УДК 159.95:159.96:294.527:294.512:291.63:291.8
Сафина Н.А.
Психические состояния «турия» и «туриятита»
в учении Тирумулара (на основе тамильского трактата «Тирумантирам»)1
Сафина Наталья Алексеевна, магистрант второго года обучения, кафедра истории философии Факультета гуманитарных и социальных наук Российского университета дружбы народов, Москва
ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-7366-1577
E-mail: [email protected]; [email protected]
В статье дается описание психических состояний «турия» и «туриятита» согласно средневековому тамильскому тексту «Тирумантирам» (прибл. VIII в. н.э.) религиозно-философской системы шайва-сиддханты, которые восходят к базовым состояниям психики, описанным еще в упаниша-дах. Проводится текстологический анализ восьмой главы трактата, где представлена их сложная структура. Предлагается сравнительный анализ некоторых стадий представленных психических состояний со стадиями самадхи Патанджали.
Ключевые слова: психические состояния; индийская философия; самадхи; турия; туриятита; свапна; сушупти; джагара; сон; йога; шайва-сиддханта; Тирумулар; Патанджали.
В современной психологии психические состояния определяются как целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов2. Состояния «турия» и «туриятита», о которых пойдет речь в данной статье, соответствуют психическим состояниям прежде всего по своим признакам своеобразия протекания психических процессов и ограниченности во времени. Однако, предварительно отметим, что проблема соотнесения философской терминологии рассматриваемого трактата с современной психологической терминологией составляет предмет отдельного детального исследования и в нашей работе не рассматривается.
В классической индийской литературе мы нередко сталкиваемся с описаниями различных состояний психики человека3. Впервые классификация таких состояний встречается в «Мандукья-упани-шаде», где их выделяется четыре: бодрствование (^ага), сон со сновидениями ^уарпа), глубокий сон ^и$ирй) и четвертое состояние (саШг^а, букв. «четвертое»)4. Они сравниваются с четырьмя «стопами» (рМа) или «шагами» души (а1тап) на пути к освобождению - главной цели большинства систем индийской философии. Первые три состояния хорошо знакомы человеку из повседневного опыта, тогда как четвертое выходит за пределы обыденной действительности. Оно описывается следующим образом:
«Не познающей внутреннего, не познающей внешнего, не познающей обоих, не пронизанной [лишь] познанием, [не являющейся] ни познанием, ни не-познанием, невидимой, неизреченной, неуло-
1 Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект №16-18-10427)/
2 Психические состояния, их классификация [Электронный ресурс] // Пятифан. 2013. 9 авг. Режим доступа: М1р:/^ап.ги/шеу)оЬ.рЬр?1(1=24470.
3 Сам термин «состояние» в санскритской литературе обозначается как 81Мпа (расположение, состояние), ауа81М (положение, состояние) еШа-угШ (состояние, расположение духа), 81;Ы11 (состояние, пребывание) и т.д. Например, в «Мандукья-упанишаде» используется термин 8шир1а81Ъапа (букв. «стояние в глубоком сне» или «состояние глубокого сна»).
Бодрствование или джагара описывается как «всеобщее» состояние души, «присущее всем людям» (уа^уапага). Состояние свапна или сон со сновидениями именуется как «сияющее» (1ауа8а). Сушупти - крепкий, глубокий сон без сновидений описывается как «знающее, мудрое» состояние (рга)йа).
вимой, неразличимой, немыслимой, неуказуемой, сущностью постижения единого Атмана, растворением проявленного мира, успокоенной, приносящей счастье, недвойственной - считают четвертую [стопу]. Это Атман, его надлежит распознать» (стих 7).
«Не имеет частей четвертое [состояние] - неизреченное, растворение проявленного мира, приносящее счастье, недвойственное...» (стих 12)1.
В трактате «Тирумантирам» (прибл. VIII в. н.э.)2 мы находим более подробное описание четвертого состояния психики, где оно именуется как турия. Согласно трактату турия есть состояние самадхи3 (ст. 232, 2713), т. е. высшее состояние в процессе созерцания, которое в системе восьми-частной йоги является конечной ступенью всех созерцательных практик. Стадии самадхи подробно описаны в «Йога-сутрах» Патанджали (прибл. 1-Ш вв. н.э.)4. В произведении также выделяется пятое состояние туриятита (Шпу^йа, букв. «над четвертым») и приводится сложная классификация подсостояний. Прежде чем перейти к текстологическому анализу данной классификации следует сказать несколько слов о самом произведении.
Автор «Тирумантирама» - известный святой, поэт, йогин Ти-румулар, личность во многих отношениях мистическая, окруженная ореолом легенд и сказаний. Тирумулар является одним из 18 великих сиддхов, бессмертных йогинов, обладающих сверхспособностями и достигших, по мнению индуистов, высшей стадии освобождения души от цикла перерождений (парамукти). Он также входит в список 63 наянаров, святых поэтов-бхактов, живших в Тамилнаду с VI по X вв. н.э. Им посвящена житейская поэма «Перия-пуранам» (XII в.н.э.), где история Тирумулара описана в отдельной пуране5. Датировка жизни Тирумулара дискуссионна. Помимо реалистичных, относящихся к предполагаемым периодам создания самого текста, есть и более невероятные. Согласно ст. 3590 «Перия-пуранам», Тирумулар жил более 3000 лет. В ст. 74 «Тирумантирама» сам Тирумулар указывает удивительную с точки зрения науки датировку своей жизни - 7 крор, или 70 млн юг6 до создания своего произведения7.
Текст «Тирумантирам» («Священные мантры»), первоначальное название которого было «Мантра Малаи» («Гирлянда мантр»), состоит более чем из 3 000 стихов, сгруппированных в 9 глав или тантр. Любопытна история создания данного текста. Так, по легенде, риши Сундаранатх (первоначальное имя Тирумулара) обучался у святого Нанди Девара и жил на горе Кайлас, месте обитания бога Шивы. Среди учеников великого Нанди Девара были такие известные индийские риши, как Дакшинамурти, Сать-ямуни и Патанджали. Однажды Сундаранатха отправился на поиски святого Агастьяра в Южную Индию и во время своего путешествия наблюдал печальную сцену: стадо коров оплакивало тело только что умершего пастуха по имени Мулар. Сундаранатх испытал чувство глубокого сострадания и с помощью йогических способностей спрятал свое тело и переместился в тело умершего. Успокоив стадо,
1 Mандyкья-yпанишада // Упанишады / Пер. с санскр., исслед., коммент. и приложение А.Я. Сыркина. M.: Восточная литература, 2000. С. 637-638. Более подробное описание представленных в «Mандyкья-yпанишаде» четырех состояний дано в комментарии «Mандyкья-карики» Гаудапады и анализировалось, например, Н.В. Исаевой (Исаева Н.В. Слово, творящее мир. От ранней веданты к кашмирскому шиваизму: Гаудапада, Бхартрихари, Абхинавагупта. M.: Ладомир, 1996. С. 16-26).
2 Точная датировка текста вызывает расхождения у исследователей. По мнению индийского лексикографа С. Вайяпури-пиллейя (Vaiyapuripillai S. History of Tamil Language and Literature. Madras: New Century Book House, 1988, p. 78), в тексте прослеживается отсылка к сборнику священных гимнов тамильской шиваитской поэзии бхакти VII-VIII вв. н. э. «Тевара-му». Есть предположения и о более поздней датировке, вплоть до ^ XI-XII вв. (Goodall D. The Paräkhvatantra. A Scripture of the Saiva Siddhänta. Pondicherry: French Institute of Pondicherry and École française d'Extrême-Orient, 2004, pp. XXIX-XXX).
3 «Самадхи (санскр. samadhi, букв. «сложенность вместе», «собранность», «упорядочивание», «соединение») - в инд. теориях медитации сосредоточение внимания, концентрация, созерцание с целью познания объекта как бы изнутри - без посредничества органов чувств и концептуализирующей мысли (кальпана). Широко используется во всех системах индийской философии, так или иначе связанных с йогой и медитацией, но особенно в буддизме и в йоге Патанджали. В буддизме - общее обозначение практик концентрации сознания. В системе Патанджали самадхи - последняя и важнейшее звено восьмиричной йоги, кульминация практик цикла саньямы (сдерживание, контроль), начинающегося с дхараны и дхьяны -соответственно фиксации и удержания внимания на одном объекте (экаграта)» (Лысенко В.Г. Самадхи. Индийская философия: энциклопедия / Отв. ред. MT. Степанянц; Ин-т философии РАН. M.: Восточная литература, 2009. С. 690).
4 Классическая йога («Йога-сутры» Патанджали и «Вьяса-бхашья») / Пер. с санскр., введ., коммент. и реконструкция системы Е.П. Островской и В.И. Рудого. M.: Наука, 1992. С. 86-111.
5 Sekkizhaar. Periya Puranam. A Tamil Classic on the Great Saiva Saints of South India. Madras: Sri Ramakrishna Math, 2009.
6 Юга (санскр. yuga, миф.) - в космологии индуизма мировой период или эра в 3000 небесных лет; небесный год равен прибл. 3 600 земным годам.
7 Tirumular. Tirumantiram: A Tamil Scriptural Classic. Madras: Sri Ramakrishna Math, 2002.
Тирумулар, медитирующий под деревом. Современное изображение
он отвел его в деревню. Однако, вернувшись, своего тела он не обнаружил. Тогда, углубившись в медитацию он получил откровение бога Шивы, что тот забрал его тело и возложил на него великую миссию просвещения тамильского народа и передачи знаний в облике местного жителя. Узнав о просветлении своего пастуха, люди в деревне стали называть его Тиру-мулар («святой Мулар»). Сидя под деревом баньян, возле древнего храма Шивы Натараджи, Тирумулар погружался в глубокую медитацию и раз в год, прерывая свое созерцание, произносил по одному четверостишью, что и составило текст «Тирумантирам». Сам текст является частью канона шайва-сиддханты1 и входит в поэтический сборник гимнов и песен на тамильском языке «Тирумураи». Отметим, что полного перевода на русский язык «Тирумантирама» пока не существует.
Каждая тантра раскрывает различные аспекты религиозно-философского учения, от космологии до конкретных практических методов достижения освобождения. В первой и второй тантрах рассматриваются онтологические категории, такие как «бытие» и «небытие», представления о создании и разрушении мира, божествах, трех классификациях проявленных душ. Третья тантра целиком посвящена восьмичастной йоге (аштанга), четвертая - заклинаниям (мантра) и магическим символам (янтра), пятая, шестая и седьмая - религиозным аспектам шиваизма, дыхательным техникам (пранаяма) и пути освобождения. Восьмая тантра описывает пять типов «тел», 36 первоэлементов (таттва) и их уточнение до 96-и, подробно описывает пять состояний психики, великие изречения упанишад (махавакъя), качества (гуна), виды загрязнений (мала) и т.д. Девятая тантра посвящена описанию результатов достижения освобождения, сравнению философской системы веданты2 и сиддханты, их эквивалентность (ст. 2372, 2395). В рамках данной работы мы рассмотрим 8-ую тантру в контексте пяти состояний психики и обратимся к их уточнениям в некоторых пассажах 1-й, 5-й, 7-й и 9-й глав.
Поскольку текст написан на тамильском языке, для первых трех состояний психики используются тамильские лексические аналоги, а именно: нанаву (папауи), т.е. бодрствование, канаву (капауи) или сон со сновидениями и чулутти (сШШй) - глубокий сон. Четвертое называется турия (Шпуа, «четвертое»)3. Пятое состояние, туриятита («над турией») Тирумулар описывает, например, в следующих стихах (пер. автора):
Пробуждаясь в бодрствующем состоянии И испытывая остальные состояния, Тело и дыхание подходящим образом натренировавшие, Они достигают туриятиты;
Там они становятся свидетелями праздничного танца Господа;
Испивая наливку блаженства, Они Шивой становятся;
Все эти пять [состояний] - плоды милости Шивы. (ст. 2186)
1 «Шайва-сиддханта» (санскр. за1уа-81(111Ьап1а, букв. «канонич. учение шиваизма») - шиваитская философская школа, распространенная в Южной Индии (преимущественно в Тамилнаде) и уходящая своими корнями в общеиндийскую традицию шиваизма 2-й пол. I тыс. до н.э. Непосредственными источниками «Шайва-сиддханты» являются 28 шиваитских агам, труд «Тирумантирам», а также гимны 63 наянаров». Подробнее о философском учении «Шайва-сиддханты» см.: Пахомов С.В. Шайва-сиддханта // Индийская философия: энциклопедия... С. 855.
2 Имеется ввиду, по-видимому, система веданты до Шанкары. В тексте нет указаний на знакомство Тирумулара с учением Шанкары.
3 Данное слово заимствовано из санскрита и является синонимом слова са1игШа
Сундаранатх входит в тело умершего пастуха (слева) и становится Тирумуларом (справа). Современные изображения
О состоянии турии Мы до сих пор говорили;
Пустота состояния турии -Редкое состояние; Не важны на самом деле Состояния бодрствования и остальные;
Более великой, величайшей Является бесконечная высшая турия;
Превосходящее же ее состояние туриятита Значительно реже проявляется. (ст. 2225)
Туриятита, возможно, могла упоминаться и в более ранних текстах индийской литературы. По крайней мере, сказать о том, что Тирумулар употребляет его впервые, мы не можем. Для этого необходимо отдельное исследование, в первую очередь агамической литературы. Что же касается более поздних текстов, то данный термин неоднократно встречается в сочинениях кашмирского шиваизма.
Для более глубокого понимания значения турии Тирумулар в своих стихах приводит множество уточняющих образов и эпитетов, таких как «состояние чистоты», «целостность», «бесконечное блаженство», «состояние сознания плода в утробе», «процесс слияния с высшим знанием», «окончание кармы», «постижение и познание себя отличного от тела», т.е. себя как индивидуальной души. Говоря же о туриятите Тирумулар указывает на отсутствие в нем какого-либо осознания себя вообще и наступление «бесконечной пустоты». Он уточняет, что описать это состояние практически невозможно словами, в нем обретается «тонкая форма пранавы», т.е. изначального звука «Ом», и обретается освобождение души от цикла перерождений при жизни (ст. 2158, 2207, 2454, 2863).
Как уже упоминалось выше, Тирумулар не ограничивается лишь общим описанием пяти состояний. Он приводит сложную классификацию подсостояний для всех пяти, которая в итоге представляется как целостная система этапов духовного постижения. Для прохождения данных этапов человеку необходимо следовать пути восьмиступенчатой йоги под руководством опытного учителя.
Каждое из пяти состояний, по Тирумулару разделено на четыре более тонких слоя, именуемых теми же четырьмя основными терминами (рис. 1).
Для удобства описания этой сложной структуры мы будем использовать санскритскую терминологию в названиях, более привычную для исследователей текстов шайва-сиддханты. Так, состояние бодрстования (джагара) состоит из таких слоев, как джагара, свапна, сушупти и турия (ст. 2167, 2202). Человек регулярно испытывает данные подсостояния (слои) внутри состояния бодрствования, но в повседневности его ум практически не осознает эти переходы. Согласно ст. 2202, подсостояние джагара-джагара (бодрствование в бодрствовании) связано с чувствами, т.е. реальными ощущениями жары, голода, радости и т.д. Джагара-свапна, или сон в бодрствовании, связано с процессами мышления, памяти, в том числе забывания чего-либо, оно представляется как состояние сна с образами в том смысле, что человек по-прежнему не спит, но находится в некотором инертном состоянии, поглощенный своими мыслями. Состояние глубокого сна в состоянии бодрствования (джагара-сушупти) направлено «вовнутрь». Возможно, здесь имеется ввиду состояние глубокой концентрации на каком-либо объекте, в момент которой индивид не поглощен ни мыслями, ни чувствами.
Четвертый слой - джагара-турия, представлен как отсутствие или некоторое «воздержание» от направленности сознания в целом. Учитывая, что, по Тирумулару, процесс прохождения всех подсо-стояний возможен методами восьмичастной йоги, можно сделать предположение, что это состояние подобно состоянию медитации (дхьяна), когда ум человека через направленную концентрацию переходит к ненаправленному состоянию созерцания.
Второй блок подсостояний в состоянии сна (свапна) и третий в состоянии глубокого сна (сушупти) разделены аналогичной первому на четыре слоя и, по-видимому, могут соответствовать «осознанному сну», или йогическому сну (йога-нидра). Например, свапна-турия (турия в состоянии сна со сновидениями) описывается как «способность логического вывода о событиях, произошедших внутри сновидения человека», а сушупти-турия есть «необъяснимая пустота» (ст. 2203, 2204). Вообще говоря, Тирумулар не уделяет большого внимания первым трем состояниям психики, им посвящено лишь несколько стихов. Гораздо подробнее он останавливается на состояниях турии и туриятиты, достижение которых, по его словам, приводит к окончательному освобождению и слиянию с Богом (Шивой).
Переход непосредственно к турии, которая упоминается как самадхи, возможен через четвертый слой состояния бодрствования, а именно через джагара-турия. При этом, в тексте нет упоминаний о
том, возможен ли подобный переход из аналогичных слоев в состояниях сна. Скорее всего, данный переход невозможен, т.к. саму турию автор называет джагара-атита (jagaratita), т.е. «над/сверх бодрствование». Еще один синоним турии, который упоминается довольно часто это джива-турия (ст. 2212, 2253, 2284, 2466, 2468, 2472).
Рис. 1. Классификация состояний в трактате «Тирумантирам».
Дойдя до этапа турии, мы снова видим разделение на те же четыре слоя: турия-джагара, турия-свапна, турия-сушупти и турия-турия. Последнее есть высшее состояние турии, или переход к ту-риятите (ст. 2205, 2281). Турию Тирумулар характеризует как «процесс слияния индивидуальной души (джива) с высшим знанием». Проходя последовательно все четыре слоя турии, душа достигает этапа туриятиты, или пара-турии («высшей турии»), где принимает «тонкую форму пранавы». На этом этапе постепенно прекращают свое действие пять изначальных врожденных загрязнений (мала)1 (ст. 2206-2207, 2253, 2281). В турии индивидуальная душа познает себя, но по-прежнему на нее действуют плоды предыдущих деяний (карма), и только поднявшись до туриятиты, она освобождается окончательно.
Интересно, что в стихе 1893 указываются две йогических техники, которые необходимо практиковать для вхождения в состояния турия и туриятита. Это кхечари (кЬесап) и шамбхави (sambhavl), описанные в йогических текстах, таких как «Кхечаривидья» Адинатха и «Хатха-йога-прадипика» Свами Сватмарамы (XV в.н.э.) и др. Кроме данных практических методов, Тирумулар уделяет особое значение дыхательным техникам (пранаяма) для достижения йогином полного контроля над дыханием, что также является способом «входа» в турию. Интересно отметить, что в сравнении с системой Патанджали, в системе восьмиступенчатой йоги Тирумулара пранаяме отводится значительно большее внимание и значение, и приводится более сложная схема тренировки дыхания. В целом, в некоторых аспектах, все восемь ступеней разобраны в «Тирумантираме» более подробно.
Состояние туриятиты описывается в «Тирумантираме» как состояние индивидуального духа, окутанного изначальным слогом «Ом» словно «черепаха, окутанная своим панцирем». В этом состоянии прекращается деятельность пяти чувств и самосознания (анава-мала) (ст. 2195), останав-
1 Согласно философии шайва-сиддханты и кашмирского шиваизма обычно выделяются три вида мал («загрязнений»): ана-ва-мала - отождествление себя с индивидуальным «я», майия-мала - загрязнение многообразием и различиями вместо стремления к единству и карма-мала, представляющая собой загрязнение кармой за совершенные поступки (Дмитриева В.А. Мала. Индийская философия: энциклопедия... С. 500). Однако Тирумулар выделяет пять типов мал, добавляя к первым трем мамайю - иллюзорное восприятие и тиродайи - затемнение сознания (ст. 2259).
ливается течение энергии (прана) (ст. 2159), становится видимой «тонкая форма пранавы» (ст. 2196), происходит окончательное очищение от пяти загрязнений и достигается освобождение от цикла рождений, обретаются сверхспособности (сиддхи) (ст. 2263, 2265) и душа окончательно сливается с Богом (Шивой), достигая предельного состояния Шива-турии (siva-turïya) (ст. 2277, 2282, 2284, 2299, 2308). Это состояние по-прежнему разделяется Тирумуларом на четыре слоя, как и все предыдущие, включая и состояние слияния с Шивой. Подробных описаний этих подслоев Тируму-лар не дает и неоднократно упоминает, что точное описание их не представляется возможным ввиду их тонкости и неоднозначности.
Таким образом, в «Тирумантираме» выделяется три типа состояний турии: джива-турия (сверхбодрствование), пара-турия (туриятита), и Шива-турия. Каждое из этих трех высших состояний, как мы уже видели, делится на четыре подслоя. Важно отметить, что каждый четвертый слой является первым слоем последующего состояния, т.е. в конечном итоге индивидуальная душа последовательно проходит десять состояний турии (ст. 2059, 2284, 2466-2469). В некоторых стихах добавляется конечное, одиннадцатое состояние полного тождества с Шивой - Пара-Шива (para-siva, высший Шива) или Пара-Нанди (para-nandi, высший Нанди) (ст. 2285).
Также представляет интерес для исследователей системы шайва-сиддханты стих 2296, в котором описано распределение пяти общих состояний в соответствии с гунами (свойствами).1 Так, состояние бодрствования, по Тирумулару, соответствует свойству благости (саттва), вероятно, потому, что из нее возможен «выход» в следующие состояния. Состояние сна со сновидениями соответствует свойству активности (раджас) ввиду присутствия образов и психической активности во сне. Свойству инертности (тамас) соответствует глубокий сон без сновидений как полностью бессознательное, неподвижное состояние психики. Высшие состояния - турия, туриятита и Шива-турия - относятся к состояниям без определенного качества или свойства (ниргуна).
Для более точного описания предложенных Тирумуларом состояний необходимо рассмотреть еще одну тему, хорошо известную большинству исследователей индийских философских систем. Представления о первоэлементах (таттва), которым автор уделяет большое внимание в 8-й тантре, помогает понять суть самих состояний. Кроме того, Тирумулар сопоставляет пять общих состояний с чакрами, в традиции йоги известными как центры, или вместилища энергии человеческого тела.
Джагара (бодрствование) связана с центром межбровья, или «третьим глазом» (аджня-чакра) и 25 таттвами, среди которых: пять органов чувств (индрия), сравниваемые Тирумуларом со «слонами»; 5 органов действия, которые отождествляются с «пехотой»; 5 элементов - огонь, вода, воздух, земля, эфир; 4 ментальных органа (антахкарана), представленные как «солдаты» - интеллект (буд-дхи), сознание (читта), ум (манас) и эго (ахамкара); 5 внутренних атомарных элементов (танмат-ра), сравниваемых с «кавалерией» - звук, запах, вкус, осязание и форма. Двадцать пятая таттва - изначальный дух (Пуруша).2 В дальнейшем Тирумулар развивает систему из 25 таттв до 28 таттв системы веданты и 36 таттв системы кашмирского шиваизма, таким образом в тексте приводятся различные списки элементов, отличающиеся по числу и набору. Среди дополнительных элементов мы находим время и пространство, а также сами состояния турия и туриятита (ст. 2172, 2176), десять видов «ветров», и саму индивидуальную душу. В завершении развития системы таттв в стихах 2146, 2152 приводится 96 элементов, каждый из которых активен в состоянии бодрствования. (ст. 2142, 2144, 2147, 2200, 2833).
Состояние сна со сновидениями (свапна) связано с горловым центром (вишуддха-чакра). Этому состоянию присуще лишь 14 активных таттв: пять индрий, пять танматр и четыре органа антахкара-ны. (ст. 2150, 2153-2154, 2201).
Глубокий сон (сушупти) соответствует сердечному центру (анахата-чакра). Здесь встречается некоторое расхождение в стихах 2142 и 2156, где в первом указывается лишь одна активная таттва -Пуруша, а в следующем еще три: читта, прана (энергия, воздух) и «ощущение себя», но, согласно ст. 2155, «ощущение себя» не является таттвой эго, или ахамкарой, как можно было бы предположить, и что опять же вызывает расхождение с приводимым выше перечнем таттв.
1 Гуны - базовое понятие философии санкхьи, они являются составными элементами или субстанциями Пракрити и рассматриваются в основополагающем трактате этой философской школы «Санкхья-карика» Ишваракришны. Выделяется три гуны - саттва, раджас и тамас. Пракрити является единством гун в состоянии их равновесия. Хотя сами гуны невосприни-маемы, их существование определяется по наличию их следствий в виде объектов.
2 Система из 25 таттв известна из философской школы санкхьи и включает Пурушу (дух), Пракрити (материю/природу) и еще двадцать три элемента, которые развиваются из Пракрити в мир объектов. Среди них санкхья выделяет три внутренних органа (антахкарана): манас, буддхи и аханкару, в то время как Тирумулар указывает четыре, вводя читту и исключая из списка Пракрити как отдельный элемент.
В турии активен лишь один элемент - изначальный дух, который соответствует пупочному центру (манипура-чакра) и пребывает в «изначальном спокойствии». Согласно ст. 2200, переход в ту-рию происходит при участии праны (ст. 2157, 2200). В туриятите активные таттвы отсутствуют.
Таким образом, рассмотрев представление о таттвах и их соответствие пяти общим состояниям в «Тирумантирам» можно еще раз убедиться в том, что высшие состояния турия и туриятита возможны исключительно вне состояний повседневного опыта. Об этом свидетельствует отсутствие активности органов чувств в турии, а также любых процессов мышления. В состоянии туриятита, также, отсутствует и движение дыхания. При этом, состояние туриятита не является смертью физического тела, поскольку, согласно Тирумулару, оно соответствует этапу освобождения от цикла перерождений при жизни. Вероятно, будет более правильным говорить о данных состояниях как о состояниях самадхи. Не только Тирумулар отождествляет турию с самадхи. Подобное соответствие мы находим и тексте «Хатха-йога-прадипика» (ст. 4.3-4.4):
«Раджа-йога, самадхи, унмани, манонмани, амаратва, лайя, таттва, шуньяашунья, парамапада, ама-наска, адвайта, нираламба, ниранджана, дживанмукти, сахаджа и т у р и я - все эти слова являются синонимами»1.
Принимая во внимание данное отождествление, но также учитывая, что Тирумулар разделяет состояние турия на три последовательных состояния с их внутренними делениями, можно представить данную градацию как виды или стадии самадхи.
В ходе изучения «Тирумантирама» можно проследить некоторые параллели между стадиями самадхи, по Патанджали, и стадиями турии. Так, согласно ст. 2454, в состоянии туриятиты индивидуальная душа обретает освобождение от цикла перерождений при жизни (дживанмукти). В иерархии Патанджали дживанмукти наступает на конечной стадии самадхи (нирбиджа)2. Вероятно, Тирумулар предложил более расширенную систему этапов самад-хи, где после дживанмукти в нирбиджа следует стадия полного слияния с Богом. Кроме того, Патанджали выделяет стадию ас-мита, т.е. «самость», «познание себя» как индивидуального духа, отличного от тела. Согласно (1.17) «Йога-сутр», стадия асмита является завершающей в самадхи «с опорой». Подобное описание осознания индивидуальной душой себя встречается и на стадии турия-джагары, т.е. первой ступени турии (ст. 2273, 2279). Исходя из этого получается, что, либо первые стадии самадхи по Патан-джали предшествуют турии, либо они могут частично пересекаться со стадиями джива-турии. Однако, точное сопоставление провести пока не представляется возможным.
Кроме попытки сопоставления стадий самадхи можно провести еще несколько дополнительных интересных параллелей, возникающих в ходе изучения «Тирумантирам». В философии шай-ва-сиддханты существует понятие кая-садхана (кауа-тело, sadhana-духовная практика, дисциплина, средство). Данное понятие представляет собой путь тренировки физического тела с помощью упорных духовных практик с целью обретения йогическо-го тела. Этапы данного пути в текстах сиддхов представлены в следующей последовательности: грубое тело (sthШa-deha), йоги-ческое тело (yoga-deha), тело сверхспособностей (siddha-deha), тело изначального звука (pranava{om}-deha), где обретается дживанмукти, и божественное тело-знание (сПууа { ¡папа!-с1сЬа). где Современная скульптура Тиршп/лара обретается высшее освобождение3. Между стадиями йогического в шиваистском ашраме на Кауаи (Га-
тела и тела сиддха происходит подъем энергии или «змеиной си- вайи). фото с сайта
ЫЦ>://Ыта1ауатсайету. сот/
Скульптурное изображение составителя «Йога-сутр» Патанджали (II в. до н.э.). Шиваистский храм в Мелакаданбуре (штат Тамил-Наду, Индия), XII в.
1 The Hathayogapradipika of Svatmarama with the Commentary Jyotsna of Brahmananda and English Translation. Madras: The Adyar Library and Research Center, 1972, pp. 61-62.
2 Элиаде М. Йога: бессмертие и свобода. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004. С. 159-163
3 Ганапати Т.Н. Йога сиддха Боганатара. Екатеринбург: EZO-Terra, 2005.С. 34-39.
лы, кундалини» (kundalinï). В «Тирумантираме» мы находим соответствие между туриятитой, где индивидуальная душа «принимает тонкую форму пранавы», и стадией обретения тела звука в практике кая-садханы. В ст. 2299 говорится, что данное тело обретается на стадии пара-турия-сушупти, т.е. состояния глубокого сна внутри туриятиты. Также в ст. 2285 Тирумулар указывает на обретение тела-знания при достижении состояния Шивы, где наступает «чистое окончательное освобождение» (suddha-suddha-mukti). Это соответствует конечному этапу практики кая-садханы в философии шайва-сиддханты.
В заключение отметим, что, несмотря на значительный объем трактата «Тирумантирам» и всю сложность его философской и религиозной терминологии, данный текст, несомненно, является важным для изучения и глубокого понимания не только системы шайва-сиддханты, но и индийской системы йоги. Как мы уже отмечали, соотнесение философской терминологии данного трактата с современной психологической терминологией составляет предмет отдельного исследования. Однако на данном этапе наши результаты, как мы полагаем, могут представлять интерес и для исследователей в области кросскультурной психологии, измененных «состояний сознания» (ИСС), психологии религий, психотерапии и пр.
Благодарности. Автор выражает благодарность к. филол. н. А.М. Дубянскому, к. филос. н. С.В. Пахо-мову и к. филос. н. Р.В. Псху за ценные замечания и обсуждение результатов работы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ганапати Т.Н. Йога сиддха Боганатара. Екатеринбург: EZO-Terra, 2005.
2. Дмитриева В.А. Мала // Индийская философия: энциклопедия / Отв. ред. М.Т. Степанянц; Ин-т философии РАН. М.:
Восточная литература, 2009. С. 500-501.
3. Исаева Н. В. Слово, творящее мир. От ранней веданты к кашмирскому шиваизму: Гаудапада, Бхартрихари, Абхинава-
гупта. М.: Ладомир, 1996.
4. Классическая йога («Йога-сутры» Патанджали и «Вьяса-бхашья») / Пер. с санскр., введ., коммент. и реконструкция си-
стемы Е.П. Островской и В.И. Рудого. М.: Наука, 1992.
5. Лысенко В.Г. Самадхи. Индийская философия: энциклопедия / Отв. ред. М.Т. Степанянц; Ин-т философии РАН. М.:
Восточная литература, 2009. С. 690-692
6. Мандукья-упанишада // Упанишады / Пер. с санскр., исслед., коммент. и приложение А.Я. Сыркина. М.: Восточная ли-
тература, 2000.
7. Пахомов С.В. Шайва-сиддханта. Индийская философия: энциклопедия / Отв. ред. М.Т. Степанянц; Ин-т философии
РАН. М.: Восточная литература, 2009. С. 855-856.
8. Психические состояния, их классификация [Электронный ресурс] // Пятифан. 2013. 9 авг. Режим доступа:
http://5fan.ru/wievjob.php?id=24470.
9. Элиаде М. Йога: бессмертие и свобода. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004.
10. Buhnemann G. "The Roots of Tantra." The Journal ofthe American Oriental Society 123.4 (2003): 931-933.
11. Ganapathy T.N., Arumugam K.R., Anand G. The Yoga of Siddha Tirumular:(essays on the Tirumandiram). St. Etienne de
Bolton, Canada: Babaji's Kriya Yoga and Publications, 2006.
12. Goodall D. The Parakhyatantra. A Scripture of the Saiva Siddhanta. Pondicherry: French Institute of Pondicherry and École
française d'Extrême-Orient, 2004.
13. Kapur M. "Basic Principles of Siddha System." Psychological Perspectives on Childcare in Indian Indigenous Health Systems. New
Delhi: Springer India, 2016, pp. 117-122.
14. Ottilingam S., Murthy T., Raghavan V. "Mental Health: Concepts and Treatment in the Siddha (Tamil) System of Medicine." ASEAN
Journal of Psychiatry 16.2 (2015): 265-270.
15. Scharfe H. "The Doctrine of the Three Humors in Traditional Indian Medicine and the Alleged Antiquity of Tamil Siddha Medicine."
Journal ofthe American Oriental Society 119.4 (1999): 609-629.
16. Sekkizhaar. Periya Puranam. A Tamil Classic on the Great Saiva Saints of South India. Madras: Sri Ramakrishna Math, 2009
17. The Hathayogapradipika of Svatmarama with the Commentary Jyotsna of Brahmananda and English Translation. Madras: The
Adyar Library and Research Center, 1972.
18. Tirumular. Tirumantiram: A Tamil Scriptural Classic. Madras: Sri Ramakrishna Math, 2002.
19. Vaiyapuripillai S. History of Tamil Language and Literature. Madras: New Century Book House, 1988.
20. Williams K.L. "Understanding Om (Aum), Turïya, and the Three States of Consciousness in the Mandukya Upanisad." Psycho-
logical Perspectives 51.2 (2008): 287-315.
Цитирование по ГОСТ Р 7.0.11—2011:
Сафина, Н. А. Психические состояния «турия» и «туриятита» в учении Тирумулара (на основе тамильского трактата «Тирумантирам») / Н.А. Сафина // Пространство и Время. — 2016. — № 3—4(25—26). — С. 119—126. Стационарный сетевой адрес 2226-7271provr_st3_4-25_26.2016.42.