УДК 796.015.865:796.012.1
ББК Ч511.3 ГСНТИ 77.01.39 Код ВАК 13.00.08
Ваганова Ирина Юрьевна,
кандидат филологических наук, доцент, кафедра физического воспитания, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26, к. 259; e-mail: [email protected].
МЕНТАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК МЕХАНИЗМ ПРОДВИЖЕНИЯ ВФСК ГТО
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ВФСК ГТО; ментальные пространства; продвижение; картина мира.
АННОТАЦИЯ. Рассматривается проблема продвижения ВФСК ГТО через моделирование ментального пространства как особой среды, включающей в себя когнитивную, эмотивную и оценочную составляющие.
Vaganova Irina Yurievna,
Candidate of Philology, Associate Professor of Department of Physical Education; Ural State Pedagogical University (Ekaterinburg).
MENTAL SPACE AS A WAY OF PROMOTION OF GTO COMPLEX
KEY WORDS: mental space; promotion; GTO complex; world picture.
ABSTRACT. The article is devoted to the problem of promotion of GTO complex. A possible way of realization of the complex is presented as a kind of mental space consisting of cognitive, emotive and evaluative components.
Картина мира, формируемая в сознании человека, имеет сложную многоуровневую организацию. Одной из особенностей, определяющих ее функционирование, является способность к постоянному изменению, преобразованию, расширению в результате получения, переработки, переосмысления субъектом новой информации. Картина мира включает систему ценностей и определяет поведение субъекта в социуме, выбор средств для достижения целей, распределение приоритетов. Особый интерес представляет проблема сохранения и укрепления здоровья и здорового образа жизни. Эта проблема носит ин-тегративный характер, к ней обращаются врачи, педагоги, психологи, спортсмены и др. Ее решение значимо для всей нации, именно поэтому решение данной проеблмы является одной из приоритетных задач государства.
Одним из векторов решения проблемы укрепления здоровья населения является реализуемая в стране политика физического воспитания, которая получила логическое продолжение в создании Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ВФСК ГТО). 24 марта 2014 года Президентом РФ В. В. Путиным был подписан Указ №172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)» [5]. Разработка самого комплекса, а также программы по его внедрению ставит перед всеми причастными лицами проблему поиска путей популяризации данного комплекса. Так, в частности, в Плане меро-
приятий по поэтапному внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) в Свердловской области пунктом 15 предусмотрена реализация информационной политики по пропаганде Комплекса в средствах массовой информации, в том числе и в Интернете [4]. Обращение к истории существования норм ГТО в советском обществе (первая версия этого комплекса была введена в 1931 году) позволяет говорить о разной степени популярности комплекса: от всеобщего признания до полного охлаждения и отношения к нормативам как к некой «обязаловке» [6].
Проблему внедрения обновленной версии комплекса, на наш взгляд, целесообразно рассматривать в аспекте включения ВФСК ГТО в систему ценностей человека, в его картину мира. В качестве операционального механизма оправданным является рассмотрение ментального пространства как особого лингвокогнитивного феномена, служащего для аккумуляции знаний человека об объекте.
Термин «ментальное пространство» был введен в научных обиход Г. Фоконье в 1985 г. и отсылает одновременно к рассмотрению особенностей ментальности как феномена человеческого сознания и к разным способам его репрезентации в виде моделей действительности, «пространств», отражающих многоаспектность картины мира. Вектор изучения ментальных пространств был задан предложенным Г. Фоконье пониманием ментальных пространств как «конструкций, отличных от языковых
© Ваганова И. Ю., 2014
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ВСЕРОССИЙСКОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО КОМПЛЕКСА «ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ» (ГТО) В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
структур, реализуемых в различного рода дискурсах согласно установкам, представленным в языковых выражениях» [7, с. 16] и получил свое воплощение в русле когнитивного и психолингвистического подходов.
Не останавливаясь подробно на характеристике каждого из подходов (см. подробнее: [1]), отметим, что когнитивный вектор изучения связан с рассмотрением ментальных пространств как способа категоризации действительности в процессе познавательной и мыслительной деятельности человека (Г. Фоконье, Дж. Лакофф и др.). Психолингвистическое же понимание ментальных пространств связано с идеей воплощения мыслей о мире в разных языковых формах (репрезентации представлений о действительности в дискурсивных практиках, речевой деятельности конкретных носителей того или иного языка и культуры) (Б. М. Величковский, В. Ф. Петренко и др.).
В русле рассматриваемой проблемы ментальное пространство выступает как когнитивный феномен. Его моделирование осуществляется не только средствами языка, но и с помощью визуального, аудиаль-ного и иных кодов передачи информации. Создателем ментального пространства ГТО является коллективный субъект, который, согласно классификации В. Ф. Петренко, представляет собой совокупность индивидуальных субъектов, в своих дискурсивных практиках моделирующих комплексную, «многоголосую» реальность, обобщающую множество индивидуальных представлений о действительности [3]. Ментальное пространство как операциональный механизм продвижения ВФСК ГТО представляет собой особую среду, включающую в себя когнитивную, эмотивную и оценочную составляющие. Структура ментального пространства ГТО определяется необходимостью включения в него нескольких компонентов:
- физический компонент - для выполнения нормативов ВФСК ГТО необходимо обладать определенным уровнем физического развития. Комплекс включает в себя 11 ступеней для разных возрастных групп начиная с 6 лет. Для каждой группы нормативы разрабатываются с учетом возрастной и гендерной специфики. В моделируемом ментальном пространстве необходима постановка знака равенства между физическим развитием, физической подготовленностью к выполнению нормативов и физическим здоровьем как залогом полноценной жизни, труда, возможности самореализации и основой для выполнения социальных функций.
В связи с этим можно обратиться к опыту пропаганды ГТО и здорового образа
жизни в советском обществе. Хотя мы не претендуем на полноту освещения данного вопроса, нам представляется возможным выделить несколько направлений этой деятельности: создание большого количества агитационных плакатов, призывающих к занятиям физической культурой и ведению здорового образа жизни, создание литературных, музыкальных произведений, фильмов, в том числе и мультипликационных, посвященных физической культуре и (или) создающих положительный образ физкультурника. Так, например, в стихотворении М. Стельмаха «Гусак-физкультурник» описывается гусиная зарядка, в мультфильме В. Бордзиловского «Как утенок-музыкант стал футболистом» (1978) представлена трансформация главного героя из домашнего мальчика, музыканта, не умеющего ни прыгать, ни плавать, ни играть в футбол, в спортсмена, игра которого решает исход матча, в песне В. Высоцкого «Утренняя гимнастика» описывается оздоровительная утренняя гимнастика, в песне М. Вольгина и М. Блантера «Марш физкультурников» (1951) звучит призыв быть готовым «к мирному труду и к обороне».
- эмоционально-волевой компонент - для выполнения нормативов требуется не только физическая сила, но и сила духа, воля, способность преодолевать трудности, в том числе и свою лень, дурные привычки, встать на путь самосовершенствования, саморазвития. Так, например, в уже упомянутом мультфильме В. Бордзи-ловского «Как утенок-музыкант стал футболистом» главному герою приходится преодолевать трудности, связанные со стереотипом восприятия музыканта: музыкант не занимается физкультурой, он занимается только музыкой. Когда герой сообщает маме, что научился прыгать, то слышит в ответ: «Кря-кря-кря, ты простудишься! Ну зачем тебе это надо? Ты прекря-крясно играешь на трубе». А желание героя быть сильным и ловким и выполнить обещание (он обещал научиться играть в футбол) сталкивается с запретом: «Никаких обещаний! Сейчас же идем заниматься музыкой». Но герой переступает через этот запрет, продолжает тренироваться и сдерживает данное слово.
В моделируемое ментальное пространство возможно включение различных историй преодоления и становления: это могут быть и биографии спортсменов, и различные проекты развития, становления, трансформации. Так, например, для студентов возможна организация проекта «Эволюции», который будет освещаться на сайте, посвященном ВФСК ГТО, и в социаль-
ных сетях. Для участия в проекте отбираются студенты вуза, которым предстоит подготовиться к выполнению нормативов комплекса. В начале проекта проводится сдача нормативов, выявление сильных и слабых сторон, тренеры-организаторы составляют план тренировок и контролируют подготовку участников. На протяжении проекта на сайте и в социальных сетях размещается информация об успехах участников, их впечатления, комментарии экспертов, выкладываются фотоотчеты. В конце проекта всеми участниками сдаются контрольные нормативы ВФСК ГТО. Такой формат оправдан именно в студенческой среде, т. к. согласно статистическим данным, в России порядка 53% населения являются пользователями Интернета, при этом почти у всех из них есть аккаунты в социальных сетях. При этом среднее время, проводимое россиянином в социальных сетях, составляет 2 ч. 11 мин. в сутки [8]. В студенческой среде подключение к Интернету составляет 100% и именно студенты являются наиболее активными пользователями социальных сетей.
- духовно-нравственный компонент - выполнение комплекса не должно быть отвлечено от морально-этического, культурного, национального контекста. Следование тем нормам морали, которые диктуются законом, культурой, религией, должны стать неотъемлемой частью ментального пространства ГТО. В этой связи можно обратиться к стихотворению С. Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое», где речь идет о спасении ребенка. Герой, рискуя собственной жизнью, выносит девочку из горящего дома, при этом остается неизвестным, не претендует на славу и награду. Самопожертвование и помощь ближнему как проявление нравственности соединяются в этом тексте с комплексом ГТО: описание героя представляется как типическое, и одним из типических признаков является наличие значка ГТО: «...Парня какого-то / Лет двадцати. / Среднего роста, / Плечистый и крепкий, / Ходит он в белой / Футболке и кепке, / Знак «ГТО» / На груди у него. / Больше не знают / О нем ничего. / Многие парни / Плечисты и крепки, / Многие носят / Футболки и кепки. / Много в столице / Таких же значков. / К славному подвигу / Каждый / Готов!» [2]. Описание героя включается в текст стихотворения дважды, в начале и в конце произведения описание повторяется, меняется только финальная часть: в начале наличие значка репрезентируется как готовность к труду и обороне («...Много в столице / Таких же значков. / Каждый / К труду-обороне / Готов» [2]), а в конце это уже готовность к подвигу
(«...Много в столице / Таких же значков. / К славному подвигу / Каждый / Готов!» [2]). При моделировании ментального пространства ГТО возможно обращение к современным героям, чей подвиг требует определенного уровня физической подготовки. Так, например, летом 2014 года в средствах массовой информации получил широкую огласку случай спасения девочки, выпавшей с 4 этажа, в городе Лесном Свердловской области. Ее спаситель, подобно герою С. Маршака, остался неизвестным. Позднее выяснилось, что это мастер спорта по скалолазанию из г. Перми, его профессиональные спортивные навыки стали залогом спасения жизни другого человека.
Специфика функционирования духовно-нравственного компонента связана с тем, что Россия - страна многонациональная и многоконфессиональная, поэтому его моделирование возможно на общенациональном уровне, что предполагает представление общечеловеческих ценностей, норм морали, и на уровне региональном, что направлено на установление связей между комплексом и национальными традициями.
Специфика моделирования ментального пространства ВФСК ГТО определяется тем фактом, что оно включается в исторический и социокультурный контекст благодаря заявке на возрождение традиций физического воспитания. Включение опыта пропаганды и функционирования норм ГТО в моделируемое ментальное пространство возможно благодаря совпадению названий комплексов. Номинация, выбранная для физкультурно-спортивного комплекса, включает в себя элемент советского названия «Готов к труду и обороне» (ГТО), что является указанием на традиции, существовавшие в прошлом, связь с историей, установление преемственности, это не изобретение велосипеда, не инновация, а обращение к положительному опыту великой страны. Именно название «Готов к труду и обороне» (ГТО) является коннектором (в терминологии Г. Фоконье), своеобразным смысловым мостиком между разными ментальными пространствами. Можно отметить, что активное установление этой связи уже прослеживается в российских СМИ, в частности, за счет использования советских агитационных плакатов в качестве иллюстративного материала Например, на сайте «Аргументы и факты» (http://www.aif.ru) реакцией на Указ Президента о введении ВФСК ГТО стало не только появление ряда статей о ГТО, но и создание галереи советских плакатов.
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ВСЕРОССИЙСКОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО КОМПЛЕКСА «ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ» (ГТО) В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Включение заявленных компонентов в ментальное пространство ВФСК ГТО будет осуществляться на следующих уровнях: когнитивном - ментальное пространство должно содержать информацию о нормативах, уровне физической подготовленности, специфике подготовки, технике безопасности, гигиенических требованиях здорового образа жизни, а также традициях и истории комплекса; эмоционально-оценочном -продвижение комплекса направлено на создание положительного восприятия ВФСК ГТО и здорового образа жизни, продвижение нормы физического развития,
т. е. выполнение нормативов - это не вершина, доступная только избранным, а уровень, доступный каждому (так, например, в 1927 году нормативы сдавались на звание «Нормальный физкультурник»).
Подводя итог, нужно отметить, что выбор ментального пространства в качестве операционального механизма продвижения ВФСК ГТО дает возможность выстраивать информационную политику в условиях решения комплекса социально значимых задач с учетом специфики когнитивной деятельности человека.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ваганова И. Ю. Языковая игра в ментальных пространствах произведений художественной фантастики (на материале творчества А. и Б. Стругацких) : дисс. ... канд. филол. наук. Екатеринбург, 2009.
2. Маршак С. Я. Рассказ о неизвестном герое. URL: http://lukoshko.net/marshak/marsrdl6.shtml (дата обращения 20.08.2014)
3. Петренко В. Ф. Основы психосемантики. М., 2010.
4. План мероприятий по поэтапному внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) в Свердловской области. URL: http://ifk.uspu.ru/images/stories/ doc/VFSC/План_ГГО_подписанный_Минспортом_РФ_и_Губернатором_СО.pdf (дата обращения 20.08.2014)
5. Указ Президента Российской Федерации №172 от 24.03.2014 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)». URL: http://graph.document.kremlin.ru/ page.aspx?1;3622440 (дата обращения 20.08.2014)
6. Хорошевский А. Ю. 100 знаменитых символов советской эпохи. М. : Фолио, 2006. URL: http://www.e-reading.ws/chapter.php/1004822/59/Horoshevskiy_Andrey_-_100_znamenityh_simvolov_sovetskoy_epohi.html (дата обращения 20.08.2014)
7. Fauconnier G. Mental Spaces: Aspects of Meaning Construction in Natural Language. New York : Cambridge University Press, 1994.
8. Social, Digital & Mobile Around The World (January 2014). URL: http://www.slideshare.net/ wearesocialsg/social-digital-mobile-around-the-world-january-2014 (дата обращения 20.08.2014)
Статью рекомендует канд. пед. наук, доцент А. Е. Терентьев.