Научная статья на тему '"МЕНТАЛЬНЫЙ ДИАЛОГ", ИЛИ ФИЛОСОФСКО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ТЕМПОРАЛЬНОСТИ'

"МЕНТАЛЬНЫЙ ДИАЛОГ", ИЛИ ФИЛОСОФСКО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ТЕМПОРАЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
62
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНТАЛИТЕТ / «МЕНТАЛЬНЫЙ ДИАЛОГ» / «ДИАЛОГ КУЛЬТУР» / ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ИСТОРИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ / ТЕМПОРАЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Полежаев Д.В.

В работе изучается феномен «ментального диалога», который предполагает соотнесение между собой историко-культурных явлений «большого формата» - цивилизаций, культур, исторических эпох. Соотнесение это происходит на уровне функциональных и социально-культурных установок менталитета. Важную роль в ментальной системе играет установка образования/воспитания человека, социальной группы и общества в целом. Историческая темпоральность социальнокультурных феноменов рассматривается через философскую призму основных проблемных узлов феномена «диалога культур», связанного с качественными изменениями социально- индивидуального бытия. Ментальный подход предлагается автором в качестве методологически значимой и перспективной в исследовательском отношении структурносодержательной основы философскообразовательного осмысления социальных и индивидуальных взаимодействий в их историческом протяжении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“MENTAL DIALOGUE” OR PHILOSOPHICAL AND EDUCATIONAL DIMENSION OF HISTORICAL TEMPORALITY

The paper studies the phenomenon of "mental dialogue", which involves the correlation between historical and cultural phenomena of the "large format" - civilizations, cultures, and historical eras. This correlation occurs at the level of functional and socio-cultural attitudes of the mentality. An important role in the mental system is played by the attitude of education / upbringing of a person, social group and society as a whole. The historical temporality of socio-cultural phenomena is examined through the philosophical prism of the main problematic nodes of the phenomenon of "dialogue of cultures” associated with qualitative changes in socio-individual being. The mental approach is proposed by the author as a methodologically significant and promising in terms of research structural and content basis of the philosophical and educational understanding of social and individual interactions in their historical course.

Текст научной работы на тему «"МЕНТАЛЬНЫЙ ДИАЛОГ", ИЛИ ФИЛОСОФСКО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ТЕМПОРАЛЬНОСТИ»

► ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 37.012.1 DOI: 10.31862/2218-8711-2022-3-22-29

ББК 6/8

«МЕНТАЛЬНЫЙ ДИАЛОГ», ИЛИ ФИЛОСОФСКО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ТЕМПОРАЛЬНОСТИ

"MENTAL DIALOGUE" OR PHILOSOPHICAL AND EDUCATIONAL DIMENSION OF HISTORICAL TEMPORALITY

Полежаев Дмитрий Владимирович

Профессор, заведующий кафедрой педагогики и воспитательной деятельности, Волгоградская государственная академия последипломного образования, руководитель регионального ресурсного центра гражданско-патриотического воспитания, доктор философских наук, доцент E-mail: polezh@mail.ru

Polezhayev Dmitry V.

Professor, Head of the Department of Pedagogy and Educational Activity, Volgograd State Academy of Postgraduate Education, Head of the Regional Resource Center for Civil-Patriotic Education, ScD in Philosophy, Associate Professor E-mail: polezh@mail.ru

Аннотация. В работе изучается феномен «ментального диалога», который предполагает соотнесение между собой историко-культурных явлений «большого формата» - цивилизаций, культур, исторических эпох. Соотнесение это происходит на уровне функциональных и социально-культурных установок менталитета. Важную роль в ментальной системе играет установка образования/воспитания человека, социальной группы и общества в целом. Историческая темпоральность социально-культурных феноменов рассматривается через философскую призму основных проблемных узлов феномена «диалога культур», связанного с качественными изменениями социально-

Abstract. The paper studies the phenomenon of "mental dialogue", which involves the correlation between historical and cultural phenomena of the "large format" - civilizations, cultures, and historical eras. This correlation occurs at the level of functional and socio-cultural attitudes of the mentality. An important role in the mental system is played by the attitude of education / upbringing of a person, social group and society as a whole. The historical temporality of socio-cultural phenomena is examined through the philosophical prism of the main problematic nodes of the phenomenon of "dialogue

Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Полежаев Д. В., 2022

индивидуального бытия. Ментальный подход предлагается автором в качестве методологически значимой и перспективной в исследовательском отношении структурно-содержательной основы философско-образовательного осмысления социальных и индивидуальных взаимодействий в их историческом протяжении.

of cultures" associated with qualitative changes in socio-individual being. The mental approach is proposed by the author as a methodologically significant and promising in terms of research structural and content basis of the philosophical and educational understanding of social and individual interactions in their historical course.

Ключевые слова: менталитет, «ментальный диалог», «диалог культур», философия образования, историческое время, темпоральность.

Keywords: mentality, "mental dialogue", "dialogue of cultures", philosophy of education, historical time, temporality.

Для цитирования: Полежаев Д. В. «Ментальный диалог», или Философско-образовательное измерение исторической темпоральности // Проблемы современного образования. 2022. № 3. С. 22-29. DOI: 10.31862/2218-8711-2022-3-22-29.

Cite as: Polezhayev D. V. "Mental dialogue" or philosophical and educational dimension of historical temporality. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2022, No. 3, pp. 22-29. DOI: 10.31862/2218-8711-2022-3-22-29.

Рассматривая особенности взаимодействия человека и общества в историческом протяжении, видится справедливым выделить ментальные аспекты этого диалога, существенные и в теоретическом плане, и в повседневном отношении, например, на уровне восприятия, оценки и поведения субъекта педагогической деятельности. Действительно, столкновение и ценностно-смысловой взаимообмен представителей различных сообществ (национальных, религиозных, профессиональных, политических, в том числе в пространстве образования), чаще всего представляемый как «диалог культур», может восприниматься и как «ментальный диалог», что в рамках нашей концепции ментального подхода, над построением которой мы работаем уже довольно длительное время [1, с. 67-71; 2, с. 5-9], видится вполне плодотворным. Ментальные установки как на индивидуально-личностном, так и на социально-групповом уровне функционируют вне зависимости от политических, экономических и иных конъюнктур глобального мира, хотя в длительном историческом времени их влияние, проявляющееся в соответствующих трансформациях и деформациях, достаточно заметно.

«Ментальный диалог», понимаемый нами как взаимообмен глубинно-психологическими ценностными установками, представляется убедительным в информационном плане, который связан прежде всего со столкновениями устойчивых представлений об окружающем мире, его устройстве и предназначении. Признавая, что в структуре ценностей присутствует не только когнитивная компонента, но и ряд других существенных составляющих, справедливо вспомнить мысль Ю. С. Степанова о подразделении на

«своих» и «чужих» как важной для социально-индивидуального самосознания и даже в определенном смысле «первичной» для человеческого сообщества характеристике.

«Это противопоставление, - отмечает Ю. С. Степанов,- в разных видах пронизывает всю культуру и является одним из главных концептов всякого коллективного, массового, народного, национального мироощущения. В том числе, конечно и русского» [3, с. 126]. Взаимодействие между «своими» и «чужими» было бы справедливо рассматривать как проявление «ментального диалога» - обмена ментальными установками, в данном случае - установками культуры - практически сконцентрированными и направленными сферами [4, с. 229].

Но «ментальный диалог», выведенный нами в качестве основного предмета исследования, проявляется и вовне, в поведенческих моделях и устойчивых каждодневных реакциях в пространстве наличной культуры. Причем та или иная ситуация, периодически повторяющаяся в историческом времени в различном социально-культурном контексте, вызывает зачастую совершенно различные реакции на нее - в зависимости от исторической эпохи или пространственно-географического / территориального расположения, политико-идеологических, социально-экономических и прочих условий.

Все субъекты ментального диалога, в том или ином смысле отслеженные и представленные нами ранее в качестве существенных для образовательно-воспитательного пространства [5, с. 35-42], присутствуют одновременно в каждом историческом пространстве любого отрезка исторического времени. Отдельный индивид, семья, малая социальная группа или большое сообщество - вплоть до культур, цивилизаций и иных примеров крупномасштабного членения истории, существенных, в первую очередь, с точки зрения понимания ее многомерности [6, с. 170], - все они имеют соответствующее темпоральное измерение - как исторические субъекты. Они присутствуют и в процессе смены общественно-исторических эпох, традиционно измеряемом специалистами в сфере социально-гуманитарного знания в категориях «прошлого», «настоящего» и «будущего».

Авторитетный исследователь в сфере философии истории М. А. Барг в свое время отмечал, что в значимой для общества и хранимой в нем информации «в той или иной форме постоянно совмещены все три временные проекции данного общества: его родовое (генезис), его видовое настоящее (данная фаза общественной эволюции) и его прозреваемое будущее (вытекающее из явного и неявного целеполагания) [7, с. 5]. Напомним, что в рамках нашей концепции менталитета именно значимая для общества и государства историческая информация определяет социальную направленность деятельности [8, с. 54-59], характеристики наличной культуры и даже тенденции политического мироустройства.

При этом понятно, что все субъекты образования в разные исторические времена выступали носителями и трансляторами разных культурных, идеологических, религиозных и других исторических традиций. Исторические генерации субъектов образования задавали контекстные наличному времени «привычки», установки видения мира и соответствующего социально-культурного (воспитательного, экономического, гендер-ного и иного) поведения, выступая уже не столько носителями, сколько «производителями» ценностных ориентиров, социально-культурных устоев общества, устойчивых в пространстве исторической темпоральности идеологических постулатов, задающих

стереотипы социально-культурного и политико-экономического пространства государства, народа, страны, цивилизации.

Важно лишь определить, какая составляющая социокультурного бытия человека выступает в тот или иной момент времени ведущей и становится ориентиром становления и функционирования ментально-ценностных установок - семейных, образовательно-воспитательных, эстетических, нравственных и иных - в рамках нашего представления (в первом приближении) о том, что собой представляет этот социокультурный ряд [9].

Конечно, для объективности получаемой картины необходимо учитывать и этно-национальное измерение менталитета, поэтому в нашем исследовании мы исходим из особенностей национального менталитета русского народа, выступающего, по общему признанию, историческим стержнем страны и основой формирования общероссийской гражданской идентичности - в рамках требований федерального «Закона об образовании в Российской Федерации» [10, ФЗ]. В иных ментальных пространствах и с учетом темпорального измерения данные установки могут быть не только выстроены в ином порядке, с точки зрения контекстной приоритетности, но даже и вовсе отсутствовать. Поэтому различия в наборе ментальных социокультурных установок для различных этнических, языковых, исторических и иных пространств видятся нам вполне закономерными.

Исходя из вышеизложенного, необходимо в плане задачи, в первую очередь, обозначить авторское видение феномена менталитета, поскольку трактовок данного понятия и соответствующего ему социального явления достаточно много. Это формулирование основного понятия подведет нас к пониманию феномена «ментального диалога» и отличий его от общепринятого в отечественном социально-гуманитарном знании феномена «диалога культур». И уже измерение «ментального диалога» в пространстве исторической темпоральности даст нам возможность говорить возможности понимания особенностей ментальных трансформаций во «времени большой длительности» - часто незаметных для жизни отдельного индивида, но и малосущественных с точки зрения крупноформатного членения человеческой истории; трансформаций, в конструировании и развитии которых особая ценностно-смысловая роль отводится образовательно-воспитательному сегменту культуры.

Представляя философско-методологические основания нашего исследования не только как набор путей и методов интеллектуального движения, но и как ведущие философ-ско-образовательные идеи и принципы, отметим, что здесь в плане опорных точек нами выбран «принцип национального характера образования» [11]. Традиционное уже отчасти подразделение его на национально-государственный, национально-этнический и национально-региональный уровни может в нашем случае быть смело дополнено уровнем национально-историческим, поскольку именно такое видение вопроса дает представление о функционировании рассматриваемого пространства исторической темпоральности.

Конечно, для содержательно-смыслового развертывания проблемы «ментального диалога» мы не можем ограничиться лишь дескриптивными методами. Главная опора на научный анализ работ отечественных и зарубежных классиков - специалистов в области философии образования, социальной философии и философии истории [6-7; 11-13; 15], синтезируя ведущие педагогические идеи которых мы можем не только наполнить

содержательно феномен «ментального диалога», но и выделить его функциональные, убедительные в прикладном смысле аспекты, включенные в процесс исторического / ментального сопряжения акторов социального бытия - субъектов наличной культуры.

Уточним еще раз, что под «ментальным диалогом» мы понимаем взаимообмен глубинно-психическими социально-культурными установками двух или нескольких ментальных систем. Поскольку феномен менталитета рассматривается как система установок, с одной стороны, функционирующих в конкретном пространстве исторической темпоральности, а с другой - обнимающих собой все сферы культуры, актуальные в данное время, понятно, что каждая социальная «клетка» менталитета является участником этого «диалога», взаимного смешения, обмена «затухающими», «будированными» или актуальными установками: каждая из них в наличном времени и пространстве устойчива и находится в той или иной позиции функционирования.

Подчеркнем, что «ментальный диалог» не означает только «диалог культур», который предполагает сопоставление (столкновение или соприятие) существующих лишь в настоящее время больших социальных феноменов, как это иногда понимают. «Ментальный диалог» - это своего рода измерение культуры в ее динамике, одновременное сравнивание данного наличного социально-культурного пространства с его прошлым или будущим (через выстраивание неких логически оправданных футурологических моделей).

Любая часть культуры в данном ментальном смысле справедливо представляет собой отдельный большой феномен, в свою очередь подразделяющийся на необходимо взаимодействующие функциональные составляющие. В рамках ментального подхода, как актуального концепта, взгляда современного социально-гуманитарного знания на особенности взаимодействия общества и человека, мы полагаем необходимым размышлять о сравнении ментальных установок на уровне восприятия, оценки и поведения.

Рассматривая менталитет как устойчивую во «времени большой длительности» систему внутренних установок общества, в качестве ведущего понятия мы вычленяем понятие «установка», которая в рамках концепции психологии социальной установки была в свое время подробно рассмотрена отечественным философом и психологом Д. Н. Узнадзе [14, с.76-92].

С одной стороны, социально-культурные установки общества, систему которых мы рассматриваем как ментальный механизм, могут возникать / становиться или затухать / снижать силу и уровень функционирования в силу невостребованности в настоящий момент и даже «схлопываться» / исчезать из повседневного пространства жизнедеятельности.

С другой, - в большинстве своем глубинно-психические установки как «первокир-пичики» менталитета не исчезают безвозвратно; они могут актуализироваться в контексте потребности и восстанавливаться практически полностью в новых условиях и с учетом социально-политического, образовательно-воспитательного и иных контекстов наличной культуры.

Психология установки вообще и в рамках нашей концепции ментального подхода в частности видится весьма удачной находкой в плане толкования / понимания «работы» ментальных механизмов индивида, малой социальной группы и большого сообщества -государства, общества, цивилизации, исторической эпохи. Каждый из этих субъектов

исторической жизни может быть представлен участником образовательно-воспитательного процесса - и в сравнительном ключе, и в темпоральном измерении.

Историческая темпоральность понимается нами как необходимый аспект «ментального диалога» и как один из качественно значимых признаков ментального подхода к осмыслению особенностей взаимодействия общества и человека. Историческая темпоральность - феномен, развертывающий пространство содержательного обобщения всех социально-культурных (в том числе ментальных) позиций, задаваемых ценностно-смысловыми ориентирами, функциональными особенностями, собственно ментальным осуществлением человека и общества в прошлом, настоящем и будущем.

Мы исходим из того, что это - достаточно привычное понимание вопроса исторической темпоральности, весьма уместное и для понимания содержания ментального подхода в том числе с точки зрения так называемой «традиции» и позволяющее определять диалогическое пространство субъектов социального взаимодействия, в данном случае - в первую очередь образовательно-воспитательного плана.

Современные концепции осмысления исторического времени, в том числе с точки зрения так называемой «альтернативной истории» или «истории в сослагательном наклонении» [15, с. 102], в достаточной мере поддерживают актуальность ментального подхода, с одной стороны, подчеркивая жизненность, динамичность исторического развития, а с другой - подтверждая, что конкретное историческое время наполнено конкретными, существенными именно для него смыслами. То есть в разные исторические эпохи эти смыслы даже в отношении одного и того же явления, субъекта, социального ритуала (набора действий или поступков), привычного поведения могут просматриваться заметные различия.

Следует определенно признать, что и сферы культуры, неотъемлемо присутствующие в жизни человеческой цивилизации, могут совершенно по-разному и транскри-пироваться (в плане объяснения или толкования) и реализовываться на практике, в социальной жизни. То есть конкретная мысль субъекта, его позиция, точка зрения в отношении одного и того же исторического явления могут сильно различаться с другими подобными ментальными установками в пространстве исторической темпоральности.

Но это воспринимается и может быть отслежено только в сравнительно-историческом ключе; а более-менее убедительная содержательная достоверность проступает, если оба сравниваемых периода отстают от исследователя на достаточно длительное историческое время. Избежать сверхсубъективности в научном исследовании ученому помогает именно это временное «отстояние».

Субъективация исследования справедливо понимается как своего рода присвоение исследователем изучаемого исторического, социально-культурного и т. п. явления, занимающего в определенной мере значимое историческое место в жизнедеятельности и мировоззрении человека. Такого рода свойство вовсе не является недостатком конкретного ученого и выступает общей характеристикой историка, философа или педагога, осваивающего в силу исследовательских интересов глубины исторической темпоральности.

Это позволяет исследователю вычленять и сопоставлять существенные ментальные аспекты и характеристики исторического прошлого и настоящего, определяя

перспективы социально-индивидуальной динамики в пространстве наличной культуры, с точки зрения развития и укрепления философско-образовательных идей и смыслов, конструирующих современное бытие человека, социальной группы и общества. Мы предлагаем проводить это сопоставление через призму «ментального диалога», понимаемого как особый социальный механизм и исторический феномен.

Заключая, подчеркнем, что философско-образовательное осмысление феномена «ментального диалога» позволяет представить его в качестве процесса взаимообмена между субъектами некоторыми элементами их наличного социального бытия. Этот взаимообмен носит не только информационный характер, он происходит на ментальном уровне, в глубинно-психическом социально-культурном взаимном сопряжении участников диалога.

Список литературы

1. Полежаев Д. В. Ментальный подход в образовании: философское измерение социальных проектов // Сибирский учитель. Новосибирск, 2016. № 4. С. 67-71.

2. Полежаев Д. В. Проблема динамики этнических процессов в зеркале ментального подхода // Изв. Волгоградского гос. техн. ун-та. 2015. № 7 (167). С. 5-9. (Сер. «Проблемы социально-гуманитарного знания». Вып. 21).

3. Степанов Ю. С. Константы: словарь русской культуры. Изд. 3-е, испр. и доп. М.: Академ. Проект, 2004. 992 с.

4. Краткая философская энциклопедия. М.: Изд. группа «Прогресс» - «Энциклопедия», 1994. 576 с.

5. Полежаев Д. В. Субъектный подход в измерении качества образования: философско-методологические основы // Primo Aspectu. 2018. № 3 (35). С. 35-42.

6. Крапивенский С. Э. Социальная философия: учебник для студентов вузов. 4-е изд., испр. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. 416 с.

7. Барг М. А. Эпохи и идеи. Становление историзма. М.: Мысль, 1987. 348 с.

8. Полежаев Д. В. Социальная информация и динамика направленности деятельности (ментальный аспект) // Труд и социальные отношения. 2009. № 6. С. 54-59.

9. Полежаев Д. В. Идея менталитета в русской философии «золотого века»: моногр. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2003. 360 с.

10. Федеральный Закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся».

11. Новиков А. М. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия, векторы развития. М.: Эгвес, 2000. 272 с.

12. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века. (В поисках практико-ориен-тированных образовательных концепций). М.: Совершенство, 1998. 608 с.

13. Гуревич А. Я. Исторический синтез и Школа «Анналов». М.: Индрик, 1993. 328 с.

14. Узнадзе Д. Н. Экспериментальные основы психологии установки // Узнадзе Д. Н. Психология установки. СПб.: Питер, 2001. С. 5-254. (Сер. «Психология-классика»).

15. Модестов С. А. Бытие несвершившегося: моногр. М.: Моск. обществ. науч. фонд; ООО «Изд. центр научных и учебных программ», 2000. 176 с. (Сер. «Монографии». Вып. 12).

References

1. Polezhaev D. V. Mentalnyy podkhod v obrazovanii: filosofskoe izmerenie sotsialnykh proektov. Sibirskiy uchitel. Novosibirsk, 2016, No. 4, pp. 67-71.

2. Polezhaev D. V. Problema dinamiki etnicheskikh protsessov v zerkale mentalnogo podkhoda. Izv. Volgogradskogogos. tekhn. un-ta. 2015, No. 7 (167), pp. 5-9. (Ser. "Problemy sotsialno-gumanitarnogo znaniya". Vyp. 21).

3. Stepanov Yu. S. Konstanty: slovar russkoy kultury. Izd. 3-e, ispr. i dop. Moscow: Akadem. Proekt, 2004. 992 p.

4. Kratkaya filosofskaya entsiklopediya. Moscow: Izd. gruppa "Progress" - "Entsiklopediya", 1994. 576 p.

5. Polezhaev D. V. Subyektnyy podkhod v izmerenii kachestva obrazovaniya: filosofsko-metodologicheskie osnovy. Primo Aspectu. 2018, No. 3 (35), pp. 35-42.

6. Krapivenskiy S. E. Sotsialnaya filosofiya: uchebnik dlya studentov vuzov. Moscow: Gumanit. izd. tsentr VLADOS, 1998. 416 p.

7. Barg M. A. Epokhi i idei. Stanovlenie istorizma. Moscow: Mysl, 1987. 348 p.

8. Polezhaev D. V. Sotsialnaya informatsiya i dinamika napravlennosti deyatelnosti (mentalnyy aspekt). Trud i sotsialnye otnosheniya. 2009, No. 6, pp. 54-59.

9. Polezhaev D. V. Ideya mentaliteta v russkoy filosofii "zolotogo veka": monogr. Volgograd: Izd-vo VolGU, 2003. 360 p.

10. Federalnyy Zakon ot 31 iyulya 2020 g. No. 304-FZ "O vnesenii izmeneniy v Federalnyy zakon 'Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii' po voprosam vospitaniya obuchayushchikhsya".

11. Novikov A. M. Rossiyskoe obrazovanie v novoy epokhe. Paradoksy naslediya, vektory razvitiya. Moscow: Egves, 2000. 272 p.

12. Gershunskiy B. S. Filosofiya obrazovaniya dlyaXXIveka. (Vpoiskakhpraktiko-orientirovannykh obrazovatelnykh kontseptsiy). Moscow: Sovershenstvo, 1998. 608 p.

13. Gurevich A. Ya. Istoricheskiy sintez i Shkola "Annalov". Moscow: Indrik, 1993. 328 p.

14. Uznadze D. N. Eksperimentalnye osnovy psikhologii ustanovki. In: Uznadze D. N. Psikhologiya ustanovki. St. Petersburg: Piter, 2001. Pp. 5-254. (Ser. "sikhologiya-klassika").

15. Modestov S. A. Bytie nesvershivshegosya: monogr. Moscow: Mosk. obshchestv. nauch. fond; OOO "Izd. tsentr nauchnykh i uchebnykh program", 2000. 176 p. (Ser. "Monografii". Vyp. 12).

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2022, № 3

Статья поступила в редакцию 31.10.2021 The article was received on 31.10.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.