Научная статья на тему 'Меняется мир — меняется преступность'

Меняется мир — меняется преступность Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
803
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПРЕСТУПНОСТИ / ИЗМЕНЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ / ПРЕСТУПНОСТЬ БУДУЩЕГО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Голик Юрий Владимирович

Преступность меняется и скоро изменится так, что современная система уголовной юстиции может оказаться практически бесполезной. Необходимо искать новые решения возникающих проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Меняется мир — меняется преступность»

УДК 343.9 ББК 67.51

Ю.В. Голик

МЕНЯЕТСЯ МИР - МЕНЯЕТСЯ ПРЕСТУПНОСТЬ

Аннотация: Преступность меняется и скоро изменится так, что современная система уголовной юстиции может оказаться практически бесполезной. Необходимо искать новые решения возникающих проблем. Ключевые слова: противодействие преступности; изменения преступности; преступность будущего.

Y.V. Golik

THE WORLD IS CHANGING - AS WELL AS CRIME

Summary: Criminality is changing and will change soon so that the modern system of criminal justice may prove to be useless. New solutions for emerging issues are required. Key words: crime prevention; crime changes; future crime.

Мир стремительно меняется - это аксиома, ставшая уже банальностью. Вместе с миром меняются и все его составляющие, включая преступность. Это естественно и понятно. Не понятно только, что за изменения в этой сфере нас ожидают в будущем.

Наука, к сожалению, не очень стремится заглянуть в этой сфере вперёд. У нас нет криминологической футурологии (или фу-турологической криминологии). Нет, так как она не нужна была раньше. Преступность не обгоняла время, а в сфере использования технических новинок только приспосабливала их для решения старых, привычных задач. В этой связи наука уголовного права последние столетия занималась исключительно традиционными для себя вопросами: преступление и наказание.

Для иллюстрации того, как мы «отстали» от других наук, я часто привожу один простой пример. Если студент-юрист из прошлого каким-то образом перенесётся в наше время и окажется на лекции по уголовному праву, то он поймёт почти всё. Если то же самое произойдёт со студентом-математиком или физиком, то он не поймёт ничего. Более того, если на современной лекции по математике окажется математик-пенсионер, то он тоже мало что поймёт. В современной математике вообще очень сложный язык.

Сама наука уголовного права сегодня достаточно комфортно чувствует себя в рамках догматического развития, но скоро наступит коренной перелом в этом процессе. Он не может не наступить. И нынешнее поколение

молодых учёных будет активным участником этого процесса. Не потому, что им так захочется, а потому, что жизнь заставит резко раздвинуть рамки научного поиска. Речь идёт о влиянии научно-технического, а главное научно-технологического прогресса на всю нашу жизнь.

Например, хотим мы того или нет, но вскоре перед человечеством встанет проблема клонированных людей. Одними запретами здесь ничего не сделаешь. Как относиться к клонам? Это люди или не люди? А появятся ещё и специально созданные люди (или не люди? А, может, нелюди?). Звучит как фантастика, но клоны-животные уже появились, генномодифицированные продукты - наша повседневность. Прятать голову в песок в этой ситуации бессмысленно.

Другое направление развития, которое напрямую выходит на проблемы уголовного права - установление тотального контроля за поведением людей. Сегодня уже можно легко проследить буквально по секундам все передвижения человека и многие его действия с помощью обыкновенного телефона, лежащего в кармане практически у каждого и банковских карточек, которые почти у каждого есть в нескольких экземплярах. Двадцать лет назад ничего подобного ещё не было. В ближайшем будущем будет разработана и внедрена система поголовного чипирования людей. Эти чипы даже отдалённо не будут напоминать нынешние. Вполне возможно они будут «жидкими». Вводиться (имплантироваться) в тело человека они будут при рождении, и их

нельзя будет ни изъять, ни заменить. Объём памяти у них будет неограничен, технические возможности просто фантастические. Они будут следить за здоровьем человека, его финансовом состоянием, обеспечивать безопасность и делать многое другое, о чём сегодня мы, наверное, даже не догадываемся.

При этом, наверняка, нельзя исключить и их использование в криминальных целях, о которых сегодня мы тоже можем только гадать. Сами криминальные технологии изменятся до неузнаваемости.

А завтра будет разработана и запущена в массовое пользование автоматическая система распознавания образов, включая использование космических аппаратов. Сейчас она пока в стадии интенсивной разработки. При этом будет также разработана и система распознавания видоизменённых и загримированных образов. Читают же сегодня уличные камеры заляпанные грязью автомобильные номера. Также они будут распознавать и загримированные лица. Значит, спрятаться куда-то будет невозможно. Уличные, да и почти все другие преступления, будут раскрываться почти мгновенно, а поимка преступника превратится в относительно несложную техническую операцию, которую и выполнять-то во многом будут автоматы. Или роботы, если угодно.

В этой связи с неизбежностью возникнет вопрос о создании некоего надгосударствен-ного органа, который аккумулировал бы у себя чудовищный по объёму материал по сохранению образов граждан Земли и надлежащим образом им распоряжался. Это, конечно же, не исключает создания и функционирования национальных баз данных. И всё это должно быть завязано в единый узел, работать, мгновенно выдавая результат в любую точку планеты, любому санкционированному пользователю. Это сложно, но технически возможно. Банковские платёжные системы уже так работают, значит, должна заработать и та система, о которой я говорю.

Не исключено, что такой орган (хотя бы на первых порах) будет существовать под эгидой Организации Объединённых Наций. Так было бы удобней и в определённой мере безопасней.

Но такие новшества будут иметь и откровенно криминальную составляющую, например, незаконная слежка и незаконное воздей-

Криминология

ВЧЕРА СЕГОДНЯ ЗАВТРА

ствие на человека. Уголовное право к этому совершенно не готово. Мы не знаем, что будет, поэтому не знаем и как с этим бороться.

Огромную угрозу в современном мире представляет использование властью электронных технологий для достижения своих, несанкционированных обществом, целей. Попросту говоря, речь идёт о банальной слежке абсолютно за всеми. Ещё Джордж Оруэлл в 1949 году в своём известном романе «1984» описал деятельность Старшего Брата - единоличного лидера государства Океания и партии Ангсоц, сумевшего поставить под контроль деятельность всего и вся, включая каждого гражданина. Тогда не было современных компьютерных технологий, но сегодня-то они уже есть.

Именно использование таких технологий привело к стремлению американской власти следить за всеми и получать информацию отовсюду. «Дело Эдварда Сноудена» тому подтверждение (поскольку оно у всех на слуху, давать какие-то пояснения излишне). А до этого возникло и продолжает тянуться «дело Джулиана Ассанжа» - основателя WikiLeaks, вскрывшего огромное количество шпионских скандалов и много другой закрытой для общества информации.

Не нужно думать, что всё это случайности, ставшие известными обществу только благодаря деятельности каких-то фанатиков. «Отмотаем плёнку» чуть-чуть назад.

В ноябре 2002 года мир узнал о сверхновой программе Пентагона, получившей название «Тотальная информационная осведомлённость». Программа была запущена в дело через Агентство передовых военных исследований. Цель - «создание гигантской компьютерной системы для наблюдения за многими миллионами граждан США и других стран мира - для предотвращения, как объявлено, будущих террористических актов на этапе их подготовки. Под «наблюдением» здесь понимаются постоянные анализ и оценка данных из множества сведённых воедино информационных баз, правительственных и коммерческих, содержащих самые разные сведения о личной жизни граждан по всему миру» [3, с. 19]. Таким образом, в поле зрения этой программы попали все ежедневные действия граждан: обращение к врачам или юристам, оплата покупок в магазине (что за продукты или товары были куплены, какие

книги приобретены и т.д.), бронирование мест в отелях и на транспорте, все перемещения, отправка электронных (и простых) посланий, посещение общественных мероприятий и т.д. и т.п. Очень быстро список «потенциальных террористов» стал исчисляться миллионами. И не только в США.

Естественно, общественность встала на дыбы. Посыпались гневные обвинения в адрес правительства. Пытаясь спасти ситуацию, власть поменяла название программы. Её стали называть «Информационная осведомлённость о терроризме». Это всё напоминало известную ситуацию, когда новый хозяин убыточного борделя вместо того, чтобы поменять девочек, стал переставлять кровати в номерах.

Разумеется, смена «вывески» не помогла. 24 сентября 2004 года на совместном заседании обеих палат Конгресса США было принято решение о полном прекращении финансирования с 2004 года данной программы и её руководящей структуры - Управления информационной осведомлённости. Решение жёсткое, но малоэффективное. Как очень часто бывает в таких случаях, финансы раскидали по другим структурам при сохранении их целевого предназначения. Таким образом, ситуация стала ещё хуже и опаснее для миллионов граждан во всём мире.

Прошло десять лет. Что изменилось? Английская газета Guardian популяризирует книгу своего журналиста Глен Гринвалда «Нигде не спрятаться», в которой он пишет, что Агентство Национальной Безопасности США (АНБ) устанавливает в промышленных масштабах специальные средства отслеживания всех производимых операций в компьютерные устройства, поставляемые за границу [6]. Что называется, приехали.

Можно ли с этим бороться средствами уголовного права? Наверное, можно. Но вот только власть особенно к этому не стремится. В этом случае ей необходимо бороться с собой. А это, ко всему прочему, как правило, бывает болезненно. Увы, но это тоже проблема и уголовного права в том числе. В 2014 году эта проблема обсуждалась на представительном международном форуме в Сербии [2]. Речь шла о злоупотреблении силой (злоупотребление властью, о чём привычно говорят специалисты по уголовному праву -всего лишь частный случай злоупотребления

силой). Особенно подробно на этом остановился президент Академии наук Македонии, профессор Владо Камбовски [2, с. 32-43].

Ещё одна проблема - модификация поведения. Через какое-то время человек научится модифицировать поведение другого человека без особого (или вообще без такового) ущерба для его личности. Это открывает огромные возможности как для позитивной, так и для негативной деятельности. Можем ли мы вторгаться в эту сферу, и, если да, то до каких пределов? Как уголовное право должно реагировать на подобного рода реальность?

Наконец, последняя проблема, в которую мы постепенно вползаем - это компьютеризация преступности. Не компьютерные преступления и не компьютерная преступность сама по себе, а компьютеризация преступности. Наступит время, когда подавляющее большинство преступлений будет совершаться с использованием компьютера. Даже автотранспортные преступления. Решающая роль в управлении автомобилем будет принадлежать не человеку, а компьютеру. Без такого использования будет совершаться разве что уличное хулиганство, которое не отомрёт и никуда не исчезнет, покуда жив человек. Механизм его возникновения и проявления совсем иной, чем у большинства других преступлений. Хотя и в этом случае не всё так просто. Хакерство - то же самое хулиганство по мотивам его совершения («Люди, посмотрите на меня! Вот что я могу делать!»). И хакерство набирает в современном мире обороты. Одна из глубинных причин этого - тотальное сокращение живого общения людей друг с другом. Его всё больше и больше занимает виртуальное общение через Интернет.

Любая технология имеет и свою оборотную сторону. Она может быть легко использована во вред человеку. На Западе последнее время очень популярна книга Марка Гудмана «Преступления будущего» [1]. Книга имеет подзаголовок «Всё связано, все уязвимы, и что мы можем с этим сделать». Данный подзаголовок указывает, что автора не устраивает простая констатация факта, и он ищет возможные меры противодействия.

Вернёмся к возможностям современных 1Р-технологий. Доступность компьютера и возможности Интернета сегодня позволяют получить доступ к управлению транспортными потоками (от трамвая и даже лифта до

самолёта и космического корабля). Если этим занимается подросток или даже ребёнок, то последствия могут быть просто непредсказуемыми. Дети в принципе не представляют всех последствий своих «шалостей». Примеры в нашей повседневной жизни отыскать достаточно просто. Системы электронной защиты от несанкционированного проникновения не помогают или помогают очень плохо. Не знаю почему, но все системы электронной защиты данных и антивирусные программы сильно отстают от «средств нападения». По данным Марка Гудмана, только 5% средств защиты удаётся сохранить безопасность охраняемого объекта, да и то ненадолго.

Зависимость человека от электроники растёт буквально по часам. А может даже по минутам. Мы просто не обращаем на это внимание. Мало кто знает, но сегодня в различного рода закрытых учреждениях вновь стали появляться машинописные бюро, где машинистки работают на простых механических пишущих машинках. Это позволяет поставить серьёзный барьер на пути технического шпионажа. Не исключить его полностью, а только существенно затруднить.

Наиболее значимое влияние Интернет приобрёл как средство коммуникации, информации и дезинформации. Это очень значимо, ибо «при определённых обстоятельствах, как пишет Д.А. Шестаков, пропаганда и дезинформация могут стать и становятся средствами совершения преступлений против мира и человечества, а также против конституционного строя отдельных государств [7, с. 152]. Он совершенно прав. Современные события на Украине и вокруг неё дают нам массу весьма колоритных примеров.

К сожалению, это почти не учитывается в практической работе ни правоохранительных органов, ни других органов государственной власти, которые по долгу службы должны этим заниматься. Плохо используются и возможности средств массовой информации в противодействии этим негативным явлениям

[4; 5].

Столь масштабные изменения преступности потребуют и полного переформатирова-

ния международных органов борьбы с ней. Видимо, решающая роль будет принадлежать координирующим органам. Согласовывать они будут действия национальных органов борьбы с преступностью и международных (и тех, что есть, и тех, что будут созданы).

Надо заметить, что координации действий органов, ведущих борьбу с преступностью, не уделяется должного внимания нигде. И напрасно.

Координация - сложнейшее организационно-правовое явление, которое у нас сегодня сведено практически к одной из низовых форм: согласованию позиций, а уже на этой основе происходит согласование действий. Это очень ущербный подход. То, что для одного ведомства может являться плюсом, для другого будет явным минусом (контролируемая поставка наркотиков, например, с пересечением Государственной границы). Как показывает опыт, сами ведомства с большим трудом и не всегда охотно договариваются друг с другом. Значит, их надо освободить от этой работы.

Координация будет заключаться в объединении усилий путём, например, делегирования полномочий как «по вертикали», так и «по горизонтали», а равно и перекрёстное делегирование. В эту работу включаются законодатели всех уровней и органы исполнительной власти.

Сама координационная структура должна быть относительно небольшой по количеству работающих сотрудников-профессионалов высокого уровня.

Эффект увидим очень быстро, но удовлетворит он далеко не всех. Именно координация способна поставить жёсткий заслон на пути распространения преступности и коррупции. Переход, однако, жизненно необходим. Рост числа преступлений в обозримом будущем не прекратится (хотя показатели «управляемой статистики» могут говорить и об обратном - бумага всё стерпит), а возможности уголовной юстиции в её нынешнем виде практически исчерпаны. Главное - не опускать руки. Мы в любом случае найдём выход из ситуации.

риминология

ВЧЕРА СЕГОДНЯ ЗАВТРА

ПРИСТАТЕИНЫИ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Goodman M. Future Crimes. 2015.

2. Злоупотреба мо^и: XIII Тематски ме^ународни научни скуп. - Тара, 2014.

3. Киви Б. Гигабайты власти. Информационные технологии между свободой и тоталитаризмом. М.: Бестселлер, 2004.

4. Сундиев И.Ю., Смирнов А.А., Кундетов А.И. Исследование деструктивных технологий «цветных революций» и профилактика возможности их применения в Российской Федерации. М., 2014.

5. Сундиев И.Ю., Смирнов А.А., Кундетов А.И., Федотов В.П. Теория и практика информационного противодействия экстремистской и террористической деятельности. Вологда, 2014.

6. Сюрприз от АНБ // Ведомости. - 2014. - 14 мая.

7. Шестаков Д.А. Массовая дезинформация как преступление // Ме^ународна судска, тужилачка и полицщска сарадаа у борби против криминала. Четрнаеста тематска Ме^ународна научна конференцщ а. Тара, 2015.

REFERENCES

1. Goodman M. Future Crimes. 2015.

2. Злоупотреба мо^и: XIII Тематски ме^ународни научни скуп. - Тара, 2014.

3. Kiwi B. Gigabayty vlasti. Informatsionnye tekhnologii mezhdu svobodoy i totalitarizmom. [Gigabytes op power. Information technologies between freedom and totalitarianism]. M.: Bestseller, 2004.

4. Sundiev I.Y., Smirnov A.A., Kundetov A.I. Issledovanie destruktivnykh tekhnologiy «tsvetnykh revolyut-siy» i profilaktika vozmozhnosti ikh primeneniya v Rossiyskoy Federatsii. [The research of the disruptive technologies of «color revolutions» and prevention of their utilization]. M., 2014.

5. SundievI.Y., SmirnovA.A., KundetovA.I., Fedotov V.P. Teoriya i praktika informatsionnogo protivodey-stviya exstremistskoy i terroristicheskoy deyatelnosti. [Theory and practice of informational fight against extremist and terrorist activity]. Vologda, 2014.

6. Syurpriz ot ANB. [A surprise from NSA]. Vedomosti, 2014, May 14.

7. Shestakov D.A. Massovaya dezinformatsiya kak prestuplenie. [Mass misinformation as a crime]. Ме^ународна судска, тужилачка и полицщска сарадаа у борби против криминала. Четрнаеста тематска Ме^ународна научна конференцща. Тара, 2015.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Юрий Владимирович Голик - доктор юридических наук, профессор, профессор Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина (Елец, Россия). E-mail: ygolik@list.ru

INFORMATION ABOUT AUTHOR

Yury Vladimirovich Golik - doctor of Laws, professor, professor of Elets state university named after I.A. Bunin (Elets, Russia); e-mail: ygolik@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.