сумму 16,6 млн 1 | руб. [13]. При этом ни регулятивная норма, запрещающая картели, § | ни охранительные нормы, предусматривающие административную £ I или уголовную ответственность за нарушение антимонопольного I £ законодательства, не являются специальными для закупок в рамках § ® Гособоронзаказа. & 1
Административная ответственность за нарушение законода- 8! 8 тельства о Гособоронзаказе установлена в качестве специальных норм в КоАП РФ в гл. 7, 14, 15, 19. Специальные нормы учитывают
57
особенности Гособоронзаказа. Например, в ч. 1 ст. 7.29.2 КоАП РФ о установлена ответственность за отказ или уклонение от заключе- § ния государственного контракта по Гособоронзаказу; в ст. 14.6.1 ^ КоАП РФ установлена ответственность за непредставление или не- £ своевременное представление предложения о цене на продукцию либо | информации, подлежащей представлению в соответствии с законода- § тельством РФ в сфере Гособоронзаказа; в ч. 1 ст. 15.37 КоАП РФ установлена ответственность за неисполнение головным исполнителем,
исполнителем по Гособоронзаказу требования о ведении раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности и т.д.
Повышенная степень общественной опасности противоправных деяний (как действия, так и бездействия), нарушающих законодательство о Гособоронзаказе, предопределила внесение изменений в Уголовный кодекс РФ (далее - УК РФ) в сентябре 2022 г. [14]. Теперь должностное лицо, подвергнутое административному наказанию за деяние, предусмотренное ч. 1, 2 ст. 7.29.2, ч. 1, 2.1 ст. 14.55 КоАП РФ, может быть привлечено к уголовной ответственности (ч. 1, 2 ст. 201.2, ст. 201.3, ч. 1 ст. 285.5, ст. 285.6 УК РФ). Одновременно с внесением изменений в УК РФ были исключены нормы, предусматривавшие санкцию в виде дисквалификации должностного лица за грубое нарушение условий государственного контракта по Гособоронзаказу, из ст. 14.55 КоАП РФ. Ранее предусмотренные возможность дисквалификации должностного лица и привлечение его к уголовной ответственности по действующему законодательству не могли быть реализованы правоприменителем в ряде случаев. Например в случаях, когда должностное лицо в организации могло быть заменено или изменено (назначение нового руководителя, возложение обязанностей в сфере закупок по Гособоронзаказу на лицо, не являющееся 2 руководителем организации и т.п.). Кроме того, привлечение долж-^ ностного лица к административной или уголовной ответственности — не гарантировало поставку продукции в рамках Гособоронзаказа. § Учитывая изложенное, для обеспечения бесперебойного выполнения 25 Гособоронзаказа требовалось введение дополнительных мер. § В рамках реализации правовой политики, направленной на за-^ щиту национальной безопасности и обеспечение боеспособности Вооруженных Сил РФ, принят Указ Президента РФ, которым введена
00
о новая мера административного принуждения [15]. В соответствии ^ с нормами данного Указа, в условиях военного положения могут С приостанавливаться права участников (акционеров) хозяйственного общества, а также полномочия его органов управления и вводиться 58 внешнее управление (далее - введение внешнего управления). ^ Поскольку принятая в качестве новации мера по введению внеш-(V него управления применяется в силу государственной необходимости ® и вне связи с правонарушением, то она относится к такой группе мер ^ административного принуждения, как административно-предупредительные меры.
Таким образом, мерами административного принуждения, направленными на обеспечение соблюдения законодательства о Гособоронзаказе, являются меры административной ответствен-
ности и административно-предупредительные меры. В условиях проведения специальной военной операции состав мер административного принуждения корректируется: в ст. 14.6.1 КоАП РФ закреплен новый состав административного правонарушения; установлена дополнительная административно-предупредительная мера - введение внешнего управления.
Возможные направления совершенствования нормативно-правового регулирования состава мер административного принуждения, направленных на обеспечение соблюдения законодательства о Гособоронзаказе, нуждаются в дальнейшем изучении и могут быть рассмотрены в последующих исследованиях.
Список литературы:
1. Манохин, В.М. Административное право России : учебник / В.М. Манохин. - Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2010. - 272 с.
3 £
О $
3 У § £ о ё 3 I
|
I I
2. Конин, Н. М. Административное право России : учебник. / Н. М. Конин. § | - 2-е изд. - М. : Проспект, 2011. - 448 с. 13
3. Соколов, А. Ю. Меры обеспечения производства по делам об админи- § § стративных правонарушениях / А.Ю. Соколов. - М. : Инфра-М, 2015. - 320 с. 3 2
4. Соколов, А.Ю. Административная ответственность в Российской Федерации / А.Ю. Соколов. - 2-е изд., перераб. и доп. - Саратов : Изд-во Сарат. гос. юрид. акад., 2014. - 148 с.
5. Об обороне : федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ (в ред. от 13 июня 2023 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1996. - № 23, й ст. 2750; 2023. - № 25, ст. 4418. Ц^
6. О государственном оборонном заказе : федеральный закон от 29 дека- § 3 бря 2012 г. № 275-ФЗ (в ред. от 3 апреля 2023 г.) // Собр. законодательства | § Рос. Федерации. - 2012. - № 53, ч. 1, ст. 7600; 2023. - № 14, ст. 2376. § |
7. О введении военного положения на территориях Донецкой Народной § § Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской § § областей : указ Президента РФ от 19 октября 2022 г. № 756 // Собр. законо- § §8 дательства Рос. Федерации. - 2022. - № 43, ст. 7381. * §
8. Волков, В.Ю. Проблемы привлечения к административной ответ- | | ственности заказчиков, осуществляющих закупочную деятельность в рам- § ках контрактной системы / В.Ю. Волков, Н.Ю. Безуглый // Экономика, управление, право и общество : матер. VII межрегион. науч.-практ. сетевой интернет-конф. (Симферополь, 20 октября 2022 г.). - Симферополь : Ариал, 2023. - С. 87-89.
9. Гапоненко, В.Ф. Системно-структурный анализ административной у ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок / В.Ф. Гапоненко, П.В. Самолысов // Труды Академии управления МВД России. - 2020. - № 4 (56). - С. 220-231.
10. Добрецов, Г.Б. Административная ответственность за нарушения порядка заключения контракта / Г.Б. Добрецов // Вестник Сибирского юрид. ин-та МВД России. - 2022. - № 3 (48). - С. 130-139.
5
59
§
§
£
I 1
11. Курлевский, И.В. Административная ответственность за нарушение законодательства о контрактной системе в сфере государственных закупок / И.В. Курлевский, Г. В. Огрина // Теория и практика общественного развития.
- 2017. - № 4. - С. 89-91.
12. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 13 июня 2023 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2002. - № 1, ч. 1, ст. 1; 2023. - № 25, ст. 4426.
13. Участники картеля заплатили более 8,3 млн руб. штрафа // Официальный сайт Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области. - ЦКЬ: https://sverdlovsk.fas.gov.ru/news/11555 (дата обращения: 16.06.2023).
14. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 28 апреля 2023 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1996.
- № 25, ст. 2954; 2023. - № 18, ст. 3238.
15. О некоторых вопросах осуществления деятельности хозяйственных обществ, участвующих в выполнении государственного оборонного заказа :
„О указ Президента РФ от 3 марта 2023 г. № 139 // Собр. законодательства Рос. ^ Федерации. - 2023. - № 10, ст. 1663.
I