Научная статья на тему 'Меры административного принуждения, направленные на обеспечение соблюдения законодательства о государственном оборонном заказе'

Меры административного принуждения, направленные на обеспечение соблюдения законодательства о государственном оборонном заказе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
28
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Гособоронзаказ / закупки / поставка продукции / государственный контракт / административно-предупредительные меры / административная ответственность / State Defense Order / procurement / supply of products / state contract / administrative and preventive measures / administrative responsibility

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рукавишников Сергей Михайлович

Введение: административная ответственность за нарушение законодательства о государственном оборонном заказе установлена в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях в специальных составах. Однако меры административного воздействия, применяемые к поставщику за нарушение условий государственного контракта, на этом не ограничиваются. Цель — исследовать меры административного принуждения, направленные на обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации о Гособоронзаказе. Методологическая основа: при проведении исследования были использованы методы системного анализа и синтеза, описания, формально-юридический. Результаты: установлено, что меры административного принуждения за нарушение законодательства о государственном оборонном заказе корректируются, включая введение дополнительных административно-предупредительных мер в связи с особенностью поставок продукции для оснащения и обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации в условиях проведения специальной военной операции. Вывод: мерами административного принуждения, которые направлены на обеспечение соблюдения законодательства о Гособоронзаказе, являются меры административной ответственности и административно-предупредительные меры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Рукавишников Сергей Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Administrative Coercive Measures Aimed at Ensuring Compliance with Legislation on State Defense Orders

Background: administrative responsibility for violation of legislation on the state defense order is established in the Code of the Russian Federation on Administrative Offenses in special compositions. However, the measures of administrative impact applied to a supplier for violating the terms of a state contract are not limited thereto. Objective — to investigate measures of administrative coercion aimed at ensuring compliance with the legislation of the Russian Federation on the State Defense Order. Methodology: methods of system analysis and synthesis, description, formal and legal were used during the research. Results: it has been established that measures of administrative coercion for violation of legislation on the State Defense Order are being adjusted including the introduction of additional administrative and preventive measures in connection with the peculiarity of supplies of products for equipping and supplying the Armed Forces of the Russian Federation under conditions of a special military operation. Conclusions: measures of administrative coercion aimed at ensuring compliance with the legislation on the State Defense Order are measures of administrative responsibility and administrative preventive measures.

Текст научной работы на тему «Меры административного принуждения, направленные на обеспечение соблюдения законодательства о государственном оборонном заказе»

DOI 10.24412/2227-7315-2023-4-162-167 УДК 342.9

C.M. Рукавишников

МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОБЛЮДЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ГОСУДАРСТВЕННОМ ОБОРОННОМ ЗАКАЗЕ

Введение: административная ответственность за нарушение законодательства о государственном оборонном заказе установлена в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях в специальных составах. Однако меры административного воздействия, применяемые к поставщику за нарушение условий государственного контракта, на этом не ограничиваются. Цель — исследовать меры административного принуждения, направленные на обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации о Гособоронзаказе. Методологическая основа: при проведении исследования были использованы методы системного анализа и синтеза, описания, формально-юридический. Результаты: установлено, что меры административного принуждения за нарушение законодательства о государственном оборонном заказе корректируются, включая введение дополнительных административно-предупредительных мер в связи с особенностью поставок продукции для оснащения и обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации в условиях проведения специальной военной операции. Вывод: мерами административного принуждения, которые направлены на обеспечение соблюдения законодательства о Гособоронзаказе, являются меры административной ответственности и административно-предупредительные меры.

Ключевые слова: Гособоронзаказ, закупки, поставка продукции, государственный контракт, административно-предупредительные меры, административная ответственность.

S.M. Rukavishnikov

ADMINISTRATIVE COERCIVE MEASURES AIMED AT ENSURING COMPLIANCE WITH LEGISLATION ON STATE DEFENSE ORDERS

Background: administrative responsibility for violation of legislation on the state defense order is established in the Code of the Russian Federation on Administrative Offenses in special compositions. However, the measures of administrative impact applied to a supplier for violating the terms of a state contract are not limited thereto. Objective — to investigate measures of administrative coercion aimed at ensuring compliance with the legislation of the Russian Federation on the State Defense Order. Methodology: methods of system analysis and synthesis, description, formal and legal were used during

© Рукавишников Сергей Михайлович, 2023

Старший преподаватель кафедры административного и муниципального права имени профессора Василия Михайловича Манохина (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: s.rukavishnikov2013@yandex.ru

© Rukavishnikov Sergey Mikhailovich, 2023

Senior lecturer at the Department of Administrative and Municipal Law Named АЙ^г Professor Vasily Mikhailov-162 ich Manokhin (Saratov State Law Academy)

the research. Results: it has been established that measures of administrative coercion for violation of legislation on the State Defense Order are being adjusted including the introduction of additional administrative and preventive measures in connection with the peculiarity of supplies of products for equipping and supplying the Armed Forces of the Russian Federation under conditions of a special military operation. Conclusions: measures of administrative coercion aimed at ensuring compliance with the legislation on the State Defense Order are measures of administrative responsibility and administrative preventive measures.

Keywords: State Defense Order, procurement, supply of products, state contract, administrative and preventive measures, administrative responsibility.

Федеральным законом от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» (далее — Закон об обороне) организация оснащения и обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, а также других войск, воинских формирований и органов вооружением, военной техникой, материальными средствами и другими ресурсами возложена на Правительство Российской Федерации1. Реализация указанных мероприятий осуществляется в рамках государственного оборонного заказа (далее — Гособоронзаказ)2.

24 февраля 2022 г. Вооруженные силы Российской Федерации начали проведение специальной военной операции, с 20 октября 2022 г. на некоторых территориях введено военное положение3. В условиях ведения боевых действий возникает необходимость дополнительного приобретения военной техники, оружия, боеприпасов, другого военного имущества, кроме того, необходимо создание запасов материалов и запасных частей, предназначенных для ремонта военной техники. Однако в рыночных условиях деятельность любой коммерческой организации, в том числе и являющейся частью оборонно-промышленного комплекса, направлена на извлечение прибыли, а не на обеспечение обороноспособности государства. Другими словами, приоритеты государства и потенциального поставщика не совпадают. Важным, а часто и определяющим условием для принятия решения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) о заключении контракта по Гособоронзаказу становится цена на продукцию, регулируемую государством4. Установленный государством размер цены на закупаемую продукцию может не соответствовать предложению поставщика, самостоятельно определяющего стоимость своей продукции. При этом процедура урегулирования разногласий занимает длительный срок.

Для решения проблемы уклонения от заключения договора на поставку продукции в интересах обороны государства предусмотрены различные меры воздей-

1 См.: Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» (в ред. от 13 июня 2023 г.)

// СЗ РФ. 1996. № 23, ст. 2750; 2023. № 25, ст. 4418. 5)

2 См.: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном 2 заказе» (в ред. от 3 апреля 2023 г.) // СЗ РФ. 2012. № 53, ч. 1, ст. 7600; 2023. № 14, ст. 2376. 33

3 См.: Указ Президента РФ от 19 октября 2022 г. № 756 «О введении военного положения на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей» // СЗ РФ. 2022. № 43, ст. 7381.

4 См.: Постановление Правительства РФ от 2 декабря 2017 г. № 1465 «О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, а также о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (вместе с Положением о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу) (в ред. от 20 мая 2023 г.) // СЗ

РФ. 2017. № 50, ч. 3, ст. 7624; 2023. № 22, ст. 3938. 163

ствия. Поставка продукции обеспечивается посредством принятия мер принуждения, а также применения мер ответственности за нарушение установленных требований. Так, в Законе об обороне имеется ст. 26.1, на основании которой могут вводиться специальные меры в сфере экономики, предусматривающие: 1) обязанность для юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности на заключение договоров, государственных контрактов (контрактов) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в целях обеспечения проведения Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами контртеррористических и иных операций за пределами территории Российской Федерации; 2) установление особенностей правового регулирования трудовых отношений в отдельных организациях, включая установление порядка и условий привлечения к работе за пределами продолжительности рабочего времени, в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни; 3) и другие. За нарушение законодательства о Гособоронзаказе предусмотрены различные виды ответственности — дисциплинарная, гражданско-правовая, административная, уголовная1. Таким образом, административная ответственность включена в систему мер, обеспечивающих соблюдение законодательства о Гособоронзаказе.

Необходимо отметить, что закупки в рамках Гособоронзаказа являются частью закупок для государственных и муниципальных нужд (далее — законодательство о контрактной системе), вопросам привлечения к административной ответственности за нарушение которых уделяли внимание в исследованиях многие авторы [1-4]. В Федеральной антимонопольной службе, являющейся уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, так и уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере Гособоронзаказа2, перечисленные ранее контроль и надзор обеспечивают разные структурные подразделения. В случае нарушения поставщиками по Гособоронзаказу норм, устанавливающих запреты и ограничения в рамках законодательства о контрактной системе, антимонопольного и другого законодательства, указанные лица привлекаются к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации на общих основаниях. Например, при осуществлении закупок в рамках Гособоронзаказа было доказано заключение картеля, участники которого были привлечены к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ)3 на общую сумму 16,6 млн руб.4 При этом ни регулятивная норма, запрещающая картели, ни охранительные нормы, предусматривающие административную или уголовную ответственность за нарушение антимонопольного законодательства, не являются специальными для закупок в рамках Гособоронзаказа. Характерно, что действия

1 См. ст. 15 Закона о Гособоронзаказе.

2 См.: Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе» (в ред. от 26 января 2023 г.) // СЗ РФ. 2004. № 31, ст. 3259; 2023. № 5, ст. 828.

3 См.: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 13 июня 2023 г.) // СЗ РФ. 2002. № 1, ч. 1, ст. 1; 2023. № 25, ст. 4426.

4 См.: Участники картеля заплатили более 8,3 млн руб. штрафа. URL: https://sverdlovsk. 164 fas.gov.ru/news/11555 (дата обращения: 16.06.2023).

хозяйствующих субъектов, участвующих в данном картеле, были направлены на заключение государственных контрактов по результатам проведения торгов на поставку продуктов питания в рамках Гособоронзаказа без снижения цен либо с несущественным их снижением, то есть на получение максимально возможной прибыли.

Административная ответственность за нарушение законодательства о Гособо-ронзаказе установлена в качестве специальных норм в КоАП РФ в главах 7, 14, 15, 19. Специальные нормы учитывают особенности Гособоронзаказа. Например, в ч. 1 ст. 7.29.2 КоАП РФ установлена ответственность за отказ или уклонение от заключения государственного контракта по Гособоронзаказу; в ст. 14.6.1 КоАП РФ1 установлена ответственность за непредставление или несвоевременное представление предложения о цене на продукцию по Гособоронзаказу либо информации, подлежащей представлению в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере Гособоронзаказа; в ч. 1 ст. 15.37 КоАП РФ установлена ответственность за неисполнение головным исполнителем, исполнителем по Гособоронзаказу требования о ведении раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности; и т.д.

Повышенная степень общественной опасности противоправных деяний (как действия, так и бездействия), нарушающих законодательство о Гособоронзаказе, предопределила внесение в сентябре 2022 г. изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации (далее — УК РФ)2. Теперь должностное лицо, подвергнутое административному наказанию за деяние, предусмотренное ч. 1, 2 ст. 7.29.2, ч. 1, 2.1 ст. 14.55 КоАП РФ, может быть привлечено к уголовной ответственности3. Одновременно с внесением изменений в УК РФ нормы, предусматривавшие санкцию в виде дисквалификации должностного лица за грубое нарушение условий государственного контракта по Гособоронзаказу, из ст. 14.55 КоАП РФ были исключены. Однако ранее предусмотренная возможность дисквалификации должностного лица и привлечение его к уголовной ответственности по действующему законодательству не могли быть реализованы правоприменителем в ряде случаев. Например, должностное лицо в организации может быть заменено или изменено (назначение нового руководителя, возложение обязанностей в сфере закупок по Гособоронзаказу на лицо, не являющееся руководителем организации, и т.п.). Кроме того, привлечение должностного лица к административной или уголовной ответственности не гарантировало поставку продукции в рамках Гособоронзаказа. Учитывая изложенное, для обеспечения бесперебойного выполнения Гособоронзаказа требовалось введение дополнительных мер.

В рамках реализации правовой политики, направленной на защиту национальной безопасности и обеспечение боеспособности Вооруженных Сил Российской Федерации, принят Указ Президента РФ, которым введена новая мера административного принуждения4. В соответствии с нормами данного Указа, в условиях военного положения могут приостанавливаться права участников

1 См.: Федеральный закон от 14 июля 2022 г. № 291-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» // СЗ РФ. 2022. № 29, ч. 3, ст. 5258.

2 См.: Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 (в ред. от 28 апреля 2023 г.) // СЗ РФ. 1996. № 25, ст. 2954; 2023. № 18, ст. 3238.

3 См. ч. 1, 2 ст. 201.2, ст. 201,3, ч. 1 ст. 285.5, ст. 285.6 УК РФ.

4 См.: Указ Президента РФ от 3 марта 2023 г. № 139 «О некоторых вопросах осуществления деятельности хозяйственных обществ, участвующих в выполнении государственного оборонного заказа» // СЗ РФ. 2023. № 10, ст. 1663. 165

(акционеров) хозяйственного общества, а также полномочия его органов управления и может вводиться внешнее управление (далее — введение внешнего управления).

Меры административного принуждения подробно исследовались в работах ученых саратовской научной школы административного права. Было отмечено установление государством мер административного принуждения как связанных, так и не связанных с правонарушением, а также обосновано разделение указанных мер на несколько самостоятельных групп [5, с. 98-101; 6, с. 155-157; 7, с. 31-38]. Поскольку принятая в качестве новации мера по введению внешнего управления применяется в силу государственной необходимости и вне связи с правонарушением, то она относится к такой группе мер административного принуждения как административно-предупредительные меры.

К административно-предупредительным мерам также относится и широко применяемая мера по включению информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее — РНП). При этом необходимо отметить, что включение информации в РНП применяется к любым лицам. Напротив, введение внешнего управления является специальной мерой, поскольку применяется только к лицам, поставляющим продукцию, выполняющим работы или оказывающим услуги по Гособоронзаказу.

Таким образом, мерами административного принуждения, направленными на обеспечение соблюдения законодательства о Гособоронзаказе, выступают меры административной ответственности и административно-предупредительные меры. В условиях проведения специальной военной операции состав мер административного принуждения корректируется: в ст. 14.6.1 КоАП РФ закреплен новый состав административного правонарушения; установлена дополнительная административно-предупредительная мера — введение внешнего управления.

Библиографический список

1. Гапоненко В.Ф., Самолысов П.В. Системно-структурный анализ административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок // Труды Академии управления МВД России. 2020. № 4(56). С. 220-231.

2. Добрецов Г.Б. Административная ответственность за нарушения порядка заключения контракта // Вестник Сибирского юридического института МВД России. 2022. № 3(48). С. 130-139.

3. Костылев В.В., Ярушин А.В. Особенности административной ответственности за нарушения в области закупок для государственных и муниципальных нужд // Modern Science. 2021. № 10-1. С. 162-167.

4. Курлевский И.В., Огрина Г.В. Административная ответственность за нарушение в сфере государственных закупок // Теория и практика общественного развития. 2017. № 4. С. 89-91.

5. Манохин В.М. Административное право России: учебник. Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2010. 272 с.

6. Конин Н.М. Административное право России: учебник. 2-е изд. М.: Проспект, 2011. 448 с.

7. Соколов А.Ю. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: монография. М.: Норма: ИНФРА-М, 2015. 320 с.

References

1. Gaponenko V.F., Samolysov P.V. System-Structural Analysis of Administrative Responsibility for Violation of Legislation of the Russian Federation on the Contract System in the Field of Procurement // Proceedings of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2020. No. 4(56). P. 220-231.

2. Dobretsov G.B. Administrative Responsibility for Violations of the Contract Conclusion Procedure // Bulletin of the Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022. No. 3(48). P. 130-139.

3. Kostylev V.V., Yarushin A.V. Features of Administrative Responsibility for Violations in the Field of procurement for State and Municipal Needs // Modern Science. 2021. No. 10-1. P. 162-167.

4. Kurlevsky I.V., Ogrina G.V. Administrative Responsibility for Violations in the Field of Public Procurement // Theory and Practice of Social Development. 2017. No. 4. P. 89-91.

5. Manokhin V.M. Administrative Law of Russia: textbook. Saratov: P.R. Media, 2010. 272 p.

6. Konin N.M. Administrative Law of Russia: textbook. 2nd ed. M.: Prospect, 2011. 448 p.

7. Sokolov A.Yu. Measures to Ensure the Proceedings in Cases of Administrative Offenses: monograph. M.: Norma: INFRA-M, 2015. 320 p.

n

о

го о ж О

Se о

о

д

си тз

0 т

го ф

1 I

О Se

5

тз

s д

s

X ф

о

X

о

Se а ж

ш д

ф §

ю

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.