Научная статья на тему 'МЕНТАЛЬНАЯ КАРТА КАК АКТУАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ЭТНОМЕТОДИКИ'

МЕНТАЛЬНАЯ КАРТА КАК АКТУАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ЭТНОМЕТОДИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
этнометодика / этноориентированный подход / национально ориентированная педагогика / интеллект-карта / ментальная карта / русский язык как иностранный / иностранные военнослужащие / военный вуз / ethnomethod / ethno-oriented approach / nationally oriented pedagogy / mind map / mental map / Russian as a foreign language / foreign soldiers / military university

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А Г. Корсунская, С Ф. Галкина

Статья посвящена использованию в педагогической деятельности одной из актуальных технологий обучения русскому языку как иностранномументальной карты. Применение данной технологии способствует систематизации и интенсификации обучения в группах с различным уровнем владения русским языком. На кафедре русского языка Военного института физической культуры ментальные карты используются на языковых уровнях А2 и B1 при освоении иностранными военнослужащими языка специальности. Особенно актуальным представляется использовать ментальную карту при обучении иностранных военнослужащих, осваивающих программу русского языка на элементарном, базовом и I сертификационном уровнях и испытывающих трудности при составлении собственного монологического высказывания. У этой категории обучаемых в процессе создания ментальной карты происходит качественно иное осмысление информации, чем при восприятии и воспроизведении линейного текста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А Г. Корсунская, С Ф. Галкина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A MENTAL MAP AS AN ACTUAL TECHNOLOGY OF ETHNOMETHOD

The article reveals the use of one of the most relevant technologies of teaching Russian as a foreign language in pedagogical activity – the mental map. The use of this technology contributes to the systematization and intensification of learning in groups with different levels of Russian language proficiency. At the Department of the Russian Language of the Military Institute of Physical Training, the mental maps are used at the language levels A2 and B1 when foreign servicemen master the language of the specialty. It is especially relevant to use the mental map when teaching foreign servicemen who are mastering the Russian language program at elementary, basic and I certification levels and who are experiencing difficulties in composing their own monologue utterance. In this category of trainees, in the process of creating mental maps, a qualitatively different understanding of information occurs than when perceiving and reproducing linear text.

Текст научной работы на тему «МЕНТАЛЬНАЯ КАРТА КАК АКТУАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ЭТНОМЕТОДИКИ»

13. Soboleva E.V., Suvorova T.N., Nimatulaev M.M., Novoselova S.Yu. Vozmozhnosti interaktivnyh servisov dlya sovershenstvovaniya podgotovki buduschih pedagogov cifrovoj shkoly. Perspektvy naukiiobrazovaniya. 2020; № 3 (45): 441-458.

14. Ogurcova E.Yu. Sistema podgotovki buduschih pedagogov k ispol'zovaniyu cifrovyh servisov v obrazovatel'nom processe. Vestnik Gumanitarnogo instituta IGHTU. 2021; № 2: 89-95.

15. Kirichek K., Bazhenov R., Bogdanova O., Shtepa Y., Ledovskikh I. Formation of competence of using modern methods and technologies of education in bachelors of education training. INTED2018 Proceedings. 2018: 2403-2410.

Статья поступила в редакцию 28.08.23

УДК 372.881.161.1

Korsunskaja A.G., Cand. of Sciences (Philology), Professor, Department of Russian Language, Military Institute of Physical Training (St. Petersburg, Russia),

E-mail: [email protected]

Galkina S.F., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Russian Language, Military Institute of Physical Training

(St. Petersburg, 194044, Russia), E-mail: [email protected]

A MENTAL MAP AS AN ACTUAL TECHNOLOGY OF ETHNOMETHOD. The article reveals the use of one of the most relevant technologies of teaching Russian as a foreign language in pedagogical activity - the mental map. The use of this technology contributes to the systematization and intensification of learning in groups with different levels of Russian language proficiency. At the Department of the Russian Language of the Military Institute of Physical Training, the mental maps are used at the language levels A2 and B1 when foreign servicemen master the language of the specialty. It is especially relevant to use the mental map when teaching foreign servicemen who are mastering the Russian language program at elementary, basic and I certification levels and who are experiencing difficulties in composing their own monologue utterance. In this category of trainees, in the process of creating mental maps, a qualitatively different understanding of information occurs than when perceiving and reproducing linear text.

Key words: ethnomethod, ethno-oriented approach, nationally oriented pedagogy, mind map, mental map, Russian as a foreign language, foreign soldiers, military university

А.Г. Кореунекая, канд. филол. наук, проф., г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]

С.Ф. Галкина, канд. филол. наук, доц., Военный институт физической культуры, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]

МЕНТАЛЬНАЯ КАРТА КАК АКТУАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ЭТНОМЕТОДИКИ

Статья посвящена использованию в педагогической деятельности одной из актуальных технологий обучения русскому языку как иностранному - ментальной карты. Применение данной технологии способствует систематизации и интенсификации обучения в группах с различным уровнем владения русским языком. На кафедре русского языка Военного института физической культуры ментальные карты используются на языковых уровнях А2 и B1 при освоении иностранными военнослужащими языка специальности. Особенно актуальным представляется использовать ментальную карту при обучении иностранных военнослужащих, осваивающих программу русского языка на элементарном, базовом и I сертификационном уровнях и испытывающих трудности при составлении собственного монологического высказывания. У этой категории обучаемых в процессе создания ментальной карты происходит качественно иное осмысление информации, чем при восприятии и воспроизведении линейного текста.

Ключевые слова: этнометодика, этноориентированный подход, национально ориентированная педагогика, интеллект-карта, ментальная карта, русский язык как иностранный, иностранные военнослужащие, военный вуз

На кафедре русского языка Военного института физической культуры применяется этноориентированный подход при обучении русскому языку иностранных военнослужащих. Профессорско-преподавательским составом изучаются национальные особенности обучаемых, которые оказывают непосредственное влияние на интенсивность и качество овладения иностранным языком: «При обучении иностранцев русскому языку необходимо и важно знание не просто методики, а этнометодики, которая помогает выбрать верный способ, метод, технологию обучения, правильно построить педагогическое общение» [1, с. 16]. Обучение курсантов из разных стран обусловливает обращение к разным лингво-культурологическим реалиям при подготовке плана занятия, учет среднего темпа обучения той или иной национальной группы, общий уровень фоновых знаний и так далее.

Актуальность исследования обусловлена тем, что иностранные военнослужащие из стран Африки в ряде случаев не обладают необходимыми когнитивными способностями, позволяющими усваивать значительные объемы информации, что сказывается на уровне владения русским языком.

Целью представленной работы является поиск и апробирование новых технологий обучения. К задачам исследования относится отбор приемов и средств обучения, которые позволяют активизировать как речемыслительную деятельность военнослужащих, так и собственно когнитивные навыки.

Проблема исследования заключается в необходимости активизации обучения языку специальности уже на начальных этапах изучения русского языка. Вместе с тем при обучении иностранных военнослужащих из стран Африки профессорско-преподавательский состав кафедры регулярно сталкивался с низким темпом занятия, замедленной скоростью мыслительных операций, проблемами в развитии долговременной памяти. В совокупности данные обстоятельства создают значительные трудности для иностранных военнослужащих в овладении русским языком.

Новизна исследования обусловлена тем, что ментальные, или интеллект-карты в качестве визуальной опоры ускоряют восприятие материала и развивают долговременную память. Так, по мнению Абраменко О.В. и Надха С.Э., «использование карт памяти в изучении иностранного языка позволяет усваивать новую информацию интегрированным, организованным способом, поэтому восприятие новых знаний происходит легче и в большом объёме. Студент в процес-

се составления ментальных карт постигает реальные процессы, он проживает конкретные ситуации, проникает вглубь данной информации, анализирует её. Следовательно, при работе с картами обучаемому требуются навыки поиска, анализа, а также умения сравнивать и на основе сравнения синтезировать новые данные» [2, с. 101]. Описанные познавательные и аналитические умения чрезвычайно значимы для процесса обучения в целом и изучения русского языка как иностранного в частности.

Практическая значимость работы заключается в том, что ментальные карты позволяют систематизировать новый материал, обращение к такой технологии обучения русскому как иностранному переводит на качественно иной уровень завершающий этап занятия, заключающийся в проверке усвоенных знаний, умений и навыков.

Материал исследования обладает практической значимостью, так как содержит конкретные методические разработки, позволяющие интенсифицировать процесс изучения русского языка иностранными военнослужащими из стран Африки. Так, перед составлением ментальной карты с курсантами проводится подготовительная работа. В связи с тем, что особую трудность для освоения у иностранных военнослужащих вызывает язык специальности, который содержит значительное количество профессионально ориентированных понятий и достаточно сложных для запоминания терминов, систематизация материала с визуальной опорой актуальна именно на подобного рода занятиях. Она позволяет не просто ввести лексику в активный или пассивный словарь обучаемого, но и систематизировать ту или иную лексико-тематическую группу слов.

Одной из таких значимых для иностранного военнослужащего тем является «Военная форма», так как данный материал содержит названия предметов одежды, необходимых ежедневно. Соответственно, они должны составить часть активного словаря курсантов и слушателей. Лексико-тематическая группа «Обмундирование» включает существительные, прилагательные и глаголы. На первом этапе занятия проводится введение новой лексики и снятие фонетических трудностей: офицерская форма, летняя форма, зимняя форма, полевая форма, повседневная форма, парадная форма. Освоение лексики осуществляется посредством введения не только отдельных слов, но и словосочетаний для того, чтобы в сознании курсантов сразу началось формирование ассоциативных связей.

кепка, футболка, костюм повседневный, полуботинки,

ремень шапка-ушанка, куртка демисезонная,

Рис. 1. Вариант ментальной карты «Военная форма»

После фонетической отработки данных слов курсантам предлагается ответить на вопрос, которые подводит ихкгиперониму,характеризующемувышепе-речисленное обмундирование: каким прилагательным можно охарактеризовать представленные виды формы? Предполагаемый ответ - «военная» представляет собой результат логической операции обобщения, он позволяет осмыслить связи между введённой лексикой. Для того чтобы активизировать это слово и сформировать дополнительные ассоциативные и смежные связи между лексическими единицами, далее проводится важная для данного контингента обучаемых работа по разграничению паронимов «воинский» и «военный». Курсантами подготовительного курса легче воспринимаются семантические отличия между лексемами при формировании смысловых связей между производящим существительным и производным прилагательным:

воинский - (образовано от существительного воин) относящийся к военному делу. Например: воинское звание, воинский устав, воинская дисциплина;

военный - (образовано от существительного война) относящийся к службе в армии, обслуживанию армии и военнослужащих. Например: военные учения, военная форма, военная техника, военный лётчик.

На следующем этапе занятия курсантам предлагается работа с текстом и притекстовое задание - найти и перечислить все виды военной формы, которая представлена в тексте.

Военная форма

Обмундирование - это форменная одежда военнослужащих. Различают повседневную и полевую форму. Полевая форма одежды курсанта - это форма камуфлированной расцветки. Курсанты носят летнюю полевую и повседневную форму, зимнюю полевую и повседневную форму. Погоны - это знаки различия, они показывают воинское звание. Петлицы указывают на род войск. Повседневная летняя форма курсанта включает кепку, футболку, костюм повседневный, полуботинки, ремень. Повседневная зимняя форма курсанта состоит из шапки-ушанки, куртки демисезонной, перчаток, полусапог, костюма повседневного, футболки с длинным рукавом, ремня. Полевая летняя форма курсанта включает кепку, футболку, костюм полевой, ботинки с высоким берцем, ремень. Полевая зимняя форма курсанта состоит из костюма демисезонного, ботинок для низких температур, перчаток, шапки-ушанки, шарфа, бушлата, ремня.

Послетекстовые задания направлены на выявление уровня понимания текста, знание предварительно введенной лексики, выполнение заданий, созданных по принципу клоуз-теста, а также направленных на трансформацию словосочетаний и предложений. Приведем примеры заданий.

Закончите предложения: Различают ... и ... форму. Курсанты носят ...

Измените словосочетания по образцу: Образец: участвовать в парадах - участие в парадах.

Для того чтобы информационная составляющая занятия была максимально полно усвоена курсантами, завершающим этапом занятия становится процесс создания индивидуальной ментальной карты «Обмундирование». При этом осуществляется активизация рабочей памяти, что необходимо для ее развития; формируются навыки специфических учебных действий, связанные с анализом информации специальных текстов. Рассматривая нейродидактические основы обучения, С.И. Костромина указывает, что завершение урока (независимо от предмета обучения) целесообразнее всего посвятить «кодированию информа-

ции, проводя опрос, предлагая учащимся нарисовать концептуальные карты. Они дплжненсознать, чвогроюсходило на уроке, в их памяти должны закрепиться информационные "следы"» [3, с. 145-146]. Использование ментальной карты позволяет обучающимся перейти в фазу активной обработки информации; при её задействовании, по данным исследователей, осуществляется более высокий уровень усвоения материала [3, с. 152].

Вовлеченность в аналитическую деятельность и необходимость перекодирования прочитанного линейного текста в ментальную карту, представляющую собой нелинейный поликодовый текст, обусловливают ряд познавательных процессов: погружение в изучаемый язык, освоение информации, ее осмысление, включающее анализ свойств объектов и установление связей между ними. Таким образом, решение частной задачи - подготовка ментальной карты конкретного текста - позволяет формировать и/или развивать навыки, необходимые в процессе обучения в высшем учебном заведении.

Следует также отметить, что при изучении иностранного языка большое значение имеет наглядность информации, благодаря использованию которой создаётся эффект модальности [3, с. 154], то есть эффект, обусловленный задействованием нескольких каналов восприятия информации. Перекодирование информации, представленной в линейном тексте, в виде блоков и схем и дальнейшее проговаривание облегчают запоминание новой лексики и формирует ассоциативную взаимосвязь семантических компонентов.

Поскольку, как показывает практика, иностранные военнослужащие из стран Африки не владеют технологией создания ментальных карт, то целесообразно подготовить на начальном этапе обучения её совместно с преподавателем. Выстраивая обсуждение прочитанного текста, преподаватель руководствуется заранее подготовленным списком вопросов для того, чтобы получить нужные ответы, и по мере развития беседы предлагает курсантам систематизировать имеющуюся информацию. Это можно сделать на доске или используя большой лист бумаги. Наличие компьютерного класса позволяет создать и продемонстрировать ментальную карту в графических программах.

На рис. 1 представлен один из вариантов ментальной карты по теме «Военная форма». Поскольку её изучение осуществляется на уровне А1-А2, то было решено использовать оптимальное с точки зрения усвоения информации количество структур, соответственно, карта состоит из 7 блоков (рекомендуемое психологами количество фрагментов информации 7+2). Она дополнена названиями предметов одежды, поскольку при её составлении были учтены этнокультурные особенности: обмундирование в африканских армиях значительно отличается от российского. Курсантам из этих стран необходимо наглядно продемонстрировать предметы одежды, входящие в тематическую группу «Обмундирование», поскольку незнание реалий может привести к заучиванию внешней формы слова без понимания его семантической составляющей.

Регулярное составление ментальных карт на занятиях развивает навыки анализа и обработки информации, что представляется необходимым, учитывая этнопсихологические особенности контингента. Когда иностранные военнослужащие смогут самостоятельно создавать ментальные карты, то, для того, чтобы способы активной переработки информации сохраняли новизну, преподаватель может предложить использовать другие варианты полимодальных текстов, например, визуальную заметку (скетчноутинг). Визуальные заметки представляют собой «графическое выражение авторской мысли с помощью использования

сочетания слов, рисунков и рисованной типографики, фигур и элементов оформления [4, с. 14].

В ходе исследования была определена педагогическая технология, которая позволила сделать курсанта активным участником процесса обучения, развить навыки самообучения и самоконтроля. Таким образом, составление ментальной карты представляет собой тип задания, которое учитывает этнические особенности обучаемых, активизирует произвольный и непроизвольный механизмы памя-

Библиографический список

ти, развивает навыки анализа и синтеза информации. Предтекстовая, притексто-вая и послетекстовая работа на занятии, активизация роли обучаемого в конце занятия способствуют повышению уровня усвоения информации иностранными военнослужащими. В перспективе обращение к данному виду задания позволяет развить не только навыки работы с информацией, но и навыки говорения, которые необходимы при представлении в аудитории своего проекта самостоятельно подготовленной ментальной карты или визуальной заметки.

1. Балыхина Т.М., Чжао Ю. Какие они, китайцы? Этнометодические аспекты обучения китайцев русскому языку. Высшее образование сегодня. 2009; № 5: 16-22.

2. Абраменко О.В., Надха С.Э. Интеллект-карты как средство визуализации в обучении русской грамматике иностранных студентов начального этапа обучения. Наука и школа. 2017; № 6: 100-105.

3. Костромина С.И. Введение в нейродидактику: учебное пособие. Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2019.

4. Браташ В.С., Риехакайнен Е.И., Петрова Т.Е. Зачем нужны поликодовые тексты?: учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2022.

References

1. Balyhina T.M., Chzhao Yu. Kakie oni, kitajcy? 'Etnometodicheskie aspekty obucheniya kitajcev russkomu yazyku. Vysshee obrazovanie segodnya. 2009; № 5: 16-22.

2. Abramenko O.V., Nadha S.'E. Intellekt-karty kak sredstvo vizualizacii v obuchenii russkoj grammatike inostrannyh studentov nachal'nogo 'etapa obucheniya. Nauka i shkola. 2017; № 6: 100-105.

3. Kostromina S.I. Vvedenie v nejrodidakiiku: uchebnoe posobie. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo Sankt-Peterburgskogo universiteta, 2019.

4. Bratash V.S., Riehakajnen E.I., Petrova T.E. Zachem nuzhny polikodovye teksty?: uchebno-metodicheskoe posobie. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo Sankt-Peterburgskogo universiteta, 2022.

Статья поступила в редакцию 28.08.23

УДК 378.046.4

Kuzevanova A.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]

Chuesheva N.A., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]

THE USE OF EDUCATIONAL TECHNOLOGY CASE STUDY IN PREPARING A TEACHER TO WORK WITH STUDENTS WITH DISABILITIES IN CONDITIONS OF INCLUSION. The article actualizes a problem of preparing a teacher for work in an inclusive education, presents an analysis of modern foreign and domestic training trends. The authors emphasize the idea that at the present stage of development of education, it is necessary to reconsider the issue of teacher training as a key aspect in the process of "inclusion" of students with disabilities in the educational space. Based on this, the training of teachers of inclusive practice, from the point of view of the authors, should be aimed at generating and discovering their own meanings of professional and pedagogical activity and contribute to the formation of their personal motivation for its implementation, which becomes possible when using such educational technology as case study. In the content of the article, the authors give a description of the structure and content of cases, characterize the stages of working with them in the process of training teachers.

Key words: case study, educational technologies, teacher training, inclusive education, students with disabilities

А.А. Кузееаноеа, канд. пед. наук, ст. преп., Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, E-mail: [email protected]

Н.А. Чуешева, канд. психол. наук, доц., Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, E-mail: [email protected]

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ CASE STUDY В ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГА К РАБОТЕ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИИ

В статье актуализируется проблема подготовки педагога к работе в условиях инклюзивного образования, представлен анализ современных зарубежных и отечественных тенденций подготовки. Авторы подчеркивают идею о том, что на современном этапе развития образования необходим пересмотр вопроса, касающегося подготовки педагогов как ключевого аспекта в процессе «включения» обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательное пространство. На основании этого подготовка педагогов инклюзивной практики, с точки зрения авторов, должна быть направлена на порождение и открытие собственных смыслов профессионально-педагогической деятельности и способствовать формированию у них личной мотивации к ее осуществлению, что становится возможным при использовании в работе такой образовательной технологии, как case study. В содержании статьи авторами дается описание структуры и содержания кейсов, характеризуются этапы работы с ним в процессе подготовки педагогов.

Ключевые слова: case study, образовательные технологии, подготовка педагога, инклюзивное образование, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья

Согласно указа Президента РФ, одной из стратегических задач развития образования на сегодняшний день является создание отечественной системы профессионального роста педагогов [1]. Данный факт связан с реформированием системы образования, что, в свою очередь, обусловлено социальными изменениями в обществе и активным внедрением инклюзивного образования. Очевидно, что на федеральном уровне ключевыми и значимыми становятся вопросы подготовки квалифицированных специалистов для организации и реализации профессионально-педагогической деятельности в условиях инклюзии.

Цель настоящего исследования: раскрыть особенности использования образовательной технологии case study в процессе подготовки педагогов к работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях инклюзии.

Для того чтобы достичь поставленной цели, нами были определены, сформулированы и решены следующие задачи:

- проанализировать современные отечественные и зарубежные тенденции в подготовке педагогов к работе с обучающимися с ОВЗ в условиях инклюзии;

- изучить возможности использования образовательной технологии case study в подготовке педагога к работе в данных условиях;

- представить структуру, содержание, этапы и особенности работы с данной образовательной технологией в процессе подготовки педагогов.

Научной новизной исследования является выделение авторами этапов работы с педагогами в процессе реализации образовательной технологии case study, а также особенностей ее использования. Как следствие, это позволило определить, что подготовка к осуществлению профессиональной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии обеспечивает становление у педагогов субъектной позиции.

Теоретическая значимость работы заключается в систематизации представлений об использовании образовательной технологии case study в процессе подготовки педагогов к осуществлению профессиональной деятельности с обучающимися с ОВЗ в условиях инклюзии.

Практической значимостью исследования выступает возможность использования материалов профессорско-преподавательским составом в рамках подготовки педагогов к работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Полученные результаты используются при построении профессиональных программ подготовки педагогов, реализующих инклюзивную практику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.