Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ В СИСТЕМЕ УСТАНОВОК РУССКОГО МЕНТАЛИТЕТА (К ВОПРОСУ О КРИТЕРИЯХ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ)'

ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ В СИСТЕМЕ УСТАНОВОК РУССКОГО МЕНТАЛИТЕТА (К ВОПРОСУ О КРИТЕРИЯХ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
92
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
русский менталитет / система установок / правовая установка / правовое сознание / общероссийская гражданская идентичность / правовой нигилизм / критерии идентичности.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Полежаев Д.В.

В статье рассматривается феномен правосознания как социально-культурная глубинно-психическая установка русского менталитета. Менталитет представляется автором как становящаяся в длительном историческом протяжении философско-методологическая основа самоидентификации человека, социальной группы и общества в целом. Правосознание выступает как элемент системы ментальных установок и фиксируется в качестве одного из структурно значимых критериев сформированности гражданской идентичности субъекта. Общероссийская гражданская идентичность, являясь в настоящее время государственным требованием к результатам образования, нуждается в дополнительном содержательном наполнении, особенно с точки зрения ее измерения в конкретных критериях. Правовой аспект гражданской идентичности предлагается рассматривать в качестве существенного показателя ее сформированности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ В СИСТЕМЕ УСТАНОВОК РУССКОГО МЕНТАЛИТЕТА (К ВОПРОСУ О КРИТЕРИЯХ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ)»

GS4 ФИЛОСОФСКИЙ ДИСКУРС ^D

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-1-230-235 NIION: 2018-0076-1/22-413 MOSURED: 77/27-023-2022-1-612

ПОЛЕЖАЕВ Дмитрий Владимирович,

доктор философских наук, доцент, профессор, заведующий кафедрой педагогики и воспитательной деятельности Волгоградской государственной академии последипломного образования, член-корр. Международной академии наук педагогического образования, e-mail: polezh@mail.ru

ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ В СИСТЕМЕ УСТАНОВОК РУССКОГО МЕНТАЛИТЕТА (К ВОПРОСУ О КРИТЕРИЯХ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ)

Аннотация. В статье рассматривается феномен правосознания как социально-культурная глубинно-психическая установка русского менталитета. Менталитет представляется автором как становящаяся в длительном историческом протяжении философ-ско-методологическая основа самоидентификации человека, социальной группы и общества в целом.

Правосознание выступает как элемент системы ментальных установок и фиксируется в качестве одного из структурно значимых критериев сформированности гражданской идентичности субъекта. Общероссийская гражданская идентичность, являясь в настоящее время государственным требованием к результатам образования, нуждается в дополнительном содержательном наполнении, особенно с точки зрения ее измерения в конкретных критериях. Правовой аспект гражданской идентичности предлагается рассматривать в качестве существенного показателя ее сформированности.

Ключевые слова: русский менталитет, система установок, правовая установка, правовое сознание, общероссийская гражданская идентичность, правовой нигилизм, критерии идентичности.

POLEZHAEV Dmitry Vladimirovich,

Doctor of Philosophy, Associate Professor, Professor, Head of the Department of Pedagogy and Educational Activity Volgograd State Academy of Postgraduate Education, Corresponding Member International Academy of Sciences of Pedagogical Education

LEGAL CONSCIOUSNESS IN THE INSTALLATION SYSTEM OF THE RUSSIAN MENTALITY (TO THE QUESTION ABOUT THE CRITERIA OF CIVIL IDENTITY)

Annotation. The article examines the phenomenon of legal consciousness as a socio-cultural deep-mental attitude of the Russian mentality. The mentality is presented by the author as a philosophical and methodological basis for the self-identification of a person, a social group and society as a whole, which is becoming in a long historical course.

Legal consciousness acts as an element of the system of mental attitudes and is fixed as one of the structurally significant criteria for the formation of a subject's civic identity. All-Russian civic identity, being currently a state requirement for the results of education, needs additional content, especially from the point of view of its measurement in specific criteria. The legal aspect of civic identity is proposed to be considered as an essential indicator of its formation.

Keywords: Russian mentality, system of attitudes, legal attitude, legal consciousness, all-Russian civic identity, legal nihilism, criteria of identity.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2022

Введение.

Актуальность исследования особенностей современного российского правосознания и проблемных узлов, связанных с его направленным или произвольным формированием, не вызывает сомнений у отечественных специалистов в сфере социально-гуманитарного знания. «Русское (или «российское») правосознание» справедливо рассматривать как особого рода исторический феномен, вполне способный претендовать на статус научной категории, например, - в сфере социальной философии и истории русской философии, культурологии, исторической психологии или философии образования.

Государственно-политические новации последних лет, представленные в широком наборе нормативно-правовых актов, начинающихся (точнее, - закрепляемых) соответствующими поправками в Конституции Российской Федерации [5], задают ориентиры формирования общероссийской гражданской идентичности, гражданского патриотизма и правового сознания в умах и сердцах новых поколений россиян.

Особый интерес в связи с этим представляет осмысление феномена российского правосознания через призму феномена русского менталитета, понимаемого как «система внутренних глубинно-психических социально-культурных установок, формирующаяся в течение «длительного исторического времени» (longue durée) и функционирующая на уровне внесознатель-ного» [11]. То есть справедливо предположить о теснейшей взаимосвязи менталитета и правосознания, в особенности, если рассматривать право в числе установок менталитета.

Целью работы является анализ феномена правового сознания как социально-культурной глубинно-психической установки русского менталитета, являющегося своеобразным «стержнем» современного российского образования, общества и государства, в том числе в плане формирования общероссийской гражданской идентичности в сознании и поведении новых поколений россиян.

В числе сущностных задач справедливо выделить: анализ государственных документов, фиксирующих ценностно-смысловые ориентиры формирования общероссийской гражданской идентичности, гражданско-патриотического и правового сознания; изучение научной литературы, в которой предлагаются инновационные решения по измерению и артикулированию уровней сфор-мированности российского правового сознания, понимаемого как социально-культурная установка русского менталитета; формулировка авторской концепции идентичности, в содержании которой правовое сознание выступает важным критерием.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2022

Методы.

Системный подход позволяет рассматривать феномен гражданской идентичности как систему концептов - содержательных констант культуры, общества и государства. Применяемый метод исследования научной литературы и нормативно-правовых документов в области образования и воспитания обучающихся способствует -средствами анализа и синтеза - концептуальному структурированию предположительного «набора» критериев гражданской идентичности и определению в нем места правовой установки русского менталитета. В качестве инновационного методологического инструментария автором предлагается ментальный подход, необходимо основывающийся на теоретическом и практическом измерении социально-групповых и индивидуально-личностных феноменов и особенностей их взаимодействия в пространстве наличной культуры.

Актуализация вопросов формирования правового сознания новых поколений россиян выстраивается сегодня на самом высоком - в государственно-политическом понимании -уровне. Поправки в Конституции России [5], изменения в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» [17], пересмотр и утверждение Историко-культурного стандарта [6], признание обязательным утверждение в качестве необходимого документа в образовательных организациях страны рабочей программы воспитания, направленной, в первую очередь, на формирование общероссийской гражданской идентичности, и ряд других нормативно-правовых подвижек в образовании свидетельствуют об этом, полагаем, в достаточной мере.

Никуда не уйти от того, что любого рода (и уровня признания) нормативные документы необходимо накладываются на особенности их восприятия населением страны, то есть их реализация связана с менталитетом общества и производными от него личностными и групповыми мен-тальностями. Определений и толкований феномена менталитета как научного понятия и термина достаточно много. Мы предлагаем авторское его видение, нацеленное на функциональное измерение соответствующего феномена.

Менталитет представляется нами, как система установок, которые «вырастают» из повседневной жизнедеятельности индивида и сообщества, фиксируются в течение относительно длительного исторического времени и становятся своего рода «канвой» формирования ментально-сти личности человека, векторов его выбора, самоопределения (идентичности) и самоосуществления в пространстве наличной культуры и социальной жизни.

Правовая установка менталитета (или правовая компонента ментальности [2, с. 10-15]) имеет глубокое и долгое измерение, что не позволяет обществу и государству относительно быстро трансформировать ценностные ориентиры и поведенческие модели отдельного индивида и человеческого сообщества, как мы помним из истории тоталитарного периода нашего Отечества [12]. Правовая установка менталитета проявляется как на уровне повседневного самосознания и поведения индивида в качестве самостоятельного психологического механизма его личностного самоопределения, так и во взаимодействии с другими субъектами - активными участниками организации социокультурного пространства осуществления менталитета.

Ментальные установки реализации права в пространстве повседневной жизнедеятельности, а не специально организованного социального взаимодействия, проявляется во всех сферах самоопределения/ самоидентификации индивида (и соответствующих установках индивидуально-личностного и социально-группового сознания). Правовое сознание человека и сообщества проявляется, в рамках нашей концепции менталитета, неизменно во взаимосвязи с другими психологическими установками восприятия, оценки и поведения, и с соответствующими сферами культуры.

Например, правовое измерение экономического сознания человека может быть содержательно развернуто, например, в понятии «экономическое правосознание» [1, с. 168-176], недостаточно еще укорененное в категориально-понятийном аппарате современной науки - юриспруденции, психологии, истории, социологии и других отраслей социально-гуманитарного знания. Оно, мы понимаем, заслуживает углубленного теоретического осмысления в плане практического использования и сохранения в анналах отечественных наук об обществе и человеке, а также в зарубежной социогуманитаристике. Данное понятие отражает особенности взаимодополнения пересекающихся между собой в содержательно-смысловом пространстве установок менталитета.

А поскольку менталитет мы рассматриваем как механизм реализации / осуществления в повседневной практике основных сфер культуры, существенных для того или иного конкретного общества, государства, цивилизации, то и осуществление права / правового сознания - в плане правоприменительной практики - в различных общественно-государственных пространствах может быть различным и даже кардинально противоположным. Эти различия заметны на уровне повседневного поведения (в том числе социальных аттитюдов), на уровне ценностного измере-

ния (можно здесь говорить об аффективности восприятия) и на уровне ментальном - глубинно-психическом, понимаемом как основа социально-индивидуального самосознания.

Принимая за первичную точку отсчета философского анализа феномена правосознания как идентификационного критерия субъекта ту или иную «картину мира», мы получаем в качестве некоторого итогового результата конкретно-исторические характеристики «правового менталитета» или «правового нигилизма». Последнее явление воспринимается преимущественно, как прямо направленное на разрушение правового сознания человека, группы, общества [3]. Впрочем, нигилистическое отрицание права может пониматься и как требование инновационных подвижек в той или иной правовой системе, и как проявление такого феномена, как «диалог культур» или «ментальный диалог».

Таким образом, принятие / неприятие права в качестве существенного ориентира социально-индивидуального самосознания может выступать важной характеристикой индивидуально-личностной и социальной идентичности человека, а потому справедливо его использовать в качестве своего рода «измерителя» идентичности человека, например, обучающегося [4, с. 44-49], формирование общероссийской гражданской идентичности которого сегодня рассматривается, как государственная задача.

Впрочем, вопрос критериального измерения гражданской идентичности нуждается в отдельном рассмотрении и достаточно подробном обосновании отбираемых «измерителей», прежде всего, в практике деятельности образовательных организаций - в контексте их образовательно-воспитательной работы в рамках требований Федеральных государственных образовательных стандартов. Философско-образовательное измерение набора критериев оценки уровня сформированно-сти идентичности выстраивается в философских категориях «необходимого» и «достаточного», но, конечно, это - не единственный аспект проблемы.

Формированию должного / достаточного уровня правового сознания обучающегося контингента служит и воспитательное пространство образовательных организаций, где в ходе освоения содержания учебных предметов (особенно, социально-гуманитарного профиля) обучающиеся необходимо воспринимают в качестве своих собственных наиболее общие гражданско-правовые основания и ориентиры данного конкретного общества и наличной культуры, в пространстве которых они находятся и предполагают оставаться [10, с. 65-74; 16, с. 35-43].

Правовое сознание в том или ином его проявлении - позитивном или негативном - высту-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2022

пает как сущностная составляющая и ментальная установка любого общества, производной от социального менталитета национальной идеи [7; 8, с. 109-118; 9, с. 78-92] и ее практического осуществления в пространстве повседневности. Свобода индивида, ее тоталитарные ограничения или псевдодемократическая «всеобщность» также являются важной функциональной характеристикой индивидуального самосознания и человеческой цивилизации и ее проявлениях - в культурах, обществах и социальных группах, что ранее уже подчеркивалось отечественными исследователями [13, с. 71-73].

Значимость государственно-правового аспекта менталитета не вызывает сомнений. Правовое сознание, одной стороны - это часть повседневно-привычного содержания жизнедеятельности индивида и общества; с другой - показатель критериального измерения гражданской идентичности, как социального феномена. Полагаем вполне возможным это признать, поскольку сформированность - в рамках конкретного государства - правового сознания общества и человека выступает важной характеристикой наличной культуры в конкретных исторических условиях.

Результаты.

В статье рассмотрена активная позиция государства средствами анализа нормативно-правовых документов, фиксирующих ценностно-смысловые ориентиры формирования общероссийской гражданской идентичности, патриотического и правового сознания обучающихся. Современное российское правосознание представлено через призму феномена русского менталитета, понимаемого как «система внутренних глубинно-психических социально-культурных установок, формирующаяся в течение «длительного исторического времени». А гражданско-правовая установка выступает одним из сущностных элементов менталитета/ ментальности отдельного индивида, социальной группы и большого сообщества людей - общества, культуры, цивилизации.

В работе представлено сформулированное автором определение менталитета и высказано предположение о теснейшей взаимосвязи менталитета и правосознания - при понимании правовой сферы культуры человека и общества как социокультурной ментальной установки, формируемой на уровне внесознательного в течение относительно длительного исторического времени.

Вполне логичным в содержательном и структурном смысле видится предложение использовать опоры образовательно-воспитательного

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2022

потенциала и практики предметов социально-гуманитарного цикла в школах, профессиональных образовательных организациях и вузах для формирования общероссийской гражданской идентичности, одним из критериев оценки сформированное™ которой выступает право, как сфера культуры и как ментальная установка человека и общества.

Список литературы:

[1] Ануфриева Е.В., Полежаев Д.В. Экономическое правосознание и его отражение в современном русском менталитете // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2010. № 2 (12). С. 168-176.

[2] Бородина М.И., Полежаев Д.В. Ментальные основы российского правосознания: социально-философский аспект // Культура. Образование. Наука. Сборник научных трудов: в 2-х ч. 2013. Вып. VI. Ч. I. Интеллектуально-творческое развитие как основа социальной активности личности / под ред. проф. Д.В. Полежаева. М.: Планета, 2013. С. 10-15.

[3] Гуляихин В.Н. Правовой нигилизм в России: монография. Волгоград: Перемена, 2005. 280 с.

[4] Казачкова С.П., Полежаев Д.В. Социологические аспекты измерения общероссийской гражданской идентичности младших школьников // Primo Aspectu. 2021. № 3 (47). С. 44-49.

[5] Конституция Российской Федерации / Новый текст Конституции РФ с поправками 4 июля 2020 г. [Электр. ресурс] // Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации. - Режим доступа: http://duma.gov.ru/ news/48953, свободный. Яз. рус. Заглавие с экрана (дата обращения: 12.12.2021).

[6] Концепция преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы. 100 с. [Электр. ресурс] // ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО». - Режим доступа: http://www.instrao.ru/images/concept/Kontseptsiya_ po_Istorii.pdf, свободный. Яз. рус. Заглавие с экрана. (дата обращения: 15.01.2021).

[7] Никонов К.М., Вырщиков А.Н. Российская национальная идея. Некоторые суждения о государственности, демократии и культуре, свободе и человеческом достоинстве. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 1998. 112 с.

[8] Полежаев Д.В. Государственно-правовая установка русского менталитета: социально-философское осмысление // Научные труды аспирантов и докторантов / ред. совет: Е.Д. Катульский и др. М.: Изд во Моск. гуманит. ун-та, 2004. Вып. 11 (34). С. 109-118.

[9] Полежаев Д.В. Государство и право в системе установок русского менталитета: социально-философский и философско-исторический аспекты // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. Сер. «Образование. Управление, экономика, организация». Волгоград: ПринТерра, 2007. Вып. 4. С. 78-92.

[10] Полежаев Д.В. Гражданско-правовое образование: философские основания, содержание и функции (ментальный аспект феномена) // Проблемы правового образования в контексте модернизации общего образования: матер. Все-рос. науч.-практ. конф. (22-24 мая 2002 г.). М.: Изд. дом «Новый учебник», 2002. С. 65-74.

[11] Полежаев Д.В. Идея менталитета в русской философии «золотого века»: монография. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2003. 360 с.

[12] Полежаев Д.В. Личность и тоталитаризм: ментальные трансформации: монография. М.: Планета, 2018. 208 с.

[13] Полежаев Д.В. Правосознание и внутренняя свобода личности // Проблемы преподавания права в образовательных учреждениях: тез. докл. и сообщ. Межд. науч.-практ. конф. / редкол.: Анисимов П.В. (отв. ред.) и др. Волгоград: Изд во Волгогр. юрид. ин та МВД России, 1998. С. 71-73.

[14] Полежаев Д.В. Философские основания национальной идентичности // Сибирский учитель. Новосибирск, 2017. № 2 (111), март-апрель. С. 60-67.

[15] Резник Ю.М. В поисках новой гражданской общественности // Известия Томского политехнического университета. 2012. Т. 320. № 6. С. 106-112.

[16] Сидоренко О.В., Полежаев Д.В. Гражданско-правовое образование: философско-мето-дологические аспекты // Культура. Образование. Наука. Сборник научных трудов. 2014. Вып. VIII / под ред. проф. Д.В. Полежаева. М.: Планета, 2014. С. 35-43.

[17] Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся». [Электр. ресурс] // Российская газета. Федеральный выпуск № 174 (8228) 7 августа 2020 г. - Режим доступа: https://rg.ru/2020/08/07/ob-obrazovanii-dok.html, свободный. Яз. рус. Заглавие с экрана (дата обращения: 21.12.2021).

[18] Хабибулин А.Г., Рахимов Р.А. Государственная идентичность как элемент правового статуса личности // Государство и право. 2000. № 5. С. 5-11.

Spisok literatury:

[1] Anufrieva E.V., Polezhaev D.V. Ekonomich-eskoe pravosoznanie i ego otrazhenie v sovremen-

nom russkom mentalitete // Biznes. Obrazovanie. Pravo. Vestnik Volgogradskogo instituta biznesa. 2010. № 2 (12). S. 168-176.

[2] Borodina M.I., Polezhaev D.V. Mental'nye osnovy rossiiskogo pravosoznaniia: sotsial'no-filosof-skii aspekt // Kul'tura. Obrazovanie. Nauka. Sbornik nauchnykh trudov: v 2-kh ch. 2013. Vyp. VI. Ch. I. Intellektual'no-tvorcheskoe razvitie kak osnova sotsi-al'noi aktivnosti lichnosti / pod red. prof. D.V. Polezhaeva. M.: Planeta, 2013. S. 10-15.

[3] Guliaikhin V.N. Pravovoi nigilizm v Rossii: monografiia. Volgograd: Pe-remena, 2005. 280 s.

[4] Kazachkova S.P., Polezhaev D.V. Sotsiolog-icheskie aspekty izmereniia obshcherossiiskoi grazh-danskoi identichnosti mladshikh shkol'nikov // Primo Aspectu. 2021. № 3 (47). S. 44-49.

[5] Konstitutsiia Rossiiskoi Federatsii / Novyi tekst Konstitutsii RF s popravkami iiulia 2020 g. [Elektr. resurs] // Gosudarstvennaia Duma Federal-nogo Sobraniia Rossiiskoi Federatsii. Rezhim dos-tupa: http://duma.gov.ru/news/48953, svobodnyi. laz. rus. Zaglavie s ekrana. (data obrashcheniia: 12.10.2021).

[6] Kontseptsiia prepodavaniia uchebnogo kursa «Istoriia Rossii» v obrazovatel'nykh organizat-siiakh Rossiiskoi Federatsii, realizuiushchikh osnovnye obshcheobrazovatel'nye programmy. 100 s. [Elektr. resurs] // FGBNU «Institut strategii razvitiia obrazovaniia RAO». - Rezhim dostupa: http://www. instrao.ru/ i mages/concept/Kontseptsiya_po_Istorii. pdf, svobodnyi. laz. rus. Zaglavie s ekrana. (data obrashcheniia: 15.01.2021).

[7] Nikonov K.M., Vyrshchikov A.N. Rossiiskaia natsional'naia ideia. Nekotorye suzhdeniia o gosu-darstvennosti, demokratii i kul'ture, svobode i chelovecheskom dostoinstve. Volgograd: Izd-vo VolGU, 1998. 112 s.

[8] Polezhaev D.V. Gosudarstvenno-pravovaia ustanovka russkogo mentaliteta: sotsial'no-filosof-skoe osmyslenie // Nauchnye trudy aspirantov i doktorantov / red. sovet: E.D. Katul'skii i dr. M.: Izd vo Mosk. gumanit. un-ta, 2004. Vyp. 11 (34). S. 109118.

[9] Polezhaev D.V. Gosudarstvo i pravo v sisteme ustanovok russkogo mentaliteta: sotsial'no-filo-sofskii i filosofsko-istoricheskii aspekty // Biznes. Obrazovanie. Pravo. Vestnik Volgogradskogo instituta biznesa. Ser. «Obrazovanie. Upravlenie, ekono-mika, organizatsiia». Volgograd: PrinTerra, 2007. Vyp. 4. S. 78 92.

[10] Polezhaev D.V. Grazhdansko-pravovoe obrazovanie: filosofskie osnovaniia, soderzhanie i funktsii (mental'nyi aspekt fenomena) // Problemy pravovogo obrazovaniia v kontekste modernizatsii obshchego obrazovaniia: mater. Vseros. nauch.-prakt. konf. (22-24 maia 2002 g.). M.: Izd. dom «Novyi uchebnik», 2002. S. 65-74.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2022

[11] Polezhaev D.V. Ideia mentaliteta v russkoi filosofii «zolotogo veka»: monografiia. Volgograd: Izd-vo VolGU, 2003. 360 s.

[12] Polezhaev D.V. Lichnost' i totalitarizm: mental'nye transformatsii: monografiia. M.: Planeta, 2018. 208 s.

[13] Polezhaev D.V. Pravosoznanie i vnutrenni-aia svoboda lichnosti // Problemy prepodavaniia prava v obrazovatel'nykh uchrezhdeniiakh: tez. dokl. i soobshch. Mezhd. nauch.-prakt. konf. / redkol.: Ani-simov P.V. (otv. red.) i dr. Volgo-grad: Izd vo Volgogr. iurid. in ta MVD Rossii, 1998. S. 71-73.

[14] Polezhaev D.V. Filosofskie osnovaniia nat-sional'noi identichnosti // Sibirskii uchitel'. Novosibirsk, 2017. № 2 (111), mart-aprel'. S. 60-67.

[15] Reznik lu.M. V poiskakh novoi grazhdan-skoi obshchestvennosti // Izvestiia Tomskogo politekhnicheskogo universiteta. 2012. T. 320. № 6. S. 106-112.

[16] Sidorenko O.V., Polezhaev D.V. Grazhdan-sko-pravovoe obrazovanie: filosofsko-metodolo-gicheskie aspekty // Kul'tura. Obrazovanie. Nauka. Sbornik nauchnykh trudov. 2014. Vyp. VIII / pod red. prof. D.V. Polezhaeva. M.: Planeta, 2014. S. 35-43.

[17] Federal'nyi zakon ot 31 iiulia 2020 g. № 304-FZ «O vnesenii izmenenii v Federal'nyi zakon "Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii" po voprosam vospitaniia obuchaiushchikhsia». [Elektr. resurs] // Rossiiskaia gazeta. Federal'nyi vypusk № 174 (8228) 7 avgusta 2020 g. - Rezhim dostupa: https://rg. ru/2020/08/07/ob-obrazovanii-dok.html, svobodnyi. Iaz. rus. Zaglavie s ekrana (data obrashcheniia: 21.12.2021).

[18] Khabibulin A.G., Rakhimov R.A. Gosu-darstvennaia identichnost' kak element pravovogo statusa lichnosti // Gosudarstvo i pravo. 2000. № 5. S. 5-11.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.