Научная статья на тему 'Менталитет и национальный характер образования'

Менталитет и национальный характер образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2385
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНТАЛИТЕТ / ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / НАЦИЯ / ПРИНЦИП НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА / MENTALITY / PHILOSOPHY OF EDUCATION / NATION / PRINCIPLES OF NATIONAL CHARACTER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полежаев Дмитрии Владимирович

Рассматривается феномен менталитета в качестве основы принципа национального характера образования. Выделяются уровни понимания национального характера образования. Предлагаются философско-образовательные основания развития полиэтнического российского сообщества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Полежаев Дмитрии Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mentality and national character of education

The phenomenon of mentality as the basic principle of national character of education is examined. The levels of national character of education comprehension are marked out. The philosophic educational foundation of development of poly-ethnic Russian society are suggested.

Текст научной работы на тему «Менталитет и национальный характер образования»

ципов, законов, что позволит перейти от эмоциональных неаргументированных суждений к объективному и обоснованному подходу в анализе и решении проблемы;

• сформировать у учащихся основы экономического мышления;

• выработать у учащихся умение применять принципы экономического мышления при принятии решений на практике, в повседневной жизни;

• содействовать выработке у школьников активной научной позиции по отношению к происходящим в обществе экономическим процессам; подготовить к активному участию как в экономической жизни страны, так и в жизни гражданского общества в целом;

• способствовать становлению у учащихся этических норм экономического поведения личности, основанных на приоритете творческой созидательной деятельности.

Мы прошли путь от отторжения идеи создания воспитательных систем управленческими структурами образования до включения параметра «наличие воспитательной системы» в школе при проверке состояния воспитания в ней. К сожалению, сегодня существует опасность превращения воспитательной системы в универсальное средство, следует помнить, что в школе может быть воспитание и не быть воспитательной системы. Хотя В.А. Караковский в свое время произнес фразу, ставшую крылатой: «Воспитание эффективно, если оно системно».

На примере развития теории и практики воспитательных систем можно еще раз убедиться в том, что педагогическое знание может стать базой преобразования педагогической практики, т.е. непосредственного влияния на нее. Каждая из этих ситуаций может осознаваться или не осознаваться обеими сторонами взаимодействия. И в зависимости от этого наука и практика строят свои взаимоотношения друг с другом. Если восприятие, взаимовлияние науки и практики могут происходить в значительной степени и стихийно (другое дело - насколько адекватно и эффективно), то взаимопроникновение - в значительной степени процесс управляемый.

литература

1. Воропаев М.В. Теоретические основы построения типологии воспитательных

систем: дис. ... д-ра пед. наук / М.В. Воропаев. М., 2003. 256 с.

Science and practice cooperation: from the history of theory of teaching system creation

The genesis of theory and practice of education systems in Russian pedagogy and its typology are analyzed. The cooperation and interpenetration of science and practice are examined.

Key words: breeding, system, cooperation of science and practice, typology of education systems.

д.в. Полежаев

(Волгоград)

менталитет и национальный характер образования

Рассматривается феномен менталитета в качестве основы принципа национального характера образования. Выделяются уровни понимания национального характера образования. Предлагаются философско-образовательные основания развития полиэтнического российского сообщества.

Ключевые слова: менталитет, философия образования, нация, принцип национального характера.

Осмысление философско-методологических оснований современного образования приводит нас к необходимости структурирования основных идей и принципов, выделяемых в качестве ведущих ценностных ориентиров.

Изменения, происходящие сегодня в Российской Федерации в области политики, экономики, социальных отношений, вызвали бурный рост национального самосознания этносов, что не могло не отразиться на системе образования. В обществе достаточно отчетливо проявилась тенденция межэтнического расслоения, которая иногда переходит в национальную нетерпимость и непримиримость. Образование выступает одним из ведущих механиз-

© Полежаев Д.В., 2009

мов преодоления негативных процессов в социальной жизни, формирования культуры межнациональных отношений в обществе, воспитания толерантности. Внимание к развитию культуры межнациональных взаимоотношений и гармонизации этнических взаимоотношений вызвано и геополитическим положением россии как евроазиатского многонационального государства.

Большинство государств планеты, по данным ЮНЕСКО, являются многонациональными. Важнейшим условием прочности государства становится формирование дружественных межнациональных отношений на основе гибкой национальной политики, прежде всего в области образования. В период школьного обучения закладываются общие основы мировоззрения и миропонимания личности. В условиях активного возрождения культуры этносов, ментальной детерминации субъектов и обществ (в том числе религиозной, национально-этнической, государственноправовой, языковой, эстетической и др.), развития национального самосознания актуализируется проблема углубления взаимосвязей народов и их культур, толерантности, уважения друг к другу, к людям иной конфессиональной принадлежности.

Образование является сферой ответственности и интересов государства, обязанного обеспечить сохранение и развитие единого образовательного пространства России; гармонизацию национальных и этнокультурных отношений; сохранение и поддержку этнической и национальнокультурной самобытности народов России, гуманистических традиций их культур; сохранение языков и культур всех народов Российской Федерации; развитие образования и культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока; сохранение и развитие значимости русского языка как одного из объединяющих факторов многонационального Российского государства [1]. Активизация международного терроризма, рост насилия в молодежной среде, нетерпимость к инакомыслию заставляют всех, кому небезразличны судьбы Отечества, обратить внимание на образование как мощный фактор национальной консолидации, национального сплочения и социального прогресса российского общества.

В последнее время в связи с регионализацией образования и распадом других

традиционных институтов культурного наследования школа приобретает почти утраченную функцию организации культурного («досугового») пространства. За последние годы усилилось внимание к проблемам народной педагогики, что обусловлено изменившимися социально-экономическими условиями, возросшей самостоятельностью регионов, особенно республик России, в решении экономических, социальных, культурных, образовательных задач.

Обращение к прогрессивному прошлому своего народа позитивно влияет на развитие национального самосознания молодежи. Это вполне правомерно, поскольку без анализа и учета созидательной деятельности предшествующих поколений нет смысла говорить о достижениях культуры, образования и воспитания в настоящем. национальная школа в современных условиях должна развиваться с учетом традиций этноса в обучении и воспитании детей. В них воплощены особенности психологии, этики, эстетики, религии, быта, хозяйственной деятельности народа и т.п.

Не следует упускать из виду утверждения специалистов в сфере этнопсихологии о том, что «сначала у человека формируется установка, а затем установка наполняется соответствующим этой установке содержанием» [5: 167]. Этностереотип может формироваться на уровнях обыденного и теоретического сознания. Такую задачу может выполнить система образования, контролируя и организуя когнитивную и аффективную стороны данного процесса. Это требует выявления инвариантов, раскрытия педагогических закономерностей формирования этнического самосознания. Личность следует рассматривать как единое своеобразное целое, в котором присутствуют все потребности - биогенные, психофизиологические, социальные, индивидуальные. Уровень их развития и осознания различен в каждом человеке, которому присущи свойственные только ему установки, определяющие его индивидуальность [3].

Человечество в своей истории выработало несколько вариантов «решения» национального вопроса, имеющих целью разрешить трудности кросскультурного взаимодействия путем его ликвидации: сегрегация, ассимиляция, геноцид. Но есть и иное решение проблемы, которое должен осознать ребенок, приобщаясь к системе национально-регионального образования.

Понимать других, научиться уважать собственную культуру, быть уверенным в ее позитивном ценностном значении и чаще встречаться с другими, отличными от нее культурами - таковы составляющие культурной толерантности.

Сегодня следует развивать концепцию национально-регионального образования, создавать единое образовательное пространство с учетом региональной специфики, которое должно охватывать учебные заведения, семью и другие социальные и культурные учреждения в их взаимосвязи. Речь идет о сохранении нации, ее культуры и языка, а главное - о физическом выживании народа. Сегодня школа если не прямо, то косвенно может способствовать повышению устойчивости национальных образований, оказывая влияние на отношение к этническим особенностям семейного поведения, на характер протекающих в регионе этнических процессов, способствуя осознанию происходящего.

национальный подход в образовании означает формирование национального чувства как в индивидуально-личностном, так и в коллективном сознании граждан. Это один из элементов гражданского воспитания, включающего формирование патриотизма, правосознания и др. Актуальность осмысления национального принципа в современном российском образовании связана, в том числе, и с продолжением процесса поиска национальносоциальной идентичности, развернувшегося в российской общественной мысли в конце ХХ в. в противовес национальному обезличению, характерному для так называемого «тоталитарного» менталитета.

Существует множество точек зрения по так называемому «национальному вопросу» (во всех его проявлениях), равно заслуживающих исследовательского интереса, ибо соответствующие мировоззренческие аспекты лежат в основе политических, общесоциальных, культурных и иных норм и принципов человеческой деятельности. Это отнюдь не означает, что следует равно относиться к их существу. надо иметь их в виду, чтобы соответствующим образом определиться в своем собственном отношении к проблеме «национального» вообще и проблеме национального образования и воспитания в частности.

Можно вычленить в рамках проблемы национального принципа образования два

основных подхода. Первый - национальногосударственный - связан с западноевропейской традицией, в рамках которой понятие «нация» рассматривается как единство всех граждан, проживающих на определенной территории, вне зависимости от того, каково их историческое происхождение, культурные, языковые и иные особенности индивидуально-социального плана. Это понимание поддерживается и на уровне социальной политики. Второй подход связан с национально-этническим пониманием образования. В его рамках предполагается различать по содержанию понятия «россиянин» и «русский», а национальный принцип образования может рассматриваться в контексте понятия «национальность». Попыток построения такого рода образовательного пространства на сегодняшний день немало.

В качестве своеобразной идеологической опоры российского общества в последние годы у исследователей в сфере образования стала выдвигаться на первый план русская национальная идея. Речь идет, прежде всего, о необходимости общей национальной идентификации граждан России, а также и о русском национальном самоопределении. Если малые народы в течение ХХ в. не утратили своей национально-исторической, культурнорелигиозной и т.п. идентичности, то русского народа («титульной нации») революционные социально-политические и культурно-религиозные преобразования ушедшего века коснулись в полной мере.

Национальный аспект воспитания является одной из животрепещущих тем современного общества, затрагивающих интересы различных направлений российского социально-гуманитарного знания. Думается, будет справедливым заметить, что в основе большинства современных проблем воспитания и образования лежит проблема обретения человеком жизненного смысла, выражающегося не только в разрешении проблем, связанных с собственным «эго», но и в чувстве Родины (прежде всего в духовном его понимании).

Важный «проблемный узел» национального образования - это обоснование русского национального образования и воспитания через призму исследования феномена русского менталитета. Мы намеренно оставляем здесь в стороне соотношение индивидуальных и социальных ментальных феноменов как «части» и «цело-

го» или «особенного» и «всеобщего», а также важный в педагогическом плане аспект ментального взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса, которые необходимо рассматривать подробнее. Обозначим здесь в качестве предпочтительного вопроса исследование феномена менталитета на социальном уровне. Сегодня важным является уже не общее обоснование актуальности исследования феномена русского менталитета, а поиск основанных на этих исследованиях практикоориентированных концепций и технологий национального образования и воспитания.

Для наиболее точного, адекватного историческим традициям и современным реалиям построения русской национальной идеи современные исследователи обращаются к изучению особенностей русского менталитета. Это важное подтверждение особой актуальности теоретических исследований ментальных феноменов, в сфере образования в том числе. Историкофилософские, социально-политические, философско-образовательные и этнопсихологические исследования феномена русского менталитета и личностных ментальностей в конкретных социальногосударственных рамках имеют важное прикладное значение для российского общества, прежде всего для образовательновоспитательной его сферы [2; 4].

Школа во многом зависит от развития самого этноса, его культуры, духовности, нравственных качеств. Другими словами, она вбирает в себя традиции народа во всех сферах его деятельности, в той или иной мере реагирует на природную среду обитания этноса. Известно, что любой народ существует среди других и связан с ними хозяйственными, духовными, культурными узами. Это, естественно, не может не сказаться на формировании отдельной личности и этноса в целом, что подтверждается историей развития многих наций и народов. Школа отражает многосторонние традиции при сохранении ядра, содержащего устойчивое, главное отличие одного этноса от другого. Это важный философско-образовательный аспект вопроса.

Вместе с тем однобокая «этнизация» ряда региональных систем российского образования граничит с этнокультурным изоляционизмом не только от русской, но и от мировой культуры. Сложно найти идеальное решение, «золотую середину» между необходимостью обеспечить, например,

языковые средства гражданина любой национальности, с одной стороны, и обстоятельствами существования полиэтнического сообщества - с другой. Именно школьное образование направлено на раскрытие и проявление лучших качеств национального самосознания с целью сближения народов и культур. Необходимо обратить внимание на повседневную человеческую жизнь, включающую совместный труд, сострадание, сочувствие, сопереживание не только в своем этносоциуме, но и в многонациональном сообществе.

Одним из теоретических оснований такого подхода является то, что содержание образования в учебно-воспитательных учреждениях с полиэтническим составом учащихся включает в себя взаимосвязанные компоненты: обеспечение каждому возможности самоидентифицировать-ся как представителю той или иной национальной культуры и традиций; создание условий для равноправного диалога с этнокультурным окружением; вовлечение растущей личности в цивилизационные процессы, основывающиеся на национальных, общероссийских и общечеловеческих ценностях.

Для достижения целей, стоящих перед многонациональной школой, необходима серьезная работа по реализации следующих задач: создание теоретически обоснованной дидактической системы, где этно-сфера и человек были бы достаточно полно представлены в содержании образования и способствовали развитию личности школьника и возрождению национальной культуры; разработка учебно-методической базы как части системы, реализующей взаимодействие школы с этносоциумом; обучение родному языку, музыкальной, эстетической, художественной культуре, истории, традициям, приобщение к духовным ценностям русского народа во взаимосвязи с культурами других народов; предоставление воспитанникам возможности приобретения знаний об этнокультурных ценностях народов; создание детям условий для усвоения национальных обычаев в процессе проведения праздников, имеющих историческую ценность для всех народов в целом.

Нельзя чувствовать себя носителем той или иной национальной культуры, традиции, не усвоив истории своего народа, его мировоззрения и представлений о взаимоотношениях человека с природой, окружа-

ющим миром. Историко-географические знания дают возможность глубже понимать истоки и сущность нации, ее культуру и формируют основу национального самосознания. компонент национального содержания образования способствует вхождению личности через усвоение национальных ценностей в современные мировые процессы. Важнейшими условиями успешной работы многонациональной школы являются постоянное внимание педагогов к внутреннему миру воспитанников, понимание индивидуальных, национальных и психологических особенностей учащихся и помощь в формировании культуры межэтнических отношений. Это связано с тем, что ребенок развивается в семейном окружении; в процессе общения с родителями, родственниками он с раннего возраста усваивает стереотипы этнического поведения, которые зачастую отличаются от общепринятых. Такое положение может вызвать неправильное восприятие окружающими, недопонимание во взаимоотношениях детей.

Целостный механизм, при помощи которого возможны разработка и реализация программы развития общего и национального образования в полиэтнических школах, может функционировать на трех уровнях - школьном, региональном и федеральном. При таком построении образовательного процесса меняется роль учителя, задача которого - помочь воспитаннику осознать себя как представителя той или иной культуры и построить мост к культурным ценностям других народов. Итогом рассмотрения данной проблемы может стать вопрос о личности педагога (его профессиональной педагогической ментальности и компетенциях) и его роли в реализации принципа национального характера современного российского образования.

литература

1. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (проект) // Нар. образование. 2000. № 2.

2. Полежаев Д.В. Национальный подход в образовании: ментальные основания / Д.В. Полежаев // Социально-педагогическая адаптация детей и подростков: проблемы и решения: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (28 - 29 апр. 2003 г.): в 2 ч. / под общ. ред. Л.И. Гриценко, Д.В. Полежаева. Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2003. Ч. I. С. 33 - 39.

3. Полежаев Д.В. Психология социальной установки в контексте исследования ментальных феноменов / Д.В. Полежаев // Педагогические проблемы становления субъективности школьника, студента, педагога в системе непрерывного образования: сб. науч. и метод. тр. / под ред. Н.К. Сергеева, Н.М. Борытко. Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2001. Вып. 3. С. 5 - 10.

4. Полежаев Д.В. Роль национального воспитания в духовном возрождении России / Д.В. Полежаев // Проблемы нравственного воспитания поколения XXI века: материалы. меж-регион. науч.-практ. конф. (28 - 29 апр. 1999 г.). Волгоград: Перемена, 2000. С. 51 - 54.

5. Этническая психология. М., 1984.

Mentality and national character of education

The phenomenon of mentality as the basic principle of national character of education is examined.

The levels of national character of education comprehension are marked out. The philosophic educational foundation of development of poly-ethnic Russian society are suggested.

Key words: mentality, philosophy of education, nation, principles of national character.

ка. колесннкова

(Санкт-Петербург)

ТОТАЛЬНЫЙ КРИЗИС ОБРАЗОВАНИЯ

На основе ретроспективного анализа исследуется системный кризис современного образования как кризис качества обучения, ценностно-смысловой кризис, кризис профессионально-педагогической компетентности и т.п. Основой кризиса выделяется его отход от бытийности.

Ключевые слова: кризис образования, смыслы, ценности, качество образования, компетентность, бытийность.

Впервые кризис образования был обозначен как общая проблема в итоговом докладе международной конференции в Ви-льямсбурге (США, 1967 г.). Понятие «кризис» (от греч. - поворотный пункт, решение) используется обычно для обозначе-

© Колесникова И.А., 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.