раздел III. теория и методика профессионального образования
УДК 811.161.1:81'243
DOI: 10.18384/2310-7219-2019-4-66-74
модульная технология как средство эффективного обучения русскому языку как иностранному на элементарном уровне
Анохина Э. Н, Павлова Т. С.
Военный университет Министерства обороны РФ
125047, г. Москва, ул. Большая Садовая, д. 14, Российская Федерация
Аннотация. Целью исследование является выявление эффективности модульной технологии обучения иностранных военнослужащих русскому языку на Элементарном уровне. Проводилась опытная работа, в которой участвовали две группы иностранных курсантов, при этом одна из них изучала русский язык по электронному учебнику, в основе которого находится модульная технология обучения. Благодаря применению метода тестирования и статистического метода были получены результаты, свидетельствующие о том, что использование модульной технологии обучения способствует более эффективному развитию речемысли-тельной деятельности (особенно в аудировании и говорении) иностранных военных специалистов и закладывает основы формирования вторичной культурно-языковой личности на этапе Элементарного уровня. Описанный в статье опыт применения данной образовательной технологии может быть использован преподавателями РКИ и при создании учебников, и в практической работе с иностранными обучающимися на занятиях.
Ключевые слова: русский язык как иностранный, образовательная технология, модульная технология, Элементарный уровень, иностранные военнослужащие
modular technology as a means of effective teaching Russian as a foreign language at the elementary level
E. Anokhina, T. Pavlova
Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation 14, B. Sadovaya ul., Moscow, 125047, Russian Federation
Abstract. The aim of the research is to find out the effectiveness of module technology in teaching Russian to foreign military men at Elementary level. The development work was performed with two groups of foreign cadets. One of the groups studied the Russian language with the use of e-textbook based on the module technology. Due to the testing method and the statistical method the results were received that prove the use of module technology to develop foreign military men's
© CC BY Анохина Э. Н., Павлова Т. С., 2019.
speech thinking (especially in listening comprehension and speaking) more effectively and forms the basis for developing the secondary cultural-linguistic personality at the Elementary level stage. The experience of using this educational technology described in the article can be of use for teachers of Russian as a foreign language, for developing teaching aids and in practical work at the lessons for foreign students as well.
Keywords: Russian as a foreign language, educational technology, module technology, elementary level, foreign military men.
Введение
На занятиях по русскому языку с иностранными военными специалистами (ИВС) используются разнообразные образовательные технологии: технология личностно ориентированного обучения, мультимедийные технологии, диалоговая технология, театральная технология, модульная технология и др., - которые нашли своё отражение в новых электронных учебниках. В соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 февраля 2018 г.1 был создан единый стандарт электронного учебника Министерства обороны. Так как «электронный учебник предполагает модульную систему обучения, ... вариативную последовательность изучения учебного материала, стимулирует личную познавательную активность» [3, с. 28], мы выдвинули гипотезу: модульная организация учебно-воспитательного процесса способствует повышению языковой подготовки ИВС. Чтобы проверить гипотезу, мы в течение 2018-2019 учебного года проводили опытную работу, целью которой было определение эффективности модульной технологии обучения русскому языку как иностранному на Элементарном уровне (уровне А1).
Рассматриваемая авторами модульная технология обучения иностранных военных специалистов отражает коммуника-
1 Приказ Министра обороны Российской Федерации от 02.02.2018 г. № 59 «Об утверждении Плана информатизации Министерства обороны Российской Федерации на очередной 2018 финансовый год и плановый период 2019 и 2020 годов» [Электронный ресурс]. URL: https://doc.mil.ru/documents/ quick_search/more.htm?id=12162569%40egNPA (дата обращения: 24. 11. 2019).
тивный, когнитивный, функциональный, лингвопрагматический, лингвокультуро-логический и текстоцентрический подходы, даёт возможность формировать и реализовывать у обучающихся взаимосвязанные навыки и умения в разных видах речевой деятельности, выстраивать учебное взаимодействие, сочетая рецептивную, репродуктивную и продуктивную речевую деятельность, рациональную и эмоционально-ценностную стороны познания [5; 9].
Нами применялись следующие методы исследования: статистический, эксперимента, тестирования.
Большинство приезжающих на обучение в Военный университет на подготовительный курс из стран дальнего зарубежья (из Анголы, Камбоджи, Лаоса, Эсватини и др.) прибывают с «нулевой» подготовкой. Перед преподавателями кафедры русского языка стоит задача в короткие сроки (за период менее 10 месяцев, так как обучающиеся прибывают с постоянным опозданием) подготовить курсантов-иностранцев к владению всеми видами речевой деятельности в объёме I Сертификационного уровня2.
Предварительные замечания
Стратегическая цель в иноязычной аудитории - развитие коммуникативной компетенции, так как на занятиях РКИ язык выступает в единстве: язык -речь - коммуникация. Язык в таком по-
2 Государственный образовательный стандарт по русскому языку как иностранному. Первый уровень. Общее владение [Электронный ресурс] / Н. П. Андрюшина и др. URL: https://kpfu.ru/por-tal/docs/F_189607702/Gosudarstvennyj.standart. Uroven.1.pdf (дата обращения: 24.11.2019).
нимании - это система звуков, слов, конструкций. Речь - это реализация фонетической, лексической и грамматической систем, имеющих свои правила использования. Коммуникация в таком случае представляет собой использование системы языка и речевых моделей в реальном общении, когда помимо языковых факторов должны учитываться и факторы внелингвистические. В методике РКИ на этой основе сформировалось представление о трёх видах языковой компетенции, которые должны быть сформированы у обучающихся: 1) языковая (лингвистическая), т. е. знание морфологии, синтаксиса, словообразования; 2) речевая, т. е. формирование навыков и умений правильно строить речь по грамматическим моделям; 3) коммуникативная, т. е. формирование умений общаться в разнообразных ситуациях. Положение о языковой компетенции ясно показывает, какую роль в процессе обучения РКИ играет грамматика: она является базой, основой всего процесса обучения. При работе над грамматикой развиваются все виды речевой деятельности: чтение, говорение, аудирование и письмо.
Стратегическая цель достигается в результате использования речевого общения не только в качестве конечной цели обучения, но и как средства её достижения [11, с. 6].
Целям формирования у обучающихся коммуникативно-речевой компетенции и формированию вторичной культурно-языковой личности служит учебник «Русский язык (как иностранный)», созданный преподавателями кафедры русского языка Военного университета, в число которых входят и авторы данной статьи, под редакцией профессора Т. Е. Токаревой и предназначенный для иностранных военнослужащих, обучающихся на подготовительных курсах военно-учебных заведений Министерства обороны РФ. Он «предполагает взаимосвязанное обучение аспектам языка (фонетический, лексический и грамматический) и основ-
ным видам речевой, текстовой деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо)» [8, с. 4]. На наш взгляд, учебник базируется на принципах коммуникативно-ориентированной методики, темати-ко-ситуативного принципа организации учебного материала, на следующих подходах: текстоцентрическом [4], функциональном, когнитивном, лингвопрагмати-ческом, социокультурном, риторическом, антропоцентрическом. В учебнике реализуются практическая, образовательная и воспитательная цели обучения. «Применяемые в учебнике педагогические технологии способствуют развитию критического мышления, формированию навыков активной речемыслительной деятельности, активируют изучение русского языка» [8, с. 5].
Технологии
Как пишет А. Н. Щукин, «термин педагогические технологии» чаще всего используется для обозначения совокупности приёмов и способов работы преподавателя на занятиях. Его можно рассматривать как обобщающее понятие для характеристики приёмов работы педагога с различными средствами педагогического воздействия на учащихся, в том числе и с техническими средствами» [11, с. 571].
В учебнике «Русский язык (как иностранный)» применяются как традиционные, так и инновационные педагогические технологии.
Традиционные технологии строятся на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. Уроки учебника содержат теоретический фонетический и грамматический материал, большая часть которого представлена в таблицах и схемах. Отдельные задания предполагают выполнение по образцу, т. е. развивают репродуктивные действия обучающихся с целью формирования сведений по фонетике и грамматике, выработки умений и навыков по заданным грамматическим темам уроков. Наблюдается единообразие в жёсткой структуре уроков.
^бзу
Под инновацией мы вслед за И. П. Лы-саковой понимаем «не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность» учебного процесса [7, с. 268]. Инновационные педагогические технологии представлены в учебнике следующими модулями: текстовой деятельности, творческой деятельности, военной компоненты (военной лексики), индивидуализации.
Модульная технология. Вслед за Т. В. Кудрявцевой мы считаем, что модуль - это «организационно-методическая структурная единица, содержащая четко структурированную часть учебного материала с технологией овладения им и служащая средством формирования определенных компетенций» [6, с. 137]. Остановимся на каждом модуле подробно.
Модуль военной компоненты (см. также [1]) представлен во всех уроках Элементарного уровня. В уроках Вводно-фонетического курса (уроки 1-5) военная компонента даётся на уровне лексики. Уже в уроке 1 вводятся слова: тыл, бомба, курсант, офицер. Сначала иностранные военные специалисты знакомятся с новой лексикой, стараются правильно произнести каждое слово. Далее лексика закрепляется на заданиях: слушайте и повторяйте, соедините слово и рисунок. На примере участия в мини-диалогах (на материале изученной в предыдущем уроке лексико-грамматической темы) развиваются навыки говорения.
После речевой разминки следует введение новой грамматики. Традиционно в методике РКИ новая грамматика вводится с помощью речевого образца, благодаря которому инофон понимает, в какой ситуации ему следует использовать данную грамматическую конструкцию. Так, в уроке 7 (Вводно-грамматический курс, уроки 7-16) на военной лексике вводится грамматическая тема «Образование прилагательных» (см. табл. 1).
После системы грамматических упражнений: на наблюдение, подстановочные, упражнения по образцу, на
Таблица 1 Образование прилагательных
Инженер Инженерный
Сапер Саперный
Десант Десантный
Пулемет -Н Пулеметный
Парад Парадный
Пехот-а Пехотный
Войн-а Военный
Рук-а Ручной к/ч
Офицер -СК Офицерский
Артиллери-я Артиллерийский
Танк -ОВ Танковый
Стрелок Стрелковый
Бой -ЕВ Боевой
Пол-е Полевой
трансформацию - используются задания продуктивного характера, творческие, выводящие инофонов в «свободную речь». На этом этапе преподаватель активно применяет игровые и проектные технологии. Вся система грамматических заданий направлена на развитие навыков говорения.
Алгоритм действий обучающихся можно представить следующим образом: проговаривание новых слов (фонетическая разминка), закрепление в речи ранее изученных (речевая разминка на материале мини-диалогов: чтение образцов, составление собственных по образцу, задание «Снежный ком» на развитие навыков кратковременной памяти), ознакомление с новой грамматической темой и закрепление новой грамматики в речи.
Военная компонента представлена также текстами о космонавтах (Ю. А. Гагарине, А. А. Леонове, В. В. Терешковой и др.), о лётчиках (В. П. Чкалове, А. И. По-крышкине, И. Н. Кожедубе). В данном случае мы можем говорить о близком соединении модуля военной компоненты и модуля текстовой деятельности. «Важной проблемой при обучении иностранных военнослужащих русскому языку, русскому речевому общению является правильность (адекватность) восприятия текста. Она обеспечивается языковыми,
графическими или интонационными средствами, а также фоновыми знаниями (т.е. предварительными знаниями, пресуппозициями), позволяющими адекватно воспринимать текст» [10, с. 7].
Модуль текстовой деятельности на Элементарном уровне в электронном учебнике представлен учебными текстами различного объёма: от 13 слов в начале Вводно-фонетического курса и до 250 слов в конце изучения Элементарного уровня. Каждый урок содержит тексты, составленные из лексики общего владения, и тексты, содержащие военную лексику.
В уроках с 1 по 10 тексты сопровождаются вопросами, проверяющими степень понимания прочитанного и в ответах закрепляющими те лексико-граммати-ческие конструкции, которые изучаются в уроке. Начиная с 11 урока и по 15, которым заканчивается наш электронный учебник «Русский язык (как иностранный)» Элементарного уровня, каждый текст на военно-историческую тематику имеет систему заданий, формирующих различные навыки речевой деятельности, необходимые для дальнейшего изучения русского языка на Базовом и Первом сертификационном уровнях.
Приведём пример заданий к тексту о легендарном лётчике-испытателе В. Чкалове из урока 14.
Перед текстом приведены новые для обучающихся слова с их толкованием и некоторыми грамматическими характеристиками (например, указан вид глаголов). Далее предлагается прочитать текст и сказать, что обучающиеся узнали о В. Чкалове. В рамках послетекстовой работы дан перечень вопросов, которые, с одной стороны, позволяют преподавателю проконтролировать степень понимания информации из текста, а с другой - помогают обучающимся структурировать информацию и лучше её запомнить.
В следующем задании приведена вопросная форма плана текста, при этом
пункты плана даны в неправильном порядке. Обучающиеся должны расположить пункты плана в соответствии с тем, как раскрывается информация в тексте. Данное задание подготавливает обучающихся к составлению плана текста, т. е. к формированию того навыка, над которым они будут активно работать на Базовом и Первом сертификационном уровнях.
Электронный учебник позволяет обучающемуся самому проверить правильность выполнения задания, перейдя по ссылке и посмотрев верный вариант плана.
Затем обучающимся предлагается раскрыть пункты плана, письменно ответив на вопросы, после чего они должны будут рассказать о том, что узнали о В. Чкалове. Тем самым иностранные военнослужащие уже на Элементарном уровне учатся пересказывать текст биографического характера.
В следующем задании приводится ещё один текст, но уже меньшего объёма, повествующий о том, что В. Чкалов разработал несколько фигур высшего пилотажа. В учебнике также помещены короткометражные фильмы о лётчике-испытателе. Работа с текстами завершается заданием, выполняя которое, обучающиеся должны собрать информацию из двух текстов и при желании из фильмов и написать свой текст о легендарном лётчике В. Чкалове, а затем выступить с докладом о нём перед своей группой.
Таким образом, выполнение всех описанных выше заданий формирует у иностранных обучающихся такие важные для дальнейшего обучения в вузе навыки, как поиск информации в тексте, выделение смысловых частей в тексте и составление плана, пересказ текста, т. е. компрессию информации, а также подготовка доклада и публичное выступление с ним.
Ю. В. Голованова пишет: «Технология применения модулей дает индивидуальный подход к обучению: по содержанию, по темпу восприятия материала, по подходу к самообучению и саморазвитию,
по реализации процесса, по видам контроля, по возможности самоконтроля и др. А цель такой формы обучения можно сформулировать как возможность помощи и поддержки в саморазвитии и самодисциплины обучающихся, их навыкам работы в индивидуальном режиме освоения выбранного материала» [2, с. 440].
Разделяя мысль многих учёных (П. А. Юцявичене, П. И. Третьяков, Г. В. Лаврентьев и др.) о том, что «модульное обучение базируется на деятель-ностном подходе», мы выделяем модуль индивидуализации. Однако, в отличие от вышеназванных авторов, мы видим его не только на уровне выполнения самостоятельной (домашней) работы и самостоятельного получения знаний, но и в возможности учёта индивидуальных особенностей обучающихся, их национальных, религиозных и возрастных взглядов, т. е. дифференциации процесса обучения РКИ в целом. Данный модуль представлен рубрикой «Домашнее задание». Обучающиеся выполняют его в часы домашней работы, именуемой в военном вузе самоподготовкой. С учётом конкретного контингента обучающихся, темпа овладения лексико-грамматиче-ской темой урока преподаватель может давать домашнее задание как в полном объёме, так и выборочно. Данный модуль представлен также рубрикой «Проверьте себя». Материал названной рубрики обучающиеся могут использовать при самостоятельном выполнении отдельных заданий уроков. Возможность реализации модуля заложена и в заданиях, данных через слэш: «Прослушайте / Прочитайте...», а также при выполнении заданий «Слушайте, повторяйте, читайте, пойте». Индивидуализацию последнего типа заданий осуществляет преподаватель, учитывая уровень подготовки конкретной группы.
Эксперимент
Мы предположили, что модульная технология позволяет интенсифициро-
вать учебный процесс и совершенствовать навыки обучающихся во всех видах речевой деятельности: чтении, говорении, аудировании и письме. По нашим ожиданиям, применение модульной технологии в учебнике «Русский язык (как иностранный)» способствует большей заинтересованности обучающихся иностранных военных в изучении русского языка, развитию их речемыслительной деятельности и формированию вторичной культурно-языковой личности. Чтобы проверить наши ожидания, мы организовали опытную работу по новому учебнику, провели контрольный срез и сравнили результаты обучающихся, занимавшихся по учебнику «Русский язык (как иностранный)» и по учебнику для гражданских вузов, достоинства которого мы нисколько не умаляем, «Дорога в Россию».
Одна группа испытуемых подготовительного курса, а именно курсанты из Монголии и Вьетнама в количестве 9 человек в возрасте 18-20 лет, занимались по учебнику «Дорога в Россию». Группа прибыла на обучение с опозданием в месяц, в ноябре. Другая группа испытуемых подготовительного курса, а именно курсанты из Конго в количестве 4 человек, в возрасте 18-20 лет, занимались по учебнику «Русский язык (как иностранный)». Отметим, что данные обучающиеся прибыли на учебу в конце марта, с опозданием почти на 6 месяцев. Контрольным срезом явились результаты тестирования по Элементарному уровню. Тесты были предложены обеим группам одинаковые. Результаты тестирования представлены в таблицах 2 и 3.
Безусловно, сопоставление среднего балла по разным видам речевой деятельности по аспектам языка в группах говорит само за себя. Однако обращает на себя внимание высокий средний балл по таким видам речевой деятельности, как аудирование и говорение, в опытной группе, занимавшейся по учебнику «Русский язык (как иностранный)».
K4J
Таблица 2
Результаты тестирования по видам речевой деятельности и по аспектам языка курсантов, занимавшихся по учебнику «Дорога в Россию»
ФИО Аудирование Письмо Чтение Лексика. Грамматика Говорение
Ц. 5 3 4 4 4
Б. 5 3 4 3 4
С. 5 4 5 4 5
Д. 4 4 4 3 4
Г. 3 3 4 3 3
Б. 5 3 4 3 4
Т. 4 3 4 4 3
Ч. 3 3 4 4 3
Л. 3 3 4 3 3
Ср. балл 4,1 3,2 4,1 3,4 3,6
Таблица 3
Результаты тестирования по видам речевой деятельности и по аспектам языка курсантов, занимавшихся по учебнику «Русский язык (как иностранный)»
ФИО Аудирование Письмо Чтение Лексика. Грамматика Говорение
М. 5 3 4 3 4
И. 5 4 4 4 5
Н. 4 3 4 3 4
Э. 5 3 4 3 3
Ср. балл 4,75 3,25 4 3,25 4
Заключение
По итогам проведённой опытной работы приходим к выводу, что учебник «Русский язык (как иностранный)», в основе которого заложена модульная технология, позволяет наиболее эффективно развивать речемыслительную деятельность иностранных военных специалистов и закладывать основы формирования вторичной культурно-языко-
вой личности на этапе Элементарного уровня.
Описанный в статье опыт применения учебника, в основе которого находится модульная технология, может быть использован преподавателями РКИ как при создании учебников, так и в практической работе с иностранными обучающимися на занятиях.
Статья поступила в редакцию 27.09.2019
ЛИТЕРАТУРА
1. Анисина Ю. В. Развитие профессионально ориентированного обучения русскому языку как иностранному в военных вузах России // Наука и Школа. 2019. № 3. С. 133-138.
2. Голованова Ю. В. Модульность в образовании: методики, сущность, технологии [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2013. № 12. URL: https:// moluch.ru/conf/ped/archive/59/8492 (дата обращения: 24.11.2019).
3. Красильникова Е. В. Организация обучения русскому языку иностранных военных специалистов в разноуровневых группах // Дополнительное профессиональное образование в условиях модернизации: материалы восьмой Всероссийской научно-практической интернет-конференции (с международным участием) / под науч. ред. М. В. Новикова. Ярославль, 2016. С. 27-29.
4. Краснопёрова Л. С., Токарева Т. Е. Лингводидактическая стратегия обучения русскому языку как иностранному на этапе довузовской подготовки. М., 2011. 129 с.
5. Кубегенова А. Д., Тажкуран А. Е., Имангалиева А. Н. Модульная технология обучения как средство повышения эффективности подготовки специалистов ИКТ [Электронный ресурс] // Педагогическое мастерство: Х Международная научная конференция, Москва, июнь 2017). URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/215/12204 (дата обращения: 10.11.2019).
6. Кудрявцева Т. В. Использование элементов модульной технологии при обучении иностранцев спрягаемым формам русского глагола // Вестник Тверского государственного технического университета. Серия: Науки об обществе и гуманитарные науки. 2015. Вып. 3. С. 137-140.
7. Методика обучения русскому языку как иностранному: учебное пособие для вузов / И. П. Лы-сакова, Г. М. Васильева, С. А. Вишняков и др.; под ред. И. П. Лысаковой. М., 2016. 320 с.
8. Русский язык (как иностранный): электронный учебник / Э. Н. Анохина, И. А. Антипова, Т. С. Павлова, О. Ю. Сидорова, И. В. Смирнова, А. А. Федоренко; под общ. ред. Т. Е. Токаревой. М.: Военный университет, 2018. 2 электрон. опт. диска (CD-ROM).
9. Санакулова З. А., Соибназарова М. Н. Модульное обучение как педагогическая технология [Электронный ресурс] // Педагогическое мастерство: Х Международная научная конференция, Москва, июнь 2017. URL: https:// moluch.ru/conf/ped/archive/215/12557 (дата обращения: 10.11.2019).
10. Токарева Т. Е. Русский язык. Основы речевой коммуникации: Технология обучения: учебно-методическое пособие. М., 2014. 232 с.
11. Щукин А. Н. Обучение речевому общению на русском языке как иностранном: учебно-методическое пособие для преподавателей русского языка как иностранного. 2-е изд., стереотип. М.,
1. Anisina Yu. V [The development of professionally-oriented teaching Russian as a foreign language in military universities of Russia]. In: Nauka i Shkola [Science and School], 2019, no. 3, pp. 133-138.
2. Golovanova Yu. V [Modularity in education: methods, nature, and technology]. In: Molodoi uchenyi [A young scientist], 2013, no. 12. Available at: https:// moluch.ru/conf/ped/archive/59/8492 (accessed: 24.11.2019).
3. Krasil'nikova E. V. [The organization of teaching Russian language to foreign military specialists in multi-level groups]. In: Novikova M. V., ed. Dopolnitel'noe professional'noe obrazovanie v usloviyakh modernizatsii: materialy vos'moi Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi internet-konferentsii (s mezhdun-arodnym uchastiem) [Additional professional education in conditions of modernization: materials of the eighth all-Russian scientific-practical Internet-conference (with international participation)]. Yaroslavl, 2016, pp. 27-29.
4. Krasnoperova L. S., Tokareva T. E. Lingvodidakticheskaya strategiya obucheniya russkomu yazyku kak inostrannomu na etape dovuzovskoi podgotovki [Didactic strategy of teaching Russian as a foreign language at the stage of pre-university training]. Moscow, 2011. 129 p.
5. Kubegenova A. D., Tazhkuran A. E., Imangalieva A. N. [Modular technology of education as a means of improving the effectiveness of training in the ICT]. In: Pedagogicheskoe masterstvo: X Mezhdunarodnaya nauchnaya konferentsiya, Moskva, iyun' 2017 [Pedagogical skills: X international scientific conference, Moscow, June 2017]. Available at: https://moluch.ru/conf/ped/archive/215/12204 (accessed: 10.11.2019).
6. Kudryavtseva T. V. [The use of elements of modular technology in teaching foreigners conjugation forms of the Russian verb]. In: Vestnik Tverskogogosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Seriya: Nauki ob obshchestve i gumanitarnye nauki [Vestnik of Tver State Technical University. Series: Social Sciences and Humanities], 2015, iss. 3, pp. 137-140.
7. Lysakova I. P., Vasiliev M. G., Vishnyakov S. A. et al. Metodika obucheniya russkomu yazyku kak inostrannomu [Methods of teaching Russian as a foreign language]. Moscow, 2016. 320 p.
8. Anokhin E. N., Antipova I. A., Pavlova T. S., Sidorov O. Yu., Smirnova I. V., Fedorenko A. A. Russkii yazyk (kak inostrannyi): elektronnyi uchebnik [Russian language (as a foreign): electronic textbook]. Moscow, Military University Publ., 2018. 2 CD-ROM.
9. Sanakulova Z. A., Soibnazarova M. N. [Modular training as a pedagogical technology]. In: Pedagogicheskoe masterstvo: X Mezhdunarodnaya nauchnaya konferentsiya, Moskva, iyun' 2017 [Pedagogical
2015. 784 с.
REFERENCES
skills: X international scientific conference, Moscow, June 2017]. Available at: https:// moluch.ru/conf/ ped/archive/215/12557 (accessed: 10.11.2019).
10. Tokareva T. E. Russkii yazyk. Osnovy rechevoi kommunikatsii: Tekhnologiya obucheniya [Russian language. Fundamentals of speech communication: education technology]. Moscow, 2014. 232 p.
11. Shchukin A. N. Obuchenie rechevomu obshcheniyu na russkom yazyke kak inostrannom [Teaching speech communication in Russian as a foreign language]. Moscow, 2015. 784 p.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Анохина Эля Николаевна - кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры русского языка Военного университета МО РФ; e-mail: [email protected]
Павлова Татьяна Сергеевна - кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры русского языка Военного университета МО РФ; e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Elya N. Anokhina - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Professor of the Russian language Department, the Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation; e-mail: [email protected]
Tatyana S. Pavlova - Candidate of Philological Sciences, senior lecturer of the Russian language Department the Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation; e-mail: [email protected]
ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ
Анохина Э. Н., Павлова Т. С. Модульная технология как средство эффективного обучения русскому языку как иностранному на Элементарном уровне // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2019. № 4. С. 66-74. DOI: 10.18384/2310-7219-2019-4-66-74
FOR CITATION
Anokhina E. N., Pavlova T. S. Modular technology as a means of effective teaching Russian as a foreign language at the Elementary level. In: Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Pedagogics, 2019, no. 4, рр. 66-74. DOI: 10.18384/2310-7219-2019-4-66-74