Научная статья на тему 'МЕРИ ЛЕБЕНЗОН - ЛИЧНОСТЬ, МУЗЫКАНТ, ПЕДАГОГ'

МЕРИ ЛЕБЕНЗОН - ЛИЧНОСТЬ, МУЗЫКАНТ, ПЕДАГОГ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
99
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕРИ ЛЕБЕНЗОН / НОВОСИБИРСКАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ / ФОРТЕПИАННОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО / АНТОН МОРДАСОВ / РОМАН БОРИСОВ / МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИГРЫ НА ФОРТЕПИАНО / РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ДАРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Хайбуллина Д. Н., Недоспасова А. П.

Впервые предпринята попытка представить творческий портрет Мери Лебензон - выдающейся пианистки, прославленного педагога, профессора кафедры специального фортепиано Новосибирской консерватории. Авторами мемориальной статьи собраны биографические сведения о М. Лебензон, рассказывается о занятиях в Московской консерватории и первых годах её самостоятельной творческой работы, соединены разрозненные факты из опубликованных ранее интервью и справочной литературы. Важной частью публикации является анализ педагогических подходов и принципов профессора Лебензон, которые, как показывает практика, оптимальны для воспитания пианистов высочайшего профессионального уровня. Акцентируется внимание на многолетней методической деятельности М. С. Лебензон, продолжавшей традиции отечественной фортепианной педагогики, её существенном вкладе в формирование и развитие фортепианной культуры сибирского региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MARY LEBENZON - A PERSONALITY, MUSICIAN, TEACHER

In this publication presented a portrait of Mary Lebenzon, the outstanding pianist, professor of Piano Department of the Novosibirsk conservatory. Authors have collected biographic data on the difficult circumstances of wartime fallen on years of the childhood and youth M. Lebenzon, her study in the Moscow conservatory and years of work. In outline of the narration the separate facts from the inter-views published earlier are connected. An important part is the analysis of pedagogical approaches and the principles of professor Lebenzon which shows are optimum for education of pianists of the highest professional level. The attention is focused on the long-term methodical activity M. S. Lebenzon which significantly has influenced formation of the piano culture of the Siberian region. This aspect demands further studying and the analysis.

Текст научной работы на тему «МЕРИ ЛЕБЕНЗОН - ЛИЧНОСТЬ, МУЗЫКАНТ, ПЕДАГОГ»

AD MEMORIAM

УДК 78.071.4

Дания Нигматовна Хайбуллина

Пианистка, лауреат международных конкурсов, преподаватель кафедры специального фортепиано Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки (Новосибирск, Россия). E-mail: daniyshka92@gmail.com

Анна Павловна Недоспасова

Кандидат искусствоведения, доцент кафедры специального фортепиано Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки (Новосибирск, Россия). E-mail: anna_nedospasova@mail.ru. ORCID: 0000-0003-2652-4171. SPIN-код: 7555-3130

МЕРИ ЛЕБЕНЗОН - ЛИЧНОСТЬ, МУЗЫКАНТ, ПЕДАГОГ

Впервые предпринята попытка представить творческий портрет Мери Лебензон - выдающейся пианистки, прославленного педагога, профессора кафедры специального фортепиано Новосибирской консерватории. Авторами мемориальной статьи собраны биографические сведения о М. Лебензон, рассказывается о занятиях в Московской консерватории и первых годах её самостоятельной творческой работы, соединены разрозненные факты из опубликованных ранее интервью и справочной литературы. Важной частью публикации является анализ педагогических подходов и принципов профессора Лебензон, которые, как показывает практика, оптимальны для воспитания пианистов высочайшего профессионального уровня. Акцентируется внимание на многолетней методической деятельности М. С. Лебензон, продолжавшей традиции отечественной фортепианной педагогики, её существенном вкладе в формирование и развитие фортепианной культуры сибирского региона.

Ключевые слова: Мери Лебензон, Новосибирская консерватория, фортепианное исполнительство, Антон Мордасов, Роман Борисов, методы преподавания игры на фортепиано, развитие музыкального дарования.

Для цитирования: Хайбуллина Д. Н., Недоспасова А. П. Мери Лебензон - личность, музыкант, педагог // Музыка в системе культуры : Научный вестник Уральской консерватории. - 2020. -Вып. 23. - С. 102-110.

Мери Лебензон - легенда в истории современного фортепианного искусства, один из символов музыкальной культуры Сибири. Широкую известность её имя приобрело более 30-ти лет назад, однако присущая

М. С. Лебензон скромность, углублённая сосредоточенность на творческих задачах способствовали тому, что публикаций об этом удивительном человеке, выдающемся фортепианном педагоге, одарённой яр-

ким романтическим мироощущением пианистке крайне мало. Отчасти восполнить этот пробел призваны представленные ниже материалы, в момент готовности которых 9 ноября 2020 года пришло скорбное известие о кончине М. С. Лебензон. В этой связи, мы постарались сохранить светлый оттенок теперь уже мемориального повествования, поскольку именно таким -светлым и жизнерадостным человеком была Мери Лебензон.

Судьба выдающейся пианистки оказалась неразрывно связана с деятельностью фортепианного факультета Новосибирской консерватории. Первое высшее музыкальное учебное заведение в Сибири, основанное в 1956 году, приобрело импульс для формирования фортепианной школы в лице авторитетных педагогов - это Е. М. Зингер, В. И. Слоним и З. Ш. Та-маркина, а также И. М. Рензин, И. А. Гу-байдуллина, А. С. Барон. М. С. Лебензон усилила московские традиции преподавания на кафедре специального фортепиано, будучи воспитанницей выдающегося педагога, пианиста, общественного деятеля, музыкального редактора, организатора системы детской педагогики в СССР А. Б. Гольденвейзера.

Путь в музыку для Мери Лебензон начался в Одессе. Она родилась 30 сентября 1931 года в семье педагогов; отец преподавал математику в индустриальном и сельскохозяйственном институтах, мать была учительницей младших классов в школе, она замечательно пела, ходила на все музыкальные занятия своих дочерей. Музыкальная одарённость Мери проявилась рано, в четыре года она стала заниматься в знаменитой школе П. С. Столярского у профессора Б. М. Рейнгбальд, прославленного педагога и великолепной пианистки. По словам Мери Симховны, ей с ранних лет нравилось импровизировать, сочинять и подбирать на слух мелодии, звучавшие в одесских дворах.

В годы Великой Отечественной войны семья Лебензон оказалась в эвакуации в

Рис. 1. Мери Лебензон (2014 г.). Фото В. Дмитриева

узбекском городе Коканд. Мать устроилась работать на хлопчатобумажный завод, отец ушёл на фронт. Старшая сестра Мери, Софья подрабатывала музыкальным работником в детском саду, Мери стала учиться в музыкальной школе [3]. Для сестры в библиотеке Софья от руки переписала прелюдии Рахманинова, этюды и вальсы Шопена, концерт Мендельсона. Отсутствие школьного образования в эвакуации заменило чтение книг из местной библиотеки. Днём Мери ходила на уроки музыки, ночью занималась на фортепиано.

Ещё в Одессе она увлеклась композицией, импровизация казалась девочке привлекательнее гамм, упражнений и этюдов. В те годы были написаны несколько пьес, позже тетрадку с её произведениями взяли с собой в Коканд - благодаря этому оказалась определена дальнейшая судьба одарённого ребенка. Педагоги Московской и Ленинградской консерваторий в военные годы находились в Ташкенте, в эвакуации они продолжали поиск талантливых детей, занятия с ними. Сочинения М. Лебензон передали профессору А. Б. Гольденвейзеру, - в результате семья получила вызов в Москву. Так, осенью 1943 года Мери была зачислена в пятый класс Центральной музыкальной школы при Московской консерватории.

Жить семье Лебензон в Москве было негде. Тогда отец устроился на работу в школу, и семья получила квартиру в по-

сёлке Малаховка. Как вспоминает Мери Симховна, в те годы она часто пропускала занятия в школе, но на уроки в консерваторию к А. Б. Гольденвейзеру ездила с безупречной регулярностью на первой электричке, - всегда любила быть на уроках первой. В консерватории Мери проводила целые дни. Ей пришлось преодолевать свой страх перед профессором. Позднее стало ясно, что под маской строгости он прячет беспредельную доброту. Со временем страх ушёл, и Мери увлечённо слушала уроки всех учеников. Уже в начале занятий Александр Борисович в корне изменил её репертуар. Если раньше Мери была предоставлена самой себе (самостоятельно выбирала сочинения, среди выученных пьес были вальсы, экспромты и мазурки Шопена, концерт Мендельсона), то теперь учитель задавал этюды Черни, op. 740, сонаты Гайдна, Концертштюк Вебера, концерты Моцарта.

Первые годы учёбы были полны замечаний по стилистике исполняемых произведений, чаще всего они касались педализации и фразировки: «Моцарт как Шопен!» -нередко восклицал Александр Борисович [6]. Мери Лебензон всё романтизировала, любила использовать обильную педаль и широкие лиги, мыслила крупными фразами. Отличительной чертой педагогического общения А. Б. Гольденвейзера было то, что «он не любил много говорить о содержании произведения, но настойчиво направлял учеников на самостоятельное знакомство с литературными, историческими источниками, - и после этого они сами догадывались, как нужно играть это Adagio или Andante» [6].

После пяти лет школьного курса настало время учёбы в Московской консерватории. Мери активно участвовала в жизни студенческого совета, была секретарём Я. И. Мильштейна, в то время руководившего научно-студенческим обществом. Когда Яков Исаакович назначал собрания НСО, появлялась редкая возможность по-

сещать уроки Г. Г. Нейгауза (хотя в те годы это не было принято). Нейгауз говорил более пышно, чем Гольденвейзер, любил цитировать стихи, увлечённо говорил о скульптуре, живописи и других искусствах.

В 1949 году М. Лебензон окончила Московскую консерваторию. Ей не хотелось расставаться с А. Б. Гольденвейзером и его ассистентками Л. М. Левинсон и Л.А. Со-синой, заботливо опекавшими её до окончания учёбы. Талантливая и перспективная пианистка, М. Лебензон имела возможность остаться в столице, однако судьба распорядилась так, что ей пришлось следовать за мужем-военным в Северодвинск. Из музыкальных заведений здесь была музыкальная школа, где она начала работать. Ей хотелось играть, поэтому, когда в городе появился североморский флот с коллективом, который пел и танцевал, она предложила там свою помощь в качестве пианистки.

В 1956 году Мери, следуя за мужем, приехала в Архангельск и стала преподавать в музыкальном училище вместе со своей ученицей из Северодвинска Тамарой Чайковской. Класс был большим, количество учеников насчитывало 25 человек. Здесь за шесть с половиной лет было воспитано много хороших студентов, они поступали в консерватории, и, непременно, к лучшим педагогам.

В Архангельске плодотворно развивалась концертная деятельность М. Лебензон. Директором училища тогда был известный виолончелист Борис Князев, организовавший оркестр, с которым молодая талантливая пианистка много играла. Художественный руководитель филармонии П. Ф. Кольцов, «по достоинству оценив творческий потенциал исполнительницы, включал её сольные концерты в творческие планы Архангельской филармонии» [I, 90]. С дирижёрами Ю. Арановичем, О. Димитриади Мери были сыграны фортепианные концерты

Чайковского, Листа, Рахманинова, Моцарта.

В то время в Новосибирске жила её сестра Софья, она написала об открытии в городе консерватории и пригласила Мери приехать. Благодаря содействию А. Б. Гольденвейзера, приславшему рекомендацию ректору консерватории А. Н. Котлярев-скому, в 1961 году Лебензон стала преподавателем на кафедре специального фортепиано Новосибирской консерватории. Первое время она преподавала на половину ставки, посвящая свободное время совершенствованию и расширению репертуара. М. Лебензон приезжала заниматься в консерваторию ночами, по её словам, это напоминало годы в эвакуации. Как преподаватель она была моложе авторитетных педагогов кафедры Е. М. Зингера, В. И. Слонима и не имела опыта работы в вузе. Её появление здесь стало, скорее, исключительным событием, поскольку первые руководители - ректоры Н. Ф. Орлов и А. Н. Котляревский - приглашали опытных пианистов, имевших творческие и педагогические заслуги. Но уже первый учебный год показал потенциал М. Лебензон, выдвинув её в число ведущих педагогов кафедры.

После отъезда в 1969 году из Новосибирска В. И. Слонима М. С. Лебензон была назначена заведующей кафедрой специального фортепиано и оставалась в этой должности до 1978 года. Далее, в связи с разделением кафедры на две, она возглавила одну из них, которой руководила до 1983 года. В эти годы Мери Симховна стала инициатором студенческих кафедральных конкурсов - на лучшее исполнение произведений русской, советской, зарубежной музыки, циклов концертов из сочинений Баха, Рахманинова, Прокофьева. Методические задачи М. С. Лебензон преследовала, организуя концерты своего класса, в том числе, выездные. Они проходили на разных концертных площадках Новосибирска, в музыкальных училищах

и школах городов Сибири. Нередко это были тематические концерты, например: «Моцарт. Фортепианные сонаты», «Бетховен. 32 сонаты», «Все сонаты Прокофьева», «Чайковский. Фортепианные произведения», «Рахманинов. Фортепианные произведения», «Шостакович. 24 прелюдии и фуги». Собственная концертная деятельность Лебензон тоже была насыщенной: в 1960-е годы Мери Симховна выступала с классическими программами, исполняла новую музыку, в частности, прелюдии и фуги Р. Щедрина. В сольных программах преобладали сочинения Моцарта, Шопена, Листа, Рахманинова, Скрябина; она была участницей концертов камерной музыки из сочинений Гайдна, Шуберта.

Открытие в Новосибирске в 1970 году средней специальной музыкальной школы при консерватории стало для М. Лебензон значимым событием. Началась увлечённая работа с детьми, вскоре последовали многочисленные конкурсные победы учеников Мери Симховны в нашей стране и за её пределами. Со временем добавились студенты музыкального училища, с началом XXI столетия - ученики лицея и колледжа при консерватории.

Для Новосибирской консерватории с первых лет работы была характерна текучесть педагогических кадров. В некоторые периоды отъезд ведущих педагогов становился испытанием вуза на прочность. Так, в неблагополучные 1990-е годы консерваторию покинуло много специалистов, несмотря на это образовательная и творческая жизнь не угасла, а постепенно вновь набирала обороты. Стабилизирующим фактором всегда являлось то, что со дня основания в вузе оставались талантливые педагоги и ученики, определявшие уровень подготовки в консерватории. Одним из таких стержней стала деятельность М. С. Лебензон.

Огромной заслугой в педагогической работе Мери Симховны стал её подвижнический труд по проведению мастер-классов

в городах Сибири. В 1990-е годы география их расширилась, распространившись на Западную Европу. Это были мастер-классы в музыкальной академии Мангейма (Германия, 1993), Чинизелло (Италия, 1995), открытые уроки при консерватории Цюриха (Швейцария, 1997).

М. Лебензон неоднократно являлась членом жюри авторитетных фортепианных конкурсов, в том числе Международных: юношеского конкурса пианистов имени С. Рахманинова в Тамбове, конкурса памяти В. Лотар-Шевченко в Новосибирске, Всероссийского конкурса имени В. Сафонова. В 2005 году её труд был отмечен, когда лауреатами фортепианных конкурсов стали тринадцать учеников класса. М. С. Лебензон было присвоено звание «Персона года» в номинации «Выдающаяся педагогическая деятельность», учреждённой газетой «Музыкальное обозрение», её имя встало в одном ряду с такими лауреатами в данной номинации, как Мстислав Ростропович и Галина Вишневская [5].

С 2003 года она давала ежегодные мастер-классы и открытые уроки. На вопрос учеников: «Что нужно, чтобы стать настоящим музыкантом?» - отвечала, что важен ум, даже если не хватает музыкального таланта. Во главе угла в творческой деятельности М. С. Лебензон ставила личность, считая, что музыкальные составляющие можно доработать, если есть интеллект.

В формировании плеяды учеников огромную роль сыграло глубокое постижение учителем психологии и особенностей их дарования. В природных данных ученика профессор Лебензон определяла ведущие свойства, на этой основе выстраивая процесс его развития, выступая в качестве доброжелательного партнера. Исходя из сильных качеств, составляющих талант, формировалась стратегия обучения: «...путь, по которому она ведёт ученика, известен только ей... Нацеливая на оптимальный художественный результат, она находит и предлагает средства его дости-

жения, учитывая возможности конкретного ученика» [2, Ю8]. Родители учеников знают, что во время уроков, незаметно обращаясь к разным темам (от живописи, литературы до погоды или любимых блюд), Мери Симховна замечала малейшие нюансы в поведении, настроении, реакциях, жестах. Она признавалась, что в педагогике ей нравится процесс, ведь работа над музыкальным произведением сродни чтению увлекательной книги, - перечитывая одно и то же, невольно открываешь для себя что-то новое. Внимание к деталям характера и поведения помогает понять ученика, выявить возможности, о которых он порой сам не подозревает.

В полной мере М. Лебензон использовала наиболее эффективные методы музыкальной педагогики. Среди них разучивание сочинений, порой ещё сложных для ученика, но, по прошествии некоторого времени, становящихся ему, что называется, «в пору». Важно, что на начальном этапе обучения профессор не давала малохудожественных пьес инструктивного характера, но как можно скорее - пьесы из «взрослого репертуара»: музыку Моцарта, Грига, Чайковского, Шумана. Насыщенные рассказами о композиторах, обстоятельствах появления пьес, уроки профессора пробуждали импульс к осознанию чувств и мыслей, подвигнувших композиторов к их созданию, рождали индивидуальный эмоциональный отклик и разнообразные художественные ассоциации, заставляли много размышлять о музыке.

По её словам, играть на концертной сцене легче, чем передавать свои знания, опыт ученику: «.тонко, интуитивно чувствовать музыкальное произведение - это ещё не всё, надо объяснить чувства словами, которых при всём богатстве русского языка бывает не так просто найти. Помню, как-то раз мне довелось работать с итальянскими ребятишками. Объясняю очередному ученику: „В этом месте должно

звучать проникновенно, хрустально, остро, прозрачно..." А итальянец переводит: „Bello, bello, bello", что значит - прекрасно. Я тогда подумала, какое счастье, что в русском языке так много точных слов, которые могут передать даже самый тончайший нюанс» [5].

Вот несколько высказываний М. С. Лебензон на мастер-классах в Новосибирской консерватории (2009) в качестве примеров выстраивания учителем художественно-эмоциональных связей образов сочинений с индивидуальным мышлением учащихся:

- звук начинается не от рояля и не заканчивается на нём, он начинается от Рахманинова к тебе;

- если играть эти гаммы как ты, то это - «я не знаю, куда иду»;

- нужно сыграть так, как будто гостю говоришь галантно: «Приходите в гости, я вам покажу., посмотрите, как тут., а это самое интересное, что у меня есть»;

- сейчас вы - адвокат Бетховена, и вам нужно доказывать каждую интонацию;

- Гайдн в жизни сам себя сделал; в игре должна быть какая-то гордость;

- мы часто грешим: воспринимаем музыку прикладным образом. А это язык мысли;

- у Бетховена много сонат, где «Мир двигается». нужно играть так, как будто «Мир в ваших руках, и он движется» [6].

Погружение ученика в эмоциональный и интеллектуальный контекст музыкальных произведений, выстроенные педагогом ассоциативные связи, в комплексе, становятся двигателем развития виртуозных данных. Неслучайно в изучении виртуозной одарённости учёные пришли к выводу, что, являясь частью музыкального таланта, она также и следствие «особого качества слышания музыки, особой вовлечённости в неё. Опыт крупных музыкантов говорит только об одном: быстрая и точная игра - результат образности и яркости музыкальных представлений,

двигательного переживания музыки» [5, 320-321].

На занятиях профессора Лебензон всегда присутствовало внимание к красочным возможностям фортепиано. Широко известна фраза: «Рояль это оркестр», но немногие пианисты владеют всей палитрой инструмента, способны заставить его звучать разнообразно, дифференцированно по тембрам. Будучи пианисткой с ярким романтическим дарованием, Мери Сим-ховна находила верные слова, ассоциации, образы, и, конечно, много играла сама на уроках. Игра как показ изучаемого произведения, как иллюстрация технического приема, как напоминание о схожих музыкально-художественных идеях в сочинениях разных композиторов, - всегда становились «заражающим», вдохновляющим элементом, а звуковой образ и способы его воплощения понятными, зримыми.

После того, как Антон Мордасов в 1989 году стал победителем Всероссийского конкурса им. С. Рахманинова в Москве, а через год подтвердил свой высочайший уровень III-й премией на Международном конкурсе имени П. И. Чайковского, педагогический авторитет М. С. Лебензон был высоко оценён. Наградами стали:

- премия жюри Международного конкурса имени П. И. Чайковского «За выдающееся педагогическое мастерство» (1990);

- диплом Международного конкурса имени П. И. Чайковского «За выдающееся педагогическое мастерство» (1992);

- заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1992);

- диплом Почётного академика Русской академии искусствоведения и музыкального исполнительства в области музыкальной педагогики (2001);

При этом исполнительская деятельность М. Лебензон, в том числе в сложные 1990-е годы, не ослабевала. Суровая закалка, пройденная в военное время, позволила преодолеть трудности, постигшие нашу страну на рубеже веков. М. С. Лебензон

в этот период получила признание в виде следующих званий:

- лауреат премии «Золотой ключ» Союза музыкальных деятелей и Новосибирской филармонии (1998);

- лауреат премии «Золотой Аполлон» Министерства культуры РФ и Фонда развития отечественного музыкального искусства имени П. И. Чайковского;

- лауреат Фонда «Русское исполнительское искусство» (2002);

- орден Почёта (2006);

- орден «За вклад в просвещение»;

- кавалер Золотого Почётного знака «Достояние Сибири» (2011).

Продолжая методическую работу, Мери Симховна подготовила видео-уроки. Среди них Новосибирской консерваторией изданы «П.И. Чайковский. Детский альбом. Времена года» (2010), «Методическое пособие по сонатному творчеству Й. Гайдна (на примере Сонаты ми-минор, Hob. XVI №34» (2013).

За годы преподавательского труда Мери Симховна воспитала более семидесяти лауреатов. Наиболее громкими творческими победами последнее время радовали учителя лауреаты международных конкурсов Лев Терсков (солист Новосибирской филармонии), Дания Хайбуллина (преподаватель кафедры специального фортепиано Новосибирской консерватории), Роман Борисов (выпускник Музыкального колледжа при Новосибирской консерватории).

Преданность Мери Лебензон музыкальному творчеству достойна глубоко уважения. В октябре 2016 года музыкальная

общественность Новосибирска отметила её 85-летие грандиозным концертом выпускников класса разных лет и учеников на сцене Государственного концертного зала имени А. Каца. В тот вечер Мери Симховна играла музыку П. Чайковского, эмоционально и трогательно, восхищая слушателей высочайшим качеством звучания.

Без малого шестьдесят лет были отданы ею Новосибирску, однако из этого «гнезда» в широкое пространство Сибири, нашей страны и всего мира в самостоятельный полёт уверенно отправились полторы сотни учеников, прекрасных педагогов и высокопрофессиональных пианистов. М. Лебензон соединяла в своей творческой судьбе нити московской фортепианной школы XX века и современную педагогику, являясь связующим звеном нескольких поколений пианистов. В памяти всех, кто так или иначе соприкоснулся с её творчеством, останется убеждение в том, что качества личности, человеческая жизнь и художественное творчество М. Лебензон были не просто взаимообусловлены, но одухотворены выдающимся талантом и невероятной трудоспособностью, преданностью искусству. С её уходом острее становится переживание чувства ответственности за сохранение созданной в Сибири яркой и живой ветви исполнительского творчества. Мери Лебензон останется в нашей памяти не только великолепной пианисткой и выдающимся российским педагогом, но и удивительным человеком, одухотворявшим вокруг себя жизнь светом, знаниями, добротой, любовью и бесконечным трудом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Головнёва Н. И. Воспоминания выпускников фортепианного факультета Новосибирской государственной консерватории (академии) им. М. И. Глинки. Новосибирск, 2011. 198 с.

2. Головнёва Н. И. Фортепианный факультет Новосибирской государственной консерватории (академии) им. М. И. Глинки. 1956-2009. Новосибирск, 2010. 412 с.

3. Доля Я. «Напевать во время игры - плохая привычка» : интервью с М. С. Лебензон. URL: http:// www.classicalmusicnews.ru/interview/mery-lebenz0n-interview-2016/ (дата обращения: 27.01.2017).

4. Кирнарская Д. К. Виртуозная одарённость исполнителя // Психология специальных способностей. Музыкальные способности. Москва : Таланты-XXI век, 2004. С. 309-321.

5. Скромное обаяние персоны // Все новости Новосибирской области. URL: http://vn.ru/news-77031 (дата обращения: 12.09.2020).

6. Шахов П. Портреты : интервью с М. С. Лебензон // Консерватория : Студенческая электронная газета. 2009. № 5, январь. URL: http://esg.nsgIinka.ru/v_05/?page=portrety_Lebenson (дата обращения: 03.11.2016).

Daniya N. Khaibullina

Glinka Novosibirsk State Conservatoire, Novosibirsk, Russia. E-mail: daniyshka92@gmail.com

Anna P. Nedospasova

Glinka Novosibirsk State Conservatoire, Novosibirsk, Russia. E-mail: anna_nedospasova@mail.ru. ORCID: 0000-0003-2652-4171. SPIN-Kog: 7555-3130

MARY LEBENZON - A PERSONALITY, MUSICIAN, TEACHER

Abstract. In this publication presented a portrait of Mary Lebenzon, the outstanding pianist, professor of Piano Department of the Novosibirsk conservatory. Authors have collected biographic data on the difficult circumstances of wartime fallen on years of the childhood and youth M. Lebenzon, her study in the Moscow conservatory and years ofwork. In outline of the narration the separate facts from the interviews published earlier are connected. An important part is the analysis of pedagogical approaches and the principles of professor Lebenzon which shows are optimum for education of pianists of the highest professional level. The attention is focused on the long-term methodical activity M. S. Lebenzon which significantly has influenced formation of the piano culture of the Siberian region. This aspect demands further studying and the analysis.

Keywords: Mary Lebenzon; Novosibirsk conservatory; piano performance; Anton Mordasov; Roman Borisov; methods of teaching playing a piano; development of musical talent.

For citation: Khaibullina D. N., Nedospasova A. P. Meri Lebenzon - lichnost', muzykant, pedagog [Mary Lebenzon - a personality, musician, teacher], Muzykav sistemekul'tury: Nauchnyy vestnik Ural'skoy konservatorii, 2020, iss. 23, pp. 102-110. (in Russ.).

REFERENCES

1. Golovneva N. I. Vospominaniya vypusknikovfortepiannogofakul'teta Novosibirskoygosudarstvennoy konservatorii (akademii) im. M. I. Glinki [Memoirs of piano graduates of the M.I. Glinka Novosibirsk State Conservatory], Novosibirsk, 2011, 198 p. (in Russ.).

2. Golovneva N. I. Fortepiannyy fakul'tet Novosibirskoy gosudarstvennoy konservatorii (akademii) im. M. I. Glinki. 1956-2009 [Piano Department of the M.I. Glinka Novosibirsk State Conservatory 1956-2009], Novosibirsk, 2010, 412 p. (in Russ.).

3. Dolya Ya. «Napevat' vo vremya igry-plokhayaprivychka»: interv'yusM. S. Lebenzon ["To sing during the playing - a bad habit". Interview with M. S. Lebenzon], available at: http://www.classicalmusicnews.ru/interview/ mery-lebenzon-interview-2016 (accessed January 27, 2017). (in Russ.).

4. Kirnarskaya D. K. Virtuoznaya odarennost' ispolnitelya [Virtuoso gifts of the performer], Psik-hologiya spetsial'nykh sposobnostey. Muzykal'nye sposobnosti, Moscow, Talanty-XXI vek, 2004, pp. 309-321. (in Russ.).

5. Skromnoe obayanie persony [Modest charm of the person], Vse novosti Novosibirskoy oblasti, available at: http://vn.ru/news-77031 (accessed September 12, 2020). (in Russ.).

6. Shakhov P. Portrety: interv'yus M. S. Lebenzon [Portraits : Interview with M. S. Lebenzon], Konservatoriya: Studencheskaya elektronnayagazeta, 2009, no. 5, January, available at: http://esg.nsglinka.ru/v_05/?page=portre-ty_Lebenson (accessed November 03, 2016). (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.