Научная статья на тему 'Менеджмент в му «Козьмодемьянский музейный комплекс» республики Марий Эл - фактор сохранения и популяризации культурного наследия'

Менеджмент в му «Козьмодемьянский музейный комплекс» республики Марий Эл - фактор сохранения и популяризации культурного наследия Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
152
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙНЫЙ МАРКЕТИНГ / МУЗЕЙНЫЙ КОМПЛЕКС / РЕКЛАМА / СИСТЕМА СКИДОК И БОНУСОВ / ОБНОВЛЕНИЕ ЭКСПОЗИЦИИ / АНАЛИЗ ПОСЕЩАЕМОСТИ / РАЗРАБОТКА ТУРИСТИЧЕСКИХ МАРШРУТОВ / MUSEUM MARKETING / MUSEUM COMPLEX / ADVERTIZING / SYSTEM OF DISCOUNTS AND BONUSES / EXPOSITION UPDATING / ATTENDANCE ANALYSIS / DEVELOPMENT OF TOURIST ROUTES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Фирсов Александр Юрьевич

В статье рассматривается использование маркетинговых технологий в целях развития музейного комплекса и превращение его в конгломерат, включающий в себя туристическое направление, гостиничный бизнес, образовательное и культурно-досуговое учреждение. Однако приоритет остается за музейной деятельностью, направленной на сохранение и популяризацию культурного наследия народов России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Management in MU «Kozmodemyansky Museum Complex» of the Republic of Mari El as a factor of preservation and promoting of a cultural heritage

In article use of marketing technologies for development of a museum complex and its transformation into the conglomerate including the tourist direction, hotel business, educational and cultural and leisure institution is considered. However the priority remains behind the museum activity directed on preservation and promoting of a cultural heritage of the people of Russia.

Текст научной работы на тему «Менеджмент в му «Козьмодемьянский музейный комплекс» республики Марий Эл - фактор сохранения и популяризации культурного наследия»

УДК [069:005](470.343)

А. Ю. Фирсов

Менеджмент в МУ «Козьмодемьянский музейный комплекс» Республики

Марий Эл - фактор сохранения и популяризации культурного наследия

В статье рассматривается использование маркетинговых технологий в целях развития музейного комплекса и превращение его в конгломерат, включающий в себя туристическое направление, гостиничный бизнес, образовательное и культурно-досуговое учреждение. Однако приоритет остается за музейной деятельностью, направленной на сохранение и популяризацию культурного наследия народов России.

Ключевые слова: музейный маркетинг, музейный комплекс, реклама, система скидок и бонусов, обновление экспозиции, анализ посещаемости, разработка туристических маршрутов

Alexander Y. Firsov

Management in MU «Kozmodemyansky Museum Complex» of the Republic of Mari El as a factor of preservation and promoting of a cultural heritage

In article use of marketing technologies for development of a museum complex and its transformation into the conglomerate including the tourist direction, hotel business, educational and cultural and leisure institution is considered. However the priority remains behind the museum activity directed on preservation and promoting of a cultural heritage of the people of Russia.

Keywords: museum marketing, museum complex, advertizing, system of discounts and bonuses, exposition updating, attendance analysis, development of tourist routes

В деятельности музеев все большее значение приобретает маркетинг как один из видов творческого управления с целью расширения сфер влияния музеев путем выяснения запросов потребителей специфически музейной продукции, организации исследований в области потребительского рынка музейных услуг и разработок, связанных с удовлетворением этих запросов.

Главными задачами музейного маркетинга являются:

- анализ потребностей посетителей;

- прогноз их состава, в т. ч. с учетом сезона;

- определение перспективных услуг, которые может предложить музей;

- уровень платежеспособности посетителей;

- возможности получения музеем прибыли.

В отличие от маркетинга в коммерческих учреждениях, музейный маркетинг привлекает ресурсы в двух формах:

1) прямой - за счет продажи потребителям своих товаров и услуг;

2) опосредованной - за счет привлечения внешних ресурсов:

• Том 212 • Музей в мире культуры. Мир культуры в музее

101

_________Раздел I. Историческая миссия музея в пространстве мировой культуры_

- бюджетных средств,

- грантов,

- спонсорской поддержки,

- частных пожертвований.

Эти средства используются для реализации социально значимых культурных проектов и программ.

Но, к сожалению, в последние годы частных пожертвований и спонсорской поддержки становится все меньше, так как предпринимателям невыгодно вкладывать деньги в благотворительность (ранее они освобождались от налогообложения, сейчас это не действует). И на современном этапе государство заинтересовано в том, чтобы музеи сами зарабатывали, но с другой стороны, музеям становится все сложнее это сделать: это и не гибкая система налогообложения (НДС, Налог на прибыль), это и развитие Интернет ресурсов.

Грантовые программы, как правило, рассчитаны на софинансирование с муниципалитетами, а у муниципалитета не всегда есть средства на грантовые программы.

МУ «КМК» занимается маркетинговой деятельностью очень давно, еще не зная, что деятельность по привлечению туристов называется маркетинговой деятельностью.

Надо сказать, что КМК отличается от всех других музеев республики. Кроме своей основной деятельности мы занимаемся сохранением памятников истории и архитектуры, содержанием и ведением гостиничного хозяйства, содержанием причального понтона, организуем работу мастеров ДПИ, являемся ответственным лицом за развитие туризма в городе, проводим работу по сдаче в аренду зданий и помещений.

Бурные конец 90-х - начало нулевых заставило работников музея искать новые пути по привлечению посетителей в музей (тогда еще один). Тогда работники музея начали привлекать туристические фирмы к работе с музеем (так как бюро путешествий и экскурсий перестало существовать). Встречали теплоходы в Чебоксарах, сами рекламировали и набирали группы туристов. Это был поистине героический шаг.

С образованием Музейного комплекса в 2001 г. стало насущной необходимостью привлечение как можно большего количества посетителей в музеи (их стало уже 4), в музейный комплекс. Был сделан уклон на работу с туристическими фирмами.

За счет чего это можно было сделать?

- За счет расширения сферы обслуживания.

- За счет системы скидок и гибкой ценовой политики музейного комплекса

- За счет предложения новых продуктов

Расшифруем каждый пункт.

102

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •

_________Section I. The historical mission of the Museum in the space of world culture_

Если ранее потребитель услуг мог выбрать один из музеев (причем каждый музей старался привлечь как можно больше туристов себе), то после объединения стало возможным варьировать посещение музеев города на практически любой вкус и стало проще работать с туристическими фирмами.

Музейный комплекс предлагает на современном этапе достаточно гибкую систему скидок и бонусов. Например, если туристическая фирма заказывает посещение всех музеев, то экскурсия по городу предоставляется бесплатно.

Новые продукты: сотрудники музея предлагают новые формы обслуживания. Это театрализованные экскурсии и представления, и чайные мероприятия, и тематические экскурсии, и мн. др.

Немаловажную роль в деятельности музейного комплекса играет реклама.

Рекламу можно разделить на несколько подразделов.

- Наглядная реклама

- Баннеры, постеры, представляющие работу музеев

- Реклама в средствах СМИ

- Информация о выставках, мероприятиях проводимых в музеях (газета, ТВ)

- Реклама в сети Интернет (сайт МУ «КМК»)

- Раздаточная реклама: флаера с информацией о том, что можно посетить то или иное мероприятие, или же какой-либо музей

- Рекламная печатная продукция МУ КМК

- Продукция, которая рассказывает об экспозициях музейного комплекса

- Виртуальный город-музей

В этом году сотрудники музея нашли способ бесплатно сделать виртуальный тур. Был приглашен человек, который сейчас создает этот продукт.

Немаловажным способом привлечения посетителей является смена экспозиций. Экспозиции не должны быть статичными. Если в музее ничего не меняется на протяжении многих лет, то посетитель не пойдет второй, третий раз смотреть одно и то же. КМК обладает большими фондами, что позволяет варьировать экспозиции, и каждый год предлагает что-либо новое для посетителей.

Музейный комплекс ориентируется на разные категории посетителей: для детей действует программа «Музей - детям», для пожилых проводятся разнообразные мероприятия, клуб «Радость» с удовольствием проводит заседания в стенах музеев.

И конечно, одним из главных приемов в маркетинговой работе музейного комплекса является анализ количества посещений музеев города и обработка данных о посещении города.

2009 г. - 47 318 посетителей.

2010 г. - 42 875 посетителей (снижение обусловлено объективными причинами: аномальная жара, природные пожары).

2011 г. - 51 180 посетителей.

• Том 212 • Музей в мире культуры. Мир культуры в музее

103

_________Раздел I. Историческая миссия музея в пространстве мировой культуры_

2012 г. - 50 589 посетителей.

Достаточно большую помощь в привлечении посетителей в 2011 г. (несмотря на крушение «Булгарии» и несколько пожаров на теплоходах) оказал Евгений Касперский, его пребывание в Козьмодемьянске всколыхнуло Интернет-обывателей, блогеров, журналистов.

С присоединение Музейному комплексу гостиницы у нас появилась возможность принимать туристов круглогодично. Ранее был «мертвый сезон» (октябрь-апрель). Конечно, никто на один день не поедет, но сейчас появилась возможность принимать туристические группы на два-три дня (мы сами можем немного варьировать цены на проживание, конечно, в пределах разумного).

Сотрудниками музея разработаны новые туристические маршруты .

Таким образом, МУ КМК уже перестает быть музеем в чистом виде, мы становимся уже таким конгломератом, включающим в себя и туристическое направление, и гостиничный бизнес, и культурно-досуговое учреждение, и образовательное, и, конечно же, главным направлением все-таки является музейная деятельность, направленная на сохранение и популяризацию культурного наследия народов России.

104

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.