Научная статья на тему 'МЕРОПРИЯТИЯ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ РАСЧЁТОВ С КОНТРАГЕНТАМИ'

МЕРОПРИЯТИЯ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ РАСЧЁТОВ С КОНТРАГЕНТАМИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
30
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТАВЩИКИ / ПОДРЯДЧИКИ / РАСЧЁТ / ДОКУМЕНТООБОРОТ / РЕЕСТР / КОНТРОЛЬ / SUPPLIERS / CONTRACTORS / CALCULATION / DOCUMENT MANAGEMENT / REGISTRY / CONTROL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Судникова М.М.

Учётно-аналитическое обеспечение расчётов с поставщиками и подрядчиками должно вестись через взаимодействие бухгалтерского, налогового учёта и внутреннего контроля данных расчётов. В статье рассматривается инструментарий внутреннего контроля расчётов с поставщиками и подрядчиками коммерческого предприятия. Использование данного инструментария позволит улучшить работу по расчётам с контрагентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEASURES OF INTERNAL CONTROL OF SETTLEMENTS WITH CONTRACTORS

Accounting and analytical support of settlements with suppliers and contractors should be carried out through the interaction of accounting, tax accounting and internal control of these settlements. The article discusses the tools of internal control of settlements with suppliers and contractors of a commercial enterprise. The use of this toolkit will improve the work on settlements with counterparties.

Текст научной работы на тему «МЕРОПРИЯТИЯ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ РАСЧЁТОВ С КОНТРАГЕНТАМИ»

УДК 657.1

Судникова М.М. студент магистратуры Воронежский филиал ФГБОУ ВО Российский экономический университет им Г. Ф. Плеханова Россия, г. Воронеж МЕРОПРИЯТИЯ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ РАСЧЁТОВ С

КОНТРАГЕНТАМИ

Аннотация: Учётно-аналитическое обеспечение расчётов с поставщиками и подрядчиками должно вестись через взаимодействие бухгалтерского, налогового учёта и внутреннего контроля данных расчётов. В статье рассматривается инструментарий внутреннего контроля расчётов с поставщиками и подрядчиками коммерческого предприятия. Использование данного инструментария позволит улучшить работу по расчётам с контрагентами.

Ключевые слова: поставщики, подрядчики, расчёт, документооборот, реестр, контроль.

Sudnikova M.M. graduate student

Voronezh branch of FSBEI HE Russian Economic University named

after G.F. Plekhanova, Voronezh Russia, Voronezh

MEASURES OF INTERNAL CONTROL OF SETTLEMENTS WITH

CONTRACTORS

Annotation:

Accounting and analytical support of settlements with suppliers and contractors should be carried out through the interaction of accounting, tax accounting and internal control of these settlements. The article discusses the tools of internal control of settlements with suppliers and contractors of a commercial enterprise. The use of this toolkit will improve the work on settlements with counterparties.

Keywords: suppliers, contractors, calculation, document management, registry, control.

На имущество хозяйствующего субъекта и его оборотные средства оказывают внешние и внутренние факторы экономики. Изменения в расчётных операциях происходят в их учёте, составе, структуре, и контроле по эффективности их использования. Для планомерного и эффективного ведения и использования оборотных активов предприятия в деятельности хозяйствующего субъекта, они должны быть под пристальным контролём и инвентаризацией со стороны предприятия [2].

Для совершенствования контроля расчётов с поставщиками и подрядчиками обязательным является проведение инвентаризации расчетов,

отражённых в бухгалтерском учёте предприятия. Руководству предприятия необходимо сформировать инвентаризационную комиссию.

Комиссия по инвентаризации с поставщиками и подрядчиками направляет свои действия на выявления следующих факторов:

- обоснованности и правильности расчетов с внешними контрагентами, в их числе налоговые органы, коммерческие банки, внебюджетные фонды - Пенсионный, Фонд социального страхования, Фонд медицинского страхования, финансовые организации и др.;

- правильность отражения в бухгалтерском учете сложившейся на определённое число суммы задолженности расчетов с контрагентами по хищениям;

- грамотного отражения дебиторской (ДЗ), кредиторской (КЗ) и депонентской задолженности расчетов с поставщиками и подрядчиками, включая суммы ДЗ И КЗ, по которым истекли сроки исковой давности.

Состав инвентаризационной комиссии, направленной на контроль расчётов с контрагентами утверждается руководителем предприятия и включает в свой состав председатель комиссии, членов комиссии, состоящих из представителей бухгалтерии предприятия, ответственных лиц по расчётам с поставщиками и подрядчиками, юриста [1].

Мероприятия, направленные на улучшение учёта и контроля расчётов с поставщиками и подрядчиками, включают в себя следующие направления:

- формирование инвентаризационной и контрольной комиссии по работе с задолженностью по расчетам с поставщиками и подрядчиками. Основными обязанностями такой комиссии являются процедуры постоянного контроля и наблюдение за состоянием расчетной дисциплины на предприятии, формирования реестра сверок расчетов;

- правового характера, направленные на оценку правомерности заключения договоров, контрактов с поставщиками и подрядчиками;

- проведение систематического анализ состава и структуры задолженности по контрагентам, оборачиваемости задолженности, проверки соотношения дебиторской и кредиторской задолженности, соответствия первичных учетных документов, приложенных к журналам операций, требованиям законодательства, а также по срокам образования задолженности или сроках их возможного погашения, проверки актов сверки с контрагентами.

Такой подход позволит вовремя оценить просроченную задолженность и принимать меры;

- формирование реестра документооборота по контрагентам (рис.1);

- формирование «Карты контрагента организации» ;

- оптимизацию системы аналитического учета расчетов с поставщиками и подрядчиками (по срокам, по размерам, по условиям оплаты и месторасположению контрагента).

Рисунок 1 - Структура реестра документооборота расчётов с

контрагентами

По сформированным данным, представленным в реестре, ответственный за расчёты с контрагентами может оперативно выявлять сложившуюся задолженность, постоянно следить за соотношением расчетов с поставщиками и подрядчиками.

Непогашенная задолженность является фактором угрозы финансовой деятельности предприятия, которая может привести к её неплатежеспособности и финансовой неустойчивости, что грозит хозяйствующему субъекту возникновения его несостоятельности.

Таким образом, введение в бухгалтерский документооборот хозяйствующего субъекта документа «Реестра «Расчётов с поставщиками и подрядчиками»» и карты «Клиенты контрагента организации» приведёт к совершенствованию работы с дебиторами и кредиторами, повышению эффективности управления задолженностью предприятия.

Реализация мероприятий по предложенным выше направлениям по учёту и контролю расчётов с поставщиками и подрядчиками будут способствовать эффективной работы по расчётным операциям с целью ускорения оборачиваемости оборотных активов и сокращению объема неплатежей по предприятию.

Использованные источники:

1. Агеева, О.А. Бухгалтерский учёт и анализ в 2 ч. Часть Экономический анализ [Текст]: учебник/ О.А.Агеева, Л.С. Шахматова. -М.: Издательство Юрайт,2018.-240с.

2. Сибиряткина, И.В. Механизм управления дебиторской задолженностью / И.В. Сибиряткина, А.А.Хабаров //Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика.- Издательство: Воронежский государственный лесотехнический университет им. Г.Ф. Морозова (Воронеж) - 2018. том 6, с.83-89.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.