УДК 159.9.072
В. В. Подпругина
кандидат психологических наук, доцент каф. психологии и педагогической антропологии МГЛУ; e-maiL: [email protected]
МЕНТАЛЬНЫЕ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ЭМОЦИИ ГНЕВА У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ: ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ
В статье предпринята попытка выявить представления об эмоции «гнев» у детей младшего подросткового возраста, сопоставить эти представления по тендерному признаку, проанализировать структуру ментальных репрезентаций гнева. В работе приводятся данные контент-анализа словесных отчетов мальчиков и девочек младшего подросткового возраста, сравниваются представления о причинах возникновения гнева, возможностях его проявления, о возможных переживаниях в состоянии гнева.
Ключевые слова: ментальные репрезентации; эмоция гнев; модальность эмоций; гендерные различия; младший подростковый возраст.
V. V. Podprugina
PhD (PsychoLogy), Associate Professor of the Department of psychoLogy and pedagogicaL anthropoLogy, MSLU; e-maiL: [email protected]
MENTAL REPRESENTATION OF THE ANGER EMOTION AMONG YOUNGER ADOLESCENTS: THE GENDER DIMENSION
The articLe Looks at how younger adoLescents describe anger. It compares the anger description by different sexes as weLLs as their mentaL representations of anger. The articLe gives a content-anaLysis of verbaL reports which covers the opinions of the causes of anger and its manifestations, different feeLings of anger between boys and girLs of the earLy adoLescent age.
Key words: mentaL representations; the emotion of anger; the modaLity of emotions; gender differences; younger teenage age.
Введение
Проблема выявления возрастных, индивидуальных, тендерных, профессиональных различий во многих сферах психического остается одной из значимых в психологической науке и по-прежнему
привлекает исследователей. За последний период времени вышел ряд интересных работ [Арутюнова, Александров 2016; Лаврова, Матвеева 2016; Клецина 2003; Сергиенко, Киреева 2015; Тихомирова и др. 2015]. Так, при выявлении характеристик моральных оценок мужчин и женщин разных возрастных групп российского общества анализировались половозрастные различия с позиций системно-эволюционного подхода в свете проблемы соотношения интуитивного и рационального компонентов морального суждения [Арутюнова, Александров 2016]. В исследовании Т. Н. Тихомировой с соавторами была предпринята попытка выявить роль когнитивных и некогнитивных факторов успешности обучения математике и русскому языку учащихся на начальной ступени образования с учетом гендерных различий [Тихомирова и др. 2015]. Было установлено, что для показателя успешности в математике у мальчиков и девочек обнаруживается похожая структура взаимосвязей анализируемых характеристик, таких как пространственная память, скорость переработки информации, чувство числа и мотивационный показатель - ценность учебной деятельности; тогда как для успешности в русском языке структура взаимосвязей различается (у мальчиков отсутствуют взаимосвязи с пространственной памятью). В статье Е. А. Сергиенко и Ю. Д. Киреевой приводится анализ индивидуальных вариантов субъективного возраста и их взаимосвязей с оценками здоровья и отношением к временной перспективе на трех возрастных группах испытуемых 20-30, 40-50 и 60-70-летних [Сергиенко, Ки-реева 2015]. Было доказано, что существуют значимые различия для подгрупп занижающих, завышающих и адекватно оценивающих свой возраст в отношении к временной перспективе, физическому и психическому здоровью, социально-экономическим факторам и вредным привычкам. В исследовании представлений об опасности в картине мира человека и влиянии на него новостного дискурса СМИ было доказано, что воздействие новостного дискурса приводит к повышению ситуативной тревожности, а также к изменению отдельных параметров представлений об опасности, что может искажать эти представления в картине мира человека в целом. Также установлено, что данный эффект от просмотра новостных сюжетов у женской аудитории выражен более, чем у мужской [Лаврова, Матвеева 2016].
Таким образом, можно констатировать, что исследования того, как человек обрабатывает информацию, как он ее воспринимает, как
формируются знания и представления, как человек познает самого себя и других, как эти представления влияют на его отношение к действительности, как отражаются на состоянии, и какую роль играют в построении картины мира, в жизни в целом - не утрачивают своей значимости. Более того, как накапливаются знания о психических феноменах, и как представлены эти знания в ментальном плане - по-прежнему одна из наиболее актуальных задач для современной психологии. Ментальные представления об эмоциях занимают в этих исследованиях важное место. Основным в этой проблематике являются не эмоции сами по себе, а то, как люди говорят и думают об эмоциях в повседневной жизни. В зарубежной психологии эта тематика прочно занимает свое место в рамках исследований так называемых теорий психического. Термин «теории психического» предполагает, что человек не только представляет, как протекает его психическая жизнь и психическая жизнь других людей, но и имеет нечто вроде теоретической конструкции. Эта конструкция позволяет разделить и систематизировать различные психические феномены и установить причинно-объяснительную схему [Подпругина 2003].
В отечественной психологии проблему представлений об эмоциях одним из первых обозначил А. В. Запорожец. Именно он ввел понятие «эмоциональный образ». Однако долгое время в рамках общей психологии понятия репрезентации эмоций и собственно эмоций не разделялись. Координально ситуация изменилась в последнее время, когда активно стали изучать знания об эмоциях, представления и понимание того, как передавать другим свои переживания - кодировать эмоции и как распознавать эмоции других - декодировать [Жежелевская, Подпругина 2010; Подпругина 2014]. Изменился предмет изучения эмоций как в работах зарубежных, так и отечественных исследователей, что способствовало появлению нового термина «эмоциональный интеллект». На сегодняшний день существует несколько моделей эмоционального интеллекта и ни одна из них не обошлась без критики [Сергиенко, Ветрова 2010].
Возрастные различия в представлениях об эмоциях достаточно хорошо изучены зарубежными учеными. В отечественной психологии начало данному направлению можно найти в работах Н. Д. Былки-ной, Д. В. Люсина, Е. А. Сергиенко [Былкина, Люсин 2000; Сергиен-ко 2002]. Не утратила оно своей актуальности и сегодня, что позволяет более точно понимать поведение детей дошкольного возраста,
сопряженное с эмоциями. Так, был рассмотрен эмоциональный компонент при взаимодействии в разноязыковой среде у детей дошкольного возраста [Подпругина 2009]; представления об эмоциях у детей с нарушением слуха [Подпругина 2014]. Однако эти закономерности касаются в основном детей дошкольного возраста. Подростковому возрасту уделяется гораздо меньше внимания. В то же время именно подростковый возраст с его обостренным отношением к социальной сфере и собственному «Я» представляет значительный интерес для изучения ментальных репрезентаций эмоций.
Для подросткового возраста характерны резкие перепады настроения, стремительная смена одних эмоций диаметрально противоположными, агрессивное поведение. Эмоциональным компонентом агрессивного состояния являются чувства, и прежде всего эмоция гнева. Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших проблем нашего общества. В нашей работе предпринята попытка проследить предрасположенность к определенной модальности эмоционального состояния подростка, а также выявить представления об эмоции гнева.
Цель исследования: выявить, как представляют себе эмоцию гнева и как проявляют гнев младшие подростки в зависимости от ген-дерной принадлежности. Данная цель была реализована под руководством автора в дипломной работе А. А. Беловой.
Гипотеза исследования: представления о гневе имеют сложную структуру, которая включает: знания о ситуациях, вызывающих гнев; знания о причинах гнева; знания о том, как работать с выражением гнева. В представлениях об эмоции гнева у детей младшего подросткового возраста существуют гендерные различия.
Участники исследования: ученики 5 и 6 классов (по 24 человека). Всего 48 человек, из них 29 мальчиков, 19 девочек в возрасте 11-12 лет.
База исследования: средняя общеобразовательная школа г. Москвы.
Методы и методики исследования: анализа словестных отчетов (контент-анализ) [Богомолова, Стефаненко 1992]; методика выявления доминирующих эмоциональных состояний - четырехмодаль-ностный эмоциональный опросник Л. А. Рабинович [Ильин 2001];
Надежность и достоверность исследования обеспечивалась теоретическим анализом проблемы, использованием методов и методик, соответствующих объекту, предмету исследования, целям и задачам исследования, а также выдвинутой гипотезе, применением
статистической обработки данных, сочетанием качественного и количественного анализа результатов.
Полученные результаты и их обсуждение
Выявление предрасположенности к определенной модальности эмоционального состояния младших подростков носило скорее характер дополнительного сбора информации, но как часто бывает в научных исследованиях, преобразовалось в самодостаточный научно-исследовательский материал.
Прежде чем перейти к обсуждению полученных результатов о ментальных репрезентациях эмоции гнева у младших подростков, остановимся на доминирующем эмоциональном состоянии участников исследования.
Доминирующее эмоциональное состояние
Для определения доминирующего эмоционального состояния детей раннего подросткового возраста мы использовали «Четырехмо-дальностный эмоциональный опросник» Л. А. Рабинович. Одна из четырех шкал методики измеряет предрасположенность к демонстрации эмоции «гнев», другие три - «радость», «печаль», «страх».
Данная методика позволяет выявлять не собственно эмоции, а предрасположенность к определенному настроению, эмоциональному фону личности, склонность к переживанию и преобладанию оптимизма или пессимизма, выявлению устойчивых эмоциональных переживаний, сопряженных с определенной модальностью радости, гнева, страха и печали. Полученные результаты (средние значения по шкалам эмоциональных модальностей) представлены в таблице 1.
Таблица 1
Выраженность модальностей эмоционального состояния (сравнительный анализ)
Эмоция Пол Радость Гнев Страх Печаль
девочки 32,5 24,6 14,9 14,9
мальчики 30,1 21,9 11,8 14,3
Как видно из таблицы 1, доминирующим эмоциональным состоянием испытуемых, детей младшего подросткового возраста, является радость, у девочек средний балл - 32,5, у мальчиков - 30,1. У детей этого возраста преобладает радостное мироощущение, позитивный настрой, девочки настроены немного более оптимистично, чем мальчики.
Для более наглядной демонстрации представим полученные данные на гистограмме (см. рис. 1).
Рис. 1. Сравнительный анализ данных преобладающего эмоционального состояния (по среднему арифметическому значению)
На втором месте выражение гнева. По средним значениям данной модальности девочки опережают мальчиков: 24,6 балла у девочек, чуть меньше у мальчиков - 21,9. Подростковый возраст отличается эмоциональной возбудимостью, резкими перепадами настроения, часто бывают проявления агрессии. Девочки более впечатлительны и, возможно, позволяют себе гневаться чаще, чем мальчики.
П. А. Ковалев, подробно изучивший вопрос о склонности к агрессии во всех возрастных группах школьников, выявил, что наблюдаются два пика повышения агрессивности: у мальчиков в 12 и 14-15 лет, у девочек - в 11 и 13 лет [Ковалев 1996]. В данной выборке представлены учащиеся 11 и 12 лет. Следовательно, с большой долей вероятности можно сказать, что в данный момент девочки 11 лет и мальчики
12 лет переживают пик агрессивности. Различия имеют место, но незначительные.
У девочек на долю страха и печали приходится одинаковое число баллов - 14,9. У мальчиков печаль составляет 14,3 балла, страх 11,8 баллов. Мальчики менее подвержены страху, чем девочки. Можно предположить, что это результат воспитания: мальчикам непозволительно проявлять свои эмоции, тем более страх.
Средние значения по шкале «печаль» у мальчиков и девочек практически совпадают - 14,9 и 14,3 баллов.
Таким образом, удалось выявить доминирующее эмоциональное состояние учащихся младшего подросткового возраста. Преобладающим эмоциональным состоянием является радость. Наименее выражены такие эмоции, как печаль у девочек и мальчиков и страх у мальчиков. Различия между девочками и мальчиками наблюдаются по шкалам «радость», «гнев» и «страх».
Словестные отчеты. Для изучения представлений об эмоции гнева младших подростков был проведен контент-анализ мини-сочинений учащихся о гневе. Исходя из текстов работ, были выделены следующие категории:
• категория А - «Выраженность гнева»
подкатегории: А1 «бесит», А2 «злит», А3 «раздражает», А4 «плачу», А5 «хочу ударить»;
• категория Б - «Причины гнева»
подкатегории: Б1 «орут», Б2 «ругают», Б3 «командуют», Б4 «унижают», Б5 «обижают», Б6 «мешают», Б7 «не обращают внимания», Б8 «не понимают», Б9 «бьют», Б10 «врут», Б11 «предают»;
• категория В - «Наличие или отсутствие контроля над гневом»
подкатегория: В1 «гнев выражать можно»; В2 «гнев выражать нельзя»; В3 - 1 «успокаиваюсь сам»; В3 - 2 «успокаивают родители, друзья».
Как показал качественно-количественный анализ, наиболее развернута в представлениях об эмоции гнева у младших подростков представлена категория «Причины гнева», наименее - «Наличие или отсутствие контроля за гневом».
Для дальнейшей обработки данных была применена статистическая программа SPSS и частотный анализ. Частота ответов: 0 - никогда; 1 - иногда; 2 - нередко; 3 - да, бывает; 4 - часто. Полученные результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2
Тезаурус представлений о гневе (сравнительный анализ)
Категории Девочки Мальчики
Частота % Частота %
Выраженность гнева
0 12 63,2 23 79,3
А1 1 4 21,1 5 17,2
2 3 15,8 0 0
4 0 0 1 3,4
0 10 52,6 13 44,8
А2 1 5 26,3 9 31
2 1 5,3 3 10,3
3 3 15,8 4 13,8
0 4 21,1 17 58,6
А3 1 10 52,6 10 34,5
2 4 21,1 2 6,9
4 1 5,3 0 0
А4 0 18 94,7 28 96,6
1 1 5,3 1 3,4
А5 0 17 89,5 26 89,7
1 2 10,5 3 10,3
Причины гнева
0 16 84,2 28 96,6
Б1 1 2 10,5 1 3,4
2 1 5,3 0 0
Категории Девочки Мальчики
Частота % Частота %
Б2 0 17 89,5 29 100
1 2 10,5 0 0
Б3 0 19 100 28 96,6
1 0 0 1 3,4
Б4 0 18 94,7 28 96,6
1 1 5,3 1 3,4
Б5 0 15 78,9 22 75,9
1 4 21,1 7 24,1
Б6 0 17 89,5 18 62,1
1 2 10,5 9 31
2 0 0 2 6,9
Б7 0 14 73,7 25 86,2
1 5 26,3 4 13,8
Б8 0 16 84,2 28 96,6
1 3 15,8 1 3,4
Б9 0 19 100 28 96,6
1 0 0 1 3,4
Б10 0 19 100 26 89,7
1 0 0 3 10,30
Б11 0 18 94,7 26 89,7
1 1 5,3 2 6,9
2 0 0 1 3,4
Контроль гнева
В1 0 16 82,4 28 96,6
1 3 15,8 1 3,4
Категории Девочки Мальчики
Частота % Частота %
В2 0 11 57,9 21 72,4
1 6 31,6 7 24,1
2 0 0 1 3,4
3 1 5,3 0 0
4 1 5,3 0 0
В3-1 0 8 42,1 18 62,1
1 11 57,9 11 37,9
В3-2 0 13 68,4 8 27,6
1 6 31,6 19 65,5
2 0 0 2 6,9
Далее проанализируем полученные результаты.
Категория А - «Выраженность гнева»
А1 - «бесит». Никогда не употребляют это слово для обозначения реакции в ситуации гнева 63,2% девочек (12) и 79,3% мальчиков (23); иногда употребляют 21,1% девочек (4) и 17,2% мальчиков (5); 15,8% девочек используют его нередко, только 1 мальчик - часто (3,4%). Таким образом, девочки чаще употребляют это слово для обозначения своего эмоционального состояния.
А2 - «злит». Не представлено у 52,6% девочек (10) и 44,8% мальчиков (13); иногда так бывает у 26,3% девочек (5) и 31% мальчиков (9); нередко об этом говорят 5,3% девочек (1) и 10,3% мальчиков (3); более или менее часто - 15,8% девочек (3) и 13,8% мальчиков (4). В целом мальчики чаще, чем девочки, злятся в ситуации гнева.
А3 - «раздражает». Так никогда не представляют эмоцию гнева 21,1% девочек (4) и 58,6 % мальчиков (17); иногда - 52,6% девочек
(10) и 34, 5% мальчиков (10); нередко это случается с 21% девочек (4) и 6,9% мальчиков (2). Часто это происходит у 5,3% девочек (1).
Очевидно, что девочки намного чаще, чем мальчики раздражаются в ситуации гнева. Выраженность гнева у девочек чаще представлена со словами «бесит» и «раздражает», а мальчики в аналогичной ситуации чаще представляют состояние гнева с помощью слов «злит», «злюсь», «злой».
Так, эмоция гнева у девочек имеет выраженный разброс по интенсивности: «бесит» - это более сильное проявление эмоции, чем «злит», а «раздражает» - менее сильное по сравнению с бешенством и злостью. Можно сказать, что у девочек представлены крайние состояния по интенсивности проявления эмоции гнева, тогда как мальчики свои представления о гневе описывают более нейтральной лексикой. Предположительно это связано с большей эмоциональностью девочек, с тем, что в силу своего воспитания, девочки с раннего детства более свободны в проявлениях своих чувств и эмоций. Мальчиков же воспитывают как будущих «настоящих мужчин», которые не должны проявлять свои эмоции.
А4 - «плачу». Так иногда, но очень редко в данной группе поступают и мальчики, и девочки. Из всей выборки только 1 девочка (5,3 %) и 1 мальчик (3,4 %) написали, что в гневе могут заплакать.
Плач нехарактерен для данной группы младшего подросткового возраста, возможно, дети считают, что достаточно повзрослели, чтобы проявлять гнев таким образом, что это уже стыдно, это по-детски.
А5 - «хочу убить, ударить». Такой ответ нехарактерен для данной группы подростков. 89,5% девочек (17) и 89,7 % мальчиков (26) не указали на такую реакцию. Лишь 10,5 % девочек (2) и 10,3 % мальчиков (3) иногда таким образом представляют состояние в гневе. Это является подтверждением того, что гнев не всегда приводит к проявлению агрессии.
Категория Б - «Причины гнева»
Среди причин гнева учащиеся выделили следующие: когда орут, ругают, командуют, унижают, обижают, мешают, не обращают внимания, не понимают, бьют, врут, предают.
Б1 - «орут». Не выделяют в качестве причины гнева 84,2% девочек (16) и 96,6% мальчиков (28), только для 10,5% девочек (2) и 3,4% мальчиков (1) это имеет значение.
Б2 - «ругают». Для мальчиков данной выборки это не значимо, 100% не указали это в качестве причины гнева (29). Девочки в 89,5% не указывают это в качестве причины гнева. Только для 10,5% , т. е. только 2 девочки, представляют себе в качестве причины гнева ситуацию, когда их ругают. Предположительно для девочек более важно мнение окружающих и их оценки.
Б3 - «командуют». Для 100% девочек (19) и 96,6 % мальчиков (28) эта причина не значима, только 1 учащийся (3,4%) иногда представляет себя в ситуации гнева, когда им кто-то командует. Можно сказать о том, что в младшем подростковом возрасте дети еще во многом зависят от взрослых, следуют их указаниям и советам, подчиняются, поэтому это не вызывает у них гнева.
Б4 - «унижают». И девочки, и мальчики свои представления о гневе очень слабо связывают с ситуацией унижения. 94,7% девочек (1) и 96,6% мальчиков (1) только иногда называют причиной гнева унижение. Возможно, подростки еще редко бывали в таких ситуациях или они еще не умеют распознавать их.
Б5 - «обижают». Иногда девочки и мальчики свои представления связывают с обидой. 21,1% девочек (4) и 24,1% мальчиков (7) считают, что когда обижают, то это вполне может стать причиной гнева. Для 78,9% девочек (15) и 75,9% мальчиков (22) это не значимо.
Б6 - «мешают». 62,1% мальчиков (18) и 89,5% девочек (17) никогда не связывают представления о гневе с ситуациями, когда им кто-то мешает. Но 31% мальчиков (9) и 10,5% девочек (2) иногда указывают это в качестве причины гнева, для 6,9% мальчиков это бывает нередко (2). Большее число мальчиков считают, что причиной гнева может стать ситуация, когда кто-то мешает. Возможно, это связано с тем, что в мальчиках воспитывают большую самостоятельность, умение принимать решения, девочек же больше опекают, помогают. А мальчики это воспринимают как вмешательство в их дела.
Б7 - «не обращают внимания». 73,7% девочек (14) и 86,2% мальчиков (25) никогда не указывают на причину гнева такие ситуации, когда на них не обращают внимания. Но у 26,3% девочек-подростков (5) и 13,8% мальчиков (4) иногда так бывает. Для девочек это имеет большее значение, чем для мальчиков, больший процент девочек связывают недостаток внимания кого-либо по отношению к себе с эмоцией гнева. Для мальчиков это значимо в меньшей степени. Это связано
с возрастом и половой принадлежностью. В этот период девочки-подростки озабочены тем, какое впечатление производят на окружающих, следят за своей внешностью, хотят нравиться противоположному полу, стремятся выглядеть в глазах окружающих взрослыми, умными. Девочки развиваются быстрее, чем мальчики, половое созревание наступает раньше, поэтому вопросы отношений с противоположным полом для них имеют большее значение, а для этого важно привлекать внимание. Ситуация, в которой не обращают внимания, для девочек может стать причиной проявления гнева. Также мы разделяем точку зрения Т. И. Пашуковой о проявлении эгоцентризма как характеристики личности в подростковом возрасте и, возможно, неслучайно у девочек он проявляется раньше и активнее [Пашукова 1998].
Б8 - «не понимают». 84,2 % девочек (16) и 96,6% мальчиков (28) не связывают свои представления о причинах гнева ситуацию, когда их не понимают. Но 15,8% девочек (3) и 3,4% мальчиков (1) иногда указывают на причину гневной реакции непонимание окружающих. У девочек это выражено сильнее, так как, возможно, они в силу половой принадлежности имеют большую направленность на межличностное общение, придают большее значение эмоциональным контактам, поэтому непонимание со стороны подруг, приятелей, партнеров может привести к раздражению и гневу в большей степени, чем мальчиков-подростков.
Б9 - «бьют». Для 100% девочек и для 96,6% мальчиков это не значимо, всего 3,4% мальчиков (1) указывают на то, что иногда это может быть причиной гнева.
Б10 - «врут». Для 100% девочек и для 89,7% мальчиков ложь никогда не является причиной гнева, но иногда 10,3% мальчиков (3) связывают свои представления о гневе с ложью, когда кто-то им врет.
Б11 - «предают». И девочки, и мальчики свои представления о гневе мало связывают с предательством. Никогда не говорят об этом, как о причине гнева 94,7% девочек (18) и 89,7% мальчиков (26). Иногда на эту связь указывают 5,3% девочек (1) и 10% мальчиков (3). Очевидно, что предательство для мальчиков чаще является причиной гнева, чем для девочек. Возможно, это связано с представлениями об ответственности, о мужской дружбе. Небольшой процент может говорить о том, что подростки пока еще мало сталкивались в своей жизни с предательством.
Категория В - «Наличие или отсутствие контроля над гневом»
В1 - «можно проявлять гнев». 82,4% девочек (16) и 96,6% мальчиков (1) никогда не проявляют гнев открыто. Однако 15,8% девочек (3) и 3,4% мальчиков считают, что иногда можно показать свой гнев, например, при друзьях.
В2 - «нельзя проявлять гнев». 42,2% девочек (8) и 27,5% мальчиков (8) говорят о том, что гнев нельзя проявлять, остальные учащиеся это никак не прокомментировали. Больше девочеки, чем мальчики, высказали о запрете проявления гнева, это может быть связано с тем, что девочки послушнее и спокойнее, чаще прислушиваются к родителям, учителям, воспитателям, более исполнительны, проявляют конформизм.
В нашей культуре не принято открыто выражать гнев, считается, что человек плохо воспитан, не умеет себя вести. С самого раннего детства родители учат своих детей подавлять гнев, а не выражать его правильно. Поэтому у детей сформированы представления о том, что гневаться плохо, недопустимо. Но постоянное подавление гнева может привести к соматическим заболеваниям, к пассивно-агрессивному поведению, к неадекватному выражению гнева. Неконтролируемое проявление гнева может повлечь за собой ухудшение отношений с окружающими, а потом привести к чувству стыда, вины, к сожалению о совершенном поступке. Поэтому важно в процессе воспитания научить детей саморегуляции, умению управлять своими эмоциями, культуре общения.
В3-1 - «сам справляюсь с гневом, сам могу себя успокоить». Большая часть девочек 57,9 % (11) и 37,9 % мальчиков (11) находят способы, чтобы успокоиться самостоятельно. Девочки лучше с этим справляются, чем мальчики. Подростки отметили, что в состоянии гнева: включают музыку, телевизор, компьютер, т. е. они понимают: чтобы успокоиться, надо переключить свое внимание на другую деятельность, которая им приятна и поможет снять внутреннее напряжение. Для 42,1 % девочек (8) и 62,1 % мальчиков (18) это не характерно, они не отражают это в своих ответах.
В3-2 - «помогают успокоиться окружающие». Большая часть мальчиков 72,4 % (21) и 31,6 % девочек (6) говорят о том, что им помогают справиться с гневом окружающие, для 68,4 % девочек (13) и для 27,6 % мальчиков (8) это не значимо. Следовательно, девочки
лучше справляются с собственным гневом, чем мальчики, они не так нуждаются в помощи окружающих. Возможно, это связано с тем, что мальчики более агрессивны, чем девочки, и им труднее самостоятельно справляться с собственными эмоциями в ситуации гнева.
Для того чтобы выявить различия в представлениях об эмоции гнева между мальчиками и девочками младшего подросткового возраста, мы применили на общей выборке непараметрический метод сравнения независимых выборок Краскала-Уоллеса по Н-критерию. В результате исследования были выявлены различия в представлениях об эмоциях между мальчиками и девочками младшего подросткового возраста по следующим параметрам:
А3 — х2=7,535; р=0,006 (реакция на ситуацию гнева - «раздражает»)
Б7 — х2=5,374; р=0,02 (реакция на то, что «не обращают внимания»)
Таким образом, установлено, что:
1) девочки чаще представляют себе гнев как бешенство и раздражение, мальчики - как злость;
2) плач нехарактерен как для девочек, так и для мальчиков. И мальчики и девочки одинаково редко в ситуации гнева хотят ударить или убить того, на кого направлен гнев;
3) очень редко подростки видят причину гнева в ситуациях, когда их ругают, ими командуют, на них орут, их унижают;
4) одинаковое число девочек и мальчиков считают, что причиной гнева может стать ситуация, когда обижают;
5) подростки-мальчики чаще называют причиной гнева ситуацию, когда им кто-то мешает, а для девочек более серьезной причиной для гневной реакции является отсутствие или недостаток внимания со стороны окружающих;
6) девочки чаще, чем мальчики, указывали на причину гнева, когда их не понимают. Для мальчиков-подростков данной выборки это менее важно;
7) предательство мальчики чаще, чем девочки, указывают как причину гнева;
8) большинство девочек, считают, что гнев нельзя проявлять открыто, но при друзьях, сверстниках это делать иногда всё-таки можно;
9) в младшем подростковом возрасте дети уже имеют представление о том, что они могут справиться с собственным гневом. И девочки, и мальчики знают, что в ситуации гнева необходимо переключаться на более конструктивные эмоции. В этом могут помочь игры, музыка, спорт;
10) девочки справляются с собственным гневом лучше, чем мальчики. Большинство мальчиков справляется с гневом с помощью посторонних: родителей, друзей, воспитателей.
Выводы
Дети в младшем подростковом возрасте, рассуждая о гневе, употребляют эмоционально окрашенную лексику и представляют: причины гнева, ситуации гнева, состояние в ситуации гнева; выделяют скрипты поведения при демонстрации гнева, социокультурный компонент - рассуждают о том, можно ли открыто проявлять гнев и в каких ситуациях, саморегуляцию гнева - знают, как можно привести себя в состояние эмоционального равновесия. При этом выявились незначительные различия в представлениях о гневе у мальчиков и девочек: в выраженности гнева - девочки демонстрируют его посредством раздражения; и в причинах гнева - девочки подростки гневаются, если на них не обращают внимание.
Таким образом, в представлениях об эмоции «гнев» у младших подростков можно выделить более сложную структуру, чем мы предполагали в начале исследования: знания о ситуациях, вызывающих гнев; знания о причинах гнева; знания о том, как работать с эмоцией гнева. К этой структуре необходимо добавить:
1) знания младших подростков о скриптах поведения при демонстрации гнева;
2) знания о возможности (можно / нельзя; прилично / неприлично) проявлять гнев - социокультурный компонент;
3) знания о том, что работа с гневом расщепляется на два вектора: при работе с гневом можно прибегать к помощи других, а можно опираться на саморегуляцию. Это согласуется с исследованиями особенностей подросткового возраста: с одной стороны, стремление к активному общению в референтной группе, с другой - потребность в саморефлексии, познании и понимании себя.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Арутюнова К. Р., Александров Ю. И. Факторы пола и возраста в моральной оценке действий // Психологический журнал. 2016. Т. 37, № 2. С. 79-91.
Богомолова Н. Н., Стефаненко Т. Г. Контент-анализ : учебное пособие. М. : МГУ, 1992. 60 с.
Былкина Н. Д., Люсин Д. В. Развитие представлений детей об эмоциях в онтогенезе // Вопросы психологии. 2000. № 1. С. 38-48.
Жежелевская А. А., Подпругина В. В. Распознавание эмоций как компонент эмоционального интеллекта // Психологические закономерности формирования познавательной деятельности. М. : ФГБОУ ВПО МГЛУ, 2014. С. 60-70. (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та; вып. 7 (586). Сер. Психологические науки.)
Ильин Е. П. Эмоции и чувства. СПб. : Питер, 2001. 752 с.
Ковалев П. А. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения : автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 1996.
Сергиенко Е. А. Когнитивное развитие // Когнитивная психология / под ред. В. Н. Дружинина, Д. В. Ушакова. М. : ПЕР СЭ, 2002. С. 347-407.
Лаврова Е. В., Матвеева Л. В. Содержание новостного дискурса и представления человека об опасности // Психологический журнал. 2016. Т. 37, № 4. С. 5-20.
Пашукова Т. И. Эгоцентризм в подростковом и юношеском возрасте: Причины и возможности коррекции. М. : Институт практической психологии, 1998. 160 с.
Подпругина В. В. Ментальные репрезентации базовых эмоций : дис. ... канд. психол. наук. М., 2003. 198 с.
Подпругина В. В. Исследование эмоционального компонента взаимодействия детей дошкольного возраста в разноязыковой среде // Психологические закономерности формирования познавательной деятельности. М. : ФГБОУ ВПО МГЛУ, 2009. С. 206-221. (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та; вып. 563. Сер. Психологические науки.)
Подпругина В. В. Точность распознавания эмоций в устной иноязычной речи человеком и нейросетевым классификатором // Психологические закономерности формирования познавательной деятельности. М. : ФГБОУ ВПО МГЛУ, 2014. С. 60-70. (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та; вып. 7 (693). Сер. Психологические науки.)
Подпругина В. В. Представления об эмоциях у детей с нарушением слуха // Психолого-педагогические проблемы развития образования. М. : ФГБОУ ВПО МГЛУ, 2014. С. 130-151. (Вестн. Моск. гос. лингвист. унта; вып. 16 (702). Сер. Педагогические науки.)
Практикум по гендерной психологии / под ред. И. С. Клециной. СПб., 2003. 479 с.
Сергиенко Е. А., Ветрова И. И. Тест Дж. Мэйера, П. Сэловея и Д. Карузо «Эмоциональный интеллект» : руководство. М. : Институт психологии РАН, 2010. 176 с.
Сергиенко Е. А., Киреева Ю. Д. Индивидуальные варианты субъективного возраста и их взаимосвязи с факторами временной перспективы и качеством здоровья // Психологический журнал. 2015. Т. 36, № 4. С. 23-35.
Тихомирова Т. Н. [и др.]. Факторы успешности в обучении на начальной ступени общего образования: половые различия // Психологический журнал. 2015. Т. 36, № 5. С. 43-54.