отсутствует специально выделенный транспорт для вывоза нечистот. Жилища старого типа не обеспечены элементарными устройствами для сбора, хранения нечистот.
В пятилетнем плане развития народного хозяйства на 1971 —1975 гг. предусмотрены большие работы по благоустройству населенных пунктов, улучшению коммунального обслуживания населения. Будут продолжены усилия, направленные на рациональное использование и санитарную охрану почвы. Все это, несомненно, будет способствовать снижению заболеваемости кишечными инфекциями.
В реализации намеченных мероприятий видная роль принадлежит ученым и практическим работникам санитарно-эпидемиологического профиля. При этом они должны максимально использовать большие возможности, предоставленные им государством.
ЛИТЕРАТУРА. АлексеенкоВ. В. В кн.: Кишечные инфекции. Киев, 1969, в. 3, с. 11. — Б а г д а с а р ь я н Г. А., Романенко Н. А. и др. В кн.: Санитарная охрана почвы. М., 1971, с. 37. — Б и р к о в с к и й Ю. Е. В кн.: Кишечные инфекции. Киев, 1971, в. 5, с. 3. — Г о р о д е ц к и й А. С. В кн.: Основные вопросы санитарной охраны почвы. М., 1965, с. 130. — Г р и ш и н С. И. В кн.: Кишечные инфекции на Украине. Киев, 1968, в. 2, с. 77. — Г р о м а ш е в с к и й Л. В. Общая эпидемиология. М., 1965. —Дьячков В. И. Гиг. и сан., 1969, № 2, с. 12. — Катюхин Н. Я. Научные труды Ленинградского ин-та усовершенствования врачей. Л., 1971, в. 116, с. 78. — Л о р а н с к и й Д. Н-, А к у л о в К- С. и др. В кн.: Санитарная охрана почвы. М., 1971, с 3.— Меджидов Б. Ф. В кн. Материалы 3-го Съезда эпидемиологов, микробиологов и инфекционистов. Азербайджанск. ССР. Баку, 1967, с. 53. — Нарышкина 3. П. Ж- микробиол., 1944, № 6, с. 58. — П е р -цовскаяМ. И. В кн.: Основные вопросы санитарной охраны почвы. М., 1965, с. 102. — Петропавловская В. И. Труды Центрального дезинфекционного ин-та. М., 1950, т. 6, с. 42. — П о л и в о д а 3. М. В кн.: Санитарная охрана почвы. М., 1971, с. 24. — У р у м б а е в а К- У. Тезисы докл. 40-й итоговой научной конференции. Алма-Атинск. мед. ин-та. Алма-Ата, 1968, с. 260. — Ясинский А. В. В кн.: Материалы конференции по итогам научно-исследовательских работ Душанбинск. ин-та эпидемиологии и гигиены за 1969 г. Душанбе, 1971, с. 170.
Поступила 11/ХП 1972 г. -
За рубежом
УДК 371.74(497.2)
Д-р Д. Георгиев
МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ РАЗГРУЗКИ УЧАЩИХСЯ В НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ БОЛГАРИИ
Объединенный научно-исследовательский институт гигиены и охраны труда, София, НРБ
В соответствии с решением X съезда БКП о введении в стране всеобщего обязательного десятилетнего обучения усовершенствовалась учебно-воспи-тательная работа в школах. Предусмотрено обязательное поступление в школы всех детей, которым на 31 декабря предыдущего года исполнилось 7 лет. Продолжительность курса нового единого среднего политехнического училища (ЕСПУ) установлена 10 лет при 3 ступенях: начальной (1—3-й классы), средней (4—6-й классы) и высшей (8—10-й классы). В новой школе вводится больше каникул и вместо четвертей — 2 учебных полугодия.
Надо отметить, что, несмотря на принятие после социалистической революции 9/1Х 1944 г. в Болгарии трудового политехнического обучения, до сих пор желанные результаты по охране здоровья и разгрузке учащихся не были получены. Напротив, с ускоренным экономическим развитием, технической революцией и возникшей вследствие этого потребностью в высококвалифицированных кадрах проявились тенденции к еще большей нагрузке учащихся, достигающей степени сверхнагрузки, без учета их адаптационных возможностей, в ущерб здоровью.
Поэтому решения X съезда по вопросам образования, содержащие указания о ликвидации перегрузки учащихся, сыграют историческую роль в охране здоровья подрастающего поколения, обеспечении его длительной работоспособности в эпоху строительства социализма.
Модель нового ЕСПУ в этом отношении весьма прогрессивна. При ней удастся осуществить важнейшие мероприятия для устранения перегрузок в учебно-трудовой деятельности школьника: сюда относится, в частности, уменьшение численности школьников в классе и снижение общей численности учащихся в одной школе в городах и крупных селах до 1000—1200 человек, ликвидация второгодничества в начальных классах, отмена балльной оценки в некоторых классах, отмена 6-го урока для школьников 5— 10-го классов, введение обучения пению и рисованию, эстетическое воспитание и т. д.
Хороший разгрузочный эффект для профилактики утомления, как подтвердили наши исследования, окажет введение одного дня производительного труда в неделю. Хотя умственный и физический труд не имеет существенной физиологической разницы, если тот и другой не переходят границ адаптации, тем не менее между ними существуют значительные различия. При умственном труде участвует меньшее число анализаторов, в основном зрение и слух, а при физическом труде включаются двигательный и кожно-чувственный анализаторы. Это приводит к более широкому и равномерному вовлечению в работу мозговых клеток, что благоприятно отражается как на их деятельности, так и на деятельности организма в целом.
При преимущественно физическом труде в мышцах и тканях совершаются сложные процессы обмена, в результате чего образуется больше двигательной и тепловой энергии — выделяется больше продуктов обмена, стимулирующих и активизирующих клетки мозга, повышающих умственную деятельность и производительность труда. Поэтому сочетание умственного и физического труда представляет самый благоприятный вид деятельности, служащей естественным клапаном для предохранения от утомления и для увеличения продуктивности работы учащихся до возможного оптимума. Если же эту оптимальную границу перейти, то наступит утомление со всеми его неблагоприятными последствиями.
Естественно, что отставание в успеваемости и неблагополучие в поведении школьника не наступают тотчас же, ибо организм его обладает многими внутренними резервами и проявляет реакцию против последствий утомления, успешно ликвидируя их, поскольку они находятся в функционально обратимой стадии.
Судя по результатам наблюдений, в дни преимущественно теоретической работы в школе происходит ослабление умственной деятельности — понижается активное внимание и качество работы школьников, ослабевает электровозбудимость глаз, замедляется дыхание, реже становится пульс, снижаются артериальное давление крови, острота зрения, слуха и обоняния, уменьшается чувствительность кожи. Эти изменения устанавливаются в большей степени при большем умственном напряжении: на экзаменах, при повторении пройденного материала, на контрольных работах в классе и т. п.
Наблюдения во время экзаменационного периода в 8 пловдивских школах показали, что за 29 дней 60 % школьников потеряли в весе в среднем по 1—2,8 кг. Наряду с потерей веса и замедлением роста у школьников
отмечается ряд нарушений сердечно-сосудистой и нервной систем (сердцебиение, аритмии, головная боль, головокружение, снижение памяти, волевой и мыслительной деятельности). Часть школьников была вынуждена прервать экзамены, чтобы подвергнуться лечебному режиму.
Уроки труда улучшают координацию движений, деятельность мышц, сухожрлий и суставов. Наряду с этим улучшаются кровоснабжение, дыхание, обмен веществ и деятельность внутренних органов и систем. Следует иметь в вид}, что детский организм наряду с большими адаптационными возможностями обладает и многими слабыми сторонами, которые проявляют себя, если обнаруживается превышение этих возможностей. Установлено, что «профессиональные вредности» в школе имеют специфический характер. Прежде всего следует отметить длительность воздействия (срок обучения от детского сада до вуза составляет 18—19 лет) и слабую интенсивность, при которой легко упустить момент эффективной профилактики и лечения. Такое упущение чаще наблюдается в отношении старших школьников и реже — младших. Маленькие дети нередко впадают в «защитное торможение» и засыпают при напряженном труде, опасность разрушения незрелой коры мозга при этом устраняется. Разумеется, и здесь есть исключения, связанные с типом нервной системы, тщеславием родителей и некоторых учителей и т. п. Школьник же старшего возраста гораздо легче может перейти границы адаптации вследствие развитой в большей степени волевой и мыслительной устойчивости. Если умственная деятельность не оптимизируется, то наступают состояния переутомления, сверхутомления со всеми известными неблагополучиями в учебно-воспитательном процессе и реакциях в поведении. Это особенно относится к предпубертатному и пубертатному возрасту.
Воспитатель, зная эти состояния, должен уметь их предотвращать. Строгие санкции здесь не дают желаемого эффекта. Необходимы известная разгрузка, обеспечение активного отдыха, поднятие моральных сил школьника до степени их компенсации. Очень важно, чтобы семья сумела создать необходимые предпосылки для его гигиенического творческого труда, культурного отдыха, сна и разгрузки. Этому,"должна содействовать и вся общественность, организация Отечественного фронта, Болгарский Красный Крест и народные Советы. Мы должны относиться к учащимся с известным уважением как к равноправным гражданам и нашим будущим преемникам, которым предстоит строить социалистическое и коммунистическое общес^о. Для этого необходимо, чтобы у школьника имелся и, главное, точно выполнялся дневной режим.
Проведенный сотрудниками нашего института анкетный опрос в Софии показал, что у большинства учеников нет определенного порядка и норм дневного режима — они работают стихийно, причем перегружаются или бездействуют. Школьники, которые с помощью семьи или школы соблюдают правильный режим, чаще всего (76,3 % случаев) имеют отличную или весьма хорошую (по шестибалльной системе) успеваемость. Повышение интеллектуализации труда школьников, его механизация и автоматизация ведут к значительному сокращению движения, противоречащему его динамической природе. Вследствие этого в новой£школе надо внести коррективы в некоторые показатели сообразно с возрастом, индивидуальными качествами и особенностями трудовой деятельности. Следует упорядочить прежде всего питание (общественное) школьника, в нем должны преобладать пищевые продукты, имеющие значение для интеллектуального труда (животные белки, витамины А, В, С, щадящие и поддерживающие нервную систему). Следует давать школьникам горячие завтраки и блюда по мере необходимости.
Надо определить правильные отношения в системе школьник — машина — био-социальная среда, использовать бионику, эргономику и достижения электроники прежде всего в школе и для учащихся в ней на пользу здоровья и гармонического развития. Необходимо выработать современные
планы, программы, учебники и учебные пособия, как это предусмотрено документами X съезда БК.П, ибо, как сказал Тодор Живков в отчетном докладе на X съезде БКП: «Мы не должны долее допускать, чтобы самая хрупкая часть нации была чуть ли не самой перегруженной».
Поступила 13/Х 1972 г.
Из практики
УДК 614.777:546.2961-074
В. А. Сомко
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ РАДОНА В ВОДЕ ПРИ ПОМОЩИ ШИРОКО РАСПРОСТРАНЕННЫХ ПРИБОРОВ
Городская санэпидстанция, Кривой Рог
В настоящее время ощущается острая необходимость в доступной методике определения содержания радона в воде. Лаборатории санэпидстанций проводят полный химический анализ питьевой воды с установлением уровня урана и радия, но содержание радона в воде не исследуют даже ориентировочно. В радоновых водолечебницах, как правило, не ведут контроля за концентрацией радона в воде ванн, не говоря уже о контроле с целью выявления наиболее интенсивного загрязнения воздуха производственных помещений радоном и продуктами его распада. Возникает необходимость в выявлении потерь радона при транспортировке природных радоновых вод с высоким содержанием радона и разработке соответствующих рекомендаций по выбору скважин и строительству водолечебниц.
Трудность определения содержания радона в воде состоит в том, что применявшиеся ранее методики были громоздкими, а приборы устарели и сняты с производства. С. В. Андреев и И. И. Гусаров разработали новые методы анализа радона в воде по 7-излучению равновесных с радоном ЯаВ и ИаС с использованием современной аппаратуры. В одном из методов, позволяющем устанавливать концентрацию радона в воде от 25 ед. Махе с точностью +5%, авторы рекомендуют применить сравнительно сложную и дорогую аппаратуру (установки типа ПП-8, ПС-5м и др.), которая имеется далеко не везде. Кроме того, ее очень трудно наладить. Высоковольтный стабилизированный выпрямитель обычно нуждается в наладке в специализированных мастерских. Второй метод, при котором применяется радиометр СР П-2 «Кристалл», менее чувствительный и точный. Он позволяет определять уровень радона в воде от 50 ед. Махе с точностью ±15%, что в ряде случаев недостаточно. Это ограничивает широкое использование методов на практике.
Мы предлагаем применить для анализа радона в воде широко распространенные и недорогие приборы: радиометр СР П-2 «Кристалл» и пересчетный прибор ПП-16 (Б-4). Такие приборы есть во всех радиологических группах санэпидстанций. Приборы никакой переделке не подвергаются и не нуждаются в дополнительной наладке. Сцинтилляцион-ный датчик радиометра СР П-2 без удлинителя помещается в свинцовый «домик», собранный из стандартных свинцовых блоков (толщина блоков 50 мм), а гнездо «Телефон» радиометра СР П-2 соединительным шнуром соединяется с гнездом «Вход» пересчетного прибора ПП-16.
Гнездо «Телефон» включено в цепь блокинг-генератора радиометра СР П-2, поэтому импульсы стандартной формы и длительности с блокинг-генератора радиометра СР П-2 по соединительному шнуру будут поступать на вход пересчетного прибора ПП-16, что позволит вести точный отсчет в импульсах в единицу времени. Вместо прибора ПП-16 можно взять любой другой пересчетный прибор, например Б-2, Б-3. Собранная таким образом установка работает достаточно стабильно. Ее чувствительность примерно в 5 раз выше, чем чувствительность установки ПП-8, описанной в статье С. В. Андреева и И. И. Гусарова, что дает возможность определять содержание радона в воде от 5 ед. Махе (1,82 • 10~8 кюри/л) с точностью ±5%, а это вполне достаточно для практических целей. Среднеквадратичная ошибка при измерении концентрации радона в воде, равной 100 ед. Махе (3,64-Ю-8 кюри/л), составляет около 5%.
Методика отбора проб описана в статье С. В. Андреева и И. И. Гусарова. После отбора пробы должны быть выдержаны 2'/г—3 часа до наступления радиоактивного рав-